Научная статья на тему 'Русский космизм: формирование нового экологического сознания'

Русский космизм: формирование нового экологического сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2224
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / РУССКИЙ КОСМИЗМ / "РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ" КОСМИЗМ / ПРОЕКТИВНЫЙ КОСМИЗМ / "ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ" КОСМИЗМ / "ПОЭТИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ" КОСМИЗМ / "БИОКОСМИЧЕСКИЙ" КОСМИЗМ / "МУЗЫКАЛЬНО-МИСТИЧЕСКИЙ" КОСМИЗМ / ИММОРТАЛИЗМ / ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИЛА / БИОСФЕРА / НООСФЕРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ханаху Руслан Асхадович, Ашхамаф Айтэч Русланович

На основе анализа отечественной литературы, посвященной проблемам формирования нового экологического сознания, автор делает вывод, что большой вклад в его развитие было сделано русскими космистами. У космистов в мировоззрении важную роль играет идея глубокой взаимосвязи человека и космоса. Главная идея направления: Человек составная часть Природы, Вселенной, их следует не противопоставлять, а воспринимать в единстве. Цель данной статьи заключается в том, чтобы попытаться показать значимость русского космизма в формировании нового экологического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский космизм: формирование нового экологического сознания»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 113/119:504.03

ББК 87.6 - 625

Х 19

Р.А. Ханаху,

доктор философских наук, профессор, заведующий отделом философии и социологии

АРИГИ, тел. 8 906- 438 -54- 23

А. Р. Ашхамаф,

преподаватель кафедры экологического и земельного права Кубанского

государственного аграрного университета, г. Краснодар, тел. сот. 8 918-2107-639

Русский космизм: формирование нового экологического сознания

(Рецензирована)

Аннотация: На основе анализа отечественной литературы, посвященной проблемам формирования нового экологического сознания, автор делает вывод, что большой вклад в его развитие было сделано русскими космистами. У космистов в мировоззрении важную роль играет идея глубокой взаимосвязи человека и космоса. Главная идея направления: Человек -составная часть Природы, Вселенной, их следует не противопоставлять, а воспринимать в единстве. Цель данной статьи заключается в том, чтобы попытаться показать значимость русского космизма в формировании нового экологического сознания.

Ключевые слова: экологическое сознание, русский космизм, «религиозно-

философский» космизм, проективный космизм, «естественнонаучный» космизм, «поэтикохудожественный» космизм, «биокосмический» космизм, «музыкально-мистический» космизм, иммортализм, геологическая сила, биосфера, ноосфера.

Космизм относят к альтернативному, экоцентрическому направлению нового экологического сознания. Космистами называют тех мыслителей, в чьем мировоззрении важную роль играет идея глубокой взаимосвязи человека и космоса. Эта идея обнаруживает себя на разных этапах развития мировой культуры - от ее мифологических истоков до наших дней. В русском космизме конца XIX - первой половины XX вв., который является неотъемлемой частью мирового космизма и объединяет многих философов, ученых, поэтов, писателей, художников, осмысление этой идеи приобретает глобально-экологический статус. В отличие от других национальных видов космизма русский космизм рассматривает в качестве экологической ниши человечества как земное, так и внеземное пространство и с особой остротой ставит проблему антропогенного влияния на природу. Идеи русских космистов, выдвинутые в конце XIX - первой половины XX вв., актуальны и в сегодняшнее время. Современно звучат слова одного из основоположников космизма Н.Ф. Фёдорова: «Цивилизация, эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца» [1].

Изучению философских, эстетических, религиозных и культурологических аспектов мировоззрения русских космистов посвящены исследования Л. И. Василенко, Н. К. Гаврюшина, А. Г. Гачевой, Ф.И. Гиренка, В. Н. Дёмина, Т. А. Ионовой, В. В. Казютинского,

О. Д. Куракиной, Ю. В. Линника, В. В. Минеева, И.С. Овечкиной, В. М. Розина, Т. Е. Савицкой, И. А. Сафронова, С. Г. Семенова, М. М. Шибаевой, О.В. Шубаро, Э. Г. Яблонского, В. П. Ярышкина и др.

Сам термин «русский космизм» появился в 70-80-е гг. XX в. На научной конференции, посвященной русскому космизму (1988 г.), было предложено такое его определение: «Русский космизм как социокультурный феномен - это тысячелетняя отработка в российской метакультуре мировоззрения живого, нравственного Всеединства человека, человечества и Вселенной, синтез современного фундаментального мировоззрения, в котором традиционные

ценности отечественной культуры соединяются с научными концепциями о мире» [2].

