повышенный интерес к предмету химии Из них была сформирована группа учеников, выразивших желание изучать химию на проАильном уровне. Наблюдался стабильный рост креативных качеств у учащихся 10-11 классов.
Ьиблиографический список
1 .Леонтьев А.Н Избранные
психологические произведения - М., 1983.
2. Куверина O.A. Концепция образования: современный взгляд Р O.A. Куверина, Л.Г. Петгрсон. -М., 19^9.
3. Симоновский А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших
школьников — М., Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж. Издательство НПО «МОДЕК», 2003. - 272 с.
4. Распоряжение Правительства РФ №1756-р от 29.12.01.
5. Магомедов Н М Дифференцированный подход к обучению, воспитанию школьников: Проблемы. Перспективы. Учебное пособие. -Самара, Издательство «Самарский Университет», 1993. 251 с.
6. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993 - 344 с.
7. Тунник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб: Речь, 2002 - 96 с.
В. И. Гусоев
ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА В КОНЦЕПЦИИ
A.C. МАКАРЕНКО
Большой вклад в разработку проблемы педагогического такта внес A.C. Макаренко (19881939), признанный мировой общественностью выдающимся педагогом XX века. Немепкий педагог Оскар Анвайлер в 1988 году с полным основанием отнес A.C. Макаренко к первым четырем крупнейшим педагогам мира. Его педагогическая концепция основывалась на понимании того, что организация нормальной, педагогически целесообразной жизни детей составляет суть воспитательной работы. Он глубоко раскрыл сущность основного закона педагогики: «жизнь воспитывает». При этом имел в виду не абстрактную жизнь вообще, а нормальную жизнь каждого конкретного ребенка. Задача воспитателя состоит в том, чтобы организовать эту жизнь, наполнить ее всем оогатством человеческой культуры, утвердить подлинно гуманные отношения между людьми Вкладом А.С Макаренко в педагогическую науку явилось открытие им основной формы организации жизни четей воспитательного коллектива.
Процесс воспитания A.C. Макаренко представлял как организацию воспитательных ситуаций в жизни ребенка, имеющих решающее значение цля его развития Личность необходимо проектировать как «лучшее в человеке». Логика
педагогического процесса должна быть целесообразной, отражать специфику деятельности воспитателя и воспитанников.
Сущность педагогического процесса в концепции A.C. Макаренко обусловила необходимость учета специфики воспитательного воздействия педагогического такта в условиях коллектива: наиболее эффективными являются его такие формы и приемы, которые испол!зуются в сформировавшемся коллективе - воспитательном коллективе. В этом случае они будут поддержаны всеми членами коллектива, вызовут у всех их положительный настрой, окажут «параллельное педагогическое действие», тем самым буцут наглядно, убедительно способствовать социальной защищенности товарищей, коллег.
А.С Макаренко установил, что использование коллектива как «драгоценнейшего, богатейшего инструмента воспитания» не исключает, а с необходимостью требует от руководителя коллектива проявления педагогического такта по отношению к его членам, органам самоуправления, тактичного направления развития коллектива. Тактичное и мудрое управление коллективом заключается не в том. чтобы держать его членов на «педагогической веревке», а в том. чтобы наладить
© В.И. Гусоев, 2007
27
их содержательную и интересную жизнь.
Педагогический такт в управлении воспитательным коллективом, по A.C. Макаренко, означает выбор целесообразного, здорового стиля и тона деятельности коллектива, способствующей гуманизации отношений его членов, повышению уровня их общей культуры, добровольному выполнению своих обязанностей. В утверждении такого стиля определяющим является общественное мнение коллектива. Чтобы действенность педагогического такта была наиболее результативной, руководителю важно глубоко знать жизнь коллектива, видеть ее действительные перспективы и создавать условия, способствующие организации действительно полезных коллективу прогрессивных традиций.
Актуальной является мысль A.C. Макаренко о том, что действенность педагогического ■'•акта по отношению к воспитательному коллективу зависит от соотнесения того или иного воспитательного средства с условиями конкретной ситуации: «В зависимости от обстоятельств времени, особенностей личности и коллектива, от таланта и подготовки воспитателей, от ближайшей цели, от только что исчерпанной конъюктуры диапазон применения того или иного средства может увеличиваться или уменьшаться» [1, с. 260].
Проявлением педагогического такта по отношению к воспитательному коллективу A.C. Макаренко считал четкую организацию перспектив развития коллектива в совместной деятетьности воспитанников. Это означает умение увлекать каждого члена и весь коллектив определенной перспективной целью, достижение которой требует совместных усилий, преодоления трудностей и вместе с тем приносит падость.
