Научная статья на тему 'Проблема патриотического воспитания в школе XXI века: поиск современных подходов и моделей партнерства'

Проблема патриотического воспитания в школе XXI века: поиск современных подходов и моделей партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2772
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / PATRIOTISM / PATRIOTIC UPBRINGING / SOCIAL AND EDUCATIONAL PARTNERSHIP / PEDAGOGIC POTENTIAL / EDUCATIONAL EXPERIENCE / ST. PETERSBURG

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Ирина Евгеньевна, Степихова Валентина Анатольевна

Статья посвящена анализу современных исследований многозначной категории «патриотизм» и использованию новых представлений и подходов в патриотическом воспитании школьников в образовательном учреждении. В ней рассмотрены отличительные особенности современного социума, затрудняющие успешное решение задачи патриотического воспитания, и определены проблемы в сфере воспитания патриотизма школьников. В статье представлены три основных научных подхода к интерпретации понятия «патриотизм»: средовой, социальный и духовный (идеальный), которые обусловливают необходимость объединения усилий (ресурсов) школы и общества в патриотическом воспитании школьников. Показано практическое решение поставленной задачи средствами социально-педагогического партнерства, раскрыты его ценностное содержание и воспитательное значение, описан алгоритм разработки. Обозначены критерии для измерения и оценки качества достигаемых результатов. Представлен успешный опыт патриотического воспитания в образовательных организациях Санкт-Петербурга средствами социально-педагогического партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic upbringing in the 21st century school: modern approaches and models of partnership

The paper reports the results of the analysis of contemporary studies of patriotism as a polysemic category. It also describes new approaches to patriotic upbringing at school. The article analyses modern society’s special features which make patriotic upbringing more complicated. The paper summarises three main scientific approaches to the interpretation ofthe notion “patriotism” environmental, social and spiritual (ideal). Those determine the necessity to combine school and society efforts (resources) in patriotic upbringing. The paper shows a way of solving the above mentioned task of patriotic upbringing by means of sociopedagogic partnership. The article deals with axiological contents of such partnership and its role in upbringing. It also suggests a possible algorithm for the development of sociopedagogic partnership and the criteria for measurement and quality assessment of the achieved results. A successful experience of patriotic upbringing by means of sociopedagogic partnership in St. Petersburg schools is reported.

Текст научной работы на тему «Проблема патриотического воспитания в школе XXI века: поиск современных подходов и моделей партнерства»

УДК 371.4

Кузьмина Ирина Евгеньевна

кандидат педагогических наук

Степихова Валентина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

[email protected], [email protected]

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ XXI ВЕКА: ПОИСК СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ И МОДЕЛЕЙ ПАРТНЕРСТВА

Статья посвящена анализу современных исследований многозначной категории «патриотизм» и использованию новых представлений и подходов в патриотическом воспитании школьников в образовательном учреждении. В ней рассмотрены отличительные особенности современного социума, затрудняющие успешное решение задачи патриотического воспитания, и определены проблемы в сфере воспитания патриотизма школьников. В статье представлены три основных научных подхода к интерпретации понятия «патриотизм»: средовой, социальный и духовный (идеальный), которые обусловливают необходимость объединения усилий (ресурсов) школы и общества в патриотическом воспитании школьников. Показано практическое решение поставленной задачи средствами социально-педагогического партнерства, раскрыты его ценностное содержание и воспитательное значение, описан алгоритм разработки. Обозначены критерии для измерения и оценки качества достигаемых результатов. Представлен успешный опыт патриотического воспитания в образовательных организациях Санкт-Петербурга средствами социально-педагогического партнерства.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, социально-педагогическое партнерство, воспитательный потенциал, образовательный опыт, Санкт-Петербург.

