Научная статья на тему 'Понятие «Переходный объект» как когнитивный инструмент культурологии'

Понятие «Переходный объект» как когнитивный инструмент культурологии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1295
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ / ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ОБЛАСТЬ ОПЫТА / ПЕРЕХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ КУЛЬТУРЫ / ПЕРЕХОДНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / СОВМЕСТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ / TRANSITIONAL OBJECT / TRANSITIONAL PHENOMENA / INTERMEDIATE AREA OF EXPERIENCE / TRANSITION STATE OF CULTURE / TRANSITIONALITY / ILLUSORY EXPERIENCE / CULTURE / CULTURAL EXPERIENCE / CULTURAL OBJECT / SHARED REALITY / SYMBOLIC SPACE OF CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Яковлева Татьяна Анатольевна

Осуществляется перевод на язык культурологии психологического термина «переходный объект», введенного Д. Винникоттом, с целью раскрытия его когнитивного потенциала, выявления возможностей применения в аналитических и синтетических исследованиях современной кардинально трансформирующейся культуры. С точки зрения оригинальной психологической теории, переходные объекты начинают активно использоваться и конструироваться ребенком на ранней стадии развития. Они обеспечивают чувство комфортности, защищенности, связи с матерью. В то же время переходные объекты могут актуализироваться на протяжении всей последующей жизни в критические, переломные моменты. Наличие переходного объекта, его конструирование, использование и разрушение представляются необходимыми условиями процесса становления сознания и самоидентификации личности. Переходные объекты не являются внешними, но находятся в так называемой промежуточной области опыта между «я» и «не-я». Они непосредственно связываются с феноменами символизации, фантазирования, игры, иллюзии, что дает возможность рассмотреть их не только в плане индивидуально-личностного, но и совместного культурного опыта, вписать в культурно-исторический контекст, символическое пространство культуры, проанализировать роль в сознании и самосознании культуры. С целью расширения значения и, соответственно, области применения термина «переходный объект», проводится его сопоставление с понятием «культурный объект», на основании чего формулируется определение переходного культурного объекта, обосновывается возможность и продуктивность его применения в культурологических исследованиях современного переходного, транзитивного состояния культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOTION OF A ‟TRANSITIONAL OBJECT” AS A COGNITIVE INSTRUMENT IN CULTURAL SCIENCE

The author revises the psychological notion of ‟transitional object” with a purpose to widen its cognitive potential and identify the opportunities to use it in course of analytic and summarising studies of modern culture that undergoes a radical transformation. This term first introduced by a British psychoanalyst D. Winnicott in ‟Transitional Objects and Transitional Phenomenaˮ (1953). Winnicott uses the term to explain the relationship between mother and child. Transitional objects appear in active use and are constructed by the child at an early stage of their development. They provide a sense of comfort, protection and safety. Winnicott uses the term ‟transitional object” to denote an internal object which is intermediate between the inner idealised world and the external world. Transitional objects can be updated and actualised in course of the person’s whole life, in critical and decisive moments. The presence of a transitional object, the construction of it, its use and deconstruction appear to be indispensable for the process of development of a person’s mind, and their self-identification as a personality. These phenomena are directly connected with symbolization, fantasy, games and illusions. This allows to consider them in the context of shared reality, cultural experience and a symbolic space of culture. This allows understanding their role in consciousness and self-awareness culture. To broaden the meaning of the term ‟transitional object”, and broaden the sphere of its application accordingly, the article compares it to the notion of a ‟cultural object”. The author formulates the notion of transitional ‟cultural object”, proved productive use of this term in contemporary cultural studies and shown application field of the term in studies of transitional phenomena and transitional state of contemporary culture.

Текст научной работы на тему «Понятие «Переходный объект» как когнитивный инструмент культурологии»

УДК 008

Т. А. Яковлева

канд. культурологии, Южно-Уральский государственный университет

E-mail: [email protected]

ПОНЯТИЕ «ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ» КАК КОГНИТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Осуществляется перевод на язык культурологии психологического термина «переходный объект», введенного Д. Винникоттом, с целью раскрытия его когнитивного потенциала, выявления возможностей применения в аналитических и синтетических исследованиях современной кардинально трансформирующейся культуры.

