АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 4 (26) 2013. с. 37-46.
УДК 372.8
О КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Елена Николаевна Дзятковская Институт содержания и методов обучения РАО [email protected]
экологическое образование, основы безопасности жизнедеятельности, интегрированный курс, старшая школа.
Рассмотрена актуальность разработки интегрированного учебного курса «Экология и безопасность жизнедеятельности» для старшей школы. Определены нормативные, методологические и методические основания концепции интегрированного курса. Выявлены тенденции развития содержания экологического образования и ОБЖ, которые подготовили основы для их интеграции. Прогнозируются педагогические эффекты интегрированного учебного курса «Экология и безопасность жизнедеятельности».
ABOUT THE CONCEPT OF THE INTEGRATED COURSE "ECOLOGY AND SECURE LIFE
ACTEVITY"FOR SENIORSCHOOL PUPILS
Elena Nickolaevna Dzyatkovskaya Institute of the contents and training methods of Russian academy of education
ecological education basis of secure life activity, the integrated course, comprehensive school.
Relevance of development of the integrated training course "Ecology and secure life activity" for comprehensive school is considered. The normative, methodological and methodical ground of the integrated course is defined. Tendencies of development of education which prepared bases for integration process are revealed. Pedagogical effects of the integrated training course "Ecology and secure life activity" are predicted.
Актуальность разработки концепции и учебной программы УМК интегрированного предмета «Экология и безопасность жизнедеятельности» для старшеклассников обусловлена характером требований ФГОС среднего (полного) общего образования к структуре основной образовательной программы и ее результатам. Так, в составе основной образовательной программы старшей школы предусмотрена программа социализации и воспитания старшеклассников, с выделением в ней самостоятельного направления - «формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни». В учебном плане старшей школы предусмотрена новая предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», включающая три предмета - базовые «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности» и по выбору - «Экология». И требования к результатам программы социализации и воспитания старшеклассников, и требования к результатам новой предметной области носят общекультурный характер, их достижение предусматривает объединение образовательного потенциала ОБЖ и экологии. Однако, механизмы достижения таких интегрированных результатов в формате требований ФГОС остаются до настоящего времени мало неисследованными [6]. Поэтому задача формирования интегрированного учебного предмета «Экология и безопасность жизнедеятельности» для старшеклассников в условиях стандартов нового поколения является инновационной.
Ее решение требует выявления новых образовательных ресурсов, которые появляются у интегрированного учебного предмета. Их необходимо описать, определить место в реализации
требований ФГОС С(П)О, разработать их методическое и содержательное обеспечение. Необходимо также выполнить работу по сравнительному анализу объекта, предмета познания экологического образования и ОБЖ, их планируемых (предметных, метапредметных и личностных) результатов; выявлению онтологических, гносеологических и аксиологических оснований их интеграции, ее смысла с точки зрения интересов государства, общества и личности, целей и результатов интегрированного курса.
В разработке концепции интегрированного курса приняли участие специалисты в области ОБЖ (ВНИИ ГОЧС), экологического образования (ИСМО РАО), экологической психологии (Психологический институт РАО), образования в области здоровья (МГМСУ, ИСМО РАО).
Основания проектирования концепции
При разработке концепции интегрированного курса ОБЖ и экологии мы опирались на нормативно-правовые документы Российской Федерации, в которых определяются и регламентируются вопросы обеспечения безопасности личности, общества и государства; образования в области безопасности жизнедеятельности, экологии и здоровья; сформулированы цели, принципы и основные направления деятельности государства по обеспечению безопасности в различных сферах жизнедеятельности человека и экологическому образованию.
Предусмотренная стандартом общность поставленных задач для учебных предметов, входящих в единую предметную область, их направленность на общекультурную подготовку выпускника, конструирование на общей методологической основе системно-деятельностного подхода создает необходимые правовые основания для их интеграции.
