Научная статья на тему 'Русские космисты о воспитании глобально-космической ответственности'

Русские космисты о воспитании глобально-космической ответственности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / MAN / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / GLOBAL COSMIC RESPONSIBILITY / РУССКИЕ КОСМИСТЫ / RUSSIAN COSMISTS / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкина Ирина Михайловна

В статье исследуется генезис идеи формирования глобально-космической ответственности. Доказано, что идея воспитания глобально-космической ответственности имеет отечественные истоки. Ее предвосхитили философы-космисты: Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Н.К. Рерихи, Н.Ф. Федоров, Н.Г. Холодный, К Э. Циолковский и др. Воспитание глобально-космической ответственности понимается ими как целенаправленный процесс становления у молодого человека на базе целостной картины Мира ответственности за последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе. Также в статье обосновывается значимость концепции формирования глобально-космической ответственности для современной педагогики, утверждается, что одной из основных задач содержания образования XXI века должно стать объяснение Мира как единой, целостной, взаимосвязанной и взаимозависимой системы: «Человек Человечество Природа Космос».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Cosmists on the Upbringing of Global Cosmic Responsibility

The article is concerned with the genesis of the idea of formation of global space responsibilities. The idea was anticipated by philosophers-cosmists: N.A. Berdyaev, V.I. Vernadsky, N.K. Rerikhi, N.F. Fyedorov, N.G. Holodny, K.E. Tsiolkovsky and others. They understood the upbringing of global and space responsibility as a purposeful process of formation of a young man who is responsible for the consequences of the transformations made on Earth and in Space. The article also states the importance of the concept of formation of global and space responsibility for modern pedagogy and claims that one of the main objectives of the XXI century educational content is to look at the World as a single, integrated, interconnected and interdependent system, "Man Humanity NatureSpace".

Текст научной работы на тему «Русские космисты о воспитании глобально-космической ответственности»

УДК 37.01 ББК 74.03

РУССКИЕ КОСМИСТЫ О ВОСПИТАНИИ ГЛОБАЛЬНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

И.М. Пушкина

Аннотация. В статье исследуется генезис идеи формирования глобально-космической ответственности. Доказано, что идея воспитания глобально-космической ответственности имеет отечественные истоки. Ее предвосхитили философы-космисты: Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Е.И. и Н.К. Рерихи, Н.Ф. Федоров, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский и др. Воспитание глобально-космической ответственности понимается ими как целенаправленный процесс становления у молодого человека на базе целостной картины Мира ответственности за последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе. Также в статье обосновывается значимость концепции формирования глобально-космической ответственности для современной педагогики, утверждается, что одной из основных задач содержания образования XXI века должно стать объяснение Мира как единой, целостной, взаимосвязанной и взаимозависимой системы: «Человек - Человечество - Природа - Космос».

Ключевые слова: человек, воспитание, образование, глобально-космическая ответственность, русские космисты.

I.M. Pushkina

Abstract. The article is concerned with the genesis of the idea of formation of global space responsibilities. The idea was anticipated by philoso-phers-cosmists: N.A. Berdyaev, V.I. Vernadsky, N.K. Rerikhi, N.F. Fyedorov, N.G. Holodny, K.E. Tsiolkovsky and others. They understood the upbringing of global and space responsibility as a purposeful process of formation of a young man who is responsible for the consequences of the transformations made on Earth and in Space. The article also states the importance of the concept of formation of global and space responsibility for modern pedagogy and claims that one of the main objectives of the XXI century educational content is to look at the World as a single, integrated, interconnected and interdependent system, "Man - Humanity - Nature- Space".

48

Russian cosmists on the upbringing of global cosmic responsibility

Keywords: man, upbringing, education, global cosmic responsibility, Russian cosmists.

В настоящее время человечество вступило во второе десятилетие XXI века. Исходя из документов ЮНЕСКО, главной целью образования должно стать полноценное и качественное развитие Человека, одной из основных задач — формирование глобального миропонимания, ценностными основами которого должны стать духовность и гражданственность. Последнее предполагает осознание себя не только гражданином своей страны, но и мира, исповедующего высокие моральные качества, гуманистические идеалы, ценности и нормы. На наш взгляд, только поняв свою ответственность за судьбу человечества, планеты и околоземного пространства (другими словами — глобально-космическую ответственность), человек сможет разобраться в причинах существующих проблем и найти их оптимальное решение.

Как показал анализ трудов фило-софов-космистов, идея формирования глобально-космической ответственности имеет отечественные корни, ее предвосхитили такие мыслители, как Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Е.И. и Н.К. Рерихи, Н.Ф. Федоров, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский и др. Подчеркнем, русские космисты еще в начале XX века поставили целый ряд насущных вопросов: о месте и роли человека на планете и в Космосе, об ответственности разума за сотворенное Богом и преобразуемое человеком, о смысле человеческого бытия, его целях и путях их достижения.

