Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского
Философия. Политология. Культурология.Том 1 (67). 2015. № 1. С. 62-71.
УДК 113:316.085
ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ КОСМИЗМА
Соколова А.Б.
Философия космизма определяет ответственность как гармоничное сочетание в настоящем историческом времени ответственности за сохранение памяти прошлого и утверждение идеалов будущего. Для одних космистов ответственность относится к социально-политической категории (Фёдоров, Сухово-Кобылин, Холодный), для других - к морально-нравственной (Соловьёв, Рерихи, Флоренский, Бердяев), для третьих - к научно-технической (Циолковский, Вернадский, Чижевский). Но, по мнению всех философов-космистов, ответственность - это способность человеческой души, которая могла бы сплотить все народы, всё человечество, установив между ними сердечную, почти родственную связь.
Быть ответственным, по Платону, значит уметь давать ответ, отвечать по совести. Быть ответственным, по В. Вернадскому, значит быть человеком. Быть ответственным, согласно П. Флоренскому, означает следовать духовным началам разума и совести. Для В. Соловьёва ответственность есть следствие любви к Богу и людям. Н. Холодный трактовал ответственность как результат эволюционных (космических) изменений, на то есть воля космоса, а через ответственность проявляется концентрированная воля человека. Для большинства космистов являлась самоочевидной мысль о том, что чувство ответственности формируется в том же месте, где рождается совесть - в человеческом сердце. Поэтому ответственность, кроме всего прочего, можно смело отнести к области чувств. Целесообразным будет считать, что ответственность - это качество личности, склонной к самосовершенствованию и самоанализу. Другими словами, ответственность -способность человека организовывать и направлять свою деятельность к общему благоденствию, т.е. с учётом интересов общества, а также умение предвидеть последствия своих действий.
Ключевые слова: общее благо, космизм, ответственность, философия сердца, совесть.
62
«И под личиной вещества бесстрастной Везде огонь божественный горит...»
(В. Соловьёв)
Нравственный долг и задача, стоявшая перед космизмом как уникальным направлением в философии XX века - открыть перед своими последователями своеобразное «окно в вечность», пробудить в ищущих сердцах космическое чувство ответственности как сопричастности к эволюции. Такое «окно в вечность» может быть только одно, оно находится в сердце каждого человека. В человеческом сердце зарождаются и развиваются чувства совести, ответственности, радости. Профессионализм философа определяется степенью его ответственности за свою научную и преподавательскую деятельность, сердечности, человеколюбия и умения последовательно раскрывать перед своими читателями и студентами беспредельный мир идей и идеальных образов, которыми наполнено космическое, включая земное, пространство.
Согласно философии космизма, представленной трудами Платона, Н.Ф. Фёдорова, А.В. Сухово-Кобылина, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Н.Г. Холодного, В.С. Соловьёва, Н.К. и Е.И. Рерихов, С.Н. Рериха, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова и Н.А. Бердяева, именно сердце человека есть мерило и вместилище ответственности. Аналитика языка сердца представляется перспективным направлением в космизме, но это задача для будущего исследования, посвящённого философии сердца. Данная же статья рассматривает проблему ответственности в контексте философии космизма.
Философия как специальность во все времена отличалась преданной любовью к книге и ответственному прочтению и написанию философских трактатов. Изобретение письменности пробудило в человечестве ответственность за сохранение и передачу знаний будущим поколениям. Письменность в форме знаков, рукописей - это отдельные коды или кристаллизованные идеи, несущие конкретный смысл. Философ, осознающий ответственность, своим трудом совершает буквально прорыв в эволюции, путём каждодневной профессиональной деятельности -чтением, интерпретацией и написанием философских книг.
Мысли, продиктованные чистым сердечным импульсом, всегда были ядром философии и толчком к философствованию - на этом, в частности, настаивают авторы русского космизма. Необходимость объективного изучения зашифрованных посланий, которые передали для нас наши далёкие предки, быть может, сами атланты, представляется особенно интригующей для пытливого ума современного философа. В подобном исследовании нуждаются множества артефактов, к примеру, фестский диск. «Диск из Феста до сих пор является первым сохранившимся памятником печатания связного текста, может, и впрямь атланты подбросили нам из тьмы тысячелетий эту штуку, чтобы мы ломали над ней голову?!» [7; с. 80].
