Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства средствами народных ремесел'

Педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства средствами народных ремесел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY AND ENTREPRENEURSHIP / TRADITIONAL HANDICRAFTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаков А. В.

В статье дается описание педагогических условий формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства и их реализации на примере технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY AND ENTREPRENEURSHIP BY MEANS OF TRADITIONAL HANDICRAFTS

The author of the article describes the pedagogical conditions for forming the professional competence of future teachers of technology and entrepreneurship and accomplishment of these conditions at the faculty of technology and economics of I.Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства средствами народных ремесел»

Рисунок иллюстрируют существенную разницу между экспериментальной и контрольной группами развития процессуального, мотивационно-ценностного компонентов; а также содержательного компонента медиакомпетентности педагогов.

Анализ диаграммы позволяет сделать вывод о том, что в наибольшей степени у педагогов экспериментальных групп сформирован содержательный компонент (87% высокий и 10% средний уровни), на таком же высоком уровне находится и мотивационно-ценностный компонент (79% высокий и 16% средний). Что же касается развития процессуального компонента медиакомпетентности педагогов, то необходимо отметить, что его показатели несколько ниже, чем первые два компонента (75% высокий и 23% средний уровни), это говорит о необходимости дальнейшего совершенствования практических умений и навыков в профессиональной деятельности.

Эффективность экспериментальной работы по развитию медиакомпетентности учителей подтверждается следующими показателями: повышением уровня знаний сущности медиа-технологий, их значения и роли в обществе; творческим под-

ходом к процессу создания медиатекстов; умением анализировать сложные процессы функционирования медиа; знаний о методах построения учебных занятий и воспитательных мероприятий с использованием средств медиа; знаний основных понятий и терминов медиаобразования; умений производить отбор содержания, методов и приемов учебной и воспитательной деятельности на основе медиа; обеспечением вариативности содержания обучения и воспитания на основе средств медиа; умений управлять субъектной позицией школьника на основе средств медиа; интересом к профессионально значимой информации и потребности ее добычи средствами медиа; потребности в информационном обогащении средствами медиа и др.

Таким образом, методика развития медиакомпетентности учителя - это совокупность разнообразных форм, методов, приемов и процедур, способствующих развитию медиакомпе-тентности педагога, которые ориентируют его на дальнейшее профессиональное самосовершенствование и самореализацию в открытом образовательном медиапространстве.

Библиографический список

1. Федоров, А.В. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы // Вестник высшей школы. - 2009. - № 7.

2. Федоров, А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.

Bibliography

1. Fedorov, A.V. Tekhnologiya razvitiya mediakompetentnosti i kriticheskogo tvorcheskogo mihshleniya v processe me-diaobrazovaniya studentov: obthie podkhodih // Vestnik vihssheyj shkolih. - 2009. - № 7.

2. Fedorov, A.V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo mihshleniya studentov pedagogicheskogo vuza. - M.: Izd-vo MOO VPP YuNESKO «Informaciya dlya vsekh», 2007.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 378.016.62

Kazakov A.B. PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY AND ENTREPRENEURSHIP BY MEANS OF TRADITIONAL HANDICRAFTS.

The author of the article describes the pedagogical conditions for forming the professional competence of future teachers of technology and entrepreneurship and accomplishment of these conditions at the faculty of technology and economics of I.Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University.

Key words: pedagogical conditions, professional competence of future teachers of technology and entrepreneurship, traditional handicrafts.

А.В. Казаков, ст. пре. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, E-mail: kazakov81_81@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ

В статье дается описание педагогических условий формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства и их реализации на примере технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

Ключевые слова: педагогические условия, профессиональные компетенции будущих учителей технологии и предпринимательства, народные ремесла.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования повышаются требования к профессиональной подготовке педагогов, которые должны не просто владеть отдельными умениями и знаниями по направлениям своей педагогической деятельности, но и обладать высоко развитыми компетенциями.

Одной из важнейших для учителя любого профиля является профессиональная компетенция. Профессиональные компетенции учителя технологии и предпринимательства представляет собой способность и готовность к проектно-конструкторской, производственно-технологической, научно-исследовательской, предпринимательской и психолого-педагогической деятельности для обеспечения качества тех-

нологического образования учащихся. Содержание компетенций определяется особенностями предмета, который преподает учитель. Учитель технологии является специалистом, профессиональный багаж которого должен включать знание как традиционных, так и новых способов и приемов изготовления разнообразных изделий. В формировании такого багажа народные ремесла располагают неисчерпаемым потенциалом.

