УДК 001.8, 001.9, 621—05
ИННОВАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
А. С. Ямников
Рассмотрены вопросы модернизации подготовки магистров по направлению подготовки 15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, программа магистратуры: производственно-технологическая. Предусмотрена более тесная связь учебного процесса, научно-исследовательской и практической работы с конкретными производственными задачами, стоящими перед предприятиями. Показана связь вуза и предприятий в материально-техническом обеспечении учебного процесса и прохождении производственных практик.
Ключевые слова: магистратура, научно-исследовательская работа, материальная база, практики.
В 2013 г. Тульский государственный университет выиграл грант на проведение проекта «Инновационная подготовка высококвалифицированных кадров для предприятий и организаций Тульской области». Цели проекта: создание в ФГБОУ ВПО«Тульский государственный университет» инновационной структуры и образовательной среды подготовки высококвалифицированных кадров для машиностроения и транспортно-технологической инфраструктуры, приоритетных направлений развития экономики Тульской области. Объем финансирования из бюджета в 2013 г. - 40 млн руб., в 2014 г. - 28 млн руб.
По проекту «Инновационная подготовка высококвалифицированных кадров для предприятий и организаций Тульской области» участвовал в разработке экспериментальных учебных планов прикладного бакалавра направления 15.03.05 - Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств и магистра направления 15.04.05 - Конст-рукторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.
В соответствии с предварительной договоренностью с представителями предприятий - инвесторов программы «Кадры — региону» (ОАО «Акционерная компания Туламашзавод», ОАО «Научно-производственное объединение СПЛАВ», ОАО «Конструкторское бюро приборостроения», ОАО «Тульский научно-исследовательский технологический институт» (ТНИТИ), ЗАО «Тулаэлектропривод») планируется приобретение студентами на первом курсе на базе учебного центра ОАО «Акционерная компания Туламашзавод» рабочих профессий станочников, с последующим повышением профессиональной квалификации до операторов-программистов-наладчиков современных станков с ЧПУ.
Это позволит студентам быстрее адаптироваться к современным условиям производства. Кроме этого на втором курсе предусмотрен ряд экскурсионных практик на всех предприятиях-инвесторах. Это позволит студенту определиться с местом будущей работы, а предприятия (конкретному руководителю) присмотреться к будущим сотрудникам на последующих технологической и преддипломной практике.
На сайте: http://business71 .ru/article/310 22 Января 12:59 помещена статья: «Прошлый раз у Путина попросили часы. Теперь - детский сад и жилье», посвященная визиту Президента РФ В.В. Путина в Тулу 21.01.14. В ней говорится следующее:
«Как минимум, есть три причины для визита. Одна - глобальная, в рамках упомянутой реформы Вооруженных Сил России. Нужно было лично и на месте увидеть, как идет модернизация производства, на которые выделяются многие миллиарды рублей (кроме КБП от нас в программе участвует «Сплав»). Успеют ли туляки к 2018 году сделать свои заводы самыми передовыми в технологическом плане? Не верить радостным отчетам чиновников, а — «потрогать руками».
Но есть и вторая задача - сугубо практическая. Заказов на «Пан-цирь-С1» поступило столько, что «Щегловский вал» с ними в одиночку не справится. Значит, нужен новый завод. Где и как строить? Во что обойдется? Каковы сроки? Где взять кадры? И много еще вопросов. Наверное, об этом тоже говорили. Тем более что предварительная проработка проблемы активно ведется. В прошлом году в Туле побывало несколько больших чинов «оборонного» профиля, о приезде которых не распространялись. И наши руководители оружейных предприятий в Москве - тоже частые гости. Возможно, скоро мы узнаем о решениях».
Программа «Кадры — региону» направлена на решение кадровой проблемы. Заводы оснащаются современным оборудованием с числовым программным управлением, на котором далеко не всякий выпускник профессионального колледжа может работать, включая элементы оперативного программирования и настройки.
Наш учебный план нацелен на подготовку выпускника, способного справиться с современными задачами производства.
Более углубленная подготовка предусмотрена в плане обучения магистрантов по направлению подготовки 15.04.05 (151900.68) Конструктор-ско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, профиль: магистратуры: производственно-технологическая.