В узком же значении этот термин означает идею космического будущего человечества, его выхода в космос, сопровождаемого активным преобразованием земной природы, самого человека и Вселенной. Космистами считаются соответственно те мыслители, в учениях которых разрабатывались проекты освоения космоса средствами науки и техники, шире -средствами всей культуры в целом.

В интерпретации русского космизма существует подход, рассматривающий это явление как мировоззренческую идею «активной эволюции» мира, направляемой человеческим разумом. Сторонники данного подхода находят эту идею в творчестве А. В. Сухово-Кобылина, В. Ф. Одоевского, Н. А. Умова, B. C. Соловьёва, Н. Ф. Фёдорова, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, В. Н. Муравьёва, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, признающих необходимость преобразования всех фундаментальных законов мира и активную роль человека в этом процессе.

В теории русского космизма исследователи выделяют несколько направлений: «религиозно-философский» космизм и проективный космизм (Н. Ф. Фёдоров, Ф. М. Достоевский, B. C. Соловьёв, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Е. Н. и С. Н. Трубецкие, В. Ф. Эрн, А. К. Горский, В. А. Муравьёв), «естественнонаучный» (Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский, Н. Г. Холодный), «поэтикохудожественный» (В. А. Сухово-Кобылин, Ф. И. Тютчев, В. Я. Брюсов, В. В. Хлебников, А. П. Платонов, Н. А. Заболоцкий, Б. Л. Пастернак, М. М. Пришвин, М. А. Врубель, Н. К. и Е. И. Рерихи, В. Н. Чекрыгин, В. В. Кандинский, К. А. Коровин, П. Н. Филонов), «биокосмический» (П. И. Иваницкий, А. Святогор), «музыкально-мистический» (А. А. Блок, А. Белый, П. И. Чайковский, А.Н. Скрябин, С. В. Рахманинов).

Во второй половине XIX в. представители так называемой русской религиозной философии (Н. А. Бердяев, И. В. Киреевский, В. С. Соловьев, Н. А. Умов, Н. Ф. Федоров, П.

А. Флоренский и др.) обосновали необходимость новой моральной основы взаимодействия человека с природой, смены принципов развития цивилизации, что во многом повлияло на развитие экологического сознания человека. Н. А. Бердяев в своей работе «Человек. Микрокосм и макрокосм» высказался по данной проблеме так: «Только человек может расколдовать и оживить природу, так как он сковал и омертвил ее. Судьба человека зависит от судьбы природы, судьбы космоса, и он не может себя отделить от него... И только человек, занявший место в космосе, уготованное ему Творцом, в силах преобразить космос в новое Небо и новую Землю» [3]. У религиозных космистов высшая цель движения, преображенный эон бытия, носит названия Царствия Божьего, Царствия Небесного. Главная идея направления: Человек - составная часть Природы, Вселенной, их не следует

противопоставлять друг другу, а воспринимать в единстве. Интересны рассуждения одного из космистов А. В. Сухово-Кабылина: «Одухотворение природы есть сотворение человека, или, лучше, сам человек и есть это исхождение природы в дух, ибо человек, как и Янус, имеет два лица, два фаса, одним он приобщен к природе - это и есть его тело, а другим он обращен к духу - и это есть его мышление, т.е. чистый бестелесный дух. Этот бестелесный человеческий дух и есть сам Разум, или разумный Бог» [4]. О необходимости единения человека и природы имеются мысли у физика-философа Н. А. Умова: «Человек должен

помнить, - замечает он, - что, поклоняясь красотам природы, он себе поклоняется, что его любовь к природе есть любовь к самому себе» [5]. В. С. Соловьёв определил основные этапы отношения человека к природе. Первый этап, который мы уже прошли, насильственное изъятие у природы всего насущно необходимого. Второй этап, к которому мы приходим, -разумное изъятие, изъятие с оглядкой, но также насильственное; и третий этап, может быть, отдаленного будущего - полное прекращение насилия над природой[6]. Формирование нового экологического сознания должно основываться на любви к природе. Поэтому В. С. Соловьёв утверждал: «Без любви к природе для нее самой нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни» [7].