Спецификой педагогического такта, осуществляемого применительно к воспитательному коллективу, на наш взгляд, следует считать обоснованное A.C. Макаренко «параллельное действие» - косвенное воздействие на воспитанника через посредство коллектива. При этом коллектив несет ответственность за каждого его члена, а каждый ответственен перед своим коллективом Это воздействие осуществляется через общественное мнение, которое должно быть позитивным. Руюгодитель коллектива, организуя тог или иной вид деятельности воспитанников, должен иметь в виду развитие конкретных сторон личности, в первую
очередь таких, как «самочувствие человека в коллективе, характер его коллективных связей и реакций, его дисциплинированность, готовность к действию и торможению, способность такта и ориентировки, принудительность и эмоциональное перспективное устремление,... образовательный запас» [2, с. 120].
Чтобы действия воспитателя, руководителя были успешными в применении педагогического такта, необходимо, как отмечал А.С Макаренко, четко и конкретно определять содержание жизни и деятельности воспитанников на каждом основном этапе развития коллектива.
Педагогический такт, по A.C. Макаренко, предполагает умение воспитателя, организатора коллектива погрузиться в духовный и эмоциональный мир своих питомцев. На основе духовной и эмоциональной общности педагога и воспитанников происходит педагогическое сопереживание. Создается общий психологический фон, который усиливает воздействие воспитателя, обеспечивает реальный психологический контакт педагога и воспитанников. A.C. Макаренко показал, что педагогическое сопереживание выступает как основа контакта педагога и воспитанников. Уметь эмоционально идентифицировагь себя с воспитанником, зажить его чувствами и мыслями, а значит адекватно понять его мысли и переживания - в этом сказывается мастерство использования педагогического такта. Именно на эмоциональной идентификации педагога и воспитанника настаивал A.C. Макаренко, раскрывая условия эффективности педагогического такта.
Непременным условием успеха применения педагогического такта A.C.Макаренко называл вовлечение воспитанников в процесс сотрудничества с педагогом. Учителю необходимо уметь сотрудничать с учащимся во всех сферах их жизнедеятельности: познавательной, трудовой, нравственной. Чтобы педагогический такт был эффективным, учитель должен иметь определенные установки: видеть в сотрудничестве с учениками необходимое условие достижения определенного результата, мыслить сотрудничество как диалог, понимать значение собственной деловой и эмоциональной вовлеченности в процесс с ггрудничества. Важно, чтобы те дела, которые будут организованы в коллективе, выполнялись с распределением функций между исполнителями. В этом случае воздействие педагогического такта может
28
Вестник К1У им. H.A. Некрасова* 2007. Том 13
быть еще более эффективным, поскольку педагогический такт в отношениях с коллективом сочетается с воздействием педагогического такта в отношениях с отдельным учеником.
А.С Макаренко был стооонником применения театральной педагогики в использовании педагогического такта. Он отмечал, что театральная и педагогическая деятельность близки по содержательном) и инструментальному признакам оба вида творчества осуществляются непосредственно в присутствии группы людей, которые являются активными соучастниками этого процесса; объект своего воздействия та и другая деятельность делают одновременно и субъектом твоочества; театральное и педагогическое творчество носит коллективный характер. В то же время Антон Семенович утверждал, что он не понимает эти гиды творчества как простые разновидности одного и того же действа. Артистическая деятельность глубоко специфична - она носит эстетическую направленность «Если мы идем в театр и любуемся актергми, которые и рают прекрасно, - писал он, -то там эта игра - наше эстетическое наслаждение, а здесь воспитанник имеет перед собой такой же живой организм, но не играющий, а воспитывающий» [3, с. 260\.
Педагогический такт А.С Макаренко характеризовал как творчество воспитателя. Он показан, что это творчество ситуативно: «Не может быть установлено никаких абсолютно правильных педагогических мер или систем. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа, всегда будет порочным» [4, с. 362].
Творческий подход к педагогическому гакгу, по А.С Макаренко, включает следующие стадии:
- быстрое осмысление сложных обстоятельств сложившейся ситуации;
- анализ условий ее выполнения и сталкивающихся противоречий в ней;
- принятие решения о выборе наиболее целесообразного действий, поступка с тем, чтобы в данных условиях достичь наилучших результатов.
Каждая из названных стадий характеризуется многообразием и неповторимостью. Поэтому выбор приема, способа проявления педагогического такта является творческим актом - результатом «нравственного мышления». Тактичность требует от учителя, воспитателя умения учитывать обстановку,
в которой совершает поступок воспитанник.