Патриотическое воспитание в современной российской школе является одним из самых востребованных и актуальных направлений социального воспитания [14]. Но осуществление этой задачи в реальной педагогической практике представляется наиболее сложным и противоречивым процессом, обусловленным тремя группами особенностей развития общества, влияющих на ее успешное решение:

- изменением общественно-исторических условий развития мировой цивилизации в XXI веке;

- особенностями развития общественного и группового сознания основных субъектов образовательного процесса: современных детей, современных родителей, современных педагогов;

- многообразием и противоречивостью трактовок самого понятия «патриотизм».

Во-первых, к особенностям развития мировой цивилизации в XXI веке, оказывающим непосредственное влияние на процесс формирования патриотического сознания детей и молодежи, относятся современные социокультурные, экономические, информационно-политические условия, которые порождают новые проблемы в жизни общества и требуют новых подходов к реализации патриотического воспитания. Назовем основные из них:

- процессы глобализации в сфере мировой экономики, связанные с возникновением огромных миграционных потоков во всех странах мира, в том числе и в России, с новым «великим переселением народов». Влияние этих процессов обусловлено как «нивелированием национальных и патриотических чувств, ограничением национальных суверенитетов и традиционных культурных укладов жизни народов» (А.К. Быков), так и проблемой «создания народа для государства» (И.Л. Набок) [2, с. 37-42; 9, с. 150-153];

- переход стран от индустриальной стадии развития мировой цивилизации к информационной эпохе и «цифровому» обществу: стремительное распространение в мире информационных технологий, содержание которых раскрывается в таких понятиях, как «информационно-культурная экспансия», «информационная колонизация», «информационно-психологическое воздействие», «информационные войны» (М.А. Вус) [4, с. 3-24]. Учеными исследуются также такие категории, как «психосоциальные техники», «программирование и духовное кодирование», «социотехнические манипуляции» (В.И. Слободчиков) [11, с. 33-39];

- возврат на новом витке истории к идее духовности и религиозности сознания современного человека (Патриарх Кирилл, М.В. Захарченко, И.А. Колесникова, В.И. Слободчиков) [3, с. 7-20; 5, с. 25-33; 11, с. 33-39; 12]; возникновение идей постгуманизма и трансгуманизма, оказывающих влияние на рост религиозного сознания населения и конфессиональный характер преобразований в духовной культуре разных стран в XXI веке, а также появление новой гендерной теории в культуре европейских стран;

- появление в современном мире новых идеологий, связанных с массовым распространением в общественном сознании идей насилия, экстремизма и терроризма, возникновение специфических религиозно-террористических организаций, несущих проблемы и угрозы всему миру и человечеству (М.А. Вус, В.И. Слободчиков) [4, с. 3-24; 11, с. 33-39];

- признание значимости культурно-исторического, социально-психологического, ментального контекстов в анализе общественно-исторических и социально-культурных процессов и явлений; поиск культурно-цивилизационного кода, по-

172

Вестник КГУ ^ 2017

© Кузьмина И.Е., Степихова В.А., 2017

требность рассматривать проблематику развития страны с точки зрения ее специфических культур-но-цивилизационных особенностей, которые существуют во времени и пространстве: 1000-летняя православно-христианская цивилизация России (Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, М.В. Захарченко, И.А. Ильин, Патриарх Кирилл, А.Дж. Тойнби).

Образуемый перечисленными особенностями новый контекст многообразия, изменчивости и сложности современных общественно-исторических условий развития России делают прошлый опыт патриотического воспитания детей малопригодным и требуют от педагогов поиска новых подходов.

Отсюда, как следствие, вторая группа проблем, обусловленная особенностями формирования общественного сознания основных субъектов образовательного процесса: детей, родителей и педагогов, испытывающих мощное влияние условий развития современной России. В чем смысл этих особенностей, требующих учета при организации патриотического воспитания обучающихся?

