Научная статья на тему 'Проблема неуплаты алиментов родителями в России: состояние и перспективы решения'

Проблема неуплаты алиментов родителями в России: состояние и перспективы решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
61
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейная политика / родительство / отцовство / недобросовестное экономическое поведение / алименты / социальный портрет неплательщика алиментов / алиментный фонд / алиментное по-собие / минимальный размер алиментов / family policy / parenthood / fatherhood / unfair economic behavior / alimony / social portrait of ali-mony defaulter / alimony fund / alimony allowance / minimum amount of alimony

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елена Евгеньевна Тарандо

В статье анализируется проблема неуплаты родительских алиментов в России, которая соотносится с проблемой бедности. Дети из семей с существенными финансовыми трудностями, став взрос-лыми, оказываются в ловушке бедности, которую испытывали их родители. Таким образом бедность воспро-изводится из поколения в поколение. На основе материалов исследований раскрывается социальный портрет неплательщиков алиментов, которыми чаще всего выступают разведенные молодые отцы. Рассматриваются меры по повышению выплачиваемости алиментных платежей, в том числе такие, как создание государствен-ного алиментного фонда, введение алиментного пособия, установление минимального размера алиментов. Анализируется зарубежный опыт решения проблемы неуплаты алиментов. Делается вывод о том, что пред-лагаемые меры способны значительно оптимизировать уровень жизни детей из разведенных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Parental Non-Payment of Alimony in Russia: Status and Prospects of Solution

The article analyzes the problem of non-payment of parental alimony in Russia, which correlates with the problem of poverty. Children from families with significant financial difficulties, as adults, are trapped in the poverty experienced by their parents. Thus poverty is reproduced from generation to generation. Based on research materials, a social portrait of alimony defaulters is revealed, which are most often divorced young fathers. The article examines measures to increase alimony payments, including such measures as establishing the State Ali-mony Fund, introducing alimony allowance, establishing a minimum amount of alimony. Foreign experience in solv-ing the problem of non-payment of alimony is analyzed. Conclusion swells upon the fact that the proposed measures can significantly optimize the standard of living of children from divorced families.

Текст научной работы на тему «Проблема неуплаты алиментов родителями в России: состояние и перспективы решения»

Научная статья УДК 316.356.2

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.11.5

Проблема неуплаты алиментов родителями в России: состояние и перспективы решения Елена Евгеньевна Тарандо

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e.tarando@spbu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2474-2602

Аннотация. В статье анализируется проблема неуплаты родительских алиментов в России, которая соотносится с проблемой бедности. Дети из семей с существенными финансовыми трудностями, став взрослыми, оказываются в ловушке бедности, которую испытывали их родители. Таким образом бедность воспроизводится из поколения в поколение. На основе материалов исследований раскрывается социальный портрет неплательщиков алиментов, которыми чаще всего выступают разведенные молодые отцы. Рассматриваются меры по повышению выплачиваемости алиментных платежей, в том числе такие, как создание государственного алиментного фонда, введение алиментного пособия, установление минимального размера алиментов. Анализируется зарубежный опыт решения проблемы неуплаты алиментов. Делается вывод о том, что предлагаемые меры способны значительно оптимизировать уровень жизни детей из разведенных семей.

Ключевые слова: семейная политика, родительство, отцовство, недобросовестное экономическое поведение, алименты, социальный портрет неплательщика алиментов, алиментный фонд, алиментное пособие, минимальный размер алиментов

Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-1800770, https://rscf. ru/project/23-18-00770.

Для цитирования: Тарандо Е.Е. Проблема неуплаты алиментов родителями в России: состояние и перспективы решения // Теория и практика общественного развития. 2023. № 11. С. 52-62. https://doi.org/10.24158/ti-por.2023.11.5.

Original article

The Problem of Parental Non-Payment of Alimony in Russia: Status and Prospects of Solution Elena E. Tarando

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia, e.tarando@spbu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2474-2602

Abstract. The article analyzes the problem of non-payment of parental alimony in Russia, which correlates with the problem of poverty. Children from families with significant financial difficulties, as adults, are trapped in the poverty experienced by their parents. Thus poverty is reproduced from generation to generation. Based on research materials, a social portrait of alimony defaulters is revealed, which are most often divorced young fathers. The article examines measures to increase alimony payments, including such measures as establishing the State Alimony Fund, introducing alimony allowance, establishing a minimum amount of alimony. Foreign experience in solving the problem of non-payment of alimony is analyzed. Conclusion swells upon the fact that the proposed measures can significantly optimize the standard of living of children from divorced families.

Keywords: family policy, parenthood, fatherhood, unfair economic behavior, alimony, social portrait of alimony defaulter, alimony fund, alimony allowance, minimum amount of alimony

Funding: The reported study was funded by the Russian Science Foundation grant No. 23-18-00770, https://rscf. ru/project/23-18-00770.

For citation: Tarando, E.E. (2023) The Problem of Parental Non-Payment of Alimony in Russia: Status and Prospects of Solution. Theory and Practice of Social Development. (11), 52-62. Available from: doi:10.24158/ti-por.2023.11.5 (In Russian).

Введение. Настоятельным требованием развития человеческой цивилизации является требование обеспечения достойного уровня и качества жизни для представителей всех социальных групп, в том числе уязвимых слоев населения. Одной из таких уязвимых социальных групп являются дети разведенных родителей, остающиеся проживать с одним из них, когда другой родитель уклоняется от выплаты алиментов на содержание своего ребенка (детей). При этом возникает ситуация необходимости обеспечения их достойного уровня жизни, в которой должны присутствовать оба родителя, поскольку за ребенком закреплено право получения содержания

© Тарандо Е.Е., 2023

от обоих1. Соответственно, это предполагает обязанность обоих родителей осуществлять это содержание. В подавляющем большинстве таких ситуаций речь идет о разведенных отцах (около 76 % от всех случаев исполнительных производств по начислению алиментов на содержание ребенка (детей) (Снетков, Курышова, 2021: 226)). Как показывает статистика по начисленным и фактически выплаченным алиментным платежам, а также по задолженности в отношении исполнения алиментных обязательств, проблема уклонения от выплаты алиментов несовершеннолетним детям разведенными родителями носит весьма острый характер.

