УДК 128/129(47)
ББК 87.3(2)
МЕЧТАНИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА О НЕВОЗМОЖНОМ
ДЖУЛИЯ БАЗЕЛИКА Государственный университет Турина улица Верди, 10, Турин, 20124, Италия E-mail: giulia.baselica@unito.it
Рассматривается понятие «невозможное» в свете размышлений о мечтаниях русского космизма. Следуя за представлениями таких философов, как К. Э. Циолковский, В.С. Соловьёв, А.Л. Чижевский, Д. И Вернадский, Н.Ф.Фёдоров, предлагается краткое изложение некоторых онтологических принципов и законов космистской мысли, связанных с идеей совершенствования человека в его отношениях с природой и Космосом. Анализируются основные течения русского космизма, объединяющим началом которых являются: стремление к бессмертию человека и возвращению умерших; вера в освобождение человека от природных разрушительных качеств и в изменение его физической природы; идея ноосферы как выбора высшей свободы на основе знания, опыта и деятельности всего человечества. Делается вывод о том, что конечной целью всех течений русского космизма является творение бессмертного существа.
Ключевые слова: космизм, невозможное, мечтание, совершенствование человека, ноосфера, бессмертие, природа, Космос, Вселенная, микрокосмос, макрокосмос.
THE IMPOSSIBLE DREAM OF RUSSIAN COSMISM
GIULIA BASELICA State University of Turin
10, Verdi Street, 10124 Turin, Italy E mail: giulia.baselica@unito.it
This article is devoted to the conception of impossibility on the basis of reflections about Russian cosmism dream. The fundamental assumptions of such philosophers as K. E Tsiolkovskiy, VS. Soloyev, A.L. Chizhevskiy, D.I. Verrnadskiy, N.F. Fedorov focus on some ontological principles and laws of the cosmistic doctrine and their connections to the idea of achievement of human perfection in its relationship with nature and Cosmos. At the root of this idea lies aspiration to immortality and resurrection of all dead people. If humanity frees itself from its natural destructive qualities, it will be able to transform its physical nature and it will be free to choose noosphere, but the realization of this great project will depend on knowledge, experiences, activities of all human beings. The concrete aim of creating immortal creatures characterizes all the tendencies of Russian cosmism: scientific, religious and poetical-artistic.
Key words: Cosmism, impossible, dream, human perfection, noosphere, immortality, nature, cosmos, universe, macrocosm, microcosm.
Понятие «невозможное» определяет что-то неосуществимое, невыполнимое, невероятное и непредполагаемое; оно означает то, что не может произойти или случиться. Преодолением невозможного, по преимуществу, русский космизм стремится поразить смерть.
Космизм - это философское мировоззрение, основывающееся на научных знаниях о Космосе и на представлении о человеке как гражданине Мира, как микрокосмосе, равном макрокосмосу. Под названием «русский космизм», в принципе, понимается целое направление русской и советской культуры, включающее учёных, философов, поэтов, писателей и художников. Оно укоренилось в России в конце XIX века1 и получило значительное развитие в естественнонаучном направлении (Н.А. Умов, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Г Холодный, А.Л. Чижевский), религиозно-философском (Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев) и поэтическо-художественном (В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Заболоцкий, А.П. Платонов).
Историк религиозно-философской и научной мысли России Н.К.Йврю-шин предложил термин «русский космизм» в начале 70-х гг. XX в. в статье «Из истории русского космизма»2.
Все течения3 русского космизма основываются на четырех онтологических принципах:
1) единство человека и Космоса (микрокосмоса и макрокосмоса);
2) стремление постичь единую, неделимую сущность всех проявлений бытия (Космос, человеческая жизнь, дух);
3) экологичность;
4) онтологическое обоснование этики.
Принцип единства человека и Космоса придаёт космистской мысли монистический оттенок, поскольку монизм выражает философское, а точнее, метафизическое представление о единстве бытия (бытие, единство, всеединство) и предполагает существование единственного онтологического прин-
1 Хотя в тот же самый период Джон Фиск, американский философ и историк, пытался распространять космическую теорию эволюции. В философическом произведении «Outlines of Cosmic Philosophy» (1874) он объяснял предпосылки, на основе которых общества развиваются подобно биологическим организмам, от простейщих форм к более сложным.
2 См.: Гаврюшин Н.К. Из истории русского космизма // Труды X и XI Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию творчества К.Э. Циолковского. М., 1972. С. 104-106 [1]. Учёный-философ А.П. Огурцов вспоминает: «Вспоминаю, как в сентябре 1970 г. мы вдвоем ходили по улицам Калуги и обсуждали, как назвать то направление, к которому принадлежал К.Э. Циолковский, и Гаврюшин предложил термин «русский космизм». Вспомнил о том, что у К.Э. Циолковского есть работа «Космическая философия», тогда ещё не опубликованная и хранившаяся в Архиве АНСССР <...> Через какое-то время он выпустил в свет статью «К.Э. Циолковский и европейский космизм» (см.: Огурцов А.П. Русский космизм (обзор литературы и навигатор по сайтам Интернета) // Vox. Философский журнал. 2008. Вып. 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://voz-journal.org/html/issues/vox471 посл. доступ. 01.05.2013 [2]).
3 Такие, как: естественно-научное, религиозно-философское, софиологическое, теософское, эстетическое, музыкально-мистическое, мистическое, экзистенциально-эсхатологическое, проективное, активно-эволюционистское.