Сопоставление требований стандарта к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «Экология» (базовый уровень) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень) конкретизирует основания их интеграции. Даже первичный анализ показывает, что содержание учебных предметов взаимодополняет и углубляет друг друга. Так, знакомство с теоретическими основами безопасности помогает структурировать знания, необходимые для формирования ноосферного миропонимания; рассматриваемые в ОБЖ объекты безопасности дополняются биосферным уровнем, реализуя важнейший принцип теории безопасности -системного подхода и т.д.
Методологическими основаниями исследования служили идеи развивающего образования, сформулированные в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Рубцова и др.; культурно-деятельностная парадигма А.Г. Асмолова, теоретико-методологические основы создания современных школьных учебников, разработанные В.П. Беспалько, Д.Д. Зуевым, И.К. Журавлевым, В.В. Краевским и др.; фундаментальные работы в области содержания образования (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, Д.Н. Никандров, В.А. Сластенин, М.Н. Скаткин, и др.); психологическая теория развития личности в деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Н. Данилов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); Концепция общего экологического образования для устойчивого развития (РАО, 2012); системный подход в образовании (В.П. Беспалько, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин).
Приступая к разработке концепции, исследователи пришли к выводу о том, что интегрированный курс должен носить гуманитарно-естественнонаучный, социально-проблемный характер; предусматривать механизмы развития сформированных у учащихся в предыдущие годы знаний, умений, ценностных отношений в области экологии, здоровья и безопасности жизнедеятельности в целостную экологически направленную картину мира, экологическое мышление выпускника, экологическую культуру, здоровый и безопасный образ жизни.
Исходили из того, что в процессе интеграции появляются и реализуются новые, интегративные виды деятельности учителя и учащихся, достигаются качественно новые образовательные результаты, системные социальные эффекты (качественные изменения социокультурной ситуации, уровня достижения потребностей социума, самореализации выпускников), возникает новая структурно-функциональная организация содержания. Этим интеграция в образовании отличается от процессов координации, кооперации, комплексирования,
не приводящих к образованию новых систем с эмерджентными свойствами. Разработка интегрированного учебного предмета - процесс не волюнтаристический, не коньюктурный, а результат реализации объективно сложившихся в содержании ОБЖ и экологического образования тенденций к их интеграции, разностороннего анализа таких тенденций и целенаправленного опережающего проектирования [5]. То есть, требуется анализ фактов, обеспечивающих ресурсы интеграционных процессов; включая анализ имеющегося опыта создания интегрированного содержания в области экологии и ОБЖ.
Приступая к разработке концепции интегрированного курса, мы опирались на имеющийся отечественный опыт интеграционных процессов в школьном экологическом образовании и ОБЖ. Идеи создания единой образовательной области «Экология - здоровье - безопасность жизни» много десятилетий высказывались А.Н. Захлебным и его сотрудниками [8]. Практические попытки создания элементов интегрированного содержания экологии и ОБЖ предпринимались И.Д. Зверевым (через понятия экологических рисков окружающей среды и ее безопасности), А.Н. Захлебным, С.В. Алексеевым, Ю.Л. Хотунцевым, В.В. Сапроновым (основы безопасности жизнедеятельности и экология человека); И.Т.Суравегиной (экологическая ответственность человека за безопасность окружающей социоприродной среды); Е.И. Лернер (безопасность и здоровье человека в процессе адаптации к окружающей среде); Т.В. Кучер, О.А. Шкляровой (медицинские проблемы экологического качества окружающей среды - безопасность и здоровье человека); С.В. Алексеевым, А.Н. Захлебным, С.А. Мансуровой (экологическая культура личности и культура безопасности); И.Т.Суравегиной, Н.М. Мамедовым, С.Е. Мансуровой, С.Н. Глазачевым (системный и культурологический подход к здоровью и безопасности) и др. Комплексный подход к ОБЖ разрабатывался В.А. Акимовым, Э.Н. Аюбовым, Ю.Л. Воробьевым, В.И. Грачевым, П.И. Кайгородовым, Н.В. Твердохлебовым и другими учеными.
Тенденции развития взаимодействия содержания экологического образования и ОБЖ
Исследования показали, что в недрах и экологического образования и ОБЖ интенсивно идут процессы дифференциации, которые подготовили почву для интеграционных процессов.