Н.К. Рерих наиболее точно ответил на вопрос о сущности ответственного чтения и книгопечатания в своей статье под названием: «Любите книгу». «Что заставляло с самых древних времён начертаний придавать клинописи, иероглифам, магическим китайским знакам и всем многоцветным манускриптам такой
63
изысканный, заботливый вид? Это бережное, заботливое, любовное отношение, конечно, возникало из сознания важности запечатления» [7; с. 34].
Платон, живший в далёкий от нас античный период истории философии, исследовал тему «почему важно быть ответственными перед памятью о героических подвигах?» Философия Платона отвечает на этот вопрос следующим образом: для того, чтобы составляющие достоинство человека качества духа передавались потомкам, ибо каждый отдельный гражданин несёт ответственность перед будущими поколениями. Подлинными добродетелями в античности, как и во все времена, считались героизм, жертвенность, мужество, доблесть, патриотизм: именно эти духовные качества формируют чувство гражданской ответственности. «Есть зов предков - это зов к красоте, к радости. Из поколения в поколение переходит память предков» [4; с. 316].
Известно, что, согласно концепции живой этики, великий Платон учил своих учеников тому, что смысл всего происходящего в социуме коренится в эволюции общественного сознания граждан. Осознание каждым человеком своей ответственности как причастности и ответственности за всё, происходящее в социальном бытии, открывает поистине космические перспективы в развитии общества. Соответственно, следуя мысли Платона, человек - субъект и творец эволюции, а смысл жизни человека в расширении и совершенствовании своего сознания. Человек должен уметь сосредотачиваться на своём главном предназначении - со-звучать космическим процессам, т.е. ответственно служить эволюционному плану бытия.
В этой связи уместно использовать терминологию, данную в живой этике, напоминающую конфессиональную по форме изложения. Следует отметить, что для всей философии космизма характерен нравоучительный пафос, обращающий на себя внимание читателя с первых же строк текстов. Это объясняется самой исследовательской позицией философа-космиста, который имеет космический (взгляд со стороны объективной реальности) угол зрения на все явления. «Понятие ответственности, - пишет Е. Рерих. - должно быть развито до бесконечности. Дух человеческий, как создатель, несёт ответственность за всё, содеянное им. Не убоимся сознать явление ответственности. Мы ответственны не только перед самими собою, но и перед Космосом. Сняв с себя ответственность, человек лишает себя самого прекрасного чувства и личной, утверждённой, творческой силы. Человек, претворяя пространственные огни в формы, не может сложить с себя ответственность» [1; с. 306].
Платон, устами Сократа, часто использовал приём «майевтики», то есть в горячем дружеском обсуждении он гармонизировал пространство. Умение гармонизировать беседу, обращаясь к совести собеседника, свойственно платоновскому Сократу. Именно состояние перманентной гармонии делает его мудрецом, ответственным перед будущими поколениями, позволяет понимать истину.
В диалоге «Государство» Платон показал, как Сократ постепенно в ходе беседы укрощает своего яростного оппонента Фрасимаха. Если в начале разговора Фрасимах чрезмерно возбуждён (вспотел, покраснел, проявил нетерпение, дикость,
64
напряжение, звероподобие, ярость, крикливость, желание устрашить, ошеломить), то Сократ, сознавая свою ответственность как философа, неизменно проявляет сердечность, тактичность, необидчивость, почтительность. В итоге, после общения, Фрасимах становится кротким, даже перестает сердиться. Таким образом, благодаря гениальным приёмам майевтики, коллективное гармоничное сочетание энергий напрягает пространство и приводит собеседников к истине.
Искусство нахождения истины, называемое Сократом майевтикой, - это «повивальное искусство», уникальная техника, практическое и сознательное формирование идей как целеполагающих, обусловливающих будущее состояние человека, общества, природы, реальности космоса. В процессе диалога идёт предельное выявление и закрепление истинной сути обсуждаемых явлений, т.е. кристаллизация идей.
