Научная статья на тему 'Проблема переходности в гуманитарном образовании и переходные периоды в существовании общества'

Проблема переходности в гуманитарном образовании и переходные периоды в существовании общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
112
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕХОДНОСТЬ / ПЕРЕХОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ В ОБЩЕСТВЕ / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / ПЕРЕХОДНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ТРАНЗИТИВНОСТЬ / TRANSITIONALITY / TRANSITIONAL PROCESSES AND OCCURRENCES / TRANSITIONAL PERIOD / TRANSITIONALITY IN EDUCATION / REFORMATION / TRANSITIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бортников С. Д., Халев В. В.

В статье раскрывается ряд актуальных вопросов проблемы переходности в научно-философском знании рубежа XX-XXI веков. В онтологическом аспекте переходность проявляется как на уровне отдельных процессов, явлений, так и в универсальных закономерностях переходного периода. Данное актуальное знание должно включаться в современные учебные программы ряда общесоциальных дисциплин профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF TRANSITIONALITY IN HUMANITIES EDUCATION AND TRANSITIONAL PERIODS IN EXISTING OF THE SOCIETY

A number of urgent issues of transitional problem in scientific-philosophical knowledge of 19-21 centuries are revealed in the article. In ontological aspect transitionality is shown as on the level of separate individual processes and occurrences, also as in universal regularities of transition. This actual knowledge must be included in modern educational programmes of general social disciplines of vocational training.

Текст научной работы на тему «Проблема переходности в гуманитарном образовании и переходные периоды в существовании общества»

4. Возьмитель, А.А. Образ жизни в России: динамика изменений / А.А. Возьмитель, Г.И. Осадчая // СОЦИС. - 2010. - № 1(309).

5. Левада, Ю.А. Сочинения. Проблема человека. - М., 2011.

6. Гудков, Л. Условия воспроизводства «советского человека» // Вестник общественного мнения. - 2009. - № 2 (100).

7. Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации. - М., 2005.

Bibliography

1. Shneyjder, L.B. Identichnostj. - M., 2003.

2. Gudkov, L. Postsovetskiyj chelovek i grazhdanskoe obthestvo / L. Gudkov, B. Dubin, N. Zorkaya. - M., 2008.

3. Yadov, V.A. Socialjnaya identifikaciya lichnosti. - M., 1993.

4. Vozjmitelj, A.A. Obraz zhizni v Rossii: dinamika izmeneniyj / A.A. Vozjmitelj, G.I. Osadchaya // SOCIS. - 2010. - № 1(309).

5. Levada, Yu.A. Sochineniya. Problema cheloveka. - M., 2011.

6. Gudkov, L. Usloviya vosproizvodstva «sovetskogo cheloveka» // Vestnik obthestvennogo mneniya. - 2009. - № 2 (100).

7. Giddens, Eh. Ustroenie obthestva: ocherk teorii strukturacii. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 15.07.13

УДК 340.12

Bortnikov S.D., Halev М. THE PROBLEM OF TRANSITIONALITY IN HUMANITIES EDUCATION AND TRANSITIONAL PERIODS IN EXISTING OF THE SOCIETY. A number of urgent issues of transitional problem in scientific-philosophical knowledge of 19-21 centuries are revealed in the article. In ontological aspect transitionality is shown as on the level of separate individual processes and occurrences, also as in universal regularities of transition. This actual knowledge must be included in modern educational programmes of general social disciplines of vocational training.

^y words: transitionality, transitional processes and occurrences, transitional period, transitionality in education, reformation, transitivity.

С.Д. Бортников, д-р культурологии, проф. каф. истории и философии Алтайской гос. бюджетной

академии культуры и искусств, г. Барнаул; В.В. Халев, соискатель каф. гуманитарных дисциплин

Алтайского филиала Московского гос. университета культуры и искусств (МГУКИ), г. Рубцовск,

E-mail: khalev1989@hotmail. com

ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДНОСТИ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПЕРИОДЫ В СУЩЕСТВОВАНИИ ОБЩЕСТВА

В статье раскрывается ряд актуальных вопросов проблемы переходности в научно-философском знании рубежа XX-XXI веков. В онтологическом аспекте переходность проявляется как на уровне отдельных процессов, явлений, так и в универсальных закономерностях переходного периода. Данное актуальное знание должно включаться в современные учебные программы ряда общесоциальных дисциплин профессионального образования.