Выпускник магистратуры способен решать более сложные технологические задачи и может проводить производственные научно-исследовательские работы по определению причин появления брака и оперативной разработки мероприятий по его устранению. Он также может проектировать специальную технологическую и инструментальную оснастку, а также заготовки изделий сложной формы и технологию их изготовления.
В ТулГУ имеется ведущая научная школа в области проектирования сложного и зуборезного инструмента, неоднократно выигрывавшая гранты РФФИ в поддержку ведущих научных школ. Научный потенциал этой школы, сосредоточенный на кафедрах: «Инструментальные и метрологические системы» и «Технология машиностроения» позволит квалифицированно готовить кадры магистров и по этому профилю.
В соответствии с разработанной программой дополнительного профессионального образования имеются договоренности с предприятиями -инвесторами программы «Кадры — региону» о повышении квалификации их сотрудников, которые окончили университет более 10 лет назад и которым незнакомы некоторые аспекты новых знаний. Эти программы будут ежегодно согласовываться с потребностями предприятий региона.
Предусмотрены активные формы проведения занятий: разбор конкретных ситуаций, мозговой штурм при решении конкретных научных проблем) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.
При проведении семинара используются следующие методы:
изучение методики проведения исследований;
разбор конкретных ситуаций (метод кейс-стадий);
получение навыков групповых дискуссий и защиты своего мнения;
приобретение опыта участия в «мозговой атаке».
проведение интерактивных лекций,
проведение групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей,
преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых организацией, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей).
В университете условия для реализации ООП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий созданы в Интернет-институте ТулГУ, использующем систему «МооШе».
Учитывая прикладной характер подготовки бакалавров и магистров, особое значение приобретают встречи с представителями российских компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
На первом курсе все студенты проходят практику на базе учебного центра ОАО «Акционерная компания Туламашзавод» рабочих профессий станочников, с последующим повышением профессиональной квалификации до операторов-программистов-наладчиков современных станков с ЧПУ. Это будет делаться на договорной основе в рамках реализации «сетевых методов обучения». Договоры на практику заключены на весь срок получения образования по программе с предприятиями -инвесторами:
1. ОАО «АК «Туламашзавод», г. Тула, договор №30 от 23.10.14.
2. ЗАО «Тулаэлектропривод», Тульская область, Ленинский район, п. Плеханово, договор №22 от 23.10.14.
3. Гарантийное письмо № 34/0129 из ОАО «НПО «Сплав» от 27.04.2015 г.
4. Гарантийное письмо № 588/к из ОАО «КБ приборостроения им. академика А.Г. Шипунова» от 07.05.2015.
При проведении учебных занятий используется специализированный компьютерный класс (ауд. 2- 112), имеющий, компьютеры: Моноблок Apple - 1 шт, сервер Intel Core i7 - 1 шт, компьютер Intel Core i5 - 1 шт, компьютер Intel Core i3 - 4 шт, компьютер Intel Pentium G - 10 шт, комп/ AMD Athlon 64x2 Dual - 4 шт. Все компьютеры включены в сеть с выходом в Интернет. Имеется комплекс виртуальных лабораторных работ и программа компьютерного тестирования знаний обучающихся.
Класс оснащен также сканером А4- 3 шт, сканером А3- 1 шт и видеопроектор EPSON EMP-53-1, что позволяет использовать аудиторию для проведения занятий с показом презентаций.
Кроме того уже в 2013 г. предприятия-инвесторы выделили производственное оборудование для обучения студентов, что планируется расширять в дальнейшем.
Предприятие ЗАО «Тулаэлектропривод» в соответствии с соглашением от «15» августа 2014г. в рамках участия в проекте «Кадры для регионов» и с целью организации подготовки высококвалифицированных специалистов — выпускников технологической магистратуры по направлению 151900 «Конструкторское и технологическое обеспечение машиностроительных производств» подготовило к использованию в учебном процессе:
1. Станок двухшпиндельный токарно-фрезерный прутковый автомат XP4-42SM, предназначенный для токарной, фрезерной, сверлильной обработке деталей из калиброванного прутка (стоимость оборудования 2956417,17 руб.).
