Научная статья на тему 'Проблема определения творчества'

Проблема определения творчества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12813
1178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА / ВИДЫ ТВОРЧЕСТВА / ПРИЗНАКИ ТВОРЧЕСТВА / КРЕАТИВ / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Большаков А. В.

В статье рассматривается понятие творчество: его семантика, варианты определения, особенности связанные с его определением, структурные и смысловые позиции, основные концептуальные аспекты творчества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема определения творчества»

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА

Большаков А.В.

Большаков Андрей Валерьевич - аспирант ТГУ им. Г.Р. Державина

Аннотация. В статье рассматривается понятие творчество: его семантика, варианты определения, особенности связанные с его определением, структурные и смысловые позиции, основные концептуальные аспекты творчества

Ключевые слова: творчество, определение творчества, виды творчества, признаки творчества, креатив, креативность

Семантический анализ слова «творчество», отражённый в словарях русского языка, предоставляет нам следующие смысловые основы:

1. творчество как деятельность направленная на создание нового или воспроизводство уже существующего в широком (творение природой, Богом) и в узком (творение человеком) смысле

2. творчество-деятельность как происходящий по времени процесс (происходить, твориться)

3. субъект любой деятельности (творец, творитель)

4. результат деятельности (не обязательно новое) - творенье

5. как свойство деятельности (творческая деятельность) или свойство характера (творческий человек)

В русском языке существует большое количество слов связанных с понятием творчество. В словаре Ушакова мы найдём следующие примеры:

«Творение1, я, ср. 1. Живое существо, создание. Какое оно милое творение! 2. Произведение, продукт творчества, сочинение. Черезвычайное значение Гоголя для русской литературы ещё не совершенно определяется оценкой его собственных творений. Чернышевский.

Творение2, я, мн. нет, ср. Действие по глаг. творить2. Т. извести.

Творительный, ая, ое. В выражении: творительный падеж (грам.) - падеж, отвечающий на вопрос: кем-чем?, или в других случаях (напр. у прил.) - падеж, зависящий от сущ. в этом падеже.

Творить1, рю, ришь, несов. (к сотворить), что. 1. Создавать, производить, созидать (какой - н., продукт духовного творчествав, какую-н. культурную, историческую ценность). 2. Делать, совершать что-н., поступать каким-н. образом. Истинная благодать без всякой мзды добро творит. Крылов. Воля и труд человека дивные дела творят! Некрасов. Т. Чудеса. || Исполнять, осуществлять. Т. Суд и расправу. Движением губ творит молитву. Мельников-Печерский.

Творить2, рю, ришь, несов., что. Приготовлять размешивая с водой или чем-н. иным жидким. Т. известь (гасить её, поливать водой). Мать творила тесто - ржаную муку с лебедой. А.Н.Толстой.

Твориться, рюсь, ришься, несов. 1. (сов. сотвориться). Происходить, случаться, делаться. Что тут у вас творится? 2. Страд. к творить1.

Творческий, ая, ое. Прил. к творчество. Т. путь писателя. Т. дар. Духа творческая сила во мне мужала и росла. Языков.

Творчество, а, мн. нет, ср. Действие по глаг. творить1 в 1 знач. История жизни и творчества Пушкина. Художественное, научное т. || Результат этого действия, совокупность созданного, сотворённого кем-н. Изучать народное т» (1:1036).

Многообразие значений слова творить отражены у Даля: «Творить что - давать бытие, сотворять, созидать, производить, рождать. Творить умом - созидать научно или художественно. Производить, делать, исполнять, чинить. Творить суд и правду. Растворять или разводить в жиже, распускать, месить или замешивать. Творить хлебы, тесто или квашню - ставить, месить. Творить известь - размешивать на воде. -ся - быть твориму. Црк. истор. притворяться, прикидываться, принимать вид. Тут слышу чудеса творятся! Творение - всё созданное, сотворённое; создание, тварь. И козявка Божье творение. Сочинения, и вообще всё, созданное умом человека. Творец -Бог, Создатель, Мироздатель. Творец неба и земли. Делатель, производитель, исполнитель, изобретатель, сочинитель, основатель. Творило - сосуд, в коем что-либо растворяется, особ. ящик, или обшитая досками яма, в коей разводят известь на воде с песком. Творчество - творение, сотворение, созидание, как деятельное свойство. Творчество поэта. Творческий дар немногим дан» (2:524).

