Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. №2. С. 61-67
УДК 27-9
Чернышов Никита Сергеевич (иерей Никита Чернышов) Коломенская епархия, Московская митрополия
Старообрядческий вопрос на III Всезарубежном Соборе РПЦЗ (1974 г.)
Аннотация. В настоящей статьей рассматривается обсуждение старообрядческого вопроса на III Всезарубежном Соборе Русской Православной Церкви заграницей (1974 г.). На ход соборной дискуссии повлияли отсылки к Посланию «Русским старообрядцам -беженцам в Лондоне и заграничных городах и весях» митрополита Антония (Храповицкого) (1921 г.), деяния Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг., Деяние Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их, Письмо А.И. Солженицына Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви 1974 г. Мнение Александра Исаевича о старообрядчестве вызывало неоднозначную реакцию со стороны епископата. Протопресвитер Георгий Граббе сделал пространный разбор основных тезисов писателя о старообрядческом вопросе. С призывом снять клятвы с приверженцев старого обряда выступил священник Димитрий Александров - будущий епископ Ирийский Даниил, викарий Председателя Архиерейского Синода по окормлению единоверцев (РПЦЗ). Участники Собора пришли к выводу о необходимости снятия клятв и иных прещений со старообрядцев, но оставили итоговое решение за Архиерейским Собором.
Ключевые слова: РПЦЗ, III Всезарубежный Собор, старообрядчество, единоверие, межхристианский диалог, отмена клятв на старые обряды, митрополит Филарет (Вознесенский), архиепископ Антоний (Медведев), священник Димитрий Александров, А.И. Солженицын.
На протяжении всей своей истории Русская Православная Церковь заграницей на соборном уровне неоднократно делала попытки сблизиться со старообрядцами. Особое значение для диалога со старообрядчеством имел состоявшийся в сентябре 1974 г. III Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей, который проходил в Свято-Троицком монастыре (Джорданивилл, шт. Нью-Йорк, США) под председательством митрополита Филарета (Вознесенского). На этом важном церковно-общественном форуме осмыслялись различные вопросы церковной жизни в новых современных реалиях. Однако участники Собора не забывали и об существенных исторических проблемах, не обойдя вниманием такую важную тему как старообрядческий раскол XVII столетия. Из всех рабочих дней (8-13, 16-19 сентября) участники Собора обращались к данной проблематике 11, 12, 18 и 19 сентября.
Так, 11 сентября с докладом на тему: «Наша Церковь в современном мире» выступил архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний
(Бартошевич). Как верный ученик митрополита Антония (Храповицкого), архиепископ Антоний призывает участников Собора руководствоваться примирительным принципом в своих взаимоотношениях с представителями инославных конфессий. В ходе обсуждения доклада это было подмечено архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским Антонием (Медведевым)1. В качестве примера отношения к людям, находящимся вне церковной ограды, он вспомнил Послание «Русским старообрядцам - беженцам в Лондоне и заграничных городах и весях» митрополита Антония (Храповицкого) к так называемым старообрядцам, опубликованном в приложении к Деяниям I Всезарубежного Собора (21 ноября - 3 декабря 1921 г.). По своей сути это небольшое послание носит весьма снисходительный характер и заканчивается таким призывом к старообрядцам: «Не пора ли нам едиными усты и единым сердцем славить Триединого Бога?»2.
На следующий день, 12 сентября, архиепископ Антоний (Медведев) выступил с заявлением, где еще раз обращает внимание делегатов Всезарубежного Собора на Послание митрополита Антония (Храповицкого) от 1921 г. Архиепископ Антоний полагает, что Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 г., отменивший клятвы на старые обряды, не постановил ничего нового. И деяния Всероссийского Поместного Собора 1917 -
-5
1918 гг., и упомянутое Послание митрополита Антония - более ранние свидетельства о смягчении позиции по вопросу диалога со старообрядчеством, «и потому мы не окажемся в положении каких-то «подражателей Московской Патриархии», если сами не будем признавать эти «клятвы». Это важный и конструктивный, принципиальный вопрос» , - резюмирует архиепископ Антоний.
В тот же день было зачитано обращение к Собору писателя А.И. Солженицына. Митрополит Филарет напомнил, что по поручению Синод РПЦЗ он обратился к писателю выступить на Соборе лично или письменно изложить свое видение духовного состояния русского народа в Советском Союзе: Александр Исаевич не смог прибыть на Всезарубежный Собор, но отправил в его адрес развернутое письмо.
