Научная статья на тему 'Религиозные и мифологические темы в современном изобразительном искусстве Татарстана (1990-2000 гг. )'

Религиозные и мифологические темы в современном изобразительном искусстве Татарстана (1990-2000 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
646
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ХУДОЖНИКИ / РЕЛИГИЯ / ЖИВОПИСЬ / ГРАФИКА / МИФОЛОГИЯ / ИСЛАМ / ХРИСТИАНСТВО / ЯЗЫЧЕСТВО / ART / ARTISTS / RELIGION / PAINTING / DRAWING / MYTHOLOGY / ISLAM / CHRISTIANITY / PAGANISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ахметова Лилия Ринатовна

В данной статье рассматриваются религиозные и мифологические темы в творчестве художников Татарстана 1990-2000-х годов, где находят отражение, прежде всего, две основные конфессии, представленные в Татарстане, мусульманство и христианство, причем зачастую независимо от этнической принадлежности тех или иных художников. И в этом взаимодействии, взаимовлиянии различных религиозных конфессий на мировоззрение, на духовный мир, на творчество художников отражается свойственная Татарстану религиозная толерантность, диалог двух культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS AND MYTHOLOGICAL THEMES IN CONTEMPORARY ART OF TATARSTAN (1990-2000)

In the given article religious and mythological themes in the works of artists from Tatarstan, working in 1990-2000s, are considered. In their works two basic religions practised in Tatarstan Islam and Christianity find their reflection, which happens regardless of the religious affiliation of the artists themselves. In this interaction and mutual influence of different religions on the outlook, the inner world, the creativity of the artists, the dialogue of two cultures, religious tolerance inherent in Tatarstan, is reflected.

Текст научной работы на тему «Религиозные и мифологические темы в современном изобразительном искусстве Татарстана (1990-2000 гг. )»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №4(26)

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 75.03(470.41)

РЕЛИГИОЗНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ТАТАРСТАНА (1990-2000 ГГ.)

© Л.Р.Ахметова

В данной статье рассматриваются религиозные и мифологические темы в творчестве художников Татарстана 1990-2000-х годов, где находят отражение, прежде всего, две основные конфессии, представленные в Татарстане, - мусульманство и христианство, причем зачастую независимо от этнической принадлежности тех или иных художников. И в этом взаимодействии, взаимовлиянии различных религиозных конфессий на мировоззрение, на духовный мир, на творчество художников отражается свойственная Татарстану религиозная толерантность, диалог двух культур.

Ключевые слова: искусство, художники, религия, живопись, графика, мифология, ислам, христи-

анство, язычество.

В процессе исторического развития духовной культуры человечества складываются различные взаимоотношения между такими формами общественного сознания, как искусство и религия. В этом историческом явлении те или иные религии "выбирают" ту или иную систему искусств, которая в наиболее оптимальном варианте способна воспроизводить духовную атмосферу и культовую практику данной религии. Искусство как эмоционально-образное утверждение религиозных идей занимает определенное место в системе религиозных ценностей. В ярком и четком виде этот процесс проявляется в функционировании развитых мировых религий, структура которых наиболее устойчива и определенна, хотя исторически и она, конечно, эволюционирует.

Процесс взаимовлияния искусства и религии привел к тому, что мировые религии включили в свою структуру почти все искусства, как традиционные, так и современные [1]. Взаимоотношения религии и искусства в определенные эпохи анализируется в ряде трудов ученых по истории искусства: например, в работах Н.А.Бердяева, Б.А.Рыбакова, Э.Б.Тайлора, Дж.Д.Фрезера и других. Различные аспекты проблемы искусства и религии рассматривали такие историки и философы, как А.В.Горский, А.В.Карташев,

П.А.Флоренский, Е.Г.Яковлев.