Ключевые слова: переходность, переходные явления и процессы в обществе, переходный период, переходность в образовании, реформирование, транзитивность.

В конце ХХ - начале XXI вв. в социально-философской, а также в общесоциологической (прежде всего, политологической, экономической, правоведческой) литературе появляется термин «переходность», который получает довольно широкое распространение в научной литературе, в ряде серьезных публицистических, политико-правовых и политико-экономических работ [1-4; 8; 11]. Этот термин стал употребляться на разных уровнях познания - эмпирическом, теоретическом, прикладном. Данное понятие стало входить в ряд учебных изданий литературы соответствующих специальностей. Оно генетически и логически связано с более ранним термином, получившим хождение в XIX веке - «переходный период» в учении марксизма [6; 7; 9; 10]. Поэтому мы считаем, что проблема переходности - ее содержание, а также понятийный аппарат - приобретает определенное значение в научном, прикладном, а также образовательном аспектах, поскольку современный социализирующийся человек, профессионал должен быть готов работать с новой социальной реальностью нарастающих переходных процессов.

В данной статье мы специальное внимание уделим переходности и переходным периодам в существовании общества (как главной онтологической базе данной проблемы) и покажем значимость данной проблемы в социально-философской теории и в современном образовании.

Характеризуя общество с середины, и особенно, с конца ХХ века, можно отметить, что оно отличается нарастающей динамикой не только внутри качественно специфичных социально-государственных систем, но и различного рода переходами таких систем из одних состояний в другие, а также нарастающими взаимодействиями между социосистемами, как сходными, так

и резко отличающимися друг от друга. Период рубежа ХХ - XIX веков ознаменовался перестройкой общественных процессов практически на большинстве континентов планеты. Соответственно, социологические и социально-философские типологии социально-государственных систем носят очень подвижный характер, содержат порой взаимоисключающие смыслы. С одной стороны, современное общество характеризуется как посткапитализм, постиндустриализм, где уже исчезли классические капиталистические отношения, где сущностными характеристиками социосистем стали другие (например, технические, менеджерские, потребностные и пр.). Обосновываются концепции информационного общества, открытого общества, общества устойчивого развития и т.д.

С другой стороны, как отмечает В.В. Орлов, современное постиндустриальное общество - это, несомненно, поздний капитализм. Его толкования как «посткапиталистического» так и «постбуржуазного» преждевременны [9, с. 245]. На это указывает, в частности, и ряд социальных процессов в Евросоюзе конца первого десятилетия нашего века, в которых четко проявляется углубляющееся классовое расслоение общества. Так, М. Кастельс убедительно показывает, что постиндустриальное общество привело не к ослаблению, а к усилению направленности экономической деятельности на максимализацию прибыли. Экономически и политически, как никогда ранее, и вместе с тем растерянный, потерявший притягательные для личности и общества идеи и ценности... капитализм переживает внутренний процесс вырождения. Подготавливается неминуемый качественный переход человеческого общества к принципиально новому общественному устройству, в котором «свободное развитие каждого - условие свободного развития для всех» [5].