В научной литературе творчество истолковывается разными авторами по-разному. Как отмечает В.Н. Николко: «Фундаментальная трудность определения творчества состоит в существовании огромного неупорядоченного числа определений. Коллекция дефиниций насчитывает сотни единиц. Вал определений не уменьшается. Число характеристик творчества перевалило за тысячу. В этой связи важно сформулировать отношение к накопленному множеству определений творчества» (3:14).

Появление невероятно большого количества определений и их несогласованность свидетельствует о терминологическом кризисе и терминологическом поиске в этой области. Так по разным оценкам на сегодняшний день существует более ста определений творчества.

БСЭ определяет творчество как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический "механизм" протекания акта творчества как субъективного акта индивида.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. Народное творчество (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами и бытующие в народе поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирической пьесы, театр кукол), танец, изобразительное и декоративное искусство. Зародилось в древности, тесно связано с традициями какого-либо вида художественной деятельности и является исторической основой мировой художественной культуры (Современный Энциклопедический Словарь).

Творчество - абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, ...откровение самой человеческой природы (Н. А. Бердяев).

Творчество - деятельность, сущность и отличительная черта которой состоит в создании нового, не имеющего аналогов в природе и в культурной деятельности человека, социума (Культурология. Краткий словарь).

Творчество - деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретации. Творческая деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество всегда предполагает наличие субъекта творческой деятельности (творца). (Служба тематических словарей Глоссарий Ру)

Творчество - психический процесс создания новых ценностей, являющийся «продолжением и заменой детской игры» (Психоаналитический глоссарий).

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей (Краткий психологический словарь. Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского).

Творчество - психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результат которой - создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект -личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью (Психологический словарь. Под общ. ред. Ю.Л. Неймера).

Творчество - уникальная компиляция, понятная для творца и непонятная для окружающих. (Карманов А.)

Основываясь на исследованиях Богоявленской и Матюшкина, согласно которым творчество можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний) (В.

Н. Дружинин).

В переносном смысле творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующейся деятельности духа, творческой фантазии. (Краткая философская энциклопедия).

Творчество - высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия; способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур. Т. в природе - суть ее обновление и изменение, переход от хаоса к порядку (см. Синергетика), трактуется в контексте антиэнтропийного потенциала Вселенной. У живых организмов Т. выступает в форме их приспособления к изменениям окружающей среды, в том числе и на уровне качественной корректировки поведенческих сценариев. Согласно К.А.Тимирязеву, процесс создания человеком разнообразных произведений искусства "в значительной мере сходен с процессом совершенствования в природе": Т. человека обусловлено естественным отбором жизнеспособного нового - путем перебора большого количества промежуточных вариантов, а также сопряженная с этими процессами критика и элиминация всего неудачного. В истории философии к субъектам Т. относили Бога (Платон, Гегель, Бердяев и др.); Природу (Эпикур, Спиноза, Бергсон и др.); Человека (Гельвеции, Маркс, Сартр и др.). В настоящее время проблемы Т. рассматриваются в контексте идеи "глобальной креативности", в рамках признания онтологического статуса креативных процессов, в констатировании первичности последних как некоей определенной тотальности - в целом же на основании синергетической парадигмы. Целеполагающая деятельность человека полагается определенной стадией глобальных телеологических процессов. Человеческое Т. суть интегральная совокупность фантазии, предвидения и интуиции. Осмысление перспектив создания общей теории Т. осуществляется в различных междисциплинарных аспектах (особо важной представляется проблема "экологии Т.", ориентированной на сознательное управление креативными процессами в различных сферах жизни людей с целью их поддержания в состоянии динамического равновесия). (Новейший философский словарь)

Творчество - в общем смысле процесс или результат создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. (Материал из Википедии -свободной энциклопедии).

Иногда авторы монографий или справочников и словарей пытались избежать трудноопределяемого слова «творчество» и подходили к нему по-другому, например:

Талант - совокупность способностей (одаренность), позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью (Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.).