Платоновский Сократ убеждён, что знает, как возможно построить идеальное государство - только на основании единства ответственных граждан. По утверждению Сократа, на деле всё должно полностью осуществиться так, как это разобрали словесно - через единение народа и принятие им «бремени» ответственности за общее будущее. «Если мы сможем додуматься, как построить государство, близкое к описанному, согласись, - обращается он к Главкону, - мы сможем сказать, что уже показали, как можно это осуществить» [3; с. 942].
Чувство ответственности как осознанное состояние гармонии духовного начала в человеке и внешних условий социального бытия - это одно из важных условий достижения истины. Умные головы собеседников приходили к общему мнению о справедливом государстве, главных принципах его построения, основанных на глубоком осознании ответственности всех перед всеми. «Сознательная ответственность будет прекрасным побудителем энергии» [2; с. 258]. Именно за смелые передовые идеи Сократ был лишён жизни корыстолюбцами, которые были у власти в то время. Но героизм и мужество этого мудреца, сознательно принявшего смерть, послужили тому, что идеальный образ государства живёт в веках.
Импульс к изучению космических проявлений в повседневной жизни, заложенный Платоном в античности, спустя столетия, получил развитие и дальнейшую проработку в трудах русских космистов. К примеру, Н. Г. Холодный аргументированно обосновал необходимость употребления понятия «космическое чувство». Космическое чувство есть результат развитого чувства ответственности. Ответственность трактуется философом как нравственная оценка человеком своего прошлого и настоящего с целью прогнозирования и предугадывания возможных событий в будущем. Космическое чувство, по характеру, подобно интуиции, оно природное, и его можно развить своим устремлением к будущему и волей.
По мнению философа, притягивая будущее, человек способен менять настоящее, лишь при наличии мировоззренческой платформы. «Один из результатов дальнейшего успешного развития науки и искусства мы можем мыслить себе как постепенное их сближение, на основе которого будет расти и крепнуть то новое, живое и глубокое ощущение всей полноты, многообразия и красоты космической жизни и нашей связи с этой жизнью, которое можно было бы назвать космическим чувством» [5; с. 340].
65
С точки зрения Н. Холодного, культивированию и воспитанию космического чувства в подрастающих поколениях государство должно уделять пристальное внимание. Ответственность за образование гармонически развитых граждан лежит на родителях, учителях, преподавателях и на руководителях государств. «Основа для развития космического чувства - любовь к природе, включая в неё и человека. Космическое чувство должно объединить в себе все эти элементы эстетического и интеллектуального восприятия космоса, но оно будет и несравненно богаче содержанием, чем то чувство, которое испытывает современный художник или учёный даже в минуты наиболее полного и проникновенного сознания красоты, значительности и глубокой закономерности космических явлений» [5; с. 340].
В контексте философии космизма XX века ответственность выступает также как гражданский долг личности современного ей общества. Космисты прогнозировали, что космополитическое мировоззрение - залог успешного развития общества в космической перспективе. «Уверенность в том, что разум с течением времени станет главной силой не только в человеческом обществе, но и во всей подчинённой воле человека части космоса, покоится на объективных данных, характеризующих общее направление эволюционного процесса» [5; с. 341].
Существуют философские тексты, конкретно описывающие, что есть, в сущности, общее благо для человечества. В этой связи целесообразно обратиться к исследованию наследия Н.Ф. Фёдорова. Общим благом философ считал ответственность всех людей, живущих одновременно с ним, т.е. его современников, перед всеми предшествующими поколениями, умершими до них людей, которых было огромное множество. Единственным абсолютным общим благом для человечества, или «общим делом» в терминологии Фёдорова, становится всеобщее воскрешение людей, когда-либо живших на планете Земля.