Все большее значение приобретают социально-экологические концепции, чаще негативного, нежели позитивного плана, в которых обосновывается дисбаланс социально-природных отношений путем сверх потребления обществом природных ресурсов и истощения исходной среды бытия людей. Здесь переходность социальной жизни имеет скорее негативный, чем позитивный характер. В современном глобализирующемся мире нарастает ряд кардинальных социально-государственных перемен, которые практически не осмысливаются в социально-философском аспекте. Поэтому появляются такие названия, которые не имеют ничего общего с серьезными индуктивными или дедуктивными научно-философскими выводами: оранжевые, жасминовые, тюльпановые революции и т.п. Иными словами, онтологически переходность все шире охватывает социальный мир планеты, который входит в состояние нарастающего синергетического динамического неравновесия. В большинстве случаев ученые и практики лишь констатирует нарастание феноменов переходности, но при этом последствия данных процессов и явлений довольно туманны. В научно-философском плане это скорее важнейшая жизненная проблема, которая еще далека от своего решения. Последствия этой глобальной переходности могут быть катастрофичны. Поэтому она имеет выраженную актуальность. Именно поэтому она уже сегодня вошла не только в науку, но и в образование.

Т. Ахмедова отмечает, что современное мировое сообщество представляет «семейство стран», которые разными авторами подразделяются на различные группы в зависимости от их принадлежности к той или иной цивилизационной (социокультурной или этно-конфессиональной) системе Так, выделение групп может происходить по критериям уровня или механизма развития, отношения к модернизации или демократизации и т.п. Примечательно то, что во всех современных классификациях отводится место группе «переходных стран». В настоящее время в мире в «переходном состоянии» находится более 50 стран. Они, в свою очередь, имеют особенности, неповторимые черты, но также могут группироваться по некоторым сходным признакам. Так, в настоящее время в подобных социологических классификациях выделяется специфичный подкласс - «постсоветские переходные общества» [1].

В оценке происходящих процессов часто формируется социальный плюрализм мнений, доходящий порой до агностицизма или узкого сенсуализма, который прогрессирует на фоне агрессивного отношения к рационально-философским обобщениям. Подобная тенденция вполне допустима в социально-фантазийном ключе, когда автор может предлагать любые изыски своего ума и чувств, независимо от реальной социально-природной ситуации. Но она становится все более опасной в условиях нарастания социальной нестабильности, усиления природных катастроф такого порядка, когда даже крупные экономики развитого мира не в состоянии беспрепятственно преодолеть их последствия. Примером тому - недавние стихийные бедствия: извержения вулканов (в т.ч. в Исландии), землетрясения и цунами в Японии, торнадо в США, сильные морозы в Европе и т.п., когда техногенная мощь человечества уступает природным силам.

Сама реальность, предстающая в нарастающей мощи изменений, структурных преобразований заставляет нас возвращаться к необходимости глубокого философского осмысления переходных социальных процессов и состояний, которые со второй половины XIX века были обозначены понятием «переходный период» и продолжают осмысливаться в социально-философском направлении формационного подхода к обществу [5; 6; 9]. Переходный период - это значительный промежуток времени, в течение которого относительно стабильное состояние общества в силу определенных внутренних и внешних причин дестабилизируется, осуществляется его переход в некое новое состояние. Эта крупная смена качества на макроуровне социальных систем влечет за собой множество более мелких специфических и отдельных конкретных процессов перехода в обществе. Это формирует переходность как особую характеристику социума во всех ее проявлениях. Поэтому переходный период мы можем обозначить как ту макрооснову, на которой происходит множество социальных процессов и явлений переходности на микроуровнях социальных преобразований. А вся совокупности аналогичных социальных движений в таком случае может характеризоваться понятием «переходность».

В целом, среди концептуальных подходов к осмыслению переходного периода можно выделить несколько основных уровней общности, где количество концепций закономерно уменьшается при переходе от проблем конкретного, особенного, частного и всеобщего (философского) характера.

Здесь мы имеем множество конкретных концептуальных и рецептурных решений, например, при анализе переходных экономических процессов на определенном предприятии. Это уровень конкретного исследования вопроса.

На уровне частных научных решений мы имеем дело с закономерностями переходных процессов, например, в определенной отрасли экономики, допустим, нефтегазового комплекса; на уровне особенного, мы встречаемся уже с более широким анализом переходных процессов в отдельных сферах общественной жизни, например, в экономике, образовании, политике, праве; на уровне всеобщего встает самая сложная задача - выявления всеобщих социально-философских и общефилософских закономерностей: или существования переходных периодов жизни общества (социально-философский аспект проблемы), или наличия переходных периодов в существовании социальных систем любой природы - геосистем, биосистем, социосистем (это общефилософский аспект проблемы).

