"Культурная жизнь Юга России "
М> 2 (27), 2008
щаются устная и письменная речь. Новая фактура речи в электронной коммуникации связана с высокой степенью интерактивности, манипулятив-ности, мультимедиальности, гипертекстом и оперативностью. Компьютерному дискурсу как виду общения в компьютерных сетях присущи определенные конститутивные признаки (электронный сигнал, гипертекст, дистантность и др.).
Язык, используемый в компьютерном дискурсе, обладает особенностями функционирования. Письменная речь в сфере электронной коммуникации характеризуется адаптацией средств разговорной речи (интонация, тон, громкость) к письменной форме (подчеркивание, выделение текста цветом, большими буквами). Другой важной особенностью представления текста в электронном виде является его креолизованность, т. е. использование различных паралингвистических средств: рисунков, фотографий, различных шрифтов, графических символов и т. д.
Электронная коммуникация представляет собой сложную комбинацию дискурсов: передача личной почты (бытовой дискурс), обмен и запрос информации (деловой дискурс), обсуждение научных вопросов в группах новостей или конференций (научный дискурс), рекламные баннеры и сайты (рекламный дискурс) и т. д.
В электронной коммуникации выделяются определенные форматы, речевые жанры, представляющие функциональный стиль с определенным перечнем конститутивных признаков: электронная почта, электронные разговоры - чаты, электронные доски объявлений (BBS) и компьютерные конференции. Однако эта классификация весьма
условна, поскольку эти жанры могут пересекаться по многим конституционным признакам.
Д. Кристал выделяет пять жанров, называя их при этом ситуациями использования Интернета (broad Internet-using situations) (6). Это электронная почта; синхронные и асинхронные чаты, включая BBS; виртуальные миры (MOQs, MUDs, MUCKs, MUSEs и т. д.); ВЕБ-тексты, к которым относятся электронные тексты с гипер- и линейной структурой.
Посредством электронного дискурса осуществляется самопрезентация тендерной составляющей личности коммуниканта. Следует отметить, что тендер рассматривается нами как социокультурный феномен. В ситуации коммуникации, опосредованной компьютером, точное определение биологического пола представляется затруднительным, но о тендерных различиях мы можем говорить достаточно определенно.
Литература
1. Грегшас А. Ж., Kvpme Ж. Семиотика. М., 1983.
2. Дейк Т. А. Принципы критического анализа дискурса // Перевод и лингвистика текста. М., 1994. С. 135.
3. Там же. С. 136.
4. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках: дис. ... канд. филолог, наук. Астрахань, 2001.
5. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М, 2003. С. 38.
6. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge, 2001.
M.Y. KASUMOVA. GENDER EXPLICATIONS OF A COMPUTER DISCOURSE
The gender as a discourse designs certain sexual identity through representations in all significant spheres. Today it is already possible to speak about the new communicative environment - electronic where oral and written speeches are combined. The electronic communication is one of versions of a mass communication. It is a complex combination of discourses. By means of an electronic discourse the self-presentation of a gender component of the participant of the communications is carried out.
Key word: gender, discourse, the electronic communications, the Internet-environment.
H.A. БАЛАЕВА
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЖИВОПИСИ
В данной статье представлены результаты педагогического эксперимента. Дифференцированный подход выделен как одно из важнейших условий педагогического сотрудничества и достижения учебно-вос-питательных целей. Перечислены методы, средства и формы организации практической деятельности студентов.
Ключевые слова: дифференцированный подход, индивидуализация, творческое мышление, педагогические условия, методы обучения.
Одной из ведущих тенденций инновационного развития в системе высшего профессионального образования является усиление внимания к проблеме подготовки кадров качественно но-
вого уровня. Реализация такого подхода в образовательном процессе требует внедрения новых обучающих технологий и педагогических приемов.
№ 2 (27), 2008 "Культурная жизнь Юга России "
— 55
Для полноценного обучения, воспитания и развития студентов необходимо выработать такую систему дидактических средств, которая обеспечит формирование творческой активности обучаемых в результате овладения ими художественными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности. Отсюда двуединой целью инновационного образования является обеспечение высокого уровня интеллектуально-творческого развития студентов и создание условий, позволяющих им овладеть базовыми академическими знаниями и умениями на основе современных педагогических технологий (1).