Оценивая современное состояние решаемой научно-исследовательской проблемы, следует отметить, что в XXI веке интеграционные процессы становятся базовой тенденцией развития образования. Она отражает явление глобализации всех сфер жизни современной цивилизации. Интеграция в образовании - суть поиска системного подхода к социальному конструированию личности, как человека мира, гражданина своей страны, представителя национальной культуры, части мира природы [9].
Кроме того, следует иметь в виду, что с появлением концепции устойчивого развития начался новый этап развития экологического образования - как основы образования для устойчивого развития. Это повлекло за собой изменение содержания и структуры экологического образования, его предмета познания, понятийно -терминологического аппарата, видов деятельности. Выделились содержательные линии: экологии природных систем («второй природы», которая не входит в предмет изучения биоэкологии), социальной экологии, экологии и здоровья человека. Последняя не ограничилась популяционным уровнем, а вышла на личность, взаимосвязь вопросов экологической безопасности, развития и здоровья человека, их обусловленность характером жизнедеятельности человека, его умениями, ценностными установками. В центре оказывается ключевой вопрос онтологии современной цивилизации - о возможности ее выживания путем самоконтроля своей жизнедеятельности в целях сохранения пригодной для жизни среды обитания. Изменилось и содержательное наполнение используемых терминов. Природа - это не только внешнее окружение человека, но и внутренняя природа самого человека, определяющая его самоидентификацию не только как социального, но и природного существа. Экологические связи и отношения рассматриваются уже не изолировано, а в системе с экономическими и социальными связями общества. Это в полной мере касается и вопросов безопасности человека, как системного понятия, во взаимодействии его экологической, экономической и социальной сторон, на разных уровнях - цивилизационном, биосферном, национальном, индивидуальном. Тем самым, произошло смысловое (семантическое) расширение
понятия «экология»: из биологического оно превратилось в междисциплинарное и наполнилось новым мировоззренческим, ноосферным смыслом (экология сознания, экология духовности и т.п.). Соответственно изменилась и концептуальная база экологического образования школьников. Согласно Концепции общего экологического образования для устойчивого развития, разработанной в РАО, одобренной Президиумом РАО в 2010 г., экологическое образование сегодня - это гуманитарно-естественнонаучная область социально-проблемного знания. Объект познания экологического образования для устойчивого развития - социоприродная экосистема: «Человек, его Деятельность - Общество - Природа», предмет - экологические отношения, в их взаимосвязи с экономическими и социальными.
Усиление социальных и гуманитарных аспектов экологического образования укрепили тенденции к его интеграции с образованием в области безопасности жизнедеятельности человека, «поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве» («Экологическая доктрина РФ», расп. Правительства РФ № 1225 от 31 августа 2002 г.).
Подходы к ОБЖ тоже не остались неизмененными в новом столетии [2]. В теории безопасности жизнедеятельности изменилась постановка проблем безопасности. Понятие национальной безопасности становится комплексным, тесно переплетающимся с представлениями об устойчивом развитии общества, обеспечении качества среды и качества жизни человека (Из Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.97 №1300).Усиливается культурологическая, мировоззренческая и деятельностная функции учебного предмета ОБЖ, как сложной междисциплинарной и многопрофильной отрасли знания. Четко формулируются идеи опережающего, предосторожного проектирования последствий жизнедеятельности человека.
С начала нового столетия, на основе критической рефлексии опыта преподавания ОБЖ, происходит существенная модернизация его содержания. Она связана с развитием теории безопасности жизнедеятельности, в которой принципиально изменилась постановка проблем безопасности. Произошло усиление звучания идей устойчивого развития, актуальности опережающего проектирования жизнедеятельности.
В новую эпоху произошло переосмысление и содержания понятия национальной безопасности, которое становится комплексным, тесно переплетающимся с представлениями об устойчивом развитии общества, обеспечении качества среды и качества жизни человека, и включающим в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения (Из Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.97 №1300) [3].