Во-первых, педагоги взаимодействуют с детьми нового поколения «цифровой эпохи», испытывающими влияние глобальной сети Интернет: информационных ресурсов, социальных сетей, других электронных источников и средств массовой коммуникации. Дети цифровой культуры, использующие электронные ресурсы для поиска и обмена информацией, общения и развлечения, не читающие книг на бумажных носителях, оказываются под воздействием электронных источников, где главенствуют скорость распространения информации, масштаб охвата аудитории и неконтролируемые последствия их влияния [4; 10].

Во-вторых, родители «детей цифровой эпохи» принадлежат к поколению «детей 90-х». Для периода их воспитания, на переломе развития общества и государства, характерным являлось снятие идеологических и мировоззренческих вопросов [6; 9], поэтому сегодня общество столкнулось с появлением целого поколения молодых родителей, не разделяющих существовавшее в предыдущий исторический период представление о понятии «патриотизм» [9]. Не менее существенное влияние на отказ от патриотического воспитания оказал кризис семьи и детства в современном российском обществе, выразившийся в снижении роли семьи, родителей, круга родственников, представителей старшего поколения в формировании ценностных ориентиров ребенка (О.А. Щекина).

В-третьих, для педагогов, работающих в современной школе, решение проблемы патриотического воспитания затруднено:

- обилием политических трактовок и разнообразных точек зрения на полную драматизма, трагедий и проблем, очень непростую историю страны в XX веке;

- попыткой пересмотра в мировом сообществе исторического значения, итогов и последствий II Мировой и Великой Отечественной войн;

- определенной потерей нравственных ориентиров в многообразии трактовок узловых моментов российской истории; отсутствием в научной литературе устоявшихся позиций по этим вопросам [4; 9].

Взаимодействие трех типов общественного сознания: «детей цифровой эпохи»; родителей, лишенных ценностно-патриотических ориентиров, педагогов с формирующейся мировоззренческой позицией в оценке общественно-политических событий - это реальные факторы, усложняющие решение задач, поставленных перед школой, нуждающейся в помощи и поддержке общества.

Третья проблема, влияющая на понимание роли и значения патриотического воспитания детей в современном обществе, связана с неоднозначностью и противоречивостью трактовок самого понятия «патриотизм» в современных научных исследованиях.

Теоретический анализ позволил выделить три аксиологические плоскости (ракурсы) рассмотрения или содержательной интерпретации категории «патриотизм» в научных источниках ХХ-ХХ1 веков:

1. Средовая плоскость - ракурсом рассмотрения и анализа понятия патриотизм выступает среда обитания человека (среда жизни и пребывания), биологическая или социальная. Понятие «патриотизм» рассматривается:

- как биологическое понятие (Е.Н. Барышников): в качестве основных ценностей в его содержании выступают ценности биологической жизни человека как продолжения его рода (род, семья, природа) [15],

- как социальное понятие (В. Микрюков, И.Л. Набок): его основу составляют ценности социальной жизни человека как среды его обитания на определенной территории (этнос, общество, полиэтническое общество) [8; 9].

2. Социальная плоскость - в качестве ракурса для изучения и оценки категории патриотизм выступает общество, общественная жизнь человека и две ее ключевые сферы: политическая и сфера культуры. В качестве базовых ценностей понятия патриотизм здесь рассматриваются идеология (совокупность идей по отношению к политике и власти, к государству как части политической системы общества) и собственно аксиология как система ценностей человека - часть мира культуры, мира цивилизации, созданной самим человеком (цивилизация, культура, система ценностных ориентаций личности). В подобных научных исследованиях категория патриотизм рассматривается преимущественно как политическое понятие (А.К. Быков, В.М. Шемякинский) или культуроло-

гическое понятие (Н.А. Бердяев, М.В. Захарчен-ко) [1; 2; 3; 17].

