Научная статья на тему 'Проблема неполной семьи в современной Психологии'

Проблема неполной семьи в современной Психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2451
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Боброва С. Г., Хохлов Р. С.

Из всех наиболее важных для индивида ценностей одно из главных мест принадлежит семье. Роль семьи в обществе не может сравниться по силе своего воздействия, ни с каким другим социальным институтом, поскольку именно в семье появляется и развивается личность человека. Ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Семья является первым воспитательным институтом, связь с которым индивид продолжает ощущать в течение всей своей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема неполной семьи в современной Психологии»

ПРОБЛЕМА НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

© Боброва С.Г.*, Хохлов Р.С.*

Сочинский государственный университет, г. Сочи

Из всех наиболее важных для индивида ценностей одно из главных мест принадлежит семье. Роль семьи в обществе не может сравниться по силе своего воздействия, ни с каким другим социальным институтом, поскольку именно в семье появляется и развивается личность человека. Ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Семья является первым воспитательным институтом, связь с которым индивид продолжает ощущать в течение всей своей жизни.

Семья всегда была и продолжает оставаться наиболее важной социальной сферой формирования личности, а также основанием в воспитании и психологической поддержке.

Еще А.С. Макаренко придавал структуре семьи особое значение, он ввел также понятия «неполная семья» и «полная», понимая под термином «неполная семья» семью, не имеющую матери или отца. В зависимости от того, какая семья по своей структуре, будет зависеть и воспитание ребенка, и его благополучная социализация. В неполных семьях дети, зачастую, становятся более ранимыми, имеют много комплексов, мать встревожена своей социальной позицией разведенной женщины. У мамы нет психологической опоры, она не может ни с кем поделить ответственность за своих детей. Все проблемы она берет на себя. В итоге - депривация мамы и ребенка.

Много сказано и написано о трудностях неполной семьи. Однако полнота семьи вовсе не является гарантом успехов в воспитании, а неполнота не значит, что в этой семье непременно будет много трудностей.

Для ребенка дом родителей - самая первая, основная необходимая жизненная школа. Не что иное как семья влияет на рост личности, формирует фундамент качеств человека. Для того чтобы этот фундамент был надежным, семье необходимо быть благополучной. Благополучие семьи находится в прямой зависимости от того, какой является семья: полной либо неполной.

Не всякая полная семья может быть нормальной средой для полноценного воспитания и развития ребенка. Однако наличие обоих родителей в семье способствует успешному решению многих задач, связанных с сохранением детского психического здоровья [1].

* Кафедра Психологии и дефектологии. Научный руководитель: Макарова И.Н., заведующий кафедрой Психологии и дефектологии, кандидат психологических наук, доцент.

* Кафедра Психологии и дефектологии. Научный руководитель: Макарова И.Н., заведующий кафедрой Психологии и дефектологии, кандидат психологических наук, доцент.

В неполных семьях нет главного для будущих супругов - примера брачных отношений, потому нет и для детей (будущих родителей и супругов) -определенной возможности образования культуры отношений и чувств, свойственных для взаимоотношений жены мужа.

Испокон веков, дом родителей назывался отчим, и в этом заложен большой смысл, который определяет главную роль папы в воспитании ребенка и формировании его личности. Все же счастье отцовства само по себе не приходит, по наследству не передается. Очень интересны слова французского педагога и философа Ж.-Ж. Руссо: «Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу - общественных деятелей, государству - граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной налог и не делает этого, виновен, и может быть более виновен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им».

Неполная семья возникает благодаря расторжению брака, внебрачному рождению ребенка, смерти одного из родителей либо раздельному их проживанию. В связи с этим определяют следующие типы неполных семей: внебрачная, осиротевшая, распавшаяся, разведенная. Выделяют также: отцовские и материнские неполные семьи (в зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка) [2].

В неполной семье даже по - настоящему заботливая женщина, не имеет физически довольно времени для воспитания ребенка. Вследствие огромной занятости и трудовых перегрузок матерей их дети бывают предоставлены сами себе.

В пределах воспитательной деятельности только одному родителю достаточно сложно осуществлять полноценный контроль над своим ребенком, и оказывать влияние на его поведение. Также эффективному воспитанию препятствует группа объективных факторов: распадается обычная триада в семье: «папа - мама - дети»; главная причина - чрезмерная загруженность на работе, которая не позволяет уделять детям необходимого внимания [5].

Заслуживает внимания и то, что во время отсутствия одного из родителей ребенок не имеет возможностей полноценного вырабатывания стереотипа поведения своего пола. К примеру, в отсутствие папы у мальчика нет возможности на близком примере видеть характерные черты мужского поведения и непроизвольно заимствует женские свойства. И для девочки мама в подобной ситуации вынуждена сочетать свою личную материнскую роль и роль отсутствующего папы; в итоге психосексуальное развитие выделяется противоречивостью (Известно, что большая часть лиц гомосексуальной ориентации росли в неполных семьях) [3].