Влияние народной культуры и ремесел на формирование личности студента, его менталитета, жизненных ценностей, духовного мира изучали Т.В. Молодцова, Е.М. Новиков, Б.М. Неменский, И.Ф. Полякова и др. Воспитательные возможности народных ремесел освещены в работах Ю. А. Арбата, А.А. Белова, А.А. Бобринского, B.C. Воронова, И.Я. Богуслав-

ской, Г.Н. Волкова, О.В. Ганкуса, Г.Г. Громова, А.А. Данилова, Г.П. Дурасова, С.К. Жегаловой, Н.В. Кочешкова, В.К. Кругловой, В.К. Кузнецова, Ю.В. Максимова, А.С. Миловского, Ж.М. Орозбаева, И.Ф. Поляковой, Н.П. Похолкина, Л.Г. Савенковой, Р.Н. Смирновой, В.Г. Смолицкого, А.С. Хворостовой и др.

Однако в научной литературе не нашла достаточно полного отражения проблема использования народных ремесел как средства становления личности учителя, ориентированной на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности т.е. как средства формирования его профессиональных компетенций.

Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы показал, что, несмотря на значительное количество публикаций, близких к теме данной статьи, проблема формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства остается недостаточно разработанной. Требуется раскрытие сущности и содержания профессиональных компетенций применительно к учителю технологии и предпринимательства, определение критериев и показателей, позволяющих оценить уровень ее сформированности, обоснование педагогических условий формирования профессиональных компетенций в процессе подготовки специалиста в вузе.

Мы определяем педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии как систему целесообразно выстроенных обстоятельств, определяющих эффективность формирования профессиональной компетенции, в которой оптимально реализуется современная профессиональная подготовка будущих учителей технологии.

Изучение литературы по теме исследования, анализ результатов педагогической практики в высшей школе, а также собственной педагогической деятельности, учет сущности и содержания профессиональных компетенций как интегратив-ного личностного образования позволили нам выявить и сформулировать следующие педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства:

- внедрение в учебный процесс спецкурсов по обучению студентов народным ремеслам;

- включение в программу технологической практики заданий на выполнение изделий с применением технологий народных ремесел;

- выполнение студентами курсовых и дипломных работ, результатом которых является творческий проект, разработанный с применением различных технологий народных ремесел;

- участие студентов в конкурсах, фестивалях, выставках, симпозиумах, конференциях и других мероприятиях, посвященных декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам.

Рассмотрим каждое из условий более подробно.

Первым педагогическим условием эффективного формирования профессиональных компетенций является внедрение в учебный процесс спецкурсов по обучению студентов народным ремеслам.

Нами были разработаны программы спецкурсов «Художественная обработка металла» и «Художественный войлок». При разработке спецкурсов учитывались региональные особенности в технологиях изготовления изделий, традиционные народные промыслы чувашей, татар, марийцев и других национальностей, проживающих в Чувашской Республике. Программы спецкурсов были составлены с учетом необходимости сочетания теоретического и практического изучения народных ремесел. Для этого продумана структура содержания занятий, определенное соотношение и форм и методов обучения, коллективной, групповой и индивидуальной работы.

Содержание спецкурсов подобрано таким образом, что освоение учебного материала студентами осуществляется последовательно. В первую очередь изучаются физические и технологические свойства материала, способы его получения, возможные виды обработки, возможности применения этих

материалов на практике и перспективные направления применения, оборудование, инструменты и приспособления, техника безопасности. Далее идет изучение способов преобразования, конструирования, моделирования, изготовления, художественной обработки, знакомство с технологическими процессами и техническими условиями, составление технологической документации.

Изучение спецкурсов позволяет выработать у будущих учителей технологии необходимый уровень развития познавательных и творческих способностей, сформировать профессиональные знания и умения, обеспечить интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие студентов для формирования профессиональной компетенции будущих учителей технологии и предпринимательства.

Спецкурс «Художественный войлок» направлен на развитие у студентов интереса к войлоковалянию как к народному ремеслу. Изучение национальных и местных особенностей войлоковаляния позволяет выявить особое своеобразие этого ремесла, профессиональнее овладеть приемами изготовления изделий в технике войлоковаляния. Студенты изучают историю, особенности художественных материалов, знакомятся с их свойствами и возможностями, с новыми инструментами, оборудованием, с различными видами техник, с особенностями технологического процесса войлоковаляния.