2. Станок горизонтально-протяжной 7Б56 для протяжки внутренних шпоночных пазов шириной от 8 до 28 мм. (стоимость оборудования 150000,00 руб.).
Общая стоимость оборудования для использования в учебном процессе составляет: 3106417,87 руб. (три миллиона сто шесть тысяч четыреста семнадцать рублей восемьдесят семь копеек)
Открытое акционерное общество «Научно- производственное объединение «СПЛАВ» в соответствии с договором № 1 от «15» 08.2013г. в рамках участия в проекте «Кадры для регионов» и с целью организации подготовки высококвалифицированных специалистов-выпускников прикладного бакалавриата по направлению 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» подготовило к использованию в учебном процессе:
1. Специальный токарный полуавтомат с ЧПУ мод.ТМ 37 (балансовая стоимость 4 850 000 руб.00 копеек).
2. Установка и запуск Специального токарного полуавтомата с ЧПУ мод.ТМ 37 (стоимость 150 000 руб. 00 коп.).
Открытие акционерное общество «Акционерная компания «Туламашзавод» в соответствии с договором № 1 от «12» 08 2013 г. в рамках участия в проекте «Кадры для регионов» и с целью организации подготовки высококвалифицированных специалистов машиностроительных производств подготовило к использованию в учебном процессе рабочие места, закупив:
1) мебель и верстаки - 455218 руб.
2) жалюзи - 36299,8 руб.
3) программное обеспечение - 80990,82 руб.
4) видеопроектор - 86490 руб.
5) устройство для настройки инструмента - 182900 руб.
6) режущий инструмент для высокопроизводительного оборудования - 158184,9 руб.
ИТОГО: 1000082,52 руб.
Открытое акционерное общество «Тульский научно-исследовательский технологический институт» в соответствии с договором №б/н от «12» 08 2013 г. в рамках участия в проекте «Кадры для регионов» и с целью организации подготовки высококвалифицированных специалистов — выпускников прикладного бакалавриата по направлению 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» подготовило к использованию в учебном процессе:
1) лабораторный комплекс «Статические испытания металлов» и объекты исследования (стоимость оборудования 656000 рублей 00 копеек);
2) лабораторный комплекс «Инструментальное оснащение многофункциональных токарных станков с ЧПУ» и объекты исследования (стоимость оборудования 466292 рубля 34 копейки);
3) лабораторный комплекс «Технология получения неразъемных соединений дуговой сваркой» и объекты исследования (стоимость оборудования 1116821 рубль 00 копеек).
Открытое акционерное общество «Конструкторское бюро приборостроения» ОАО «КБП») в соответствии с Соглашением от «16» августа 2013 г. в рамках участия в проекте «Кадры для регионов» для развития образовательной и научной инфраструктуры (включая обновление материально-технической базы «Предприятия» в целях реализации Проекта, в том числе предоставление помещений и их ремонт для обеспечения образовательного процесса, предоставление оборудования для прохождения практик, курсового и дипломного проектирования, и т.д.) с целью подготовки высококвалифицированных специалистов — выпускников прикладного бакалавриата по направлению 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» подготовило к использованию в учебном процессе:
1) классный тренажер комплекса вооружения (стоимость 3 674 370 рублей 00 коп.);
2) помещения для проведения занятий в Центре подготовки специалистов ОАО «КБП»: совершенствование материально-технической базы с целью повышения качества образовательного процесса (стоимость 2 479 666 рублей 11 копеек);
3) оборудование для печати учебных пособий (стоимость 2 455 121 рублей 82 копеек);
4) компьютерный класс на 20 мест для 3Б-моделирования проектируемых изделий, аэродинамических расчетов, расчетов на прочность и математического моделирования систем управления на базе Центра подготовки специалистов ОАО «КБП» (стоимость 1 219 765 рублей 75 копеек);
5) учебно-действующий пульт оператора комплекса вооружения (стоимость 356 994 рублей 29 копеек).
Перечисленное оборудование физически установлено на соответствующих предприятиях и используется при подготовке прикладных бакалавров и магистров на практиках, организованных по договорам с этими предприятиями.