После прочтения письма А.И. Солженицына выступил протопресвитер Георгий Граббе. Он сообщил участникам Собора, что это послание раннее зачитывалось на Архиерейском Синоде. В соответствии с уже высказанными на Синоде предложениями отец Георгий дал пространные комментарии на различные тезисы этого письма. Обратимся к тем фрагментам послания, где
1 Протокол № 4 Третьего дня заседания Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей от 29 августа/11 сентября 1974 г. // Документы Соборов РПЦЗ. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201974%203%20vsezarub%20prot.htm (доступ от: 25.06.2023).
2 Деяния Русского Всезграничного Церковного Собора, состоявшегося 8 - 20 ноября 1921 года (21 ноября - 3 декабря) в Сремских Карловцах в королевстве С.Х. и С. Сремски Карловци, 1922. С. 139-140.
3 См. подробнее об этом: Белякова Е.В. Старообрядческий вопрос на Поместном Соборе 1917-1918 гг. // Старообрядчество в России (XVII-XX века). Вып. 4. М., 2010. С. 145-158.
4 Протокол № 5 Четвертого дня заседания Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей от 30 августа/12 сентября 1974 г. // Документы Соборов РПЦЗ. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201974%203%20vsezarub%20prot.htm (доступ от: 25.06.2023).
Александр Исаевич довольно резко критикует Русскую Церковь за отношение к старообрядцам: «Но я осмелюсь остановить внимание собравшихся еще на другом дальнем, трехсотлетнем грехе <> в котором Церковь наша - и весь православный народ! - никогда не раскаялись, а, значит, грехе, тяготевшем поныне и, по пониманию нашей веры, могущем быть причиною кары Божьей над нами»5. Далее Солженицын продолжил свое порицание «русской инквизиции»: «потеснение и разгром устоявшегося древнего благочестия, угнетение и расправу над 12 миллионами наших братьев, единоверцев и соотечественников, жестокие пытки для них, вырывание языков, клещи, дыбы, огонь и смерть <.. .> - их никогда не взбунтовавшихся, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких верных древлеправославных христиан, их, кого я не только не назову раскольниками, но и старообрядцами остерегусь, ибо и мы, остальные, тотчас выставимся тогда всего лишь новообрядцами»6.
Протопресвитер Георгий Граббе полагает, что не совсем уместным считать преследование старообрядцев большим проступком, чем измена присяги и цареубийство. Писатель излишне идеализирует старообрядчество и забывает о примирительных шагах Православной Церкви, например, выраженных в образовании единоверческих структур, фактически одобренных уже в 1798 г. Или о синодальном определении от 1881 г., где говорится о наложении клятв не на обряды, а «на тех, которые по неразумному пристрастию к сим обрядам, вопреки любви христианской и послушанию, отделились и отделяются к от Православной Церкви, почитаю оную еретической» . В XIX столетии единоверие стало сильно расширяться, при этом сохраняя добрую традиционность без стремления уклониться в раскол. Старообрядчество же в своем гордом упрямстве делилось на множество толков и уподобилось древним донатистам. Однако, будучи под постоянным давлением со стороны светской власти, они сделались довольно стойкими по отношению к преследованиям.
Митрополит Филарет также указал на неоправданную идеализацию старообрядчества писателем: Православная Церковь, «новообрядчество», за прошедшие после раскола столетия дала миру целый сонм великих угодников Божиих, «каких из среды старообрядчества не вышло»8.
Однако 12 сентября о старообрядцах вспомнили и в положительном ключе: в контексте обсуждения доклада священника Владимира Шишкова о вопросах церковного быта священник Георгий Шереметев рассказал о том, как старообрядцы замечательно сохраняют свои традиции и быт9.
5 Письмо А.И. Солженицына Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви // Православная Русь. 1974. № 18. С. 7-8.
6 Там же.
7 Протокол № 5 Четвертого дня заседания Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей от 30 августа/12 сентября 1974 г. // Документы Соборов РПЦЗ. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201974%203%20vsezarub%20prot.htm (доступ от: 25.06.2023).
8 Там же.
9 Там же.
13 сентября внеочередное заявление делает священник Димитрий Александров10. Он призывает участников Собора к необходимости снятия клятв на приверженцев старых обрядов. Этот шаг, конечно, не будет гарантировать воссоединение старообрядцев с Церковью. Но тем самым устраниться главное препятствие на пути к воссоединению11.
Митрополит Филарет, полемизируя с отцом Димитрием, ссылается на мнение преподобного Серафима Саровского, который полагал, что даже благочестивые старообрядцы и после смерти остаются связанными клятвами, т.к. не признают РПЦЗ благодатной Церковью. Поэтому для них единственно правильным путем является единоверие.
Свое мнение высказывает архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим (Иванов). Он полает, что сохранение старых обрядов на единоверческих приходах - весьма уместная практика. Однако на других приходах РПЦЗ их вводить не следует.