Мысли Фёдорова являются своеобразной попыткой реализовать проект объединения всех людей вокруг одной идеи. Специфическое предложение философа становится реальным решением проблем, связанных с обособлением (отчуждением) и одиночеством в обществе. Космист видел мир по-своему, но цель его размышлений была подлинно благородной - улучшить и продлить до бесконечности жизнь людей. «Всеобщее воскрешение есть полная победа над пространством и временем. Переход от «земли к небесе» есть победа, торжество над пространством (или последовательное вездесущие). Переход от смерти к жизни, или одновременное сосуществование всего ряда времён (поколений), сосуществование последовательности, есть торжество над временем. Идеальность этих форм знания (пространства и времени) станет реальностью. Всеобщее воскрешение станет единством истории и астрономии или последовательности поколений в совокупности, полноте, цельности миров. Трансцендентальная (предопытная) эстетика пространства и времени станет нашим настоящим опытом и всеобщим делом» [5; с. 84].
Анализ философского творчества А.В. Сухово-Кобылина в значительной мере расширяет наши представления о духовных и биологических возможностях человеческого организма в условиях космических изменений. По мысли этого космиста, человечество имеет главную задачу - научиться летать! Соблюдение
66
всего нескольких, вполне исполнимых условий, вскоре приблизит человечество к реализации своего предназначения. Лишь на первый взгляд, при поверхностном изучении, идеи Сухово-Кобылина выглядят фантастически. На самом деле, в его тезисах заложено рациональное основание. Философ выразил свою теорию так: «Лёгкие человека могли бы легко свой объём удвоить, наполнить всю свою грудь и большую половину брюха, тем самым увеличить лёгкость человека и, следовательно, учинить его способным при малом усилии держаться на воздухе. К этому, надо надеяться присоединится техника. Нет сомнения, что ещё недавнее техническое изобретение велосипеда есть уже достигнутое горизонтальное летание» [5; с. 55].
В концепции Сухово-Кобылина вещественный огонь преисполнен не столько метафизическим значением, сколько практическим. Смысл субстанции огня состоит в том, что разлитый повсюду, огонь влияет на природу и судьбу людей, животных, существ и вещей. Представление об огненном основании бытия во многом упрощает понимание космических законов, непреложно действующих в человеческом обществе. «Очевидно, что страшным судом божественной мудрости человечество в своём поступании и процессует, т.е. к превечной разумности близится, поколику всё дело состоит в том, что слабые огнём селекции потребляются и исчезают, а сильные развиваются, крепнут, процессируют» [5; с. 62].
Термин «пламень вещей», о котором повествуют философские работы Сухово-Кобылина сопоставимо с понятием «психической энергии», приводимым Е.И. Рерих в живой этике. Специфика философии космизма состоит в том, что она активно оперирует такими аксиологическими понятиями как совесть, общее благо, ответственность, сердечность, духовность, огненность, энергия, софийность, иерархия и т.п. «Природа - органическая иерархия живых существ» (Н. Бердяев) [5; с. 171].
Нетривиальный взгляд на проблемы эволюции человечества имел учёный-космист. Н.А. Умов. Его труды содержат развёрнутые ответы на вопросы, связанные с поиском релевантных определений того, как возникло человечество и что его ждёт в будущем? По мнению космиста Умова, «Человек не есть нечто неизменяемое: как индивид, принадлежащий к эволюционирующей расе, он носит в себе и наследие всей протекшей эволюции, и зачатки будущей» [5; с. 117].
Работа философа, получившая подходящее название: «Эволюция живого и задача пролетариата мысли и воли», имеет соответственное содержание. Автор повествует читателям о спиральности всего сущего, о космическом происхождении культуры и цивилизации. Выстраивая стройный ряд обоснований, Умов научно доказал эволюционность, т.е. справедливость Октябрьской Революции, и вообще всех социальных потрясений и катаклизмов с точки зрения космизма. В его труде говорится о том, что человеческое творчество создаёт «новую, вторую природу среди старой», внешней, вовлекает мёртвое, косное вещество в круговорот цивилизации и культуры» [5; с. 191]. Таким образом, речь идёт не только об ответственности человечества за свои действия, но и об ответственности за свои мысли, ведь любой деятельности предшествуют мыслеобразы.
