Научная статья на тему 'Проблема памяти в драмах К. Денниг “Exstasy Rave” и К. Стешика «Кратковременная»'

Проблема памяти в драмах К. Денниг “Exstasy Rave” и К. Стешика «Кратковременная» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
203
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ДРАМА / НЕМЕЦКАЯ ДРАМА XX XXI В / ЭКФРАСИС / МОНТАЖ ФРАГМЕНТОВ / NEW DRAMA / GERMAN DRAMA XX-XXI CC / EKPHRASIS / THE INSTALLATION OF THE FRAGMENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Давыдова Елена Вадимовна

В статье рассматриваются проблемы памяти, взаимоотношения поколений, морали современного общества на материале пьес К. Денниг «Exstasy Rave» и К. Стешика «Кратковременная». Решая эти проблемы, оба автора прибегают к экфрасису (телевидение и фото), к монтажу фрагментов, сталкивая позиции героев, воплощающих разные эпохи, культурный фон, видение действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of memory in dramas C. Dennig “Exstasy Rave” and K. Steshik “Ephemeral”

The article deals with the problem of memory, relationships generations, morality of modern society on a material plays C. Dennig “Exstasy Rave” and K. Steshik “Ephemeral”. To solve these problems, both authors have resorted to ekphrasis (television and photo), the installation of the fragments, pushing position characters that embody different ages, cultural background, vision of reality.

Текст научной работы на тему «Проблема памяти в драмах К. Денниг “Exstasy Rave” и К. Стешика «Кратковременная»»

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА: КОНФЛИКТЫ И ПОЭТИКА

Е. В. ДАВЫДОВА

(Челябинский государственный педагогический университет Челябинск, Россия)

УДК 82-2(4)»19» ББК Ш33(4)6-46

ПРОБЛЕМА ПАМЯТИ В ДРАМАХ К. ДЕННИГ "EXSTASY RAVE" И К. СТЕШИКА «КРАТКОВРЕМЕННАЯ»

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы памяти, взаимоотношения поколений, морали современного общества на материале пьес К. Денниг «Exstasy Rave» и К. Стешика «Кратковременная». Решая эти проблемы, оба автора прибегают к экфрасису (телевидение и фото), к монтажу фрагментов, сталкивая позиции героев, воплощающих разные эпохи, культурный фон, видение действительности.

Ключевые слова: Новая драма, немецкая драма XX - XXI в., экфрасис, монтаж фрагментов.

На рубеже XX-XXI веков одной из самых важных и частотных в культуре стала тема уходящего поколения. «Энергия смены времен, трудностей перехода в новое политическое и экономическое состояние определяет движение фабулы в пьесах Г. Костера «Отголосок» (1997), О. Буковски «Гости» (1999), Л. Хюбнера «С Днем рождения!» (1998)», - пишет Н.Э. Сейбель [Сейбель 2013: 109]. Среди пьес, в которых тема поколений важна в наибольшей степени, можно назвать пьесы: «Минетти» Томаса Бернхарда (1976), «Трудные люди» Йосефа Бар-Йосефа (конец 60-х. - начало 70-х. гг.), «Exstasy Rave» Констанции Денниг (2003), «Кратковременная» Константина Стешика (2008).

Во многом актуализация проблемы памяти, уходящей эпохи, взаимоотношения поколений связана с необходимостью нового национального самоопределения после падения Берлинской стены. С 1989 года «изменилось само наполнение часто употреблявшегося термина "немецкое прошлое", который традиционно рассматривался

как иное обозначение периода нацизма... изменившееся в 90-е годы XX века определение "прошлого" стало причиной несколько изменившегося писательского взгляда на историю», - определяет Д. А. Чугунов [Чугунов 2005: 125].

Австрийский драматург Констанция Денниг в 2003 году успешно дебютировала со своей пьесой «Exstasy Rave». Это история о том, как постепенно в обществе дискредитируются главные ценности, среди которых уважение к старости, ценность человеческой жизни, любовь. Автор представляет зрителю антиутопическую картину: 2034 год -недалекое будущее, в котором всем гражданам старше 75 лет приходится проходить экзамен. Программа, созданная государством, решает, достоин ли человек жить, не является ли он тяжким грузом для молодых людей.

