Научная статья на тему 'Креативность и концепции научно-технического творчества'

Креативность и концепции научно-технического творчества Текст научной статьи по специальности «Теория, методология и философия культуры»

CC BY
374
49
Поделиться
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Степанов Александр Анатольевич

Проводится анализ концепций научного-технического творчества с целью выявления в них метафор божественной креативности. Автор утверждает, что высокая нравственная оценка в общественном сознании процесса научно-технического творчества обусловлена его причастностью в обыденном и теоретическом мышлении к сакральному творению мира Богом. Акцент на создании мотивации для развития научно-технического творчества проистекает из специфики креативности как творения из ничего.

CREATIVITY AND THE CONCEPT OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVITY

The article analyzes the concepts of scientific and technical work to identify them in the metaphors of divine creativity. The author argues that the high moral evaluation in the public consciousness of the process of scientific and technical creativity is due to his involvement in the everyday and theoretical thinking to the worlds sacred creation of God. The emphasis on creating incentives for the development of scientific and technical creativity stems from the specificity of creativity as a creation out of nothing.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Креативность и концепции научно-технического творчества»

УДК 008:001.8

А. А. Степанов

КРЕАТИВНОСТЬ И КОНЦЕПЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Проводится анализ концепций научного-технического творчества с целью выявления в них метафор божественной креативности. Автор утверждает, что высокая нравственная оценка в общественном сознании процесса научно-технического творчества обусловлена его причастностью в обыденном и теоретическом мышлении к сакральному творению мира Богом. Акцент на создании мотивации для развития научно-технического творчества проистекает из специфики креативности как творения из ничего.

Ключевые слова: креативность, творчество, креативная личность, философия культуры.

Слова «модернизация», «инновация», «креативная личность» и т. п. можно ежедневно, ежечасно и даже ежеминутно услышать или прочитать в средствах массовой информации. Принято считать, что в этих словах «схвачена» стратегия развития нашей страны, да и всего человечества. Актуальность процесса исследования творчества вытекает не только из его прагматичного значения для развития всех сфер человеческого бытия, но и, если верить В. Яковлеву, «для осмысления устройства всего мироздания» [1, с. 142.]. В. А. Яковлев полагает, что «в настоящее время происходит становление новой мировоззренческой парадигмы глобальной креативности», суть которой «в признании онтологического статуса креативных процессов, их первичности как некоей предельной тотальности» [2, с. 98.]. Даже если не придавать проблеме творчества такого глобального значения, как

В. А. Яковлев, то интерес к этому процессу очевиден. На основе исследований литературы, посвященной творчеству, можно констатировать существование различных не когерентных, а часто и противоположных между собой концепций и теорий творчества (исследователи выделят более ста различных определений творчества [3]).

Настоящая работа представляет собой продолжение двух ранее опубликованных статей «Концепции творчества и метафоры рождения» [4] и «Метафоры магии в концепциях научно-технического творчества» [5]. Сформулируем исходные тезисы и основные положения наших предыдущих исследований: 1) наиболее общее определение творчества гласит, что это процесс создания нового; 2) в различные эпохи развития европейской культуры существовали различные представления о процессе возникновения нового - рождение, магия (колдовство), подражательная деятельность (мимесис), эманация, божественная креативность, эволюция, прогресс, развитие и т. д.; 3) недифференцированность в современном мышлении этих разных по своему существу пониманий возникновения нового приводит к существованию некогерентных концепций и теорий творчества.

В данной статье мы попытаемся эксплицировать в современных представлениях о научно-техническом творчестве имплицитные смыслы, заимствованные из концепции божественной креативности. Синонимичность слов «творчество» и «креативность» в современном русском языке не вызывает сомнений. Равнозначность и тождественность фиксируется не только в средствах массовой информации, но и научной литературе (см., например: [6, с. 191-276]). По нашему мнению, синонимичность этих слов проистекает не только из-за того, что последнее есть калька с английского (creative - созидательный, творческий), но имеются более глубокие, смысловые взаимосвязи современных представлений о научно-техническом творчестве и божественной креативности. Да и creative происходит от латинского сгео (создать, сделать).

Концепция божественной креативности изложена в Библии и была господствующей в сознании средневековой культуры. Процессу творения посвящены три первых главы книги «Бытие». Причем, в богословии очень часто выделяют два творения мира: до грехопадения (первая глава и четыре первых стиха второй) и после грехопадения. В древнееврейском оригинале процесс творения мира обозначается глаголом «бара», в качестве подлежащего к нему всегда использовали слово Бог. В латинском переводе Библии данное слово было переведено как креативность (сгеайо), так и обозначим этот специфический вид творчества.