В современной отечественной литературе этим аспектам посвящено немало различных публикаций. Взрыв общественного интереса к этой теме в настоящее время не случаен: возрождение России многие связывают с возрождением религии и религиозного сознания, а искусство в одной своей ипостаси является неотъемлемой частью религиозного культа, в другой - чутко отражает духовные искания, формирование религиозного сознания, осмысление духовного

опыта в обществе. В то же время искусство во всех своих проявлениях является основной частью духовного развития и совершенствования общества.

Эти проблемы в искусстве Татарстана еще не рассматривались всесторонне и комплексно. В трудах отечественных и республиканских искусствоведов освещались лишь отдельные стороны и проблемы этого сложного явления. Так, о развитии исламского искусства в Татарстане пишут в своих трудах известные искусствоведы С.М.Червонная [2] , Г.Ф.Валеева-Сулейманова [3]. О специфике отражения религиозной тематики и духовных поисков в творчестве отдельных художников пишут Р.Г.Шагеева в статьях, посвященных творчеству А.А.Абзгильдина [4],

А.Р.Ильясовой [5], Р.Р.Султанова в книге, посвященной искусству новых городов Татарстана [6], в других статьях А.Цой [7], Л.Полякова [8].

В то же время проблемам развития православного искусства и его осмысления в творчестве современных художников Татарстана в трудах татарстанских искусствоведов уделяется недостаточно внимания. Аспекты же, связанные с другими конфессиями и религиозными течениями, представленными в Татарстане, практически не рассматривались.

Современное искусство Татарстана складывается в том духовном пространстве, где уже на протяжении нескольких веков соединяются и взаимопереплетаются традиции татарской и русской культуры, где пересекаются две великие цивилизации - мусульманская и христианская, где соединяются, но все же не сливаются до конца Восток и Запад. Также следует отметить, что искусство региона развивается в условиях этнической глобализации, в результате взаимодействия различных религиозных культур. Недоста-

точная освещенность таких проблем, как влияние христианства, мусульманства, античной мифологии, язычества, фольклора и др. на современное искусство региона, обусловила актуальность данного исследования.

В XX веке изобразительное искусство Татарстана прошло немалый и сложный путь развития. Оно впитало традиции русского и советского искусства, став, по словам Д.К.Валеевой, его заметным звеном [9: 261].

В 1990-2000-е годы в искусстве Татарстана формируется плеяда талантливых художников, свободных от штампов советской эпохи, когда искусство находилось в сильной зависимости от идеологического заказа. Художники новой постсоветской формации получили возможность свободно выражать свою творческую позицию, обращаться к темам, которые ранее практически были исключены из художественной практики, в том числе к религиозным.

Параллельное развитие основных религиозных конфессий - православия и ислама - на территории Татарстана находит отражение в творчестве художников, тяготеющих к тем или иным религиям и этническим группам. Религиозная тематика, которая во главу угла ставит вопросы духовных ценностей, особенно ярко проявляется в творчестве таких художников, как Б.И.Урман-че, А.А.Абзгильдин, Р.М.Вахитов, В.Я.Акимов,

A.А.Петров, Ф.Р.Валиуллин, М.К.Нефедов, Е.Г.Голубцов, К.А.Нафиков, М.М.Мингазова, Р.А.Габбасова, А.А.Артамонова, И.М.Ханов и т. д. Уникальность этого процесса в Татарстане заключается в неограниченности интереса художников к определенной религиозной тематике вне зависимости от этнической принадлежности. Татарские художники обращаются к христианским сюжетам (А.А.Абзгильдин), профессионально занимаются иконописью (Ильгиз Ханов), русские художники создают шамаили и тугры (В.А.Попов).

