Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ К ДЕНЬГАМ'

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ К ДЕНЬГАМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3233
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬГИ / ПОДРОСТКИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ТРУД / ПОТРЕБНОСТИ / ТРАТЫ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / MONEY / TEENAGERS / ECONOMIC CONSCIOUSNESS / VALUES / WORK / NEEDS / SPENDING / FINANCIAL LITERACY / CULTURE OF ATTITUDE TO MONEY / ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Мальцева Светлана Михайловна, Зосич Анна Сергеевна

Проблема экономической социализации подростков возникает на стыке экономики, психологии и социологии и является пока еще не достаточно изученной. Особенно она актуальна в нашей стране, где законодательно не закреплена не только сумма карманных денег, ног и даже их необходимость для ребенка. Традиционно сложившееся отношение к деньгам как к чему-то грязному, от чего надо ограждать, вкупе с современными реалиями ведет к тому, что у подростков размывается представление о сущности и назначении денег, что нехорошо и для экономической системы страны. Формирование экономического сознания и финансовой грамотности становится приоритетной задачей. Проведенный авторами работы небольшой опрос показал, что почти половина подростков не мыслят своей жизни без денег, причем не готовы, чтобы кто-то другой оплачивал их нужды. То есть потребность тратить деньги у них сформирована, в отличие от потребности их зарабатывать. Зачастую подростки, даже имеющие желание заработать, не достаточно информированы о том, где и как они могли бы это сделать, на что они могут рассчитывать. Все эти вопросы затронуты в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Мальцева Светлана Михайловна, Зосич Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MODERN TEENAGERS ' ATTITUDE TO MONEY

The problem of economic socialization of adolescents arises at the intersection of Economics, psychology and sociology and is not yet sufficiently studied. It is especially relevant in our country, where not only the amount of pocket money, but even their need for a child is not legally fixed. The traditional attitude to money as something dirty from which it is necessary to protect, together with modern realities, leads to the fact that teenagers have a blurred idea of the essence and purpose of money, which is not good for the country's economic system. The formation of economic consciousness and financial literacy is becoming a priority. A small survey conducted by the authors of the work showed that almost half of teenagers do not think of their life without money, and are not ready for someone else to pay for their needs. In other words, they have a need to spend money, as opposed to the need to earn it. Often, teenagers, even those who want to earn money, are not sufficiently informed about where and how they could do it, what they can expect. All these issues are covered in this paper.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ К ДЕНЬГАМ»

Gryaznova Elena Vladimirovna, Treushnikov Ilya Anatolyevich, Maltseva Svetlana Mikhailovna and others THE PROBLEM OF MODERN TEENAGERS' ATTITUDE ...

economic sceinces

УДК 330; 316.334.2

DOI: 10.26140/anie-2020-0904-0028

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ К ДЕНЬГАМ

© 2020

AuthorlD: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherID: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедрой

«Философии и теологии» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: egik37@yandex.ru) AuthorID: 453873 SPIN: 1529-4681 ResearcherID: C-4537-2013 ORCID: 0000-0003-3506-9078 ScopusID: 57209575342

Треушников Илья Анатольевич, доктор философских наук, начальник кафедры философии, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Нижегородская академия МВД России; Приволжский филиал Российского государственного университета

правосудия

(603144, Россия, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3; 603022, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 17А, e-mail: treushnikovilya@mail.ru)

AuthorID: 736254 SPIN: 9502-6593 ResearcherID: V-1952-2018 ORCID: 0000-0002-7273-1852

Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии Зосич Анна Сергеевна, студент-магистрант кафедры общей и социальной педагогики Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, Ульянова, 1, e-mail: egik37@yandex.ru) Аннотация. Проблема экономической социализации подростков возникает на стыке экономики, психологии и социологии и является пока еще не достаточно изученной. Особенно она актуальна в нашей стране, где законодательно не закреплена не только сумма карманных денег, ног и даже их необходимость для ребенка. Традиционно сложившееся отношение к деньгам как к чему-то грязному, от чего надо ограждать, вкупе с современными реалиями ведет к тому, что у подростков размывается представление о сущности и назначении денег, что нехорошо и для экономической системы страны. Формирование экономического сознания и финансовой грамотности становится приоритетной задачей. Проведенный авторами работы небольшой опрос показал, что почти половина подростков не мыслят своей жизни без денег, причем не готовы, чтобы кто-то другой оплачивал их нужды. То есть потребность тратить деньги у них сформирована, в отличие от потребности их зарабатывать. Зачастую подростки, даже имеющие желание заработать, не достаточно информированы о том, где и как они могли бы это сделать, на что они могут рассчитывать. Все эти вопросы затронуты в данной работе.