С точки зрения оригинальной психологической теории, переходные объекты начинают активно использоваться и конструироваться ребенком на ранней стадии развития. Они обеспечивают чувство комфортности, защищенности, связи с матерью. В то же время переходные объекты могут актуализироваться на протяжении всей последующей жизни в критические, переломные моменты. Наличие переходного объекта, его конструирование, использование и разрушение представляются необходимыми условиями процесса становления сознания и самоидентификации личности. Переходные объекты не являются внешними, но находятся в так называемой промежуточной области опыта между «я» и «не-я». Они непосредственно связываются с феноменами символизации, фантазирования, игры, иллюзии, что дает возможность рассмотреть их не только в плане индивидуально-личностного, но и совместного культурного опыта, вписать в культурно-исторический контекст, символическое пространство культуры, проанализировать роль в сознании и самосознании культуры.

С целью расширения значения и, соответственно, области применения термина «переходный объект», проводится его сопоставление с понятием «культурный объект», на основании чего формулируется определение переходного культурного объекта, обосновывается возможность и продуктивность его применения в культурологических исследованиях современного - переходного, транзитивного состояния культуры.

Ключевые слова: переходный объект, промежуточная область опыта, переходное состояние культуры, переходность, культурный опыт, совместная реальность, символическое пространство культуры

Для цитирования: Яковлева, Т. А. Понятие «переходный объект» как когнитивный инструмент культурологии / Т. А. Яковлева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. -№ 1 (45). - С. 96-101.

Развитие тезауруса современного научно- менного гуманитарного знания. В этой ситуа-

го и, в частности, гуманитарного знания во- ции актуальным представляется выявление

влекает исследователя в сложную ситуацию тех терминов, культурологическое освоение и

постоянного пересечения дисциплинарных осмысление которых позволяет расширить

границ, перетекания терминов, формирования инструментарий эффективных исследований

метаязыков описания и интерпретации. Поня- сложного и внутренне противоречивого со-

тия, кочующие из одной области знания в дру- временного переходного состояния культуры.

гую, при корректном переводе способны рас- Одно из них - понятие психологической нау-

крывать свой когнитивный и креативный по- ки - переходный объект. Нами предпринима-

тенциал, наполняться новым предметным со- ется попытка его перевода на язык культуро-

держанием. Межпредметной трансгрессии и логии с целью раскрытия когнитивного по-

смысловой трансформации подверглось по- тенциала, возможностей применения в анали-

давляющее большинство определений совре- тических и синтетических исследованиях со-

96

временной культуры, находящейся в ситуации кардинальной трансформации.

С тем, чтобы отграничить область культурологического применения термина, проанализируем его значение в психологии. Понятие переходный объект было введено английским психоаналитиком Д. Винникоттом в статье «Переходные объекты и переходные явления. Исследования первого не-я предмета» [1] (в варианте языка оригинала -Transitional objects and transitional phenomena -a study of the first not-mepossession [9]), посвященной проблеме взаимодействия младенца и матери на стадии первичного отделения, начала взаимоотношений с окружающим миром. Ученый отметил, что в процессе нормального психического развития на стадии первичного отделения от матери в возрасте от 4 до 12 месяцев ребенок психологически зависит от определенных предметов (объектов), которые он еще не создает в полном смысле, но активно использует. Данные объекты уже не продолжение его телесного я, но в то же время они не осознаются им до конца в качестве внешней реальности. Ими могут быть, например, краешек простыни, пеленки, платка, кончик тесемки, лапка или хвостик мягкой игрушки и т. п. Такие объекты Д. Винникотт и назвал переходными, подчеркнув, что переходный объект является не столько использованным объектом, сколько использованием объекта. Тем самым на первый план сразу была выдвинута функциональная составляющая: переходные объекты помогают ребенку снимать возрастающее психологическое напряжение в критический момент отрыва от матери, создают в восприятии ребенка иллюзию ее присутствия, обеспечивают фундаментальное ощущение устойчивости окружающего мира, способствуют формированию большей психологической автономности. И хотя переходные объекты необходимы прежде всего в период младенчества, они могут вновь приобретать особую значимость в критические моменты на последующих этапах развития личности, в переживании психически травмирующих ситуаций [См., например: 8].