Специфичность божественной креативности по отношению к другим видам творчества зафиксирована и хорошо отрефлексирована в богословской литературе. Говоря о структуре божественной креативности, необходимо отметить ее принципиальную простоту - Бог един и творит он из «ничего» (Creatio ex Nihilo). Принцип «сотворения из ничего» является одним из центральных догматов христианской религии. В Библии впервые о сотворении из ничего говорится лишь во Второй книге Маккавеев, где мать, увещевая сына идти на мученичество, говорит: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них,

познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (2 Мак. 7, 28).

Архиепископ Вениамин (Пушкарь) пишет, что «это слово впервые ввели в употребление святые отцы и учители Церкви в противовес господствовавшему тогда дуалистическому мировоззрению многих языческих мыслителей, которые признавали наряду с вечным Богом вечно существующую материю, из которой Бог затем создал разнообразные формы видимого мира. В свою очередь, языческие мудрецы возражали против монистического воззрения святых отцов и говорили, что из ничего нельзя создать что-либо. Св. Василий Великий в ответ на их возражение пояснил, что Бог создал мир не из ничего в буквальном смысле слова, но из “Своего всемогущества”» [7].

Впрочем «ничто», «небытие», из которого сотворил Бог мир, понимались по-разному и в богословии, и в философии. Так, Шеллинг мир до его сотворения понимал как возможность. Он писал: «В Боге все есть действительность, все есть Он сам, ... в абсолютном духе потенции выступают не как потенции, а как равные Ему самому ... как та возможность, которая, по существу, есть ничто, если он ее не хочет, и есть нечто, лишь если он ее хочет» [8, с. 229-330]. Таким образом, для того чтобы мир возник, Богу достаточно было захотеть. В концепции божественной креативности творчество понимается и отождествляется с процессом воления. «Все по воле Божьей» - универсальный объяснительный принцип в христианстве.

Бог един, но един в трех лицах, поэтому многие христиане считают, что в сотворении мира участвовала Святая Троица: «Есть один Бог Единый (...): Он Отец, Он Бог, Он Творец, Он Автор, Он Повелитель. Он все сотворил Самим Собою, т. е. Словом Своим и Премудростью Своею» (Св. Ириней, Против ересей, 2, 30, 9).

Зафиксируем специфику творчества как креативности - творят из себя, т. е. для процесса создания нового ничего не нужно кроме собственного желания и умения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующее положение концепции божественной креативности гласит: «Бог творит премудростью и любовью». Так, в Катехизисе Католической Церкви сказано: «Мы верим, что он исходит из свободной воли Бога, Который захотел позволить творению участвовать в Своем Существе, Своей премудрости и благости: “...ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено” (Откр 4, 11)». Таким образом, процесс божественной креативности отличается от других процессов создания нового, прежде всего от эволюции и рождения, своей осознанностью, намеренностью, целенаправленностью.

«Бог творит мир благоустроенный и хороший». Этот тезис является одним из главных положений

концепции божественной креативности. Епископ Василий (Родзянко) в статье «Творение мира и о ^^e “двойного” творения» пишет: «Чем отличается этот текст (имеется в виду первая глава А. С.) от второго текста и вообще от всего в Библии? Одним словом. Все отличается именно этим одним словом: хорошо. “И увидел Бог, что это хорошо” (Бт. 1:18), т. е. никакого ущерба ни в чем нет. Ничего отрицательного. Все только положительное. Все добро. Зла нет. Нет его даже в самом замысле, ни в чем». Зло и деградация мира появляются после грехопадения; все, что от Бога - хорошо, и креативность - хорошо.

Следующее положение концепции божественной креативности гласит, что Бог трансцендентен Своему творению. Шеллинг так описывает это утверждение: «Мир возникает посредством положенного Богом процесса, однако такого, в который сам Бог не вступает, так как он, напротив, остается вне мира как причина, ... как causa causarum, как он был определен еще пифагорейцами .мир является не как эманация одной только божественной природы, а как свободно положенное творение божьей воли» [7, с. 362].

Характерной чертой процесса сотворения мира Богом была его периодичность, этапность. Материальный мир был создан Богом за шесть творческих дней или творческих периодов. Еврейское слово «день» (иом) означает не только наш земной день, но вообще неопределенный промежуток времени. Не вдаваясь в подробное описание содержания различных «дней» творения, отметим, что его можно охарактеризовать формулой: от простого к сложному.

Обозначив основные положения концепции божественной креативности, обратимся к вопросу: какое влияние она оказывает на теории научно-технического творчества?

