Научная статья на тему 'Проблема национального в исторической живописи Чувашии, Татарстана и Марий Эл (вторая половина ХХ - начало XXI века)'

Проблема национального в исторической живописи Чувашии, Татарстана и Марий Эл (вторая половина ХХ - начало XXI века) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ / ЖИВОПИСЬ РЕСПУБЛИК СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Автономова Анастасия Николаевна

В статье выдвигается одна из важных проблем в исторической живописи республик Среднего Поволжья. Установлено, что национальная тема продолжает развиваться и приобретать новые образные интонации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема национального в исторической живописи Чувашии, Татарстана и Марий Эл (вторая половина ХХ - начало XXI века)»

УДК 75.044(470.40/43)»195/20»(091)

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ ЧУВАШИИ, ТАТАРСТАНА И МАРИЙ ЭЛ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ - НАЧАЛО XXI ВЕКА)

THE PROBLEM OF THE NATIONAL THEME IN THE HISTORICAL PAINTING OF CHUVASHIA, TATARSTAN, MARI EL (THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY)

А. Н. Автономова

А. N. Avtonomova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье выдвигается одна из важных проблем в исторической живописи республик Среднего Поволжья. Установлено, что национальная тема продолжает развиваться и приобретать новые образные интонации.

Abstract. The article presents an important problem in the historical painting of the republics of the Middle Volga region. It has been established that the national theme continues to progress and acquire new images.

Ключевые слова: историческая живопись, живопись республик Среднего Поволжья, национальная тема.

Keywords: historical painting, painting of the republics of the Middle Volga region, national theme.

Актуальность исследуемой проблемы. В республиках Среднего Поволжья (Чувашия, Татарстан, Марий Эл) понятие «национальное» появилось на рубеже Х1Х-ХХ веков, в период возникновения в регионе профессионального изобразительного искусства. Сегодня, в эпоху стремительного развития компьютерных технологий, современный человек все дальше отдаляется от истории своего народа, его традиций и обычаев. В связи с

этим главной задачей для изобразительного искусства региона является создание образа, привлекающего в первую очередь молодое поколение, обладающего огромной силой обаяния и очарования для противостояния массовой культуре. Иными словами, следует попытаться найти в истории родного народа «национального героя». Поэтому необходимость глубокого изучения затрагиваемой темы стоит довольно остро.

Актуальность рассматриваемой в публикации проблемы определяется и тем, что специальных научных исследований, целиком посвященных вопросу поисков национальных корней в исторической живописи Среднего Поволжья, не имеется. Однако несомненную ценность представляют труды искусствоведов, которые рассматривали общие вопросы развития изобразительного искусства в регионе: А. Г. Григорьева, Н. А. Ургал-киной, А. А. Трофимова, Ю. В. Викторова (Чувашия), О. Л. Улемновой, Д. К. Валеевой, Р. Р. Султановой (Татарстан), Б. В. Товарова-Кошкина, Г. И. Прокушева, В. Г. Кудрявцева (Марий Эл). Их научный взгляд основывался на выводах и заключениях исследователей страны: В. В. Ванслова, Н. В. Воронова, С. М. Червонной.

Материал и методика исследований. Методология исследования обусловлена характером темы, требующим комплексного подхода. В нем предполагается соединение историко-культурного и искусствоведческого анализа, под которым подразумеваются краткое освещение культурно-исторической среды, отраженной живописцами в полотнах, и использование методов сравнения и сопоставления для выявления в их работах исторического образа.

Основным материалом исследования послужили оригинальные произведения живописи в музейных собраниях Чувашии, Татарстана и Марий Эл, представляющие важный пласт в изучении основных художественных средств и приемов, использованных при изображении того или иного исторического события. В качестве дополнительного материала использовались работы местных искусствоведов, историков и культурологов, представляющие аналитическую и описательную базу для оценки историко-культурной обстановки.

Результаты исследований и их обсуждение. В последние несколько десятилетий в исторической живописи Среднего Поволжья появилось немало художников, которые вели активные поиски национальных корней и его языка: Н. В. Овчинников, В. И. Агеев (Чувашия), Б. И. Урманче, И. В. Рафиков, Ф. Л. Халиков, Р. М. Вахитов, И. Ш. Файзул-лин (Татарстан), С. Ф. Подмарев, И. И. Мамаев, И. А. Михайлин (Марий Эл) и другие. Они заглядывали в далекие страницы прошлого, обращались к его древним событиям.