Переходные объекты располагаются в особой промежуточной области опыта между я и не-я, испытывающей влияние как со стороны внутренней психической реальности, так и внешней (социальной и культурной) жизни. Это зона между субъективно и объективно воспринимаемым, где необходимость постоянно соотносить внешнюю и внутреннюю реальность еще не выражена, поэтому переходный объект не может быть поставлен под сомнение, он предшествует появлению способности к проверке реальности [1].

Промежуточная область опыта и переходные объекты непосредственно связываются психологом с феноменами символизации, фантазирования, игры, относятся к области иллюзий, которая представляет собой основу для последующего опыта [3, с. 391; 4, с. 102-104]. Наличие переходного объекта - звено нормальных процессов появления и разрушения иллюзии, становления сознания, самоидентификации личности, в силу чего подчеркивается позитивное значение иллюзии и выдвигается требование уважения к иллюзорному опыту. Рассуждения об иллюзорном и игровом опыте дали Д. Винникотту возможность выйти в работе «Игра и реальность» [2] на более значимый для нас уровень теоретического обобщения: конкретизируя понятия внешний мир, опыт, игра, психолог начинает использовать культурологические термины (культура, культурные переживания, культурный опыт). При этом делается важное для нас замечание о том, что культурный опыт «локализуется в потенциальном пространстве между индивидом и социальным окружением» [Там же, с. 80].

Переходными объектами и феноменами, относимыми к потенциальному пространству или области промежуточного опыта, в соответствии с рассмотренной теорией, оказываются не только первые не-я объекты в жизни младенца, не только воображение, игра, иллюзия, но и переживания, объекты, связанные как с искусством, религией, философией, творческой научной деятельностью, так и с повседневной жизнью. Например, к переходным объектам отнесены различного рода предметы, находимые в символическом пространстве дома, ис-

97

пользуемые людьми в связи с их способностью вызывать ассоциации и воспоминания, обозначать определенный статус их обладателей, структуру семейных отношений (фотографии, награды, подарки, некоторые личные вещи и др.) [8, с. 20]. Таким образом, мы вполне можем сделать заключение о том, что переходные объекты сопровождают человека на протяжении всей его жизни, приобретая особую значимость в критические моменты, участвуя в процессе развития и самоидентификации; это объекты-медиаторы, позволяющие восстанавливать связь с окружающим миром и другими людьми. Основная функция переходных объектов, находимых и конструируемых в промежуточной области опыта, - обеспечение непрерывности опыта, освобождение от напряжения, порождаемого наличием и расхождением внутренней и внешней реальности.

Характеризуя феномен переходного объекта как универсальный, сам Д. Винникотт обращает внимание на его потенциал в плане построения теории, однако он так и не покидает собственной специальной области. Современная психология применяет данные понятия в основном на уровне коррекционной и терапевтической практики [8]. Попытки выхода на теоретический уровень соотнесения их с социокультурной реальностью [См., например: 7; 10] ограничиваются проблемами детства, становления личностной или групповой идентичности, а собственно смысло-, символо- и культуротворческие моменты, непосредственно связанные с понятием переходного объекта, остаются вне поля зрения психологии в силу ее предметной определенности. Тем самым открывается возможность культурологической разработки данной дефиниции.

Однако необходимо избежать простой экстраполяции и совершить смысловой скачок, обеспечивающий возможность корректного раскрытия когнитивного потенциала переносимого термина. Естественным образом возникает вопрос: что же подразумевать под переходными объектами в культурологическом смысле, где они могут быть обнаружены и какое значение может иметь их выявление и описание для исследований развития культуры?

Как мы видели, в психологической интерпретации переходные объекты располагаются в особой - промежуточной - области опыта (между внутренним и внешним, субъективно и объективно воспринимаемым, реальным и фантазийным, личностно-психологическим и социально-культурным), непосредственно связаны с процессами становления и развития личности, идентификации и самоидентификации индивида, актуализируются в критические моменты становления и развития личности. Для культуролога же наиболее значимой является возможность перейти в теоретическом анализе с уровня индивидуально-психологического на социокультурный и использовать эти понятия в постижении закономерностей становления и развития культуры в целом, в понимании специфики современного состояния культуры. Рассуждая культурологически, мы можем говорить о том, что культура (как и личность) обладает собственной промежуточной сферой опыта (пространство культуротвор-чества, семиозиса культуры, символическое поле культуры) и переживает собственные, локализованные во времени и пространстве, критические периоды, нуждается в основаниях для идентификации и самоидентификации, обеспечении устойчивости, непрерывности своего существования и опыта. Ближайшим таким критическим периодом, данным нам в опыте, является современное состояние культуры, которое подавляющим большинством исследователей определяется как «кризисное», «пограничное» или «переходное». Оно демонстрирует все имманентные противоречия культуры, поэтому переходные объекты должны актуализироваться и обнаруживаться именно здесь.