3. Духовная или идеальная (нематериальная) плоскость исследования категории «патриотизм» связана с понятиями «дух», сознание человека. В этом подходе трактовка патриотизма рассматривается с позиции взаимодействия патриотической идеи с сознанием человека. В качестве ценностных оснований для анализа влияния патриотической идеи на общественное сознание в научной литературе рассматриваются два фактора:

- религиозное вероучение как актуальная форма взаимодействия идеи с индивидуальным сознанием конкретного человека (Патриарх Кирилл, М.В. Захарченко, В.И. Слободчиков) [3; 11; 12],

- средства массовой информации (СМИ) как наиболее сильная форма влияния идей на массовое сознание населения в целом в XXI веке (В. Вус, В. Микрюков, Б. Д. Парыгин) [4; 8; 10].

Выявленные подходы к интерпретации понятия патриотизм свидетельствуют не только о разных и сходных ценностных установках авторов, но прежде всего они отражают существующее многообразие общественных представлений.

В заключение краткого теоретического анализа условий осуществления патриотического воспитания в современной школе можно сделать следующие выводы:

1) выявленное глубокое противоречие между высокой степенью актуальности и социальной востребованности патриотического воспитания и высокой степенью сложности, неоднозначности и противоречивости факторов, влияющих на решение этой задачи, выводит эту проблему за рамки школьного воспитания, делая ее государственно и общественно значимой;

2) отмеченные многоуровневость и много-аспектность рассмотрения проблемы патриотического воспитания в трудах ученых доказывают необходимость взаимодействия и систематизации усилий в этом направлении науки и практики;

3) особенности социально-культурных условий воспитания патриотизма у детей в XXI веке требуют новых педагогических подходов, организационных форм и моделей для решения этой сложной задачи.

В сложившейся ситуации важную роль сыграли нормативные правовые документы федерального и регионального уровней, определившие цели и задачи государственной политики в области патриотического воспитания [14]. Ответом на эту государственную поддержку решения проблемы явилось создание и развитие принципиально нового типа общественных отношений школы и социума - социального партнерства.

Как показывает лучший педагогический опыт образовательных организаций Санкт-Петербурга, социальное партнерство оказалось эффективным средством патриотического воспитания. Парт-

нерство как совместная деятельность субъектов образовательного процесса, построенная на доверии, общих ценностях-целях, добровольном творческом сотрудничестве, на признании взаимной выгоды и взаимной ответственности за достижение запланированного результата, совокупно и целостно влияет на формирование ценностного мира современного школьника. Партнерство, инициированное системой образования, создает особую среду яркой совместной социально значимой жизни в школе и местном сообществе, внося несомненный вклад в становление гражданского общества в России, способствуя развитию у детей патриотических чувств и ценностного отношения друг к другу, к школе, городу, своему Отечеству.

Педагогический смысл этой гуманистической модели социального партнерства как интегративной среды взаимодействия всех субъектов партнерских отношений - школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и местного сообщества, ориентированных на согласование интересов, ценностей и потребностей, заключается в создании условий для патриотического воспитания молодежи. Партнерство - это и философия сообщества, открытого как для всех участников образовательного процесса, так и для внешнего мира; и средство решения школьных, местных и общественных проблем; и механизм конструктивного общения, диалога, согласования интересов; и принцип государственно-общественного управления, и технология создания возможностей для гражданской, общественно-полезной деятельности обучающихся

Системность такой модели социального партнерства характеризуется соответствующими условиями взаимодействия сторон: ценностной ориентированностью и рациональностью, равноправием и договорными отношениями, добровольностью, взаимным контролем и взаимозависимостью [13, с. 37-44].

Социально-педагогическое партнерство генетически включает в себя идею внутренних и внешних изменений личности каждого участника и окружающей среды. Пошаговый анализ построения партнерских отношений обусловливает преобразовательную сущность партнерства как механизма обновления.

Прежде всего, это общие гуманистические ценности взаимодействующих сторон. Ценностный приоритет партнерства - в его ориентированности на удовлетворение потребностей и возможностей ребенка.