В настоящее время в России ситуация с надлежащей выплатой алиментов разведенными родителями, не проживающими вместе с ребенком (детьми), является крайне проблематичной. По состоянию на 2020 г. согласно докладу аудитора Счетной палаты Т. Блиновой, который был сделан на сессии «правительственного часа» на заседании Совета Федерации 15 июля 2020 г., оказались исполненными лишь 4 % исполнительных производств по алиментным выплатам. Задолженность по этому виду выплат составила практически 156 млрд р., при этом около 20 % детей в возрасте до 16 лет, которые по решению суда выступают получателями, алиментных выплат фактически не получают. Это большая социальная группа - около 1,5 млн человек.

Исследования показывают, что у детей, не получающих алименты от ушедших из семьи родителей, имеется острая необходимость в получении данных выплат. Согласно оценкам Л.С. Ржа-ницыной, в России количество детей-алиментополучателей составляет 3,2 млн человек (2021б: 131), лиц, которым было вменено судом выплачивать алименты детям, - 2,2 млн человек (Серебрякова, 2020: 124). При этом около 17 % разведенных семей с детьми (0,5 млн человек) оказываются бедными, чьи доходы не превышают прожиточный минимум (ПМ) и даже ниже него (Ржани-цына, Рыбальченко, 2021: 26). Эти люди вынуждены выживать, испытывают острый дефицит самых необходимых жизненных благ, в том числе не имея возможность получить причитающиеся им алиментные выплаты.

Согласно исследованиям, дети из семей, в которых имелись существенные финансовые трудности, став взрослыми, оказываются в ловушке бедности, которую испытывали их родители. Таким образом, бедность воспроизводится из поколения в поколение, негативно влияя на качество жизни и социальную стабильность. Более того, у детей отсутствуют примеры позитивных жизненных стратегий преодоления бедности, за рамки которых не удается выйти (Лавренцова, 2023; Малева, Гришина, 2019; Ткаченко, 2022). Воспроизводимая бедность подрывает основы воспроизводства человеческого потенциала на уровне как отдельного человека, так и общества в целом (Ржаницына, 2021а). Тем самым ситуация невыплаты алиментов родителями, проживающими отдельно от ребенка, представляет собой важную общественную проблему.

Методология. Данное исследование основывается на акторном подходе в социологии (Э. Гидденс (Giddens, 1993), А. Этциони (Etzioni, 1968), Н. Флигстин (Fligstein, 2001)), в рамках которого проблемная ситуация анализируется с позиции участвующих в ней социальных субъектов. Выявляются социальные субъекты, участвующие в ситуации, характерные черты этих субъектов, существенные для возникновения проблемной ситуации, особенности их взаимодействия, а также то, каким образом эти особенности порождают проблемность ситуации. После определения возможностей каждого из вовлеченных в ситуацию социальных субъектов обозначаются пути ее разрешения.

Применительно к ситуации неуплаты алиментов разведенными родителями, проживающими отдельно от ребенка (детей), проблемная ситуация складывается в пространстве взаимодействия таких социальных субъектов, как получатели алиментов, выступающие от лица своих детей, алиментообязанные родители, не выполняющие свои обязанности, и государство, которое является гарантом исполнения прав и обязанностей граждан. Проблемность ситуации с невыплатой алиментов заложена в характерных особенностях социальных групп получателей алиментов, не выполняющих алиментные обязанности родителей, а также в неоптимальной организации взаимодействия между данными социальными группами со стороны государства. Поэтому логика исследования, представленного в статье, заключается, во-первых, в анализе социальных характеристик родителей - неплательщиков алиментов; во-вторых, в обобщении необходимых мер оптимизации ситуации с алиментными родительскими выплатами, которые предлагаются российскими исследователями этой проблематики. Данная логика обусловила структуру статьи.

Социальный портрет неплательщика алиментов в России. Знание социально-экономических характеристик социальной группы родителей - неплательщиков алиментов необходимо для выработки адекватных мер по повышению степени выплачиваемости алиментных платежей.

Представление о масштабности исследуемой группы дают данные статистики Федеральной службы судебных приставов (ФССП). В августе 2023 г. на исполнительном производстве по

1 Семейный кодекс РФ [Электронный ресурс] : в ред. от 31 июля 2023 г. № 403-ФЗ. П. 1 ст. 60 // Портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102038925 (дата обращения: 30.10.2023).

алиментным обязательствам находилось 1 159 461 дело. Информации по количеству исполнительных производств в отношении задолженности по алиментным платежам в открытом доступе на сайте ФССП не обнаружено, вместе с тем можно определить масштаб проблемы по числу запретов выезда за рубеж в связи с такой задолженностью - 501 461 дело. При этом завершено лишь 5 154 дела на общую сумму 592 021 р.1 Таким образом, практически 40 % от всех исполнительных производств по алиментным обязательствам оказываются неисполненными вследствие неуплаты алиментных платежей. Санкционные меры к неплательщикам при этом хотя и дают определенный эффект, но он оказывается недостаточным, т. е. только примерно 1 % от общего количества должников, которым был запрещен выезд из страны, в итоге погашают задолженность. При этом, по-видимому, должники по алиментам имеют возможность полноценной уплаты алиментов своим детям, но по разным причинам этого не делают.

Социальный портрет типичных представителей этой социальной группы анализируется российскими исследователями. По данным Л.С. Ржаницыной, типичным представителем рассматриваемой группы является здоровый трудоспособный мужчина 30-42 лет (2021б). Он официально не трудоустроен, поэтому возможность взыскания с него алиментов стандартным прописанным в законодательстве способом отсутствует. В большинстве своем те, кто не платит алименты, ведут асоциальный образ жизни, являясь алкоголиками и наркоманами (Ржаницына, 2021б: 132). Алкогольная и наркотическая зависимость обусловливает абсолютное безразличие к судьбе собственных детей, нередко такие люди могут не помнить о том, что у них вообще есть дети. У них нет доходов и имущества, на которое можно было бы наложить взыскание. Согласно данному исследованию, таких насчитывается около 180 тыс. человек (Ржаницына, 2021б: 132). Отсутствие возможности взыскания алиментов стандартным способом предполагает, что в данном случае необходима разработка дополнительных мер по повышению степени выплачиваемо-сти алиментных платежей, так как в настоящее время взыскать алименты удается лишь с каждого десятого неплательщика (Ржаницына, 2021б: 132).

