Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ, ГОСУДАРСТВОМ И СТАРООБРЯДЦАМИ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ'

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ, ГОСУДАРСТВОМ И СТАРООБРЯДЦАМИ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
118
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ПОМЕСТНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1971 ГОДА / БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ СОБОР 1666-1667 ГОДОВ / "ОБ ОТМЕНЕ КЛЯТВ НА СТАРЫЕ ОБРЯДЫ" / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / КОНФЕССИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Капинос Роман Валерьевич, Братищев Данил Анатольевич

В статье рассматриваются проблемы взаимоотношений между Русской Православной Церковью и представителями Старообрядчества. Разногласия между церквями сохраняются и по сегодняшний день, что ставит многочисленные препоны для общения между двумя церквями. Поместный собор Русской Православной Церкви 1971 года одним из своих решений, «Об отмене клятв на старые обряды», упразднил постановления Большого Московского собора 1666-1667 годов относительно старообрядчества. Период резкой конфронтации, продолжительностью в 300 лет, закончился. В то же время, до сегодняшнего дня значительных позитивных шагов в развитие отношений с Русской Православной Старообрядческой Церковью не наблюдается. Причина во многом в том, что представители РПСЦ сами не хотят заниматься восстановлением отношений с Московским Патриархатом. Для активизации взаимоотношений между церквями актуально исследовать тот путь, который прошли две конфессии, прежде чем было принято такое судьбоносное решение, как постановления Поместного собора 1971 года, и выяснить, что является «барьером» для активного сотрудничества между РПЦ и РПСЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF RELATIONS BETWEEN THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH, THE STATE AND THE OLD BELIEVERS IN THE HISTORICAL CONTEXT

The article deals with the problems ofthe relationship between the Russian Orthodox Church and representatives of the Old Believers. Disagreements between the churches persist to this day, which poses numerous obstacles to communication between the two churches. The Local Council of the Russian Orthodox Church in 1971, one of its decisions, «On the abolition of oaths for old rites,» abolished the resolutions of the Great Moscow Council of 1666-1667 regarding the Old Believers. The period of sharp confrontation, lasting 300 years, is over. At the same time, to date, there have been no significant positive steps in the development of relations with the Russian Orthodox Old Believer Church. The reason is largely that the representatives of the Russian Orthodox Church themselves do not want to engage in the restoration of relations with the Moscow Patriarchate. In order to activate the relationship between the churches, it is important to investigate the path that the two denominations took before such a fateful decision was made as the resolutions of the Local Council of 1971, and to find out what is the «barrier» for active cooperation between the ROC and the ROC.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ, ГОСУДАРСТВОМ И СТАРООБРЯДЦАМИ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ»

УДК 271.2-77.33.364.6.94.614.8.614.3.578.

Братищев Данил Анатольевич, магистрант 2 курса Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород

Капинос Роман Валерьевич кандидат экономических наук, магистр теологии, доцент, наставник Белгородской православной духовной семинарии

(с миссионерской направленностью), доцент НИУ «БелГУ» и Белгородского ГАУ имени В. Я. Горина

Россия, г. Белгород rkapinos@yandex.ru

Проблема отношений между Русской Православной Церковью, государством и старообрядцами в историческом контексте

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы взаимоотношений между Русской Православной Церковью и представителями Старообрядчества. Разногласия между церквями сохраняются и по сегодняшний день, что ставит многочисленные препоны для общения между двумя церквями. Поместный собор Русской Православной Церкви 1971 года одним из своих решений, «Об отмене клятв на старые обряды», упразднил постановления Большого Московского собора 1666-1667 годов относительно старообрядчества. Период резкой конфронтации, продолжительностью в 300 лет, закончился. В то же время, до сегодняшнего дня значительных позитивных шагов в развитие отношений с Русской Православной Старообрядческой Церковью не наблюдается. Причина во многом в том, что представители РПСЦ сами не хотят заниматься восстановлением отношений с Московским Патриархатом. Для активизации взаимоотношений между церквями актуально исследовать тот путь, который прошли две конфессии, прежде чем было принято такое судьбоносное решение, как постановления Поместного собора 1971 года, и выяснить, что является «барьером» для активного сотрудничества между РПЦ и РПСЦ.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Старообрядчество, Поместный собор Русской Православной Церкви 1971 года, Большой Московский

Научные статьи и исследования

собор 1666-1667 годов, «Об отмене клятв на старые обряды», Русская Православная Старообрядческая Церковь, конфессии.

