Г. Ж. Микерова
СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА ПО ТЕХНОЛОГИИ УКРУПНЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ (УДЕ) В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Работа представлена кафедройрусского языка и методики преподавания Адыгейского государственного университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. X. Шхапацева
Статья посвящена описанию системы изучения синтаксиса по технологии укрупненных дидактических единиц в начальной школе. Обучение по этой технологии приводит к оптимальному развитию учащихся и получению системы знаний, умений и навыков.
The article is devoted to the description of syntax learning under the technology of integrated didactic units (IDU) in primary school. Training under this technology leads to optimal development of pupils and acquisition of knowledge, abilities and skills.
Одним из способов структурирования учебного материала является укрупнение дидактических единиц (УДЕ) усвоения знания. На этой основе возникла и развивается технология УДЕ. Обучение по технологии УДЕ определяется конструированием конкретных приемов, отшлифованных де-
талей урока, филигранной разработкой разворота учебника и мастерством учителя. Всякий прием (способ) обучения можно улучшить, умело используя время, место и условия его применения. Сущность технологии УДЕ сводится к объединению знаний во времени или пространстве.
Элементы знания, размещенные по традиции по разным разделам и годам обучения, объединяются и образуют целостный сплав структурно новых знаний1.
Рассмотрим подход к изучению синтаксиса в начальной школе по традиционной системе. В период обучения грамоте дети изучают предложение и узнают, что наша речь состоит из предложений. Предложения выражают законченную мысль. Учащиеся по традиционному учебнику «Русский язык»2 пытаются разделить сплошные тексты на предложения, проставляя точки в конце их и заменяя маленькую букву на большую (хотя ничего не знают об основе предложения). В результате сильные уча -щиеся, обладающие языковой интуицией и языковой способностью, разбирают данные тексты, а средние и слабые учащиеся быстро проставляют точки карандашом в учебнике (дабы не забыть), а потом списывают данное упражнение в тетрадь с точками в конце предложений и прописной буквой после точки.
Во 2-м классе дети узнают, что предложение состоит из слов. Слова в предложении связаны друг с другом. Связь слов в предложении устанавливается при помощи вопросов от слова к слову; в предложении есть главные и второстепенные члены пред -ложения. Подлежащее - главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы: кто? что? Сказуемое -главный член предложения, который обозначает то, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы: что делает, что сделает?3. Дети упражняются в выделении словосочетаний, выписывая их из предложения с вопросами (хотя вопросы, по нашему мнению, нужны лишь для определения конкретного члена предложения). В выполнении подобных упражнений учащиеся испытывают большие трудности, поскольку медленный темп письма позволяет разобрать на уроке в лучшем случае одно-два предложения, а это не развивает навык выписывания словосочетаний.
В 3-м классе учащиеся изучают однородные члены и расстановку знаков препинания между частями предложения, соединенными только интонацией и интонацией с союзами4. Здесь они сталкиваются с трудностями из-за нарушения логики структурирования учебного материала. На этом этапе обучения учащиеся выделяют однородные определения, не зная, что не все определения, даже относящиеся к одному и тому же слову, бывают однородными.
Сказанное выше обуславливает актуальность системы изучения синтаксиса в начальной школе по технологии УДЕ.
Обучая по технологии УДЕ в рамках методики моделирования, учителя работают на синтаксической модели распространенного предложения. В модели предложения показаны связи между его членами (рис. 1). Учащиеся рассматривают эти связи путем сравнения, сопоставления, что развивает их мышление.
При обучении русскому языку по технологии УДЕ работа над словосочетанием и предложением имеет некоторые особенности. Сущность словосочетания учащиеся начальной школы познают одновременно с изучением частей речи по морфологической модели предложения. На одном из этапов работы они узнают, что «два слова могут дружить, сочетаться друг с другом. Такие слова называются словосочетанием. Словосочетание понятно». Здесь же объясняется сам термин «словосочетание». «Посмотрите, ребята, на это слово. Оно состоит из двух частей: СЛОВО и ЧЕТА. Первая часть этого слова вам понятна, а вторая часть ЧЕТА - это давно забытое древнерусское слово, которое сейчас редко используется в нашей современной речи, поэтому вы его не понимаете. Раньше этим словом обозначали слово ПАРА, значит двое друзей. Значит, как можно понять, что обозначает слово "словосочетание"?» (Это пара слов, которые дружат.)