Похожий социальный портрет неплательщика алиментов составлен Д.А. Снетковым и И.В. Курышовой применительно к Иркутской области. В результатах их исследования в качестве типичных неплательщиков значатся мужчины, которые составляют 76 % этой социальной группы. Типичный возраст для неплательщиков - 18-35 лет (Снетков, Курышова, 2021: 226, 229), что оказывается несколько более ранним возрастным периодом по сравнению с общероссийским, на который указала Л.С. Ржаницына. По-видимому, речь идет о преобладании в этой социальной группе, проживающей в Иркутской области, представителей сельской местности, для которой характерны более низкие требования к накоплению человеческого капитала для начала трудовой деятельности и вступления в семейную жизнь, а также более широкое распространение социальных девиаций, связанных с алкоголизмом. Эти исследователи отмечают большую долю невыплаты алиментов со стороны разведенных матерей (24 % от всех исполнительных производств данной категории дел) (Снетков, Курышова, 2021: 226, 229).

Большое значение имеет классификация неплательщиков алиментов, поскольку позволяет обнаружить отдельные подгруппы, состоящие из уклонистов с важными общими признаками, что делает возможным разработку адресных мер, учитывающих особенностей каждой категории. Такая классификация разработана социологами А.А. Каратаевой, М.В. Колядой, А.Д. Латкиной на основе исследования в Барнауле (2020). Ими выделены четыре основные подгруппы, из которых состоит социальная группа неплательщиков.

Первую подгруппу составили должники, злостно уклоняющиеся от уплаты алиментов. Среди них уклонисты, которые не желают выплачивать их ни при каких обстоятельствах. Это те, кто не хочет контактировать с бывшей семьей и детьми, старается избежать контактов с судебными приставами, причем данный тип уклониста не пугается ни административной, ни уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов. В этой подгруппе много лиц с асоциальным поведением, судимостью, которые ведут праздный образ жизни и, как правило, не собираются работать, в том числе официально.

Во второй - представлены уклонисты, находящиеся в аффективном эмоциональном состоянии. Они испытывают злость и обиду на бывшую супругу, ребенка (детей) или судебных приставов. Злость по отношению к ребенку, как правило, возникает в результате стойкого нежелания его иметь.

Третья подгруппа представлена уклонистами, оказавшимися должниками по независящим от них обстоятельствам. Такие лица осознают обязанность выплачивать алименты, но не могут этого сделать в связи со спецификой жизненной ситуацией, в которой они находятся. Они не могут найти работу либо работают неофициально, имеют низкую заработную плату, вынуждены

1 Открытые данные [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов. URL: https://opendata.fssp.gov.ru (дата обращения: 22.09.2023).

выплачивать ипотеку и кредиты, часто меняют место работы и одновременно испытывают дефицит времени для визита к приставам. Также к данной категории относятся люди, которые не осуществляют выплаты в связи с различными ошибками в работе приставов из-за частой смены сотрудников службы, потери документов и т. п.

В четвертую подгруппу входят временные уклонисты. Они добросовестно платили алименты, но временно приостановили выплаты в связи с возникшими трудностями, такими, например, как поиск новой работы, проблемы со здоровьем.

Данная классификация реалистично отражает основной состав социальной группы уклоняющихся от выплаты алиментов родителей. В то же время, на наш взгляд, в ней не нашлось места большой группе уклонистов, которая скрывает свои реальные доходы и декларирует лишь небольшую их часть. Именно поэтому выплаты детям в виде алиментов носят символический характер -одну или несколько сотен рублей. Эта категория с точки зрения закона не попадает с категорию должников, но с позиции фактического выполнения функции содержания детей представители этой подгруппы оказываются недобросовестными плательщиками. Следует отметить, что эту группу трудно исследовать социологическими методами, она слабо поддается воздействию мер государственной политики. Такие уклонисты также должны попадать в поле зрения судов, судебных приставов в связи с необходимостью оптимизации ситуации с уплатой родительских алиментов.

Оба подхода к исследованию уклонистов от уплаты алиментов как целостной или дифференцированной социальной группы имеют веские основания. Если целостный подход позволяет оценить рассматриваемую проблему в целом по стране и регионам, то дифференцированный -помогает выстраивать взаимодействие государства по отношению к каждой из подгрупп уклонистов, что повышает результативность решения обозначенной проблемы.

Меры по работе с неплательщиками алиментов, предлагаемые для решения проблемы неуплаты. Построение социального портрета неплательщика алиментов имеет важное значение для определения мер решения проблемы. Каждая из выделенных социальных подгрупп неплательщиков предполагает свой подход к работе с ними и свои меры, помогающие решить вопрос неуплаты алиментов.

Оптимизация принципов работы применительно к первым четырем социальным группам неплательщиков подробно описывается в анализируемых исследованиях (Каратаева и др., 2020). Вместе с тем предлагаемые меры не всегда могут привести к позитивным результатам. Так, действия в рамках работы с должниками оказываются трудозатратными и дорогостоящими. Например, с подгруппой должников, которые уклоняются от уплаты алиментов в связи с негативными отношениями с бывшей супругой (-ом) и/или ребенком, предлагается взаимодействовать с помощью консультаций психолога в присутствии судебного пристава. Аналогичный аргумент можно привести в отношении консультаций юриста, а также информирования должника, относящегося ко второй или третьей подгруппе, о его правах, обязанностях, особенностях процедур, связанных с начислением и уплатой алиментов.

В то же время такое предложение, как оптимизации сайта ФССП, представляется разумной мерой. Важно оптимизировать интерфейс, чтобы облегчить поиск необходимой информации по всем ситуациям, связанным с алиментами. Это касается не только федерального сайта службы, но и страниц региональных подразделений.

Также существенным представляется предложение относительно просветительской работы с молодежью. Необходимо информировать старших школьников о будущих семейных правах и обязанностях, формировать ответственное отношение к семейным обязанностям, в том числе к будущим семьям и детям.

Вместе с тем отметим меры по работе с категорией лиц, которые скрывают доходы с целью максимально снизить размер алиментных платежей. На наш взгляд, помимо совершенствования работы ФССП, необходимо законодательно предусмотреть меру по увязыванию размера выплачиваемых такими лицами алиментов в долях к МРОТ с размером детских алиментов, которые должны будут им уплачивать их выросшие дети по достижению нетрудоспособного возраста. В настоящее время распространена ситуация, когда недобросовестные родители уплачивали мизерные родительские алименты, в то время как по достижении нетрудоспособного возраста претендуют на полноценную выплату алиментов, в свою очередь, от ставшими взрослыми детей. Таким образом, целесообразно предусмотреть меру, когда размер родительских алиментов должен коррелировать с размером детских алиментов через их отношение к МРОТ. В целом предложения по работе с должниками каждой из подгрупп в основном сводятся к совершенствованию законодательной базы, деятельности ФССП и общеобразовательных учреждений.