Наш исследовательский интерес связан с последним - философским - уровнем постижения проблемы, который, как отмечено, включает общефилософский и социально-философский подуровни. И здесь уже количество исходных концепций, на которые можно опереться в рассмотрении проблемы, оказывается минимальным. Поэтому в образовательных программах, где уже находят довольно широкое отражение процессы и явления переходности, следует различать разные уровни ее осмысления и усвоения обучающимися - от конкретного эмпирического, экспериментального и прикладного до общетеоретического и философского. Указанное видение проблемы, по нашему мнению, может и должно быть отражено в образовании, в соответствующих программах обучения высшего и среднего профессионального образования.

Так, в образовательных программах экономических специальностей множество практических проблем переходности связано с организацией и реорганизацией предприятий во всех сферах общества. Это, в частности, непрекращающиеся в нашей стране процессы регистрации новых организаций, выживания имеющихся, банкротства несостоявшихся. Это продолжающиеся процессы приватизации с мало понятными общесоциальными последствиями, укрупнение организаций, слияние корпораций и т.д. Это также явления сращивания производственного, торгового и банковско-финансового секторов экономики и т.д. Все эти явления перманентной переходности должны быть хорошо известны профессионалу, который после окончания учебного заведения попадает в эту бурлящую экономическую среду

В правовом образовании, в разнообразных юридических дисциплинах также следует своевременно отражать не только отдельные явления переходности, что имеет место в современном обучении. Необходимо, кроме того, выявлять закономерности переходности научно-правового и философско-правового характера, где цепи, казалось бы, не связанных между собой явлений, вдруг собираются в общую синергетическую картину переходности. Это прежде всего, проблема преемственности права, инокультурного заимствования права, переходность в процессах нормотворчества, многоступенчатого утверждения и принятия новых правовых норм, их согласования с уже имеющимися. Это также проблема переходности в правоприменении юридических новаций в обществе. Последняя из таких широкомасштабных правовых реформ - реорганизация милиции в полицию - требует своего обязательного включения в образовательные юридические программы, в том числе и с учетом аспекта переходности.

В политогогическом образовании переходность становится чуть ли не стержнем новейшей политики государств. У политологов даже появился термин «транзитивность». Выделилась группа специалистов - транзитологов. Сформировалась особая политологическая наука - транзитология, которая объектом своего исследования считает многообразные переходные процессы, происходящие в обществе, с учетом того, что они происходят в современном общесатве с нарастающим ускорением. Конечно же, главные вопросы, проблемы и результаты данной науки необходимо широко включать в политологическое образование. Ведь современный специалист-политолог должен уметь

разрешать транзитологические вопросы теоретического и прикладного характера.

В менеджерских специальностях процессы переходности также приобретают все более важное значение. Например, в процессах ситуативного управления, сетевого маркетинга, управления на разных уровнях - от организаций мелкого и среднего бизнеса до больших государственных и транснациональных корпораций. В сфере государственного и муниципального управления, международных отношений вопросы переходности также актуализируются как на уровне конкретных государственных и межгосударственных отношений, принятия конкретных управленческих решений, а также глубокого общенаучного понимания множества происходящих процессов в жизни России и других государств.

В целом можем сказать следующее. Если учесть, что в современном образовании основой упор делается на творческом осмыслении профессиональной проблемы, то и проблему переходности в образовательных программах следует также освещать эвристически. Показывать не только устоявшиеся знания, но и творческие научно-философские пути видения проблем переходности. Обратим лишь на некоторые аспекты такого осмысления научно-теоретического материала в образовании. Они состоят в следующем.