ципа4. Кроме того, для космистской мысли характерен детерминизм, на основе которого отдельные части обязательно подчиняются целому: онтологически они к нему привязаны и являются его несущественными аспектами. Только единство, носящее одновременно характер целого, действительно имеет существование.
Константин Эдуардович Циолковский, один из самых выдающихся представителей русского космизма, по поводу монистического направления выразился так: «Мы проповедуем монизм во Вселенной - не более. Весь процесс науки состоит в этом стремлении к монизму, к единству, к элементарному началу. Ее успех определяется степенью достижения единства. Монизм в науке обусловлен строением Космоса. Разве Дарвин и Ламарк не стремились к монизму в биологии? Разве того же не желают геологи? Физика и химия влекут нас по тому же направлению. Астрономия и астрофизика доказали единство образования небесных тел, сходство земли и неба, однообразие их вещества и лучистой энергии. Даже исторические науки стремятся к монизму. В биологии объединяются клеточки низших существ, образуя животных с единым управлением (мозг - душа), объединяются люди в общества, стремясь слиться в одно могущественное тело. Скоро должна объединиться так и вся земля. Это объединение на иных планетах должно достигнуть высшего результата. Я прибавлю к известным уже видам единства и всеобщую чувствительность материи, потенциальную способность каждого атома, при сложной обстановке, жить. Мыслит мозг, но чувствуют атомы, его составляющие. Разрушен мозг - исчезло и напряженное чувство атомов, заменившись ощущением небытия, близким к нулю»5.
Первый онтологический принцип космистской мысли касается взаимного соответствия между микрокосмосом и макрокосмосом6 и включает в себя наследие мировой философской мысли, восходящей к эпохе Возрождения.
4 Такое представление о монистическом восприятии действительности напоминает о философско-религиозной доктрине эманатизма (или эманационизма), согласно которой множественное берёт начало из Единого, или из другой начальной действительности, самой по себе выражающей множественное, при абсолютной свободе, совпадающей с абсолютной необходимостью. Это превращение совершается под действием эманационного процесса (как распространение света из светящейся точки), не нарушающего самого принципа, а, наоборот, устанавливающего онтологическое отношение между Единым и множественным. Эта тема развивается в неоплатонизме и других философских течениях.
5 См.: Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. Калуга, 1925 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flight.mai.ru/tsiolkov/wrk011.htm [3].
6 Тема человека-микрокосмоса выражается в орфическом мотиве космического яйца, и более определённо, у Анаксимена, у Эмпедокла, и в «Тимее» Платона; она обновляется в стоицизме и в неоплатонизме, связанном с мотивом «вселенной симпатии» и с органицистским представлением о Космосе, в котором всем управляют соответствия и где микрокосмос и макрокосмос являются двумя полюсами единого, соглашающегося динамического представления о Вселенной. Доктрина микрокосмоса и его отношений с макрокосмосом имела значительное влияние на медицину, астрологию и магию с эллинистической эпохи до семнадцатого века: предполагаемые соответствия между человеком и Космосом создали иллюзию возможности провести более глубокие изыскания и лечение болезней, а также эффективно действовать через человека на космические элементы и, наоборот, через космические элементы, на человека.
Согласно этой традиции, человек, то есть микрокосмос, является представлением Вселенной, то есть макрокосмоса: человек-микрокосмос представляет собой живое зеркало и синтез элементов, составляющих Космос. Каждый человек - микрокосмос, целый мир в миниатюре, поскольку его структура повторяет уменьшенную структуру Вселенной. Земля, звезды, планеты и Космос в целом, наоборот, похожи на человека и, кроме органов и членов, наделены душой.
Второй онтологический принцип обогащает представление о Вселенной присутствием духовного существа. Триада, состоящая из Космоса, человеческой жизни и духа, придаёт космистской мысли душевное и мистическое значение. Дух, или жизненное начало всех живых существ, здесь является душевным элементом, дополняющим дуалистическую натуру микрокосмоса и макрокосмоса; он является душой мира и душой Вселенной и напоминает о платоновской мировой душе - о таком подчинённом начале, воспринимающем и осуществляющем в чувственной области и во временном процессе высшее идеальное единство, которое вечно пребывает в абсолютном начале. Понятие «душа мира» напоминает и о соловьёвской Софии. София - это идеальное человечество, то есть всеединый организм всех существ. Душа мира является существом двойственным и, определяясь божественным Логосом, позволяет Духу Святому осуществляться во всем. Тем не менее она имеет свою собственную волю, и в этом заключается возможность её падения. Великий русский философ, неоплатоник, Владимир Соловьёв так объяснил натуру и значение Софии: «Как божественные силы образуют один цельный, безусловно универсальный и безусловно индивидуальный организм живого Логоса, так все человеческие элементы образуют такой же цельный, вместе универсальный и индивидуальный организм - необходимое осуществление и вместилище первого - организм всечеловеческий, как вечное тело Божие и вечная душа мира. Так как этот последний организм, то есть София, уже в своем вечном бытии необходимо состоит из множественности элементов, которых она есть реальное единство, то каждый из этих элементов, как необходимая составная часть вечного богочелове-чества, должен быть признан вечным в абсолютном или идеальном порядке»7.
