Научная статья на тему 'Проблема общественного идеала в творчестве В. С. Соловьёва и его последователе'

Проблема общественного идеала в творчестве В. С. Соловьёва и его последователе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
69
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема общественного идеала в творчестве В. С. Соловьёва и его последователе»

Однако и крайний, тертуллиановский, фидеизм, развиваемый, например, ранним Флоренским и Л. Шестовым, также подрывает гносеологическую основу метафизики веры. С резкой критикой фидеизма Шестова выступил другой антиномист - Булгаков. Между тем именно в творчестве Шестова вскрыта специфика веры в её несводимости к разуму, глубоко осознано её своеобразие.

Тем не менее в русской философии, за редчайшими исключениями, нет ни абсолютного объединения веры и знания, ни абсолютного их противопоставления. Через тезис и антитезис она шла к «золотой середине» данного соотношения, с большим трудом и муками, заблуждаясь и пытаясь вновь обрести истину, вырабатывала гносеологическую основу для метафизики веры.

1 Трубецкой E.H. Миросозерцание В.С.Соловьёва. T.I. М., 1995. С.9.

2 Флоровский Г.В. Вселенское предание и славянская идея // Из прошлого русской мысли. М., 1998. С. 258.

СЕКЦИЯ 3

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ B.C. СОЛОВЬЁВА

Е.М. АМЕЛИНА

Государственный университет управления, г. Москва

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА В ТВОРЧЕСТВЕ B.C. СОЛОВЬЁВА И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Основоположник русской философии всеединства B.C. Соловьёв подчеркивал громадную роль идеалов в общественной жизни и считал их началом всякого социального движения. Он находил, что любой социальный идеал предполагает «существующее общество во всем его действительном составе и ...требует, чтобы это действительное общество существовало как должно, а так как должное определяется нравственным на-

чалом, то всякий социальный идеал заключает в себе применение нравственных начал к существующему обществу»1. Таким образом, общественный идеал у философа был тесно связан с требованием долженствования и процедурой целеполагания.

Поскольку понимание общественного прогресса исходило у В. Солоьвева и его последователей (E.H. Трубецкого, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, Л.П. Карсавина) из понимания хода мирового развития как теокосмо-исторического процесса, то их общественный идеал был тесно слит с религиозно-метафизической составляющей. Образом общественного совершенства в русской философии всеединства было Богочеловечество, понимаемое и как «соработничество» с Богом, и как идеальное гармоническое состояние, где с помощью духовного гнозиса осуществлена фундаментальная для христианства задача преодоления мирового зла. Идеал государственного устройства, способствующий продвижению общества к Богочеловечеству, В.Соловьёв связывал с идеей «свободной теократии». К ней его приводили убежденность в том, что христианство призвано играть духовно-определяющую роль в жизнедеятельности социума, отрицательная оценка деятельности православной церкви и интерпретация хода западного развития как деградации и атомизации. В работе «Философские начала цельного знания» (1877) он указывал, что церковь призвана «в свободном внутреннем союзе с обществами политическим и экономическим объединиться в единый цельный организм -свободную теократию». В 80-е годы XIX века В.С.Соловьёв детально разрабатывает теократическую концепцию, в которую входят, в частности, идея трёх служений (первосвященническо-го, царского и пророческого), а также мысль о необходимости подчинения царской власти и сил русского народа католической церкви. В конце жизни затухает его увлеченность свободной теократией, и в работе «Три разговора» (1899) она предстает в пародийных формах царства всеобщей сытости. Соловьёвская теократическая идея явилась мечтой русского философа об идеальном преображенном человечестве. В ней проявилось характерное для русской философии искание социальной правды и такие константы национального сознания, как самопожертвова-

ние, смирение, желание жить во Христе и явить миру, благодаря этому, новую цветущую всечеловеческую культуру.

Ни один из последователей В.Соловьёва не обошёл вниманием его идеал свободной теократии. Если П.А.Флоренский видел значение теократии в том, что она превращает общество в единый духовный организм и наполняет нравственно-религиозным содержанием всякую деятельность от самой незначительной до царской, то Е.Н.Трубецкой, напротив, считал, что идеал «цельности жизни», провозглашенный В.Соловьёвым в его теократии в полноте своей, не может быть осуществлен в пределах греховного и «становящегося» мира. Связь между государством и церковью он считал необходимой, но видел в её деятельности представителей власти, положивших в основу своей жизни религиозные нормы. С.Булгаков называл идеал свободной теократии «самым дорогим завещанием, которое оставил

B.Соловьёв». Однако в отличие от него он формулировал свои идеи как христианско-социалистические и приветствовал свершившееся в 1917 году отделение церкви от государства.