Педагогический такт, по А..С. Макаренко, есть форма реализации педагогической морали в стельности воспитателя, в которой совпадаю! мысль и действие педагога. Педагогический такт регулирует педагогический процесс с нравственной ст эроны, т.е. регулирует сферу человеческих отношений. Педагогический такт, подчеркивал Антон Семенович, это нравственное поведение воспитателя, руководителя коллектива, которое основывается на требованиях гуманности, на предвидении возможных последствий данного педагогического действия и включает поиск более легкого, целесообразного и менее болезненного пути воспитания
Специфической чертой педагогического такта A.C. Макаренко считал заботу и ответственность воспитателя за последствия своего действия, поступка не только по отношению к данному ребенку, но и по отношению к воспитательному коллективу. В педагогическом такте он видел педагогическое действие, оправданный поступок воспитателя, спланированный или импровизированный, ведущий к преобразованию ситуации или личности воспитанника. При этом действия воспитателя отличаются целесообразностью, конкретностью и одновременно полиморфизмом, динамичностью и соответствует нормам гуманности.
Для теории и практики нравственного воспитания подрастающего поколения важное значение имеет сформулированное и обоснованное A.C. Макаренко положение о том, что педагогический такт является не отдельным эпизодом педагогически необходимого и целесообразного поведения воспитателя, а стилем его повседневного поведения, на примере которого у воспитанников создается впечатление о его справедливости, доброжелательности, чуткости. В этом случае педагогический такт вызывает у воспитанников чувство благодарности к нему как человеку, который заботится об их всестороннем развитии, вырабатывает уверенность в том, что их воспитатель - истинный наставник иолодежи, который видит в них будущих граждан, равноправных личностей и относится к ним лучше, чем они того заслуживают. Тактичность педагога значительно усиливает нравственные позиции добра и станивится для воспитанников школой практической нравственности. Во всех ситуациях, где педагогу приходится решать >адачи обучения и воспитания, его тактичность
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювснология. Социокинетика ♦ № 3 2007
24
является требованием нравственной жизни и свидетельствует о педагогическом мастерстве.
A.C. Макаренко рассматривал проблему педагогического такта как меру педагогически целесообразного воздействия на личность, как умение выбрать правильный подход к воспитанникам. Он подчеркивал, что педагогический такт может быть безрезультативным вне системы воспитательных средств. Обосновывая сказанное, Антон Семенович предельно лаконично сформулировал важнейшее педагогическое положение: «Человек не воспитывается по частям».
Поставив вопрос о мастерстве в воспитании, A.C. Макаренко не сводил его только к «педагогической технике», а рассматривал как систему знаний и умений, где на первое место ставится мастерство ооганизатора.
Одним из приемов проявления педагогического такта A.C. Макаренко считал косвенное внушение. Оно предполагает воздействие не в императивной форме, а в виде раскрытия того или иного факта, давления, которое внешне нейтрально по отношению к рассматриваемому вопросу.
В концепции A.C. Макаренко неотделимой частью воспитания в коллективе является индивидуальный подход. Решающее значение в выборе формы проявления педагогического такта придается умению воспитателя изменять психологию воспитанника. Знание психологии детской души, психики каждого отдельного воспитанника Антон Семенович рассматривал как фунпаменттех или иных приемов педагогического действия, составляющих педагогический такт. Индивидуальный подход в педагогическом такте, утверждал он, не должен означать возни с уединенной капризничающей личностью, потворства ее капризам, подыгрывания.
Для A.C. Макаренко педагогический такт являлся фундаментальной психолого-педагогической проблемой способа «вмешательства в детскую жизнь». Такое «вмешательство» должно осуществляться как «слабое, деликатное прикосновение» к формирующейся личности. Незаметное для глаза воспитанника, оно превращается «в легкое и счастливое дело», когда «никаких нервов не нужно» [5, с. 174-180]. В педагогическом такте воспитатель проявляет глубокое уважение к личности ребенка, самообладание, выдержку, умение устанавливать добрые человеческие отношения.
Вполне допустимым A.C. Макаренко считал проявление педагогического такта в виде «атаки в лоб». Он писал: «'Это значит, если мальчик совершил плохой поступок, отвратительный, я ему так и говорю: «Ты совершил отвратительный поступок». Тот знаменитый педагогический такт, о котором так много пишут, должен заключаться в искренности нашего мнения. Я не позволю себе ничего скрывать, мыслить, я говорю то, что я на самом деле думаю. Это наиболее искренно, просто, легко и наиболее эффективно, но как раз не всегда можно говорить. Я считаю, что разговор меньше всего помогает. Поэтому, когда я раз увидел, что мои разговоры не нужны я уже ничего не говорил» [2, с. 185-187].
Педагогический такт в воспитании коллектива- по А.С Макаренко, не мыслим без внесения в жизнедеятельность воспитанников мажорного стиля работы, без приветливых улыбок, юмора. Мажор должен быть эстетически выразительным. В этой связи он предъявлял повышенные требования к педагогам: быть людьми кулыурными, являть собой образец примера для подражания. Не допускать повышенного тона в отношениях с воспитанниками.
