Научная статья на тему 'Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы'

Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18342
2088
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) 4-ГО ПОКОЛЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ / ПОБУЖДЕНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD (FSES) / 4TH GENERATION / LEARNING ACTIVITY / MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY / MOTIVATING FACTORS / SUBJECT CONTENT / VALUE ATTITUDE / NEED / MOTIVATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко Мария Владимировна

На сегодняшний день важной задачей в российском образовании является модернизация системы профессионального образования и возникает необходимость перехода к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации. Но действительность такова, что только 15 % студентов мотивированы на учебную деятельность. В данной статье уточняется определение мотивации обучающихся и ее составные компоненты, анализируются различные подходы, концепции, дается оценка первоначального уровня мотивации обучающихся и выделяются основные мотивирующие факторы. Данные факторы могут способствовать разрешению следующего противоречия: между низким уровнем сформированности мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности обучающегося и современными требованиями нормативных документов к подготовке специалистов системы СПО. Для решения этих задач используются следующие методы: анализ научной литературы и нормативной документации; ретроспективный анализ мотивации студентов; тестирование методом Т.И. Ильиной «Мотивация обучения»; методология диагностики «Мотивация обучения» А.А. Реана и В.А. Якунина, анкетирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY: BASIC CONCEPTS AND PROBLEMS

The requirements for the outcomes of professional education in federal state educational standards are high. However, we observe many students who have low motivation for study, as they do not want to master their majors and be good specialists in the future. The reality is that only 15 % of the total number of students are motivated to study. Therefore, the instructor should understand the factors that positively influence the students’ motivation. This article clarifies the definition of student’s motivation and its constituent components, analyzes various approaches, concepts, assesses the initial level of student’s motivation and highlights the main motivating factors. These factors can contribute to resolving the contradiction between the low student’s motivational-value attitude to learning and the modern requirements of regulatory documents for the training of professionals. To solve these problems the questionnaire, the retrospective analysis, tests developed by T.I. Iljina, and diagnostics created by A.A. Reana and V.A. Yakunin were used.

Текст научной работы на тему «Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы»

УДК 378.016

DOI: 10.14529/ped190107

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ

М.В. Ляшенко

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

На сегодняшний день важной задачей в российском образовании является модернизация системы профессионального образования и возникает необходимость перехода к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации. Но действительность такова, что только 15 % студентов мотивированы на учебную деятельность. В данной статье уточняется определение мотивации обучающихся и ее составные компоненты, анализируются различные подходы, концепции, дается оценка первоначального уровня мотивации обучающихся и выделяются основные мотивирующие факторы. Данные факторы могут способствовать разрешению следующего противоречия: между низким уровнем сформированности мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности обучающегося и современными требованиями нормативных документов к подготовке специалистов системы СПО. Для решения этих задач используются следующие методы: анализ научной литературы и нормативной документации; ретроспективный анализ мотивации студентов; тестирование методом Т.И. Ильиной «Мотивация обучения»; методология диагностики «Мотивация обучения» А. А. Реана и В. А. Якунина, анкетирование.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) 4-го поколения, учебная деятельность, мотивация учебной деятельности, мотивирующие факторы, предметное содержание, ценностное отношение, потребность, побуждение, стимулирование, образовательная среда.

Постановка задачи. Стратегической задачей государства на сегодняшний день является модернизация системы профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений. Одним из первых шагов к решению данной задачи стало составление списка пятидесяти наиболее востребованных и перспективных специальностей. В связи с этим происходит процесс разработки и актуализации Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС) 4-го поколения [21, 22, 23, 24] на основе новых профессиональных стандартов 2017 года. В актуализированных ФГОС написано, что любой процесс образования должен быть направлен на формирование общих, профессиональных компетенций и, как следствие, подготовку конкурентоспособного специалиста.

Другие нормативно-правовые документы, например Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, обосновывают необходимость перехода к использованию современных методов и техно-

логий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации [30]. Эти документы делают акцент на необходимость актуализации содержания образовательных программ с учетом современных знаний, по приоритетным направлениям развития науки, с опорой на взаимодействие образовательных учреждений с предприятиями - социальными партнерами.

Требования вышеперечисленных документов напрямую касаются учебной и практической деятельности обучающегося. Исследователи отмечают, что успешное выполнение данной деятельности обучающихся неразрывно связано с мотивацией (Е.П. Ильин, R.J. Wlodkowski). При этом Э.Ф. Зеер подчеркивает, что учебная деятельность (в процессе теоретического изучения дисциплин и профессиональных модулей) предполагает наличие познавательной мотивации, а практическая деятельность (в процессе прохождения учебной и производственной практик) - профессиональной мотивации обучающихся в системе среднего профессионального образования (СПО). Следовательно, чтобы найти

способ обеспечить успешную учебную деятельность и эффективный результат, преподавателю необходимо знать, как мотивировать и поддерживать обучающихся [43].

Требования профессиональных стандартов, предъявляемые к педагогам, также постоянно изменяются в связи с актуализацией ФГОС СПО [22]. Профессиональный стандарт подчеркивает, что современный педагог обязан создавать условия, которые будут способствовать воспитанию и развитию обучающихся, мотивировать их деятельность по освоению учебной дисциплины или профессионального модуля. Данный документ также регламентирует трудовые действия по руководству учебно-профессиональной, проектной, исследовательской деятельностью обучающихся. При этом профессиональные умения педагога заключаются в способности применять современные образовательные технологии, в том числе и электронные образовательные ресурсы. Подчеркнем, что педагог должен знать педагогические, психологические, методические основы развития мотивации учебной деятельности. Данные знания и умения способствуют подготовке профессионально компетентных выпускников, мотивированных на дальнейшее развитие и совершенствование.

