УДК 371.4
Кузьмина Ирина Евгеньевна
кандидат педагогических наук
Степихова Валентина Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
[email protected], [email protected]
ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ XXI ВЕКА: ПОИСК СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ И МОДЕЛЕЙ ПАРТНЕРСТВА
Статья посвящена анализу современных исследований многозначной категории «патриотизм» и использованию новых представлений и подходов в патриотическом воспитании школьников в образовательном учреждении. В ней рассмотрены отличительные особенности современного социума, затрудняющие успешное решение задачи патриотического воспитания, и определены проблемы в сфере воспитания патриотизма школьников. В статье представлены три основных научных подхода к интерпретации понятия «патриотизм»: средовой, социальный и духовный (идеальный), которые обусловливают необходимость объединения усилий (ресурсов) школы и общества в патриотическом воспитании школьников. Показано практическое решение поставленной задачи средствами социально-педагогического партнерства, раскрыты его ценностное содержание и воспитательное значение, описан алгоритм разработки. Обозначены критерии для измерения и оценки качества достигаемых результатов. Представлен успешный опыт патриотического воспитания в образовательных организациях Санкт-Петербурга средствами социально-педагогического партнерства.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, социально-педагогическое партнерство, воспитательный потенциал, образовательный опыт, Санкт-Петербург.
Патриотическое воспитание в современной российской школе является одним из самых востребованных и актуальных направлений социального воспитания [14]. Но осуществление этой задачи в реальной педагогической практике представляется наиболее сложным и противоречивым процессом, обусловленным тремя группами особенностей развития общества, влияющих на ее успешное решение:
- изменением общественно-исторических условий развития мировой цивилизации в XXI веке;
- особенностями развития общественного и группового сознания основных субъектов образовательного процесса: современных детей, современных родителей, современных педагогов;
- многообразием и противоречивостью трактовок самого понятия «патриотизм».
Во-первых, к особенностям развития мировой цивилизации в XXI веке, оказывающим непосредственное влияние на процесс формирования патриотического сознания детей и молодежи, относятся современные социокультурные, экономические, информационно-политические условия, которые порождают новые проблемы в жизни общества и требуют новых подходов к реализации патриотического воспитания. Назовем основные из них:
- процессы глобализации в сфере мировой экономики, связанные с возникновением огромных миграционных потоков во всех странах мира, в том числе и в России, с новым «великим переселением народов». Влияние этих процессов обусловлено как «нивелированием национальных и патриотических чувств, ограничением национальных суверенитетов и традиционных культурных укладов жизни народов» (А.К. Быков), так и проблемой «создания народа для государства» (И.Л. Набок) [2, с. 37-42; 9, с. 150-153];
- переход стран от индустриальной стадии развития мировой цивилизации к информационной эпохе и «цифровому» обществу: стремительное распространение в мире информационных технологий, содержание которых раскрывается в таких понятиях, как «информационно-культурная экспансия», «информационная колонизация», «информационно-психологическое воздействие», «информационные войны» (М.А. Вус) [4, с. 3-24]. Учеными исследуются также такие категории, как «психосоциальные техники», «программирование и духовное кодирование», «социотехнические манипуляции» (В.И. Слободчиков) [11, с. 33-39];
- возврат на новом витке истории к идее духовности и религиозности сознания современного человека (Патриарх Кирилл, М.В. Захарченко, И.А. Колесникова, В.И. Слободчиков) [3, с. 7-20; 5, с. 25-33; 11, с. 33-39; 12]; возникновение идей постгуманизма и трансгуманизма, оказывающих влияние на рост религиозного сознания населения и конфессиональный характер преобразований в духовной культуре разных стран в XXI веке, а также появление новой гендерной теории в культуре европейских стран;
- появление в современном мире новых идеологий, связанных с массовым распространением в общественном сознании идей насилия, экстремизма и терроризма, возникновение специфических религиозно-террористических организаций, несущих проблемы и угрозы всему миру и человечеству (М.А. Вус, В.И. Слободчиков) [4, с. 3-24; 11, с. 33-39];
- признание значимости культурно-исторического, социально-психологического, ментального контекстов в анализе общественно-исторических и социально-культурных процессов и явлений; поиск культурно-цивилизационного кода, по-
172
Вестник КГУ ^ 2017
© Кузьмина И.Е., Степихова В.А., 2017
требность рассматривать проблематику развития страны с точки зрения ее специфических культур-но-цивилизационных особенностей, которые существуют во времени и пространстве: 1000-летняя православно-христианская цивилизация России (Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, М.В. Захарченко, И.А. Ильин, Патриарх Кирилл, А.Дж. Тойнби).
