УДК 398.1(470.344)+398.1(470.41)
ОТОБРАЖЕНИЕ ОБРАЗА ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ В ЧУВАШСКОМ И ТАТАРСКОМ ФОЛЬКЛОРАХ
IMAGE OF VOLGA BULGARIA IN THE CHUVASH AND TATAR FOLKLORE
И. В. Софронова I. V. Sofronova
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары
Аннотация. В изображении исторической общности в фольклоре чувашского и татарского народов немало сходств. Предания повествуют о переселении булгар в Поволжье с Прикавказья. Изображаются города, их окрестности, правители, объясняется причина принятия мусульманства. Много общего в преданиях о разрушении государства татаро-монголами. Отличие в изображении исторической действительности вызвано отдаленностью от прародины, национальными особенностями художественного мышления.
Abstract. There are lot of similarities in the history of the Chuvash and Tatar folklore. The legends tell about the migration of the Bulgarians from Ciscaucasia to the Volga region. The cities, outskirts, governors are depicted, the reasons for accepting the Muslim religion are explained. There is a lot in common in the legends about destroying the state by the Tatar-Mongols. The difference in representing the historical reality is caused by the remoteness from the ancestral home, national peculiarities of artistic thinking.
Ключевые слова: предание, Волжская Булгария, образ царя, сходство, фольклор, животное-тотем, богатыри.
Keywords: legend, Volga Bulgaria, tsar image, similarity, folklore, animal totem, epical heroes.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена расширением интереса к изучению исторических корней чувашского народа, нарастающей тенденцией к переосмыслению и синтезу поэтики фольклора. Прародиной чувашского и татарского народов является территория Волжской Булгарии. Каждый из этих народов по-своему изображает историческую судьбу Булгарского государства. В фольклорных преданиях отмечены возникновение, процветание и разрушение общей родины. Во многих случаях используются сходные мотивы, образы, композиционные приемы. Сравнительное изучение произведений фольклора на общую тематику позволит определить особенности поэтических приемов фольклора двух родственных народов, выявить их причину. В ходе исследования мы также постарались показать проникновение традиций мусульманства в чувашский фольклор, особенности изображения восточного элемента в фольклорных произведениях, выявить отношение народного сознания к новой религии.
Материал и методика исследований. Для исследования использованы тексты исторических легенд, преданий, песен, баитов, народного эпоса из чувашского и татарского фольклоров. Сравнительно-исторический и сравнительно-типологический анализ фольклорных произведений позволил нам выявить сходства и различия в изображении исторической судьбы Булгарского государства, объяснить их причины. Неоценимую пользу в исследовании оказало и ознакомление с трудами историков, фольклористов и литературоведов по данной тематике.
Результаты исследований и их обсуждение. Нами установлено, что в результате общего исторического прошлого, поздних контактов в чувашском и татарском фольк-лорах появились общие и отличительные черты в изображении судьбы Булгарского государства. Татарский фольклорный материал отличается документальностью изложения, а чувашский - привнесением мифологического элемента. Соответствующие фольклорные произведения позволяют проследить историю Волжской Булгарии в хронологическом порядке.
Материалы статьи были обсуждены на VII Республиканской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке», посвященной памяти Т. А. Геллер (Казань: КГУ, 25 января 2010 г.).
История тюркских народов до их переселения на Среднее Поволжье была сопряжена с такими географическими названиями, как Алтай, Средняя Азия, Прикавказье. Они, руководимые прославленными предводителями, прошли этот путь на протяжении нескольких веков в составе хунской, гуннской державы. В VII в. тюрки-булгары в При-кавказье между Каспийским и Азовским морями образовали государство Великая Бул-гария. Булгары с 60-х гг. VII в. до 30-х гг. VIII в. находились в составе Хазарского каганата. После смерти хана Кубрата его сыновья разделили государство. Вторжение в 732737 гг. на их земли арабов заставило их покинуть прикаспийские степи. Часть племен переместилась в Среднее Поволжье и обжилась рядом с местным населением. В VIII в. возник Булгарский союз племен, куда под главенством болгар вошли суварские и местные финно-угорские племена. Новопоселенцы края переходили к земледелию, но не оставляли и скотоводство.