Процесс становления новой национальной парадигмы и восстановления прерванных традиций мусульманской культуры в Татарстане привел к возрождению таких традиционных для мусульманского искусства видов и жанров, как каллиграфия, шамаиль, что особо ярко проявилось в творчестве художников: Б.И.Урманче, Р.Г.Шамсутдинова, Ф.Г.Гирфанова, С.М.Гиля-зетдинова, Р.Н.Саляхутдинова, Н.Ф.Наккаша,

B.А.Попова, В.С.Ханнанова, Р.И.Шамсутова, Л.Ф.Фасхутдинов и др. В современном мировосприятии каллиграфические произведения превратились в символ, связанный с культурными традициями и историческим наследием татарского народа. Относительно ограниченное текстовое

содержание "классических" шамаилей, имеющих в религиозном представлении значение оберега, значительно расширяет свои границы, вбирая в себя популярные строки из народных песен и поговорок.

Каллиграфические произведения становятся не только средством выполнения формальных абстрактных композиций, но и служат средством самовыражения художников. Не случайно арабская графика присутствует в виде надписей во многих живописных произведениях Б.И.Урманче, Р.М.Вахитова, М.М.Мингазова, А.А.Абзгиль-дина [10].

В своих духовных исканиях художники обращаются к национальным, историческим темам, а вместе с тем к сюжетам, связанным с историей религии (Б.И.Урманче "Приезд Ибн-Фадлана на Волгу" (1970), К.А.Нафиков "Крещение", (1976), Р.М.Вахитов "Медресе" (1998), Р.С.Мухаметзя-нов "Взятие Казани" (1995) и др.).

Одним из первых темы принятия ислама древними булгарами касается выдающийся деятель татарской культуры Б.И.Урманче в картине "Приезд Ибн-Фадлана" (1970). Здесь мы можем выделить еще одну особенность: если в прошлые века в татарском обществе был принят ортодоксальный ислам, строго запрещающий изображение людей и живых существ, то в современном татарском обществе, под влиянием восточных традиций, художники отказываются от этого запрета, обращаясь к изобразительным формам не только в свободном творчестве, в станковых светских произведениях, но и в произведениях, связанных с религиозным культом (например, илллюстрации Р.Г.Шамсутдинова к "Мусульманским праздникам" А.Хайри (1991-1993)), изображая людей в сдержанных, невыпячивае-мых формах, наделяя образы символико-аллегорическим содержанием.

В творчестве художников новой волны мусульманская традиция оказывает влияние на содержание и форму произведений. Это проявляется в символической образности, условной декоративности, абстрактности, орнаментальных ритмах, в отходе от натуралистической визуализации. Часто используются религиозные, коранические сюжеты. К таким произведениям можно отнести живописные полотна А.Ильясовой "Марьям, срывающая плод" (1992), "Семь ангелов" (1992), Р.С.Мухамедзянова "Скажи девам, чтоб потупляли свои взоры..." (2000), Х.М.Ша-рипова "Черный камень Каабы" (1994) и др. [3].

К мусульманским темам в своем творчестве обращается выдающийся деятель искусства Татарстана А.А.Абзгильдин. Он одним из первых коснулся восточной миниатюры, традиций и фи-

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

лософии искусства ислама в широком смысле: личности пророка Мухаммеда в картине "Рождение Магомеда" (1997) [4: 13].

Влияние восточных мусульманских традиций можно также наблюдать в графических иллюстрациях Т.Г.Хазиахметова "Юсуф и Зулейха" (1971), Р.Г.Шамсутдинова "Мусульманские

праздники" (1991-1992), "Ангелы: Джабраил, Исрафил, Микаил, Азраил" (1991), "Пророк Мухаммед" (1992), "Кул Гали. Книга Юсуфа" (19931994).

С особенным блеском индивидуальность молодого художника Б.А.Гильванова проявилась в иллюстрировании народного эпоса Кул Гали "Кыйсса-и-Юсуф" (1997). Логично построенное пространство, точно прочувствованный масштаб фигур в нем, эмоционально насыщенный колорит - все несет в себе и дух, и ритм старины.