Danil Bratishchev, 2th year master's student Belgorod Orthodox Theological Seminary (with a missionary focus),

Russia, Belgorod

Roman V. Kapinos

candidate of economic Sciences, master of theology, associate Professor the coach of the Belgorod Orthodox theological Seminary

(missionary focus),

Associate professor of the National Research University «BelSU» and Belgorod State University named after V. Ya. Gorin,

Russia, Belgorod rkapinos@yandex.ru

The problem of relations between the Russian Orthodox Church, the State and the Old Believers in the historical context

Abstract: The article deals with the problems ofthe relationship between the Russian Orthodox Church and representatives of the Old Believers. Disagreements between the churches persist to this day, which poses numerous obstacles to communication between the two churches. The Local Council of the Russian Orthodox Church in 1971, one of its decisions, «On the abolition of oaths for old rites,» abolished the resolutions of the Great Moscow Council of 1666-1667 regarding the Old Believers. The period of sharp confrontation, lasting 300 years, is over. At the same time, to date, there have been no significant positive steps in the development of relations with the Russian Orthodox Old Believer Church. The reason is largely that the representatives of the Russian Orthodox Church themselves do not want to engage in the restoration of relations with the Moscow Patriarchate. In order to activate the relationship between the churches, it is important to investigate the path that the two denominations took before such a fateful decision was made as the resolutions of the Local Council of 1971, and to find out what is the «barrier» for active cooperation between the ROC and the ROC.

- проблема отношений между русской православной

церковью, государством и старообрядцами в историческом контексте

133

Научные статьи и исследования

Key words: Russian Orthodox Church, Old Believers, Local Council of the Russian Orthodox Church of 1971, the Great Moscow Cathedral of 1666-1667, «On the abolition of oaths for old rites», Russian Orthodox Old Believers Church, confessions.

Церковь первой половины XVII века выглядела как единая поместная церковь, не имеющая никаких противоречий между своими членами. Но уже в 50-е годы XVII столетия начинают происходить события, которые кардинально изменят ход Русской Церкви на последующие годы и столетия. Деятельность патриарха Московского и всея Руси Никона способствовала резкой смене обстановки внутри Русской Церкви. При этом реформы патриарха Никона, безусловно, готовились постепенно.

Смутное время, которое поставило под угрозу существование Московского государства, привело к изменению как политической жизни страны, так и жизни Русской Церкви. В 1613 году Земский собор избирает на царство шестнадцатилетнего Михаила Фёдоровича, который станет родоначальником новой правящей династии, просуществовавшей до Февральской революции 1917 года - Романовых, создавших могущественную Российскую империю. При этом одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его на престол было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета [9].

В 1612 году от голода умирает патриарх Гермоген, истинный патриот своей Отчизны. Именно он благословлял на борьбу с оккупантами народные ополчения - сначала под предводительством П. Ляпунова, а затем и под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского, действия которых поспособствовали освобождению столицы от польских интервентов. При этом на многочисленные угрозы со стороны врагов он отвечал следующим образом: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, но, если останетесь здесь, я благословляю всех стоять против вас и помереть за православную веру» [8, С. 25]. Впоследствии, в 1913 году, патриарх Гермоген был канонизирован Церковью как священномученик. После его смерти патриарший престол оставался вакантным на протяжении семи лет. Это обуславливалось тем, что патриархом должен был стать отец юного царя - митрополит Ростовский Филарет (Романов). «Размен пленных, при котором был освобождён и митрополит Филарет, последовал только 1 июня 1619 года. Этот продолжительный плен, соединённый с тяжкими

- проблема отношений между русской православной

церковью, государством и старообрядцами в историческом контексте

134

лишениями для владыки Филарета, чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России: на него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и за православную веру» [9].