Денниг показывает крупным планом пятерых героев старше восьмидесяти лет. У каждого из стариков своя история жизни, и всё же они связаны друг с другом. На протяжении всей пьесы зритель не знает, как к ним относиться. Сцена в комнате ожидания, где три женщины (среди которых инвалид) и двое мужчин пытаются понять, прошли ли они тест, смогут ли жить дальше или общество решит избавиться от них при помощи вечеринки «Exstasy», казалось бы, показывает героев как пример немощности и болезненности. Но эти бабушки и дедушки не готовы смириться с такой судьбой, они смогут доказать всем, что они еще способны побороться за жизнь, что их вынуждают уступить дорогу молодым, что мир в своей жестокости убивает желающего жить человека. Пьеса строится на имитации процесса съемки телевизионной передачи. Телевидение в ней - основа экфрасиса.

Однако проблема памяти и взаимоотношения поколений не является специфически немецкой. На распавшемся постсоветском пространстве также произошли процессы, актуализировавшие эту проблематику: переосмысление прошлого, смена поколений, переводящая военные события в разряд «далекой истории», необходимость - особенно для только обретших государственность народов - самоидентификации.

Константин Стешик, автор пьесы «Кратковременная», показал проблему взаимоотношения поколений с иной стороны. Его пьеса, небольшая по объему, почти не содержит действия и создана по мотивам фотодневника Филиппа Толедано «Дни с моим отцом». Фотопортреты, однако, в тексте не представлены, а являются источником вдохновения для автора и способствуют эмоциональному

«включению» читателя в атмосферу происходящего. Зрителю представлен диалог сына с отцом. Отец лишен из-за своей болезни половины воспоминаний и иногда, кажется, теряет связь с реальностью. Пьеса - диалог героев, выматывающий, бесконечный, в котором читатель будто становится участником нескончаемого спора.

Констанция Денниг и Константин Стешик показывают в своих пьесах героев одного и того же возраста, принадлежащих к старшему поколению и наделенных похожими судьбами. Старики причиняют неудобства младшему поколению, занимают «место молодых, их деньги, их воздух» [Денниг 2003].

Денниг показывает, как произвол государства, взявшего на себя право уничтожать своих граждан, решает проблему перенаселения. Сильные не хотят поддерживать слабых, пропало уважение к возрасту, мудрости, опыту. С самого начала пьесы читатель наблюдает, как главных героев охватывает страх и волнение. Несмотря на то, что каждый из них осознаёт свой возраст и то, что скоро им всё равно придется умереть, никто не хочет, чтобы это произошло так скоро и лишь потому, что они провалили экзамен. Денниг понимает, что никто, в том числе и общество с его законами, не имеет права преступать границы жизни и смерти: «возраст - это не заслуга, но и не преступление» [Денниг 2003]. Именно поэтому, автор ставит своих героев в ситуацию, в которой они буквально смогли обмануть смерть.

Стешик в своей пьесе показывает, в силу каких обстоятельств возникла казавшаяся непреодолимой пропасть непонимания между отцом и сыном, как непроницаем для Марка мир его родителей.

Система образов в обоих случаях строится на контрасте молодого, сильного, деятельного и суетливого - с одной стороны, и старого, болезненного, слабого, сосредоточенного на человеческих отношениях и искренних чувствах - с другой.

В пьесе К. Деннинг такой контраст-дополнение составляют Петер Мареш и Антон Лезяк. Первый - убежденный сторонник системы, посылающий на смерть участвующих в программе стариков с уверенностью в своей правоте. Он и его помощница Сузи воплощают бездушие общества потребителей. Зритель может лишь ужаснуться той легкости и шутливости, с которой Мареш объявляет участникам шоу результаты теста на право жить. Этот герой прямо заявляет, что ненавидит стариков и сожалеет, что на государстве лежит тяжелое бремя избавления от них:

«Я не знаю, как вам, но я терпеть не могу стариков. В конце таких шоу мне всегда хочется блевануть. И этот запах мочи никогда

не выветрится из нашей студии. (Кандидатам.) Вам бы повеситься всем, повеситься, как только семьдесят пять стукнет, вместо того, чтобы вешать эту проблему на государство» [Денниг 2003].