На рубеже К-Х вв. Волжская Булгария занимала обширную территорию Среднего Поволжья от Самарской Луки на юге до реки Вятки на севере, от Средней Камы на востоке до Суры на западе. Основателями Болгарского государства были царь Шилка и его сын Алмуш. Волжская Булгария стала первым государственным объединением на стыке Европы и Азии. В ней развивались земледелие, скотоводство, архитектура, ремесла. В государстве возникли города Болгар, Биляр, Сувар, Ошель, Нухрат, Жукотин и др. В них развивалась торговля. В IX в. по наставлению хана Алмуша часть населения приняла ислам. Союз с арабами был нужен хану для борьбы с хазарами. Хотя новую религию приняло только богатое сословие, его влияние распространилось на многие сферы жизни простого населения. В XIII в. Волжская Булгария была разгромлена многочисленными племенами монголов. В этот период часть булгар, принявшая мусульманство, смешалась с племенами кыпчаков, после набегов монгольских племен они переселились в сторону Казани, образовали татарскую нацию. Часть булгар же, не принявших ислам, впоследствии приобрела этноним «чуваш». В силу того что оба народа пережили одинаковые исторические периоды, в их фольклорных текстах сохранились сходные мотивы и способы описания былого могущества.
В фольклоре обоих народов есть произведения, в которых описывается добулгар-ский период, история переселения предков на побережье Волги с низовья Кавказа, основание городов, государства. В чувашском фольклоре об этих событиях рассказывается в легендах «Переселение Улыпов с Кавказа на Волгу», «Чуваши переселяются на север», «Вслед за волком» и т. д. В них историческая прародина рисуется как необычная, благополучная страна. Ее географическое расположение связывается с горной местностью, прилегающей к морю. Предки чувашей покинули Прикавказье, чтобы избежать порабощения более сильными племенами. Они переселились на берега Волги и Камы вслед за тотемом-волком. В татарских исторических преданиях говорится, что «братья Гази и Турк переселяются с Кавказа в Поволжье, строят здесь города» [4, 55].
Нередко названия новых городов, селений давались в честь знаменитого предка или хана. По чувашским преданиям, город Биляр назван по имени его основателя Пуляра, а город Симбирь - одного из сыновей булгарского хана [7, 284-285]. В татарском фольклоре также проявляется эта особенность. Кроме того, образование городов и селений здесь связывается с деятельностью известных личностей. Под влиянием мусульманской литературы проник образ Александра Македонского. Р. К. Ганиева пишет, что «еще в эпоху средневековья среди булгар существовали предания об участии полководца в строительстве городов Булгар, Биляр, Елабуга, Кашан» [1].
В фольклорных текстах присутствует изображение самих городов. В чувашских преданиях упомянуты следующие из них: Симбирь, Хулату, Биляр, Булгария, Город девиц, Течче, Сувар, Похорща (Пахар^а), Питенке, Шери-Булгар, Ишле и др. В текстах описывается богатство городов, они были обведены высокими стенами, а вокруг вырыты глубокие рвы. Жилищем для булгар служили деревянные, кирпичные дома, войлочные шатры и землянки. Двери домов открывались на восток. Население занималось земледелием, охотой, торговлей. В предании «Города Похорща и Питенке» изображается селение из землянок, его устройство. Жители носили белые одежды, каждый день выходили встречать рассвет, чеканили монеты. Мирная жизнь была разрушена набегом монгольских войск. Население не смогло восстановить город, кануло в Лету [7, 286].
Историк А. Дмитриев для объяснения предназначения построек города Булгар опирается на фольклорный материал. По его мнению, татарские предания отличаются точностью, в них сохранились подробные описания каждого значимого в религиозном плане здания. Опираясь на фольклорный материал, исследователь воспроизводит места расположения мечетей, медресе, домов погребения святых; перечисляет их имена; упоминает, из каких материалов построено то или иное здание; описывает расположение окон, их присутствие или отсутствие; в какую сторону открывались двери и т. д. [2]. Исследователь Ф. И. Урманче отмечает, что в баите «Город Булгар» дано реалистическое описание города и его наиболее важных памятных мест. Вершины минаретов Булгара разукрашены надписями из Корана, стены - образами святых. Приводится перечисление характерных для города мест: дорога к озеру Рабиги, берег этого озера, колодец Гибдрахмана [6, 46].
Мирная жизнь булгар в преданиях изображена лишь частично. Чаще всего в них приводится перечисление условий быта, дается краткое описание городов. Так, в преданиях «Кемел тумла халах» («Народ в серебряной одежде»), «Тутарсем палхарсене пахантарни» («Как татары завоевали булгар»), «Чемпер» («Симбирь») изображается, что государство представляло собой союз нескольких племен. В него входили племена чувашей, марийцев, мордовцев, татар, башкир и другие.
В преданиях нередко встречается мотив о споре между царями, князями. Цари соперничают друг с другом в своем превосходстве, богатстве, главенстве. Спор разрешает цветок, выросший в изголовье у чувашского царя, который русский царь тайком пересаживает к себе. Существование подобных легенд свидетельствует о наличии междоусобных войн племен, соседних государств. Нередко в преданиях период мирной жизни Бул-гарского государства описывается как доброе, идеальное время. Чувашские племена в этот период отличались от других своим богатством. Их называли народом в серебряном одеянии, упоминается о чеканке монет.
