УДК 159.9
Шипицына А.И.
магистрант Института непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
(г. Абакан, Россия)
ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ТЕХНИКУМА
Аннотация: в статье рассматривается проблема мотивации профессионального обучения и представлены результаты эмпирического исследования выявленных уровней мотивации профессионального обучения.
Ключевые слова: мотивация, профессиональное обучение, студенты техникума, мотивация.
В современных общественно-экономических условиях развития России возникла необходимость роста кадрового потенциала страны. Современная отечественная экономика при всем своем масштабном потенциале может эффективно развиваться только при наличии специалистов, осознанно выбравших профессию, с учетом реальных потребностей общества.
В связи с этим качество профессиональной подготовки будущих специалистов в конкретной области профессиональной деятельности становится очень актуальным, прежде всего для самого специалиста, и определяется степенью его конкурентоспособности на рынке труда. Подготовка будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности - ключевая характеристика, которая включает в себя способность к быстрой адаптации на рабочем месте, владение общими и профессиональными компетенциями, а также устойчивую мотивацию куспешной профессиональной деятельности.
В процессе формирования будущего профессионала главной движущей силой выступает мотивация. Мотивы являются мобильной системой, на
которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.
В нашем исследовании мы изучили и выявили уровни мотивации профессионального обучения у студентов многопрофильного техникума. Мы предположили, что для обучающихся по направлению подготовки 34.02.01 -Сестринское дело характерен более высокий уровень мотивации профессионального обучения, чем для обучающихся по направлению подготовки: 43.02.15 - Поварское и кондитерское дело.
Объектом исследования стал учебная мотивация как ряд побуждений, которые очень часто меняются, вступая друг с другом в новые связи. По этой причине становление мотивации это не только появление положительного отношения к обучению, но и усложнение структуры мотивационной сферы, побуждений, входящих в нее [1].
Теоретической основой исследования являлись: теории мотивации Э. Даффи поведение описывается через его направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность). При определении мотивации необходимо определить активацию и её направление [2, с. 34], концепции мотивации Е.П. Ильина, мотивация рассматривается как совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности, а «мотив»- это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. [3, с. 47], взгляды А.К. Марковой, где мотивацией называется многомерное образование отдельных потребностей, мотивов, целей, ценностей, интересов, намерений, идеалов. А учебная мотивация — это ряд побуждений, которые очень часто меняются, вступая друг с другом в новые связи. По этой причине становление мотивации это не только появление положительного
отношения к обучению, но и усложнение структуры мотивационной сферы, побуждений, входящих в нее [1].
Основополагающим понятием для изучения проблемы мотивации профессионального обучения студентов многопрофильного техникума является понятие «мотивация». К его определению в психолого-педагогической литературе существует несколько подходов. Некоторые исследователи понимают под мотивацией факторы, определяющие поведение, другие рассматривают ее как комплекс мотивов. Мотивация может также являться процессом психического управления определенной деятельностью, или быть системой процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [3, с. 36].
Наиболее обширно из советских ученых данную проблему изучали В.К. Вилюнас, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.С. Магун, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова. Из зарубежных представителей исследования мотивации проводили Х. Хекхаузеном, А. Маслоу, Л.М. Фридманом.
В психологической литературе мотивация понимается как побуждение, которое вызывает активность организма и определяет направленность этой самой активности. Под мотивацией понимается внутреннее состояние организма, которое побуждает человека вести себя определенным образом.
Под «мотивацией» понимают несколько психологических явлений, а именно: 1) совокупность причин или систему факторов, направляющих человека к выполнению определенных действий или бездействия, побуждают к активности, 2) осознанное использование целой системы возбудителей, способствующих активизации деятельности, 3) процесс развертывания системы возбудителей, непосредственно происходящего в структуре соответствующей деятельности [4, с. 56].
Отсутствие единства в определении понятия «мотивация» может свидетельствовать о многозначности и сложности мотивации, а также о разносторонности аспектов этого вопроса.
Для достижения целей эмпирического исследования нами был применена методика на определение мотивации профессионального обучения В.Г. Каташева.
Для выявления уровня мотивации профессионального обучения нами применен статистический непараметрический ^критерий Манна-Уитни.