Второй - Антон Лезяк, как выясняется в ходе пьесы, был учителем Петера. Не смотря на очевидные различия в жизненных позициях, они оказываются двойниками: Мареш лишь повторяет тот путь, который в молодости прошел его учитель, поставивший интересы науки, профессии и пользы выше любви и счастья. Он достиг того, что считал необходимым: изобрёл ту самую роковую программу, которая и решила его дальнейшую судьбу. Мечты юного романтика, который хотел сделать мир лучше, привели к медленному разложению общества. Сам герой стал жертвой собственного детища.

Оба героя проходят в пьесе путь просветления. Оба делают свои моральные выводы. Обстоятельства в пьесе «Exstasy Rave» приводят к случайной встрече двух людей, которые когда-то любили друг друга. Ева Пиллингер и Антон Лезяк в годы своей молодости не смогли быть вместе, но теперь они оба поняли, что совершили ошибку, расставшись когда-то. Судьба свела их в такое время, когда накануне смерти они оказались так необходимы друг другу. Если в молодости Антон так сильно хотел изменить общество, что ради своей цели расстался с любимой женщиной1, то теперь он готов искупить свою вину и перед Евой, и перед обществом, которому вместо счастья и благополучия подарил вечеринку «Exstasy». Он намеренно «заваливает» тест, наказывая самого себя. Но по-прежнему любящая его Ева, успешно прошедшая тест, добровольно отказывается от жизни: «Вы, господин Бранд, не умрёте! Я заберу себе ваше место в квоте» (выделение автора - К. Д.) [Денниг 2003]. Их символический переход в смерть решается в пьесе как возвращение в молодость, как дарованная им вторая попытка начать жизнь снова уже без свершенных раньше ошибок:

«ЕВА. ...Пойдём... Наконец-то, мы сможем пойти... пойти к нам домой. И я знаю, что нам теперь надо делать. Уходит с Антоном. Вальс продолжается. <...>

Уходит. Музыка вальса становится тише, свет гаснет. Небольшая пауза. Вновь появляется свет. В луче прожектора,

1 «Ты верил, что у всех будут равные права и сильные будут поддерживать слабых» [Денниг 2003]

держась за руки, стоят Ева и Антон. Ева с огромным животом - она беременна. Оба смеются.

ЕВА. (публике). Хотите, я скажу вам... Вот теперь им уж никогда до нас не добраться!» [Денниг 2003].

Параллельно их жизненным открытиям происходит процесс нравственного просветления и молодого героя. Ведущий Петер Мареш оказался учеником Антона Лезяка. Когда-то они вместе разработали программу «Rzfz 2». Мареш, до этого говоривший о своей ненависти к старикам и о пользе мероприятия «Exstasy», увидев своего наставника, оказывается абсолютно сломлен осознанием всей ситуации. Отношения этих двоих достаточно близки, что ещё раз доказывает ужас происходящего. Петер Мареш - яркий пример человека, который без сожаления готов объявить смертный приговор. И вот, наступает момент, когда даже он осознаёт всю несправедливость программы и пытается что-то сделать, но оказывается бессилен перед системой:

«МАРЕШ. Я не могу вам выдать свидетельство. Вам - не могу! Не можете же вы уйти из жизни благодаря вашей же программе!» [Денниг 2003].

Виктора - героя пьесы Стешика «Кратковременная» - трудно не назвать маразматиком, ведь болезнь буквально стирает для него границы реальности, что сводит с ума его сына Марка. Тяжелый разговор между героями, происходящий после возвращения с похорон матери, вынуждает зрителя им сочувствовать. Марк вызывает у зрителя симпатию. Он всеми силами пытается найти общий язык с отцом, объяснить ему, что происходит. Но это не так просто, поэтому, в конце концов, сын смиряется с тем, что отец не может вспомнить таких важных вещей, как смерть жены, переезд старшего сына. Марк принимает ситуацию, подстраивается под неё.