Сегодня опасности от преобразованной среды, а фактически от жизнедеятельности, в новой эпохе становятся не только преобладающими, но глобальными. Они обостряют все остальные проблемы безопасности вследствие их тесной взаимосвязанности. Если в индустриальную эпоху индивидуальный уровень безопасности зависел от личного поведения в повседневной жизни, а безопасность общества становилась важнее личной безопасности только в кратковременные периоды чрезвычайных ситуаций, то в новой, постиндустриальной, эпохе комплекс проблем безопасности расширился. Его компоненты стали более взаимосвязанными и приобрели новые черты из-за возникновения новой и непрекращающейся угрозы существованию всего человечества от его собственной жизнедеятельности. Фактически, угроза чрезвычайной ситуации в глобальном масштабе стала постоянной. Это значит, что безопасность индивида зависит не только от безопасности общества на национальном уровне, как в течение предыдущей истории, но в не меньшей мере и от безопасности всего человечества в целом. Усложняются представления о системе национальной безопасности, которая приобретает сложную структуру с входящими в нее компонентами: безопасности личности в процессе жизнедеятельности; охраны природной среды (биосферы); государственной безопасности; глобальной безопасности. Наметилось стирание границ между государственным управлением и обеспечением национальной безопасности,
которое стало охватывать все области деятельности личности, общества и государства. Сформировался новый неразрывный комплекс проблем безопасности личности, общества и государства, решение которых наряду с привычными мерами реагирования должно предусматривать меры предотвращения чрезвычайных ситуаций и катастроф от жизнедеятельности человека. Образно эта мысль выражена в тезисе «мы все в одной лодке», и это требует коренного изменения системы ценностей и целей сознательной жизнедеятельности индивидов.
В методике преподавания ОБЖ развиваются представления о том, что для обеспечения безопасности личность должна позиционировать себя как субъект безопасности и четко прогнозировать последствия своей деятельности. Для этого необходимо, чтобы у каждого человека были сформированы не только стереотипы безопасного поведения, но и мировоззренческие основы современных проблем жизнедеятельности, мышление безопасного типа, психологические знания, обеспечивающие личную готовность к действиям в условиях рисков и угроз [4].
Все эти процессы не могли не привести к усилению культурологической, мировоззренческой и деятельностной функции учебного предмета ОБЖ. При сохранении значимости прикладных навыков иформирования стереотипов безопасного поведения, повышаются требования к осознанному проектированию безопасной жизнедеятельности в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, кризисных состояниях; пониманию основ теории безопасности личности - как сложной междисциплинарной и многопрофильной отрасли знания. Соответственно, возрастает междисциплинарный характер учебного предмета ОБЖ, в котором востребуются знания математики, обществознания, географии, экономики, культурологии, социологии, права, психологии и - особенно - экологии [1]. Объектом изучения ОБЖ выступает система «Субъект - Окружающая среда», где субъект -это и личность, и общество, и государство, и цивилизация в целом. Рассматриваются разные аспекты безопасности этой системы: пожарная, радиационная, военная, информационная, экологическая и др.
Таким образом, сопоставление объекта и предмета изучения современного экологического образования и ОБЖ показывает их существенное сходство. Это касается и общности ряда ключевых терминов - безопасность, риск, среда, человек, общество, природа. Важно также, что в центре внимания и экологического образования, и ОБЖ - деятельность человека - субъект безопасности.
Общим в экологическом образовании и ОБЖ является и подход к оценке рисков. Жизни без рисков не бывает. Уровень актуального риска в каждой конкретной ситуации определяется не только качеством среды, но и характером поведения, деятельности субъекта, что ставит проблему ценностей, целей, мотивов и культуры такой деятельности. Цель экологического образования формулируется как экологическая культура личности, как способность ее к деятельности, направленной на экологическую безопасность, здоровье и устойчивое развитие, а цель ОБЖ -культура безопасности, как способность избегать, предупреждать, контролировать разнообразные риски, связанные с деятельностью и окружающей средой [10].