В 1990-е годы по всей России, в частности в Татарстане, началось строительство и реставрация мечетей и храмов, в которых были задействованы художники региона, что в свою очередь в дальнейшем также отразилось в их творчестве [2: 209]. Так, татарские художники обратились к шамаилям, а русские - к иконописи и храмовой росписи. В рамках данной статьи мы не рассматриваем искусство иконописи, однако хотелось бы сказать несколько слов о монументальной росписи православных храмов. Примечательны в этом отношении росписи в церкви Косьмы и Дамиана в Набережных Челнах ("Сотворение мира", "Троица", "Вознесение", "Посвящение Марии" и "Страшный суд"), выполненные в 1991 -1992 гг. творческой группой АНСВАКИ, в которую вошли В.Я.Акимов, В.В.Анютин и Ю.Г.Сви-нин. Две полярные сцены решаются художниками с философской точки зрения: как единство и противоборство. Художники свободно интерпретируют канонический сюжет, перемещая сцены рая и ада, но в целом следуют иконографической традиции. В центре композиции Христос - судья мира - в трактовке художников это не грозный, карающий судья, как принято изображать его по религиозным канонам, а справедливый, добрый, сочувствующий, переживающий спаситель душ человеческих. В концепции фрески ясно звучат гуманистические настроения - жизнеутверждающее, оптимистическое начало, вера в будущее. И вся роспись, основанная на созвучии теплых ярких цветов, воспринимается как естественное песнопение человеческому духу [6: 114].

Особенная значимость данной работы заключается в том, что роспись церкви Косьмы и Дамиана подтолкнула художников к освоению новой для себя темы, способствовала включению религиозной тематики в их станковое творчест-

во. Как утверждает один из художников творческой группы АНСВАКИ В.Я.Акимов, работа над росписью храма и стремление выразить свое личностное отношение к общечеловеческим духовным ценностям воплотились в серии произведений с вечными библейскими образами: "Вознесение" (1991), "Иуда из Кариота" (1995), "Вербное воскресенье" (1995), "Благовещенье" (2002).

Библейские сюжеты особенно ярко выражаются в станковой живописи выдающегося художника А.А.Абзгильдина ("Рождение поэта" (1997), "Христос" (2006), "Посвящение Параджанову и Тарковскому" (1985), "Да помолимся Миру" (2006-2007), "От Адама до сегодня" (1987) и др.). В картине "Рождение поэта", изображая тем самым образ Богоматери с младенцем на руках, художник сравнивает рождение Г.Тукая с рождением Иисуса Христа. Особенно примечательна работа "Посвящение Параджанову и Тарковскому" (1985). Композиция работы состоит из трех частей, где центральной является портрет Тарковского. Рядом с ним художник изобразил ангела, слева - портрет Параджанова в образе одного из святых, справа - сцена снятия Иисуса с креста. В этих аллегорических сюжетах художник высказывает свое виденье судьбы этих выдающихся личностей.

Еще одна линия в изобразительном искусстве Татарстана 1980-2000-х годов - интерес к теме античной мифологии, язычества, фольклору. В поисках идеалов прекрасного художники зачастую обращаются к греческой мифологии. Эстетическое чувство, воплощением которого являются красота и гармония природы и женских образов, становится неотъемлемой частью творческого мировосприятия художника В. Я. Акимова. Образ прекрасной женщины как дарительницы всего живого и воплощение возвышенного идеала художника бесконечно варьируется как в сюжетных произведениях, так и в многочисленных свободных композициях "Нимфа" (1996), "Даная" (1999), "Флора" 1999, "Терсей и Ариадна" (1997) и т.д. [7]. К мифологическим темам в своем творчестве часто обращается также А.Ф.Абз-гильдин ("Танцующие Кентавры" (1985), "Прикосновение" (1973) и др.).

С этой линией соприкасается тенденция мыслить антиномией макрокосм-микрокосм, перевод при этом всех объективных явлений в фантастический план, стремление уйти от окружающего мира в инобытие, то есть создание иной реальности. Это направление в живописи характеризует преобладание эмоциональных и интуитивных элементов, повышенная роль воображения, различные мистификации (сны, полеты, сновидения

В.М.Сынкова, Х.Н.Латыпова, Б.Б.Грабенко), тяготение к первоистокам, интерес к фольклору, жанру нового мифотворчества (А.С.Фатхутди-нов, Х.М.Шарипов, З.С.Низамутдинов, И.Х.Мур-тазин, Е.Ф.Грабенко, Х.А.Латыф) [6: 145].