Меры государственной политики, предлагаемые для оптимизации ситуации с неуплатой родительских алиментов. Одной из основных задач государства является обеспечение достойного уровня и качества жизни для всех социальных групп, в том числе для социаль-

ной группы родителей, воспитывающих детей в одиночку, а также для их детей. При этом возложение на отсутствующих в семье родителей обязанности по содержанию детей служит лишь одним из способов обеспечения необходимого качества жизни для таких детей. В условиях, когда отсутствующие в семье родители по каким-либо причинам не выполняют родительские обязанности по уплате алиментных платежей, государство должно принимать меры для того, чтобы несовершеннолетние граждане, оказавшиеся в такой тяжелой жизненной ситуации, выросли достойными членами общества. В связи с этим в научной литературе предлагаются следующие меры государственной политики в отношении родительских алиментных выплат.

Прежде всего речь идет об организации государственного алиментного фонда (ГАФ), который выполнял бы ряд значимых в области исследуемой проблемы функций. Главные из них -обеспечение достойного уровня и качества жизни ребенка, воспитываемого оставшимся родителем, повышение степени гарантированности исполнения детских прав при условии возрастания количества таких детей в стране (Абульмамбетова, Ерохина, 2017: 199-200), предоставление содержания ребенку на период, когда отсутствующий родитель уклоняется от содержания. ГАФ призван не заменить судебное назначение алиментов, а дополнить его, финансирование предполагается осуществлять из различных источников, в том числе за счет средств государства, а также средств, взимаемых с должников по родительским алиментам при возможности их фактического привлечения к уплате (Бабыкин, 2020: 717).

Основная функция ГАФ должна быть дополнена решением потенциальных задач, связанных с проблемами, возникающими при взыскании алиментов с ушедших из семьи родителей. К таким проблемам относятся несвоевременная и неполная выплата алиментов; невыплата алиментов добросовестным родителем, у которого в данный момент нет возможности произвести выплаты; уклонение от алиментов недобросовестным родителем, скрывающим доходы и стремящимся минимизировать алиментные платежи; неуплата алиментов злостными уклонистами; а также проблемы законодательного характера, порождаемые противодействием некоторых парламентариев корректировке законодательства в целях повышения эффективности привлечения уклонистов к уплате алиментов (Махарадзе, 2021: 209-210).

Необходимость создания ГАФ диктуется еще и организационными причинами. Исследователи отмечают, что в настоящее время исполнительное производство по части алиментных выплат находится в ведении Федеральной службы судебных приставов, на которую возложено исполнительное производство судебных производств всех видов. В связи с этим предлагается исполнение производств по родительским алиментам возложить на специальную государственную структуру, которая занималась бы только этим видом исполнительного производства. Обосновывается эта мера также тем, что судебные приставы оказываются чрезвычайно загруженными, поскольку вынуждены вести одновременно значительное число дел (в периоды особой загруженности пристав может вести до 350-450 дел, в то время как оптимальное количество составляет порядка 70 дел (Снетков, Курышова, 2021: 228)). Выделение под исполнительное производство по родительским алиментам отдельной структуры повысило бы степень эффективности выплат.

Целесообразность создания государственного алиментного фонда обосновывается также положительным опытом функционирования подобных структур в других странах, таких как Финляндия, Эстония, Польша, Франция, Канада и др. Работа организационных структур по типу алиментного фонда в этих государствах существенно повысила качество обеспечения достойного уровня жизни детей, оставленных одним из родителей. При этом создание государственного алиментного фонда было заложено в Национальную стратегию действий в интересах детей на 20122017 гг., но этот пункт не был выполнен (Ржаницына, 2021б: 134). В настоящее время данная инициатива рассматривается на уровне Правительства РФ с тем, чтобы формирование фонда стало реальностью в обозримой перспективе. Одновременно в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. заложена разработка мер по обеспечению регулярности выплаты алиментных платежей, которые были бы достаточными для содержания ребенка1. Среди основных причин, по которыми ГАФ оказался еще не созданным в нашей стране, называются неопределенность базы финансирования фонда, слабая изученность категорий получателей родительских алиментных платежей, категорий плательщиков родительских алиментов, возможности злоупотребления со стороны как плательщиков, так и получателей алиментных выплат и др. (Громоздина, 2022).

В целом создание ГАФ видится как перспективное решение рассматриваемой проблемы. Однако имеются и доводы против данной меры. Будучи финансируемым из бюджета государ-

1 Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 25 авг. 2014 г. № 1618-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ства, фонд будет аккумулировать средства налогоплательщиков, которые окажутся вынужденными платить за то, что другие уклоняются от своих сущностных обязанностей. Кроме того, высказываются мнения относительно того, что такой фонд будет трудно контролировать, а также относительно неэффективности работы фондов в России (Кобзарь-Фролова, Васянина, 2022: 127). Отдельные представители государства ратуют за более тщательное изучение зарубежного опыта функционирования аналогичных алиментному фонду структур (Сафаргалеева, 2016: 24). Есть также предложения распределить предполагаемые функции алиментного фонда между уже существующими структурами, а именно - обеспечивающую функцию отнести к Фонду социального страхования (Чекулаев и др., 2020: 187), а исполнительную - к специально выделенной для этой функции в рамках ФССП структуре (Леонтьев, Кутько, 2022: 342). Тем самым идея создания алиментного фонда имеет как сторонников, так и противников.

Другим предложением решения проблемы неуплаты родительских алиментов является введение в России института алиментного пособия, выплата которого частью исследователей мыслится как одна из функций ГАФ, другими - позиционируется как одна из функций, возлагаемая на иные государственные структуры. В настоящее время похожее пособие существует в РФ, но оно выплачивается только малоимущим гражданам и, как правило, при условии, что они не получали алиментов 6 месяцев. Размер этого пособия крайне низкий, что позволяет говорить о его символическом характере. Так, размер варьирует от 150 р. для Нижегородской области до 422 - для Тверской, в Ленинградской области составляет от 1 400 до 1 700, в Москве сумма относительно приемлемая - от 6 000 до 15 000 р. в зависимости от возраста ребенка. В 2018 г. такое пособие выплачивалось 7,5 тыс. детей (Ржаницына, Рыбальченко, 2021: 27). При этом одиноким родителям, которыми являются, как правило, матери, приходится преодолевать множество бюрократических барьеров, требуются силы и значительные затраты нервов, здоровья и времени, чтобы данное пособие было начислено (Рашитова, 2013: 407).

