Научная статья на тему 'Подготовка студентов бакалавриата направления 15. 03. 05 - кто к практической работе'

Подготовка студентов бакалавриата направления 15. 03. 05 - кто к практической работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / УЧЕБНАЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / ПРОФЕССИИ / PRACTICE / EDUCATIONAL / PRODUCTION / SKILLS / ABILITIES / PROFESSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрячкова Валерия Валериевна, Ямников Александр Сергеевич

Рассмотрены виды практик при обучении прикладного бакалавра рабочим профессиям. В первом семестре студенты получают профессию токаря или фрезеровщика на универсальных станках, а во втором оператора станков с программным управлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хрячкова Валерия Валериевна, Ямников Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF STUDENTS OF THE BACHELOR DEGREE OF THE DIRECTION 15.03.05 - PRODUCT DESIGN AND DEVELOPMENT TO PRACTICAL WORK

Types the practician are considered at study of the applied bachelor to working professions. In the first semester students receive a profession of the turner or milling-machine operator on universal machines, and in the second the computer controlled machine operator.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов бакалавриата направления 15. 03. 05 - кто к практической работе»

УДК 001.8, 001.9, 621—05

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ 15.03.05 — КТО К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

В.В. Хрячкова, А.С. Ямников

Рассмотрены виды практик при обучении прикладного бакалавра рабочим профессиям. В первом семестре студенты получают профессию токаря или фрезеровщика на универсальных станках, а во втором - оператора станков с программным управлением.

Ключевые слова: практика, учебная, производственная, навыки, умения, профессии.

Кафедра технологии машиностроения ТулГУ на протяжении десятилетий уделяла большое внимание профессиональной подготовке будущих специалистов [1-5]. Одной из первых в стране она обеспечила переход на многоуровневую систему подготовки кадров, причем в отличие от столичных вузов, эта система включала в себя и подготовку специалистов со среднетехничеким образованием - техников — механиков по специальности «Технология машиностроения». Лучшие выпускники обладали правом поступать вне конкурса на дальнейшее обучение на инженера по сокращенной программе.

На кафедре была разработана концепция обучения: от простого к сложному. Студенты на первых курах в период прохождения учебных и производственных практик не только знакомились с производственным процессами на предприятиях, но и осваивали рабочие профессии токаря или фрезеровщика. Обучение происходило в учебном центре Тульскокого машиностроительного завода, а затем и профессионально-техническом училище г. Тулы № 25. В программе обучения зачитывались в качестве теоретической части курсы, изучаемые студентами в сенах вуза, а практическое обучение приемам работы на оборудовании они проходили в упомянутых местах. По окончании обучения студенты сдавали экзамены и получали рабочие профессии. Последнее обстоятельство способствовало успешному обучению на специалиста или бакалавра на старших курсах или при проведении экспериментальных научно-исследовательских работ, т.к по правилам техники безопасности студентам, не имеющим удостоверения рабочей профессии запрещено работать на станках, а без этого невозможно и полноценное выполнение учебной программы.

За указанную разработку нового подхода к обучению специалистов в 1989 г. сотрудники кафедры Коганов И. А., Никифоров А.П., Ямников А.С. были удостоены III-й Премии ГОСОБРАЗОВАНИЯ РФ и серебряными знаками «Отличник высшего образования СССР».

Подготовка студентов к рабочим профессиям непрерывно продолжается до настоящего времени. Однако с внедрением Болонской конвенции в Российское образование возникали трудности с выделением учебно-

го времен на эту подготовку, так эта конвенция не предполагает обучение будущих бакалавров чему-то конкретному, а только изучение фундаментальных наук, повышающих общетеоретическую подготовку выпускника.

В связи с восстановлением народного хозяйства в последнее десятилетие, что особенно ярко отразилось в оборонно-промышленном комплексе, в стране обострилась необходимость более профессионально подготовленных кадров. В МИНОБРАНАУКи была принята программа «Кадры для региона».

В 2013 г. Тульский государственный университет выиграл грант на проведение проекта «Инновационная подготовка высококвалифицированных кадров для предприятий и организаций Тульской области». Цели проекта: Создание в ФГБОУ ВПО«Тульский государственный университет» инновационной структуры и образовательной среды подготовки высококвалифицированных кадров для машиностроения и транспортно-технологической инфраструктуры — приоритетных направлений развития экономики Тульской области. объем финансирования из бюджета - 2013 г. - 40млн. руб., 2014 г. - 28 млн. руб.