При разработке инновационной программы важно не только сохранить уникальность, практичность и богатую историческую основу российской системы художественно-педагогическо-го образования, но и развить ее с учетом мирового опыта педагогов-новаторов, активно занимающихся поиском наиболее эффективных форм развития творческих способностей студентов.
Для реализации целей инновационного обучения необходимо создать оптимальные педагогические и психологические условия. Опыт XX века показал, что это возможно посредством:
а) приобщения студентов к решению проблемных ситуаций, требующих активизации всего интеллектуального и эмоционально-творческого опыта, выполнения заданий, направленных на поиск различных вариантов композиционно-плас-тического, стилистического и живописного решения изображения;
б) постановки перед ними учебно-творческих задач, решение которых требует эксперимента, мысленного представления предполагаемого результата изобразительной деятельности;
в) формирования творческой активности студентов через систему дозированной помощи, направленной на индивидуально-личностное развитие;
г) создания положительного эмоционального настроя студентов и атмосферы творческого сотрудничества в процессе работы над учебными заданиями;
д) обеспечения положительной мотивации в учебно-творческой деятельности.
В нашем педагогическом эксперименте дифференцированный подход является важнейшим условием формирования творческой активности студентов на начальном этапе обучения живописи. На основе выявленных доминирующих параметров креативности и психологических особенностей обучаемых происходит индивидуализация форм, средств, методов педагогического сотрудничества, с помощью которых успешно усваиваются базовые знания, умения и навыки и в то же время формируется личность. Появляется возможность прогнозировать творческую активность каждого студента, определяя ее характер, направляя его мышление и учебные действия на выполнение педагогически продуманной системы заданий.
Для выявления особенностей творческого мышления студентов-первокурсников в педаго-
гическом эксперименте, проведенном на кафедре дизайна Геленджикского института искусств и живописи художественно-графического факультета Кубанского государственного университета, был использован тест Е. Торренса «Диагностика креативности» (2). С помощью данной методики определялись следующие показатели креативности: скорость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию и абстрактность названия.
Для диагностики психологических особенностей в данном эксперименте использовался опросник Р. Б. Кеттелла. В нем из 16 факторов были отобраны пять показателей, которые наиболее полно отражают структуру качеств творческой личности: ограниченность мышления и сообразительность; выраженная сила «Я» - беспринципность; смелость и робость; непрактичность и практичность; радикализм и консерватизм (3).
В результате диагностики студентов и обработки полученных данных были выявлены доминирующие параметры креативности, психологические особенности каждого респондента и сформированы четыре подгруппы с характерными особенностями творческого мышления. Для каждой из них были разработаны учебные программы аудиторной и самостоятельной творческой работы, в которых дифференцировались: методы объяснения нового материала; организация практической работы; методы стимулирования, оценки и контроля. Дифференцированный подход к обучению живописи обеспечил каждого студента наилучшими условиями творческого развития и самореализации с учетом индивидуальных особенностей его творческого мышления.
Содержание нашего экспериментального пропедевтического курса «Живопись» включало систему теоретических знаний и практических умений и навыков, способствующих развитию основ репродуктивной и творческой деятельности. Учебные задания первого и второго блока были направлены на освоение теории и практики живописного изображения; постановку глаза на живописное восприятие натуры; организацию цветовых масс на картинной плоскости в живописной работе; овладение навыками поиска оригинального композиционного колористического решения и творческого видения натуры. Работа над академическими заданиями способствовала росту изобразительных способностей студентов-дизайнеров, а также формированию у них профессионально-художественной компетентности. Третий блок заданий был направлен на развитие художественного мышления первокурсников, формирование у них способностей к анализу, сравнению, обобщению и т. п.