В основе третьего онтологического принципа космизма находится идея тесной взаимосвязи, единства человека и среды. Такая идея, в разных представлениях, озвучивается в произведениях большинства представителей кос-мистской мысли, но у некоторых из них она приобретает научную основательность. У А.Л. Чижевского, например, внутренняя связь всего со всем находит подтверждение в его теории влияния солнечной активности на биосферу и, следовательно, на социально-исторический процесс. В книге «Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца», опубликованной в Москве в 1930 г., учёный изложил свою теорию. Он разделил исторический цикл на четыре этапа: 1) период минимальной возбудимости; 2) пе-
7 См.: Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве // Православное обозрение. 1878-1881 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.rU/s/solowxew_wladimir_sergeewich/text_0180.shtml) [4].
риод нарастания возбудимости; 3) период максимальной возбудимости; 4) период падения возбудимости. На основе наблюдений циклов солнечной активности Чижевский проанализировал историю человечества и указал на соответствия исторических событий событиям, происходящим на Солнце. Он утверждал, что циклы солнечной активности влияют на все жизненные процессы: на урожаи, на здоровье, на психическое состояние человека. Всё это отражается на динамике исторических процессов: войн, революций, восстаний, экономических кризисов.
Известная работа Чижевского заканчивается следующим выводом: «Хотя пятнообразовательный процесс и оказывает сильнейшее влияние как на неорганический мир, так и на органический мир Земли благодаря своим электромагнитным и корпускулярным радиациям, однако все его влияния еще далеко не выяснены наукой.
Во всяком случае, имеются некоторые данные, позволяющие думать, что одним из главных рычагов механизма влияния являются электрические феномены и связанные с ними химические явления, развивающиеся в земной коре и в ее атмосфере под воздействием указанных радиаций пятнообразовательного процесса.
Нельзя сомневаться также и в том, что момент появления эпидемии и ее течение обусловлены результатом сложного процесса взаимодействия всех биологических, геофизических и социальных факторов»8.
Существенное значение четвёртого принципа космизма, с одной стороны, связывается с первоначальным значением слова «экология»9, а с другой стороны, четвёртый принцип космизма предвосхищает будущие научные положения Барри Коммонера. Американский биолог и эколог сформулировал четыре основных закона экологии: всё связано со всем; всё должно куда-то деваться; природа знает лучше; ничто не даётся даром10.
Первый закон (всё связано со всем) заключает в себе экологический принцип холизма11. Особый вариант философского и научного решения проблемы холизма был выработан русскими космистами В.И. Вернадским, А.Л. Чижевским и др. В основе второго закона (всё должно куда-то деваться) лежит принцип замкнутого круговорота веществ и обеспечения стабильного суще-
8 См.: Чижевский А.Л. Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца. М., 1930 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusograd.xpomo.com/tch1/tch1-4.html [5].
9 Слово «экология» происходит от древнегреческого oÎkoç («жилище, дом, имущество») и Xoyoç («наука, понятие») - наука об отношениях живых организмов с окружающей средой. Термин впервые появился в 1866 г. в книге немецкого биолога Эрнста Геккеля «Generelle Morphologie der Organismen».
10 См.: Commoner B. The Closing Circle: Nature, Man and Technology. New York, 1971 [6].
11 Понятие «холизм» поясняет эпистемологический тезис, согласно которому сложные системы (организмы, умы, общественные системы) имеют характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов; в этих системах, другими словами, целое больше, чем сумма его частей.
ствования биосферы. Основные исследования по поводу биосферы12 проводил Вернадский. Он полагал, что жизнь началась вместе с планетой Земля и что космическая роль живого вещества заключается в сохранении солнечной энергии и ее превращении в энергетические связи органических существ. Третий закон (природа знает лучше) основан на выводах философа Н.Ф. Флоренского, согласно которому, в человеке природа начинает не только осознавать себя, но и управлять собой. В своём труде «Философия общего дела» Н.Ф. Федоров писал, что непорядок человеческой жизни - следствие дисгармонии в отношениях человека к природе; но человек при помощи своего разума может (должен) сдержать природную, враждебную ему силу и внести гармонию в мир. Следовательно, эволюция природы будет не стихийной, а сознательно регулируемой.
Космистская мысль о природе, несомненно, оказывается тесно связана с экологическим сознанием: положение о взаимосвязи, единстве человека и среды - общее основание, присутствующее в исходных определениях русского космизма и экологического мировоззрения13.
Четвёртый онтологический принцип выдвигает на первый план понятие этики: космистская мысль стремится к созданию онтологической системы, основанной на этическом отношении с миром и с человечеством. Этическая онтология - это исследование о бытии как таковом с точки зрения перспективы индивидуалистической и, одновременно, цивилизационной этики. Случайный характер бытия определяет этическую эволюцию, в рамках которой мощь, стремление и противодействие находят своё вечное равновесие, и отношение между познавательным процессом и действительностью находятся в высшем гармоническом умственном контексте.
Об этическом характере космистской мысли А.П. Огурцов пишет: «По сути дела космическая философия - это этическая онтология, т.е. учение о бытии и его развертывании, ориентированное на постижение смысла человеческой жизни. Космизм отнюдь не замещает своим «космоцентризмом» проблему смысла человеческой жизни, а поворачивает своё учение о человеке к космологии, к космологическому предназначению человека и всего человечества»14.
