Научная статья на тему 'Проблема отбора содержания обучения по формированию технико-технологических компетенций бакалавров педагогического образования по профилю «Технология»'

Проблема отбора содержания обучения по формированию технико-технологических компетенций бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИЗДЕЛИЙ ПО СЛЕСАРНОЙ ПОДГОТОВКЕ / TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL COMPETENCE / SPECIAL COMPLEX OF PRODUCTS ON METALWORK PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомин Юрий Николаевич, Майбуров Андрей Генрихович

В статье рассматривается проблема отбора содержания обучения бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» на примере слесарной подготовки. Предлагается методика выбора комплекса изделий, направленного на формирование технико-технологических компетенций бакалавров педагогического образования по профилю «Технология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Истомин Юрий Николаевич, Майбуров Андрей Генрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of selection of educational content of forming the technical and technological competencies of bachelors of pedagogical education on the profile “Technology”

This article considers the problem of selection of educational content of bachelors of pedagogical education on the profile “Technology” for example metalwork preparation. The technique of choice of the complex of the products is aimed at forming technical and technological competencies of bachelors of pedagogical education on the profile “Technology”.

Текст научной работы на тему «Проблема отбора содержания обучения по формированию технико-технологических компетенций бакалавров педагогического образования по профилю «Технология»»

УДК 378.14

Ю. Н. Истомин, А. Г. Майбуроб

ПРОБЛЕМА ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛЮ «ТЕХНОЛОГИЯ»

В статье рассматривается проблема отбора содержания обучения бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» на примере слесарной подготовки. Предлагается методика выбора комплекса изделий, направленного на формирование технико-технологических компетенций бакалавров педагогического образования по профилю «Технология».

This article considers the problem of selection of educational content of bachelors of pedagogical education on the profile "Technology" for example metalwork preparation. The technique of choice of the complex of the products is aimed at forming technical and technological competencies of bachelors of pedagogical education on the profile "Technology".

Ключевые слова: технико-технологическая компетенция, специальный комплекс изделий по слесарной подготовке.

Keywords: technical and technological competence, special complex of products on metalwork preparation.

Концепция модернизации российского образования предусматривает двухуровневое высшее образование - бакалавриат и магистратура. Эти изменения требуют других подходов в структуре профессиональной подготовки и будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Технология». Цель профессионального образования состоит в том, чтобы не только обеспечить профессиональную квалификацию, но и научить студента справляться с различными социально-профессиональными ситуациями. В отечественной науке поиски в рамках компетентно-стного подхода направлены, главным образом, на связи компетентности и содержания образования [1].

Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что первый обладает не только знаниями, умения, навыками определенного уровня, но и способностью и готовностью реализовать их в работе. Компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, а также профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как к ценности. Компетентный специалист должен быть способен вы-

© Истомин Ю. Н., Майбуров А. Г., 2011

ходить за рамки предмета своей профессии, а также должен обладать творческим потенциалом для саморазвития [2].

В структуре компетентностного подхода специальности бакалавр педагогического образования важным компонентом является технико-технологическая компетенция, которая формируется, в частности, при изучении дисциплины практикум по обработке конструкционных материалов.

При формировании технико-технологической подготовки бакалавров педагогического образования технология рассматривается не только как совокупность знаний, но и как процесс целенаправленного применения этих знаний и сформированных на их основе компетенций. Соответственно, стандарты подготовки учителей технологии рассматривают основы технологических знаний в единстве процессов, средств и инструментария, используемых для создания продукта и оказания услуг в соответствии с потребностью человека. Основными способами актуализации технологического знания являются процессы технологического проектирования и решения технологических задач [3].

Очевидно, что для успешного обучения учеников технологическим приёмам обработки конструкционных материалов учитель сам должен обладать не только глубокими теоретическими знаниями, но и необходимыми практическими навыками ручной и станочной обработки конструкционных материалов, причём на достаточно высоком уровне, и, кроме того, он должен уметь подключать, обслуживать и ремонтировать станки, используемые в школьных мастерских. Для этого необходимо улучшить его технико-технологическую подготовку, снабдить не только прочными политехническими знаниями, но и обучить разнообразным высокопрофессиональным практическим навыкам, что затруднительно в рамках времени, отводимого учебным планом на технологический практикум.