При кафедре действует «Научно-образовательный центр «Инновационные технологические процессы формообразования сложных поверхностей и сборки изделий»». Директор - Маликов Андрей Андреевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии машиностроения, начальник Управления научно-исследовательских работ ТулГУ.
Направления исследований:
инновационные технологии изготовления цилиндрических зубчатых колес;
проектирование и изготовление зубчатых передач с круговыми зубьями;
новые технологии сборки точных механизмов и ответственных изделий со сложными пространственными размерными связями.
Материальная база и интеллектуальный потенциал центра также используются при подготовке прикладных магистров по направлению подготовки 15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств профилю «Производственно-технологическая деятельность».
С руководством ОАО «АК «Туламашзавод», и ОАО «Тульский научно-исследовательский технологический институт» (ТНИТИ), а также ОАО «ТОЗ» имеются предварительные договоренности о проведении совместных хоздоговорных НИР, с привлечением студентов и аспирантов к решению актуальных для машиностроения региона и, в частности предприятий-инвесторов, технологических задач.
Преддипломную практику студенты будут проходить по месту будущей работы, и выполнять выпускную квалификационную работу по тематике предприятия.
Часть предприятий для материальной поддержки студентов-старшекурсников, с которыми заключены договора на будущую работу, оформляет их на 0,5 ставки инженеров соответствующих отделов и служб.
Дирекция ОАО «АК «Туламашзавод» предлагает для сохранения кадров, через год работы представлять молодому специалисту служебное жилье с оплатой только коммунальных услуг. После 20 лет работы на предприятии планируется передавать это жилье в собственность работника.
Образовательная программа, разработанная ТулГУ включает в себя дисциплины, относящиеся к базовой части программы магистратуры, которые являются обязательными для освоения обучающимися вне зависимости от направленности (профиля) программы магистратуры. В образовательной программе присутствуют дисциплины «Современные философские проблемы науки и техники», «Деловой иностранный язык» в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины» программы магистратуры.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО, в структуру Блока 3, «Государственная итоговая аттестация» (ГИА), основной образовательной программы ТулГУ, входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.
Для успешной реализации учебного процесса подготовки прикладных бакалавров и магистров сотрудниками кафедры подготовлены, изданы в издательстве ТулГУ и сданы в электронном и печатном виде в библиотеку ТулГУ следующие учебные пособия:
1. Артамонов В. Д., Сидоркин А.В., Кондрашов В.А. Технология автоматизированного производства: уч. пос. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014.
2. Маликов А.А., Федоров Ю.Н., Артамонов В.Д., Золотухина О.Л. Основы технологии машиностроения: уч. пос. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014.
3. Ямников А.С., Маликов А. А., Ямникова О. А., Волков Д. П., Кузнецов Е. Ю. Прогрессивные технологии резьбообработки: уч. пос. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013.
4. Маликов А.А., Ямников А.С., Кузнецов Е. Ю., Бобков М.Н. Проектирование и производство заготовок: уч. пос. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014.
5. Маликов А.А., Федоров Ю.Н., Артамонов В.Д., Золотухина О.Л. Современная концепция проектирования технологий обработки резанием: учебное пособие для вузов. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012.
6. Ямников А.С. Научные основы технологии машиностроения: уч. пособие. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014.
7. Суслов А.Г., Ямников А.С. Научные основы технологии машиностроения: уч. пособие. Ч. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014.
8. Маликов А.А., Федоров Ю.Н., Артамонов В.Д., Золотухина О.Л. Технология машиностроения: уч. пос. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014.
9. Шейнин Г.М. Техническая документация в учебных работах и проектах по технологии машиностроения: уч. пособие. Тула: Изд-во Тул-ГУ, 2014.
10. Бобков М.Н., Маликов А.А., Малахов Г.В., Ямников А.С. Технологические процессы изготовления зубчатых колес: уч. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011.
11. Ямникова О.А., Ямников А.С. Имитационное моделирование компонентов технологических систем: уч. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013.
12. Маликов А.А., Ямников А.С., Протасьев В.Б. История и методология науки: уч. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011.
13. Ямников А.С., Маликов А. А. История развития технологической науки: уч. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013.
