Научная статья на тему 'Тенденции развития исторической живописи в изобразительном искусстве республик Среднего Поволжья (Чувашия, Татарстан, Марий Эл) в конце ХХ - начале ХХI в'

Тенденции развития исторической живописи в изобразительном искусстве республик Среднего Поволжья (Чувашия, Татарстан, Марий Эл) в конце ХХ - начале ХХI в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ / ЖИВОПИСЬ РЕСПУБЛИК СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕМА / ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ТЕМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Автономова Анастасия Николаевна

В статье выдвигается проблема комплексного исследования исторической живописи в изобразительном искусстве Чувашии, Татарстана и Марий Эл конца XX начала XXI в. Рассматриваются ее формы и направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития исторической живописи в изобразительном искусстве республик Среднего Поволжья (Чувашия, Татарстан, Марий Эл) в конце ХХ - начале ХХI в»

'X Q ГУМАНИТАРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 75.044(470.34+470.41)«19/20»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ РЕСПУБЛИК СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

(ЧУВАШИЯ, ТАТАРСТАН, МАРИЙ ЭЛ) В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХ! В.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF HISTORICAL PAINTING IN FINE ARTS OF THE REPUBLICS OF THE MIDDLE VOLGA REGION (CHUVASHIA, TATARSTAN, MARI EL)

AT THE END OF THE XX - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

А. Н. Автономова

A. N. Avtonomova

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье выдвигается проблема комплексного исследования исторической живописи в изобразительном искусстве Чувашии, Татарстана и Марий Эл конца XX - начала XXI в. Рассматриваются ее формы и направления.

Abstract. The article presents the problem of a comprehensive study of historical painting in fine arts of Chuvashia, Tatarstan and Mary El at the end of the XX - the beginning of the XXI century. Its forms and directions are considered.

Ключевые слова: историческая живопись, живопись республик Среднего Поволжья, национальная тема, историко-философская тема.

Keywords: historical painting, painting of the republics of the Middle Volga region, national theme, historical and philosophical theme.

Актуальность исследуемой проблемы. В республиках Среднего Поволжья к началу 1990-х годов завершился большой этап развития изобразительного искусства, у которого были свои достижения и недостатки. В искусствоведении делаются попытки проанализировать и изучить произошедшие изменения. Отдельного исследования, посвященного тенденциям развития исторической живописи в изобразительном искусстве Чувашии, Татарстана и Марий Эл конца ХХ - начала ХХ1 в., не имеется. В данной публикации впервые ставится задача комплексного исследования заявленной проблемы.

Материал и методика исследований. Методологические основы исследования строятся на сочетании различных форм анализа с широким историко-искусствоведческим подходом к материалу. В настоящее время особенно актуален аналитический подход. Работа над изучением данной проблемы потребовала активного использования исследований по истории и культурологии.

Результаты исследований и их обсуждение. На стыке двух политических режимов над историческими полотнами работали многие живописцы республик:

A. А. Абзгильдин, И. В. Рафиков, Ф. Л. Халиков (Татарстан), Н. В. Овчинников,

B. И. Агеев, Ю. А. Бубнов (Чувашия), И. А. Михайлин, М. К. Нефедов, Ю. С. Белков (Марий Эл). Этими и другими мастерами сделано немало для обогащения искусства своего края новыми высокохудожественными произведениями гражданственного, социального или лирического содержания. Художниками указанных республик созданы глубоко содержательные исторические полотна. Разные по творческому стилю и живописным поискам авторы работали в различных техниках и направлениях. Ныне формы исторической картины изменились. На смену историко-революционной теме, популярной до 1980х годов, пришла новая - историко-философская, которая заинтересовала мастеров искусства своей новизной и возможностью глубинного психологического осмысления исторических трагедий народов и индивидуальностей.

В чувашской, татарской и марийской живописи 1990-х годов наряду с реализмом появляются символическая и авангардная тенденции, предполагающие безусловное стремление к новизне, открытости чувств и мыслей, раскованность, свободу художественного языка, обращение к различным историческим темам, в которых отражаются земные и космические катастрофы, человеческие страдания и переживания.

Поиски национальных корней, ее истоков и языка в изобразительном искусстве превратились в новую большую проблему. Чувашских художников Н. В. Овчинникова и

В. И. Агеева глубоко волновала история Волжской Болгарии (VII век). В своих произведениях они запечатлели яркий образ основателя и первого правителя огромной племенной конфигурации, куда входили и суваро-болгарские племена - предки чувашей, - хана Кубрата. В полотнах, разных по манере и технике живописного исполнения, им удалось показать всю значимость его личности в истории чувашского народа.