Недавно появилось еще одно слово - «креативность», близкое к понятию склонности или способности к творчеству.

Понятие креативности ( от лат. сгеайо - созидание ), введенное Торренсом, обозначает способность к творчеству в широком смысле слова - способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач. Креативность, однозначно так и не определенная Торренсом, продолжает восприниматься как синоним творческой активности в любой сфере человеческой деятельности (Адаскина А.А.)

Креатив - творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов (В. Н. Дружинин).

«Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, предстает в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось. Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности и, как отмечал автор, "их число растет каждый день". Видимо, количество определений креативности, накопившееся к настоящему моменту, уже трудно оценить. Как отмечают исследователи, "процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия. Начиная с определения креативности, мы тем самым обрекаем себя на неудачу, поскольку креативность еще не концептуализирована и эмпирически не определена". Авторы одного из последних исследований определяют креативность как "достижение чего-либо значимого и нового... Другими словами, это то, что люди делают, чтобы изменить мир" (Торшина К.А.).

Болгарский философ Ст. Василев со ссылкой на БСЭ пишет: «Творчество обычно определяется как сознательная, целенаправленная человеческая деятельность, посредством которой создаются новые общественно значимые материальные и духовные ценности».

Ст. Василев полагает, что следует различать творчество в широком смысле как создание материальных и духовных ценностей вообще и творчество в узком смысле как создание таких материальных и духовных ценностей, какие до этого вообще не существовали.

В приведенном определении (его придерживаются и многие другие авторы) выражается следующее: а) творчество - деятельность человека; б) творчество - не всякая человеческая

деятельность, а лишь деятельность, направленная на создание новых общественно значимых ценностей. Следовательно, если придерживаться рассматриваемого определения, то понимание творчества в широком и узком смыслах оказывается неправомерным. Естественно поэтому, что большинство ученых склонны понимать творчество в его «узком» значении.

Обоснованно считая, что не всякая деятельность является творческой, некоторые исследователи, однако, приходят к неверному выводу, что там, где нет творчества, «деятельность не имеет специфически человеческого характера». Здесь игнорируется тот несомненный факт, что люди в повседневной и общественной жизни не только созидают нечто новое, но и участвуют в повторяющихся, порой жестко детерминируемых, процессах; они также нередко шаблонно и догматически мыслят и действуют. Необходимо разграничить понятия «деятельность» человека и «творчество» (творческая деятельность или элемент творчества в деятельности людей). Эти понятия хотя и взаимосвязаны, но все же не идентичны .

Наряду с узким встречается и чрезвычайно широкое толкование понятия творчества. В него в этом случае включается и «творчество природы». «Творчество, - пишет Я. А. Пономарев, -свойственно и неживой природе, и живой до момента возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека -лишь одна из таких форм...».

Попытки крайне широко толковать «творчество» не новы. Еще А. Бергсон спрашивал: «Нельзя ли пойти далее и сказать, что жизнь есть изобретение, подобно сознательной деятельности, что, подобно последней, она есть непрерывное творчество?»

Термин «творчество» в этом случае служит для выражения самодвижения материи лишь как метафора. Собственное свое значение он приобретает только в истолковании активности материи на уровне социальной реальности, ибо субъект творчества - это не материя «как таковая» (и не некий дух, мировая воля, идея или бог), а ее конкретная форма бытия - социум, общественный человек. В механизме функционирования социальных законов появляется принципиально новый по сравнению с законами природы элемент - человек, обладающий сознанием, социальный субъект.

Николко В.Н. выделяет две основных группы на которые делятся встречающиеся в литературе определения творчества:

1. Множество существующих определений (а они почти все - определения через род и видовые отличия) делится на группы, для каждой из которых характерно, что все элементы группы имеют в качестве родового одно и то же понятие, но разные видовые признаки. Это дает возможность назвать каждую группу по имени рода. В качестве родовых понятий выступают: деятельность, состояние, процесс, аспект, форма каузальности, функция сознания, функция особого органа, дар божий, особая форма иррациональности. Выделяются “деятельностные”, “психологические”, “процессуальные”, “аспектные”, “причинные”, “иррациональные” определения творчества.