67
Воля есть вместилище ответственности, эти две способности человеческого сознания сопряжены. Совесть, воля и ответственность коррелируют, хотя воля человека ограниченна и мала в сравнении с космической волей. Повседневный опыт показывает, что только воля космоса абсолютна и беспредельна. На обыденном уровне именно ответственное состояние сознания характерно для зрелого взрослого человека и отличает его от младенца или подростка. В младенческом и пубертатном возрасте в сознании человека идёт процесс активного созревания качества ответственности, поэтому воспитателям дана отличная возможность сеять зёрна ответственности, которые прорастут в более поздний период жизни личности. О космогенезе ответственности и важности создания воспитательной среды для ребёнка точно написал Циолковский. «Ни у одного существа её, хотя бы превосходящего разумом человека в миллионы раз, нет воли и свободы действий с точки зрения внекосмической» [6; с. 63].
Выдающийся учёный и космист Циолковский утверждал, что истина может быть познана исключительно радостным сердцем и что жизнь беспредельна в своей сущности. Рефлексируя над социальными ожиданиями и чаяниями людей, философ пришёл к простому выводу, что суждено реализовываться лишь эволюционным событиям. Неоспоримая целесообразность мироустройства математически доказуема. Философ культивировал призыв к восторженному созерцанию вселенной, не только посредством телескопа, но и через осознание и исполнение законов космоса. Деятельное подражание вселенной должно стать целью и образом жизни ответственных граждан Земли.
Об абсолютной власти космоса у Циолковского встречаются следующие тезисы: «Мы должны помнить, что, помимо нашей условной воли, есть высшая власть вселенной. Потому-то наша воля, стремления, желания, как бы они прекрасны не были с нашей точки зрения, частенько не осуществляются. Они натыкаются на препятствия, которые мы не в силах одолеть. Это препоны со стороны космоса. В таком случае не нужно унывать, а следует утешать себя тем, что не настало ещё время для исполнения наших желаний, что надо ещё бороться, что самые наши желания могут быть ошибочны с высшей точки зрения и что надо ещё их проверить.
Власть вселенной проявляется ярче всего организацией живых разумных существ. Но и она ограничена, как бы ни была высока и могущественна. На земле имеем власть человека. Но как она ещё слаба! Космос то и дело ставит ему преграды» [5; с. 64].
По мысли Циолковского, мать - эпитет, обозначающий космос, а дитя -человек. Открыв космическую природу ответственности, философ намекает на взаимную ответственность друг перед другом космоса и человека, то и дело, сравнивая их. Ведь космос - живое существо. «Это и понятно, потому что происходит по её несовершенству, по её младенческому состоянию. Мать не даёт младенцу утонуть, упасть с крыши, гореть, погибнуть. Она позволяет слегка ушибиться или обжечься, чтобы он выучился ловкости, приобрёл знание и осторожность, необходимые для существования. Так поступает и космос с
68
человечеством. Воля последнего не исполняется и ограничивается, пока оно ещё не выросло и не достигло высшего разума [5; с. 65].
Циолковский дал точнейшие определения людям, избравшим путь служения науке. Философ указывал: «Двигатели прогресса - люди, ведущие всё человечество и всё живое к счастью, радости и познанию. Таковы: Люди, организующие человечество в одно целое. Также люди, открывающие законы природы, раскрывающие тайны вселенной, свойства материи. Объясняющие космос как сложный автомат, сам производящий своё совершенство [5; с. 74].
Среди духовных качеств личности философ обращает внимание читателей на качество чувствительности и сравнивает его с отзывчивостью; последняя по своим характеристикам очень напоминает концепт ответственности. «Отзывчивы все тела космоса. Мёртвые тела даже иногда отзывчивее живых. Так, термометр, барометр, гигроскоп и другие научные приборы гораздо чувствительнее человека. Отзывчива всякая частица Вселенной. Из известных нам животных чувствительнее всех человек» [5; с. 265]. Обладая чувствительностью, человек стал, награждённым ответственностью самим космосом. Циолковский называл себя панпсихистом и материалистом, но, по мнению автора данного исследования, является аутентичным представителем космизма.