Во-первых, Карл Поппер считал, что решения многих проблем эпистемологии «могут подсказываться исследованиями по генезису знания» [9, с. 73]. Далее он приводит следующий пример: «Для Декарта и Беркли истинность обеспечивается происхождением идеи, за которым в конечном счете присматривает Бог. Следы точки зрения, согласно которой незнание есть грех, можно найти не только у Локка и Беркли, но даже и у Юма и Рида» [там же]. Высокая нравственная оценка творчества вообще и научно-технического в частности, по-видимому, также восходит к концепции божественной креативности. Чтобы ученый ни изобрел, ни открыл, пусть даже атомную бомбу, виноват не он, а те, кто ее применил, использовал. Так же, как в концепции креативности, Бог творит только хороший мир, так ученый и инженер творят только благое. Для объяснения существования зла всегда есть

Сатана. Для объяснения негативных последствий научно-технического творчества существует масса внешних причин, например корыстные некреативные люди.

Доброта, любовь и прочие этические и эстетические ценности, приписываемые научному творчеству, по нашему мнению, родом из этой концепции. Для наглядности процитируем один из современных учебников по методологии науки: «. Творческие люди - это родственное, любовное отношение к природе, повышенная восприимчивость человека к окружающему миру, чувствительность и отзывчивость его души и разума на звуки и краски, формы и пропорции, на устойчивые и изменчивые связи предметов и явлений окружающего мира» [10, с. 320].

Можно приводить примеры, показывающие влияние различных элементов концепции божественной креативности на современные представления о научно-техническом творчестве (например этап-ность творчества), но самое главное - это убежденность некоторых политиков и менеджеров науки о том, что ученый может творить из ничего, главное

его вовремя и правильно мотивировать. «Именно внутренний мотив побуждает ученого погрузиться в данный момент времени в конкретную идейно-научную ситуацию, вечно стремиться ставить вопросы и находить на них ответы» [10, с. 325]. Конечно, мотивация к научно-исследовательской деятельности - важный элемент развития научного творчества, но далеко не единственный.

В статье «Креативный или творческий» профессор Игорь Милославский утверждает, что «словом “креативность” обозначается различная, но обязательно и творческая деятельность, работа на результат, ради создания конечного продукта» [11]. Позволим себе не согласиться с этим мнением. Для обозначения деятельности, связанной с материальным воплощением творческих идей, «тиражированием» нового, заимствовано слово «инновация». К сожалению, в предпочтении латинского слова «креативность» русскому «творчество», по нашему мнению, проявляется скрытое желание пользоваться благами научно-технического творчества, ничего не делая для его развития, ведь креативность - это творение из ничего.

Список литературы

1. Яковлев В. А. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. 2003. № 6. С. 142-154.

2. Яковлев В. А. Философские принципы креативности // Вестн. Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1999. № 5. С. 98-103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Meusburger P., Funke J.,Wunder E. Milieus of Creativity: The Role of Places, Environments and Spatial Contexts. Springer, 2009. 297 p.

4. Степанов А. А., Зольникова Л. М., Мойзес Б. Б. Концепции творчества и метафоры рождения // XV Международная научно-практическая конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные техника и технологии» / Сб. тр.: в 3 т. Томск: Изд-во Том. политех. ун-та, 2009. Т. 3. С. 579-583.

5. Степанов А. А., Зольникова Л. М., Мойзес Б. Б. Метафоры магии в концепциях научно-технического творчества // Там же. С. 415-416.

6. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб.: Алетейя, 2002. 414 с.

7. Архиепископ Вениамин (Пушкарь). Священная библийская история Ветхого завета. URL: http://db/book/msg/5237

8. Шеллинг Ф. В. Й. Философия откровения. Т. 1. СПб.: Наука, 2000. 699 с.

9. Поппер Карл Р. Объективное знание. Эволюционный подход. Пер. с англ. Д. Г. Лахути. Отв. ред. В. Н. Садовский. М.: Эдиториал УРСС,

2002. 384 с.

10. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов. Санкт-Петербургский ун-т МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; СПбГУ; СПбГАУ; ИпиП (СПб.) / под общ. и науч. ред. В. Л. Обухова, Ю. Н. Солонина, В. П. Сальникова и В. В. Васильковой. СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2003. 560 с

11. Милославский И. Креативный или творческий. URL: http://www. nauka.izvestia.ru/~editor/149/articles.html

Степанов А. А., доктор философских наук.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: step_59@mail.ru

Материал поступил в редакцию 11.01.2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A. A. Stepanov

CREATIVITY AND THE CONCEPT OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVITY

The article analyzes the concepts of scientific and technical work to identify them in the metaphors of divine creativity. The author argues that the high moral evaluation in the public consciousness of the process of scientific and technical creativity is due to his involvement in the everyday and theoretical thinking to the world’s sacred creation of God. The emphasis on creating incentives for the development of scientific and technical creativity stems from the specificity of creativity as a creation out of nothing.

Key words: creativity, creativity, creative personality, the Philosophy of Culture.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: step_59@mail.ru