В соответствии с этим проблема структуры, определяющей творчество, сводится прежде всего к обнаружению общего, универсального рода предложенных выше понятий. Предваряя изложение основного содержания монографии, можно сформулировать (в плане поиска определяющей структуры творчества) её результат: творчество является одной из основных форм обновления материи. Поэтому именно термин “основная форма обновления материи” представляется обобщенным для выделенных выше родовых терминов сотен определений и характеристик творчества, популярных в настоящее время в литературе. “Форма каузальности”, “деятельность”, “процесс”, “функция” и другие родовые понятия существующих определений

творчества необходимы: они дополняют, раскрывают специфику и механизмы основной формы обновления материи.

2. В свою очередь, выделенные группы определений разбиваются на исключающие друг друга в том или ином отношении пары, отражающие реальную противоречивость творчества. Можно выделить такие исторически существующие дилеммы творчества, как:

- рациональных-иррациональных определений,

- процессуальных и аспектных определений,

- природных-деятельностных,

- результативных-психологических,

- операциональных-целевых определений.

Внутри каждой пары выделимы также отдельные противоречия. Например, внутри

процессуальных определений - противоречие структуральных определений и психологических и т.д.

Выделенное ядро дилемм творчества (очень может быть - неполное) составляет некоторую объективную часть имеющую место в любом творчестве. Конечно, конфигурация связей дилемм между собой, а также противоположностей внутри дилемм конкретно-историчны, зависят от видов, форм и стадий творческого процесса. Не исключено, что в ряде случаев дилеммы могут сливаться в некоторое синкретическое образование, а в некоторых просто выпадать (когда речь идет об “усеченных”, промежуточных формах творчества). Однако в “чистых” формах творчества они присутствуют всегда, от них нельзя уклониться или абстрагироваться при попытке полного, исчерпывающего анализа сущности творчества. Своеобразной методологической особенностью, следовательно, является невозможность определить творчество, не “решив” указанных выше дилемм. Само определение творчества как раз есть реакция (или отношение) исследователя на всю группу указанных дилемм и их составляющих. Другое дело, что практически все существующие определения представляют собой “реакции” на часть антиномий

и, скорее всего, на одну сторону одной из дилемм. Методичный, полный подход к определению творчества неизбежно порождает группу высказываний, которые образуют структуру, определяющую творчество. По содержанию каждое из высказываний структуры выражает отношение исследователя к одной (или нескольким) стороне упомянутого выше ядра дилемм творчества. Забвение других сторон (не говоря уже о забвении некоторых антиномий творчества) неизбежно приводит к “перекосам” в толковании творчества. Например, в настоящее время господствующим в справочной литературе является “результативный” подход к творчеству: оно объявляется производством нового (или нового и значимого, иногда добавляют “эстетического”). В результате творчеством признают любой процесс, лишь бы он заканчивался новым результатом. Ранее в литературе господствовал “психологический подход”, объявляющий творчеством не всякую деятельность человека, но деятельность проходящую через набор особых психологических состояний - озарение, вдохновение, интуицию. Г.С.Альтшуллер провозглашает . подход к творчеству единственно верным: творчество - не набор состояний, а алгоритм

действий, деятельность с определенной структурой. В той же мере односторонними являются определения творчества как рода безумия и иррациональности.

Естественно, разрешение указанных антиномий можно упорядочить. У человечества нет достаточной информации об особой “суперимманентной” сущности творчества. Напротив, известно: оно возникло среди обычных явлений действительности, из обычных явлений и находится в ряду этих явлений. Историчность творчества свидетельствует об его производности

от материи и оказывается гарантом его определимости в некотором “пространстве” понятий, описывающих бытие материи. Точкой отсчета в “пространстве” выступает категория “материя”, а “координатными осями” - изменение, движение, развитие, детерминация, жизнь; ближайшими рядоположенными явлениями - труд и деятельность, поведение. В этих “координатах” творчество является одной из основных форм обновления материи, служит основанием развития, предстает видом детерминации, в современных вариантах тождественна подлинной жизни, взаимодополняется трудом и включает в себя деятельность как форму участия человека в творчестве; в развитых формах оказывается производством нового, но специфическими средствами; сочетается со свободной деятельностью, но в рамках существующих детерминаций; выступает частично упорядоченным, как правило, нелинейным процессом вероятностной детерминации, реализуемым через природный и человеческий факторы и т.д.