Так, например, основоположник русского космизма Николай Федорович Федоров предчувствовал многие проблемы нашей эпохи. Уверенный в том, что современная цивилизация приведет человечество к полной моральной деградации, Н.Ф. Федоров разработал проект построения общества братства и родства, дружбы и любви [1, с. 318]. Логика его рассуждений была такова: всякие цели и идеи (классовые, национальные, политические, экономические и др.) ведут к разобщению, розни и недоверию, а потому не могут быть общими. Начинать построение цивилизации братства следует с объединения людей в едином общем деле борьбы со смертью. Жизнь — это космическое чудо. Жизнь — добро, смерть — зло. Смерть одного человека — зло, смерть миллионов людей — страшное зло. Но может быть неотвратимая и тотальная смерть — это смерть, которая из бытия стерла бы полностью жизнь на плане- 49 те. Это угроза космическая, ибо, как считал Федоров, планета Земля, возможно, является единственным питомником жизни в нашей Галактике или даже Вселенной, и именно поэтому ответственность человека за ее судьбу есть не только глобальная, но и космическая ответственность [2, с. 106].

Н.Ф. Федоров, как педагог-кос-мист, утверждал, что главная задача образования — формирование планетарного и космического чувства сопричастности ко всем явлениям Мироздания. Школа, по Н.Ф. Федорову, должна воспитывать детей в духе единства со всем чело-

50

вечеством и окружающим миром, развивать космическое сознание, чувство нравственного долга и ответственности за свои дела и поступки. Мыслитель Федоров был уверен в том, что личность в результате воспитания и саморазвития тем и отличается от индивида, что способна принимать решения в ситуациях морального выбора, нести ответственность за эти решения перед собой, окружающими людьми, своей страной и всем человечеством [1, с. 321].

Анализируя постепенное историческое «отхождение человека от природы, создание человеком целого мира машин, помещаемого между ним и природой, разрушение техникой, как природы, так и самого человека» привели Николая Бердяева к мысли о том, что если и дальше будет продолжаться «поглощение человека вещной средой, будут господствовать ценности обладания, то общечеловеческая катастрофа неминуема». Позитивный выход, по Н.А. Бердяеву, состоит в возвращении к религии, поднимающей человека до духовности, в воссоздании себя творчеством и свободой, которая должна всегда сопровождаться ответственностью человека [3, с. 232]. Кстати, в труде «О назначении человека» философ настаивал на том, что человек, как составная часть Космоса, а также носитель разума и души, несет огромную ответственность за судьбу не только планеты, но и всей Вселенной [4, с. 329].

В самой объемной работе Константина Эдуардовича Циолковского под названием «Этика, или естественные основы нравственности», над которой он к тому же трудился дольше всего, русский космист поставил перед собой уникальную задачу: попытался

вывести нормы этики из фундаментальных законов природы и убедить тем самым людей в бессмысленности нарушения этих норм. Обращаясь к анализу человеческой деятельности, ученый развил мысль о том, что от того, какие идеалы и ценностные ориентиры будут сформированы в человеке, зависит не только судьба каждого, но и всего человечества, планеты, судьба всей Вселенной, так как будущее человека самым тесным образом связано с освоением космического пространства и совсем не безразлично, какие нравственные ценности он понесeт с собой в Космос, чем будет руководствоваться в процессе своей преобразовательной космической деятельности. К.Э. Циолковский писал в этой книге о целенаправленном строительстве нового Человека, новых формах организации общества, причем во вселенских масштабах. Но этим грандиозным задачам должна обязательно соответствовать, по его мнению, новая этика (супраморализм), в основе которой стоит нравственная ответственность всех перед всеми [5].

Основатель отечественной космической философии, этики и педагогики Циолковский постоянно думал о том, как спасти и уберечь человечество от разного рода природных катаклизмов (как земных, так и космических). Он предупреждал, что в результате своей неразумной деятельности по отношению к природе люди наносят себе огромный вред, истощая природные богатства Земли, еe ресурсы, что может привести к страшным последствиям. Еще в 1902 г. К.Э. Циолковский составил план спасения человечества, включив в него такие разделы, как «Спасение от катастроф земных, от перенаселения, ... спасение в случае по-

нижения солнечной температуры» и т.п. Он очень надеялся решить общечеловеческие проблемы с помощью образования и научно-технического прогресса, когда ученые всего мира, объединившись, создадут мощные корабли-ракеты для космических рейсов в поисках пригодного для людей жилища где-то там, в необъятных просторах Космоса. Поэтому, говоря о важности воспитания гражданина своей Родины через формирование у него любви к родной природе, ученый и педагог расширил это понятие до общечеловеческого и планетарного уровня. К.Э. Циолковский был убежден, что в мироощущении новых поколений все большую роль будут играть категории Мира, Жизни, Человека, жизнетворчества и ответственности [6].

