Научная статья на тему 'В. С. Соловьёв о теократической задаче России'

В. С. Соловьёв о теократической задаче России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. С. Соловьёв о теократической задаче России»

Е.П. СУГАТОВА

Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул

В.С.СОЛОВЬЁВ О ТЕОКРАТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧЕ РОССИИ

B.C. Соловьёв, рассматривая историю человечества сквозь призму воплощения идеи вселенской теократии, особое значение придавал России. В своей знаменитой лекции «Русская идея» он предельно четко сформулировал свое понимание провиденциальной роли России во всемирной истории - восстановить на земле верный образ божественной Троицы, соединить омертвелое человечество с вечной Божественной идеей, объединить мир в совершенный организм Богочеловечества, осуществив синтез достижений Запада и Востока. По его убеждению, русская идея, представляющая собой лишь новый аспект христианской идеи, требует от России признания неразрывной связи с вселенским семейством Христа и обращения всех национальных дарований, всей мощи империи на окончательное осуществление теократии.

Основания для воплощения Россией теократической идеи В.С.Соловьёв находил в её истории и характере русского народа. Свидетельством тому являются три последовательные отречения от национальной гордыни, эгоизма и косности: призвание варягов, крещение Руси и петровские реформы, которые продемонстрировали способности русского народа к духовности и обновлению. В.С.Соловьёв определял свой идеал - теократию как основанный на любви и правде всеобъемлющий и всеединящий общественный строй, как осуществление боговластия. Он считал, что теократия имеет объективные основания в самой природе вещей, признавал возможность её реализации в историческом процессе и видел её основную цель в соединении Бога с человеком через проникновение религиозного начала в жизнь отдельного человека, народов и человечества в целом. По убеждению мыслителя, в основе идеального общества должна лежать церковь, определяющая собою его безусловные цели. А государственные и экономические сферы призваны служить формальной и материальной

средой для осуществления божественного, всеединого начала в обществе.

Для воплощения теократической задачи Россия первоначально сама должна ликвидировать существенные недостатки в своей действительности и создать необходимые условия. Первое условие - полная самостоятельность религиозного начала в обществе - не выполнено. С точки зрения философа, православная церковь в России, лишенная практической самостоятельности и порабощенная светской властью, представляет собой лишь казенное православие и не может свободно направлять ни народную, ни общественную жизнь. Второе условие для осуществления теократии - правильное расчленение общественного тела и твердый порядок в его управлении - также не создано. В.С.Соловьёв констатировал несостоятельность, дезорганизо-ванность общественных сил и отсутствие настоящего правящего класса в России. Глубоко благочестивый русский народ ещё представляет собой народную массу, а не свободное и энергичное общество личных сил, необходимых для развития социально-экономической области, что является третьим условием в осуществлении теократии.

По мнению В.С.Соловьёва, грехами, тормозящими дело теократии, были национальные вопросы, разделение церквей и отсутствие религиозной свободы. Мыслитель рассматривал все национальные вопросы в контексте философии всеединства, характеризуя человечество как великое собирательное существо или социальный организм, живыми членами которого являются отдельные нации, жизнь которых представляет собой лишь определенное участие в общей жизни человечества.

В.С.Соловьёв отмечал, что в современном ему обществе ярко выражены два крайних взгляда на народность: космополитический и националистический. Сущность космополитической точки зрения выражается в том, что народность не имеет никакого нравственного значения и ценности, а следовательно, нет и обязанностей к своему или чужому народу. Представители националистического взгляда, с точки зрения философа, нарочито делают акцент на самобытности России, превращая её в самоцель и занимаясь её искусственным возбуждением. Стремление выделиться, обособиться, противопоставить себя целому, заост-

рить свою исключительность превращает положительную силу народности в национализм, который влияет на нацию так же умертвляющее, как эгоизм на личность, а доведенный до крайнего выражения- губит впавший в него народ, обрекая на одиночество. Каждый народ должен верить и служить чему-нибудь высшему и безусловному и таким служением осмысливать и оправдывать свое существование.

Выступая против антисемитизма, а также политического давления и обрусения Польши, В.С.Соловьёв призывал все российское общество на деле быть христианами в личной и общественной жизни и относиться ко всем, не исключая евреев и поляков, в духе любви и мира. В том, что евреи и поляки - необходимые элементы в созидании теократии, оказались в Российской империи, он видел особый Божественный знак. Евреи были первым теократическим народом, через который Бог проявился во всей полноте. Для них теократия - это национальная идея. А Польша и Россия призваны способствовать воссоединению католичества и православия.