В исторических преданиях обоих народов отобразился образ доброго царя. В чувашских легендах он представлен как удачливый охотник, сильный и смелый воин, защитник простого народа. В более поздних легендах царь, турхан, князь изображаются как последнее подтверждение о существовании своего государства, идеального времени. Царь погибает в неровной борьбе с монголами («Последний турхан», «Чувашский царь», «Смерть турхана»). Для создания образа царя нередко используются мифологические элементы. Так, при осаде городов Биляр, Булгар, Сувар их цари или же жены и дочери спасаются тем, что превращаются в лебедей или диких гусей и покидают пылающий город [7, 287-289]. В татарских преданиях также показано почтительное отношение к бул-гарским ханам. В них перечисляются имена правителей городов, описывается их героическая смерть от руки монгольского правителя.
В преданиях нашло отражение принятие булгарами мусульманской веры. Историк И. Измайлов приводит следующее объяснение: «С помощью новой веры правители хотели объединить разрозненные племена булгар и создать единое государство. Но для этого новая религия должна была стать государственной, а Булгария - мусульманской» [4, 16]. В фольклоре этот переход разъясняется по-своему. К примеру, в чувашских сказках и преданиях говорится, что хан в благодарность мулле за излечение его жены от неизвестного недуга принял его религию [7, 285]. Данный сюжет также бытует в фольклоре татар и башкир. В чувашской словесности немало преданий, изображающих нежелание населения принять новую религию. По этой причине некоторые племена переселяются в лесные зоны, где проживают современные чуваши. Нельзя сказать, что народ полностью отрицал мусульманство. Его влияние проникло в теологию, лексику, обычаи и верования. В тех же исторических преданиях существуют мотивы, повествующие о том, как спаслась царица, укрывшись на крыше мечети. Чуваши, как и татары, почитают святого Валема Ходжу. Кроме того, в некоторых исторических преданиях о разрушении Булгарского государства приводится мысль, что бог в наказание за неприятие новой религии послал на людей свой гнев в виде монгольских завоевателей. По мнению ученых, поклонение древним богам, почитание культа предков явились отличительной чертой булгаро-чувашей. Приняв другую религию, они переставали быть людьми этой нации. Вот почему они, хотя и приняли влияние мусульманства, некоторые элементы этой культуры, а саму религию отвергли.
В фольклоре обоих народов в описании гибели Булгарского государства присутствуют общие черты. Во многих случаях композиция преданий строится на противопоставлении наступивших гибельных потрясений славному прошлому города. В текстах мирный труд жителей сменяется картинами разрушений. Уничтожены не только здания и постройки, подверглись опустошению и окрестности. Завоеватели грабили и разрушали многочисленные города, уводили в рабство их жителей, убивали непокорных. Их
предводители Чингис-хан, Аксак-Темир, Бату-хан, Супетей, Тамерлан описываются как сильные, алчные, хитрые и жестокие правители. В преданиях выражается скорбь об утерянном благополучии, для повествователя невыносима утрата культурного и образовательного центра, гибель ученых и высокопоставленных духовных лиц. В текстах использованы традиции жанра проклятия, которое обращено как к земной жизни завоевателя, так и загробной. В татарских баитах «О Казани», «История Казани», «Песня хана Мухаммед-Амина о Тамерлане» содержится описание развалин города Булгара. Для них в целом характерен широкий охват действительности. Во многих текстах баитов употребляется художественный прием, при помощи которого наступившие гибельные потрясения противопоставляются славному прошлому города. Речь повествователя остро разоблачает политику жесткого завоевателя и полна проклятий в его адрес. Рассказчик скорбит об утраченном благополучии. Также в фольклоре татарского народа заметное место занимает тема пленения или продажи девушек завоевателями. К примеру, «Баит Хэнэкэ-Султан» описывает тяжелую участь плененной и уведенной из родных мест девушки.
В эпосе «Идегей» в одиннадцатой песне изображается город, разрушенный от рук войска Токтамыша. Будай-бий, сидя на развалинах, рассказывает Идегею историю государства, о его могуществе, описывает сцены и масштабы трагедии. Он скорбит об утрате городов Артач, Булгар, где чеканились монеты, городов Сивар, Казан, Джуке-Тау, Сабы, Ашла, где были разрушены дома и разворовано добро жителей. Трагизм описываемых событий достигается перечислением имен городов, представлением изуродованных пейзажных рисунков. Идегей смог наказать Токтамыша [3, 154-168]. В данном случае действия героя напоминают образ Искандера-строителя. Он смог поднять город из руин, вернуть его былое могущество. В эпическом произведении немало описаний элементов мусульманской культуры: это ворота с надписями из Корана, перечисление множества минаретов и подчеркивание их необычайной красоты. Изображение зданий, связанных с мусульманской культурой, сходно с изображением внешности возлюбленной в стихотворениях восточных авторов. Для них характерна детализация портрета, также здесь подробно изложен рисунок каждого минарета, его формы, строительный материал. Как возлюбленная, воплощающая образ Всевышнего, в стихотворениях имеет прекрасную внешность, так и здание, представляющее собой прообраз Вселенной, сотворенной Всевышним, - прекрасно. Детализация при описании зданий включает перечисление строительного материала: «камень редкостной породы - ни», «розовый камень», золотые росписи на стенах. Для героя этот город является воплощением идеальной местности, столицей мусульманской культуры.