В центре этого учения находится русский «проективный» космизм, основополагающим

принципом которого является установка на преобразование человека и природы с опорой на детально разработанные проекты этого преобразования. Особенности данного типа русского космизма полнее всего раскрываются в концепциях трех наиболее ярких его представителей

- Н.Ф. Фёдорова, К. Э. Циолковского и М. М. Пришвина. Идея неизбежности выхода человека в космос объединяет двух великих ученых-космистов Н.Ф. Фёдорова и К. Э. Циолковского. Так, К. Э. Циолковский выводит знаменитую формулу конечной скорости движения ракеты и расчеты условий жизни в невесомости и обосновывает реальность полетов за пределы земной атмосферы. Сегодня это обычная практика космонавтики. Пророческие слова Н. Ф. Федорова о том, «что человеческая деятельность не должна ограничиваться пределами земной планеты» [8] многими современниками были восприняты скептически, но горячо были поддержаны К. Э. Циолковским. Н. Ф. Фёдоров видел единственный выход для человечества, упирающегося в неотвратимый земной финал (истощение земных ресурсов, космическая катастрофа потухания Солнца и т. д.), в завоевании новых средств обитания, в преобразовании сначала Солнечной системы, а затем и дальнего космоса.

Идеи единства, взаимосвязи человека и природы получили развитие в учении о ноосфере

В. И. Вернадского. Термин «ноосфера» был впервые употреблен французским математиком и ученым Э. Леруа в своих лекциях в 1927 г. Вместе с ученым Тейяром де Шарденом он пришел к выводу: ноосфера является современной стадией развития, геологически

переживаемой биосферой. Сам В. И. Вернадский стал пользоваться термином «ноосфера» только в конце жизни. Анализируя роль антропогенных факторов, В. И. Вернадский отмечал, что человек «может и должен перестраиваться своим трудом, ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера» [9]. Он считал, что воздействие человека на окружающую среду возрастает столь быстро, что человек превращается в основную геологическую силу, формирующую облик Земли: биосфера перейдет в новое состояние, в сферу разума, или ноосферу. Перед человечеством открываются все новые и новые перспективы и творческие возможности. Биосфера меняется человеком сознательно и бессознательно тоже. Человек меняет физическую и химическую оболочку земли, меняются химически и биологически прибрежные моря и части суши. Человек создает многие виды растений и животных. Ученый предсказал полеты в космос: «В будущем нам рисуются как всевозможные сказочные мечтания: человек стремится выйти из предела своей планеты в космическое пространство и, вероятно, выйдет» [10]. Для этого развитие окружающей среды и общества должно пойти неразрывно, начнется их коэволюция

- совместная эволюция, лишенная господства интересов одной стороны. Очень современно звучат и сегодня слова М. Пришвина: человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо. В это «зеркало» нужно учиться смотреть, чтобы увидеть в нем себя и других людей.

В начале 20-х годов, на подъеме революционных событий, особый интерес вызывает движение биокосмистов. Для них были характерны два лозунга «интерпланитаризма» -завоевание космоса и иммортализма (осуществление бессмертия личности). Для биокосмистов борьба со смертью, с враждебными стихийными силами природы являлась одним из завоеваний революции в борьбе за социальную справедливость. Был выдвинут лозунг: «Пролетариат - победитель буржуазии, смерти и природы». Движение биокосмистов было неоднородно и противоречиво. Они пытались в своей программе соединить несоединимое: требования нравственного долга, конкретную терпеливую работу в области регуляции природы, борьбу со старением и смертью и «анархическое воспевание» свободы. Манифесты, стихи и призывы биокосмистов являлись иллюстрацией авантюристически-лихого наскока на будущее.

О значении русских космистов в развитии нового экологического сознания С. Г. Семёнов пишет: «Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое: оно дает глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в современные, но и в

значительно более далекие времена» [11]. Современное общество озабочено поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде. В данном ракурсе наследие русских космистов приобретает особую притягательную силу.

Примечания:

1. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1989. С. 301.

2. Куракина О.Д. Теургия православной синархии // Философия бессмертия и воскрешения. М., 1996. С. 47-48.

3. Бердяев Н.А. Человек, микрокосм и макрокосм // Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993. С. 172.

4. Сухово-Кабылин А.В. Философия духа или социология // Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993. С. 63.

5. Умов Н.А. Роль человека в познаваемом им мире // Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993. С. 124.

6. Соловьев В.С. Собр. соч. Т. VI. СПб., 1903. С. 358-359.

7. Там же. С. 359.

8. Федоров Н.Ф. Указ. соч. С. 301.

9. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993. С. 309.

10. Там же. С. 310.

11. Семёнов С.Г. Русский космизм // Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993. С. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.