Объективный анализ человека не должен предшествовать рефлексии над космическими процессами, поскольку человек, являясь результатом деятельности космоса, может быть лишь итогом познания. Этот тезис своим творчеством подтверждал Вернадский, который во всех окружающих человека явлениях видел проявления космоса. Ответственность в своих аксиологических воззрениях он рассматривал подчёркнуто в контексте планетной ответственности граждан Земли, а также в межпланетном масштабе. В своём самобытном учении о ноосфере В.И. Вернадский писал: «Совершенно очевидно, что существует определённое направление палеонтологической эволюции организованных существ и что появление в биосфере разума, сознания, направляющей воли этих проявлений человека - не может быть случайным» [5; с. 297].
У космиста А.Л. Чижевского встречаются экологические термины такие как: радиация и ответственность за чистоту нашей планеты. Философ, расставив свои акценты, напоминает читателям основы миропорядка и назначение человека на Земле. Данный тезис подтверждается следующими строками: «Наибольшее влияние на физическую и органическую жизнь Земли оказывают радиации, направляющиеся к Земле со всех сторон Вселенной. Наружный лик Земли и жизнь, наполняющая его, являются результатом творческого взаимодействия космических сил. Не Земля, а космические просторы становятся нашей родиной, и мы начинаем ощущать во всём её подлинном величии значительность для всего земного бытия и перемещения отдалённых небесных тел, и движения их посланников - радиаций...
Органическая жизнь только там и возможна, где имеется свободный доступ космической радиации, ибо жить - это значит пропускать через себя поток космической энергии в кинетической её форме» [5; с. 319].
Ответственность, как утверждает П.А. Флоренский, - способность отвечать своим функциям, по аналогии с органами тела. Каждый член тела отвечает за свою
69
работу. Своеобразная космическая органопроекция свидетельствует, что духовная энергетика всегда остаётся в частицах тела, ею оформленного, где бы и как бы они ни были рассеяны и смешаны с другим веществом. Следовательно, вещество, участвовавшее в процессе жизни, и притом жизни индивидуальной, остаётся навеки в этом круговороте, даже если концентрация жизненного процесса в данный момент и была чрезвычайно малой. Круговорот духа участвует в формировании пневматосферы. Предметы искусства обладают особой стойкостью, накопленных вещественных образований.
Энергетическую линию в космизме продолжил С.Н. Булгаков: «Задача космического и исторического процесса в том и состоит, чтобы этот огонь проник, согрел, осветил всю тварь, всю природу»[5; с.135]. Философ горел идеей Софии как ответственности человека (твари) перед Богом (творцом).
Тема «софийности хозяйства и души социализма» глубоко проникла в сознание философа. Следует отметить, что Булгаков свои трактаты всегда писал в занимательной форме, ведь поворот мысли в ходе его размышлений, как правило, непредсказуем: «В известном смысле хозяйственное поприще с различными его возможностями есть род судьбы для человека, а судьба эта состоит в том, что из отдельных хозяйственных актов - гетерогенией (с греч. «неоднородностью) целей -создаётся целый хозяйственный космос, в котором мы живём» [5; с. 143].
Выводы. Актуальность ответственности неоспорима, об этом свидетельствуют идеи философии космизма. Кроме того, исходя из космического подхода, очевиден практический смысл ответственности, который состоит в том, чтобы человечество поддерживало равновесие в мире через гармоничный образ жизни. Объединяясь вокруг главной цели - служения общему благу перед ликом космоса, -человечество устремляется к единству, а значит, расширяет возможности нашей планеты в космической перспективе.
Список литературы
1. Агни Йога. Справочник. В 3-х. т. Т.2. / Авторы-составители А.И. Рыженко, Н.Г. Толмачёв. - Х.: Торсинг, 2002. - 736 с.
2. Братство. Учение Живой Этики. Часть 1. М.: МЦР, 1996. - 278 с.
3. Платон. Диалоги / Платон; [Пер. С.А. Ананьина, С.К. Апта, Т.В. Васильева и др.]. - М.: Мысль, 1986. - 1506 с.