Следующий важнейший шаг для построения партнерских отношений - рациональный поиск общих целей, который осуществляется на основе изучения запросов детей, родителей, партнеров и направлен на обнаружение социальной проблемы; определение внутренних и внешних ресурсов ее решения.

174

Вестник КГУ ^ 2017

Этап определения взаимной полезности участников партнерства строится на принципе равноправия, который понимается как самостоятельность и ответственность за достижение планируемого результата, внесение личного вклада каждого партнера.

Подлинное партнерство предполагает наличие договора-акта обоюдного согласия на взаимодействие сторон как ключевого в организации любого дела. Наличие договора - обязательное условие, в котором определены ответственности каждой из сторон. Отсутствие договора снижает или даже исключает качество взаимодействия.

Участие партнеров в разных формах взаимодействия предполагает наличие у них свободы и осознанности выбора. Свобода и ответственность - две стороны принятия решения и последствий взаимодействия. Когда ребенок становится свободнее? «Только относясь к другим, как к свободным и ответственным людям, вступая с ними во взаимно свободные/ответственные отношения... Главное в гражданском обществе - это свободные и ответственные граждане, которые его составляют» [16, с. 46-47]. Самостоятельность, свобода выбора форм участия в совместной творческой деятельности позволяет каждому участнику реализовать свой потенциал через создание индивидуальных проектов, которые становятся частью общего целого большого дела.

Так социальное партнерство интегрирует все рассмотренные выше группы условий, а именно: три сущностные «плоскости» патриотического воспитания - среду, социальность и духовность. Нравственные основы этих трех составляющих можно рассматривать как критерии для измерения и оценки качества достигаемых результатов: личного вклада в преобразование общества, самостоятельности и ответственности и гражданской позиции всех субъектов партнерских отношений.

Опыт социально-педагогического партнерства по патриотическому воспитанию в образовательных организациях Санкт-Петербурга, представленный в рамках городских семинаров и круглых столов в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в 20142017 годах, позволил обобщить и дифференцировать все разнообразие сложившихся моделей партнерства по двум критериям: содержательно-тематическому и деятельностному. Представим наиболее эффективные.

Модель социального партнерства на основе международных проектов и межрегионального сетевого взаимодействия школ Санкт-Петербурга с образовательными учреждениями городов-героев Великой Отечественной войны.

Примером этой модели может служить международный проект «Память объединяет нас!», реализованный в лицее № 373 Московского района

Санкт-Петербурга. Цель проекта - познакомить и подружить учащихся в городах-героях Великой Отечественной войны через проведение мероприятий и встреч, посвященных памяти защитников Родины. В качестве социальных партнеров лицея выступили учащиеся Минской школы №2 136, гимназии № 2 г. Бреста, лицея №9 5 г. Волгограда. Особенность проекта заключалась в том, что в рамках сетевого взаимодействия к нему подключились и другие организации Санкт-Петербурга: школа-интернат № 31 Невского района, Морской технический колледж, библиотеки Московского района, Дом детского творчества «Союз» Выборгского района.

Разновидностью модели межрегионального сетевого взаимодействия является проект «Их судьбы в единую слиты». В рамках проекта школьники лицея № 373 Санкт-Петербурга совместно с учащимися школы № 31 г. Барнаула на примере Алтайского края изучали вклад всех регионов страны в оборону и снятие блокады Ленинграда, их помощь жителям блокадного города.