Академик Владимир Васильевич Шаронов выделял следующие виды творческой деятельности, которые могут быть представлены тремя основными группами.

A) Деятельность по выдвижению принципиально новых решений.

Б) Деятельность по детализации, конкретизации, проработке этого нового с целью определения принципиальной возможности его практической реализации.

B) Деятельность по воплощению новых идей в жизнь, их объективации в тех или иных материальных формах.

Такая классификация творческой деятельности родилась в рамках современного науковедения и относится, прежде всего, к видам научного творчества (фундаментальное, прикладное и техническое знания). Но она, по его мнению, может быть отнесена и к творчеству как таковому.

Имеющиеся в литературе определения творчества позволяют выделить некие общие его основания. Прежде всего, качественная, принципиальная новизна конечного продукта творческого акта. Во-вторых, непосредственное отсутствие этого качества в исходных предпосылках творчества. В-третьих, творчество - это деятельность.

Творчество можно классифицировать по следующим признакам:

- субъективное, или внутреннее, до выхода из духа, и объективное, или внешнее, - после выхода из духа (В. В. Розанов «О понимании»);

- субъективно индивидуальное (личное творчество, личная инициатива) и субъективно коллективное (народное творчество);

- родившееся вследствие «проб и ошибок» или благодаря когнитивному познанию, в результатах которых не содержится непосредственно исходных предпосылок;

- серое и разрешенное. Творчество контролируемое и бесконтрольное.

Один из основных спорных моментов - творчество имманентно присуще любому виду человеческой деятельности. Академик А. Д. Александров решительно возражает против не столь редкого в философской и психологической литературе принципиального разделения видов человеческой деятельности на творческие (креативные) и нетворческие (репродуктивные).

В связи с этим стоит вспомнить парадокс Станиславского, суть которого в том, как оценить степень творческого, нового, принципиально нового вклада актера в роль. Где грань между конвергентным и дивергентным в деятельности актера? В субъективной оценке трех равных типов экспертов:

- самоудовлетворении актера, его катарсической самореализации,

- в профессиональной оценке его коллег и критиков,

- в признании у зрителя, публике, журналистов.

Какая из этих оценок более значима для самого актера, его творческого и зрительского успеха? Где их мера? В чем критерий этих оценок и его вклад в историю? Где разница между новым, личным вкладом и опытом, историей? Парадокс Станиславского - порождение субъективности оценки человеческой деятельности, - проявляет себя в любой нашей деятельности.

Считается, что новое качество - продукт творчества - возникает только тогда, когда две (или более) относительно автономные системы знания соединяются в одну новую систему . Именно их взаимодействие в рамках этой новой системы ведет к возникновению нового качества. Не случайно, в частности, именно пограничные области знания считаются наиболее творчески потенциальными, а в практической жизни - таковыми являются, как правило, переходные периоды (В. В. Шаронов).

Шумилин А.Т. уделяет внимание рассмотрению признаков творчества: «Среди множества выявленных признаков творчества философия, ее раздел - теория творчества выделяет, во-первых, только те, которые являются общими для всех видов творчества, и, во-вторых, признаки, существенные для философии, для формирования теории творчества, для решения ее собственных проблем, т. е. признаки, позволяющие выделить творчество из всех других явлений, определить сущность творчества, его структуры, специфические формы, законы и логику его развития, возможности оптимизации творческой деятельности, определить роль творчества в развитии окружающего человека мира, место в совокупной деятельности человека, определить место категории творчества в системе философских категорий, связи ее с ними, субординации, определить место теории творчества в структуре основных разделов философии.

В этом плане в определении содержания категории творчества выделяются следующие признаки.

1. Творчество есть деятельность, состоящая в производстве существенно нового: новых вещей или новых способов (программ, технологий) деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека в создании новых духовных и материальных ценностей.

2. Творчество как процесс всегда оригинально, т. е. в процессе творческой деятельности всегда (по крайней мере, в одном ее звене) применяются либо новые средства, либо новые способы, либо новые программы деятельности.