С возвращением на Родину митрополита Филарета связана и его интронизация на Московский Патриарший престол. Став предстоятелем Русской Церкви, он получает сразу два титула «Великий Государь» и «Святейший Патриарх», что означает сосредоточение двух ветвей власти в одних руках. При этом патриарх с самого начала своего правления особое внимание уделял книжной культуре - при нем было открыто сразу несколько новых типографий для книгопечатания. Большими тиражами стали выпускаться богослужебные тексты Апостола, Евангелия, Служебника, Часослова. Так же открывались новые епархии, храмы и духовные учебные заведения. Немаловажным решением стало перекрещивание иноверных, вне зависимости от степени отпадения. При этом «Филарет выражал общее отношение православных русских к латинянам, которое после смуты было резко отрицательным. И если не богословски и канонически, то чисто нравственно Филарет был прав, приравнивая католиков к еретикам или нехристям, которых надо крестить заново» [12].

Процесс реформирования Русской Церкви начинается с периода патриаршества Филарета.

В период патриаршества Иоасафа I и Иосифа особых изменений в жизни Церкви не произошло. В основном они продолжали деятельность патриарха Филарета по развитию книгопечатания на Руси.

Ситуация начинает меняться с приходом патриарха Никона. Молодой иерей, спустя очень короткий срок времени, проходит путь от архимандрита до митрополита Новгородского. При этом он становится приближённым молодого царя Алексея Михайловича, и имеет на него сильное влияние во время принятия решений не только о церковной, но и о светской жизни страны. В 1652 году умирает патриарх Иосиф. Никон рассматривается как единственный кандидат на патриаршество. Историк Н. П. Красников характеризует принятие патриаршества Никоном следующим образом: «После нескольких отказов, после «молитвы» царя и представителей светских и церковных властей, присутствовавших на соборе, он всё же согласился стать патриархом» [5, С. 26].

Став патриархом, Никон сразу же решает провести целый ряд реформ, дабы унифицировать церковную жизнь. Уже на Московском соборе 1654 года был принят ряд важных изменений в богослужебной и обрядовой части Церкви.

Среди этих изменений можно отметить следующее:

1. Изменение в написании имени Божьего с «Исус» на «Иисус».

2. «Двуперстие» было заменено «троеперстие».

3. Пение «аллилуйя» стало произноситься не дважды, а трижды.

4. Совершение богослужений и обрядов против часовой стрелки.

5. Студийский устав был заменён Иерусалимским.

6. Количество просфор на Литургии сократилось с 7 до 5.

Нашлось немалое количество противников этих преобразований. Среди наиболее известных: протопоп Аввакум, боярыня Морозова.

Московский собор 1666-1667 гг. постановил, что те, кто выступает против введения поправок в церковные обряды, признавались раскольниками, и именовались «староверами». Более того, с этого момента противники принятия церковной реформы преследовались со стороны государства и предавались пыткам. Боярыня Морозова была уморена голодом, а лидер старообрядческого движения, протопоп Аввакум, в 1682 году был заживо сожжён. Соловецкое восстание, продолжавшимся 8 лет, окончилось поражением представителей старообрядчества.

Всё это привело к негативному отношению значительной части общества как к царской власти, так и к церкви [6].