В организации аудиторной практической деятельности студентов мы придерживались следующих условий: а) определение единой цели учебного задания при дифференцировании форм и условий его выполнения (количество часов, отведенных на работу, формат, материал, техника исполнения и ее сложность); б) дифференцирование
"Культурная жизнь Юга России "
56 —
М> 2 (27), 2008
целей задания в единых учебных постановках. В индивидуальных планах обучения применялись различные задания и упражнения (краткосрочные и длительные, учебные и творческие, аудиторные и домашние). Их сочетание и комбинирование строилось с учетом психологических особенностей и творческого мышления студентов.
В обучении живописи студентов экспериментальной группы мы применяли следующие методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения, эвристический и исследовательский, оценки и контроля, которые реализовывались на основе взаимодействия и взаимообусловленности.
В своем педагогическом эксперименте мы стремились создать оптимальные условия для стимулирования и развития интеллектуально-творческого потенциала каждого студента на пропедевтическом курсе обучения живописи. Как важнейшее условие нами был обозначен дифференцированный подход, который осуществлялся на основе выявленных доминирующих параметров креативности и психологических особенностей студентов, индивидуализации форм, средств и методов педагогического сотрудничества.
Результаты контрольных «срезов» выявили стабильное увеличение показателей креативности студентов-первокурсников ХГФ КубГУ и дизайнерского отделения ГИИ и подтвердили правомерность нашего предположения о необходимости научно обоснованного дифференцированного подхода к обучению живописи. Положительное влияние педагогического процесса выражается также в том, что более половины студентов экспериментальной группы проявили самостоятельность в творческих поисках самовыражения и активно участвовали в краевых и городских выставках.
Литература
1. ТсшповаМ. К. Управление учебным процессом на основе компетентного подхода при подготовке специалистов направления «Дизайн» // Современные технологии в дизайн-образовании: материалы докладов III Всеросс. науч.-практ. конф. Ч. 1. Сочи, 2006. С. 19-25.
2. Туник Е. Хг Тест Е. Торренса «Диагностика креативности»: методическое руководство. СПб., 2002. С. 200.
3. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2007. С. 104.
N.A. BALAEVA. DIFFERENTIATED APPROACH TO THE TEACHING OF PAINTING
In the article the results of pedagogical experiment are stated. The differentiated approach is allocated, as one of the major conditions of pedagogical cooperation and achievement of the teaching and educational purposes. Methods, means and forms of the organization of practical activities of students are listed.
Key words: the differentiated approach, individualization, creative thinking, pedagogical conditions, methods of training.
Г.Ж. МИКЕР0ВА
ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье раскрывается проблема обучения русскому языку в начальной школе и указывается один из путей ее решения посредством технологии укрупненных дидактических единиц.
Ключевые слова: русский язык, технологии и системы обучения, технология укрупненных дидактических единиц.
Проблема обучения русскому языку в начальной школе является одной из самых актуальных. В настоящее время учеными исследуются различные аспекты этого вопроса, касающиеся как общего языкового развития личности (Е. С. Антонова, Е. В. Вострогова, А. X. Загаштоков, О. В. Канарская, Е. Н. Леонович, О. В. Милютина и др.), так и формирования определенных качеств речи школьников (О. В. Арефьева, Ю. П. Гостева, Е. А. Гогун, Т. Ю. Гуляева, Т. К. Емельянова, Р. Э. Ибрагимова, М. Ш. Кошенова, О. О. Харченко, И. А. Шапошникова, М. X. Шхапацева и др.). Значительная часть работ посвящена развитию творческих способностей ребенка (Г. X. Валеев, А. В. Гринева, С. Г. Глухова, В. Г. Иванов,
И. В. Ильинская, И. В. Козлова, В. Ф. Одегова, О. Б. Орлова, Л. И. Седова, Г. В. Терехова, Е. А. Ходырева и др.).
На протяжении долгого времени в начальной школе по-разному определялись содержание лингвистического образования, достаточный комплекс умений и навыков, необходимый минимум теоретических языковых знаний. Но в центре внимания педагогов и психологов оставалась проблема развития личности средствами языка (Б. Г. Ананьев, Д. Н. Богоявленский, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Л. В Занков, И. А. Зимняя, В В. Давыдов, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, К. Д. Ушинский, Я. А. Фаизов, Л. В. Щерба, Д. Б. Эльконин и др.).