В картине «Отец чувашской нации - хан Кубрат» (2000) Н. В. Овчинников умело передал огромную внутреннюю энергию, дух и физическую мощь Кубрата. Используя приемы живописи плотными широкими мазками, автор создал запоминающийся образ хана. Картина отличается яркостью цветовой палитры. Использование активного красного цвета дает ощущение некой торжественности и значимости события. Иную трактовку образа первого правителя Волжской Болгарии дает В. И. Агеев. На его полотне «Царь Волжской Болгарии - Кубрат и четыре его сына» (2002) соединились рациональный отбор деталей и огромная сила обобщения, что не мешает художнику с помощью цветовых

контрастов добиться ощущения бурного «движения» фона в работе. При этом автор продемонстрировал виртуозное использование игры света и цвета. Он воссоздал в картине не простой предметный мир глубокой старины, а яркие и живые образы, глубокие по своей психологической характеристике.

В современной живописи Республики Татарстан наибольшее внимание к историческим личностям обращает в своем творчестве Р. М. Вахитов. По живости и силе художественной выразительности образа выделяется его работа «Портрет Улуг Мухаммеда -основателя Казанского ханства» (2005). Живописное полотно больше тяготеет к портрету-картине, под которым понимается «не просто портрет, а картина с содержанием» [1, 101]. Неподвижная, как монумент, фигура Улуг Мухаммеда на вздыбленном коне возвышается на фоне Казанской земли. Он, схожий с «Медным всадником» Э. М. Фальконе, словно стоит на пьедестале. В его выразительно написанном стане чувствуется волевой характер, сила и мощь видного государственного деятеля. Эмоциональную насыщенность произведения во многом определяют композиционное решение, чистый цвет и его декоративность. Работа Р. М. Вахитова, по технике исполнения несколько напоминающая миниатюрную живопись палехских мастеров, импонирует жизнерадостным цветовым решением и ясностью композиции. Общая теплая, мягкая и светлая золотистость объединяет колорит портрета в цельную гамму.

Марийские художники пытаются найти связь с предками через произведения, посвященные русской истории от времен Киевской Руси, в которой высвечиваются узловые моменты прошлого. К примеру, в 1996 г. М. К. Нефедов создал полотно «Княгиня Ольга». Для передачи глубокого идейно-образного содержания автор использует метафору, символ, которые не уводят от реалистического изображения, но в то же время позволяют активизировать внимание зрителя и вызывают многообразные ассоциации. Легкость и непринужденность рисунка, своеобразная манера письма, намек, недосказанность формы в произведении М. К. Нефедова возбуждают фантазию, что, возможно, не совсем присуще произведениям исторического жанра. Цветовой строй вызывает интерес, привлекает внимание, заставляет задуматься и понять главную идею.

В поисках национальных корней художники обращаются к эпохе правления Иоанна Грозного. В изобразительном искусстве Татарстана она раскрывается вместе с образом казанской царицы Сююмбике. Создано множество произведений, посвященных этому печальному, трагическому образу: «У казанской царицы Сююмбике» (2000)

И. Ш. Файзуллина, «Прощание с Сююмбике» (2001), «Защитникам Казани посвящается. Реквием» (2000-2001) Ф. Л. Халикова.

В 1999 году И. В. Рафиков пишет парадный портрет «Сююмбике». Это своеобразная живописная ода о тяжелой судьбе царицы татарского народа. Художник, используя форму парадного, прославляющего изображение портретируемого, в котором содержание образа раскрывается, прежде всего, при помощи деталей обстановки, воспевает благородный идеал служения человека обществу. Благодаря методу прямого изображения Сююмбике в зеленом, отливающем золотом платье строгого покроя, с калфаком на голове (татарский женский головной убор, расшитый бисером) и изю на груди (татарское нагрудное украшение) предстает перед нами как прекрасный, торжественный и недоступный образ. Сосредоточенность во взгляде, решительность и твердость характера мастерски передают психологическую трактовку образа.

Легенды [2] гласят, что красота царицы пленила сердце Иоана Грозного. Историки опровергают эту версию, но оставляют ее как красивое сказание народа. Вслед за ними живописцы республики с огромным желанием пытаются запечатлеть этот сюжет. Так, И. Ш. Файзуллин создает произведение «Казанская царица Сююмбике в плену у И. Грозного» (2001). На вытянутом по вертикали холсте изображены в полный рост русский князь и казанская царица. Произведению не хватает, на наш взгляд, историзма, но это нисколько не умаляет его живописные достоинства. Отсутствие лишних деталей в интерьере сосредотачивает внимание на главных героях. Напряженный конфликт подчеркнут резким освещением. Охристо-золотистый колорит полотна усиливает игру света. Уверенные мазки кобальта синего на одежде Сююмбике акцентируют на себе внимание и придают работе живость.