К концу 50-х гг. отношения государя и патриарха стали резко антагонистичными. Алексей Михайлович никогда особо не тяготел к Никону, что вызывало обиду в последнем и приводило с его стороны к импульсивным поступкам. Так, в 1658 году он самовольно покидает патриарший престол, и отправляется в но-вопостроенный монастырь «Новый Иерусалим». Одним из главных вопросов Большого Московского собора 1666-1667 гг., с участием Александрийского и Антиохийского патриархов, стало осуждение патриарха Никона. За самовольное оставление патриаршества он был лишён священного сана и отправлен в ссылку. Лишь в 1681 году, во время царствования сына Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича, он был восстановлен в патриаршем достоинстве. Ему разрешалось переехать в основанный им Воскресенский монастырь, по дороге в который он и скончался.

Характеризуя Никона как церковного деятеля, следует отметить, что преобразования, проводимые им, были необходимы для развития церкви. Но при этом проявленная им жестокость по отношению к представителям старых обрядов, конечно, крайне негативно повлияла на последующие взаимоотношения общества, церкви и государства на Руси [7].

Во время регентства царевны Софьи (1682-1689) старообрядцы и вовсе были объявлены «вне закона», что лишало их обычных гражданских прав. Впоследствии, уже в Российской империи, их трудное положение совсем усугубилось. Как отмечает Е. М. Юхименко, «какой бы старообрядческий центр мы ни взяли, его история будет определяться не его собственной внутренней эволюцией, а исключительно характером правительственных постановлений» [16, С. 4]. Старообрядцам запрещалось занимать важные государственные посты. В основном, они оставались крестьянами, либо становились купцами. Но и находясь в границах этих сословий, им приходилось зачастую принимать самые невыгодные условия жизни и труда. Поэтому зачастую беспоповцы переходили в «поповство», в единоверие, а иногда возвращались и в лоно канонической Церкви.

Положение иерархии старообрядчества было крайне сложным. Единственным иерархом, который не принял Церковную реформу патриарха Никона, был епископ Коломенский Павел, и он «почитается старообрядцами как первый мученик-старообрядец». [15, С. 15]. Но основать каноническую иерархию старообрядцам, в особенности после смерти в 1656 году епископа Павла, не удалось.

Старообрядцы разделились на три лагеря: поповцы, беспоповцы и представители единоверия.

Первое течение, поповцы, следует словам протопопа Аввакума, писавшего: «И иже в православных церквах, где пение без примеса внутрь алтаря и на кры-лосах, а поп новопоставлен, о сем посудить — аще он поп проклинает никониан и службу их и всею крепостию любит старину: по нужде настоящего ради времени да будет поп. Как же в миру быть без попов? К тем церквам приходить» [14]. При этом проблема канонической иерархии для старообрядцев считалось не решённой до 1846 года, когда представители беглопоповцев, обратились к находившемуся на покое митрополиту Амвросию (Папагеоргопулос), который и стал основателем одной из ведущих старообрядческих общин - Русской Православной Старообрядческой Церкви. Он, в свою очередь, рукоположил ещё двух епископов, что стало предметом споров о каноничности статуса данной конфессии. Ведь, по правилам святых Апостолов, «епископа да поставляют два или три епископа» [13].

Священноисповедник Никодим (Мин), в труде «Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями», трактует это правило таким образом: «так должно быть потому, что все епископы по своей духовной власти равны между собою, как были равны между собою по власти и Апостолы, преемниками ко- проблема отношений между русской православной

церковью, государством и старообрядцами в историческом контексте

торых являются епископы. Стало быть, ни один епископ самолично не может передать другому всю ту власть, которую имеет сам, удерживая в то же время эту власть и для себя, а это может сделать только собор епископов, т.е. совместная власть нескольких епископов» [10].

Представители беспоповского движения не имеют никакой иерархии. Все их обряды совершаются исключительно мирским чином. Из обихода ушли такие таинства, как: Миропомазание, Евхаристия, Брак, Соборование, Священство. Остались только два таинства: Крещение и Исповедь. Они совершаются выборными мирянами. Отсутствие священства объясняется беспоповцами тем, что в мире не осталось истинной иерархии, поэтому совершать богослужения необходимо мирским чином.