В.С.Соловьёв представлял воссоединение христианских Церквей не только как событие всемирно-историческое, но и космическое, с которого начнется преображение всего человечества. От этого соединения зависят судьбы России, славянства и всего мира. Православные должны отдать должное власти первосвя-щеннической. И речь идет не об уступках и компромиссах в цер-ковно-политических и национальных вопросах, а о признании внутреннего единства Восточной и Западной Церкви, как нераздельных в основе своей частей тела Христова. Восток, по мнению христианского мыслителя, сохранил божественное начало, выработав для этого консервативное и аскетическое настроение. Запад же употребил всю свою энергию на развитие человеческого начала. Поэтому оба эти исторические направления не только не исключают друг друга, но совершенно необходимы для полноты христианства во всем человечестве. Для воссоединения христианских Церквей России необходимо явить подвиг национального духа: проявить более христианское, более справедливое отношение к церковному Западу, правительству же - снять заборы, загородившие православную церковь от западной.

По глубокому убеждению В.С.Соловьёва, дальнейшее развитие России невозможно без религиозной свободы. Притеснения иноверцев вредны и губительны не только для тех, кто им подвергается, но главным образом для христианского дела в России, православной церкви, русского народа и государства. Придавая большое значение правовой сфере, философ подчеркивал, что все вероисповедания должны быть равны перед законом. Нельзя преследовать инакомыслящих за идеи, а только за конкретные преступные действия на основании общего права. В то же время принцип равноправности религиозных убеждений не означает их равноценности. По мнению В.С.Соловьёва, единственно состоятельным и полным принципом политической деятельности является христианский принцип обязанности и нравственного служения.

Идея теократии В.С.Соловьёва, безусловно, самая спорная в его творчестве. Она осталась непонятой ни современниками, ни последующими исследователями из-за своей утопичности и практической направленности, оказывая, по их мнению, негативное воздействие на всю философскую систему великого мыслителя. Многие исследователи отмечали коренной перелом и разочарование В.С.Соловьёва в конце жизненного пути в теократическом идеале и воплощении его в обществе.

По нашему мнению, идеал теократии остался для философа незыблемым. Подчеркивая, что высшее благо и истинная цель теократии заключаются в совершенной взаимности свободного богочеловеческого соединения в полноте любви, В.С.Соловьёв в своем последнем произведении «Три разговора...» показал осуществление теократии в конце исторического процесса. На это указывает и истинное соединение Церквей, и явление великого знамения - облаченной в солнце жены, на главе которой венец из двенадцати звезд, и восстание евреев, выполнивших свою теократическую задачу, и последняя битва под знаменами Христа и антихриста, и воскрешение казненных, и воцарение Христа на тысячу лет. А в том, что финал, описанный в Библии, предрешен, и ничего нельзя изменить, и состоит жизненная драма Соловьёва. Хотя ранее философ считал, что нет предопределения, а судьба людей и наций во многом зависит от их доброй воли и усилий, но в конце жизни реалии российской

действительности заставили констатировать, что Россия не готова к выполнению теократической задачи из-за слабости церкви, отсутствия религиозной свободы, организованного самодеятельного общества, а также неспособности народа к обеспечению своего материального существования.

История XX века изменила российскую действительность: в частности, нет больше монархии, которая, по мнению философа, должна была стать вторым элементом всемирного теократического устройства. Но многие общественные, политические, экономические, национальные и религиозные проблемы, о которых писал В.С.Соловьёв, остались и требуют своего разрешения. Такие люди, как Соловьёв, формируют аттракторы духовного и интеллектуального притяжения, дают ориентиры для созидания грядущей духовно-экологической цивилизации.

И.В. ДЕМИЧЕВ, A.C. БАРАНОВА, P.C. БАКАЕВ

Башкирский государственный университет, г. Уфа

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ ВЛ. СОЛОВЬЁВА И КРИЗИС СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Свободная теократия как общественный идеал Вл.Соловъёва

1. Человек или человечество есть существо, содержащее в себе (в абсолютном порядке) божественную идею, т.е. всеединство, или безусловную полноту бытия, и осуществляющее эту идею посредством разумной свободы в материальной природе. Этим определяется значение религиозного начала в жизни общества, оно есть цель, которая реализуется в обществе. Все социальные формы в свободной теократии подчинены этому религиозному началу.

2. Иерархия общественных сфер в свободной теократии определяется следующим: религиозная сфера «формулирует» безусловные цели, которые воплощаются посредством гражданской и экономической сфер. Религиозной сфере соответствует духовное общество, церковь, гражданской - государство, экономической - земство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.