Предлагается повысить данное пособие, при этом анализируются два варианта такого повышения - до 0,3 и до 0,5 прожиточного минимума в регионе проживания ребенка. Анализ влияния такого размера пособия на уровень детской бедности в развитых странах показывает, что сокращение абсолютной детской бедности происходит крайне медленно и постепенно даже при уровне пособия в 0,5 прожиточного минимума. Однако некоторой части семей все же удается выйти за пределы черты бедности, т. е. эффект повышения благосостояния от увеличения размера пособия имеется (Прокофьева, Корчагина, 2020: 178).

Предлагается привязать размер данного пособия также к возрасту ребенка и выплачивать его сразу же, как только алиментные выплаты перестали поступать получателю. В пример приводится положительный опыт выплат аналогичного пособия в развитых странах, в которых пособие выплачивается до того момента, когда ребенок полгода не будет получать содержания. При этом пособие может быть пониженным, стандартным и повышенным в зависимости от материального положения и доходов родителя - плательщика алиментов, его брачного состояния и количества его детей (Данилян, 2013: 63). В случае получения ребенком высшего образования предлагается рассмотреть возможность выплаты такого пособия до возраста 23 лет (Рашитова, 2013: 408).

При этом остается неясным вопрос: государственный бюджет какого уровня будет нести расходы на выплату подобных пособий. В настоящее время существующее пособие выплачивается из бюджетов регионального уровня, которые в большинстве своем являются остродефицитными. Предлагающие данную меру государственной поддержки исследователи не уточняют - из каких источников будет формироваться материальная база для выплаты пособия.

Другой мерой государственного регулирования сферы выплаты родительских алиментов и обеспечения достойного уровня жизни для детей, покинутых одним из родителей, является введение института минимального размера алиментов. Проблема выплат алиментов в достаточном для содержания ребенка размере стоит в России остро. В 2011 г. проведено сопоставление размера выплачиваемых родительских алиментов с прожиточным минимумом, в ходе которого выяснилось, что только чуть больше 10 % всех таких выплат равны или превышают ПМ в регионе проживания ребенка, более 50 % выплат не достигали его половины, а треть - была ниже 25 % ПМ. По данным 2017 г. средний размер алиментов по стране составил около 60 % ПМ (Прокофьева, Корчагина, 2020: 176). Но за средними цифрами скрывается большая разница в размерах алиментных выплат, в которой присутствует значительная доля семей, получающих мизерные платежи.

В связи с этим в качестве защитной меры предлагается ввести минимальный размер алиментов, который следует привязать к прожиточному минимуму ребенка в регионе его проживания. На законодательном уровне существуют предпосылки для принятия данной меры. В настоящее время в рамках государственной семейной политики обозначена необходимость разработки и внедрения мер, обеспечивающих не только регулярность выплаты алиментов, но и их

достаточность для содержания ребенка1. Эксперты связывают это положение в том числе с необходимостью введения в России минимального размера алиментов.

Введение данной меры, как ожидается, позволит решить проблемы, связанные с низким размером алиментов. В частности, многие алиментоплательщики иногда либо трудоустроены неофициально, либо получают серые зарплаты в конвертах, выплачивая при этом алименты только с белой части зарплаты - фактически крайне низкой. Кроме того, алиментоплательщики часто специально скрывают доходы с тем, чтобы уйти от полноценных алиментных выплат (Вуколова, Ка-занкова, 2022: 13). Чтобы решить эту проблему, необходимо сокращать неформальную занятость в рамках государственной макроэкономической политики, что является работой на долгие годы и десятилетия, в то время как обеспечивать содержание детей таких родителей нужно здесь и сейчас. В этой ситуации должен помочь институт минимального размера алиментов.

Данная мера государственной семейной политики несколько раз выносилась на парламентское обсуждение, но парламентариям так и не удалось прийти к согласованию того, какую долю от прожиточного минимума должен составлять минимальный размер алиментов. В то же время суды часто применяют практику увязывания размера алиментов с прожиточным минимум ребенка, но поскольку эта мера законодательно не закреплена, такое решение носит вероятностный характер, когда появляется вероятность начисления символической суммы в качестве размера алиментов (Леканова, 2023).

В научной литературе присутствуют предложения различных мер решения проблемы неуплаты родительских алиментов, которые касаются частных сторон регламентации процессов их начисления и выплаты. Например, обозначена мера обязательного судебного начисления алиментов, если разводящиеся родители не предоставляют в суд нотариально заверенное соглашение об их добровольной уплате (Ржаницына, Рыбальченко, 2021: 27-28). Данная мера действительно направлена на повышение гарантированности материального обеспечения детей в разведенных семьях. Часть матерей, не испытывающих острой нужды, предпочитают избавить своих детей от обязанности содержать недобросовестных отцов в будущем и потому отказываются от получения алиментов в текущей ситуации развода, в том числе тогда, когда бывшие супруги стремятся платить детям символические суммы. Вместе с тем, как показывает исследование Л.С. Ржаницыной, от алиментов отцам взрослые дети не застрахованы в том случае, если они не были начислены и, соответственно, отцы их не платили.

Также предлагается законодательно проработать учет потребностей ребенка при начислении и выплате ему родительских алиментов (Серебрякова, 2020). Важно отметить, что частично такие меры присутствуют в законодательной базе. Например, законодательство предусматривает продление периода выплат алиментов до достижения ребенком 23 лет, если он получает высшее образование и потому не может работать, а также если выполняется ряд других условий. Кроме того, воспитывающий ребенка разведенный родитель может претендовать на выплаты от бывшего супруга в случае необходимости дорогостоящего лечения ребенка. Имеется ряд других мер по поддержке детей в разведенных семьях, ориентированных на потребности детей. Поэтому можно утверждать, что существующее законодательство сочетает в себе ориентированность на платежеспособность плательщика алиментов и потребности ребенка с перевесом в сторону ориентированности на платежеспособность. Основной мерой, которая может быть предложена, - это законодательное установление минимального размера алиментов.