Третье течение старообрядчества - единоверие. Это часть приходов, которые исповедуют «старые обряды», но находятся под омофором Русской Православной Церкви. Данное направление возникло в правление императора Павла I (1796-1801), в 1800 году. Сторонником и инициатором создания таких приходов был митрополит Московский Платон (Левшин). Единоверие поначалу внедрялось с большим трудом, так как, по мнению старообрядцев, считалось унией. В настоящее время единоверческие приходы имеют законную иерархию и находятся в евхаристическом общении с рядом Поместных Православных Церквей.

При этом отношение государства и Церкви в России ко всем старообрядческим течениям подчас значительно менялось с течением времени.

На протяжении первой половины XVIII века отношение официальных властей к ним было крайне негативным. Особенно жестко старообрядцы преследовались в правление императрицы Анны Иоанновны (1730-1740). Как пишет в своей книге «История старообрядчества в XVШ-XIX веках» К. Я. Кожурин: «В 1735 году, по именному повелению Анны Иоанновны, пять армейских полков под командованием полковника Я. Г. Сытина окружили Ветковские слободы (в Польше) и увели в Россию 14 тысяч человек, осуществив первую так называемую «выгонку». (Ветки — одного из крупнейших духовных центров старообрядчества)» [4].

Но в царствование просвещенной Екатерины II Великой (1762-1796) положение старообрядцев начало постепенно улучшаться. Староверам были возвращены их гражданские права, теперь им разрешалось свободно исповедовать свои религиозные убеждения. Представители старообрядчества были освобождены от уплаты репрессивного двойного подушного налога. В царствование императора Павла I старообрядцам было разрешено стоить храмы на территории Российской

империи. Такая либеральная религиозная политика продолжалась и в царствование сына Павла I, Александра I Победоносного (1801-1825).

Положение старообрядческих общин начинает резко негативно меняться с приходом к власти Николая I (1825-1855). Они были практически лишены всех прав и привилегий, которые были дарованы предшественниками Николая I.

В царствования Александра II (1855-1881) и Александра III (1881-1894) жизнь старообрядческих общин постепенно, хотя и несущественным образом, начинает меняться в лучшую сторону.

В годы правления последнего российского императора Николая II (1894-1917) жизнь старообрядцев заметно улучшилась. В 1905 году был издан манифест «Об укреплении начал веротерпимости», который предоставил полную свободу деятельности старообрядческим общинам.

Отношение советской власти к старообрядцам было скорее нейтральным, так как большевики старались использовать их для борьбы с патриархом Тихоном и Русской Православной Церковью.

При этом отношение Русской Церкви к старообрядчеству в начале оставалось традиционным: «Правительствующий Синод полностью следовал постановлениям московского Собора 1666 года, называя старообрядцев отпавшими от единства церкви, и принимал древлеправославных в свою церковь только путем совершения чиноприема» [2].

Предсоборное совещание в 1917 году вынесло на решения собора вопрос о полной отмене анафем на дореформенные церковные чины и православных христиан, их придерживающихся. Однако этому не суждено было сбыться. Из-за гонений, организованных новой властью, заседания собора были отменены.

Поворотным моментом в истории отношений РПЦ и старообрядцев стало признание Временным Патриаршим Синодом от 23 апреля 1929 года старообрядческих книг, при этом сами прещения были отменены. В заявлении Синода говорится: «Порицательные выражения, так или иначе относящиеся до старых обрядов, и в особенности до двуперстия, где бы оные ни встречались и кем бы ни изрекались, — отвергаем и яко не бывшие вменяем» [2].

Полностью легитимизовал деятельность старообрядческих общин Поместный собор Русской Православной Церкви 1971 года. Главный идеолог отмены анафемы, митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), отмечал, что «большой Московский Собор 1667 года предал старообрядцев анафеме, исходя из неправильных позиций на старые церковные обряды», и все клятвы, наложен- проблема отношений между русской православной

церковью, государством и старообрядцами в историческом контексте

Научные статьи и исследования

ные московскими соборами 1654-1667 гг., являются «неосновательными» [3, С. 67]. Поэтому, «Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию приемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру» [11].

