Научная статья на тему 'Русская Православная церквь о раскольническом движении и старорообрядцах'

Русская Православная церквь о раскольническом движении и старорообрядцах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
717
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСКОЛ / РАСКОЛЬНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Слепкова М. И.

В статье рассматриваются отношение Русской Православной Церкви к раскольническому движению. Развитие мнений о сторонниках «старой веры» с XVII по XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the attitude of the Russian Orthodox Church to the schismatic movement. The development of the opinions about the supporters of the "old faith" from the 17th to the 20th century.

Текст научной работы на тему «Русская Православная церквь о раскольническом движении и старорообрядцах»

УДК 273

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКВЬ О РАСКОЛЬНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ И

СТАРОРООБРЯДЦАХ 9

RUSSIAN ORTHODOX CHURCH OF THE SCHISMATIC MOVEMENT

AND STAROOBRYADTSY

М.И. Слепкова M.I. Slepkova

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, Россия, 600000 г. Владимир, ул. Горького, 87

Vladimir state University named after A.G. and N.G. Stoletovs, 87, Gorky str., Vladimir, 60000, Russia

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются отношение Русской Православной Церкви к раскольническому движению. Развитие мнений о сторонниках «старой веры» с XVII по XX века.

Abstract. The article discusses the attitude of the Russian Orthodox Church to the schismatic movement. The development of the opinions about the supporters of the "old faith" from the 17th to the 20th century.

Ключевые слова: раскол, раскольническое движение, Русская Православная Церковь. Key words: split, schismatic movement, Russian Orthodox Church

Введение

После окончания Смутного времени стали заметно расширяться связи России с Англией, Голландией, Ираном. Россия стала все больше и шире использовать передовые достижения Запада: оружие, передовой опыт ведения военных действий.

В Россию стал приглашаться западные специалисты: врачи, строители, умельцы железного дела, рудознатцы и т. д. Их поведение, культура, одежда резко отличаются от патриархального быта населения Москвы. Кроме этого, начинает развиваться образование, повышается процент грамотных среди населения. Создаются первые учебные заведения, в которых ведущую роль играют сначала иностранцы. Наблюдается рост ремесленничества, образование мелких мануфактур и заводов.

Влияние Запада коснулось и церкви. Одни увидели в них угрозу церкви, т. е. поглощение православной церкви Католической, другие поняли, что необходима церковная реформа. Это было связано с тем, что из-за отсутствия тесных связей местных церквей с центром накопилось много различий в понимании религиозной литературы, осуществления религиозных обрядов. Появились воинствующие религиозные деятели из духовенства, которые яростно защищали патриархальный быт народа, его религиозные взгляды и стремились сохранить незыблемыми церковные обряды, старинные духовные книги.

В конечном счете эти предпосылки в развитии религии привели к расколу в православной церкви. В раскол были втянуты массы верующих, представителей духовенства, пролито много крови, гибли люди.

9 Выполнено при поддержке РГНФ, проект №15-23-06002

Основная часть

Поводом для возникновения раскола, как известно, послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 году начал проводить патриарх Никон с целью укрепить церковную организацию в России, а также ликвидировать все разногласия между региональными православными церквями.

К началу XVII века Русская Православная Церковь (Московский патриархат) начинает играть ведущую роль и патриарх московский стремится занять лидирующее положение в православной Восточной церкви (Вселенской). Однако этому мешало ряд объективных обстоятельств.

В Русской Православной Церкви с течением времени накопилось много различий, отступлений от канонов, особенно от Греческой церкви, так как вся религиозная литература писалась и печаталась на древнегреческом языке. С течением времени в русских церковных книгах обнаруживается много ошибок, разночтений, о которых с упреком говорили иерархи восточной церкви, а также некоторые различия в проведении церковных обрядов.

В 1653 году Никон проводит Церковно-обрядовую реформу для установления единообразия церковного культа по всей стране. За проведение такой церковной реформы выступал и сам царь.

Церковная реформа прежде всего началась с исправления русских богослужебных книг по греческим и старославянским образцам и церковных обрядов. Как пишет Ключевский: «Он (Никон) начал с того, что своей властью без собора в 1653 году перед Великим постом разослал по церквям указ, сколько следует класть земных поклонов при чтении церковной молитвы св. Ефрема Сирина, причем предписывал также креститься тремя перстами. Потом он ополчился против русских иконописцев своего времени, которые отступали от греческих образцов в писании икон и усвоили приемы католических живописцев.