Образуемый перечисленными особенностями новый контекст многообразия, изменчивости и сложности современных общественно-исторических условий развития России делают прошлый опыт патриотического воспитания детей малопригодным и требуют от педагогов поиска новых подходов.
Отсюда, как следствие, вторая группа проблем, обусловленная особенностями формирования общественного сознания основных субъектов образовательного процесса: детей, родителей и педагогов, испытывающих мощное влияние условий развития современной России. В чем смысл этих особенностей, требующих учета при организации патриотического воспитания обучающихся?
Во-первых, педагоги взаимодействуют с детьми нового поколения «цифровой эпохи», испытывающими влияние глобальной сети Интернет: информационных ресурсов, социальных сетей, других электронных источников и средств массовой коммуникации. Дети цифровой культуры, использующие электронные ресурсы для поиска и обмена информацией, общения и развлечения, не читающие книг на бумажных носителях, оказываются под воздействием электронных источников, где главенствуют скорость распространения информации, масштаб охвата аудитории и неконтролируемые последствия их влияния [4; 10].
Во-вторых, родители «детей цифровой эпохи» принадлежат к поколению «детей 90-х». Для периода их воспитания, на переломе развития общества и государства, характерным являлось снятие идеологических и мировоззренческих вопросов [6; 9], поэтому сегодня общество столкнулось с появлением целого поколения молодых родителей, не разделяющих существовавшее в предыдущий исторический период представление о понятии «патриотизм» [9]. Не менее существенное влияние на отказ от патриотического воспитания оказал кризис семьи и детства в современном российском обществе, выразившийся в снижении роли семьи, родителей, круга родственников, представителей старшего поколения в формировании ценностных ориентиров ребенка (О.А. Щекина).
В-третьих, для педагогов, работающих в современной школе, решение проблемы патриотического воспитания затруднено:
- обилием политических трактовок и разнообразных точек зрения на полную драматизма, трагедий и проблем, очень непростую историю страны в XX веке;
- попыткой пересмотра в мировом сообществе исторического значения, итогов и последствий II Мировой и Великой Отечественной войн;
- определенной потерей нравственных ориентиров в многообразии трактовок узловых моментов российской истории; отсутствием в научной литературе устоявшихся позиций по этим вопросам [4; 9].
Взаимодействие трех типов общественного сознания: «детей цифровой эпохи»; родителей, лишенных ценностно-патриотических ориентиров, педагогов с формирующейся мировоззренческой позицией в оценке общественно-политических событий - это реальные факторы, усложняющие решение задач, поставленных перед школой, нуждающейся в помощи и поддержке общества.
Третья проблема, влияющая на понимание роли и значения патриотического воспитания детей в современном обществе, связана с неоднозначностью и противоречивостью трактовок самого понятия «патриотизм» в современных научных исследованиях.
Теоретический анализ позволил выделить три аксиологические плоскости (ракурсы) рассмотрения или содержательной интерпретации категории «патриотизм» в научных источниках ХХ-ХХ1 веков:
1. Средовая плоскость - ракурсом рассмотрения и анализа понятия патриотизм выступает среда обитания человека (среда жизни и пребывания), биологическая или социальная. Понятие «патриотизм» рассматривается:
- как биологическое понятие (Е.Н. Барышников): в качестве основных ценностей в его содержании выступают ценности биологической жизни человека как продолжения его рода (род, семья, природа) [15],
- как социальное понятие (В. Микрюков, И.Л. Набок): его основу составляют ценности социальной жизни человека как среды его обитания на определенной территории (этнос, общество, полиэтническое общество) [8; 9].