Вместе с тем, как показывают исследования, настоятельной необходимостью является формирование у молодежи установок ответственного родительства, в том числе ответственного и вовлеченного отцовства у молодых мужчин (Безрукова, Самойлова, 2022). Не менее существенной представляется работа по развитию навыков вовлеченного постразводного отцовства, разделению ответственности и обязанностей между родителями по воспитанию детей (Безрукова, Самойлова, 2020а), в том числе по их содержанию, выплате алиментов, сглаживанию негативных явлений постразводной адаптации супругов, избавлению от негативных эмоций по отношению к бывшей жене (Безрукова, Самойлова, 2020б).

Принятие предложенных мер по улучшению ситуации с невыплатой родительских алиментов, на наш взгляд, является делом времени. Главное, чтобы законодатели смогли договориться о деталях в рамках предполагаемых каждой такой мерой процедур.

Зарубежный опыт оптимизации ситуации с неуплатой родительских алиментов. Все страны, в которых законодательно предусмотрены родительские алименты, сталкиваются с проблемой их невыплаты. При этом комплексы мер, принимаемых для оптимизации ситуаций невыплаты алиментов, касаются либо стимулирования их добровольной выплаты, либо разработки санкционных мер к неплательщикам и совершенствования правоприменительной практики

1 Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. : утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 авг. 2014 г. № 1618-р // Собрание законодательства РФ. 2014. № 35. Ст. 4811.

в случае уклонения от уплаты. Конкретика этих комплексов мер взаимосвязана с культурно-институциональным контекстом в каждой отдельно взятой стране.

В исследованиях зарубежной практики работа с невыплатой алиментов рассматривается сквозь призму проблемы бедности. Вместе с тем анализируется и тема недопустимости снижения уровня благосостояния детей после развода родителей, в том числе в случаях, не относящихся к ситуации бедности, а имеющих место в семьях со средним и высоким доходом (Ивановская, 2019: 221). Таким образом, бедность нельзя считать единственной причиной проблемы неуплаты родительских алиментов, она имеет полипричинный характер.

В ЕС вопрос неуплаты родительских алиментов стоит с разной степенью остроты в зависимости от страны. Исследователи отмечают, что в Германии данная проблема характерна прежде всего для нерезидентов, поскольку они испытывают трудности с трудоустройством и постоянной занятостью (Boll, Schüller, 2023). Аналогичная ситуация сложилась во Франции, Великобритании, Финляндии и ряде других европейских государств (Янкина, 2018: 396). Именно это обстоятельство побуждает ученых рассматривать проблему бедности в качестве основной причины уклонения от выплаты алиментов.

Остро проблема неуплаты алиментов стоит в Польше. Во многом она повторяет ситуацию с уклонением от уплаты родительских алиментов в России как по причинам, так и по способам уклонения, а также по социальному портрету типичного неплательщика. По состоянию на конец 2010-х гг. примерно 301 тыс. человек в Польше уклонялись от выплаты родительских алиментов. Только около трети всех детей, не получающих алименты от отсутствующего в семье родителя, получали выплаты из государственного алиментного фонда, в то время как 750 тыс. детей вообще не имели никакой финансовой поддержки (Rozycka-Jaros, 2020: 69). При этом типичным неплательщиком является мужчина 36-45 лет (мужчины составляют 94 % группы неплательщиков алиментов в Польше) (Jakubiuk, 2021: 48). В качестве причин невыплат отмечаются низкая платежеспособность большой части алиментоообязанных, для которых бремя алиментов оказывается непосильным, распространенность теневой занятости, а в случаях, когда алиментообязанный в состоянии выплачивать алименты, наблюдается негативный эмоциональный настрой по отношению к бывшему партнеру, который сказывается на ребенке (детях) (Jakubiuk, 2021: 51-52).

Меры, которые принимает власть в Польше, затрагивают санкционную составляющую и стимулирование добровольных выплат. В качестве мер, стимулирующих добровольные выплаты, можно назвать информационные кампании, организуемые государством, направленные на формирование в обществе ценностей ответственного родительства, в том числе в отношении ответственной уплаты алиментов. При этом задействуются ресурсы СМИ, интернет-ресурсы, а также организуются мероприятия разной степени распространенности, целью которых является продвижение в обществе ценностей семьи, родительства, отцовства, материнства и детства. Можно также упомянуть создание неправительственных общественных организаций, которые не только продвигают семейные ценности, но и оказывают поддержку детям, оказавшимся без алиментных выплат в состоянии бедности (Rozycka-Jaros, 2020: 72-73).

Среди санкционных мер интересным с точки зрения применимости к российской практике является предложение Экономического информационного бюро, работающего под эгидой государства. Оно состоит в создании единого информационного реестра должников по алиментам, который сочетался бы с информационными базами государственного алиментного фонда. Главной функцией такого реестра мыслится информационная, в рамках которой банки и компании могли бы обращаться к данным для проверки надежности своих клиентов при заключении разного рода договоров. Предполагается, что у должников по алиментам будут возникать трудности в получении ряда услуг, таких, например, как получение кредита, покупка товара в кредит, заключение договора с оператором сотовой связи (Jakubiuk, 2021: 51). В российской практике при реализации такой идеи можно было бы обязать банки и компании обращаться к подобной базе данных в законодательном порядке. Помимо ситуаций с получениями кредитов, можно обратить внимание на оформление сделок с недвижимостью и другие государственные услуги. Кроме того, при трудоустройстве должника на новое место работы предприятие, обратившись к базе, могло бы само делать алиментные вычеты из зарплаты такого работника без особого указания из ФССП, но с обязательным ее информированием о соответствующих удержаниях.

Многие меры по оптимизации неуплаты алиментов строятся на институциональных реалиях каждой страны, но есть такие, которые показывают эффективность в широком круге общих институциональных условий.

Заключение. Проблема неуплаты родительских алиментов касается всех стран, в которых законодательно предусмотрены соответствующие родительские выплаты. В России этот вопрос стоит очень остро и самым тесным образом сопрягается с проблемой бедности. Предлагаемые

в научной литературе меры решения требуют самого пристального внимания государства в отношении законодательной проработки. Важным барьером для их реализации в настоящее время выступает отсутствие согласия среди российских законодателей относительно деталей в рамках каждой меры. Предполагается, что такие предложения, как создание алиментного фонда, введение алиментного пособия и установление минимального размера алиментов, смогут значительно улучшить ситуацию с невыплатами родительских алиментов и повышением уровня жизни детей в разведенных семьях.

Список источников:

Абульмамбетова Ю.Н., Ерохина Е.В. Алиментный фонд как способ решения проблемы взыскания алиментов на детей // Наука среди нас. 2017. № 3. С. 198-203.