Марка охватывает ужас от осознания того, что он не знает, как помочь отцу справиться с его болезнью. Мужчина боится не справиться с ролью, которая была возложена на него волей жестокой судьбы. Забота о близком человеке, постоянная необходимость оберегать отца от самого себя - всё это приводит к тому, что иногда Марка охватывает чувство ненависти по отношению к родному отцу.

Однако, задавшись вопросом, почему ситуация становится столь неразрешимой, читатель вынужден признать, что между героями давно пролегла глубокая пропасть. О стареющем Викторе заботилась его жена, у сыновей своя жизнь и они не имеют ни малейшего представления о том, как жили родители, где лежат в доме лекарства, как делается яичный коктейль и т.д. Оба героя - проигравшие. Отец,

всю жизнь старавшийся тренировать свою память, потерял ее. Сын, делавший карьеру, должен поменять всю свою жизнь. Отношения отца и сына выводятся Стешиком на первое место. Уход за престарелым, больным отцом становится для героя испытанием, которое он постепенно старается преодолеть. Жизнь со всеми её сложностями неизменно проходит, а отец и сын постепенно меняются ролями:

«Отец. А как же я теперь ?..

Марк. Ты-то как обычно. Вот как я - это вопрос.

Отец. А что с тобой ? Что случилось ?

Марк. Со мной случился ты, папа.

Отец. Марк, ну зачем ты так говоришь?

Марк. Потому что так и есть. Сначала, давно, я был у тебя, а теперь - ты у меня. Как будто бы сын» [Стешик 2008].

Но автор показывает наступающее хрупкое единство: благодаря взаимной поддержке герои не остаются наедине со своими страхами.

Близость старика к вечности, преодолимость границы жизни и смерти, возможность воссоединиться в ином бытии - общая тема пьес Денниг и Стешика. Помимо сына, важнейшим человеком для Виктора является его жена. Он не может смириться с тем фактом, что она умерла. Болезнь стёрла границы его сознания, она для него жива так же, как «живы» за пределами смерти герои «Exstasy Rave»: Ева и Антон.

В обеих пьесах авторы помещают своих героев в псевдореальность. В «Кратковременной» Виктор, лишённый памяти, не понимает, что происходит в окружающем его мире. Ему видятся иные вещи. Его мир не отражен в фактах и событиях текущего времени, для него существует лишь главное (жена, сыновья Александр и Марк) и регулярное, стабильно составляющее содержание его жизни. Герои пьесы К. Денниг существуют в фиктивной ситуации съемок телевизионного шоу, и автор делает всё, чтобы достоверность событий вызывала сомнение: «Всем пятерым главным героям за 80. Роли могут исполняться актёрами от 40 до 50 лет... В глубине сцены на виду у публики, которая рассаживается в зале, гримёр (она же Яра/Сузи) наносит пятерым главным действующим лицам последние штрихи грима. Благодаря этой сцене создаётся впечатление, что всё происходящее есть часть некоего шоу» [Денниг 2003]. Фантастический финал счастливой семьи Евы и Антона тоже прописан в ремарке как очередная часть телешоу.

В обоих случаях память и старость - катализаторы общественной морали. Через отношение к старикам характеризуются зрелые герои,

составляющие «костяк» социума. Столкновение поколений становится для молодых своего рода путем к самим себе, к нравственным ценностям, к семье и долгу.

ЛИТЕРАТУРА

Денниг К. «Exstasy Rave». 2003 [Электронный ресурс] http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/2053 (дата обращения: 15.10.2014)

Сеибелъ Н.Э. Мотивный репертуар современной немецкой драмы // Филологический класс. - 2013, № 3 (33). - С. 109-113.

Стешик К. «Кратковременная». 2008 [Электронный ресурс] http:// www.netslova.ru/steshik/kratkovrem.html (дата обращения: 15.10.2014)

Чугунов Д.А. 90-е годы как начало новой немецкой литературы // Вестник ВГУ. - Серия: Филология. Журналистика. - 2005, № 2. - С. 125-132.

Статья рекомендована д.ф.н., проф. Н.Э. Сейбель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.