12 Термин «биосфера» буквально означает «сфера жизни», и в таком значении он был представлен австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом в конце XIX века. Сначала под этим названием понимались все живые существа на Земле. Точнее определял биосферу Вернадский - как сферу единства живых существ и неживой среды, инертного вещества (см.: Разумова Е.Р Fundamentals of Biological Ecology// All news in one [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yqyq.net/82030-0snovy_biologicheskoiy_ekologii.html (посл. доступ. 02.05.2013)).
13 Е.А. Когай пишет: «Космизм - это одна из тем мировой культуры, которая в органическом синтезе различных подходов последовательно прослеживает идею совершенствования человека в его связях с природным миром, с Космосом в целом» (см.: Когай Е.А. Социальная экология. Человек и природа в русском космизме [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sufism.ru/barzah/cosm05.htm (посл. доступ. 03.05.2013) [7]).
14 Огурцов А.П. Указ. соч.
Итак, как всякая онтология, этический космистский вариант также предполагает учение о небытии, то есть учение о преодолении небытия, следовательно, о преодолении смерти, о бессмертии. Объединяющим началом всех трёх основных течений русского космиза является стремление к победе над смертью.
В научном направлении русского космизма выделяются две тенденции: органическая (В.И. Вернадский, теория биосферы и ноосферы) и проективи-стская (К.Э. Циолковский, перспектива человечества оставить землю и переселиться в Космос).
Важный научный вклад в развитие космистской мысли внёс Владимир Иванович Вернадский (1863-1945). На основе исследований учёного написаны его замечания15 об открытии процесса цефализации, сделанном американским зоологом Джеймсом Даной16. Вернадский ввел понятия о живом веществе, о космичности жизни, о биосфере и её переходе в ноосферу. Вернадский определяет понятие ноосферы17 следующим образом: «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом, по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности»18.
Согласно основополагающему принципу теории ноосферы, появление человека на Земле указывает на то, что результатом эволюции стало возникновение новой психической и душевной организации. Первому мыслящему существу эволюция даёт необходимое орудие для его дальнейшего развития - разум, способный на самосознание, глубокое знание мира, способность к перемене себя и мира. Человек является высшей точкой стихийной и бессознательной эволюции и, одновременно, новым началом, заключающим в себе предпосылки для новой, разумной стадии эволюции. Создание человека-ноосферы пока ещё несколько дисгармонично из-за своего состояния, тесно связанного с действительностью; но, одновременно, создание человека-ноосферы является высшим идеалом этого самого состояния.
15 Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И. О науке. Т. I. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997. 576 с. [8].
16 Важен научный вклад геолога Джозефа Ле Конта и других геологов, Чарлза Шухерта и А.П. Павлова. Кроме того, можно утверждать, что космистская идея прошла особый путь в эпоху до Дарвина, через философскую мысль Радищева и Іердера.
17 Впервые слово «ноосфера», сфера разума (от греч. voo<; - «разум» и стфаіра - «шар»), употребил философ и математик Эдуард Леруа, последователь Бергсона, на лекциях 1927/28 учебного года в парижском Коллеж де Франс. А ноосферная концепция была объяснена его другом Тейярдом де Шарденем, палеонтологом и философом. Ноосфера - это часть планеты, которая несёт на себе печать разумной деятельности человека, это сфера разума, сфера взаимодействия общества и природы. Ноосфера - высшая стадия развития биосферы; она включает в себя антропосферу, техносферу, измененную человеком живую и неживую природу, социосферу.
18 Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский Космизм: Антология философской мысли. М., 1993. С. 309 [9]. (Статья была впервые опубликована в журнале «Успехи современной биологии». 1944. № 18. Вып. 2. С. 113-120.)
Человек, в своём антропологическом, общественном и историческом состоянии, не завершён; тем не менее он хранит в себе идеал духовного человека, заставляющий его выйти за пределы его собственной натуры. В качестве учёного натуралиста Вернадский занимался исследованиями геологического и исторического времени ноосферной действительности, определяя сущность ноосферы, ее цель, идеал, задачи и движущие силы19. Согласно учёному, в XIX веке конкретные результаты свидетельствуют о переходе в ноосферу, то есть в идеал активной и сознающей эволюции. Первый из них - вселенность человечества, то есть господство человека над биосферой; второй - единство человеческого рода; третий - массификация общественной и исторической жизни; четвёртый - совершенствование науки.
Вернадский утверждает, что научное знание, которое действует как геологическая сила, «создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому процессу, созданием которого она является»20. Человек будет обладать энергией Солнца, он будет поддерживать свой организм, как растения, получая средства на пропитание из самых элементарных неорганических веществ.
Человечество получит высшую свободу выбрать идеал ноосферы только тогда, когда оно изменит свою физическую натуру, освобождая себя от природных разрушительных качеств (в конечном счёте, способности убивать и свойства умирать).
Согласно Константину Эдуардовичу Циолковскому21 (1857-1935), изобретателю ракеты, ареной бессмертной жизни является бесконечный Космос с его недостижимыми энергетическими и материальными ресурсами. Выход в Космос позволит неопределённо долгую жизненную деятельность, но только бессмертные существа, ставшие радикально изменившимися организмами, сумеют жить во внеземных средах, присвоить Вселенную и её превращать.
Циолковский выделяет во Вселенной вещества и силы-материи в состоянии вечного изменения. В космософии Циолковского есть элемент «дурной бесконечности», бесконечных циклов гигантских эволюционных периодов. Вселенная - единственное материальное тело, в котором движутся и атомы, выбросившие мёртвые тела, и утерянные атомы, неразрушимые первоначальные граждане, первобытные «я».