Далее при содействии юго-западных монахов он ввел на место древнего московского унисонного (одноголосого) пения новое киевское многоголосое, а также завел небывалый обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения. В Древней Руси подозрительно смотрели на такие проповеди, видели в них признак самомнения проповедника; пристойным считали читать поучения святых отцов, хотя обычно их не читали, чтобы не замедлять церковной службы. Никон сам любил и был мастер произносить поучения собственного сочинения. По его внушению и примеру приезжие духовные лица с Украины и других мест начали говорить в московских церквях свои проповеди, иногда даже на современные темы. Легко понять, говорит Ключевский, смущение, в которое должны были впасть от этих новизн православные русские умы, и без того тревожно настроенные» [2; 409].

Вскоре, после начала реформ в церкви, Никон был низложен и сослан в монастырь. Недовольство нововведениями церкви, а также насильственные меры их внедрения явились поводом к расколу. Первыми за «старую веру» против реформ и действий патриарха выступили протопоп Аввакум и Даниил. Они подали записку царю в защиту двуперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений книг по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от «древнего благочестия», а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов, не касаясь обрядовой стороны реформы, выступил против усиления власти патриарха и за более простую, демократичную схему управления церковью.

Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие представители раскола подверглись жестоким преследованиям.

С первых дней проявления раскола неподчинение низших служителей церкви реформе Никона вызвало со стороны патриарха, а затем и официальных властей применение к ним насильственных мер. Жестоко были наказаны лидеры раскола протопопы Аввакум и Иван Неронов. Многие служители церковного культа отправлялись в ссылки, лишались

сана, заточались в монастыри. Ярые представители раскола из других слоев народных масс также подвергались жестоким наказаниям, ссылались в Сибирь, приговаривались к смертной казни.

На защиту церковных реформ встал и царь, его окружение и высшие чины церкви. В 1666-67 годах прошел церковный собор. Он предал «анафеме» представителей старой веры (староверов) и принял решение об их наказании. Позднее староверов (общее наименование последователей православия до церковной реформы патриарха Никона) стали также называть старообрядцами, раскольниками. Церковный собор 1666-67 годах официально закрепил послереформенную церковь официальной государственной. Старообрядчество, таким образом, отделялось от официальной государственной церкви, значит, становилось ее врагом, и было принято решение ликвидировать его силой.

К концу XVII столетия, а затем и позднее, раскольничество постепенно и по своим взглядам становится неоднородным. Оно распадается на течения. Наиболее общепринятые - поповщина и беспоповщина.

Правительство и официальная церковь начали вести беспощадную войну с расколом и раскольниками самыми решительными мерами наряду с другими методами убеждения и принуждения. В борьбе с расколом использовались войска, сторонники раскола, особенно лидеры, предавались «анафеме», т. е. проклятию, ссылались в Сибирь на каторгу, разрушались скиты, монастыри, использовались и другие меры.

В 1667 году раскольники подвергались как церковному, так и гражданскому наказанию. (Перв. полн. собр. зак., Т 1, № 412, гл. VII, стр. 706). В 1684 году наказывались за раскол, потворстве раскольникам, за ереси и содействие им. В 1689 году - сожжение иноземца Кульмана за распространение ереси. В 1697 году установили порядок следственного производства над чернецами и бельцами из раскольников. В 1716 и 1718 годах устанавливается штраф за отсутствие на исповеди, на раскольников накладывается двойной размер. В 1718 году дана жалобная грамота раскольнику, обратившемуся в православие. В 1719 году с раскольников, обратившихся к православию, снят установленный оклад, введен новый сбор за вступление в брак тайно, не в церкви и без венечных памятей. В 1721 году в духовном регламенте описываются признаки, по которым можно узнавать раскольников. Признаки - отвращение священников, недопущение чтения или слова Божия, полагается подвергнуть церковному наказанию или Епископскому суду. Предписано Духовной Коллегии иметь сведения о числе раскольников во всех епархиях, предавать анафеме господ, скрывающих у себя раскольников, не давать начальствовать раскольникам над другими, как по духовной, так и по гражданской части. В этом же году сделаны распоряжения об отборе у частных лиц старопечатных книг, о поиске раскольников, живших в Муромских лесах, и о разорении из лесных жилищ, о направлении в Санкт-Петербург из Нижегородской епархии иеромонаха Филарета для диспута с раскольниками, о невыбирании раскольников в общественные должности, о командировании старца Иосифа к Златоустовскому Архимандриту Антонию для обращения раскольников [2, с. 10-21].