В рамках спецкурса «Художественный войлок» студенты выполняли творческие проекты, которые затем представляли на конкурсах и конференциях. Например, студентка 5 курса Яковлева Вера стала лауреатом XII Межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги», проходившей в г. Чебоксары 29 мая 2010 года.

Спецкурс «Художественная обработка металла» изучался студентами 2 курса в объеме 144 часов. Занятия проводились в мастерской по ручной обработке металла. Была конкретизирована цель изучения этого спецкурса - формирование художественной и технологической культуры как составной части профессиональной компетенции будущих учителей технологии.

В процессе изучения спецкурса нами были использованы различные формы организации учебного процесса: экскурсии, краеведческая работа, практические занятия и др. Для ознакомления с профессиональными тонкостями того или иного вида традиционного художественного ремесла предусмотрено общение со специалистами и народными мастерами, в совершенстве владеющими этими приемами.

В целях развития мотивации к изучению спецкурса делался акцент на обучении студентов навыкам и приемам выполнения простейших технологических операций, создания предметов быта, композиций декоративного характера, имеющих определенную художественную ценность. Для этого необходимо использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и оформлять их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для конкурентоспособности при реализации. Главное - в итоге студент должен увидеть и ощутить продукт своего труда. Так, в рамках спецкурса студентами второго курса был разработан творческий проект «Розы». Разработка проекта включала в себя такие этапы: сбор информации в дизайн-папку; составление эскизов будущего изделия; подетальная проработка изделия; изготовление отдельных деталей; выбор способов соединения и сборка изделия; отделка и декорирование; презентация и защита проекта.

В процессе изготовления изделия студенты изучили такие технологические операции как разметка, правка и гибка тон-колистого металла, кернение, сверление отверстий, разрезание ножницами тонколистого металла, нарезание наружной резьбы плашкой, нарезание внутренней резьбы метчиком, разрезание, правка изгибание проволоки, опилавиние, выколотка, пробивание канавок, слесарно-сборочные информации, отделка изделия лакокрасочными материалами.

Букет из кованых роз, выполненный в ходе разработки проекта, был выставлен в Художественном музее на праздновании 75-летия Чувашского государственного педагогическо-

го университета. Следующий пример, подтверждающий эффективность реализации спецкурса - творческий проект «Природа в металле» студентки 2 курса Евстафьевой Полины, который представляет собой скульптурную композицию совы, пера и книги. Это изделие заняло второе место на Международном конкурсе «Ассамблея ремесел» в г. Москва.

Результатом реализации спецкурсов является подготовленный учитель технологии, владеющий высоким уровнем теоретических знаний, профессиональных навыков, хорошо знающий историю и традиции народных ремесел, умеющий использовать их в профессиональной деятельности.

Вторым педагогическим условием эффективного формирования профессиональных компетенций является включение в программу технологической практики заданий на выполнение изделий с применением технологий народных ремесел. Большим потенциалом в формировании профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства обладает практика. Студенты технолого-экономического факультета за время обучения в вузе проходят два вида практик: педагогическую и технологическую.

Активный вид приобщения студентов к профессиональной деятельности, а значит и формирования профессиональной компетенции - технологическая практика. Технологическая практика является главным фактором подготовки будущих специалистов, важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства. Организация технологической практики на технолого-экономическом факультете ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я.Яковлева» производится в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования с учетом требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050502 «Технология и предпринимательство». Согласно учебному плану технолого-экономического факультета продолжительность технологической практики на 3 курсе составляет 6 недель, на 4 курсе - 4 недели. Технологическая практика студентов технолого-экономического факультета проводится в токарной, слесарной и мастерской по художественной обработке металла. Работа, связанная с обработкой древесины и металла, осуществляется непосредственно на рабочих местах.

Целями технологической практики студентов технолого-экономического факультета являются: ознакомление студентов с основами научной организации труда при обработке конструкционных материалов; обучение студентов наиболее эффективному использованию современных орудий труда при ручной и машинной обработке конструкционных материалов; углубление и закрепление теоретических и практических знаний, умений, полученных в процессе освоения модулей «Практикум по обработке материалов», «Основы производства», «Технологии современного производства», «Методика обучения и воспитания по профилю «Технология»; обеспечение всестороннего и последовательного овладения студентами основными видами профессионально-педагогической деятельности, формирование личности современного учителя; приобретение опыта, практических умений и навыков, необходимых для формирования большинства общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области педагогической деятельности [1].