В исследовании приняли участие обучающиеся очной формы обучения по направлению подготовки: 43.02.15 - Поварское и кондитерское дело (30 человек) и 34.02.01 - Сестринское дело (30 человек). Таким образом, общая выборка составила 60 человек.
Рассмотрим результаты на определение мотивации профессионального обучения В.Г. Каташева, направленного на определение уровня мотивации. Полученные данные мы оформили в Таблице №1.
Таблица 1. Уровень мотивации обучающихся по методике. «Мотивация профессионального обучения» В.Г. Каташева.
Уровень Обучающиеся по направлению подготовки: 43.02.15 -Поварское и кондитерское дело Обучающиеся по направлению подготовки: 34.02.01 -Сестринское дело Значение критерия
Кол-во человек % Кол-во человек %
Низкий - - - - -
Средний 18 60 9 30 р = 0,014
Нормальный 12 40 18 60 р = 0,015
Высокий - 3 10 -
Наглядно полученные результаты представим на рисунке 1.
Рисунок 1. Уровень мотивации обучающихся по методике «Мотивация профессионального обучения» В.Г. Каташева. Примечание: 1 группа - Обучающиеся по направлению подготовки: 43.02.15 - Поварское и кондитерское дело, 2 группа - Обучающиеся по направлению подготовки: 34.02.01 -Сестринское дело
В соответствие с интерпретацией данной методики, низкий уровень мотивации считается не характерным для студента, поэтому он не учитывается. К тому же, студентов с низким уровнем мотивации обучения не выявлено.
Анализируя результаты диагностики по методике изучения мотивации профессионального обучения, среди обучающихся по направлению подготовки: 34.02.01 - Сестринское дело отмечается средний уровень мотивации профессионального обучения (9 человек - 30%), для большинства опрошенных характерен нормальный уровень 18 человек, что составляет 60%. Высокий уровень мотивации выявлен у 3 человек (10%).
У обучающихся по направлению подготовки: 43.02.15 - Поварское и кондитерское дело преобладает средний уровень мотивации - 18 человек (60%), а также отмечен нормальный уровень - 12 человек (30%).
Таким образом, проведенное исследование показало, что обучающиеся техникума по направлению подготовки: 34.02.01 - Сестринское дело имеют более высокий уровень профессиональной мотивации в пределах полученной профессии. Для них характерна внутренняя и внешняя положительная мотивация. Большинство обучающихся по направлению подготовки: 43.02.15 -
Поварское и кондитерское дело имеют внешнюю отрицательную мотивацию. Они не имеют четкой профессиональной цели, не осознают, какие шаги необходимы для осуществления целей. Это указывает на пассивность обучающихся, ориентацию на случай, связи во время профессиональной реализации.
Проведенное исследование показало, что обучающиеся техникума по направлению подготовки: 34.02.01 - Сестринское дело имеют более высокий уровень мотивации профессионального обучения. Обучающиеся по направлению подготовки: 43.02.15 - Поварское и кондитерское дело имеют средний уровень мотивации. Они не имеют четкой цели профессионального обучения, не осознают, какие шаги необходимы для осуществления целей. Это указывает на пассивность обучающихся.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает гипотезу о том, что существуют особенности мотивации профессионального обучения студентов многопрофильного техникума, а именно: для обучающихся по направлению подготовки 34.02.01 - Сестринское дело характерен более высокий уровень мотивации профессионального обучения, чем для обучающихся по направлению подготовки: 43.02.15 - Поварское и кондитерское дело.
СПИСОК ЛИТЕРАУРЫ:
1. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М, 2005. 384 с.;
2. Занковский, А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. - М.: Флинта, МПСИ, 2008. - 123 с.;
3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: «Питер». 2000. -502 с.;
4. Немов, Р.С. Психология: В 3-х кн. №1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М, 2001. - 469 с.
Shipitsyna A.I.
Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia)
PROBLEM OF MOTIVATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF MULTIDISCIPLINARY TECHNICAL SCHOOL
Abstract: the article examines the problem of motivation of professional training and presents the results of an empirical study of the identified levels of motivation of professional training.
Keywords: motivation, professional training, technical school, motivation.