В силу объективных причин учебный план подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» предусматривает примерно такое же количество учебных часов на изучение модуля «Практикум по обработке конструкционных материалов», как и в прежние годы, однако сегодняшняя подготовка учащихся школ по «технологии» значительно сокращена, особенно в инвариантной части базисного учебного плана. В связи с этим возникают трудности в проектировании занятий по формированию практических умений студентов по технологиям обработки конструкционных материалов. Однако можно подготовить компетентного специалиста даже при минимальном количестве отведенных часов на изучение предмета,

при этом не снижая качества подготовки, на основе межпредметной интеграции общепрофессиональных предметов, а также изменения направления содержания системы подготовки студентов на меньшее количество объектов и на большее количество сформированных умений, путем выполнения комплексных заданий.

Модуль «Практикумы по обработке материалов» включает в себя ряд предметов, таких, как металлообработка, деревообработка, радиомонтаж, декоративно-прикладное творчество. Однако, на наш взгляд, металлообработка шире представлена в изучении технологий обработки конструкционных материалов, охватывая такие предметы, как машиностроительное черчение, детали машин, сопромат, материаловедение, а также на примере слесарной подготовки лучше, нагляднее продемонстрировать технологическое разнообразие.

В качестве заданий следует подобрать такие объекты, при изготовлении которых студентам необходимо выполнять все технологические операции, предусмотренные квалификационной характеристикой слесаря-инструментальщика второго разряда на соответствующем уровне качества.

Однако в зависимости от специализации слесаря-инструментальщика и его места работы (предприятия) технологические операции, входя-

щие в квалификационную характеристику, выполняются с различной частотой. На основе анализа учебных пособий, опыта подготовки учащихся в различных вузах были выбраны около ста изделий, примеры некоторых изделий представлены на рис. 1. Напротив каждого объекта были определены операции, необходимые для его изготовления. Путем расчета определяется количество слесарных операций на каждое изделие.

На рис. 1. представлен пример выбора некоторых изделий, а также основные слесарные операции: разметка, рубка, правка и рихтовка, гибка, опиливание(плоскостное, со снятием фасок, сложной формы), клепка, пиление, сверление, фальцовка, резка ножницами, зенкова-ние, развертывание отверстий, нарезание резьбы, шабрение, притирка, пайка, сварка, лужение, шлифование, полирование, чернение, сборка, окраска. Напротив каждого изделия указаны операции, необходимые для его выполнения.

На основе полученных результатов из рис. 1 была сформирована таблица «Соотношения технологических операций» (табл. 1).

На примере комплексного изделия - совка -рассмотрим подсчет количества и видов технологических операций, необходимых для его изготовления.

Рис. 1. Пример соответствия частоты использования технологических операций

в различных изделиях

Разметка. При выполнении основания совка нам необходимо нанести разметку контура детали (1), затем, изогнув, нанести точки отверстий для крепления (1), аналогичные операции проделываем с ручкой совка (х2), значит: (1 + 1) + 2 = 4 - технологические операции (ТО) по разметке, необходимые для того чтобы изготовить совок.

Правка и рихтовка. Это операции по устранению таких дефектов, как вогнутости, вмятины, выпуклости т. п., поэтому применяются как при изготовлении основания, так и при изготовлении ручки совка: 1 + 1 = 2 ТО.

Резка ножницами. Применяется при вырезании из жести основания и ручки совка 2-ТО.

Гибка. Этот способ обработки металла при изготовлении совка применяем дважды, при изготовлении основания совка и его ручки: 1 + 1 = 2 ТО.

Опиливание. Опиливание кромки совка: 1 ТО.