4. Рерих С.Н. «Будите в себе прекрасное...»: К 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Сб. в 2т. / Сост. Д.Ю. Ревякин. - М.: Международный Центр Рерихов, 2015. - Т.1: 1938 - 1988. - 480 с., илл.
5. Русский космизм: Антология философской мысли. Сост. С.Г. Семёновой; Предисл. к текстам С.Г. Семёновой; Предисл. к текстам С.Г. Семёновой и А.Г. Гачевой; Прим. А.Г.Гачевой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с., илл.
6. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной: Издание второе, дополненное / К.Э. Циолковский.-Калуга: Золотая аллея. 2001. - 284 с., ил.
7. Человек читающий. Ното ^еш. Писатели ХХ в. О роли книги в жизни человека и общества / Сост. С.И. Бэлза.- М.: Прогресс, 1983. - 454 с. 7
70
Sokolova A. B. Issues of Responsibility in Russian Cosmism Philosophy // Scientific Notes of Crimea Federal V.I. Vernadsky University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2015. - Vol. 1 (67). - № 1. - P. 62-71.
Russian cosmism philosophy defines responsibility as harmonic combination of need for the preservation of memory of the past at the present moment and the definition of the ideals of the future. For some cosmists, like Fedorov, Sukhovo-Kobylin, Kholodny, responsibility applies to socio-political category. For some other cosmists, like Solovyov, Florensky, Berdyaev and Roerichs, it applies to the moral and ethical category. Third group of cosmists, like Tsiolkovsky, Vernadsky and Chizhevsky, apply it to scientific and technical category. Absolutely all comsist philosophers believe that responsibility is a trait of a human soul which could unite all the humanity and estabilish warm, almost congenerous bond between all nations. To be responsible, by Plato, means to be able to respond with conscience. To be responsible, by Vernadsky, means to be a human being. To be responsible, by Florensky, means to follow spiritual principles of reason and conscience. For Solovyov, responsibility is consequence of love to God and to people. Kholodny treated responsibility as a result of cosmic evolution: there's a will of cosmos, and concentrated will of human being appears through his responsibility.
For most cosmists it was axiomatic, the idea that the sence of responsibility starts at the same place where conscience is being born - at the human heart. Therefore, responsibility, among other matters, can be applied to the sensual area. Appropriately, we assume that responsibility is a personal trait which means tendency for introspection and self-improvement. In other words, responsibility is an ability of a human being to organize and direct his actions to general prosperity according to the interests of society and the ability to foresee consequences of his actions.
Keywords: common good, cosmism, responsibility, philosophy of the heart, conscience.
References
1. Agni Yoga. Reference Book, 3 tomes. Tome 2. / Authors-Originators: Ryzhenko A.I., Tolmachyov N.G. - X.: Torsing, 2002. - 736 pages.
2. Brotherhood. Doctrine of Living Ethics. Part 1. - M.: MTsR, 1996. - 278 pages.
3. Plato. Dialogues / Plato. [Translation by Ananyin S.A., Apt S.K., Vasilyev T.V. and others] - M.: Thought, 1986. - 1506 pages.
4. Roerich S. N. "Awake Beauty Within Yourself': To the 110th Anniversary since the Birth of Roerich S. N., 2 Tomes / Originaged by Revyakin D. Yu. - M.: International Roerich Center, 2015. - Tome 1: 1938 - 1988. - 480 pages, Illustrated
5. Russian Cosmism: Anthology of Philosophical Thought. Originated by Semyonova S.G.; Foreword to Texts by Semyonova S.G.; Foreword to Texts by Semyonova S.G. and Gracheva A.G.; Comments by Gracheva A.G. - M.: Pedagogika-Press, 1993. - 368 pages, illustrated.
6. Tsiolkovsky K.E. Sketches about the Universe, Second Edition. - Kaluga: Golden Alley, 2001. - 284 pages, illustrated.
7. Reading Person. Homo Legens. Writers of 20th Century About a Role of a Book in Human Lives and Societies / Originated by Belza S.I. - M.:Progress, 1983. - 454 pages.
71