Ключевые слова: деньги, подростки, экономическое сознание, ценности, труд, потребности, траты, финансовая грамотность, культура отношения к деньгам, экономическая система.

THE PROBLEM OF MODERN TEENAGERS' ATTITUDE TO MONEY

© 2020

Gryaznova Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy and Theology

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: egik37@yandex.ru) Treushnikov Ilya Anatolyevich, Doctor of Philosophy, Head of the Department for Philosophy, Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines Academy of the Ministry of Internal Affairs Nizhny Novgorod; Russian State University of Justice Privolzhsky branch, Nizhny Novgorod (603144, Russia, Nizhny Novgorod, Ankudinovskoe shosse, 3; 603022, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarina Ave., 17A, e-mail: treushnikovilya@mail.ru) Maltseva Svetlana Mikhailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology Zosich Anna Sergeevna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: egik37@yandex.ru) Abstract. The problem of economic socialization of adolescents arises at the intersection of Economics, psychology and sociology and is not yet sufficiently studied. It is especially relevant in our country, where not only the amount of pocket money, but even their need for a child is not legally fixed. The traditional attitude to money as something dirty from which it is necessary to protect, together with modern realities, leads to the fact that teenagers have a blurred idea of the essence and purpose of money, which is not good for the country's economic system. The formation of economic consciousness and financial literacy is becoming a priority. A small survey conducted by the authors of the work showed that almost half of teenagers do not think of their life without money, and are not ready for someone else to pay for their needs. In other words, they have a need to spend money, as opposed to the need to earn it. Often, teenagers, even those who want to earn money, are not sufficiently informed about where and how they could do it, what they can expect. All these issues are covered in this paper. 132 Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 4(33)

экономические науки

Грязнова Елена Владимировна, Треушников Илья Анатольевич, Мальцева Светлана Михайловна и другие

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ...

Keywords: money, teenagers, economic consciousness, values, work, needs, spending, financial literacy, culture of attitude to money, economic system.

ВВЕДЕНИЕ.

В современном мире деньги играют огромнейшую роль. Они дают каждому из нас уверенность, независимость, свободу и возможность новых открытий. Деньги, как гласит расхожее мнение, позволяют вести полноценную жизнь. Безусловно, большинство взрослых людей способны определить тут грань, сумму, которая нужна для выживания, для полноценной жизни и, наконец, является роскошью. Однако формирующееся финансовое сознание подростков еще не способно проводить различия. Тенденция нерационального расходования денег особа актуально среди подростков. В большинстве случаев в расход идут карманные деньги, данные родителями на удовлетворение необходимых потребностей. Лишь совсем небольшой процент людей в подростковом возрасте стремится зарабатывать сам и понимает ценность денег. Ученые все чаще отмечают все более позднее социальное взросление молодого поколения [14]. Именно поэтому огромного внимания требует изучение проблемы отношения подростков к деньгам, а далее формирование грамотного отношения. Одни говорят, что основы финансовой грамотности должны быть заложены еще в раннем детстве [5,6] , другие же, посмотрев на данный вопрос со стороны психологии и философии, выступают против этого, обосновывая тем, что это может стать причиной утраты важных личностных качеств [7-9].

Более позднее социальное взросление, к которому ведут повышенная опека, более продолжительное и интенсивное обучение, ведет к тому, что большинство подростков начинают свою трудовую жизнь уже в конце этого возрастного периода, в то время как законодательно работать можно уже с 14 лет (с разрешения родителей и при завершении образования), с некоторыми ограничениями с 16 лет, а полноценно с 18 лет. Но большинство родителей считают, что основная работа подростка - это учеба, а карманные деньги на расходы выдают им сами. В итоге мы сталкиваемся с потребительским отношением со стороны подростков и к людям, и к деньгам [10].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Цель исследования: изучить, определить отношение к деньгам в жизни подростков.

Методы исследования: проанализировать раннее опубликованные исследовательские работы по данной теме, провести опрос среди подростков.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

На сегодняшний день деньги занимают существенную роль в нашей жизни. Деньги являются средством сохранения и измерения стоимости, средством оплаты товаров и услуг. Однако нередко они становятся самоцелью, предметом воровства и различных спекуляций. Многие современные подростки уверены, что за деньги можно купить все, что угодно. Дело только в цене вопроса. Слыша постоянно о деньгах от взрослых, они определяют положение своей семьи и себя среди сверстников по материальному достатку, успешность связывают не с личностными заслугами, а с количеством денег. Количество друзей, так важных в этом возрасте, связывается с деньгами. Подобное нездоровое отношение к деньгам требует пристального внимания и коррекции. Е.В. Голубева и О.Н. Истратова в своей работе «Возрастные закономерности формирования экономического сознания у детей и подростков» говорят о том, что «в подростковом возрасте усиленно развивается поведенческий компонент экономического сознания, выражаемый в двух основных формах - расходование и зарабатывание денег, что связывается со стремлением подростка к самостоятельности и независимости» [11].