43 1
подлежащее
сказуемое
дополнение
кто - что
что делает, каков
V
какой, чей, который, что делающий, что делавший
определение
В. (кого-что) прям. перех. гл.
Р. кого-чего
Предлоги Д. кому-чему
Т. кем-чем
П. (о) ком-(о)чем
у
обстоятельство действия
образа действия как, каким образом
времени когда, как долго, с каких пор, до каких пор
места где, куда, откуда
причины почему, с чего, отчего
цели зачем, для чего, с какой целью
меры сколько, на сколько, во сколько
Рис. 1. Синтаксическ
Далее разводятся понятия «словосочетание» и «предложение»: «Предложение -это сочетание слов, которые выражают законченную мысль», и дети учатся выписывать из распространенного предложения словосочетания. В традиционной системе это умение вырабатывается недостаточно прочно. В учебниках приведено лишь несколько упражнений, которые направлены на выработку этого умения. А ведь это основа всех синтаксических умений и, в частности, основа пунктуационных умений. Эти умения очень важны в письменной речи, они существуют, «чтобы выделить мысль, дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания -это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»5. Не секрет, что умение правильно поставить знак пунктуации развито недостаточно даже у грамотных взрослых людей. Думается, что это происходит именно от отсутствия умения выделять словосочета-ния в предложении.
В технологии УДЕ это умение отрабатывается до навыка, поскольку упражнения по выписыванию словосочетаний выполняются иначе и в большем количестве. Напри-
модель предложения
мер, чтобы выписать словосочетания из предложения Артем прочитал текст быстро, учащиеся ставят над каждым знаменательным словом порядковый номер и на первых порах выписывают смысловые пары цифрами: 1 и 2, 2 и 3, 2 и 4. Заметим, что в силу недостатка знаний (синтаксис по технологии УДЕ изучается позже) предикат предложения рассматривается так же, как смысловая пара слов. Таким способом учащиеся отрабатывают на каждом уроке русского языка десять и более предложений, что приводит их к так необходимому навыку.
В тесной связи с темами «Части речи», «Предлог. Основа и окончание», «Имя прилагательное», «Род существительных. Согласование прилагательного с существительным в числе и роде» понятие «словосочетание» расширяется, уточняется, закрепляется.
При переходе к склонению существительных по технологии УДЕ изучается тема «Фразное склонение». Рассмотрим методику работы по этой теме. «Сегодня мы познакомимся с изменением моделей кто и что. Как вы думаете, эти модели изменяют свою форму? Давайте проверим. Я на-
пишу начало предложений, а потом мы попробуем их закончить:
И. Это ..., ...
Р. Нет ..., ...
Д. Даю ..., ...
В. Вижу ..., ...
Т. Доволен ..., ...
П. Думаю о ..., ...
Вместо точек подставим слово кто и образуем вопросительные предложения: Это кто? Нет кого? Даю кому? Вижу кого? Доволен кем? Думаю о ком?. Аналогично учащиеся подставляют слово что и читают вопросы. Потом учащиеся коллективно вместе с учителем отвечают на эти вопросы словами конь, стол и выделяют окончания в этих словах. После выполнения этой работы, в результате которой на доске появляется таблица склонений этих слов, спрашивается: «Кто скажет, почему про эти слова говорят, что они имеют разные формы?» - и объясняется: «Итак, мы узнали, что существительные изменяют свою форму. А какая из этих форм главная, начальная? Как вы думаете, слова кто, к ого, кому, кем , о ком - это одно и то же слово или разные слова?». В результате подобной беседы учащиеся делают вывод о том, что слова к т о-ч т о могут иметь разные формы и расширяют понятие об имени существительном: «Имя существительное - это часть речи, сходная со словами к т о-ч то и отвечающая на вопросы кто или что и их формы. Существительное обозначает предмет». Основная задача этой темы: запомнить падежные формы, научиться выделять основу и окон -чание существительных, усвоить понятие формы существительного, учиться изменять существительные по вопросам. В последующей теме «Склонение существитель-
Типы пг
ных» учащиеся усваивают понятия «склонение», «падеж», «названия падежей» и обучаются непосредственному соотнесению падежного вопроса и формы слова, умению склонять.
В теме «Постановка вопросов от слова к слову» учащиеся учатся задавать вопросы от слова к слову. Тем самым учащиеся подводятся к выводу о том, что в словосочетании имеется главное (от которого ста -вим вопрос) и зависимое (которое отвеча-ет на вопрос) слова (рис. 2).
