Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал занятий практического обучения'

Воспитательный потенциал занятий практического обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАКТИКУМ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайнеев Эдуард Робертович

В статье рассматривается деятельностно-компетентностный подход в единстве решения задач обучения, воспитания и развития в профессиональной подготовке будущего педагога практического обучения. Подчеркивается важность мотивированной трудовой деятельности студента при проведении лабораторных работ, практикумов в учебных мастерских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Educational Potential Practical Training

The article examines the activity and competence approach in the organic unity of decision of tasks of training, education and development in professional training of future teachers hands-on learning teacher technology schools and masters of inservice training of secondary vocational education during the laboratory works, workshops in educational workshops.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал занятий практического обучения»

МЕТОДИКА

I 43

Воспитательный потенциал занятий практического обучения

ГАЙНЕЕВ

Эдуард Робертович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий профессионального обучения Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Аннотация

В статье рассматривается деятельност-но-компетентност-ный подход в единстве решения задач обучения, воспитания и развития в профессиональной подготовке будущего педагога практического обучения. Подчеркивается важность мотивированной трудовой деятельности студента при проведении лабораторных работ, практикумов в учебных мастерских

Ключевые слова:

педагог практического обучения, трудовое воспитание, практикум в учебных мастерских, деятельность, способности, мотивация, саморазвитие, профессионал

Выпускник педагогического вуза по направлению «Технология» должен обладать, помимо профессиональных знаний и умений, такими качествами, как профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, способностью к самоанализу и принятию ответственных решений, а также иметь практический опыт выполнения работ по металлообработке, деревообработке, творческой рационализаторской деятельности.

Труд как наиболее важную составляющую жизни человека, важнейшее условие воспитания определяли многие выдающиеся педагоги. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного туда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой», а также подчеркивал, что именно трудовая деятельность представляет собой наиважнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.

Практическое обучение, как известно, таит в себе значительные потенциальные возможности для решения задач воспитания и развития, формирования и развития важнейших качеств личности [1]. Более того, именно труд, практическую деятельность человека многие выдающиеся педагоги (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д Ушинский и др.) считали важнейшей системообразующей основой гармоничного воспитания и развития личности. Именно во время практической деятельности, освоения трудовых приемов и операций перед студентом возникают проблемы, которые требуют интеграции знаний основ различных наук, умений рациональной организации труда, рефлексии, контроля качества выполнения работ, высокой степени самостоятельности, ответственности за результаты собственной деятельности.

Особенности практического обучения

Практическое обучение, практикум в учебных мастерских является основой подготовки квалифицированных специалистов — будущих учителей технологии и мастеров производственного обучения. Особенностями практического обучения являются:

- комплексная подготовка педагога технологии по трудовым функциям, соответствующим современным требованиям общеобразовательной школы, учебного заведения среднего профессионального образования;

44 | 4/2016

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

МЕТОДИКА

- поэтапное усложнение видов деятельности по взаимосвязанным переходам: от первоначальных, наиболее простых умений и навыков к более сложным;

- междисциплинарная взаимосвязь в единстве теоретического и практического направлений обучения;

- эмпирическая проверка и закрепление освоенных теоретических знаний.

В учебных мастерских и лабораториях учебного заведения студенты последовательно осваивают различные виды профессиональной деятельности, наиболее типичные сочетания профессиональных приемов и операций.

Комплекс занятий практического обучения традиционно начинается с самого главного требования любой деятельности, культуры труда — навыков и умений безопасного выполнения производственных работ.

На первом занятии проводится инструктаж по охране труда и требованиям техники безопасности (ОТ и ТБ), ознакомление с инструкциями, опрос студентов. Во время беседы преподаватель приводит сведения и примеры по основам эргономики, рациональной организации рабочего места, безопасным приемам пользования различными инструментами и приспособлениями, знакомит ребят с основами рационализаторской деятельности с приведением примеров и демонстрацией рационализаторских решений. По завершению занятия каждый студент ставит свою подпись в журнале по охране труда техники безопасности.

Воспитание, обучение, развитие

Система творческого технического конструирования включает в себя как самодеятельность обучающегося, так и решение предъявленных задач различного типа. Однако прежде чем ставить перед учениками конкретные задачи, необходимо организовать широкое экспериментирование с материалом. Такое экспериментирование кардинально меняет характер решения задач: появляется интеллектуальная активность, связанная с поиском вариантов решений, стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт [2].

Уже на первых практических занятиях можно предложить для выбора и выполнения в рамках творческого проекта какие-либо изделия, экспонаты, которые могут выполнить все студенты группы, но при этом внести в процесс изготовления собственные идеи, рационализаторские решения.

Так, в рамках направления «Металлообработка» было решено изготовить цветы из металла, жести. Для изготовления выбранного варианта цветка (розы) понадобились инструменты и материалы, на приобретение которых администрацией университета были выделены необходимые средства (предварительно была определена себестоимость изделия).

Также было принято решение, что каждый студент группы изготовит собственными руками цветок и подарит маме в честь праздника «День матери». Наиболее изящные варианты изделий были представлены на классном часе, посвященном «Дню матери».

Важность организации подобных мероприятий именно со студентами педагогического вуза заключатся в следующем:

- в определенной степени решается проблема «отцов и детей», что позитивно влияет на взаимоотношения в семье;

- приобретается опыт проведения подобных мероприятий;

- повышается мотивация к познавательной деятельности;

МЕТОДИКА

4/2016 | 45

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

- происходит освоение основных слесарно-сборочных операций (разметка, измерение, правка, гибка, рихтовка, резка, нарезание резьбы, сверление, опиливание, чистовая обработка, сборка и др.);

- развиваются творческие способности, формируются основы конструкторской, рационализаторской деятельности;

- закладываются основы профессиональной самостоятельности, потребности в саморазвитии личности.

Сегодня проблема гармоничного единства системы воспитания, обучения и развития становится особенно актуальной и, как показывает опыт, успешно решается в условиях практического обучения.

Литература

1. Выготский Л.С. Педология подростка: Собр. соч. в 6 т. — Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика 1984. — 432 с.

2. Gayneev E. Dual interaction of social partners in creative training of the modern worker // Modern European Researches. — Salzburg, 2016. — №3. — P. 50-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.