Модель социального партнерства образовательных организаций с поисковыми отрядами, действующими на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Таковы модели социального партнерства Дома детского творчества и школы № 496 Московского района с поисковым отрядом «Линия фронта», партнерство школ № 237 и № 276 Красносельского района с поисковым отрядом «Рубеж-2», партнерство школ Калининского района с поисковым отрядом «Патриот». Особенностью таких моделей партнерства является непосредственное участие школьников в поисковой деятельности на местах боев по линии обороны Ленинграда: на Синя-винских высотах, на Невском пятачке, в районе г. Красное Село, в Полежаевском парке. Как результат партнерства - создание в школах экспозиций мемориальных Музеев славы из экспонатов, найденных ребятами на местах боев: музей в школе № 496 «Осталась в памяти война.»; разработка авторских экскурсий на основе исследований артефактов военного времени (экскурсии лицея № 369 в Полежаевском парке); захоронение найденных останков и установка памятника бойцам Красной Армии, оборонявшим город в годы войны (учащимися школы № 496 уроженцу Дагестана, гвардии-лейтенанту 131 гвардейского стрелкового полка Михрабу Ибрагимову); поиск родственников героев. Еще одно направление работы школьных поисковых отрядов - сотрудничество и обмен опытом с другими музеями (например, с музейным комплексом «Сестрорецкий рубеж»).

Модель социально-педагогического партнерства образовательных учреждений с религиозными общественными организациями.

Интересным примером является партнерство детских секций туризма в школе № 247, ДДЮТ

и Подростково-молодежном клубе «Буревестник» Красносельского района с православной общественной организацией «Клуб кавалеров ордена Александра Невского» и Александро-Невской лаврой. Цель этой модели партнерства - организация и проведение православных детских паломнических водных походов на байдарках по рекам России (Волхов, Нева, Монастырка, Волга), Сербии и Болгарии. Ключевая идея и отличительная особенность партнёрства - построение взаимодействия и воспитание гражданина и патриота России на фундаменте православных христианских ценностей.

Модель социально-педагогического партнерства школ с учреждениями науки и культуры Санкт-Петербурга - музеями, театрами, концертными залами, ВУЗами.

Это наиболее распространенная модель патриотического воспитания. Разновидностью ее, к примеру, является культурно творческая модель социального партнерства, сложившаяся в школе № 305 Фрунзенского района. Ключевая идея модели - уклад школьной жизни как условие патриотического воспитания, включающий направления: петербургское, пушкинское, фольклорное, военно-патриотическое. Социальными партнерами школы выступают: Государственный музей «Лицей» (Царское Село), Всероссийский музей-квартира А.С. Пушкина, Концертный зал Всероссийского музея А.С. Пушкина, Этнографический музей, Камерная филармония школьника, Детская филармония.

К моделям социально-педагогического партнерства образовательных организаций с учреждениями науки и культуры также можно отнести и взаимодействие «Клубов юных друзей правопорядка» образовательных организаций с Музеем политической истории Санкт-Петербурга. Основная идея такого партнерства - формирование правовой культуры современных подростков на основе изучения истории страны, в том числе политической.

Модель социального партнерства образовательных организаций с информационными учреждениями - библиотеками и информационными агентствами города.

Информационные учреждения Санкт-Петербурга - самые надежные партнеры образовательных организаций. Так, например, модель взаимодействия школы, библиотеки и семьи в патриотическом воспитании младших школьников представлена постоянно развивающимся партнерством школы № 305 Фрунзенского района с детской библиотекой им. В.Г. Короленко, библиотекой им. А.П. Чехова, библиотекой им. С. Прокофьева. Ключевой идеей «модели социально-педагогического партнерства с Информационным агентством «РОСБАЛТ» в условиях полиэтничности» (в школе № 496 Московского района) является согласование социально-воспитательной программы школы с проектом СМИ «Лица России», направленным

на изучение особенностей России через освоение традиций, многообразие картин и моделей мира народов, которые ее населяют.

Модель социально-педагогического партнерства образовательных учреждений с промышленными предприятиями Санкт-Петербурга.

Подобная модель успешно осуществляется в партнерстве школы №2 375 Красносельского района с Судостроительным заводом «Северная верфь» и ОАО «Адмиралтейские верфи», школы № 146 Калининского района с заводом ЛОМО. Цель таких моделей партнерства - профориентационная работа с подростками в контексте гражданско-па-триотической направленности через знакомство с профессионально-производственной картой малой Родины - Санкт-Петербурга.