Казалось бы, подобное положение должно стимулировать подростка к зарабатыванию. Однако нередки случаи, когда подросток не хочет или же просто не готов

зарабатывать сам и не зависеть от родителей, достигая совершеннолетия совершенно не понимает, как устроена финансовая сфера и ему трудно в ней ориентироваться [12]. Профессия была выбрана по совету взрослых или по пути наименьшего сопротивления, работать по ней не хочется, да и работодатель не спешит радовать высокой зарплатой. Формируется иждивенчество. Молодой человек не понимает, почему вдруг родители не хотят больше обеспечивать его нужды, а сам он не знает, как это делать. Думается, что в условиях растущей цифро-визации и тенденции к дистанционному образованию, когда подростку не нужно будет покидать родительский дом, эти явления усилятся [13-15].

Именно в подростковом возрасте формируются представления о будущем, эти представления в той или иной мере связаны с денежными отношениями, поскольку каждый из нас желает работать и получать хороший доход. Большинство подростков определяясь с видом своей профессиональной деятельности, понимают, что для того, чтобы добиться желаемых и высоких результатов и иметь хороший, стабильный достаток, надо быть квалифицированным специалистом и необходимо обладать хорошим запасом знаний [16].

С другой стороны, многие подростки понимают, что заработать много денег сложно, их проще получить. СМИ показывают, как внезапно богатеют блогеры, интернет-торговцы и т.п. [17]. Как правила, оборотная сторона этого явления умалчивается. Пользуясь подвижностью формирующейся ценностной системы, подростков нередко вовлекают в торговлю запрещенной или полу-запрещнной продукцией. Получив «легкие» деньги и не понимая возможных рисков, они вовлекаются в криминальный бизнес.

Интересны результаты исследования Е.Б. Филинковой, которая сравнила восприятие подростками труда как ценности и денег как ценности. Оказалось, что подавляющее большинство подростков считают, что труд и работа - это только средство получения денег, которые потом уже станут средством удовлетворения их желаний [18].

Для начала определимся с понятиями. Карманные деньги - это небольшая сумма, выдаваемая ребенку взрослым на незначительные расходы. Как правило, к ним не относят траты на необходимые нужды ребенка. Это свободные деньги, которые можно потратить по собственному желанию. Однако встречаются трактовки, при которых в карманные деньги зачисляют все выдаваемые ребенку средства. Мы считаем, что это неправильно. По Российскому законодательству дети могут совершать финансовые сделки уже с 6 лет. Именно в этом возрасте и рекомендуется начинать давать им незначительную сумму размером с покупку мороженого или шоколадки. В Германии, например, законодательно закреплена минимальная сумма в зависимости от возраста. Так, 15-летнему подростку положена сумма в перерасчете на рубли около 3500 1 раз в месяц.

Отношение родителей к необходимости формирования экономического сознания детей в нашей стране по сей день неоднозначное. Принято считать, что деньги портят детей. А потому знакомство с финансовой сферой жизни стоит откладывать. Подростка же деньги могут испортить тем более, поэтому карманных денег не должно быть много. При чем эта необходимая и достаточная сумма определяется не объективными обстоятельствами жизни подростка, а финансовым состоянием семьи. Регулярность выдачи карманных денег также оставляет желать лучшего. Тем самым учиться планированию также не приходится. Таким образом деньги в сознании подростка становятся чем-то очень важным, но размытым, не до конца понятно, откуда возникающим [19-21].

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 4(33)

133

Gryaznova Elena Vladimirovna, Treushnikov Ilya Anatolyevich, Maltseva Svetlana Mikhailovna and others THE PROBLEM OF MODERN TEENAGERS' ATTITUDE ...

economic sceinces

В ходе исследования, подросткам-учащимся 8 класса средней общеобразовательной школы в количестве 45 человек был задан вопрос: «Можете ли вы прожить без денег?». Результаты опроса оказались следующими: 57% респондентов заявили, что не смогут прожить без денег, еще 35% отметили, что смогут, если за них все оплатит кто-то другой, оставшиеся 8% указали на то, что смогут и уже так делали в какой-то период времени. 65 % опрошенных заявили, что деньги им дают родители на неотложные нужды в роде проезда на учебу, обеды, канцтовары и т.п., которые они экономят для других желаний. 19% назвали заработок от родителей в виде помощи по дому и хорошей учебы. Еще 10% отметили как источник доходов подарки от родственников в связи с какими-либо важными событиями. Наконец, 6% указали какие-то другие источники. Вопрос о том, откуда подростки получают деньги, вызвал следующие ответы: На вопрос о том, на что они обычно тратят имеющиеся свободные деньги подростки отвечали так: 16% тратят на сиюминутные желания, 23% на подарки другим членам семьи и 61% копят на дорогие вещи.