В то же время, особой положительной реакции данное решение Собора со стороны представителей старообрядчества не вызвало. Для них, не было никакой надобности предавать анафеме, представителей РПЦ. Позицию РПСЦ в отношении решения РПЦ, выразил старообрядческий митрополит Андриан (Четвергов) следующим образом: «Признание же на Соборе РПЦ 1971 года равночестности новых и старых обрядов догматически бессмысленно» [1, С. 67].

Подводя итоги, мы можем сказать, что значительных подвижек в сторону сближения с двух конфессий нет и по сегодняшний день. Диалог между двумя церквями находится на низшем уровне. И дабы в будущем диалог между РПЦ и РПСЦ был более продуктивным, безусловно необходимо взаимное движение обеих общин в сторону друг к другу в духе любви, мира и согласия в главном - в стремлении к Богу.

Библиография

1. Андриан, митрополит Московский и всея Руси: вехи архипастырского пути. - М.: Медиа 77; Панагия, 2006. - 157 с.

2. Аторин Р. Ю. Поместный Собор РПЦ 1971 года в деле развития конфессиональных отношений между Московским патриархатом и старообрядчеством. [Электронный ресурс]. — URL: https://ruvera.ru/articles/atorin_pomestnyiy_sobor (дата обращения: 30.06.2022).

3. Деяния Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их// Журнал Московской Патриархии. - 1971. №6. - 150 с.

4. Кожурин К. Я. История старообрядчества в XVIII-XIX веках. [Электронный ресурс]. — URL: https://mir-knig.com/read_229451-41 (дата обращения: 30.06.2022).

5. Красников Н. П. Русское православие: история, современность. — М.: Московский рабочий, 1988. — 75 с.

6. Кириллов В.А., Капинос Р.В. Отношение к труду в ветхозаветное и новозаветное время // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с мис-

- проблема отношений между русской православной

церковью, государством и старообрядцами в историческом контексте

140

Научные статьи и исследования

сионерской направленностью). 2018. № 7. С. 168-174.

7. Кириллов В.А., Капинос Р.В. Библейские антиномии о богатстве и накоплении и современная позиция церкви // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2017. № 6. С. 295-300.

8. Макарий (Булгаков) митр. Московский. История Русской Церкви. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. Том IX. — 712 с.

9. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи, 992-1892 гг. Т.3. [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Manuil_ Lemeshevskij/russkie-pravoslavnye-ierarhi-992-1892-gg-tom-3/ (дата обращения: 30.06.2022).

10. Никодим (Милаш), исп. Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями. [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/1 (дата обращения: 30.06.2022).

11. Никодим. Митрополит Ленинградский и Новгородский. Доклад на поместном Соборе 31 мая 1971 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.oldrpc.ru/ articles/index.php?ELEMENTJD=688 (дата обращения: 30.06.2022).

12. Петрушко В. О. Курс лекций по истории Русской Церкви. [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/kurs-lektsij-po-istorii-russkoj-tserkvi/4 (дата обращения: 30.06.2022).

13. Правила святых апостолов [Электронный ресурс]. — URL: https://predanie. ru/book/216850-pravila-svyatyh-apostolov/ (дата обращения: 30.06.2022).

14. Субботин Н. И. Материалы по истории раскола. Т. 5. [Электронный ресурс].

— URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbotin/materialy-dlja-istorii-raskola-za-pervoe-vremja-ego-sushhestvovanija-tom-5/ (дата обращения: 30.06.2022).

15. Урушев Д. А. Житие святителя Павла Коломенского. — Казань: Вера, 2002.

— 36 с.

16. Юхименко Е. М. Правительственная политика «борьбы с расколом» и история старообрядческого движения XVII-начала XX вв. Вып. 9. - М.: Новь, 2002. - С.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.