Сходным образом в экологическом образовании и ОБЖ рассматривается и вопрос о видах стратегий действий, поведения, адаптации в опасных и чрезвычайных ситуациях. В экологическом образовании выделяют универсальные стратегии «ухода», «компенсации» и «мобилизации», в ОБЖ - отказ от чрезмерно рисковой деятельности - минимизация рисков; защиту от угрозы; предотвращение ее (устранение причин угрозы, снижение уровня производства рисков) путем преобразования окружающей среды или/и сознания человека и его деятельности. При этом и в экологическом образовании и в ОБЖ отдается приоритет активным способам обеспечения безопасности, формирование резервов, запасов и т.д. безопасности.
Безопасность человека в XXI веке не может быть обеспечена только мерами защиты, поскольку количество и масштабы угроз человеку непрерывно возрастают, многие из новых угроз ставят под вопрос само существование жизни на Земле. Научно обосновывается необходимость
перехода от культуры безопасности на основе реагирования на опасность к культуре безопасности, направленной на предотвращение антропогенных опасностей и катастроф [1].
Общим подходом является также признание важности рефлексии человеком рисков для принятия решения (риск-рефлексия). Согласно теории «общества рисков» и разработанной для российского общества концепции «общества всеобщего риска», в постиндустриальном обществе происходит универсализация, глобализация и институционализация рисков, социальная жизнь становится «непрозрачной», нестабильной и неопределенной, а риск выступает фактором изменения массового сознания и социального поведения. Современные риски приобретают качественно иной по сравнению с опасностями предшествующих эпох характер, отражая культурные, социальные и онтологические аспекты современного экологического кризиса. В целом, по мнению зарубежных и отечественных ученых, занимающихся изучением рисков, происходит объединение проблем экологии, риска и модернизации (глобализации, информатизации) общества, что неотвратимо ставит вопрос о месте рисков в определении поведения, деятельности отдельного человека, общества, государства[12].
К средствам управления рисками относятся: уровень сознания и культуры человека и общества, развитие науки, состояние правовой охраны безопасности и здоровья граждан. Поэтому в методике экологического образования и ОБЖ повышается внимание к формированию умений выявлять риски и оценивать вероятности его реализации, масштаб последствий, определять максимально возможный убыток; выбирать пути управления риском, разрабатывать стратегии для снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий; реализовывать риск-стратегии и оценивать их результаты.
Процессы дифференциации, идущие в содержании экологического образования и ОБЖ, связаны с возрастанием значимости системного подхода к изложению предметного материала, формированию системного мышления и целостного научного мировоззрения. Формируются представления о единой системе «человек - общество - природа», «биосфера - цивилизация», системной организации жизни в биосфере, системности воздействия среды на человека, системности организации безопасности. Системный подход рассматривается как ключевой инструмент познания в области экологии и ОБЖ. Обращение рассматриваемых областей педагогики к системному подходу связано с осознанием ими своего состояния как переходного от эмпирического к теоретическому этапу развития и с началом концептуального оформления методологии культурно-деятельностной парадигмы неклассического конструктивизма.
Развитие системного мышления - не только основа современного экологического образования, но и предмет его изучения. Вариант системного подхода, представленный экосистемной познавательной моделью, включен в требования ФГОС ООО и ФГОС С(П)О к результатам экологического образования как средство формирования экологического мышления
[7].
Одна из форм системности в преподавании, как экологии, так и ОБЖ - ситуационное обучение (рекомендовано ЮНЕСКО для образования в интересах устойчивого развития) -обучение в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, учебное и социальное полипозиционирование, позволяющие приобретать практический опыт поведения в реальных жизненных ситуациях. Эти формы организации учебной деятельности школьников задействуют не только интеллектуальные, но и эмоциональные, мотивационно-волевые, ценностные, коммуникативные, организационные качества личности. Они развивают поисковое, критическое, прогностическое, аксиологическое и рефлексивное мышление, выводят тематику экологии и ОБЖ в интегрированную естественно-научную - гуманитарную - технологическую сферу, охватывая природное и социальное в их единстве - по сути, выходят в надпредметную, системную и комплексную проблематику. Учебно-проектные ситуации позволяют в безопасных условиях, с правом на ошибку и ее исправление, формировать опыт субъектности (активности, инициативности, самостоятельности) в освоении общеучебных, коммуникативных и социальнопрактических способов деятельности для решения жизненной проблемы). Учащиеся приобретают опыт ценностного самоопределения, отношения к разным позициям и моделям поведения, нравственного выбора. В условиях ситуационного обучения формируется опыт мотивационно-
волевого напряжения, направленного на достижения цели; сотрудничества и толерантности; организации индивидуальной и групповой деятельности; оценки и рефлексии своего поведения; применения рефлексивно-оценочных умений в социальной практике [6].