3. Творчество в генетическом плане представляет собой создание новых полезных комбинаций из элементов различных систем, есть комбинирование.

4. Творчество органически связано с познанием, отражением действительности, законов ее развития и функционирования. Отражение - основа и база творчества. Раскрывая в процессе творчества возможности новых связей вещей действительности, их новых комбинаций, человек тем самым расширяет и углубляет свои знания действительности. Творчество, следовательно, выступает и как форма познания действительности. Преобразуя мир на основе познанных законов его, человек делает дальнейшие шаги в их познании. Каждый акт творчества в то же время является и актом дальнейшего познания мира. Познание, следовательно, осуществляется не только в процессе отражения действительности, но и в создании, изобретении новой действительности.

5. Творчество есть процесс, состоящий в постановке и решении проблем, нестандартных задач, или процесс разрешения лежащих в основе развития общества противоречий между потребностями человека (общества) и средствами их разрешения, т. е. процесс удовлетворения новых потребностей общества.

Удовлетворение своих потребностей - главное содержание жизнедеятельности общества. Определение творчества как решение проблем включает в себя в неявной форме все предшествующие, определения.

6. Творчество, следовательно, есть форма качественного развития общества и окружающей его среды, всей культуры.

7. Творчество - высшая и специфическая форма развития, характерная для человека. «Творчество, - писал Т. Д. Павлов, - в точном и полном смысле этого слова присуще именно и только общественно-исторически развивающемуся и совершенствующемуся существу -человеку».

8. Творчество - высший вид деятельности человека, оно первично по отношению к исполнительской, стереотипной деятельности.

9. Творчество представляет собой единство духовного и материального творчества. Причем идеальное преобразование предшествует материальному. Создание программы, плана, проекта, модели будущей действительности происходит в процессе мышления (духовное творчество); материализация, опредмечивание, овеществление их - в процессе практики (материальное творчество).

Сущность мышления раскрывается в двух его функциях - отражении и творчестве. Основной смысл и историческая необходимость возникновения и развития сознания - мышления состоят именно в создании, разработке программ, проектов, в открытии способов, возможностей творческого преобразования действительности, в творчестве, в изменении мира, неудовлетворяющего человека.

10. Творчество - родовой признак и родовая сущность человека, способ его бытия, форма его самодеятельности, саморазвития и самоутверждения.

11. Творчество есть воплощение и проявление диалектики, арена действия ее законов и категорий. Именно в творчестве, наиболее ярком проявлении жизнедеятельности человека, его сущностных сил, предельно полно проявляются все законы и категории диалектики, ее суть, мощь и всесилие. Диалектическая логика - логика творческого мышления. Диалектика, мышление, практика слиты в творчестве, представляют собой теснейшее органическое единство».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одна из основных проблем творчества - это то, что даже в толковом словаре русского языка, где есть определение творчества, нет ни одного случая использования термина «творчество» по назначению.

В 90% случаев слово «творчество» трактуется в словаре как описание жизнедеятельности человека, чью работу общество признало социально-желательной. Например: «.Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя (Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского)». В 99 случаях из 100 слово «творчество» используется как обозначение трансформации отношения общества к продукту творчества.

Сейчас существует 4 типа определений творчества:

1. бытовое творчество, как выход за рамки существующей системы в самом широком смысле,

2. творчество как создание новых материальных и духовных ценностей,

3. творчество как деятельность,

4. творчество как продукт деятельности.

Неоднозначность определения - суть природы творчества. Как мы видим, большинство определений характеризуют творчество как деятельность, а при использовании термина «творчество» подразумевается продукт. То есть творчество понимается как продукт, который требует признания и с которым можно познакомиться в «картинной галерее». В «картинной галерее» мы знакомимся не с творчеством, а с творениями.

Литература:

1. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: «Альта - Принт », 2005. - VIII, 1239 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. -640с.

3. Николоко В.Н. Творчество как новационный процесс: (Филос.-онтол. анализ). - Симферополь: Таврия, 1990. - 189 с.

4. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества: Моногр. - М.: Высш. шк., 1989. - 143 с.

5. http://www.seravin.narod.ru/tvor/tw3.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.