Бабыкин П.А. Создание алиментного фонда в Российской Федерации // Аллея науки. 2020. Т. 2, № 6 (45). С. 716-719.

Безрукова О.Н., Самойлова В.В. Отцовство в современной России: смыслы, ценности, практики и межпоколенческая трансляция // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 94-106. https://doi.org/10.31857/S013216250016969-8.

Безрукова О.Н., Самойлова В.А. Материнский гейткипинг в России: молодые отцы о матерях и барьерах доступности детей после развода // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020а. № 3. С. 463498. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3 1680.

Безрукова О.Н., Самойлова В.А. «Она не мать совсем...»: образы бывших жен в дискурсе разведенных молодых отцов // Социологические исследования. 2020б. № 12. С. 116-127. https://doi.org/10.31857/S013216250013020-5.

Вуколова А.И., Казанкова Т.Н. Правовые проблемы взыскания алиментов в Российской Федерации // Актуальные проблемы правоведения. 2022. № 1 (73). С. 11-14. https://doi.org/10.46554/APJ-2022.1(73)-pp.11-14.

Громоздина М.В. Создание алиментного фонда: санация алиментов или преференции должнику // Вопросы российского и международного права. 2022. Т. 12, № 3А. С. 60-66. https://doi.org/10.34670/AR.2022.69.45.006.

Данилян М.А. К вопросу о создании в России алиментного фонда // Современное право. 2013. № 7. С. 62-66.

Ивановская Н.В. Принудительные меры по обеспечению исполнения алиментных обязательств в праве США // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15, № 5. С. 221-223.

Каратаева А.А., Коляда М.В., Латкина А.Д. Социальный портрет должника, уклоняющегося от алиментных выплат (на примере г. Барнаула) // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 4 (44). С. 747-754.

Кобзарь-Фролова М.Н., Васянина Е.Л. Алиментный фонд как правовая защита детей, оставшихся без содержания (финансово-правовой аспект) // Государство и право. 2022. № 6. С. 122-130. https://doi.org/10.31857/S102694520020478-6.

Лавренцова Е.В. Влияние низкого социально-экономического статуса на развитие детской личности // Ярославский психологический вестник. 2023. № 1 (55). С. 95-100.

Леканова Е.Е. Минимальный размер алиментов и алиментный фонд: история и современность // Актуальные проблемы российского права. 2023. Т. 18, № 2. С. 79-93. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2023.147.2.079-093.

Леонтьев В.Д., Кутько В.В. Уголовно-правовая политика современных государств в сфере алиментных обязательств // Оригинальные исследования (ОРИС). 2022. Т. 12, № 11. С. 338-343.

Малева Т.М., Гришина Е.Е. Каким должно быть детское пособие // Экономическая политика. 2019. Т. 14, № 3. С. 54-69. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2019-3-54-69.

Махарадзе Н.С. Актуальные особенности создания и управления алиментным фондом // Евразийский юридический журнал. 2021. № 1 (152). С. 208-212.

Прокофьева Л.М., Корчагина И.И. Неполные семьи с детьми в России: масштабы распространения и материальная поддержка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 9-1 (48). С. 172-179. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-11006.

Рашитова Л.К. Монородительская материнская семья: социально-экономические проблемы и пути их решения (на примере Республики Башкоторстан) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 403-410.

Ржаницына Л.С. Новый управленческий инструмент воспроизводства человеческого потенциала - «детский бюджет» // Проблемы прогнозирования. 2021а. № 3 (186). С. 116-123. https://doi.org/10.47711/0868-6351-186-116-125.

Ржаницына Л.С. Совершенствование системы получения алиментов - путь снижения бедности // Социологические исследования. 2021б. № 4. С. 130-135. https://doi.org/10.31857/S013216250013850-8.

Ржаницына Л.С., Рыбальченко С.И. Улучшение положения детей в разведенных семьях - путь к снижению бедности в России // Народонаселение. 2021. Т. 24, № 1. С. 24-32. https://doi.org/10.19181/population.2021.24.1.3.

Сафаргалеева Я.Р. Государственный алиментный фонд - «за» и «против» // Отечественная юриспруденция. 2016. № 12 (14). С. 23-25.

Серебрякова А.А. Потребности ребенка при определении размера алиментов // Социально-политические науки. 2020. Т. 10, № 1. С. 123-128.

Снетков Д.А., Курышова И.В. Алиментные обязательства: современный «портрет» должника по алиментам (на примере Иркутской области) // Молодежный вестник ИрГТУ. 2021. Т. 11, № 3. С. 224-230.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ткаченко А.А. Детская бедность: феномен и явление // Народонаселение. 2022. Т. 25, № 1. С. 43-54. https://doi.org/10.19181/population.2022.25.1A

Чекулаев С.С., Гордеев К.В., Леонов М.Р. К вопросу об алиментных фондах как способе обеспечения детей: зарубежный опыт // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 1. С. 184-189. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-1-184-189.

Янкина Я.А. Европейские подходы к выплате алиментов на ребенка // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 3, № 4 (21). С. 395-397.

Boll C., Schüller S. The economic well-being of nonresident fathers and custodial mothers revisited: The role of paternal childcare // Journal of Family and Economic Issues. 2023. Vol. 44. P. 836-853. https://doi.org/10.1007/s10834-022-09876-7.

Etzioni A. The active society. N. Y., 1968. 729 p.

Fligstein N. Architecture of markets: An economic sociology of twenty-first-century capitalist societies. Princeton, 2001. 288 p.

Giddens A. New rules of sociological method. Cambridge, 1993. 196 p.

Jakubiuk M. Position of men on whom an alimony obligation has been imposed. Aspects on individual safety // Security Dimensions. 2021. No. 37. P. 46-62.

Rozycka-Jaros S. Social and legal aspects of non-alimony toward children in Poland // Papers of Social Pedagogy. 2020. No. 1/13. P. 67-87. https://doi.org/10.5604/01.3001.0014.4353.

