"Культурная жизнь Юга России "
56 —
М> 2 (27), 2008
целей задания в единых учебных постановках. В индивидуальных планах обучения применялись различные задания и упражнения (краткосрочные и длительные, учебные и творческие, аудиторные и домашние). Их сочетание и комбинирование строилось с учетом психологических особенностей и творческого мышления студентов.
В обучении живописи студентов экспериментальной группы мы применяли следующие методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения, эвристический и исследовательский, оценки и контроля, которые реализовывались на основе взаимодействия и взаимообусловленности.
В своем педагогическом эксперименте мы стремились создать оптимальные условия для стимулирования и развития интеллектуально-творческого потенциала каждого студента на пропедевтическом курсе обучения живописи. Как важнейшее условие нами был обозначен дифференцированный подход, который осуществлялся на основе выявленных доминирующих параметров креативности и психологических особенностей студентов, индивидуализации форм, средств и методов педагогического сотрудничества.
Результаты контрольных «срезов» выявили стабильное увеличение показателей креативности студентов-первокурсников ХГФ КубГУ и дизайнерского отделения ГИИ и подтвердили правомерность нашего предположения о необходимости научно обоснованного дифференцированного подхода к обучению живописи. Положительное влияние педагогического процесса выражается также в том, что более половины студентов экспериментальной группы проявили самостоятельность в творческих поисках самовыражения и активно участвовали в краевых и городских выставках.
Литература
1. ТсшповаМ. К. Управление учебным процессом на основе компетентного подхода при подготовке специалистов направления «Дизайн» // Современные технологии в дизайн-образовании: материалы докладов III Всеросс. науч.-практ. конф. Ч. 1. Сочи, 2006. С. 19-25.
2. Туник Е. Хг Тест Е. Торренса «Диагностика креативности»: методическое руководство. СПб., 2002. С. 200.
3. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2007. С. 104.
N.A. BALAEVA. DIFFERENTIATED APPROACH TO THE TEACHING OF PAINTING
In the article the results of pedagogical experiment are stated. The differentiated approach is allocated, as one of the major conditions of pedagogical cooperation and achievement of the teaching and educational purposes. Methods, means and forms of the organization of practical activities of students are listed.
Key words: the differentiated approach, individualization, creative thinking, pedagogical conditions, methods of training.
Г.Ж. МИКЕР0ВА
ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье раскрывается проблема обучения русскому языку в начальной школе и указывается один из путей ее решения посредством технологии укрупненных дидактических единиц.
Ключевые слова: русский язык, технологии и системы обучения, технология укрупненных дидактических единиц.
Проблема обучения русскому языку в начальной школе является одной из самых актуальных. В настоящее время учеными исследуются различные аспекты этого вопроса, касающиеся как общего языкового развития личности (Е. С. Антонова, Е. В. Вострогова, А. X. Загаштоков, О. В. Канарская, Е. Н. Леонович, О. В. Милютина и др.), так и формирования определенных качеств речи школьников (О. В. Арефьева, Ю. П. Гостева, Е. А. Гогун, Т. Ю. Гуляева, Т. К. Емельянова, Р. Э. Ибрагимова, М. Ш. Кошенова, О. О. Харченко, И. А. Шапошникова, М. X. Шхапацева и др.). Значительная часть работ посвящена развитию творческих способностей ребенка (Г. X. Валеев, А. В. Гринева, С. Г. Глухова, В. Г. Иванов,
И. В. Ильинская, Н. В. Козлова, В. Ф. Одегова, О. Б. Орлова, Л. Н. Седова, Г. В. Терехова, Е. А. Ходырева и др.).
На протяжении долгого времени в начальной школе по-разному определялись содержание лингвистического образования, достаточный комплекс умений и навыков, необходимый минимум теоретических языковых знаний. Но в центре внимания педагогов и психологов оставалась проблема развития личности средствами языка (Б. Г. Ананьев, Д. Н. Богоявленский, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Л. В Занков, И. А. Зимняя, В В. Давыдов, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, К. Д. Ушинский, Я. А. Фаизов, Л. В. Щерба, Д. Б. Эльконин и др.).
№ 2 (27), 2008 "Культурная жизнь Юга России "
— 57
В настоящее время учителям начальных классов предлагается широкий выбор учебников (учебных комплексов), методических систем и технологий. При этом независимо от типа программы одной из задач учителя является формирование у младших школьников знаний и умений, необходимых для плавного перехода на более высокую образовательную ступень. Программы и учебники по системам Т. Г. Рамзаевой, Л. В. Занкова, А. В. Поляковой, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. В. Репкина помогают учителям по-разному решить эту сложную задачу. Между тем учителя-филологи, которые обучают русскому языку учащихся среднего звена, не учитывают тип методической системы его изучения в начальной школе, нередко обвиняя учителей начальных классов в том, что дети не получили в полном объеме знания, навыки и умения, необходимые для дальнейшего изучения языка. В свою очередь, учителя младших классов утверждают, что филологи не обеспечили плавного перехода от начального звена к среднему.
Однако корень этого конфликта кроется совсем не в учителях. Уровень знаний, умений и навыков по русскому языку выпускников школ не отвечает современным требованиям, что подтвердилось результатами ЕГЭ. Проблема снижения уровня грамотности в настоящее время является настолько злободневной, что в Федеральной целевой программе «Русский язык» (1996) она названа общегосударственной.
Выход из создавшегося положения видится нам в технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) академика РАО П. М. Эрдниева. Основная характеристика последних в ряду современных научных понятий заключается в том, что УДЕ - это дидактическая система самовозрастания знаний учащихся благодаря активизации подсознательных механизмов ускоренной переработки информации посредством сближения во времени и пространстве мозга взаимодействующих компонентов целостного представления. Основой концеп-
Системность знаний учащихся
Результаты тестирования 1-я группа, % 2-я группа, % 3-я группа, %
Справились с заданием без ошибок 12 32 54
Допустили ошибки в задании 88 68 46
ции укрупнения стали новейшие знания в области гносеологии (М. Бунге, К. Сухотина), принципы противопоставления, опережающего отражения действительности, циклических (обратных) связей мыслей, соединение анализа и синтеза (индукции и дедукции), опора на контрасты и аналогии в мышлении, которые не учитываются в вышеперечисленных системах обучения русскому языку в начальной школе.
Наше исследование включало тестирование на предмет системности знаний учащихся, которые обучались русскому языку по технологии УДЕ. В нем принимало участие около 400 обуча-щихся. Всех респондентов мы условно разделили на три группы: 1-я группа - учащиеся, которые изучали русский язык по традиционной системе обучения; 2-я группа - учащиеся, которые изучали русский язык по программам развивающего обучения Л. В. Занкова, В. В. Давыдова; 3-я группа - учащиеся, которые изучали русский язык по технологии УДЕ. Результаты проведенного тестирования представлены нами в таблице.
Таким образом, проведенный нами эксперимент показал, что учащиеся, изучавшие русский язык по технологии УДЕ, имеют прочный фундамент знаний для плавного перехода на более высокую образовательную ступень.
G. G. MIKEROVA. THE PROBLEM OF TEACHING OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL
In this article the problem of teaching of the Russian language in primary school is observed. One of the ways of solving this problem by technology of integrated didactic units is shown in this article.
Key words: the Russian language, technologies and methods of teaching, technology of integrated didactic units.