ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №4(30)
УДК 82
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ В АНТИУТОПИИ НАЧАЛА XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА К.ДЕННИГ «ПОЦЕЛУИ КЛОНА»)
© Е.Ю.Селиванова
Включение подлинных фактов и реальных событий в ткань художественного произведения является сюжетообразующим принципом жанра антиутопии. Для анализа выбран роман современной австрийской писательницы К.Денниг «Поцелуи клона». В статье показано, как в антиутопии XXI века происходит переосмысление научных достижений генной инженерии путем доведения до абсурда целей и постулатов современной науки, а также посредством гротескного заострения социальных реалий конца XX - начала XXI века.
Ключевые слова: К.Денниг, антиутопия, научные достижения конца XX - начала XXI века.
К.Денниг (1954) - современный австрийский драматург и писательница. Кроме того, одновременно с этим она еще и практикующий врач, поэтому в своем творчестве Денниг нередко затрагивает медицинские проблемы и связанные с ними вопросы биоэтики. Ее Перу принадлежат такие пьесы, как «Extasy rave», «Фантомные боли» («Phantomschmerz»), «Живот напрокат» («Bauch zur Miete»), в которых рассматриваются проблемы эвтаназии, трансплантации органов, суррогатного материнства.
Объектом нашего исследования является роман-антиутопия «Поцелуи клона» («Klonküsse», 2005), на материале которого рассматриваются функции и способы репрезентации современных открытий. Сюжетную основу данного романа составляют жизненные перипетии двух женщин-ученых, живущих в 2045 г., через образы которых автор выходит на размышления о различных научных открытиях и их последствиях для человечества. Обращение к таким аспектам биоэтики, как клонирование, эксперименты со стволовыми клетками, эвтаназия, искусственное оплодотворение, производство генно-модифицированных продуктов питания позволяет автору заострить внимание читателя на нравственно-этических проблемах, являющихся следствием вышеупомянутых научных достижений: ответственность ученого за свои открытия, отношение государства к старикам, межличностные отношения.
Центральные персонажи романа - Лиза Майтнер (в прошлом - известный ученый-биохимик, номинант на Нобелевскую премию, в настоящем - пожилая беспомощная женщина, отправленная дочерью в Дом престарелых) и Соня Майтнер, ее «дочь», а точнее - клон. Все события романа выстраиваются вокруг научной деятельности Сони, которая продолжает исследовательский проект своей «матери»: группа
ученых под руководством биологов Майтнер одновременно работает над несколькими идеями.
Наиболее подробно К.Денниг представляет в своем романе проблему взаимоотношений в обществе клонированных людей и в целом целесообразность применения клонирования. На это указывает само название романа - «Поцелуи клона». Оно имеет метафорическое значение, поскольку поцелуй - это самое естественное для человека выражение чувства любви, нежности, приязни. Но как целует клон? Автор неоднократно отвечает на этот вопрос, описывая встречу или прощание Лизы и Сони Майтнер: «Моя дочь целует меня в обе щеки, так, как целуют, когда это нужно сделать1» [1: 5, 123]. Уже одна эта короткая фраза говорит о подмене чувств долгом и соображением целесообразности. Проблема чрезмерной разумности, хладнокровности и расчетливости проходит лейтмотивом через весь роман. Еще один негативный фактор, который влечет за собой клонирование, заключается в том, что производимые на свет клоны представляют собой не что иное, как запрограммированные частицы большого механизма - государства. Это уже не человек в обычном понимании, а скорее «куча клеток» [1: 115], бесчувственный робот, который очень похож на другого такого же робота. В XXI веке стирается понятие личности и индивидуальности.
Вопрос о гуманности науки и ее методов автор рассматривает и на примере экспериментов со стволовыми клетками, которые не могут не сопровождаться ошибками и неудачами на генетическом уровне. В результате рождаются дети с врожденными уродствами, например, с двумя головами, абсолютно ненужные обществу, обреченные на страдания, а потому вынужденные си-
1 Здесь и далее перевод наш - Е. С.
деть в подвалах с плакатами «Остановите генные технологии» [1: 112]. Показательным в этом плане является также пример из жизни Лизы Майтнер, которая в процессе своей исследовательской деятельности клонировала 20 детей, но все они, по ее подсчетам, оказались «дефектными»: «чрезмерно умными, однако с социопатическим поведением» [1: 97]. Именно поэтому она во благо будущего общества решила уничтожить всех «новорожденных», не задумываясь о том, что убивает уже живых, чувствующих людей. Так общество, в котором господствуют естественные науки, представляемое как здоровое, гуманное и счастливое, на самом деле оказывается «негуманным и асоциальным» [1: 100].