2. Социальная плоскость - в качестве ракурса для изучения и оценки категории патриотизм выступает общество, общественная жизнь человека и две ее ключевые сферы: политическая и сфера культуры. В качестве базовых ценностей понятия патриотизм здесь рассматриваются идеология (совокупность идей по отношению к политике и власти, к государству как части политической системы общества) и собственно аксиология как система ценностей человека - часть мира культуры, мира цивилизации, созданной самим человеком (цивилизация, культура, система ценностных ориентаций личности). В подобных научных исследованиях категория патриотизм рассматривается преимущественно как политическое понятие (А.К. Быков, В.М. Шемякинский) или культуроло-
гическое понятие (Н.А. Бердяев, М.В. Захарчен-ко) [1; 2; 3; 17].
3. Духовная или идеальная (нематериальная) плоскость исследования категории «патриотизм» связана с понятиями «дух», сознание человека. В этом подходе трактовка патриотизма рассматривается с позиции взаимодействия патриотической идеи с сознанием человека. В качестве ценностных оснований для анализа влияния патриотической идеи на общественное сознание в научной литературе рассматриваются два фактора:
- религиозное вероучение как актуальная форма взаимодействия идеи с индивидуальным сознанием конкретного человека (Патриарх Кирилл, М.В. Захарченко, В.И. Слободчиков) [3; 11; 12],
- средства массовой информации (СМИ) как наиболее сильная форма влияния идей на массовое сознание населения в целом в XXI веке (В. Вус, В. Микрюков, Б. Д. Парыгин) [4; 8; 10].
Выявленные подходы к интерпретации понятия патриотизм свидетельствуют не только о разных и сходных ценностных установках авторов, но прежде всего они отражают существующее многообразие общественных представлений.
В заключение краткого теоретического анализа условий осуществления патриотического воспитания в современной школе можно сделать следующие выводы:
1) выявленное глубокое противоречие между высокой степенью актуальности и социальной востребованности патриотического воспитания и высокой степенью сложности, неоднозначности и противоречивости факторов, влияющих на решение этой задачи, выводит эту проблему за рамки школьного воспитания, делая ее государственно и общественно значимой;
2) отмеченные многоуровневость и много-аспектность рассмотрения проблемы патриотического воспитания в трудах ученых доказывают необходимость взаимодействия и систематизации усилий в этом направлении науки и практики;
3) особенности социально-культурных условий воспитания патриотизма у детей в XXI веке требуют новых педагогических подходов, организационных форм и моделей для решения этой сложной задачи.
В сложившейся ситуации важную роль сыграли нормативные правовые документы федерального и регионального уровней, определившие цели и задачи государственной политики в области патриотического воспитания [14]. Ответом на эту государственную поддержку решения проблемы явилось создание и развитие принципиально нового типа общественных отношений школы и социума - социального партнерства.
Как показывает лучший педагогический опыт образовательных организаций Санкт-Петербурга, социальное партнерство оказалось эффективным средством патриотического воспитания. Парт-
нерство как совместная деятельность субъектов образовательного процесса, построенная на доверии, общих ценностях-целях, добровольном творческом сотрудничестве, на признании взаимной выгоды и взаимной ответственности за достижение запланированного результата, совокупно и целостно влияет на формирование ценностного мира современного школьника. Партнерство, инициированное системой образования, создает особую среду яркой совместной социально значимой жизни в школе и местном сообществе, внося несомненный вклад в становление гражданского общества в России, способствуя развитию у детей патриотических чувств и ценностного отношения друг к другу, к школе, городу, своему Отечеству.
Педагогический смысл этой гуманистической модели социального партнерства как интегративной среды взаимодействия всех субъектов партнерских отношений - школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и местного сообщества, ориентированных на согласование интересов, ценностей и потребностей, заключается в создании условий для патриотического воспитания молодежи. Партнерство - это и философия сообщества, открытого как для всех участников образовательного процесса, так и для внешнего мира; и средство решения школьных, местных и общественных проблем; и механизм конструктивного общения, диалога, согласования интересов; и принцип государственно-общественного управления, и технология создания возможностей для гражданской, общественно-полезной деятельности обучающихся
Системность такой модели социального партнерства характеризуется соответствующими условиями взаимодействия сторон: ценностной ориентированностью и рациональностью, равноправием и договорными отношениями, добровольностью, взаимным контролем и взаимозависимостью [13, с. 37-44].