Модель социально-педагогического партнерства школ с родителями и семьями учащихся как социальными субъектами.

Чаще всего это модели этнокультурного партнерства с родителями - носителями национальной культуры в полиэтнической образовательной среде (школа № 305 Фрунзенского района). Цель партнерства - заинтересовать родителей в сотрудничестве с образовательной организацией, вовлечь их в творческое взаимодействие, сформировать чувство осознанного партнерства на базе изучения национальной и русской традиционной культуры.

Заключение. Анализ представленных теоретических позиций показывает «многообразие» и «вариативность» способов решения имеющихся проблем в сфере патриотического воспитания в XXI веке. Отмеченные характерные социально-культурные особенности и условия патриотического воспитания подтверждают тезис о мно-гоуровневости и многоаспектности проблемы, а следовательно, и о необходимости систематизации усилий со стороны ученых, практиков, школы и всего общества в целом.

Результаты реализации практическихмоделей социально-педагогического партнерства в патриотическом воспитании школьников Санкт-Петербурга приводят к выводу, что идея социального партнерства содержит в себе мощный педагогический потенциал ответов на вызовы XXI века в решении сложных проблем воспитания максимально диалогически, с учетом различных научных точек зрения и практических подходов и использованием необходимого ресурсного обеспечения.

Библиографический список

1. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 256 с.

2. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 37-42.

3. Захарченко М.В. Патриотизм как содержательная идея и вопрос обновления содержания об-

176

Вестник КГУ 2017

разования // Академический вестник СПб. АППО. -Санкт-Петербург, 2016. - Вып. 3 (33). - С. 7-20.

4. Информационное общество: информационные войны, информационное управление, информационная безопасность / под ред. М.А. Вуса. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гос. ун-та, 1999. - С. 3-24.

5. Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 25-33.

6. Кузьмина И.Е. Проблема формирования исторического сознания и оценочных суждений современными старшеклассниками // Петербургская школа: неприятие идеологии насилия и фашизма / под общ. ред. А.Г. Козловой. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

7. Кузьмина И.Е. Теоретические основы диагностики ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса // Непрерывное образование: XXI век. -2015. - Вып. 1 (9). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lll21.petrsu.ru/journal/article. рИр?1а=2730 (дата обращения: 22.09.2017).

8. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников. - 2007. - № 5. -С. 2-8.

9. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения. - М.: Академия, 2010. - 304 с.

10. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории, теории. - СПб.: Изд-во ГУП, 1999. - С. 195-202.

11. Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. - 2008. -№ 9. - С. 33-39.

12. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Всемирного русского народ-

ного собора 11 ноября 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ db/text/3367103.html (дата обращения: 22.09.2017).

13. Степихова В. А. «Портрет» социально-педагогического партнерства в петербургской школе // Социально-педагогическое партнерство в решении социальных проблем ребенка: материалы межрегион. науч.-практ. конф. 15 марта 2012 года / под общ. ред. В. А. Степиховой. - СПб.: НОУ «СПб центр поддержки Инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2012. - С. 37-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015 - 2025). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 22.09.2017).

15. Теория и практика патриотического воспитания. Ч. 1: Современные методы, формы и технологии патриотического воспитания: науч.-метод. сб. / под общ. ред. Е.Н. Барышникова - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - С. 13-22.

16. Тульчинский Г.Л. От общества недоверия к социальному партнерству // Социально-педагогическое партнерство в решении социальных проблем ребенка: материалы межрегион. науч.-практ. конф. 15 марта 2012 года / под общ. ред. В.А. Степиховой. - СПб.: НОУ «СПб центр поддержки Инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2012. - С. 46-47.

17. Шемякинский В.М. Две трактовки патриотизма // Педагогическое образование и наука. -2015. - № 3. - С. 130-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.