Священник Владимир Шишков вводит в обсуждение несколько иной контекст проблематики: у старообрядцев имеется догматическое искажение в Символе Веры, что, несомненно, важнее дискуссии по поводу обрядовых расхождений.
Промыслительным обсуждением вопроса об отношении к старообрядчеству видит архиепископ Антоний (Медведев). Вновь вспоминается позиция Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого), который сам ссылался на негласное решение о снятии клятв, принятом на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 гг. Только напряженная политическая обстановка помешала участникам Собора документально зафиксировать это определение. Напоминание об этом решении, высказанное в письме А.И. Солженицына, - это напоминание, сделанное под внушением Божественного водительства. Впрочем, сам же архиепископ Антоний справедливо замечает, что снятие клятв со старообрядцев еще не гарантирует их принятие в общение. Но сейчас у участников III Всезарубежного Собора
есть прекрасный шанс завершить великое дело, заповеданное еще самим
12
митрополитом Антонием (Храповицким) .
Протоиерей Ростислав Ган обращается к историческим корням раскола XVII столетия: восточные патриархи - Александрийский патриарх Паисий и Антиохийский патриарх Макарий III, которые принимали участие в наложении клятв на старообрядцев, сами были впоследствии низложены. Следовательно, их решения нельзя считать законными.
10 См. о нем: Блаженная кончина епископа Даниила Ирийского // Летопись единоверческой жизни единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода Московской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата за 7518|2010 год. М., 2011. С. 18-25.
11 Протокол № 9 Восьмого дня заседания Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей от 31 августа/13 сентября 1974 г. // Документы Соборов РПЦЗ. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201974%203%20vsezarub%20prot.htm (доступ от: 25.06.2023).
12 Протокол № 9 Восьмого дня заседания Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей от 31 августа/13 сентября 1974 г. // Документы Соборов РПЦЗ. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201974%203%20vsezarub%20prot.htm (доступ от: 25.06.2023).
Митрополит Филарет считает ключевым условием в деле продуктивного диалога со старообрядчеством устранение расхождения в восьмом члене Символа Веры: «и в Духа Святаго, Господа истинного и животворящего». Священник Димитрий Александров дает обширную историко-филологическую справку, согласно которой причиной расхождения стал не совсем точный перевод слова «истинный» с греческого языка. В древности перевод этого греческого слова мог осуществляться трояко. В данном случае выбрали не самый подходящий вариант: «Перевод одного прилагательного двумя словами /существительным и прилагательным/ нельзя считать ни вставкой, ни
13
искажением Символа Веры» .
Архиепископ Антоний (Медведев) предлагает участникам III Всезарубежного Собора доверить окончательное решение о снятии клятв со старообрядцев Архиерейскому Собору. При этом он подчеркивает, что Всезарубежный Собор единодушно считает этот диалог - великим делом, «которому наш Собор в высшей мере сочувствует»14.
19 сентября делегаты Всезарубежного Собора вновь вернутся к обсуждению вопроса о взаимоотношениях со старообрядцами. Протопресвитер Иоанн Легкий, ссылаясь на греческого священника Петра Карраса, заверил присутствующих: принятый перевод Символа Веры вполне соответствует греческому оригиналу. Отец Иоанн свидетельствует, что у многих верующих вызывает смущение книга С.А. Зеньковского о старообрядчестве15, где дозволяются критические нападки на Православие. Камнем преткновения для многих, возможно, станет и обращение к Собору А.И. Солженицына. Поэтому, в будущем, необходимо дать священнику Петру Каррасу выступить с развернутым комментарием по данному вопросу16.
Таким образом, III Всезарубежный Собор по ходу своей работы сумел выработать необходимые положения, направленные на максимальное сближение со старообрядцами. Это было учтено Архиерейским Собором, который состоялся через несколько дней после завершения III Всезарубежного Собора. 25 сентября 1974 г. Архиерейский Собор вынес особое Определение об
17
отношении к старообрядцам , отменявшее все запрещения и клятвы прошлого.
13 Там же.
14 Там же.
15 См.: Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. Munchen: Wilhelm Fink Verl., 1970.
16 Протокол № 10 Девятого дня Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей под Председательством Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета от 6/19 сентября 1974 г. // Документы Соборов РПЦЗ. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201974%203%20vsezarub%20prot.htm (доступ от: 25.06.2023).
17 Определение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей о старом обряде от 12/25 сентября 1974 г. // Церковная жизнь. 1974. № 7-12. С. 38-40.