О жестокости и корыстности государства по отношению к своим гражданам говорит и повсеместное внедрение эвтаназии: «Ликвидация последних (стариков) - это первая задача общества, которое обращает внимание на то, что не следует кормить не приносящих пользу индивидуумов» [1: 86]. К проблеме эвтаназии пожилых людей писательница обращается уже не в первый раз. Е.Шевченко в статье «Пьеса Констанции Денниг «Extasy rave» в свете проблем биоэтики» считает этот вопрос одним из центральных в этом произведении [2]. Говоря о целях и задачах государства, использующего эвтаназию, исследователь отмечает, что «политика государства, таким образом, осуществляется в духе радикального со-циал-дарвинизма, для которого ценность индивидуума определяется почти исключительно его социальной значимостью. Исходя из этой философии, больные и инвалиды, в нашем случае старики рассматриваются как «неполноценные» [1: 187]. Этот вывод относительно деятельности государства применим и к обществу 2045 г., показанному в романе «Поцелуи клона». Стоит отметить, что жестокость наблюдается не только в действиях государства и ученых: середина ХХ1 века оказывается в целом эпохой бессердечного и хладнокровного общества. Так, несмотря на ярый протест против нечеловечных действий исследователей, противники научного прогресса сами используют радикальные меры, не заботясь о сохранности жизни людей. Террористические акты и запугивания - вот тактика отстаивания своих интересов так называемой партии «Новых зеленых». В этом, безусловно, отражается реальная радикальная политика «зеленых» XXI века.
Понятно, что реалии современности
К.Денниг не использует в чистом виде, все они подвергаются художественной переработке и переосмыслению. Точно так же, как и в своих пьесах, Денниг в романе использует гротеск, преувеличение, абсурд и элементы фантастики. Ве-
дущим художественным приемом становится абсурд. До абсурда доводится стремление человека сохранить молодость в любом возрасте. Лиза и Соня Майтнер разработали проект по омоложению человека и других живых существ, так называемый «Апй^1^-Оепе». Денниг абсурдизи-рует саму идею применения этой программы и пишет, что в 2045 г. стало возможным омолаживать коров, которые теперь в течение всей своей жизни дают молоко, насыщенное всеми полезными витаминами и микроорганизмами [1: 10]. Абсурдны многие научные проекты, в том числе по вытеснению эмоций и чувств (теперь вечное противопоставление разума и чувств решается на генном уровне); абсурдно поведение взрослых людей и детей (когда 10-летняя девочка спрашивает мать о своем биологическом отце, мать протягивает ей в ответ анализ его спермы); абсурдно отношение ко многим явлениям жизни (понятия «дружба» и «любовь» трактуются исключительно с точки зрения науки).
Неоспорима связь романа с научной фантастикой: К.Денниг использует фантастику как прием, заимствуя у нее способы трансформации временных структур. Все открытия современной науки переносятся в уже недалекое будущее, оно представляется автором как «время расплаты за грехи воплощенной утопии» [3: 161]. Подобно авторам научно-фантастических романов,
К.Денниг включает в свое произведение документальный пласт, который в ряде случаев служит основой для создания фиктивной документальности: в тексте упоминаются как реальные изобретения (например, ДНК), так и вымышленные (например, (ОЬР (Gender-Life-Projekt) - «исследовательский проект, который должен предоставить возможности по ликвидации эмоций в головном мозге человека» [1: 209]). В целом, роман изобилует подробными описаниями научных разработок, в конце книги приводится перечень аббревиатур и расшифровок понятий генной инженерии и биохимии.
Освещение явлений научной действительности и их художественная переработка позволяет автору создать необходимый для антиутопии пафос предостережения и обратить внимание читателя на возможные негативные последствия воплощения в жизнь современных достижений естественнонаучных дисциплин. Оценивая исследовательские разработки и сферу их применения под углом зрения, данным К.Денниг в романе «Поцелуи клона», можно заключить, что наука в XXI веке является инструментом власти: «Для правительства исследование - это дорога к тому, чтобы взять под контроль проблемы населения» [1: 87]. Задачи, как у исследователей, так и у
СИНТЕЗ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ.
ДОКУМЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
представителей власти одни (контроль процесса рождаемости, создание сильного, здорового и разумного общества, исключение чрезмерной эмоциональности людей), глобальная цель - построение совершенного общества - также едина, однако способы применения и использования результатов осуществленной программы различны. Изначально медицина, биохимия, генная инженерия призваны действовать исключительно во благо человека: улучшать его физическое состояние и совершенствовать умственные способности, упрощать повседневные заботы, уменьшать риск возникновения заболеваний. Недостаток науки в этом плане заключается в том, что полностью погруженные в свои исследования ученые, как правило, не задумываются о том, как могут быть искажены в действительности результаты их деятельности и в какой сфере, с какой целью они могут применяться. Именно это мы и наблюдаем в романе «Поцелуи клона». Ни Лизе, ни Соне Майтнер даже в голову не приходит мысль о тех задачах, которые планирует выполнить государство благодаря их исследованиям: установление тотального контроля, сокращение материальных затрат на содержание общества, регламентация жизни, «производство» только нужных государству людей. Так поднимается еще один важный вопрос об ответственности ученого за свои открытия. В этом отношении следует обратиться к философским основам романа, о которых К. Денниг открыто говорит в одном из заключительных предложений: «Моя дорогая Лиза, я рада, что ты есть, ведь благодаря тебе и твоему духу у меня есть надежда, что нам удастся создавать людей такими, какие они нужны природе и что они, не обремененные чувствами, будут поступать так, как писал Кант в своей «Критике практического разума» [1: 207]. По замыслу автора, ученые руководствуются, как это предписывал Кант, практическим разумом и живут по законам кантовского ригоризма, т. е. действуют по велению долга. Ввиду того, что
понятие долга в обществе XXI века определяется государственными установками, К.Денниг в какой-то степени снимает «вину» с ученых, частично перекладывая ее на государство.
Итак, сведения о достижениях современной науки используются автором на разных уровнях художественного произведения: сюжетном, проблемно-тематическом, идейно-философском.
Подробные описания исследований и разработок генной инженерии и биохимии необходимы автору для создания иллюзии документальности, которая позволяет нарисовать картину ужасающего «реального» будущего и предостеречь читателя от возможных последствий научного прогресса. Пафос предостережения невозможен без художественного осмысления реальности, ведь «только художественное прочтение утопии дает постижение смысла» [4: 112]. С этой целью автор романа гротескно заостряет материал действительной жизни, доводит его до абсурда и переносит в уже недалекое будущее. Таким образом, современные актуальные исследования и их художественное осмысление позволяют автору продемонстрировать, как благие научные цели в их искаженном виде могут использоваться в политической программе для решения уже абсолютно ненаучных задач.
1. Dennig C. Klonküsse. - Wien: Der Apfel, 2005. -210 S.
2. Шевченко Е.Н. «Пьеса Констанции Денниг «Exta-sy rave» в свете проблем биоэтики» // Русская и сопоставительная филология. - Казань: КГУ, 2009. - С. 185 - 190.
3. Ланин Б. Анатомия литературной антиутопии,
1993. - С. 154 - 163. // URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/120/386/1217/017_LANI N.pdf (дата обращения 29.11.2012).
4. Петруччани А. Вымысел и поучение // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. - Москва: Прогресс, 1991. - С. 98 -112.
ARTISTIC INTERPRETATION OF MODERN SCIENTIFIC DISCOVERIES IN ANTI-UTOPIA AT THE BEGINNING OF THE 21st CENTURY (BASED ON C.DENNIG’S NOVEL «CLONE’S KISSES»)
E.Y.Selivanova
Inclusion of original facts and real events in fiction is a plot-forming principle of the anti-utopia genre.
The novel «Clone’s Kisses» of the modern Austrian writer C.Dennig is analyzed in the article. The author shows the anti-utopian reinterpretation of the scientific achievements in the field genetic engineering by means of reducing the goals and postulates of modern science to an absurd end as well as by giving force to the grotesque description of the social realities at the end of XX - beginning of XXI century.
Key words: C.Dennig, anti-utopia, scientific discoveries at the end of the 20th -beginning of the 21st century.
Селиванова Евгения Юрьевна - аспирант кафедры зарубежной литературы Института филологии и искусств Казанского федерального университета.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 15.09.2012