Поставленные цели достигаются путем знакомства студентов с различными методами и технологиями народных ремесел, организации поиска решения технических задач и выполнения комплекса специальных заданий для развития профессиональных качеств будущего учителя технологии и предпринимательства.

Наиболее продуктивной формой организации учебного процесса технологической практики была групповая работа студентов. Совместная деятельность студентов и руководителя технологической практики была направлена на оснащение мастерской по ручной обработке металла. Так, в период прохождения технологической практики студентами третьего курса был изготовлен трехуровневый многофункциональный стеллаж: первый уровень предназначен для хранения метал-

лопроката (профили, уголки, полосы, прутки круглого и квадратного сечения) длиной до 4,5 метров; второй уровень состоит из полок для хранения заготовок, мотков с проволокой, полуфабрикатов изделий и незавершенных работ студентов; третий уровень представляет собой столешницу длиной 4,5 метра и шириной 0,65 метра, т. е дополнительное рабочее место для студентов.

Прохождение технологической практики является необходимой основой для успешной подготовки и прохождения государственной итоговой аттестации в форме государственного экзамена и защиты дипломного проекта.

Следующим педагогическим условием эффективного формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства является выполнение студентами курсовых и дипломных работ, результатом которых является творческий проект, разработанный с применением различных технологий народных ремесел.

Дипломные и курсовые работы направлены на установление творческой взаимосвязи учебной, исследовательской, педагогической, производственно-технической деятельности, непрерывное профессиональное самообразование. Курсовые работы выполняются в течение учебного года во внеаудиторное время. Тематика и методика работы над ними определяется студентом совместно с руководителем исходя из своих склонностей и интересов. При этом учитывается актуальность избранной темы для школы, учреждений дополнительного образования, кафедр факультета; согласованность содержания курсовой работы с задачами формирования будущего учителя технологии. Тематика дипломных и курсовых работ формулируется таким образом, чтобы в процессе исследования студенты могли пополнять свои знания новыми сведениями об истории становления ремесла, о технологических особенностях ремесла, о методических особенностях изучения ремесла

Дипломная работа выпускников технолого-экономического факультета включает три главы: первая глава посвящена раскрытию психолого-педагогических основ изучаемой проблемы, во второй главе рассматриваются методические особенности, третья глава - разработка творческого проекта. Народные ремесла служат основой для выполнения творческого проекта. Изделия, выполненные в ходе разработки творческого проекта, применяются для оформления аудиторий и мастерских факультета, используются в качестве наглядных пособий для студентов на занятиях профессионального цикла и учителей технологии, руководителям кружков и студий декоративно - прикладного искусства.

Так, за годы исследования под руководством автора студентами были выполнены творческие проекты, курсовые и дипломные работы по следующим темам: «Развитие творческих способностей учащихся 6-7 классов на занятиях по художественной обработке металла», «Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся 8 классов на занятиях по художественной обработке металла», «Методика преподавания внеклассных занятий по войлоковалянию», «Методика организации кружковых занятий по художественной обработке металла с учащимися 6-7 классов» , «Методика проведения внеклассных занятий по войлоковалянию», «Эстетическое воспитание учащихся на кружковых занятиях по войлокова-лянию», «Развитие творческих способностей учащихся на внеклассных занятиях по художественной обработке металлов», «Организация проектной деятельности на занятиях по художественной ковке металла» и др.

Многие работы, выполненные под руководством автора, рекомендованы государственной аттестационной комиссией технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева к участию в конкурсах на лучшую исследовательскую работу.

Пятым педагогическим условием эффективного формирования профессиональных компетенций учителей технологии и предпринимательства является участие студентов в конкурсах, фестивалях, выставках, симпозиумах, конференциях и других мероприятиях, посвященных декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам.

Проведение выставок-конкурсов проектов, презентаций, мастер-классов способствует сохранению культурного наследия народного искусства, его воспроизводству в современной жизни, позволяет популяризировать и развивать творческий потенциал студентов в области народных ремесел, содействовать профессиональному обогащению участников по разным видам народных ремесел, является действенным средством формирования профессиональной компетенции будущих учителей технологии и предпринимательства

На выставках, конкурсах и других мероприятиях происходит проверка знаний, умений, навыков, полученных студентами за время учебы, здесь наравне с проверкой своих способностей они приобретают умение анализировать изделия народных мастеров с художественных и технологических позиций, ориентироваться в дополнительной литературе; умение свободно владеть способами и формами подачи выставочного материала (этнографического, исторического, художественного).