КТО? УЧЕНИК
это-►
ЧТО? ПАРТА
Рис. 2. Типы предложений
Следующие вопросы: «На что указывает начало стрелки? На что указывает конец стрелки? От какого слова задается вопрос? Какой вопрос задается от слова ЭТО? К какому слову задается вопрос? Какой вопрос задается от слова ЭТО к слову такому-то? На какой вопрос отвечает слово такое-то?» - помогают прийти к этому выводу. В процессе формирования навыка постановки морфологического вопроса от слова к слову школьники учатся анализировать предложения (к примеру: Дети живут весело) устно и графически (рис. 3).
что делают? как? -► -►
Д. Ж. В.
<-
кто?
В теме «Типы предложений» в разделе синтаксис учащиеся узнают о двух типах предложений: по цели высказывания и по интонации. Данная таблица, разработанная нами, на наш взгляд, удачно показывает эти типы (табл. 1).
Таблица 1
южений
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
По цели высказывания По интонации
Повествовательные Восклицательные
Вопросительные Невосклицательные
Побудительные
Выполняя упражнения методом матрицирования, учащиеся узнают, что восклицательное предложение может быть повествовательным и вопросительным, что при традиционном обучении из полетного опроса, проведенного нами, не знают даже старшеклассники.
Например, учащиеся выполняют следующее упражнение: «Произнесите данные предложения и расположите их по типам:
1. Наступила весна. 2. Наступила весна? 3. Наступила весна! 4. Иди сюда. 5. Иди сюда! 6. Папа пришел ?!. Запишите их номера в следующую таблицу:
Цель/Интонация Повествовательное Вопросительное Побудительное
Восклицательное 3 6 5
Не восклицательное 1 2 4
Далее, продолжая изучать предложение в теме «Виды связи между словами», учащимся объясняется: «Изучать, исследовать предложение - это значит узнать, что это такое, как это что-то появилось, почему появилось, для чего служит, какие имеет свойства, из каких частей состоит. Вспомните нашу модель предложения. Она называется морфологической. А почему? В науке "Грамматика русского языка" есть три раздела: фонетика, морфология и синтак-
Виды связи
сис (запись на доске). Два первых раздела мы уже изучали: в фонетике о звуках и буквах, в морфологии о частях речи и составе слова. А теперь мы будем изучать синтаксис - о предложении, его составе, о его членах. Слова выражают мысль только тогда, когда они связаны между собой по смыслу и грамматически. Сочетания слов между собой - это и есть связи. Сегодня мы узнаем, какие связи бывают между словами». Вывешивается таблица (табл. 2).
Таблица 2
<ду словами
ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ
СОГЛАСОВАНИЕ красивый цветок
УПРАВЛЕНИЕ рисует цветок
ПРИМЫКАНИЕ рисует красиво
СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ
писали и читали
«Связь слов бывает подчинительной и сочинительной. О сочинительной связи мы будем говорить чуть позже. Подчинительная связь - это когда одно слово главное, а другое - зависимое от него. Одно слово старше, слово-начальник, а другое слово младше - подчиненное». Впоследствии на основе этих знаний учащиеся узнают о главных и второстепенных членах предложения и работают с помощью синтаксической модели предложения. При изучении однородных членов предложения учащиеся узнают о сочинительной связи между словами и о знаках препинания.
Таким образом, при изучении синтаксиса по технологии УДЕ лингвистические
понятия формируются постепенно, поэтапно, комплексно с другими темами, поскольку входят в одну укрупненную ди -дактическую единицу. Это позволяет расширять рамки традиционной программы по русскому языку, не перегружая учащихся информацией. Кроме того, многие грамматические понятия вводятся пропедевтически. В процессе эксперимента подтвердилась гипотеза о том, что изучение синтаксиса в начальной школе по технологии УДЕ способствует оптимальному развитию познавательных способностей младших школьников, приводит к системе знаний, умений и навыков по русскому языку.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Эрдниев П. М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения: В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 1992.
2 Закожурникова М. Л., Костенко Ф. Д., Рождественский Н. С. Русский язык: Учебник для 1-го класса трехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 1995.
3 Закожурникова М. Л., Костенко Ф. Д., Рождественский Н. С. Русский язык: Учебник для 2-го класса трехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 1995.
4 Закожурникова М. Л., Костенко Ф. Д., Рождественский Н. С. Русский язык: Учебник для 3-го класса трехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 1995.
5 Тростенцова Л. А., Шхапацева М. X. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.: Дрофа, 2001. С. 3.