Все вышесказанное не означает, вовсе, что неполная семья должна обязательно являться неблагополучной в воспитательном смысле. Обозначенные проблемы способны появиться в неполной семье с гораздо большей вероятностью, чем в полной, однако из всего этого не следует, что они обя-

Психологические науки

85

зательно появятся. В определенных случаях психологический фон семьи вполне благоприятен и не создает трудностей в формировании здоровой адекватной личности.

В семье также воспитываются и дети, и взрослые. В особенности важную роль имеет ее воздействие на подрастающее поколение.

Успех осуществления данной функции напрямую зависит от воспитательного потенциала семьи. Воспитательный потенциал семьи представляет собой совокупность условий и средств, которые определяют педагогические ресурсы семьи. Эта совокупность соединяет бытовые и материальные условия, численность и состав семьи, развитие семейного коллектива и тип отношений среди его членов. Он включает в себя эмоционально--психологиче-скую, трудовую и идейно-нравственную атмосферу, образование, жизненный опыт и профессиональные свойства родителей. Огромное значение также имеют личный пример папы и мамы, семейные традиции [6]. Семья соединяет людей различного возраста, зачастую пола, с различными профессиональными интересами. Все это дает возможность ребенку максимально полно проявлять свои интеллектуальные и эмоциональные возможности [4].

Проведенный опрос учащихся старших классов женского пола, молодых женщин а также зрелых матерей дал возможность сформулировать особый «нравственный кодекс» настоящего папы: чувство долга, ответственность, смелость и мужественность, нравственная и физическая и сила, надежность, верность, великодушие. Нравственные принципы отца определяют его положение и как воспитателя. Оно отличается от материнского. Если по своему характеру женщина - натура более эмоциональная, одухотворенная, то и в педагогической работе она, в целом, руководствуется своими чувствами. Мужчина, как существо рациональное, деловое и серьезное, зачастую, и в семейное воспитание вкладывает акцент разумного. Следовательно, он точнее и реалистичнее понимает цели воспитания и рационально выстраивает их тактику и стратегию, мотивированно, (а не чувственно) выбирая для этого нужные методы, средства и приемы [5].

Без всякого сомнения, нелегко воспитать мальчика без отца, не «повесив» на него ряд проблем своего холостого сердца и не принуждая играть роль взрослого мужчины. Трудно и в дочке воспитать уважение и толерантность к мужскому полу, когда она имеет возможность видеть мужчин только по телевизору и на улице. Тем не менее, нелегко не означает невозможно. Ваши биологические часы мерно тикают, и если вы пронеслись мимо остановки «муж», это вовсе не причина, для того чтобы остаться и без детей. Выйти замуж можно хоть в семьдесят, но вот детей после установления менопаузы уже родить не сможешь [7].

Общеизвестно, что возникновение эмоциональных реакций имеет связь с комплексом неблагоприятных инцидентов в детстве. Конфликты в семье, дефицит любви, смерть кого - то из родителей либо развод способны быть сильными психотравмирующими обстоятельствами. По утверждению меди-

ков, у каждого пятого больного неврозом ребенка была пережита в детстве разлука с папой.

Результат разводов - это, в первую очередь, увеличение количества неполных семей и усугубление проблем одиноких людей.

Психологическая травма, причиненная ребенку разводом его родителей может по - разному проявить себя в подростковом возрасте: происходит нарушение гармоничного развития интеллектуальной области, страдают также математические, аналитические и пространственные способности ребенка, наименее четким становится ход половой идентификации девочек и мальчиков, появляются трудности в обучении подростков коммуникативным навыкам (в том числе и с представителями противоположного пола), происходит образование привязанности к маме, потому что нет члена семьи, который смог бы «оторвать» ребенка от мамы и вывести его в более широкий мир. Привлекает внимание и жестокость подростков, которые выросли без отца, у них также отмечается занижение самооценки [8].

Глубокая непрерывная психологическая связь с ребенком - вот универсальное требование к воспитанию, оно в одинаковой мере может быть в качестве рекомендации всем родителям, в каком - угодно типе семьи, поскольку связь необходима в воспитании любого ребенка во всяком возрасте. Собственно переживание и ощущение связи с родителями предоставляют детям шанс почувствовать и осознать любовь родителей, привязанность и уход [2].

Уход за несовершеннолетнем ребенком, его исправном воспитании и материальном обеспечении необходим для того, чтобы юное поколение выросло здоровым и образованным, и могло быть способным дать максимальную пользу для общества.

Потребности человека формируются равномерно, адекватно жизни общества технологически и культурно развитого государства. Нашим детям необходимо воспитываться и подготавливаться к жизни так, чтобы они могли в будущем быть полноправными, приносящими пользу членами общества.

Список литературы:

1. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М.: Владос, 2003.

2. Целуйко В.М. Неполная семья. - Волгоград, 2000.

3. Воспитание детей в неполной семье. - М., 1985. - С. 35.

4. Семья. Социально-психологические и этнические проблемы: справочник. - К., 1990. - С. 7.

5. Фигдор Г. Дети разведенных родителей. - М., 1995.

6. Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. - М., 1988.

7. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений: учебное пособие. - Магнитогорск, 1999.

8. Акивис Д.С. Отцовская любовь. - М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.