В чувашской живописи образ И. Грозного имеет иную трактовку. В произведении Н. В. Овчинникова «Чуваши в гостях у Ивана Грозного в Грановитой палате Кремля. 1551» (2002) он показан как гостеприимный государь, оказывающий теплый и радушный прием. Фигуры, мастерски нарисованные в разнообразных ракурсах, объединены в прочную композиционную группу. Колорит строится на противопоставлении холодных зеленовато-синих тонов в одежде гостей теплым красновато-охристым тонам интерьера. Уравновешенность композиции, чередование планов, четкость форм, чистота рисунка отражают высокое художественное мастерство живописца.

В чувашской, татарской и марийской живописи продолжают создаваться произведения, посвященные Емельяну Пугачеву. Интерес к его образу в изобразительном искусстве республик впервые проявился в начале ХХ века, когда в исторической живописи основным методом исследования страниц далекого прошлого было прямое изображение. К 1990-м годам развивается иной подход к решению этой темы - использование в живописи символов, метафор и аллегорий.

Одним из таких произведений является «Восстание. Въезд Е. Пугачева в Чувашию» (1991-1998) Ю. А. Бубнова. Семилетняя работа над произведением свидетельствует о глубоком изучении автором исторического события и новых поисках для раскрытия его содержания. Художник символично показывает переломный момент в жизни народа тех лет и проводит параллели между прошлым и настоящим. Динамичность фигур, переданная не только точным рисунком, но и самой диагональной композицией, отражает высокое мастерство живописца. Въезд крестьянского предводителя на лихом коне представлен в стремительном движении вперед. Зритель невольно становится соучастником данного события. В произведении, где все - движение и порыв, художник не забывает ни одной нужной детали, но и не использует ни одной лишней. Метко выявлены «характер» коня, напряженное состояние Пугачева и бегущих за ним крестьян. На холсте словно господствует живописная стихия. Образ главного героя, раскрытый с помощью яркой цветокомпозиции, контрасты охр и кобальтов, подвижность мазка передают экспрессивность авторского чувства.

На рубеже ХХ-ХХ1 столетий в исторической живописи Чувашии, Татарстана и Марий Эл активное развитие получает историко-философская тема. Художники обращаются к широкому разнообразию сюжетов и событий истории, начиная от античной мифологии до изображения политической жизни страны. В произведениях используются скрещение времен, смешение реальности и мечты.

В диптихе марийского живописца И. А. Михайлина «Воссоединение» (1984) и «Великое начало» (1985) соединены события из истории марийского народа и русского государства. Последующие произведения художника - «Геноцид» (1989-1990) и «Парад планет» (1995-2000) - отражают время падения социализма и десятилетие бездарной перестройки. Здесь и борьба И. В. Сталина за власть, и разгул последних генсеков, и поголовное уничтожение инакомыслящих. У зрителя не остается сомнения о движении машины «геноцида» и приближении «апокалипсиса».

Некоторая схожесть в работе над историко-философской темой появляется в триптихе татарского живописца А. А. Абзгильдина «Да помолимся» (2007). Это своеобразное всемирное моление о спокойствии и мире на земле. Внимательное отношение к деталям, повествовательность интонаций помогают автору живо воссоздать атмосферу события.

Иной подход и стиль исполнения, отличный от татарских и марийских мастеров, использован в произведениях чувашского живописца Р. Ф. Федорова «Антигона» (2003) и «Приход кентавра на свадьбу» (2008). В них ярко выражены новые явления в поисках образа и цветовой палитры. Художник раскрывает сюжетно-идейную сторону посредством мысленных трансформаций, происходящих в восприятии зрителя. В соединении с динамичной напряженностью формы это создает сложный и многомерный образ мира вещей. Вступая в диалог с художником, зритель выдвигает свои предположения о смысле произведения, наделяет своим значением входящие в него знаки и символы.

Резюме. Историческая живопись республик Среднего Поволжья конца ХХ - начала ХХ1 в. обогащается серьезными произведениями. При всем многообразии сюжетов художники активно работают над национальной темой, что является важным показателем в развитии этого жанра в регионе. Появились новые формы, направления и методы изображения. Хотя часто сюжет, содержание, идея картины рождались к той или иной приближающейся знаменательной дате, но это нередко становилось толчком для создания глубокого идейно-содержательного образа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кантор, А. М. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь / А. М. Кантор. - М. : Пассим, 1994. - 160 с.

2. Хузин, Ф. Ш. Средневековая Казань / Ф. Ш. Хузин. - Казань : Тат. кн. изд-во, 2004. - 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.