Новым в теории и поактике применения педагогического такта у А.С Макаренко явилось использование метода взрыва - сильного душевного потрясения, поражающего своей неожиданностью и вызывающего у воспитанника, подчиненного порыв духа, высокое одушевление, приводящее к коренной перестройке личности. Сущности этого метода как специфического выражения педагогического такта A.C. Макаренко видел в создании обстановки, возбуждающей новые сильные чувства, затрагивающие жизненные интересы воспитанника.
A.C. Макаренко показал, что умение быть тактичным включает владение приемами мимики и пантомимики, дающими положительный эффект в той или иной ситуации. Он писал: «Для меня в моей практике, как и для вас, многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Нас этому никто не учил, а этому можмо и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство. Здесь мы сталкиваемся с той областью, которая всем известна в драматическом или даже в багетном искусстве: это искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота. Все это нужно, и
30
Вестник КГУ им H.A. Некрасова» 2007. Том 13
без этого не може^ быть хорошего воспитателя. И есть много таких признаков мастерства, прямых привычек, средств, которые каждый педагог, каждый воспитатель должен знать» [3, с. 236].
A.C. Макаренко раскрыл положение о том, что результативность педагогического такта обусловливается личным примером воспитателя, руководителя коллектива: «Ваше собственное поведение - говорил он, обращаясь к педагогам -самая решающая вещ!» [2, с. 63]. Вот почему он предъявлял одно из основных требований к воспитателю - быть примером во всем, ьоспитатель должен сочетать в себе разнообразные и ярко выраженные человеческие качества: жизнерадостность, гуманность, коллективизм, трудолюбие, настойчивость и мягкость, доброту и строгость, честность, красоту и др. Дети любят взрослых, воспитателей, прежде всего за их справедливость, доброту, за все хорошее. Успех в воздействии педагогического такта, по А.С Макаренко, зависит от того, насколько польо воспитатель реализует принцип: как можно больше требования к человеку, как можно больше уважения к нему, и чем больше требования, тем больше уважения.
У А.С Макаренко можно учиться и сегодня образцам педагогического такта. Он умел с первого взгляда по внешним признакам, по выражению лица, по голосу, походке, по малейшим «завиткам личности» понимать людей, 1фоникать в их духовный мир, видеть настрой их души, угадывать мысли, поведение Это основывалось на глубоком и длительном изучении и знании всех особенностей и проявлений жизни, на стремлении к познанию окружающих людей, черт их характера, на всестороннем самопознании. Благодаря этому он смог быстро оценивать ситуацию и находить наиболее целесообразные приемы проявления
педагогического такта.
Итак, в педагогической концепции A.C. Макаренко проблема педагогического такта получила новое решение - в условиях
воспитательного коллектива как формы целостности педагогического процесса. Педагогический такт i этих условиях есть действия руководителя коллектива по управлению коллективом, по выбору здорового стиля и тона всей жизнедеятельности воспитанников, способствующей формированию у них добрых человеческих отношений. Действенность педагогического такта в условиях воспитательного коллектива обусловливается соотнесением средств педагогического действия с конкретными условиями коллективной жизни, складывающимися ситуациями. Педагогический такт в действиях воспитателей эффективен, если между ними и членами коллектива создается духовная и эмоциональная общность, обеспечивается реальный психологический контакт, сотрудничество. В конечном итоге педагогический такт - форма реализации морали в деятельности воспитателей, стиль их поведения, всей педагогической деятельности. Педагогический такт включает такие формы, методы и приемы, как: подход к воспитанникам с «оптимистической гипотезой», косвенное внушение, «атака в лоб», метод «взрыва», игра и др. Непременным условием успеха в осуществлении педагогического такта A.C. Макаренко считал личный пример воспитателя его высокий моральный облик, педагогическое мастерство.
Библиографический список
1. Макаренко A.C. О моем опыте // Пед. соч.: В 8 т. Т.4 - М.: Педагогика, 1984.
2. Макаренко А.С Проблемы школьного советского воспитания 7 Пед. соч.: В 8 т. Т.4. - М.. Педагогика, 1984.
3. Макаренко А.С Некоторые выводы из педагогического опыта// Соч. в 7 т. Т.5. - М.: Изд. АПН РСФСР. 1957.
4. Макаренко А С Письмо A.M. Горькому // Соч. в 7 т. Т.5. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1957.
5. Макаренко А С Воспитание в семье и школе // Соч. в 7 т. Т.5 - М.: Изд. АПН РСФСР, 1957.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3, 2007
31