Социально-педагогическое партнерство генетически включает в себя идею внутренних и внешних изменений личности каждого участника и окружающей среды. Пошаговый анализ построения партнерских отношений обусловливает преобразовательную сущность партнерства как механизма обновления.
Прежде всего, это общие гуманистические ценности взаимодействующих сторон. Ценностный приоритет партнерства - в его ориентированности на удовлетворение потребностей и возможностей ребенка.
Следующий важнейший шаг для построения партнерских отношений - рациональный поиск общих целей, который осуществляется на основе изучения запросов детей, родителей, партнеров и направлен на обнаружение социальной проблемы; определение внутренних и внешних ресурсов ее решения.
174
Вестник КГУ ^ 2017
Этап определения взаимной полезности участников партнерства строится на принципе равноправия, который понимается как самостоятельность и ответственность за достижение планируемого результата, внесение личного вклада каждого партнера.
Подлинное партнерство предполагает наличие договора-акта обоюдного согласия на взаимодействие сторон как ключевого в организации любого дела. Наличие договора - обязательное условие, в котором определены ответственности каждой из сторон. Отсутствие договора снижает или даже исключает качество взаимодействия.
Участие партнеров в разных формах взаимодействия предполагает наличие у них свободы и осознанности выбора. Свобода и ответственность - две стороны принятия решения и последствий взаимодействия. Когда ребенок становится свободнее? «Только относясь к другим, как к свободным и ответственным людям, вступая с ними во взаимно свободные/ответственные отношения... Главное в гражданском обществе - это свободные и ответственные граждане, которые его составляют» [16, с. 46-47]. Самостоятельность, свобода выбора форм участия в совместной творческой деятельности позволяет каждому участнику реализовать свой потенциал через создание индивидуальных проектов, которые становятся частью общего целого большого дела.
Так социальное партнерство интегрирует все рассмотренные выше группы условий, а именно: три сущностные «плоскости» патриотического воспитания - среду, социальность и духовность. Нравственные основы этих трех составляющих можно рассматривать как критерии для измерения и оценки качества достигаемых результатов: личного вклада в преобразование общества, самостоятельности и ответственности и гражданской позиции всех субъектов партнерских отношений.
Опыт социально-педагогического партнерства по патриотическому воспитанию в образовательных организациях Санкт-Петербурга, представленный в рамках городских семинаров и круглых столов в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в 20142017 годах, позволил обобщить и дифференцировать все разнообразие сложившихся моделей партнерства по двум критериям: содержательно-тематическому и деятельностному. Представим наиболее эффективные.
Модель социального партнерства на основе международных проектов и межрегионального сетевого взаимодействия школ Санкт-Петербурга с образовательными учреждениями городов-героев Великой Отечественной войны.
Примером этой модели может служить международный проект «Память объединяет нас!», реализованный в лицее № 373 Московского района
Санкт-Петербурга. Цель проекта - познакомить и подружить учащихся в городах-героях Великой Отечественной войны через проведение мероприятий и встреч, посвященных памяти защитников Родины. В качестве социальных партнеров лицея выступили учащиеся Минской школы №2 136, гимназии № 2 г. Бреста, лицея №9 5 г. Волгограда. Особенность проекта заключалась в том, что в рамках сетевого взаимодействия к нему подключились и другие организации Санкт-Петербурга: школа-интернат № 31 Невского района, Морской технический колледж, библиотеки Московского района, Дом детского творчества «Союз» Выборгского района.
Разновидностью модели межрегионального сетевого взаимодействия является проект «Их судьбы в единую слиты». В рамках проекта школьники лицея № 373 Санкт-Петербурга совместно с учащимися школы № 31 г. Барнаула на примере Алтайского края изучали вклад всех регионов страны в оборону и снятие блокады Ленинграда, их помощь жителям блокадного города.