По проекту «Инновационная подготовка высококвалифицированных кадров для предприятий и организаций Тульской области» участвовал в разработке экспериментальных учебных планов прикладного бакалавра направления 15.03.05 - Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

В основном программа подготовки прикладного бакалавра отличается от академического увеличенным количеством практик и требованием обучения студента профессиональным компетенциям по работе на оборудовании. На нашей кафедре было принято решение не нарушать традиции, а развивать их в свете появившихся возможностей [6].

Согласно учебному плану подготовки прикладного бакалавра направления 15.03.05 - Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств первая практика - учебная, проводится в первом и втором семестрах на базе учебных центров предприятий - инвесторов. В 2014/2015 учебных годах студенты обучались в учебном центре ОАО АК «Туламашзавод».

Целью прохождения учебной практики является получение первичных профессиональных умений и навыков, расширение технического кругозора. Практика позволяет подготовить студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привить практические профессиональных умений и навыков по избранной специальности, закрепить, расширить, углубить и систематизировать знания, полученные при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации, приобрести первоначальный практический опыт.

Студенты обучались профессиям: фрезеровщик (рис. 1), токарь, слесарь механосборочных работ. Изучали виды обработки конструкционных материалов, фрезерные, токарные, заточные, сверлильные станки и инструменты, безопасность труда и пожарную безопасность при работе с конструкционными материалами, знакомились с конструкциями и принципами работы станков по соответствующей профессии, технологическую оснастку для станков.

Рис. 1. Студенты гр.620141-ПБ, 1-й семестр, обучение профессии "фрезеровщик"

Для освоения каждой из профессии выполнялись комплексные работы сложностью 2-3 разрядов. Для профессии - фрезеровщик: фрезерование плоских поверхностей; фрезерование пазов, канавок и уступов, отрезание металла; фрезерование фасонных криволинейных поверхностей; фрезерование многогранников. Для профессии — токарь: обработка наружных, цилиндрических и торцовых поверхностей; обработка отверстий; нарезание резьбы плашкой и метчиком; обработка конических поверхностей. Для профессии — слесарь механосборочных работ: разметка плоскостная и пространственная; рубка металла; правка и гибка металла; резка металла; опиливание металла; сверление, зенкерование, зенкование и развертывание отверстий; нарезание резьбы; клепка; шабрение; притирка; сборочные работы.

При успешной сдаче итоговой аттестации студент во втором семестре осваивает профессию «Оператор станков с ПУ» (рис. 2).

Сюда входят следующие вопросы:

1. Программное управление (ПУ) металлорежущими станками: определение, виды, значение, перспективы развития.

2. Программы для станков с ПУ: способы задания, языки, носители, порядок ввода, правила чтения.

3. Кодирование технологических команд: основные сведения. Коды: назначение, основные требования. Способы кодирования букв. Кадр: основные этапы формирования, состав, символы. Способы закрепления символов за командами управления. Принципы кодирование осей.

4. Порядок подготовки управляющих программ для станков с ПУ: основные этапы, их последовательность. Ручное и машинное программирование: характеристика, процесс алгоритмизации.

5. Подготовка управляющих программ при ручном программировании: основные этапы, их содержание, последовательность, возможные ошибки.

6. Машинная подготовка управляющих программ: основные правила, диалог «человек-ЭВМ», проверка правильности составления программы. Блочно-цикловой принцип построения управляющих программ: сущность. Стандартные циклы программного управления от ЭВМ: основные сведения. Работа с управляющими программами (внесение кадров, исключение кадров, передача управляющей программы на станок с ЧПУ, коррекция): последовательность действий. Требования к современным САМ системам.

7. Контроль управляющих программ: методы, средства, корректировка, редактирование, источники ошибок, порядок их устранения.

8. Микропроцессорная техника: разновидности, основные понятия, структура управляющей ЭВМ, назначение блоков, алгоритмы управления.

9. Эксплуатация и диагностирование систем ЧПУ: основные мероприятия. Факторы, влияющие на работоспособность станка и качество выпускаемой продукции.