ВЫВОДЫ.

Подростковый возраст является переходом к взрослой сознательной и ответственной жизни. В это время формируются основные жизненные ценности и ориентиры. То, какое место в них займут деньги, во многом зависит от взрослых, ближайшего и дальнего окружения подростка. Если молодой человек видит, как они достаются родителям или ему самому, то он с меньшим желанием тратит их на что-то мимолетное или бесполезное.

Таким образом, в результате нашего исследования выяснилось, что большая часть подростков получают деньги от родителей, полученные деньги стараются копить на крупные покупки. Прожить без денег они не могут, но попытались бы отказаться от вещей не первой необходимости. Экономическое сознание у современных подростков оказалось не таким уж плачевным, как можно было предположить. Но всегда есть и будет процент тех подростков, у которых наблюдается низкий уровень финансовой грамотности, что не дает им возможности как зарабатывать, так и свободно и рационально использовать те денежные средства, которые у них есть.

Исследования в данной области весьма перспективны, поскольку данная проблема имеет тенденцию с каждым годом приобретать все более острый характер. Формирование культуры отношения к деньгам и финансовой грамотности населения становится государственной задачей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тимошина А. Роль денег в межличностном взаимодействии: обзор микросоциологических концепций денег // Социологическое обозрение — 2007, № 2 - С. 50-59.

2. Тихонова Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. — М.: Институт социологии РАН, 2017

3. Шуманская Т.З. Дети и деньги (профилактика отклоняющегося поведения) //Издательство Гриф. — 2010, №3. — С. 14.

4. Зарубина Н.Н. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности // Социологические исследования — 2015, № 7. - С. 13-21.

5. Аникаева Е. Основные подходы к исследованию денег в социологии // Экономическая социология. — 2008. №1. С. 114-124.

6. Зелизер В. Создание множественных денег // Экономическая социология. 2002, № 4. С. 58-72.

7. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов//Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 4757.

8. Грязнова Е.В., Шкирнюк П.Г. Здравоохранение в России и качество жизни населения/МВ: Экономика, тренды и управление. 2014. № 4. С. 72-85.

9. Мальцева С.М., Комарова А.Н., Строганов Д.А. К вопросу о светском и атеистическом в образовании // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 4-3. С. 104-108.

10. Мальцева С.М., Кубышева О.О. Гедонистический образ жизни в современном обществе потребления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 237-241.

11. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Возрастные закономерности формирования экономического сознания у детей и подростков //

Известия Южного федерального университета. — 2015, № 10. — С. 184-194.

12. БалашоваЕ.С., Мальцева С.М., Бушуева А.А., Поздышева Ю.В. Влияние особенностей мировоззрения на формирование алкогольной зависимости в подростковом возрасте //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 23-25.

13. КисляковП.А., Меерсон А.-Л. С., ЕгороваП.А. Показатели психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2 (31). С.11.

14. Голубева Е.В., Гришачёва Е.А. Конфликтное отношение к деньгам как деформация в экономическом сознании подростков, не имеющих опыта оплачиваемой трудовой деятельности // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 8-4. — С. 985-988.

15. Байманбетова А.З., Малания М.Э., Батчаева Ф.М. Роль денег в развитии экономики государства // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2017. № 19. С. 137-139.

16. Кокарева М.Е., Грибина Г.А. Финансовый дом: секреты управления личными финансами // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 6. С. 135.

17. Зарубина Н.Н. Социокультурные установки в отношении денег как предпосылка глобального финансового кризиса // Вестник МГИМО Университета. 2009. № 3-4 (6-7). С. 103-109.

18. Филинкова Е.Б. Деньги как фактор возникновения психологических проблем у богатых людей // Социальная психология и общество 2019. Т. 10. № 3. С. 100—117.

19. Голубкова О.А., Назарова Е.В. Фактор, определяющий выбор профессиональной деятельности молодежью в условиях экономического кризиса и санкций // Развитие экономики в нестабильной международной политической ситуации: сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2016. С. 85-89.

20. Бобрешова Д.А., Усынина М.В. Сущность и особенность биткоина в современной интернет-ориентированной экономике // Актуальные вопросы современной науки: Сборник статей по материалам VIIIмеждународной научно-практической конференции. В 4-х частях. 2017. С. 80-88.

21. Назарова А.А., Михеева И.В. Представления студентов о бедности и богатстве // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования: Сборник научных статей международной конференции / Отв. ред. Е.Д. Родионов. Барнаул: АлтГУ, 2017. С. 1683—1686.

Статья поступила в редакцию 30.06.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

134

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 4(33)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.