Что же подразумевать под переходными культурными объектами? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к определению культурного объекта вообще. В узком значении культурный объект - это артефакт, материальная черта культуры, однако в нашем случае не следует ограничиваться материальным, вещным планом существования, поскольку важен не столько сам объект, сколько его символическое значение и использование. Поэтому имеет смысл воспользо-

98

ваться более широким толкованием культурного объекта как элемента, фрагмента бытия культуры, являющегося сферой реализации активности и историческим результатом процесса предметно-практической деятельности субъекта культуры [6]. В данную трактовку необходимо добавить составляющую, которая позволит нам связать культурный объект с понятием переходного объекта. Она описывает культурные объекты как феномены, конструируемые не только в ходе непосредственной практически-производительной деятельности, но и феномены, прежде всего конструируемые сознанием. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что речь идет о конструировании таких объектов уже не просто на индивидуально-психологическом, личностном уровне, но на уровне социокультурных сообществ, поскольку мы имеем дело в первую очередь с совместным культурным опытом, совместной социокультурной реальностью.

Таким образом, понимание культурного объекта как совместной сферы и результата реализации активности культурного сознания и культурной деятельности дает основания для определения. Переходные культурные объекты -культурные феномены, фрагменты культурной реальности, которые обнаруживаются, продуцируются, конструируются, актуализируются культурным сознанием (и бессознательным - не следует забывать о психоаналитических корнях термина) в символическом пространстве культуры в попытках утвердить свою самость в критические моменты развития культуры (точки или периоды культурно-исторических бифуркаций). В такие моменты с наибольшей силой выражается экзистенциальная тоска по ощущению целого, чувству сопричастности («тоска по лону», «тоска по мировой культуре» [5, с. 200]), и переходные культурные объекты символизируют присутствие культуры в ее родовом значении и статусе, как переходный объект для младенца символизирует присутствие матери. Таким образом, в самом широком смысле переходные культурные объекты обеспечивают непрерывность культурного опыта, манифестируют связь личности и культуры, культуры предшествующей и становящейся, прошлой и будущей. Относясь к

области промежуточного опыта, они, по сути, являются мифами культуры, ее иллюзиями, но никогда - фантомами в чистом виде, поскольку выражают реальные потребности, желания, надежды, стремления или фобии. Переходные объекты захватываются и удерживаются в актуальном поле культуры до тех пор, пока они отвечают потребностям культурного сознания и выполняют свои функции, затем подвергаются постепенному изгнанию, разрушению, деконструкции. Собственно, они и должны быть использованы, т. е. пережиты и разрушены в силу их природы и функционального назначения.

Следует отметить значительную роль переходных культурных объектов в формировании совместной культурной реальности различных социокультурных сообществ: они выполняют функции посредничества на различных уровнях существования культуры (личность, социокультурная группа, социум, трансформирующееся культурное целое). Переходные культурные объекты активно используются большими и малыми социокультурными общностями в стремлении обеспечить собственную идентичность, устойчивость и защищенность в условиях кардинальной трансформации социокультурной системы. Переходные культурные объекты отличаются по масштабу захвата. Так, в качестве примера переходного объекта значительного масштаба, оформляющего современную культурную реальность, может рассматриваться проект постмодерн и ряд более частных феноменов, непосредственно с ним связанных (феномены современного искусства, научного, религиозного, политического сознания). Сама постмодернистская практика деконструкции культурных объектов демонстрирует культурные интенции современности, позволяя выявить определенные культурные феномены, которые вполне могут быть определены как переходные культурные объекты. В качестве таковых выступают художественные и медийные образы, актуальные метафоры и архетипы, идеологические конструкты, культурные и социальные проекты, социальные и духовные игровые практики, культурные герои, модели отношений, научные, религиозные, политические и другие идеи, которые обеспечивают необходимую иллюзию «при-