Персонажи татарского фольклора ("Сак-Сок" (1977), "Шурале" (1989) и т.д.) и забытые языческие верования татар ("Дух неба" (1990), "Дух земли" (1990), "Дух поля" (1990) и другие произведения из цикла "Обереги" (1989-1994)) стали центральными как в живописи, так и в скульптурных композициях А.С.Фатхутдинова. В цикле "Шурале" (1974-1998) образ лесного духа предстает как плоть от плоти эллинизма, тэнгрианст-ва или воплощение связей татарской культуры с тюркским, античным миром, древними цивилизациями. Шурале художнику интересен как чудо нерасторжимого единства и многообразия живой и неживой материй [11: 12].

Немаловажный интерес представляют цикл живописных работ Б.А.Гильванова "Химеры" (2006), персонажи которых таинственные мифологические существа.

Безусловно, религиозные темы занимают важное место в творчестве художников Татарстана 1990-2000-х годов, где находят отражение, прежде всего, две основные конфессии, представленные в Татарстане, - мусульманство и христианство, причем зачастую независимо от этнической принадлежности тех или иных художников. И в этом взаимодействии, взаимовлиянии различных религиозных конфессий на

мировоззрение, на духовный мир, на творчество художников отражается свойственная Татарстану религиозная толерантность, диалог двух культур.

1.

Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М.: Высш. шк., 1977. - 141 с.

Червонная С.М. Искусство и религия: современное исламское искусство народов России. - М.: Традиция, 2008. - 552 с.

Валеева-Сулейманова Г. Ф. Мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе (с углубленным изучением истории и культуры ислама): учеб. по-соб. - Казань: Магариф, 2008. - 223 с.

Абрек Абзгильдин: альбом / сост. и авт. текста Р.Г.Шагеева. - Казань: Заман, 2009. - 160 с. Шагиева Р.Г. День величиной в пять тысяч лет // Казань. - 2006. - №12. - С.72-75.

Султанова Р.Р. Искусство новых городов Республики Татарстан (1960-1990 гг.). - Казань: Ин-т яз., лит. и искусства им.Г.Ибрагимова АН Татарстана, 2001. - 194 с.

Цой В. Житие художника Акимова // Татарстан. -1995. - №1-2. - С.140-144.

Полякова Л. Шамаили Ришата Саляхутдинова // Аргамак. - 1998. - №2.

Валеева Д. К. Искусство Татарстана (XX век). -Казань: Изд-во ДЦ фонда "Туран", 1999. - 321 с. Шамсутов Р.И. Искусство татарского шамаиля (сер. XIX - нач. XX вв.). - Казань: Фэн, 2001. -

С.156-159.

11. Ахсанов И. Иялер иясе (об А.Фатхутдинове) // Татарстан. - 1992. - №7-8. - С.99-101.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

10.

RELIGIOUS AND MYTHOLOGICAL THEMES IN CONTEMPORARY ART OF TATARSTAN (1990-2000)

L.R.Akhmetova

In the given article religious and mythological themes in the works of artists from Tatarstan, working in 1990-2000s, are considered. In their works two basic religions practised in Tatarstan - Islam and Christianity - find their reflection, which happens regardless of the religious affiliation of the artists themselves.

In this interaction and mutual influence of different religions on the outlook, the inner world, the creativity of the artists, the dialogue of two cultures, religious tolerance inherent in Tatarstan, is reflected.

Key words: art, artists, religion, painting, drawing, mythology, Islam, Christianity, paganism.

Ахметова Лилия Ринатовна - старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и дизайна Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: aklilya@bk.ru

Поступила в редакцию 06.09.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.