Сверление. Каждая деталь сверлится, т. е. 1 + 1 = 2 ТО.

Клёпка. Соединение основания совка и ручки: 1 ТО.

Шлифование и полирование. Обе детали шлифуются пред покраской, т. е. 2 ТО.

Сборка. Сборка деталей неподвижным соединением - клепкой: 1 ТО.

Окраска. Изделие окрашивается: 1 ТО.

Количество всех технологических операций по изготовлению совка: 18.

Аналогично проводится расчет всех изделий. Все выбранные нами изделия раскладываем на составляющие технологические операции, подсчитываем количество операций всех изделий и общую сумму операций всех изделий. Высчитываем процентную значимость каждой операции:

К=3ВИ / 3

ови,

где

К - значимость операции (в %); 3ВИ - сумма операций всех изделий;

3оВИ - общая сумма операций всех изделий.

В результате проведённого нами исследования была выявлена приблизительно следующая частота (в порядке уменьшения) технологических операций, выполняемых слесарями-универсалами второго разряда: разметка - 22,5%, сверление - 9,65%, пиление - 8,39%, плоскостное опиливание - 7,89%, шлифование/полирование -7,75%, правка и рихтовка - 5,55%, нарезание резьбы - 5,32%, резка ножницами - 5,23%, зен-кование/развертывание отверстий - 4,19%, гибка - 3,97%, опиливание со снятием фасок -3,92%, сборка - 2,98%, опиливание сложной формы - 2,84%, рубка - 2,48%, фальцовка -1,71%, клепка - 1,48%, притирка - 1,76%, окраска - 1,08%, пайка/сварка - 0,77%, шабрение -0,41%, лужение - 0,09%, чернение - 0,05%.

В традиционной методике обучения при подборе объектов изготовления учитываются не производственно-технические требования, а дидактический принцип последовательности - «от простого к сложному», согласно которому обучаемые сначала выполняют простейшие операции, такие, как разметка, операции с листовым металлом, проволокой, и только после их успешного освоения переходят к более сложным. Как правило, при такой организации обучения для успешного овладения всеми технологическими операциями не хватает учебного времени, а некоторые достаточно часто применяемые на производстве операции зачастую вообще не отрабатываются.

Согласно нашему подходу все основные технологические операции должны осваиваться студентами параллельно, вне зависимости от сложности, а следовательно, объекты изготовления должны содержать как можно больше различных слесарных операций с учётом частоты их применения слесарями второго разряда на производстве. Для этой цели наиболее подходят из-

Соотношения технологических операций

Таблица 1

Опиливание о 9 « § Он 5Г я а, 0) <и Я

Наименование операций 1 а 5 Рубка ев И И 1 К & 13 03 Гибка и о к н и о к И и св •во Я § а о •е « св м С и £ и к я <и Сверление « о ЕГ 8 а к о и Я ю л т а> Он о 13 Я се <ц и & ю се § се и & се о и к к щ 13 Я (и д « О & Ц о 13 Щ и И и К Он 57 се « & ю о се м &

Ин И § £ 14 о о | и о и о о ч о и е се и СП и рц Я м § И <а сп & К а С § К Ц! В) о а ^

Сумма операций 499 55 123 88 175 87 63 33 186 214 38 116 93 118 9 39 17 2 172 1 66 24

Процент 22,5 2,48 5,55 3,97 7,89 3,92 2,84 1,49 8,39 9,65 1,71 5,23 4,19 5,32 0,41 1,76 0,77 0,09 7,75 0,05 2,98 1,08

делия, состоящие из сборочных единиц, требующих при изготовлении нескольких слесарных операций.

Группировку изделий в комплексы выполняем так, чтобы в каждом из комплексов процентное содержание К соответствовало эталону, т. е. процентному содержанию значимости операций главной таблицы, каждой из основной технологической операции, а также чтобы изделия в разных комплексах не совпадали. Количество изделий в комплексах определяется сложностью их выполнения и отводимым учебной программой временем. На изучение модуля практикум по обработке конструкционных материалов в разделе «Слесарная обработка» учебным планом предусмотрено 48 учебных часов. Это определило время, отводимое на выполнение каждого из них, определенное эмпирическим путем и методом хронометража, табл. 2.