Сопоставление аксиологических оснований экологического образования и ОБЖ также показывает их принципиальную тождественность, взаимодополнение, значимость экоцентрических ценностей, определяющих стратегическую направленность воспитательного процесса. Ценностно-целевые ориентиры и ведущие направления воспитания в области экологии и безопасности жизнедеятельности определяются идеями устойчивого развития и коэволюции общества и природы [11]. Известно, что воспитание здорового и безопасного образа жизни, если оно ведется на аксиологии антропоцентризма, неизбежно заводит в тупик, поскольку в современном глобальном мире обеспечить безопасность отдельного индивида вне безопасности окружающей его среды невозможно.
Вектором системообразования экологического образования и ОБЖ сегодня выступают идеи образования для устойчивого развития. Их реализация предусматривает интеграционные процессы в образовании, которые имеют общекультурный, междисциплинарный, естественнонаучно-гуманитарный характер. В главе 36 Повестки 21 «Образование и просвещение для устойчивого развития», говорится о том, что образование является фундаментом устойчивого развития, а интеграция элементов устойчивого развития в систему обучения выступает важнейшим шагом на пути к устойчивому развитию.
Фактически, образование для устойчивого развития - это не интегрированный учебный курс, а интегрированное образовательное пространство, с новыми целями и результатами. Его основой, в соответствии с международными рекомендациями, выступает экологическое образование.
Педагогические эффекты интегрированного курса «Экология и безопасность
жизнедеятельности»
В целом, целесообразность интеграции экологического образования и ОБЖ в общеобразовательной школе заключается в:
- снижении учебной нагрузки за счет исключения дублирования учебного материала,
- усилении практически ориентированного курса ОБЖ системным подходом, мировоззренческими основами образования для устойчивого развития, экоцентрическими позициями в противовес антропоцентрическим,
- повышении качества экологического образования за счет усиления практических вопросов поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, достраивания до проблематики устойчивого развития, расширения спектра модельных ситуаций для формирования экологического мышления и экологического сознания,
- обеспечении системности изучения вопросов глобальной экологической безопасности,
- формировании представлений об экологической обусловленности здорового и безопасного образа жизни населения, уменьшающих риски механического переноса стандартных правил в новую ситуацию;
- овладении принципами организации экологически безопасной среды жизни (в том числе образовательной);
- расширении базы экологического мышления как методологического инструмента разрешения противоречий «человек - окружающая его среда» в условиях «общества рисков», а также регулятивных и риск-рефлексивных умений;
- формировании представлений об «экологических табу» не только по отношению к хозяйственной деятельности человека, но и к деятельности системы обеспечения безопасности;
- адекватном понимании места человека в современном мире - обществе рисков,
- обучении выбору стратегии действий в целях повышения качества окружающей среды, качества своей жизни в интересах устойчивого развития,
- придание экологически ориентированного, безопасного характера любым социально -значимым индивидуальным и коллективным проектам,
- деятельностных пробах по достижению пускай небольших, но измеримых положительных изменений состояния окружающей образовательной среды, безопасности школьного уклада жизни,
- расширении объема ряда понятий, базы социального партнерства, общекультурной основы профессиональной ориентации,
- понимании комплексности современных проблем окружающей среды и безопасности человека в их взаимосвязи, необходимости партнерства государства, предпринимательства, общественности,
- углублении, с системных позиций, понимания базовых национальных ценностей как духовных основ российского патриотизма, включая экологические ценности - культурного и биологического разнообразия,
- дополнении основ военной подготовки представлениями о ее особенностях в условиях вероятности экологических войн, экологии войны и роли мира в устойчивом развитии цивилизации,
- системном представлении о внутренних и внешних угрозах, которые включают новые явления современной эпохи - глобальные угрозы преобразовательной жизнедеятельности человечества, информатизация, экономическая интеграция, унификация культуры мирового сообщества, освоение космоса и т.д., связанные между собой общими процессами мировой динамики,
- осведомленности о проблемах устойчивого развития на глобальном, региональном и местном уровне,