14. Маликов А.А., Мигай А.Ю., Ямников А.С. Технология сборки машин: уч. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011.
15. Маликов А. А., Малахов Г.В., Ямников А.С. Технология изготовления валов: уч. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013.
Тема ВКР для прикладных магистров (магистерской диссертации) связана с работой предприятия - инвестора, с которым у студента заключен договор. В отличие от академической магистратуры содержание прикладной ВКР магистранта близко к дипломному проекту специалиста, отличаясь от последнего более развитой исследовательской частью, причем исследования выполняются в интересах и на базе предприятия.
Кафедрой рекомендуются следующие типовые варианты тем ВКР магистра производственно-технологической деятельности направления 150405 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».
1. Проект механосборочного участка (отделения) по производству узлов с разработкой технологических процессов механической обработки основных деталей и сборки узлов для условий серийного или массового производства.
2. Проект механического участка цеха (отделения) по производству одной или нескольких однотипных деталей с разработкой технологического процесса для условий массового автоматизированного производства.
3. Проект механического цеха или участка цеха (отделения) по производству нескольких однотипных деталей на основе групповых технологических процессов.
4. Проект гибкой автоматизированной технологической системы (ГАТС) для изготовления деталей определенного класса на базе использования станков с ЧПУ.
5. Темы с исследовательским уклоном формулируются в соответствии с научно-исследовательскими работами, выполняемыми кафедрой.
ВКР состоит из объяснительной записки, альбома технологических карт и чертежей, а также слайдов презентации доклада исследовательской части ВКР.
Объяснительная записка и альбом технологических карт являются основой проекта.
Чертежи иллюстрируют содержание проекта и способности магистранта к производственно-технологической деятельности направления 150405 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».
Презентация доклада помогает магистранту компактно и доходчиво объяснить членам ГЭК основные положения ВКР.
Специальная часть ВКР может носить следующий характер:
а) теоретическое или экспериментальное исследование по заданию кафедры;
б) разработка перспективной технологии по заданию предприятия с выделением отдельных вопросов, которые неудовлетворительно решены на предприятии и которые предлагается решить студенту при выполнении им ВКР. Программа и содержание работ по специальной части проекта составляются студентом совместно с руководителем ВКР и утверждаются кафедрой. Ниже приведен ориентировочный перечень тематики индивидуальных заданий, которые могут быть предложены студенту для выполнения специальной или исследовательской части ВКР.
В качестве таких работ могут быть предложены, например:
1. Размерный анализ изделий.
2. Обоснование специальных требований, предъявляемых к точности изготовления деталей и сборки узлов или машин, исходя из служебного назначения машины.
3. Анализ схем базирования деталей.
4. Исследование точности действующих или проектируемых технологических процессов с использованием методов теории вероятностей и математической статистики.
5. Разработка оригинальных конструкций режущих инструментов и технологической оснастки.
6. Исследование стойкости режущего инструмента.
7. Анализ производительности действующего или проектируемого оборудования.
8. Выполнение специальных технологических расчетов на ЭВМ.
9. Автоматизация проектирования (САПР) технологических процессов или операций с помощью ЭВМ.
10. Анализ причин производственного брака и разработка рекомендаций по его устранению.
11. Разработка и внедрение оптимальных технологий изготовления машиностроительных изделий.
12. Исследование причин появления брака в производстве, разработка мероприятий по его исправлению и устранению.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная программа подготовки магистров профиля «Производственно-технологическая деятельность» направления 150405 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» обеспечивает уровень подго-
товки, достаточный для работы на инженерных должностях современных машиностроительных предприятий, в том числе и оборонного комплекса Тульской области.
Ямников Александр Сергеевич, д-р техн. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
NNOVATIVE TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL FOR THE ENTERPRISES
OF THE TULA REGION
A.S. Yamnikov
Discussed the modernization of masters training in the field of training 15.04.05 Engineering and technological support of machinery production, master's degree program: industrial technology. Provided a stronger link of educational process, scientific research and practical work with specific production challenges facing enterprises. The relation between the University and enterprises in the logistics of educational process and practical training.
Key words: graduate, research work, material basis of the practice.
Yamnikov Alexander Sergeevich, doctor of technical science, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University