В своем труде под названием «Начало и вечность жизни» русский космист середины XX века Владимир Иванович Вернадский отмечал, что человек несет ответственность перед будущими поколениями «за достижение возможно быстрого результата, не смотря ни на что». Для В.И. Вернадского «человек, как и все живое, не является самодовлеющим, независимым от окружающей среды природным объектом». В отличие от других животных, «человек наделен разумом и способностью научно мыслить». Следовательно, изучив природные процессы, он может «сознательно и с наименьшими вредными последствиями изменять природу, делать биосферу пригодной к жизни для всех последующих поколений». В этой работе ученый-энциклопедист, мыслитель и преподаватель высшей школы Вернадский неоднократно подчеркивал, что перед человечеством стоит

проблема воспитания нравственной ответственности за преобразование природы на планете и в околоземном космическом пространстве [7, с. 157].

В статье «Мысли натуралиста о природе и человеке», написанной в 1944 г., известный русский ученый-атеист, ботаник и микробиолог Н.Г. Холодный впервые вводит понятие «антропокосмизма». Человек признается Н.Г. Холодным составной частью Космоса и мощным фактором дальнейшей эволюции природы в обитаемом им участке Мироздания. При этом фактором, действующим сознательно, что налагает на него громадную ответственность, так как делает его прямым участником процессов космического масштаба и значения. Н.Г. Холодный подчеркивал двусторонний характер связи человека и Космоса: человек, испытывая разнообразные и сложные воздействия со стороны окружающей природы, и сам в то же время может влиять на нее различными способами. Выделим особо, с идеей антропокос-мизма Н.Г. Холодный связывал надежду на совершенствование человека. В ней он видел определенную линию развития самого человека — его интеллекта, чувств, воли, которая, по его мнению, является самым прямым и кратчайшим путем к достижению высоких духовных, нравственных целей. Эта линия развития позволяет осознать каждому человеку свою связь с природой, с мирозданием, с Космосом. На этом пути, считал он, можно успешно решать воспитательную задачу — развивать чувство любви к природе, планете и бережное отношение к ним. Это и будет, утверждал русский космист, космическим чувством ответственности, единения

51

со всем человечеством как носителем космической жизни [8, с. 67-68].

Обратим внимание, что Елена и Николай Рерихи предъявляли высокие требования к образованию, качеству школ, учителей, школьных программ и учебников. Каждая школа, утверждали они, должна быть оплотом познания во всей полноте. С детских лет должны закладываться «основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости; при таком понимании его общественная природа и, главное, его личная ответственность получили бы должное значение. Но для таких школ нужны и соответствующие учителя» [9, с. 195]. «Приветствуем тех школьных учителей, которые найдут час рассказать ученикам о достоинстве и ответственности человека...» [10, с. 115]. Так как «...велика ответственность человечества за все порождения, которые явили такое разрушение на планете» [11, с. 143]. «Никто не должен считать себя ничтожной песчинкой. Наша величина обеспечена огромной ответствен-52 ностью» [12, с. 18]. Заметим, Рерихи были уверены в необходимости формирования глобально-космической ответственности для перехода человечества на новую эволюционную ступень своего развития, чтобы избежать самоуничтожения, а значит, и возможного уничтожения всей планеты и необратимых процессов в околоземном космическом пространстве.

Из сказанного выше следует, что формирование глобально-космической ответственности — это фило-софско-педагогическая концепция, позволяющая по-новому взглянуть на цели и задачи образования XXI века. Сюда входит развитие пла-

нетарного мышления, целостного восприятия окружающего Мира и Человека как его неотъемлемой части и высшей ценности. Ведь Мир — это единая, взаимосвязанная и взаимозависимая система «Человек — Человечество — Природа — Космос». Также данная концепция включает идеи: становление чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли; экологическое воспитание, забота о жизни всех живых существ на Земле; воспитание такого важного нравственного качества как ответственность перед будущими поколениями. Отметим, что концепция формирования глобально-космической ответственности ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. Она способствует этическому образованию и воспитанию уважения к достоинству человека, прививая ему чувство глобальной солидарности. В целом, воспитание глобально-космической ответственности — это целенаправленный процесс становления у молодого человека на базе целостной картины Мира ответственности за последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе.