Живописцев глубоко волновала история Волжской Болгарии (VII век). В Чувашии по этой теме работали В. И. Агеев («Защитники города Биляр - столицы Волжской Бул-гарии», 1972; «Встреча Алмуша с Абу Ахмед Ибн-Фадланом в 922 году в Волжской Бул-гарии», 1991; «Царь Волжской Булгарии - Кубрат и четыре его сына», 2002), Н. В. Овчинников («Отец чувашской нации - Хан Кубрат», 2000), в Татарстане -Б. И. Урманче («Приезд Ибн-Фадлана в Булгарию», 1969), И. В. Рафиков («Дочь Булгар-ского хана», 1987), Р. М. Вахитов («Портрет Улуг Мухаммеда - основателя Казанского ханства», 2005). Марийские же художники пытались найти связь с предками через произведения, в которых запечатлены былинные образы родного края: «Акпатыр» (1961) И. И. Мамаева, «Онар» (1964) С. Ф. Подмарева, «Чоткар-патыр» (1976), «Акпарс и Эр-вий» (1983-1985) И. А. Михайлина.

В. И. Агеев в произведении «Встреча Алмуша с Абу Ахмед Ибн-Фадланом в 922 году в Волжской Булгарии» (1991) правдоподобно рассказывает зрителю о событии Х века. Хан Алмуш (в летописях известный как «Алмыш») [3] в поисках поддержки в борьбе против хазар приглашает посольство из Багдада и официально объявляет ислам в качестве государственной религии. В многофигурной композиции автор воссоздает не простой предметный мир глубокой старины, а яркие и живые образы, очень сильные по своей психологической характеристике. Картина отличается умело найденным композиционно-пространственным решением. В большом светлом зале собралось много народа. В центре полотна изображены приглашенные гости. Их слуги коленопреклоненно преподносят дары. Сзади в приветственной позе, с поднятыми вверх руками стоит секретарь посольства аббасидского халифа ал-Муктадира Абу Ахмед Ибн-Фадлан. В левом краю картины в окружении советников изображен хан, восседающий на царском троне. В его свободно сидящей фигуре чувствуются власть и сила. Колорит строится на противопоставлении теплых охристо-красноватых оттенков фона холодным голубовато-серым тонам в одежде фигур. Это не только передает живость, но и придает полотну оптимистическое звучание. Богатство тональных отношений четко выявляет объемы и создает ощущение живописности и воздушности.

Ранее, еще в 1969 году, к этому историческому событию обращался татарский художник Б. И. Урманче. В отличие от В. И. Агеева, который с помощью светотени умело лепит форму, его произведение «Приезд Ибн-Фадлана в Булгарию» тяготеет к декоративности. Однако полотно не лишено изящного, ритмичного композиционного и цветового решения. Вытянутый по вертикали формат картины создает ощущение огромного пространства. Национальную принадлежность изображенных фигур остро выражает яркая зеленоватая, красновато-охристая гамма.

Рассматривая творчество Б. И. Урманче, можно заметить, что чувство национального никогда не покидало художника. Оно проявилось не только в умении проникать в мир поэтических представлений татарского народа и обогащать их своими образами, но и в способности воспринимать действительность сквозь призму сложившегося национального характера.

В республиках Среднего Поволжья в рассматриваемый период появилось немало произведений, в которых прослеживается отсутствие историзма. Объясняется это тем, что в поисках национального художники обращаются к народным сказаниям и былинам. Так, по одной из татарских легенд И. В. Рафиков создает произведение «Дочь Булгарско-го хана» (1987). Портрет юной красавицы, смело заслуживающий наименования «портрет-картина», написан на фоне темного неба, окутанного густым дымом от бесконечных пожаров и сражений. Царевна изображена на крыше пылающего огнем здания. Бесстрашно стоящая перед языками пламени, она вглядывается вдаль. Дочь хана написана во всей полноте конкретно-индивидуальной психологической характеристики. Мягкая лепка формы и богатая нюансами валерная живопись создают тонкий лирический образ.

Приведенная легенда перетекает в предание «Янмый торган кыз» («Девушка, которая не горит») [2] и в историю о казанской царице Сююмбике. Создано множество произведений, посвященных этому печальному, трагическому образу: «Сююмбике» (1999) И. В. Рафикова, «У казанской царицы Сююмбике» (2000), «Казанская царица Сююмбике в плену у И. Грозного» (2001) И. Ш. Файзуллина, «Прощание с Сююмбике» (2001), «Защитникам Казани посвящается. Реквием» (2000-2001) Ф. Л. Халикова.

Сюжетно-композиционным строем привлекает внимание произведение И. Ш. Файзуллина «Казанская царица Сююмбике в плену у И. Грозного» (2001). За основу выбран сюжет о восхищении И. Грозного красотой царицы [4]. Историки опровергают эту версию, но оставляют ее как красивую легенду народа. На вытянутом по вертикали холсте изображены в полный рост русский князь и казанская царица. И. Грозный пытается привлечь ее внимание и надеется на благосклонность к нему. Хотя произведению не хватает, на наш взгляд, историзма, но это нисколько не умаляет его живописные достоинства. Отсутствие лишних деталей в интерьере сосредотачивает внимание на главных героях. Напряженный конфликт подчеркнут резким освещением. Охристо-золотистый колорит полотна усиливает игру света. Уверенные мазки кобальта синего на одежде Сююмбике акцентируют на себе внимание и придают работе живость.