- формировании совместными усилиями основ психологической грамотности в поведении человека в опасных ситуациях;
- возможности обогащения опыта организации личностно и социально значимой деятельности учащихся, направленной на повышение качества жизни и качества окружающей среды, индикаторами которого являются показатели безопасности и здоровья,
- формировании основ экологически безопасного здорового и безопасного образа жизни;
- возможности приданию учебной культуре школьника в образовательной среде здоровьесберегающего и безопасного характера; становлении индивидуально рационального стиля ведущей деятельности;
- а также повышении имиджа экологического образования и учебного предмета ОБЖ, которые призваны привлекать учащихся, предупреждать фобии опасных и чрезвычайных ситуаций, формировать гражданскую ответственность и правовое самосознание, духовность и культуру на основе идей устойчивого и безопасного развития на разных уровнях организации жизнедеятельности.
Интегрированный курс создает основы решения и ряда дидактических проблем. Так, реальное увеличение количества рисков в окружающем мире, расширение набора опасных ситуаций - наталкивается на ограниченность объема учебных часов предмета ОБЖ. Выход из этого противоречия лежит на пути реализации принципа двойного вхождения ОБЖ: дополнения предметной модели организации обучения - аспектной, как сквозной содержательной линии. Опыт разработки такой модели есть в экологическом образовании [11]. Интересы же экологического образования по его интеграции с ОБЖ связаны с нереализацией предметной модели экологического образования - из-за отсутствия такого учебного предмета и «рассыпанности» экологического образования по разным учебным предметам и предметным областям.
Ключевыми идеями проектирования содержания учебного предмета «Экология и безопасность жизнедеятельности» являются идеи:
- универсальной ценности жизни на Земле;
- универсальной ценности биологического и культурного разнообразия на Земле в их взаимосвязи и взаимообусловленности, важность их сохранения для перехода цивилизации к устойчивому развитию, средосберегающему природопользованию;
- взаимообусловленности здоровья человека и безопасности окружающей его среды (человечество сможет выжить, только сохранив способность биосферу поддерживать те условиях жизни, к которым человек может адаптироваться);
- ценности самоограничений на основе экологического, правового и нравственного императива;
- качества жизни человека и качества социоприродной среды;
- образования - для культуры и через культуру (культуру безопасности, культуру здоровья, экологическую культуру, как взаимосвязанные между собой стороны культуры устойчивого развития).
- универсальной значимости системного мышления в глобальном мире и природосообразного управления живыми системами;
- ценности мотивации к развитию своей грамотности в вопросах экологии, здоровья, безопасности, экологической культуры и культуры безопасности в течение всей жизни;
- важности эмоциональной устойчивости человека в опасных и чрезвычайных ситуациях как важного резерва сохранения своего здоровья и даже жизни;
- принципиального единства окружающей человека природы и его собственной природы, как биологического существа; общности принципов регуляции любой живой системой - мягкого управления, обратной связи, гибкого планирования и др.;
- практического приложения экологической культуры, культуры безопасности к собственной учебно-познавательной деятельности и окружающей образовательной среде для придания им качеств безопасности и здоровьесбережения;
- ценности принципа предосторожности в действиях, поведении людей в условиях общества рисков и непредсказуемости;
- предотвращения опасности до ее зарождения, уменьшения последствий и компенсаций ущерба;
- ценности саморазвития личностных качеств, необходимых для служения Отчизне в разных его формах (честный труд, законопослушность, исполнение Конституциональных обязанностей);
- присутствия рисков для здоровья и безопасности человека и качества окружающей среды в любой профессии;
- принципиальной невозможности жизни без рисков; важности психологического принятия всюдности риска как от природных, так и техногенных источников и недопущения фобий; формирования взвешенного отношения к рискам на основе взаимоучета их экологического, экономического и социального аспектов;
- экологической обусловленности здорового образа жизни населения; индивидуальной системы здорового образа жизни отдельного человека;
- биоадекватного управления живыми системами разного уровня (включая организм человека) на основе экологического императива;
- ресурсного подхода к обеспечению безопасности, здоровью и устойчивому развитию;
- усиления экоцентрических позиций в сознании в противовес антропоцентрическим.