Итак, обращение к идее воспитания глобально-космической ответственности продиктовано остротой ситуации, которая сложилась на планете к началу XXI века и, безусловно, нуждается в скорейшем и кардинальном разрешении многих глобальных проблем. Поэтому одной из главных задач содержания образования XXI века должно стать раскрытие взаимозависимости, целостности всего существующего на Земле и в околоземном космическом пространстве,

открытие логики развития этой взаимосвязи, определение особой роли и ответственности человека за сохранение этой целостности и себя в ней. На наш взгляд, современная педагогика должна заниматься развитием нравственного и творческого Человека с самостоятельным и системным мышлением, осознающего свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством, Миром; увязывающего настоящее с прошлым и с будущим, осуществляющего оценочный подход к последствиям человеческой деятельности на планете и в Космосе.

список источников и литературы

1. Федоров, Н.Ф. Философия общего дела: (отрывки) [Текст] / Н.Ф.Федоров // Русский космизм: антология философской мысли / Сост. С.Г. Семенова, Г.А. Гачева. - М., 1993. - С. 317-327.

2. Меденица, В. Амо, ergo sum, или этические проблемы иммортологии [Текст] / В. Меденица // Русская философия сегодня (идеи и направления): материалы этико-философ-ского семинара им. А. Платонова / под ред. В.П. Фетисова. - Воронеж, 2009.

3. Бердяев, Н.А. Судьба России [Текст] / Н.А. Бердяев. - М., 1990. - 239 с.

4. Бердяев, Н.А. О назначении человека [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1993. - 384 с.

5. Циолковский, К.Э. Этика, или естественные основы нравственности [Текст] / К.Э. Циолковский // Архив РАН, ф. 555, оп. 1, д. 272, лл. 1-111.

6. Циолковский, К.Э. Будущее Земли и человечества [Текст] / К.Э. Циолковский. -Калуга: Изд-во автора, 1928. - 34 с.

7. Вернадский, В.И. Дневники, письма, фрагменты из научных трудов [Текст] /

В.И. Вернадский // Начало и вечность жизни. - М.: Наука, 1978. - 650 с.

8. Холодный, Н.Г. Избранные труды [Текст] / Н.Г. Холодный. - Киев, 1982. - 332 с.

9. Письма Елены Рерих: 1929-1938 гг. [Текст].

- Новосибирск, 1993. - Т. 2. - 413 с.

10. Братство [Текст] // Агни Йога. - Т. 5. -1994. - С. 9-120.

11. Мир Огненный Ч. 3 [Текст] // Агни Йога.

- 1994. - Т. 4. - С. 143-144.

12. Иерархия [Текст] // Агни Йога. - Т. 3.

references

1. Berdjaev N.A., O naznachenii cheloveca, Moskow, 1993, 384 p. (in Russian)

2. Berdjaev N.A., Sudba Rossii, Moskow, 1990, 239 p. (in Russian)

3. Bratstvo, in: Agni Joga, Moskow, 1994, T. 5, pp. 9-120. (in Russian)

4. Ciolcovskij K.Je., Budushhee Zemli i chel-ovechstva, Kalyga, 1928, 34 p. (in Russian)

5. Ciolcovskij K.Je., Jetica, ili estestvennye os-novy nravstenosti, Arhiv RAN, f. 555, op. 1, d. 272, pp. 1-111. (in Russian)

6. Fedorov N.F., Filosofiya obshego dela, otryvki, Rysski j cosmism, antologiyafilosof-scoj mysli, Moskow, 1993, pp. 317-327. (in Russian)

7. Holodnyj N.G., Izbrannye trudy, Kiev, 1982, 332 p. (in Russian)

8. Ierarhija, in: Agni Joga, Moskow, 1994, T. 3.

(in Russian) 53

9. Medenica V., Амо, ergo sum, ili jeticheskie problemy immortologii. Russkaja filosofija segodnja (idei i napravlenija), Materialy je-tiko-filosofskogo seminara imeni A. Platono-va, pod redakciej V.P. Fetisova, Voronezh, 2009. (in Russian)

10. Mir Ognennyj, Chast 3, in: Agni Joga, Moskow, 1994, T. 4, pp. 143-144. (in Russian)

11. Pisma Eleny Rerih: 1929-1938 gody, Novosibirsk, 1993, T. 2, 413 p. (in Russian)

12. Vernadskij V.I., Dnevniki, pisma, fragmente iz nauchnyh trudov. Nachalo i vechnost zhiz-ni, Moskow, 1978, 650 p. (in Russian)

Пушкина Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г Архангельск, pushkina _im@mail.ru

Pushkina I.M., PhD in Education, Associate Professor, Pedagogy Department, Lomonosov Northern (Arctic) Federal University, Arkhangelsk, pushkina _im@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.