В изобразительном искусстве Чувашии довольно часто появляется образ просветителя чувашского народа И. Я. Яковлева. В своих полотнах художники отражают многие исторические события, связанные с этим именем: «Портрет И. Я. Яковлева» (1999), «Завещание чувашскому народу» (2002) Н. П. Карачарскова, «И. Я. Яковлев на приеме у Государя Николая II» (1997), «Школа И. Я. Яковлева на Нижегородской ярмарке в 1896 году» (1998) Н. В. Овчинникова.

Произведение Н. В. Овчинникова «И. Я. Яковлев на приеме у Государя Николая II» повествует о пребывании просветителя чувашского народа летом 1905 года у императора в Новом Александровском дворце (Царское Село). В образе народного педагога чувствуются доброта и восторженность от встречи, а взгляд государя приветливый и ласковый. Соответственно этому духу художник создает картину в светлом пастельном колорите. Сочетание изумрудно-оливкового и охристо-алого оттенков создает спокойную, мягкую, но в то же время мажорную цветовую палитру. В общении с И. Я. Яковлевым Николай II интересовался переводом книг мировой классики на чувашский язык, расспрашивал о его Симбирской учительской школе, которая возродила духовность родного народа. Художник в атмосфере мрачных дней страны сумел увидеть «момент, когда Россия, подпираемая светлыми умами, вековыми культурными традициями ее народов, нашла необходимую гармонию, старалась уйти от бессмысленных разрушений тех богатств и сил, которые она накопила...» [1, вкладка].

В поисках национального образа в марийской картине утверждается эпичность мироощущения, проявляется романтико-взволнованное отношение к историческому прошлому и судьбе народа. Так, удивляет лаконичностью и монументальностью формы полотно С. Ф. Подмарева «Онар» (1964). На вытянутом по горизонтали холсте запечатлен образ прекрасного, могучего богатыря, воспетого в народных легендах. Произведение отличается простотой и четкостью композиции. Через умело организованное пространство картины автор передает силу и мощь национального героя. Крупномасштабное изображение его фигуры занимает большую часть холста. Силуэт отличается цельностью и размещен почти в одной плоскости. Манеру исполнения характеризуют плотность живописи и крепкая моделировка формы. Живописец, подобно скульптору, высекает ее широкими густыми мазками, достигая ритмической стройности рисунка.

Желание создать монументальный, гармонично уравновешенный образ национального героя проявляется в живописно-пластическом решении произведения И. А. Михай-лина «Чоткар-патыр» (1971-1976). Композиция несколько напоминает центральную

часть триптиха советского живописца П. Д. Корина «Александр Невский» (1942). Чоткар-патыр стоит на высоком кургане, широко расставив ноги и опираясь руками на богатырский меч. Формы предельно обобщены, пластика фигуры жесткая, контур рисунка гра-фичен. Образ богатыря наделен величием, стойкостью и народной мудростью. Виртуозное владение темперной техникой позволяет художнику достичь мягкой матовой бархатистости фактуры и цвета. Белая рубаха Чоткар-патыра, украшенная орнаментом приглушенного кирпично-красного тона, ярко определяет его принадлежность к марийскому народу. Монументальность и величие образа усиливает широкая рама картины, выполненная чеканкой по меди, в которую введены эпизоды жизни богатыря, борьбы с кочевниками и название произведения.

Резюме. Проблема национального является одной из важных в исторической живописи республик Среднего Поволжья (Чувашия, Татарстан, Марий Эл). Во второй половине ХХ - начале XXI столетия к этой теме обратилось немало художников, что говорит о непрерывности культурной традиции, показывает направление, в котором происходит связь поколений и формирование исторической памяти нашего народа. Образ «национального героя» находится не только в подлинно исторических событиях, но и в легендах народа. Сам характер живописных произведений, в которых используется метод прямого изображения, обогащается изобразительно-выразительными средствами, а в сюжетнокомпозиционном разнообразии проявляется специфика художественного мышления народа. Отрадно признавать, что на современном этапе изобразительного искусства национальная тема не перестает развиваться и приобретать новые образные интонации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев, А. Г. Культура родного края / А. Г. Григорьев // Народная школа. - 1998. - № 1.

2. Зимин, А. А. Из истории посадской идеологии XVII в. (песни и легенды о взятии Казани) / А. А. Зимин // Города феодальной России : сб. ст. памяти Н. В. Устюгова. - 1966. - С. 231-238.

3. Халиков, А. Х. Древняя история Среднего Поволжья / А. Х. Халиков. - М. : Искусство, 1969. - 135 с.

4. Хузин, Ф. Ш. Средневековая Казань / Ф. Ш. Хузин. - Казань : Тат. кн. изд-во, 2004. - 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.