Мы полагаем, что проблема рассмотрения переходных периодов в начале XXI века не только не исчезает, но, напротив, актуализируется. Переходные периоды могут наблюдаться в одной и той же социально-государственной системе при переходе ее к новым качественным состояниям существования (это, например, различия в существования сибирских и южно-европейских регионов постсоветской России). Они наблюдаются при взаимодействии групп государств, когда изменения касаются межсистемных отношений, которые в каждом государстве оборачиваются собственными переходными периодами межгосударственного взаимодействия (например, при переходе от СССР к СНГ, от Югославии к группе государств). Это может быть и глобально-региональное взаимодействие, когда под действием глобальных причин, например, мировых финансовых структур изменяют свое существование и отдельные государства, и регионы планеты в целом (например, изменение состояний «периферийных» государств Евросоюза, ряда государств африканского континента). На уровне больших государственных систем с федеральным устройством нарастают нестабильные процессы и внутригосударственные региональные переходные периоды в жизни отдельных территорий.

Можно утверждать, что переходные периоды имеют разноуровневый характер. Они захватывают системы разной степени общности, соподчиненные между собой. В таком ракурсе классическая социально-философская теория их не изучала, поскольку не было соответствующих форм объективной реальности и действующего в ней (спонтанно или целенаправленно) субъективного фактора. Это переходные периоды: 1) в регионах больших государственных систем с федеральным устройством (подобно России); 2) отдельных государств при относительно самостоятельном самопреобразовании; 3) сообществ

государств (подобно ЕС, СНГ); 4) переходные периоды в государствах под действием глобальных факторов (как в сегодняшнем арабском мире); 5) переходные периоды социально-природной адаптации социосферы и других геосфер планеты Земля.

Тогда возникает философская проблема двух уровней познания: 1) осмысления переходного периода как универсальной системно-синегрийной закономерности общества в целом и 2) изучения специфики переходных периодов на разных структурно-организационных уровнях социальной материи и удивительно многообразных переходных явление и процессов, которые можно охарактеризовать термином «переходность».

С одной стороны, термины «переходный», «переходность» применительно к социальным процессам в современной литературе используется довольно широко [4; 8; 10; 11]. Появился ряд трудов последних лет о переходных процессах и периодах в экономике, политике, культуре, правосознании, переходные периоды в работе определенных социальных процессах (в работе промышленных и сельскохозяйственных предприятий, банковских структур, образовательных учреждений, организаций здравоохранения, правоохранительных органов) и пр. [1; 2; 11 и др.]. Однако при этом подчеркнем, что здесь мы имеем дело с более частными или даже вполне конкретными вопросами наличия переходных процессов, состояний, структур во внутригосударственных, межгосударственных и даже глобальных общностях (таких, как например, преобразования ТНК).

При этом имеет место огромный фактический материал, порой вырисовываются некоторые частные закономерности, появляются определенные выводы, касающиеся определенных сфер общественной жизни. Это, например, процессы, происходящие в экономической, политической, правовой, культурной сферах. Выводы здесь практически не выходят на всеобщий социально-философский уровень обобщений. Именно здесь, в отсутствии современной обобщенной социально-философской концепции переходного периода в существовании общества, мы видим также и проблему собственного исследования. Сразу подчеркнем, что данная социально-философская проблема также является весьма непростой и потребует, на наш взгляд, немало усилий, связанных с обоснованием праксиологического и аксиологического значения темы, с выбором адекватной методологии, с подбором достаточной и необходимой эмпирической базы, с анализом тех концепций, которые могут послужить фундаментом для начала разработки собственного исследования проблемы.

Еще раз подчеркнем, что получаемые результаты необходимо использовать в образовательном процессе, т.к. современный профессионал должен ориентироваться в тех нарастающих процессах переходности, которые действуют сегодня практически во всех сферах общественной жизни. И здесь задача состоит в своевременной адаптации накопленного актуального научного и прикладного материала к образовательным программам, во включении его в соответствующие темы социогуманитарных, социально-политических, социально-правовых и социально-экономических курсов и дисциплин.