References:

Abulmambetova, Ju.N. & Erokhina, E.V. (2017) Aliment fund as a way of solving the problem of collecting child support for children. Nauka Sredi Nas. (3), 198-203. (In Russian)

Babykin, P.A. (2020) Creation of an alimony fund in the Russian Federation. Alleya Nauki. 2 (6), 716-719. (In Russian) Bezrukova, O.N. & Samoylova, V.A. (2022) Fatherhood in modern Russia: Meanings, values, practices and intergenerational translation. Sotsiologicheskie Issledovaniya. (2), 94-106. Available from: doi:10.31857/S013216250016969-8. (In Russian)

Bezrukova, O.N. & Samoylova, V.A. (2020а) Maternal gatekeeping in Russia: Young fathers about mothers and the barriers to access children after divorce. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. (3), 463-498. Available from: doi:10.14515/monitoring.2020.3.1680. (In Russian)

Bezrukova, O.N. & Samoylova, V.A. (20206) Images of ex-wives in the discourse of young fathers. Sotsiologicheskie Issledovaniya. (12), 116-127. Available from: doi:10.31857/S013216250013020-5. (In Russian)

Boll, C. & Schüller, S. (2023) The economic well-being of nonresident fathers and custodial mothers revisited: The role of paternal childcare. Journal of Family and Economic Issues. 44, 836-853. Available from: doi:10.1007/s10834-022-09876-7. Danilyan, M.A. (2013) To the issue of creation of alimony fund in Russia. Modern Law. (7), 62-66. (In Russian) Etzioni, A. (1968) The active society. New York, Free Press.

Fligstein, N. (2001) Architecture of markets: An economic sociology of twenty-first-century capitalist societies. Princeton, Princeton University Press.

Giddens, A. (1993) New rules of sociological method. Cambridge, Polity Press.

Gromozdina, M.V. (2022) Creation of alimony fund: Reorganization of alimony or preferences to the debtor. Matters of Russian and International Law. 12 (3А), 60-66. Available from: doi:10.34670/AR.2022.69.45.006. (In Russian)

Ivanovskaya, N.V. (2019) Enforcement measures for child support in USA. Economic Problems and Legal Practice. 2019. 15 (5), 221-223. (In Russian)

Jakubiuk, M. (2021) Position of men on whom an alimony obligation has been imposed. Aspects on individual safety. Security Dimensions. (37), 46-62.

Karataeva, A.A., Kolyada, M.V. & Latkina, A.D. (2020) Social portrait of the debtor, deviations from alimony payments (On the example of Barnaul). Sciff. Questions of Students Science. (4), 747-754. (In Russian)

Kobzar-Frolova, M.N. & Vasyanina, E.L. (2022) Aliment fund as legal protection of children left without maintenance (Financial and legal aspect). State and Law. (6), 122-130. Available from: doi:10.31857/S102694520020478-6. (In Russian)

Lavrentsova, E.V. (2023) The influence of low socio-economic status on the child's personality development. Yaroslavskii Psikhologicheskii Vestnik. (1), 95-100. (In Russian)

Lekanova, E.E. (2023) Minimum amount of child support and a child support foundation: History and modernity. Actual Problems of Russian Law. 18 (2), 79-93. Available from: doi:10.17803/1994-1471.2023.147.2.079-093. (In Russian)

Leontyev, V.D. & Kutko, V.V. (2022) Criminal law policy of modern states in the field of alimony obligations. Original Research (ORIS). 12 (11), 338-343. (In Russian)

Makharadze, N.S. (2021) The peculiarity of the creating and administrating the fund of alimony. Eurasian Law Journal. (1), 208-212. (In Russian)

Maleva, T.M. & Grishina, E.E. (2019) What should child benefit look like? Economic Policy. 14 (3), 54-69. Available from: doi:10.18288/1994-5124-2019-3-54-69. (In Russian)

Prokofieva, L.M. & Korchagina, I.I. (2020) Single parent families in russia: level of spred and material support. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (9-1), 172-179. Available from: doi:10.24411/2500-1000-2020-11006. (In Russian) Rashitova, L.K. (2013) Monoparental maternal family: Social and economic problems and ways of their decision (On the example of the Republic of Bashkortostan). Modern Problems of Science and Education. (3), 403-410. (In Russian)

Rozycka-Jaros, S. (2020) Social and legal aspects of non-alimony toward children in Poland. Papers of Social Pedagogy. (1/13), 67-87. Available from: doi:10.5604/01.3001.0014.4353.

Rzhanitsyna, L.S. (2021 a) A new management tool for the reproduction of human potential - the children's budget. Studies on Russian Economic Development. 32 (3), 305-311. Available from: doi:10.1134/S1075700721030126. (In Russian)

Rzhanitsyna, L.S. (20216) Improving the situation of children in divorced families - a way to reduce poverty in Russia. Sotsiologicheskie Issledovaniya. (4), 130-135. Available from: doi:10.31857/S013216250013850-8. (In Russian)

Rzhanitsina, L.S. & Rybalchenko, S.I. (2021) Improving the situation of children in divorced families - the way to reduce poverty in Russia. Population. 24 (1), 24-32. Available from: doi:10.19181/population.2021.24.1.3. (In Russian)

Safargaleeva, Ya.R. (2016) State alimony fund - for and against. Otechestvennaya Yurisprudentsiya. (12), 23-25. (In Russian) Serebryakova, A.A. (2020) Needs of the child in determining the amount of alimony. Sociopolitical Sciences. 10 (1), 123128. (In Russian)

Snetkov, D.A. & Kuryshova, I.V. (2021) Maintenance obligations: A modern "portrait" of the alimony debtor (In the case of Irkutsk Region). ISTU Bulletin of Youth. 11 (3), 224-230. (In Russian)

Tkachenko, A.A. (2022) Child poverty: Phenomenon and characteristics. Population. 25 (1), 43-54. Available from: doi:10.19181/population.2022.25.1.4. (In Russian)

Vukolova, A.I. & Kazankova, T.N. (2022) Legal problems of collecting alimony in the Russian Federation. Actual Problems of Jurisprudence. (1), 11-14. Available from: doi:10.46554/APJ-2022.1(73)-pp.11-14. (In Russian)

Yankina, Ya.A. (2018) European approaches to the payment of child support. Sovremennye Nauchnye Issledovaniya i Raz-rabotki. 3 (4), 395-397. (In Russian)

Chekulayev, S.S., Gordeyev, K.V. & Leonov, M.R. (2020) The issue of alimony funds as a way of providing for children: Foreign experience. Vestnik of Kostroma State University. 26 (1), 184-189. Available from: doi:10.34216/1998-0817-2020-26-1-184-189. (In Russian)

Информация об авторе Е.Е. Тарандо - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=448158

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author E.E. Tarando - D.Phil. in Economics, Associate Professor, Professor of Economic Sociology Department, Saint-Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=448158

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.11.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.