Модель социального партнерства образовательных организаций с поисковыми отрядами, действующими на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Таковы модели социального партнерства Дома детского творчества и школы № 496 Московского района с поисковым отрядом «Линия фронта», партнерство школ № 237 и № 276 Красносельского района с поисковым отрядом «Рубеж-2», партнерство школ Калининского района с поисковым отрядом «Патриот». Особенностью таких моделей партнерства является непосредственное участие школьников в поисковой деятельности на местах боев по линии обороны Ленинграда: на Синя-винских высотах, на Невском пятачке, в районе г. Красное Село, в Полежаевском парке. Как результат партнерства - создание в школах экспозиций мемориальных Музеев славы из экспонатов, найденных ребятами на местах боев: музей в школе № 496 «Осталась в памяти война.»; разработка авторских экскурсий на основе исследований артефактов военного времени (экскурсии лицея № 369 в Полежаевском парке); захоронение найденных останков и установка памятника бойцам Красной Армии, оборонявшим город в годы войны (учащимися школы № 496 уроженцу Дагестана, гвардии-лейтенанту 131 гвардейского стрелкового полка Михрабу Ибрагимову); поиск родственников героев. Еще одно направление работы школьных поисковых отрядов - сотрудничество и обмен опытом с другими музеями (например, с музейным комплексом «Сестрорецкий рубеж»).
Модель социально-педагогического партнерства образовательных учреждений с религиозными общественными организациями.
Интересным примером является партнерство детских секций туризма в школе № 247, ДДЮТ
и Подростково-молодежном клубе «Буревестник» Красносельского района с православной общественной организацией «Клуб кавалеров ордена Александра Невского» и Александро-Невской лаврой. Цель этой модели партнерства - организация и проведение православных детских паломнических водных походов на байдарках по рекам России (Волхов, Нева, Монастырка, Волга), Сербии и Болгарии. Ключевая идея и отличительная особенность партнёрства - построение взаимодействия и воспитание гражданина и патриота России на фундаменте православных христианских ценностей.
Модель социально-педагогического партнерства школ с учреждениями науки и культуры Санкт-Петербурга - музеями, театрами, концертными залами, ВУЗами.
Это наиболее распространенная модель патриотического воспитания. Разновидностью ее, к примеру, является культурно творческая модель социального партнерства, сложившаяся в школе № 305 Фрунзенского района. Ключевая идея модели - уклад школьной жизни как условие патриотического воспитания, включающий направления: петербургское, пушкинское, фольклорное, военно-патриотическое. Социальными партнерами школы выступают: Государственный музей «Лицей» (Царское Село), Всероссийский музей-квартира А.С. Пушкина, Концертный зал Всероссийского музея А.С. Пушкина, Этнографический музей, Камерная филармония школьника, Детская филармония.
К моделям социально-педагогического партнерства образовательных организаций с учреждениями науки и культуры также можно отнести и взаимодействие «Клубов юных друзей правопорядка» образовательных организаций с Музеем политической истории Санкт-Петербурга. Основная идея такого партнерства - формирование правовой культуры современных подростков на основе изучения истории страны, в том числе политической.
Модель социального партнерства образовательных организаций с информационными учреждениями - библиотеками и информационными агентствами города.
Информационные учреждения Санкт-Петербурга - самые надежные партнеры образовательных организаций. Так, например, модель взаимодействия школы, библиотеки и семьи в патриотическом воспитании младших школьников представлена постоянно развивающимся партнерством школы № 305 Фрунзенского района с детской библиотекой им. В.Г. Короленко, библиотекой им. А.П. Чехова, библиотекой им. С. Прокофьева. Ключевой идеей «модели социально-педагогического партнерства с Информационным агентством «РОСБАЛТ» в условиях полиэтничности» (в школе № 496 Московского района) является согласование социально-воспитательной программы школы с проектом СМИ «Лица России», направленным
на изучение особенностей России через освоение традиций, многообразие картин и моделей мира народов, которые ее населяют.
Модель социально-педагогического партнерства образовательных учреждений с промышленными предприятиями Санкт-Петербурга.