Библиографический список

1. Ахмедова, Т. Процесс переходности - как объект социальных наук [Э/р]. - Р/д: http://Nb.tr200.net/v.php?id=186733&sp=1

2. Грязнов, Л.Э. Государственное регулирование переходной экономики в периоды кризисов: дис. ... канд. экон. наук. - М., 1998.

3. Демократизация в Африке: 1980-1990-е годы (предварительные итоги) / ред. А. Сагадеев. - М., 1997.

4. Зубкевич, Л.А. Переходные периоды как часть закономерного исторического процесса: дис. ... канд. филос. наук. - Нижний Новгород, 2005.

5. Кастельс, М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. - М., 2000.

6. Ленин, В.И. Полн. собр. соч. - М., 1960. - Т. 25, 26, 27, 33, 38, 39.

7. Маркс, К. Сочинения. - М., 1960. - Т. 20, 21, 28.

8. Олех, Л.Г. Проблемы переходности. Россия в мире. - Новосибирск, 2000.

9. Орлов, В.В. Философия экономики / В.В. Орлов, Т.С. Васильева. - Пермь, 2006.

10. Прокофьева, О.В. Проблемы переходного государства: теоретический анализ: дис. ... канд. юрид. наук. - Ульяновск, 2005.

11. Сорокин, В.В. Право и время: правовая система и переходное время // Известия ВУЗов. Правоведение. - 2002 . - № 1.

Bibliography

1. Akhmedova, T. Process perekhodnosti - kak objhekt socialjnihkh nauk [Eh/r]. - R/d: http://lib.tr200.net/v.php?id=186733&sp=1

2. Gryaznov, L.Eh. Gosudarstvennoe regulirovanie perekhodnoyj ehkonomiki v periodih krizisov: dis. ... kand. ehkon. nauk. - M., 1998.

3. Demokratizaciya v Afrike: 1980-1990-e godih (predvariteljnihe itogi) / red. A. Sagadeev. - M., 1997.

4. Zubkevich, L.A. Perekhodnihe periodih kak chastj zakonomernogo istoricheskogo processa: dis. ... kand. filos. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 2005.

5. Kasteljs, M. Informacionnaya ehpokha. Ehkonomika, obthestvo i kuljtura. - M., 2000.

6. Lenin, V.I. Poln. sobr. soch. - M., 1960. - T. 25, 26, 27, 33, 38, 39.

7. Marks, K. Sochineniya. - M., 1960. - T. 20, 21, 28.

8. Olekh, L.G. Problemih perekhodnosti. Rossiya v mire. - Novosibirsk, 2000.

9. Orlov, V.V. Filosofiya ehkonomiki / V.V. Orlov, T.S. Vasiljeva. - Permj, 2006.

10. Prokofjeva, O.V. Problemih perekhodnogo gosudarstva: teoreticheskiyj analiz: dis. ... kand. yurid. nauk. - Uljyanovsk, 2005.

11. Sorokin, V.V. Pravo i vremya: pravovaya sistema i perekhodnoe vremya // Izvestiya VUZov. Pravovedenie. - 2002 . - № 1.

Статья поступила в редакцию 19.07.13

УДК 37.013.83

Greshilova I.A. PHILOSOPHICAL REFLECTION OF CONTINUOUS EDUCATION IS IN CONTEXT OF UNIVERSALII

OF AGE The philosophical comprehension of continuous education is presented in the article, the in a civilized manner-oriented pedagogical activity is considered in two models\u0009 pedagogical and андрагогической depending on age of man. Causes and effects of conditionality of changes are certain in continuous education in the context of address to semantic interpretations of continuous education from position of thinkers of different historical epochs.

Key words: continuous education, pedagogical and andragogicheskaia models of educating, age-related features.

И.А. Грешилова, канд. филос. наук, доц., проректор по научно-методической работе Забайкальского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Чита, E-mail: IAGreshilova@yandex.ru

ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ УНИВЕРСАЛИЙ ВОЗРАСТА

В статье представлено философское осмысление непрерывного образования, рассмотрена культурно-ориентированная педагогическая деятельность в двух моделях педагогической и андрагогической в зависимости от возраста человека. Определены причины и следствия обусловленности изменений в непрерывном образовании в контексте обращения к смысловым интерпретациям непрерывного образования с позиции мыслителей различных исторических эпох.