Его космистская мысль относится к представлению о пантеистическом панпсихизме: «Всё непрерывно, и всё едино, - утверждает К.Э. Циолковский. - Ма-
19 Он объявил себя философским скептиком, отказывающимся от всякого «диктата» со стороны всякой возможной системы. Философский скептицизм стал его оплотом, позволяющим ему защищать своё право на свободу исследования. В 1932 он ответил на обвинение философа А.М.Деборина в эмпиризме и, косвенно, в мистицизме: «Я, как философский скептик, могу спокойно отбросить без вреда и с пользой для дела в ходе моей научной работы все философские системы, которые сейчас живы».
20 См.: Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1977. С. 19 [8]. Цит. по: Семенова С.Г Русский космизм. Вступительная статья [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sufism.ru/barzah/cosm03.htm (пос. доступ. 03-05-2013) [10].
21 Как и Вернадский, он заметил, что статистики показывают совпадение периодов катаклизмов и эпидемий с циклами солнечной деятельности, а также биологических и психических аспектов земной жизни с физическими явлениями Космоса.
терия едина, также её отзывчивость и чувствительность. Степень же чувствительности зависит от материальных сочетаний. Как живой мир по своей сложности и совершенству представляет непрерывную лестницу, нисходящую до «мертвой» материи, так и сила чувства представляет такую же лестницу, не исчезающую даже на границе живого. <...> Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю не отделимым от материи. Всё живо, но условно мы считаем живым только то, что достаточно сильно чувствуем. Так как всякая материя всегда, при благоприятных условиях, может перейти в органическое состояние, то мы можем условно сказать, что неорганическая материя в зачатке (потенциально) жива»22.
Настоящее, блаженное существование начинается в мозге возвышенных, невещественных космических существ, и обеспечение достижения бессмертного блаженства для таких атомов состоит в разрушении незавершённых жизненных форм на Земле и в Космосе. К.Э. Циолковский верил в возможность космических путешествий23 за пределами земной атмосферы и разработал теоретические основы для будущей космической экспансии человечества.
В начале XX века возникает большой общественный интерес к Космосу, к проблемам межпланетного сообщения и, следовательно, к возможности обуздания стихийных сил природы. Так появляется разнородное движение биокосмистов, близкое к движению анархистов. Оно принимает и примиряет непримиримое; оно требует исполнения морального долга и выполнения конкретной и терпеливой деятельности, целенаправленной на обуздание природой; оно поддерживает борьбу против старения и смерти. Движение биокосмистов характеризуется анархическим прославлением «божественной» свободы человека, добившегося бессмертия24.
22 См.: Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Русский Космизм: Антология философской мысли. Указ. соч. С. 266 (Статья была впервые опубликована в книге: Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. Калуга, 1925).
23 Мечтания о невозможном, о космическом путешествии сопровождают всю историю человечества и проявляются в разных культурных выражениях во все эпохи и на всех широтах: от легендарного отчёта о полете китайского императора Шуня до библейского рассказа о полёте на огненной колеснице пророка Илии; от греческих мифов о Гермесе, Дедале и Икаре до мечтаний XX века, от достижений науки до научно-фантастического воображения (см.: Nicolson M.H. Cosmic Voyage // Dictionary of the History of Ideas. Studies of Selected Pivotal Ideas.I. New York, 1973. С. 524-535 [11]).
24 Манифест биокосмистов опубликован в газете «Известия» 4 января 1922 г. Кроме того, появляются книга «О пролетарской этике» (1918) Н.Н. Кошкарева и некоторые выпуски (1-4) журнала «Биокосмист» (1922) - печатного органа движения анархистов-биокосмистов Москвы и России. Интересно отметить, что эпоха революции в стихах и в статьях многочисленных поэтов, пролетарских и не пролетарских (таких, как В.Т. Кириллов, М.П. Герасимов, А.К. Гастев, И. Г Филипченко), в коротких поэмах (например, в «Ладомире» В. Хлебникова или в «Инонии» С. Есенина) воспринимается и понимается не только как общественное явление, но и как величественный катаклизм, как начало онтологического переворота, целенаправленного на преобразование общества, Земли (через обуздание стихийных сил и превращение планеты в космический корабль) и жизни человека. Даже в его самых значительных выражениях (в манифестах, воззваниях и стихах) биокосмизм являлся просто отражением авантюристского отношения к будущему, к стремлению изменить человечество и мир одним актом воли. И в этом биокосмизм оказывается явлением своего времени (см.: Семенова С.Г Указ. соч.).
Религиозное толкование русского космизма основывается на идее обожествления человека. Эта мысль пустит корни в учениях святителей Василия Великого (IV в.) и Григория Паламы (XIV в.)25, а также русских мыслителей конца XIX и начала XX века26. Николай Фёдорович Фёдоров является настоящим зачинателем космической мысли, настоящим «искателем правды».
Фёдоров сформулировал следующие философские принципы: обуздывать внутренние и внешние стихийные силы - это назначение человечества; выходить в Космос, чтобы владеть им и его превращать; приобрести новый, бессмертный и космический статус бытия. По Фёдорову, самый возвышенный идеал одухотворения мира представляет собой сознательное направление эволюции и осуществляется в разных задачах: регуляция метеорических и космических явлений; превращение стихийно-разрушительного хода природных форм в сознательно-направленный ход; создание нового вида общественной организации, названной психократией; деятельность, направленная на преодоление смерти посредством физического превращения человека; бесконечное творение бессмертной жизни во Вселенной27.