Рис. 2. Студенты гр. 620141-ПБ, 2-й семестр, обучение профессии "оператор станков с ЧПУ"

По результатам практики студент проходит аттестацию на рабочем месте и ему выдается удостоверения рабочего 2-го разряда. На кафедру студент сдает отчет в виде реферата по полученной специальности.

341

На 2-ом курсе в осеннем семестре запланированы экскурсии по ведущим предприятиям города, ознакомление с их структурами, подразделениями. Там студенты знакомятся с профессиональной деятельностью технолога, структурой машиностроительных предприятий.

С 4-го по 8-й семестры студенты проходят производственную практику. На ней студенты приобретают инженерно-технические навыки по специальности на рабочих местах в составе производственных бригад под руководством высококвалифицированных специалистов, назначенными от производства, закрепляют теоретические знания, полученные во время обучения в университете, формируют навыки применения на производстве теоретических знаний в области проектирования и технологии. Так же во время прохождения практики студенты ведут подготовку материалов для выполнения курсовых работ:

1. Изучают чертеж изделия (узла) и детали.

2. Изучают функциональное назначение, устройство и принцип работы изделия.

3. Рассматривают методы достижения точности при сборке изделия (узла), способы контроля и испытания.

4. Определяют последовательность сборки узла и формы организации сборочного процесса.

5. Изучают технические требования и нормы точности, задаваемые чертежом детали, исходя из ее функционального назначения.

6. Анализируют технологичность конструкции детали.

7. Анализируют вид заготовки и метод ее получения.

8. Изучают и анализируют существующий технологический процесс изготовления детали, его недостатки и пути их устранения. Целесообразность использования оборудования с программным числовым управлением изготовления детали в условиях гибких автоматизированных технологических систем.

9. Выполняют специальные технологические расчеты на ЭВМ.

10. Автоматизируют, проектируют технологические процессы или операции с помощью ЭВМ.

11. Разрабатывают контрольные операции и средства контроля.

По желанию студентов на некоторых предприятия предложено приобретение практических инженерно-технических навыков в должности дублеров мастеров, технологов при работе на производственных участках.

К последнему семестру студенты и руководители практик должны определиться с темой дипломного проекта и начать сбор и анализ всех имеющиеся материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.

Список литературы

1. Коганов И.А., Никифоров А.П., Ямников А.С. Модернизация профессиональной подготовки инженера-технолога в машиностроении: учеб. пособие. Тула: ТулПИ, 1992. 59 с.

342

2. Сундуков Г.В., Голутвин В.А., Дубенский Г.Г. Из века в век. Технологический факультет Тулького государственного университета. Тула: Изд-во ТулГУ. 2005. 604 с.

3. Кафедра технологии машиностроения. Становление, развитие, настоящее. 1935-2005 гг. Исторический очерк / В.Д. Артамонов [и др.] / Тула: Изд-во ТулГУ. 2006. 96 с.

4. Ямников А.С., Маликов А.А. История развития технологической науки. Дополненное и исправленное издание: учебное пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 423 с.

5. Технологический факультет. Вехи истории / под общ. ред Г.Г. Дубенского; Тульский государственный университет. Тула, Изд-во «Источник жизни». 2000. 208 с.

6. Агуреев И.Е. Применение современных образовательных технологий для подготовки студентов и выпускников, адаптированных к современному рынку труда / И.Е. Агуреев, Г.П. Рыбаков, А.В. Груничев [и др.] // Содействие трудоустройству и адаптация к рынку труда студентов и выпускников учреждений профессионального образования Тульской области: сб. материалов 1 Региональной НПК с всероссийским участием. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 156 с. С. 7-10.

Хрячкова Валерия Валериевна, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Ямников Александр Сергеевич, д-р техн. наук, проф., yamnikovasamail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

TRAINING OF STUDENTS OF THE BACHELOR DEGREE OF THE DIRECTION 15.03.05 — PRODUCT DESIGN AND DEVELOPMENT TO PRACTICAL WORK

V.V. Hryachkova, A.S. Yamnikov

Types the practician are considered at study of the applied bachelor to working professions. In the first semester students receive a profession of the turner or milling-machine operator on universal machines, and in the second - the computer controlled machine operator.

Key words: practice, educational, production, skills, abilities, professions.

Hryachkova Valeria Valeriyevna, candidate of technical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Yamnikov Alexander Sergeyevich, doctor of technical science, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.