Ключевые слова: непрерывное образование, педагогическая и андрагогическая модели обучения, возрастные особенности.

Социально-экономические, культурологические, политические изменения, обусловленные современным этапом научно-технического развития, позволяют заявить о том, что непрерывное образование - одна из приоритетных проблем, которая находится в стадии глубокого осмысления философами, социологами, культурологами, педагогами, экономистами и представителями других наук. Культура как способ жизнедеятельности людей не может мыслиться без образования, вне образования, цель которого заключена в постоянном творческом обновлении, развитии, совершенствовании каждой личности на протяжении всей жизни.

Философская рефлексия - мощное средство осуществления культурного синтеза. Она становится самосознанием духовной деятельности, поиском методологических, логических, ценностных, мировоззренческих и иных оснований жизни, бытия культуры. Феномен рефлексии как принцип философского мышления - это размышление о предельных основаниях бытия, осмысление человеческого сознания и поведения путем критического анализа их форм, установок и предпосылок. Общеизвестные философские вопросы такие как: что такое мир? что такое человек? может ли мир быть познанным? есть ли у человеческого познания границы? - являются вечными в силу их неисчерпаемости. В информационную эпоху они приобретают особое звучание, потому как жизнь человека определяется тем, образование какого качества он получил, насколько полученное образование будет способствовать подготовке к жизненным метаморфозам.

Появление такой новой отрасли знаний и наук об образовании как андрагогика позволяет составить целостное представление об образовании взрослых: послешкольном, профессиональном, формальном, дополнительном. Если «пристально всмотреться в жизнь отдельного человека и человечества в целом, то, без сомнения, можно говорить, что он учащийся с самых ранних лет и до конца своих дней...»[1, с. 6]. Достижение главной цели непрерывного образования - становлении личностных качеств человека можно осуществить, определив сущностные характеристики непрерывного образования, структурировав систему непрерывного образования таким образом, чтобы она соответствовала запросам времени.

В содержании данной статьи непрерывное образование рассматривается как социокультурный феномен, как сфера не-

обходимой практики, стремящегося к самосовершенствованию человека, потому как в настоящее время мы наблюдаем изменение образа жизни всего человечества, и непрерывность является характерной чертой современного образования. Проблемам взаимодействия обучаемых и обучающихся, перспективам развития образования взрослых, границам возможностей непрерывного образования посвящены труды С.Г Вершловского, С.И. Змеёва, М.Т. Громковой, М.Н. Дудиной. Образование во все времена выполняло наряду с функцией обучения и функцию воспитания, о чём свидетельствует анализ мирового историко - педагогического процесса, но достаточно сложно сегодня высказать категоричное мнение, что образованный человек - это человек и воспитанный.

Методологией всей педагогики, а не отдельных возрастных периодов является педагогическая антропология, которую можно определить как философски ориентированную педагогическую теорию. Существуют особенности обучения взрослых с учётом их иного по сравнению с детьми жизненного опыта, психического развития, мотивированности получения образования [2, с.270]. Обращение к трудам современных исследователей особенностей педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бада, В.Б. Куликова, Г.И. Коджаспировой, В.И. Максаковой) позволяют прийти к выводу о том, что основным для педагогической антропологии является решение вопроса, связанного с определением путей и средств формирования личности. Этот процесс должен быть непрерывным, а его обусловленность возрастными особенностями диктует выбор моделей - педагогической и андра-гогической.

В логике нашего рассуждения целесообразно обратить внимание на отличительные особенности моделей, где возраст является основой. Существует подробный сравнительный анализ двух моделей, осуществлённый М.Ш. Ноулзом, который анализирует их по следующим параметрам:

• самосознание обучающегося

• опыт

• готовность к обучению

• применение полученных знаний

• ориентация в обучении

• психологический климат обучения

• планирование учебного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.