Источники
1. Деяния Русского Всезаграничного Церковного Собора, состоявшегося 8 - 20 ноября 1921 года (21 ноября - 3 декабря) в Сремских Карловцах в королевстве С.Х. и С. Сремски Карловци, 1922. С. 139-140.
2. Определение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей о старом обряде от 12/25 сентября 1974 г. // Церковная жизнь. 1974. № 7-12. С. 38-40.
3. Письмо А.И. Солженицына Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви // Православная Русь. 1974. № 18. С. 7-8.
4. Протокол № 4 Третьего дня заседания Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей от 29 августа/11 сентября 1974 г. // Документы Соборов РПЦЗ. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201974%203%20vsezarub%20prot.htm (доступ от: 25.06.2023).
5. Протокол № 5 Четвертого дня заседания Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей от 30 августа/12 сентября 1974 г. // Документы Соборов РПЦЗ. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201974%203%20vsezarub%20prot.htm (доступ от: 25.06.2023).
6. Протокол № 9 Восьмого дня заседания Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей от 31 августа/13 сентября 1974 г. // Документы Соборов РПЦЗ. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201974%203%20vsezarub%20prot.htm (доступ от: 25.06.2023).
7. Протокол № 10 Девятого дня Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей под Председательством Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета от 6/19 сентября 1974 г. // Документы Соборов РПЦЗ. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201974%203%20vsezarub%20prot.htm (доступ от: 25.06.2023).
Литература
1. Белякова Е.В. Старообрядческий вопрос на Поместном Соборе 1917-1918 гг. // Старообрядчество в России (XVII-XX века). Вып. 4. М., 2010. С. 145-158.
2. Блаженная кончина епископа Даниила Ирийского // Летопись единоверческой жизни единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода Московской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата за 7518|2010 год. М., 2011. С. 18-25.
3. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. Munchen: Wilhelm Fink Verl., 1970.
Chernyshov Nikita Sergeevich (Priest Nikita Chernyshov) Kolomna Diocese, Moscow Mitropolis
Old Believer question at the III All-Diaspora Council
of the ROCOR (1974)
Abstract: This article discusses the discussion of the Old Believer issue at the III AllDiaspora Council of the Russian Orthodox Church Outside of Russia (1974). The course of the conciliar discussion was influenced by references to the Message of «Russian Old Believers-Refugees in London and Foreign Cities and Masses» by Metropolitan Anthony (Khrapovitsky) (1921), acts of the All-Russian Local Council 1917-1918, Act of the Local Council of the Russian Orthodox Church in 1971 on the abolition of vows for old rites and for those adhering to them, Letter of A.I. Solzhenitsyn to the Third Council of the Russian Church Abroad 1974. Writer's opinion on Old Believers caused an ambiguous reaction from episcopate. Protopresbyter Georgy Grabbe made a lengthy analysis of the writer's main theses on the Old Believer question. The priest Dimitri Alexandrov, the future bishop of Iria, Daniel, vicar of the Chairman of the Synod of Bishops for the nourishment of co-religionists (ROCOR), made an appeal to remove the oaths from the adherents of the old rite. The participants of the Council came to the conclusion that it was necessary to remove the oaths and other reproaches from the Old Believers, but left the final decision to the Bishops' Council.
Keywords: ROCOR, III All-Diaspora Council, Old Believers, unity, inter-Christian dialogue, cancellation of oaths for old rites, Metropolitan Filaret (Voznesensky), Archbishop Anthony (Medvedev), priest Dimitri Alexandrov, A.I. Solzhenitsyn.
References
• Belyakova E.V. Staroobryadcheskij vopros na Pomestnom Sobore 1917-1918 gg. [The question of the Old Believers at the Local Council of 1917-1918]. Staroobryadchestvo v Rossii (XVII-XX veka) - Old Believers in Russia (XVII-XX centuries). Moscow, 2010, vol. 4, pp. 145158.
• Blazhennaya konchina episkopa Daniila Irijskogo [Blessed death of Bishop Daniel of Iria]. Letopis' edinovercheskoj zhizni edinovercheskogo hrama Arhangela Mihaila sela Mihajlovskaya Sloboda Moskovskoj eparhii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi Moskovskogo Patriarhata za 7518|2010 god - Chronicle of the life of the common faith in the church of the common faith of the Archangel Michael in the village of Mikhailovskaya Sloboda of the Moscow diocese of the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate for 7518|2010. Moscow, 2011, pp. 18-25.
• Zen'kovskij S.A. Russkoe staroobryadchestvo: duhovnye dvizheniya semnadcatogo veka [Russian Old Believers: Spiritual Movements of the Seventeenth Century]. Munchen: Wilhelm Fink Verl., 1970.