При изготовлении комплекса изделий каждый студент должен выполнить основные технологические операции, причём требования к точности

и качеству обработки поверхности (шероховатости) при изготовлении деталей соответствуют уровню подготовки квалификации слесаря второго разряда, следовательно, можно сделать вывод, что выбранные объекты в полной мере отвечают ранее указанным требованиям.

Перечень и количество, а также процентное соотношение различных технологических операций, выполняемых студентами при изготовлении вышеперечисленного комплекса, представлено в табл. 3.

Таким образом, каждый комплекс изделий соответствует учебно-часовой нагрузке, изделия в нем охватывают основные слесарные операции, при выполнении которых формируются на должном уровне практические умения и навыки.

При изготовлении вышеназванных объектов (см. рис. 1) студенты выполняют достаточное количество основных слесарных операций, а также большой перечень наладочных, установочных и измерительных операций.

Таблица 2

Соотнесение изделий и времени, затраченного на их изготовление

Наименование изделия Время, отведенное на изготовление изделия, акад. час

Совок 10

Шпингалет 12

Ведро 10

Струбцина 16

Всего: 48

Таблица 3

Комплекс изделий по формированию основных слесарных операций

Опиливание Зенкование/развертывание <и к н

Наименование операций Разметка Рубка Правка и рихтовка Гибка и о е и 8 со снятием кромки сложной формы Клепка ш Я И о 0) К Н и а я ей И « о Я" л § я 1 я я о я Я ю л « 0) а 0) к к ев Шабрение св и § & м о О к к о К К <о £ £ я о & ч о 13 к о о 18 И <и И О. 5Г Сборка ей К и св & Г)

и о О © £ т и рц 0) & Я и Й К ев в 0 1 1-11

Процент 22,5 2,48 5,55 3,97 7,89 3,92 2,84 1,49 839 9,65 1,71 5,23 4,19 532 0,41 1,76 0,77 0,09 7,75 0,05 2,98 1,08

Процент 22,68 2,06 5,15 4,12 8,25 4,12 3,09 2,06 8,25 10,31 2,06 5,15 4,12 5,15 0,00 1,03 0,00 0,00 8,25 0,00 3,09 1,03

Струбцина 8 1 5 3 5 4 3 3 2 1

Совок 4 2 2 1 1 2 2 2 1 1

Ведро 5 1 3 2 2 1 2 2 3 1

Шпингалет 5 3 1 3 2 1 2 1 3 1

Рис. 2. Усреднённые результаты экспертной оценки уровня сформированности технико-технологической компетенции бакалавров

Экспериментальные исследования по формированию технико-технологических компетенций студентов в ходе практикума по обработке конструкционных материалов были проведены в 2007-2010 гг. на базе факультета технологии и предпринимательства Коми пединститута. В ходе зачетной работы студентам предлагалось изготовить изделие, включающее в себя основные слесарные операции, качество и выполнение которых оценивалось экспертами. В результате обработки экспериментальных данных исследования можно отметить, что за выполнение практического задания студенты экспериментальной группы получили в среднем 7,63 балла, а студенты контрольной группы - 6,20 балла, т. е. на 23,1% меньше (рис. 2).

Таким образом, применение экспериментальной методики на основе использования специально разработанного комплекса изделий позволяет повысить уровень сформированности технико-технологической компетенции бакалавров педагогического образования по профилю «Технология».

Примечания

1. Хуторской А. В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.

2. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996; Сергеев А. Н. Проблемы компетентности и компетенций в психолого-педагогических исследованиях / Н. А. Шайденко, В. Г. Подзолков, А. В. Сергеева, А. Н. Сергеев. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2007. 128 с.

3. Хуторской А. В. Указ. соч.

Рис. 3. Примеры объектов труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.