Подобная модель успешно осуществляется в партнерстве школы №2 375 Красносельского района с Судостроительным заводом «Северная верфь» и ОАО «Адмиралтейские верфи», школы № 146 Калининского района с заводом ЛОМО. Цель таких моделей партнерства - профориентационная работа с подростками в контексте гражданско-па-триотической направленности через знакомство с профессионально-производственной картой малой Родины - Санкт-Петербурга.
Модель социально-педагогического партнерства школ с родителями и семьями учащихся как социальными субъектами.
Чаще всего это модели этнокультурного партнерства с родителями - носителями национальной культуры в полиэтнической образовательной среде (школа № 305 Фрунзенского района). Цель партнерства - заинтересовать родителей в сотрудничестве с образовательной организацией, вовлечь их в творческое взаимодействие, сформировать чувство осознанного партнерства на базе изучения национальной и русской традиционной культуры.
Заключение. Анализ представленных теоретических позиций показывает «многообразие» и «вариативность» способов решения имеющихся проблем в сфере патриотического воспитания в XXI веке. Отмеченные характерные социально-культурные особенности и условия патриотического воспитания подтверждают тезис о мно-гоуровневости и многоаспектности проблемы, а следовательно, и о необходимости систематизации усилий со стороны ученых, практиков, школы и всего общества в целом.
Результаты реализации практическихмоделей социально-педагогического партнерства в патриотическом воспитании школьников Санкт-Петербурга приводят к выводу, что идея социального партнерства содержит в себе мощный педагогический потенциал ответов на вызовы XXI века в решении сложных проблем воспитания максимально диалогически, с учетом различных научных точек зрения и практических подходов и использованием необходимого ресурсного обеспечения.
Библиографический список
1. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 256 с.
2. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 37-42.
3. Захарченко М.В. Патриотизм как содержательная идея и вопрос обновления содержания об-
176
Вестник КГУ 2017
разования // Академический вестник СПб. АППО. -Санкт-Петербург, 2016. - Вып. 3 (33). - С. 7-20.
4. Информационное общество: информационные войны, информационное управление, информационная безопасность / под ред. М.А. Вуса. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гос. ун-та, 1999. - С. 3-24.
5. Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 25-33.
6. Кузьмина И.Е. Проблема формирования исторического сознания и оценочных суждений современными старшеклассниками // Петербургская школа: неприятие идеологии насилия и фашизма / под общ. ред. А.Г. Козловой. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
7. Кузьмина И.Е. Теоретические основы диагностики ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса // Непрерывное образование: XXI век. -2015. - Вып. 1 (9). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lll21.petrsu.ru/journal/article. рИр?1а=2730 (дата обращения: 22.09.2017).
8. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. - 2007. - № 5. -С. 2-8.
9. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения. - М.: Академия, 2010. - 304 с.
10. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории, теории. - СПб.: Изд-во ГУП, 1999. - С. 195-202.
11. Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. - 2008. -№ 9. - С. 33-39.
12. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Всемирного русского народ-
ного собора 11 ноября 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ db/text/3367103.html (дата обращения: 22.09.2017).
13. Степихова В. А. «Портрет» социально-педагогического партнерства в петербургской школе // Социально-педагогическое партнерство в решении социальных проблем ребенка: материалы межрегион. науч.-практ. конф. 15 марта 2012 года / под общ. ред. В. А. Степиховой. - СПб.: НОУ «СПб центр поддержки Инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2012. - С. 37-44.
14. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015 - 2025). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 22.09.2017).
15. Теория и практика патриотического воспитания. Ч. 1: Современные методы, формы и технологии патриотического воспитания: науч.-метод. сб. / под общ. ред. Е.Н. Барышникова - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - С. 13-22.
16. Тульчинский Г.Л. От общества недоверия к социальному партнерству // Социально-педагогическое партнерство в решении социальных проблем ребенка: материалы межрегион. науч.-практ. конф. 15 марта 2012 года / под общ. ред. В.А. Степиховой. - СПб.: НОУ «СПб центр поддержки Инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2012. - С. 46-47.
17. Шемякинский В.М. Две трактовки патриотизма // Педагогическое образование и наука. -2015. - № 3. - С. 130-133.