В чувашских сказаниях об Улыпе [5] описывается отражение нападений степных народов. Герой борется против трехглазых людей, войска Супетея, Ханпана, царя туров, Терпит хуна. В сражении он участвует один, иногда ему помогают другие богатыри. В битве Улып использует меч или же дубинку. Со сражения он всегда возвращается с победой. Его невозможно одолеть силой. Субедею обманным путем удается поймать Улыпа в приготовленную ловушку. При захвате городов татаро-монголы используют хитрость. Так, в легендах, записанных Н. И. Шелеби, рассказывается, как Аксак-Темир воспользовался советом чувашской колдуньи при осаде Пюлера. Он очистил ток в поле, покрыл его сетью и насыпал зерна. Прилетевшие голуби и воробьи попались в сеть. Завоеватели поймали их, привязали к их ногам серу и подожгли. Испуганные птицы полетели обратно в город. Таким образом был подожжен Пюлер и Аксак-Темир смог захватить город [7, 290].
Какими бы страшными ни были разрушения, народ все равно смог противостоять врагу, сохранить себя. Вера в возможность дальнейшего существования, несгибаемость перед трудностями излагаются в преданиях через мотив о несгораемой царевне. В фольклоре обоих народов есть мотивы о необычном спасении потомков булгарских царей. В татарском варианте Алтынчеч спасают лебеди, а в чувашском варианте хан, его жена или дочь сами превращаются в лебедей и улетают. В другой легенде дочь и младший сын булгарского хана по счастливой случайности остаются живыми. Сначала они прячутся в лесу, затем находят своих соплеменников и начинают строить новые поселения, города. В сказаниях об Улыпах есть упоминание о сыне богатыря Уртеме, который после набегов монголов остался в живых, женился, увел свое племя в благоприятные для проживания места. Подобным образом народ хочет подчеркнуть свою непокорность, выживаемость и возможность возврата былого благополучия.
Резюме. Проведенный анализ исторических преданий показал, что в чувашском понимании образ Волжской Булгарии соответствует образу идеального государства, характеризует идеальное для него время. Для татарского народа этот образ ассоциируется с центром мусульманской культуры, просвещения. Татарские тексты отличаются достоверностью, точностью, в них проявляются традиции мусульманской литературы, а в чувашских текстах историческая действительность заменяется мифологическими мотивами, волшебными элементами. У каждого народа, кроме общих, есть свои индивидуальные фольклорные жанры, посвященные определенным историческим периодам. Истечение большого промежутка времени, частые военные действия и другие события стерли из памяти народа сведения о далеких событиях. Отличия в их изображении вызваны разным вероисповеданием, отдаленностью от прародины, национальными особенностями художественного мышления. Наличие общих черт в описании исторических событий, связанных с Волжской Булгарией, объяснимо и простым заимствованием. Богатый фольклорный материал продолжает вдохновлять писателей разных поколений обоих народов на создание новых оригинальных художественных произведений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ганиева, Р. К. Восточный Ренессанс и его традиции в тюркских литературах : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.02 / Р. К. Ганиева. - Казань, 1992. - 38 с.
2. Дмитриев, А. Древний Булгар и татарские о нем предания / А. Дмитриев. - Казань : Типография императорского ун-та, 1889. - 18 с.
3. Идегей. Татарский народный эпос. - Казань : Татар. кн. изд-во, 1990. - 265 с.
4. Измайлов, И. Волжская Булгария в рассказах для детей / И. Измайлов, С. Шамси. - Казань : Мага-риф ; Слово, 1995. - 80 с.
5. Сюин, Ф. Улып. Чувашский эпос / Ф. Сюин. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1996. - 574 с.
6. Урманче, Ф. И. Лиро-эпос татар среднего Поволжья: основные проблемы изучения баитов / Ф. И. Урманче. - Казань : Татар. кн. изд-во, 2002. - 256 с.
7. Чаваш халах самахлахе. Т. 6. 2 ч. Мифсемпе преданисем. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1985. -
304 с.