C.Франк сохранил в своем творчестве провозглашенную В.Соловьёвым идею христианской политики и важнейшим условием «праведной» власти считал рассмотрение народом самого процесса избрания не как своевольного желания, а как процесса выбора «достойнейшего служителя абсолютной правды». Наконец, Л.П.Карсавин, сохраняя православную составляющую общественного идеала, дополняет его осознанием особых геополитических интересов русского народа и ставит задачу «Евразийского державостроительства». Итак, появившись у В.Соловьёва, идея «свободной теократии» эволюционирует у его последователей в сторону отделения церкви от государства. Она осмысливается не как конкретное учреждение, а как абсолютное требование, как результат свободной устремленности самих граждан.

В широком смысле слова структура общественного идеала русских мыслителей, помимо религиозно-метафизической составляющей, включала экономический, социальный, политический, национальный, цивилизационный и экологический идеалы. Экономический идеал - это идеал «праведного хозяйства», не связанный однозначно с какой-либо единственной формой собственности и с каким-то одним социальным строем. Получе-

ние прибыли и рост производительности труда в таком хозяйстве понимались как имеющие смысл лишь в том случае, если они стимулировали рост духовной свободы человека и способствовали достижению оптимально гармонических взаимоотношений между обществом и природой. Богатство понималось как средство для реализации высшего духовного начала. Главная составляющая социального идеала философов - это идея социальной справедливости и связанного с ней требования не превращать человека в средство для чьих-либо целей. Это абстрактное требование ставилось в зависимость от эпохи и уровня развития общества. В сфере права философов вдохновлял идеал правового государства. Право призвано обуздать зло и наделять каждого той мерой свободы, которая успешно сочетается со свободой других. Значительное внимание они уделяли правовым гарантиям труда и собственности.

Отправной точкой политического идеала философов, как уже отмечалось, являлась идея органического союза церкви, государства и общества. Это триединство обеспечивает, с их точки зрения, устойчивое развитие с сохранением преемственности и создает условия для свободного развития личности. Истоки такой устойчивости в ориентации на духовно-нарвственные ценности христианства. Национальное измерение общественного идеала философы рассматривали с позиций христианского универсализма. Отказ от своего национального ego означал для них возвращение народов к себе в уже новом, освобожденном от этноцентризма качестве. При этом они отрицали «безнародность» как одно из отвлеченных начал. Цивилизационныи идеал философов связан с представлением о гармонических отношениях между народами и культурами, где будут утверждены равноправные отношения. Они надеялись на плодотворный синтез культур Востока и Запада, который должен быть не подчиняющим и нивелирующим, а стимулирующим творческое развитие. Экологический идеал философов, порожденный онтологической идеей одухотворенности природы, был нацелен на бережное, облагораживающее отношение к ней, означающее возвышение человека как хозяйствующего субъекта до существа нравственного.

Особенностью общественного идеала русской философии всеединства являлось и то, что он нёс в себе черты российской

ментальности. В своих размышлениях о нём мыслители обращались к идущему от славянофилов понятию «соборность». Исследование историософского аспекта общественного идеала В.Соловьёва и его последователей показывает, что особое внимание в нём отводилось анализу диалектики идеала и действительности. Общественный идеал требует, считали философы, постоянного согласования абсолютного и относительного, поиска меры и гармонии в таком согласовании. Они специально исследовали его социологический аспект. Реализация общественного идеала виделась ими во взаимодействии всех существующих в обществе сил. Это плавный процесс, предполагающий постепенное правовое и нравственное воспитание личности и народа в целом. Выдающуюся роль в реализации идеала играют, с их точки зрения, герои, подвижники, выдающиеся личности, харизматические лидеры, первоисточник силы которых следует искать в бескорыстных побуждениях.

В общественном идеале русской философии всеединства проявилась, по словам Н.А.Бердяева необычайная свобода мысли и духа, в нём нашёл своё выражение «опыт христианского осмысления процессов новой истории, в котором «мысль христианского Востока давала ответ на мысль христианского Запада»2. В данном общественном идеале была предпринята попытка синтезировать светские и религиозные, ценностные и рациональные подходы к осмыслению социальной действительности. В мировом философском контексте ни на Западе, ни в России подобной социально-философской концепции не было. В таком качестве общественный идеал В.Соловьёва и его последователей предстаёт как неповторимый феномен мирового философского знания и занимает положение уникально-единственное.

1 Соловьёв B.C. Критика отвлеченных начал. М., 1880. С.130.

2 H.A. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. 4.2. С.29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.