99

сутствия», «наличия» (смысла, порядка, справедливости, защищенности и т. п.). К переходным культурным объектам может быть отнесена также большая часть всего класса культурных феноменов, маркируемых приставками псевдо-, нео-, пара-, квази-, транс-, пост- и т. д. Эти объекты обладают значимостью не в силу своей объективной содержательной ценности (научной, художественной, религиозной, политической и др.), поскольку находятся в той сфере опыта, которая и не предполагает жесткого противопоставления субъективного/объективного, истинного/ложного, но в силу знаково-символической и функциональной нагрузки, в силу способности выражать и обосновывать глубокие субъективно-человеческие, но при этом универсальные переживания (чем и ценны для исследователя). Неслучайна повышенная аффективность в оценке данных объектов: они способны становиться фетишами, а фетишизм современной культуры, что называется, «зашкаливает».

Несмотря на проявленную в наличии переходных культурных объектов интенцию к целостности, непрерывности опыта, сами они существуют именно как фрагменты культурной реальности и не составляют обозримого, увязанного в смысловом отношении целого, демонстрируя разнонаправленность, вариативность поисков трансформирующейся культуры. Однако исследователь, обнаруживая, описывая и анализируя

переходные культурные объекты, имеет возможность делать выводы о наиболее общих тенденциях, ожиданиях или фобиях культуры (эпохи), способах ее самоидентификации, самообъективации и самотерапии и тем самым глубже продвигаться в понимании ее наличного состояния.

В заключение следует отметить, что все приведенные рассуждения являются лишь наброском, требуют дальнейшей более тщательной проработки, конкретизации, подкрепления фактическим материалом, однако уже на этом этапе можно выделить те возможности, которые открывает культурологическая интерпретация термина. Перевод данного понятия на язык культурологии и дальнейшая его культурологическая разработка приобретает большое значение для развития теории и методологии исследований переходных состояний и феномена переходности в культуре. Применение термина переходный объект в культурологии дает возможность совместить разные планы и уровни исследования переходности (субъективное выражение и переживание прерывности и непрерывности в культуре - антропологическое, психологическое, гносеологическое измерение и объективные характеристики переходных состояний в культурно-историческом процессе - онтологическое, историческое, социальное измерение), позволяет продвинуться на пути целостного осмысления феномена переходности в культуре.

1. Винниютт, Д В. Переходные объекты и переходные явления. Исследования первого «не-я» предмета [Электронный ресурс] / Д. В. Винникотт. - Режим доступа: http://lib.komarovskiy.net/perexodnye-obekty-i-perexodnye-yavleniya-issledovanie-pervogo-ne-ya-predmeta-donald-vuds-vinnikott.html. - Дата обращения: 09.04.20l4.

2. Винникотт, Д. В. Игра и реальность / Д. В. Винникотт. - Москва: Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. - 267 с.

3. Винникотт, Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя / Д. В. Винникотт. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. - 400 с.

4. Змановская, Е. В. Концепция внутренней реальности Д. Винникотта / Е. В. Змановская // Современный психоанализ. Теория и практика. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - С. 99-104.

5. Мамардашвили, М. К. Философские чтения / М. К. Мамардашвили. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2002. - 832 с.

6. Потемкина, А. Р. Субъекты культуры и объекты в культуре / А. Р. Потемкина // Аналитика культурологии. - 2011. - Вып. 1 (19). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/subekty-kultury-i-obekty-v-kulture. - Дата обращения: 24.04.2014.

7. Applegate J. S. 1989. The transitional object reconsidered: some sociocultural variations and their implications. Child & Adolescent social work journal. Spring 89. Vol. 6. Issue 1: 38-51.

8. McCullough С. 2009. A child's use of transitional objects in art therapy to cope with divorce art therapy. Journal of the American Art Therapy Association. № 26 (1): 19-25.

9. Winnicott D. W. 1953. Transitional objects and transitional phenomena - a study of the first not-me possession. International journal of psycho-analysis. № 34: 89-97.

10. Grolnick A. S., Barken L. 1978. Between reality and fantasy: Transitional objects and phenomena. London; NewYork: J. Aronson. 581 р.