Осуществление этого грандиозного проекта зависит от знания, опыта, деятельности всего человечества. Итак, субъект - все, а объект - всё; следовательно, новый, грандиозный синтез наук должен быть осуществлен в космическом масштабе. Учёные должны широко открывать двери своих лабораторий и направлять исследования на всю природу и на весь мир, проникая в физические и психические глубины человека, постигая тайны смерти и зла.
Согласно русскому философу, человеку будут доступны все небесные пространства и все небесные миры только тогда, когда он сумеет творить самого себя из атомов и молекул. Тогда и только тогда, он сумеет жить во всех средах
25 «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».
26 Идея неудовлетворённости узкими размерами Земли и солнечной системы утверждается также в западной культуре этого периода. Эта идея выражается в романах-утопиях и становится предметом философских исследований. Бергсон в «Творческой эволюции» (1907) так определяет настоящую натуру жизни: она вечно порождает материю и энергию посредством космического процесса, вызванного внутренним творческим взрывом (это представление о действительности напоминает о научно-философских размышлениях Вернадского). Французский философ показывает противопоставление между энтропическими силами дезорганизации и разрушения, господствующими в материальном мире, и склонностью к превознесению порядка и организации, связанной с течением жизни и сознания. Он определяет сущность человека как «хомо фабер», умеющего расширять, увеличивать и дополнять ограниченные человеческие способности, изобретая автомобили, микроскопы, телескопы, самолёты, ракеты. В том же направлении мыслит Вернадский, утверждая, что человек должен восстановить свои собственные творческие способности для того, чтобы развить своё ограниченное разумное сознание.
27 Одновременно утверждается космистская мысль философа Н.А. Умова, согласно которому сила эволюции направляет жизненные формы на всё более совершенное сознание; сущность жизни - антиэнтропическая; из глубин человечества появится новый человеческий вид: homo sapiens explorans; появление жизни - это почти неправдоподобное событие, а участие целого Космоса делает его возможным (см.: Семенова С.Г Указ. соч.).
и принимать все возможные виды. Человек будет в состоянии обновлять свой организм, строить себе новые органы, создавать человеческую ткань. Мечтание о бессмертии, то есть мечтание о невозможном русского космизма, - двигатель этой эволюции28. Фёдоров так объясняет процесс, благодаря которому человек будет преодолевать смерть: «Смерть, можно сказать, есть анестезия, при коей происходит самое полное трупоразъятие, разложение и рассеяние вещества. Собирание рассеянных частиц есть вопрос космотеллургичес-кой науки и искусства, следовательно, мужское дело, а сложение уже собранных частиц есть вопрос физиологический, гистологический, вопрос сшивания, так сказать, тканей человеческого тела, тела своих отцов и матерей, есть женское дело; конечно, было бы странно, если бы физиологическая и гистологическая науки ограничивались только живосечением и не могли бы перейти к восстановлению»29.
За вечно превращающейся и возрождающейся человеческой личностью Фёдоров признаёт высшую ценность, требующую спасения всех мёртвых и возвращения всех пропавших людей30. Участие человека в богочеловеческом процессе спасения мира позволяет Логос: божественная воля действует через человека, словом, через существо умственно свободное.
Конкретная цель творения бессмертного существа - это победа над временем и осуществление принципа сосуществования. Фёдоров подчёркивает значение двух основных пределов у современного человека: предела пространства и предела времени. Бессмертие возможное только при условии преодоления изоляции Земли от Космоса и регуляции Космоса.
Русская космистская мысль выражается также в поэтическо-художествен-ном направлении, над которым властвует общая идея о единстве мира, о развитии нового человека, наделённого культурными знаниями и высокой духовностью. Эта идея находит воплощение в разных философско-поэтических произведениях таких русских авторов, как В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин,
В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, А.А. Блок, Н.А. Заболоцкий, А.П. Платонов, М.М. Пришвин31.
28 Бергсон обратил внимание на две способности живых веществ: несознающий инстинкт и ум. Главной чертой несознающего инстинкта является способность творить свойства, принадлежащие организму, например, превращение червяка в бабочку. Ум свойствен homo faber и позволяет человеку творить орудия, то есть его искусственные органы, благодаря которым он манипулирует миром.
29 См.: Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела <отрывки>// Русский Космизм: Антология философской мысли. М., 1993. С. 75-76 [12]. (Печатается по: Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Фёдорова, изданные под редакцией В.А. Кожевникова и Н.П. Петерсона. Т.1. Верный, 1906.)
30 Такое стремление к обожествлению человека выражается и в произведениях таких религиозных мыслителей, как Вл. С. Соловьёв, П. А.Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев.
31 Космистская мысль звучит и в произведениях ГУэллса, С. Лема, А. Азимова, Р Шекли, Р. Брэдбери, А. Де Сент-Экзюпери, Р. Тагора.
Космистские мотивы характеризуют творчество художников Н.К. Рериха, М.К. Чюрлениса, М.А. Врубеля, К.С. Малевича и звучат в музыкальных произведениях Н.А. Римского-Корсакова, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова,
С.С. Прокофьева.