Вывод. Исследованиями показано, что к принципиально достижимым новым культурно -
деятельностным результатам интеграции экологического образования и ОБЖ могут быть отнесены:
с точки зрения процедурного знания - новый уровень развития регулятивных и рефлексивных умений, риск-рефлексии, взаимодействия и сотрудничества, экологического мышления, овладение принципами биоадекватного управления системой «человек - среда», приобретение личного опыта применения этих умений при со-проектировании образовательной среды с заданными свойствами и организации безопасного уклада школьной жизни; освоение ресурсного подхода к обеспечению безопасности, здоровью и устойчивому развитию;
с точки зрения декларативного знания - систематизация знаний о закономерностях взаимодействия в системе «Человек, его Деятельность - Природа - Общество»; освоение принципов действий для устойчивого развития (мягкое управление, обратные связи, гибкое планирование и др.), ключевых положений ОУР; понятия экологического императива
(ограниченности резервов адаптации и самовосстановления природных и социоприродных систем) как объективного ограничителя выбора безопасного поведения человека; введение новых понятий
- качества жизни, качества окружающей среды; обогащение новым содержанием понятий -экологическая культура, безопасность, здоровый образ жизни; формирование представлений об экологической обусловленности здорового образа жизни населения и об индивидуальной системе здорового образа жизни отдельного человека, об «экологических табу» - не только по отношению к глобальным биосферным процессам, но и к самому себе, как представителю природного мира.
Литература
1. Алексеев С.В. Методологические основания интеграции содержания учебных курсов экологии, валеологии и ОБЖ // Отечественный и зарубежный опыт образования в области окружающей среды: Тез. докл. -СПб., 1999. - С. 3-4.
2. Аюбов Э.Н., Твердохлебов Н.В., Хоруженко А.Ф. Комплексный подход МЧС России к формированию культуры безопасности жизнедеятельности: Монография. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. - 204 с.
3. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Человеческий фактор в проблемах безопасности / Рук. авт. кол-ва Н.А. Махутов. - М.: МГФ «Знание», 2008. - 688 с.
4. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Комплексная безопасность человека: Учебное пособие; МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. -360 с.
5. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. - Р.-н-Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. - 440 с.
6. Дзятковская Е.Н. Тенденции интеграции образования в области экологии и здоровья // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2012. - № 2. - С. 16-24.
7. Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: Учебное пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов. - М.: Образование и экология, 2010. - 140 с.
8. Захлебный А.Н. О создании новой образовательной области «Экология - здоровье - безопасность жизни» // Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий: Сб. тез. Всерос. конф. / Под ред. С.В. Алексеева. - СПб., 2001. - С. 23-25.
9. Зверев И.Д. Интеграция межпредметных связей в общем и региональном экологическом образовании // Региональные системы экологического образования: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. Л.П. Симоновой, А.Н. Захлебного, Н.В. Скалона . - М.: Педагогика, 1988. - С. 9-10.
10. Кайгородов П.И. Концептуальные основы интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности»: Автореф. дис. ... канд. пед. наук, 2000. - 24 с.
11. Концепция общего экологического образования для устойчивого развития -raop.m/content/Prezidшm2010.09.29.Spravka.1.pdf
12. Краснянская Т.Н. Психология самообеспечения безопасности: феноменология, механизмы, стратегии: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - Таганрог, 2006. - 32 с.