Получено 25.02.2015

100

T. Iakovleva

Candidate of Culturology, South Ural State University E-mail: [email protected]

THE NOTION OF A "TRANSITIONAL OBJECT" AS A COGNITIVE INSTRUMENT IN CULTURAL SCIENCE

Abstract. The author revises the psychological notion of "transitional object" with a purpose to widen its cognitive potential and identify the opportunities to use it in course of analytic and summarising studies of modern culture that undergoes a radical transformation.

This term first introduced by a British psychoanalyst D. Winnicott in "Transitional Objects and Transitional Phenomena" (1953). Winnicott uses the term to explain the relationship between mother and child. Transitional objects appear in active use and are constructed by the child at an early stage of their development. They provide a sense of comfort, protection and safety. Winnicott uses the term "transitional object" to denote an internal object which is intermediate between the inner idealised world and the external world. Transitional objects can be updated and actualised in course of the person's whole life, in critical and decisive moments. The presence of a transitional object, the construction of it, its use and deconstruction appear to be indispensable for the process of development of a person's mind, and their self-identification as a personality. These phenomena are directly connected with symbolization, fantasy, games and illusions. This allows to consider them in the context of shared reality, cultural experience and a symbolic space of culture. This allows understanding their role in consciousness and self-awareness culture.

To broaden the meaning of the term "transitional object", and broaden the sphere of its application accordingly, the article compares it to the notion of a "cultural object". The author formulates the notion of transitional "cultural object", proved productive use of this term in contemporary cultural studies and shown application field of the term in studies of transitional phenomena and transitional state of contemporary culture.

Keywords: transitional object, transitional phenomena, intermediate area of experience, transition state of culture, transitionality, illusory experience, culture, cultural experience, cultural object, shared reality, symbolic space of culture

For citing: Iakovleva T. 2016. The notion of a "transitional object" as a cognitive instrument in cultural science. Herald of Chelyabinsk State Academy ofCulture andArts. № 1 (45): 96-101.

References

1. Winnicott D. W. 1953. Perekhodnye ob"ekty i perekhodnye yavleniya. Issledovaniya pervogo «ne-ya» predmeta [Transitional objects and transitional phenomena - a study of the first not-me possession] [Electronic resource]. Available from: http://lib.komarovskiy.net/perexodnye-obekty-i-perexodnye-yavleniya-issledovanie-pervogo-ne-ya-predmeta-donald-vuds-vinnikott.html (accessed: 09.04.2014). (In Russ.).

2. Winnicott D. W. 2002. Igra i real'nost' [Playing and reality]. Moscow: Institute of humanities research. 267 p. (In Russ.).

3. Winnicott D. W. 2004. Sem'ya I razvitie lichnosti. Mat' i ditya [Family and individual development. Mother and child]. Ekaterinburg: LITUR. 400 p. (In Russ.).

4. Zmanovskaia E. 2011. The concept of the inner reality of D. Winnicott. Sovremennyy psikhoanaliz. Teoriya i praktika [Modern psychoanalysis. Theory and practice]. Saint Petersburg: Piter. P. 99-104. (In Russ.).

5. Mamardashvili M. 2002. Filosofskie chteniya [Philosophical reading]. Saint Petersburg: Azbuka-klassika. 832 p. (In Russ.).

6. Potemkina A. 2011. Subjects of culture and objects in culture [Electronic resource]. Analitika kul'turologii [Analysis of Cultural Studies]. № 1 (19). Available from: http://cyberleninka.ru/article/n/subekty-kultury-i-obekty-v-kulture (accessed: 24.04.2014). (In Russ.).

7. Applegate J. S. 1989. The transitional object reconsidered: some sociocultural variations and their implications. Child & Adolescent social work journal. Spring 89. Vol. 6. Issue 1: 38-51.

8. McCullough C. 2009. A child's use of transitional objects in art therapy to cope with divorce art therapy. Journal of the American Art Therapy Association. № 26 (1): 19-25.

9. Winnicott D. W. 1953. Transitional objects and transitional phenomena - a study of the first not-me possession. International journal of psycho-analysis. № 34: 89-97.

10. Grolnick A. S., Barken L. 1978. Between reality and fantasy: Transitional objects and phenomena. London; NewYork: J. Aronson. 581 p.

Received 25.02.2015

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.