В рамках технолого-экономического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева 25-26 сентября 2011 года проводился межрегиональный фестиваль резьбы бензопилой. Целями фестиваля были: стимулирование интереса к мастерам резьбы бензопилой, современному инструменту в обработке древесины, развитию традиций резьбы по дереву, активная пропаганда традиционной художественной культуры, укрепления межрегионального культурного сотрудничества. Фестиваль стал эффективным средством творческого общения и поддержки народных мастеров, пропаганды народного творчества и тра-

диционной культуры резьбы по дереву, способствовал повышению профессионального уровня мастеров и стимулировал создание новых творческих работ, выявление талантливых мастеров и поддержка их творческой активности, обмену опытом мастеров.

Студенты технолого-экономического факультета - активные участники разных конкурсов и выставок: отборочный тур Чемпионата мира по ледовым скульптурам «ICE ALASKA», февраль 2010 года п. Листвянка оз. Байкал, 2010 год, (Смирнов Артем, лауреат); конкурс молодых мастеров народных художественных промыслов Чувашской Республики (Сквор-цова Ольга, Данилова Елена с изделием «Жар-птица», участники); мастер-класс «В соавторстве с природой» Чебоксары, 2010 год (Александров Андрей, Данилов Александр); республиканский конкурс декорированных елей г. Чебоксары, 2010 г. (Князева Марина, Александрова Елена, Арсентьева Ольга).

Таким образом, мы определили комплекс педагогических условий формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии предпринимательства средствами народных ремесел, раскрыли их содержание. Выявленные педагогические условия носят комплексный характер, что подтверждено главной задачей учебно-воспитательного процесса технолого-экономического факультета - формирование личности профессионала, владеющего технологией, методикой обучения и воспитания на основе традиций народных ремесел.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 -Профессиональное обучение (по отраслям), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 781. [Э/р]: Федеральный портал «Российское образование». - Р/д: http://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm.

Bibliography

1. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po naprav-leniyu podgotovki 051000 -Professionaljnoe obuchenie (po otraslyam), utverzhdennihyj prikazom Ministerstva obrazo-vaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii ot 22 dekabrya 2009 g. № 781. [Eh/r]: Federaljnihyj portal «Rossiyjskoe obrazova-nie». - R/d: http://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 378

Karimova A.D. THE MAIN PRINCIPLES OF COMPLEX LEARNING OUTCOMES ASSESSMENT OF MASTERPROGRAMME STUDENTS. In the article the author argues about the main principles of complex learning outcomes assessment of master-programme students. Complexibility, perspectiveness, reflectivness, openness, interdisciplinary, authentic and polysubjective nature are considered to be distinctive features of complex assessment process and serve as a basis for students learning outcomes design within the framework of master-programmes.

Key words: principles, complex assessment, learning outcomes, learning outcomes design, professional competence, competences, master degree program, master-programme students.

А.Д. Каримова, аспирант каф. педагогики Омского государственного педагогического университета, E-mail: Praga30@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МАГИСТРАТУРЕ

В статье рассматриваются принципы комплексной оценки результатов образовательного процесса в магистратуре: комплексность, перспективность, рефлексивность, междисциплинарность, открытость, полисубъектность, аутентичность. Обосновано, что проектирование комплексной оценки результатов образовательного процесса в магистратуре должно строиться на основе указанных принципов.

Ключевые слова: принципы, комплексная оценка, результаты образовательного процесса, профессиональная компетентность, компетенции, магистратура.

Введение в действие ФГОС III поколения для магистратуры, внедрение компетентного подхода в образовательный процесс магистратуры, требуют существенного пересмотра оценки образовательных результатов. Как показывает анализ литературы (С.В. Назаров, О.Е. Пермяков и др.), сегодня наблюдается тенденция к комплексной оценке результатов образовательного процесса в магистратуре, поэтому актуальным становится разработка её принципов.

Принципы - руководящие идеи, нормативные требования к организации образовательного процесса, носят характер самых обшцх указаний, регулирующих весь процесс [1]. Принцип является «организующей схемой» [2]. Соблюдение принципов - важнейшее условие эффективности комплексной оценки. Именно они играют роль «опорных точек», определяют выбор конкретных форм, методов средств и критериев, обеспечивают смысловую целостность, непротиворечивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.