В эпоху Петра I эта борьба усилилась. Старообрядцев, раскольников всех мастей он признавал главными врагами проведения своих реформ в России. В более поздний период все старообрядцы были внесены в специальные списки, они ограничивались в правах, носили официально установленную для них одежду.

В 1722 году предписано высылать в Синод ведомости о раскольниках, поступления с них двойного оклада. Было установлено для раскольников особое платье и подтвержден указ о подати по 50 р. в год за ношение бороды. Укрывательство раскольников приравнено в уголовном смысле с сопротивлением властям. На основании указа от 2 марта 1718 года предписано отправлять раскольников к светским командирам для отсылки на каторгу, а раскольничьих монахов отсылать в монастыри под начало. В этом же году выходят предписания об иконах и их канонах написания. В 1723 году выходят предписания о возможности указа Синодом команды для сыска и взятия раскольников. Ведется контроль над раскольниками и их передвижениями. В 1730 году положено наказание за со-

вращение в раскол - вечная ссылка на галеры и отбор в казну всего движимого и недвижимого имущества. В 1732 году воспрещается давать раскольникам, живущим в скитах, печатные паспорта. Также разъяснены и дополнены правила о сборах с раскольников и об обращении их к церкви. В 1733 году велено отыскивать через полицию и отсылать в Синод осмелившихся священнодействовать без посвящения [2, с. 21-57].

По словам ныне покойного академика Дмитрия Лихачева, реформа XVII в. не только разделила русское общество на две части, но и разрезало пополам живую душу русского народа, и все беды, которые испытал и испытывает русский народ, являются следствием этого раскола. А Александр Солженицын и многие известные историки, писатели и философы пишут о том, что духовный раскол русской нации в XVII в. породил революцию 1917 г. И пока Россия не вернется к истокам своих традиций, вере своих предков, не будет в России добра.

В течение прошедших годов и столетий Русская Православная Церковь признала неправоту своих иерархов середины XVII века и их поступки. На Поместном Соборе 1971 года, утвердив постановление об «отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам...». Тремя годами позднее подобное решение (с точностью до формулировок) было утверждено на Третьем Соборе Русской Церкви Заграницей.

Следующий шаг к толерантности был сделан на Архиерейском Соборе 2000 г.: «Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви. Простите, братья и сестры, наши прегрешения, причиненные вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причиненных вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрека, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения. В XX веке на Православную Российскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима. Мы со скорбью признаем, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками. Итак, мы сознаем горькие последствия событий, разделивших нас и тем самым ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем свое глубокое желание исцелить нанесенную Церкви рану.»

Вывод

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 30 мая 2014 года в Санкт-Петербурге, заслушав доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона о дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного разделения XVII века, постановил:

1. Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за № 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в старообрядческих согласиях вступают в единство с Русской Православной Церковью посредством совершения над ними Таинства Миропомазания.

2. Поручить Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий с учетом постановления Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и последующих соборных актов, после чего представить тексты чинопоследований на утверждение Священному Синоду.

3. Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею.

4. В случае присоединения к Русской Православной Церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он, по его желанию, признается состоящим в монашестве.

5. Рекомендовать при изучении истории старообрядчества и единоверия в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений.

Список литературы References

1. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978

The great Soviet encyclopedia. - M.: Soviet encyclopedia. 1969-1978

2. Варадинов Н. История министерства внутренних дел. Кн.8. История распоряжений по расколу. - СПб, 1863

Varadinov N. History of the Ministry of internal Affairs. Book 8. History of the orders of division. - SPb, 1863

3. Введенский А. Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов. -Одесса, 1912

Vvedensky A. Legislation about old believers and sectarians. - Odessa, 1912

4. Ключевский В.О. «Русская История», Полный курс лекций, - М: «Феникс», 1998

Klyuchevsky V.O. "Russian History", a Complete course of lectures - M: "Phoenix", 1998

5. СИНОД: РПЦ и РПСЦ не одним миром мазаны //http://starove.ru/news/sinod-rpts-i-rpsts-ne-odnim-mirom-mazany/

The Synod's Church and RPSTS are not tarred with the same brush //http://starove.ru/news/sinod-rpts-i-rpsts-ne-odnim-mirom-mazany/

6. Тюренков М. Воссоединение Русской Церкви в перспективе Единоверия // http://www.pravaya.ru/faith/12/7309

Tyurenkov M. Reunification of the Russian Church in the perspective of common belief // http://www.pravaya.ru/faith/12/7309

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.