Владимира Фёдоровича Одоевского можно считать предвестником космис-тской мысли. Будущее общество, которое он описывает в своём незаконченном романе «4338-й год» (некоторые отрывки которого были опубликованы в журнале «Московский наблюдатель» и в сборнике «Утренняя заря» в 1835-1840 годах), охарактеризовано многочисленными открытиями, такими как цветная фотография, фотосинтез растений, синтетические ткани, принципы самолётостроения. В этом футуристском обществе человечество испытывает чувство планетарной гармонии, таким образом осуществляя мечту будущих космистов32.
Драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин в своём философском трактате «Учение Всемира» представил понятия активной эволюции и космического человечества, развитие которого происходит по трём этапам:
первый - теллурическое, или земное, человечество - то, что обитает в тесных границах Земного шара;
второй - солярное человечество, охватывающее своей жизнедеятельностью солнечную систему;
третий - сидерическое, или всемирное, человечество - все миры, обитаемые во всей бесконечности Вселенной33.
Космистская тема находит воплощение в стихах, в прозаических произведениях, в полотнах мыслителя и художника Николая Константиновича Рериха, по мнению которого сочетание разных, многообразных культур послужит источником раскрытия тайн космического бытия человека. Он призывает увидеть и любить красоту жизни в окружающем мире и нацеливает своих читателей и зрителей на преображение жизни и человечества посредством Культуры.
В значительном труде, вобравшем в себя несколько произведений, написанных Н.К. Рерихом и его женой Е.И. Рерих, - «Агни Йога» («Живая Этика») -ставится задача трансформации человеческого сознания, поднятия его на космический уровень. Рерихи предвещают в будущем открытие многих источников энергии, следующих за электричеством34.
Музыкальное восприятие космистской мысли выражается в произведениях композиторов XX столетия. Среди них Андрей Николаевич Скрябин, в произведениях которого «Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Прометей» звучит идея единства человека с природой и со всей Вселенной. Как Рерих, он владеет различными художественными языками: в стихотворениях, сопровождающих его музыкальные шедевры, выражены глубина, вечность, бесконеч-
32 См.: Александров Л.Г. Одоевский как предтеча русского космизма (к 200-летию со дня рождения) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.csu.rU/vch/2/2003_01/005.pdf (пос. доступ. 04-052013) [13].
33 См.: Когай Е.А. Социальная экология. Человек и природа в русском космизме [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwwsufism.ru/barzah/cosm05.htm (пос. доступ. 04-052013) [14].
34 Там же.
ность. Идеи о вечности и бесконечности проникают в космистскую мысль и приобретают разные формы: научные, философские, художественные. Бесконечность - это то, что не имеет никакой границы, ни размера, ни конца; а вечность означает бесконечность физического времени. Оба понятия скрыто объединяет представление о свободе, о таком состоянии, в котором человек может действовать без всяких принуждений и препятствий; в русской культуре представление о свободе оказывается проблематичным, особенно в эпоху, когда развилось космистское течение, то есть приблизительно с середины XIX века до 30-х годов XX века.
Можно предполагать, что особое, неудержимое стремление к свободе нацелило мысль значительной части русской интеллигенции того времени на создание нового и сложного мировоззрения, рождая таким образом плодотворную совокупность научных исследований, философских размышлений, художественных произведений.
ГП. Федотов, историк и философ (1886-1951), в статье «Россия и свобо-да»35 пишет, что за многие века Россия была самой деспотической монархией в Европе. Свобода, парадоксально, кончилась после освобождения от татарского ига, при возникновении московского самодержавия, тогда «все сословия были прикреплены к государству службой или тяглом. Человек свободной профессии был явлением немыслимым в Москве»36. В Московии не могло быть места свободе: «Свобода для москвича - понятие отрицательное: синоним распущенности, «наказанности», безобразия»37. В Россию XVIII века вместе с наукой, культурой и новым бытом Запада пришло понятие свободы: с тех пор русская культура приняла к сведению существование этого состояния, в течение следующих веков вдохновляющего разные, даже противоположные, но больше всего, новаторские течения русской мысли.
В основе русского космизма, по всей вероятности, находится наследие этого сложного культурного явления. И стремление к свободе, к преодолению всяких пределов, ограничивающих возможности человечества, приводит к мечтаниям о бессмертии, о невозможном38.
Список литературы
1. Гаврюшин Н.К. Из истории русского космизма // Труды X и XI Чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию творчества К.Э. Циолковского. М., 1972. С. 104-106.
35 См.: Федотов ГП. Россия и свобода // Новый журнал. Нью-Йорк, 1945. № 10. С. 189 - 213 [15].
36 Там же.
37 Там же.
38 Стоит процитировать немецкого философа Иоганна Фихте, согласно которому, с одной стороны, невозможное - это то, что наукознание не в состоянии определить; а с другой стороны, невозможное, в смысле примирения противоположных понятий, вместе с требованием его выполнить делает возможными способность воображения и способность представления (см.: Ramelow T.A. Статья «Unmöglichkeit» // Historisches Wörterbuch der Philosophie. Basel, 2001. Т 11. С. 242-252 [16]).
2. Огурцов А.П. Русский космизм. Обзор литературы и навигатор по сайтам Интернета // Vox. Философский журнал. 2008, май. IV [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://voz-journal.org/html/issues/vox471
3. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. Калуга, 1925 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flight.mai.ru/tsiolkov/wrk011.htm
4. Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве // Православное обозрение 1878-1881 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.rU/s/solowxew_wladimir_sergeewich/ text_0180.shtml
5. Чижевский А.Л. Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца. М., 1930 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusograd.xpomo.com/tch1/tch1-4.html
6. Commoner B. The Closing Circle: Nature, Man and Technology. New York, 1971. 326 c.
7. Когай Е.А. Социальная экология. Человек и природа в русском космизме [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sufism.ru/barzah/cosm05.htm
8. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И. О науке. Т. I. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997. 576 c.
9. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский Космизм: Антология философской мысли. М., 1993. C. 303-311.
10. Семенова С.Г Русский космизм. Вступительная статья [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.sufism.ru/barzah/cosm03.htm
11. Nicolson M.H. Cosmic Voyage // Dictionary of the History of Ideas. Studies of Selected Pivotal Ideas.I. New York, 1973. С. 524-535
12. Фёдоров Н. Ф. Философия общего дела <отрывки> // Русский Космизм: Антология философской мысли. М., 1993. С. 69-78.
13. Александров Л.Г Одоевский как предтеча русского космизма (к 200-летию со дня рождения) [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.lib.csu.ru/vch/2/2003_01/005.pdf
14. Когай Е.А. ^циальная экология. Человек и природа в русском космизме [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sufism.ru/barzah/cosm05.htm
15. Федотов ГП. Россия и свобода // Новый журнал. Нью-Йорк, 1945. №10. С. 189-213.
16. Ramelow T.A. Статья «Unmöglichkeit» // Historisches Wörterbuch der Philosophie. Basel, 2001. Т 11. С. 242-252.
References
1. Gavryushin, N.K. Iz istorii russkogo kosmizma [From History of Russian cosmism], in Trudy X-XI Chteniy, posvyashchennykh razrabotke nauchnogo naslediya i razvitiyu tvorchestva K.E. Tsiolkovskogo [Lectures devoted to the elaboration of scientific heritage and development of Tsiolkovsy’s works], Moscow, 1972, pp. 104-106.
2. Ogurtsov, A.P Russkiy kosmizm (Obzor literatury i navigator po saytam Interneta) [Russian cosmism. (General overview on scientific literature and navigator through Internet sites)], in Vox. Filosofskiy zhurnal, may 2008, IV Available at: http://voz-journal.org/html/issues/vox471
3. Tsiolkovskiy, K.E. Monizm Vselennoy [Monizm of the Universe], Kaluga, 1925. Available at: http://flight.mai.ru/tsiolkov/wrk011.htm
4. Solov’ev, VS. Chteniya o Bogochelovechestve [ Lectures on Godmanhood], in Pravoslavnoe obozrenie 1878-1881 [Russian Orthodox review 1878-1881]. Available at: http://az.lib.ru/s/ solowxew_wladimir_sergeewich/text_0180.shtml
5. Chizhevskiy, A.L. Epidemicheskie katastrofy iperiodicheskaya deyatel’nost’ Solntsa [Epidemic catastrophes and periodic behaviour of solar activity], Moscow, 1930. Available at: http:// rusograd.xpomo.com/tch1/tch1-4.html
6. Commoner, B. The Closing Circle: Nature, Man and Technology. New York, 1971. 326 p.
7 Kogay, E.A. Sotsial’naya ekologiya. Chelovek i priroda v russkom kosmizme [Social ecology. Man and nature in Russian Kosmism]. Available at: http://sufism.ru/barzah/cosm05.htm
8. Vernadskiy, VI. Nauchnaya mysl’ kak planetnoe yavlenie [Scientific thought as a planetary phenomenon], in Vernadskiy, VI. O nauke. T. I. Nauchnoe znanie. Nauchnoe tvorchestvo. Nauchnaya mysl’ [ On Science. Vol. I. Scientific knowledge. Scientific works. Scientific thought], Dubna, 1997, 576 p.
9. Vernadskiy, VI. Neskol’ko slov o noosfere [Some words about noosphere], in Russkiy kosmizm:Antologiya filosofskoy mysli [Russian Cosmism: An anthology of philosophical thought], Moscow, 1993, pp. 303-311.
10. Semenova, S.G. Russkiy kosmizm. Vstupitel’naya stat’ya [Russian cosmism. Introductory artiche]. Available at: http://www.sufism.ru/barzah/cosm03.htm
11. Nicolson, M.H. Cosmic Voyage, in Dictionary of the History of Ideas. Studies of Selected Pivotal Ideas. I. New York, 1973, pp. 524-535.
12. Fedorov, N.F Filosofiya obshchego dela <otryvki> [Philosophy of common task], in Russkiy kosmizm: Antologiya filosofskoy mysli [Russian Cosmism: An anthology of philosophical thought], Moscow, 1993, pp. 69-78.
13. Aleksandrov, L.G. Odoevskiy kak predtecha russkogo kosmizma (k 200-letiyu so dnya rozhdeniya) [Odoevsky as a precursor of Russian cosmism (Towards the second centenary of Odoevsky’s birthday)]. Available at: http://www.lib.csu.ru/vch/2/2003_01/005.pdf
14. Kogay, E.A. Cotsial’naya ekologiya. Chelovek i priroda v russkom kosmizme [Social ecology Man and nature in the Russian cosmism]. Available at: http://www.sufism.ru/barzah/cosm05.htm
15. Fedotov, G.P Novyy zhurnal, New York, 1945, no. 10, pp. 189-213.
16. Ramelow, T.A. Article: «Unmöglichkeit», in Historisches Wörterbuch der Philosophie, Basel, 2001, vol. 11, pp. 242-252.