В связи с постоянным изменением требований нормативно-правовых документов возникает задача по разработке и реализации современных педагогических технологий, которые помогут повысить уровень мотивации и будут содействовать модернизации и совершенствованию системы профессионального образования в России [31].

Основные проблемы развития мотивации обучающихся в ретроспективе. Чтобы наиболее полно раскрыть проблему формирования мотивации обучающихся, необходимо рассмотреть ее с точки зрения ретроспективы. Проблемой мотивации учебной деятельности занимались многие ученые: А.К. Маркова, Е.П. Ильин, Н.В. Кузьмина, В.Г. Асеев, Л.И. Бо-жович, В.И. Ковалев, С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая, А.Г. Мас-лоу и другие. В отдельное направление исследования личности эта проблематика выделилась только в начале XX века, а к концу -теории мотивации получили расцвет и уже окончательно оформились в отдельную область психологических и педагогических знаний о личности (О.А. Шляпникова). Поэтому

на основе анализа именно ХХ-ХХ1 веков обозначим три этапа развития данной проблемы. Каждый этап охарактеризован с учетом особенностей среднего профессионального образования в России. При этом обращается внимание на изменение взглядов ученых на влияние внутренних и внешних факторов на формирование мотивации обучающегося.

Первый этап (1917-1980 годы). После революции 1917 года в стране возникает острая необходимость в специалистах СПО, ориентированных на производство. Начало массовой подготовки выпускников по рабочим специальностям положило издание 5 июня 1918 года Декрета, согласно которому все учебные заведения, том числе и среднего образования, передаются в ведомство Народного Комиссариата Просвещения. Система среднего образования осуществлялась в техникумах, которые представляли собой средние специальные учебные заведения, реализующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки. Перед образовательными организациями ставились задачи подготовить качественных специалистов, мотивированных на дальнейшую профессиональную деятельность по полученной специальности [20].

Мотивация учебной деятельности осуществлялась только через систему внешних факторов, особое место занимал социальный мотив (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Г. Мюр-рей, К. Левин, Р. Вудвортс). П.М. Якобсон отмечал, что «социальная мотивация процесса учения связана с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной». На данном историческом этапе на мнение ученых оказал влияние появившийся в 1913 году бихевиористский подход к образованию, формула которого «ситуация - ответная реакция» выражала любой процесс обучения (Э. Торндайк). Подтверждает это создание 2 октября 1940 года системы государственных трудовых резервов, основная цель которой была массовая подготовка квалифицированных рабочих и служащих с последующим распределением на предприятия. При этом государство брало на себя обязанность по полному материальному обеспечению обучающихся. Выпускники таких учебных заведений прикреплялись к определенному предприятию, получали работу, доход и определенный социальный статус, что в свою

очередь являлось показательным примером другим гражданам. Активно применялась система профессионального наставничества. Это и стало постепенным переходом к всеобщему среднему образованию в СССР.

Второй этап (1980-2005 годы). Кризис в экономике страны явился одной из предпосылок перехода к новой системе образования. Возникла острая необходимость в качественной подготовке и переподготовке востребованных на рынке специалистов. Это послужило одним из шагов в 1990-е годы после распада СССР к созданию в России первых колледжей как средних специальных учебных заведений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования не только базовой, но и углубленной подготовки обучающихся [20]. В 1991 году в России происходит смена политического строя, переход к рыночной экономике и реформирование системы ценностей общества. Меняются взгляды на психоаналитический подход и его педагогическое влияние на личность обучающегося. Ученые отмечают, что он становится направленным на расширение сферы осознаваемого, на формирование положительного результата взаимодействия педагога и обучающегося (Г. Штутгарте, Менгом, Э. Шнейдер).

На данном этапе ученые (А.К. Маркова, Х. Хеккаузен, С.Л. Рубинштейн, J.K. Galbraith, R.J. Wlodkowski, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, X. Beck, О. Deckers) определяли мотивацию учебной деятельности как совокупность внешних (характер учебной деятельности, соперничество, влияние общества) и внутренних факторов (целеполагание, интерес, эмоции: негативные, положительные, отрицательные). Количество мотивов, детерминирующих учебную деятельность, непосредственно влияло на общий уровень учебной мотивации.

Обучающийся являлся субъектом, обладающим определенными потребностями, которые выступали фундаментальным условием его существования и являлись качеством мотивации [15]. С.Л. Рубинштейн определял их как «тесно между собой связанные, друг в друга взаимопроникающие, но все же различные - материальные потребности и духовные». Отметим, что изменение и развитие потребностей происходило через изменение и развитие тех предметов, которые им отвечали и в которых они конкретизировались. Нали-

чие потребности составляло необходимую предпосылку любой деятельности, в то время как сама потребность еще не была способна придать учебной деятельности определенную направленность.

Подчеркнем, что на данном этапе мотивация рассматривалась как один из компонентов учебной деятельности. А.К. Маркова считала, что мотивационная сфера обучающегося определялась следующими показателями: характером учебной деятельности и зрелостью ее структуры; смыслом и характером мотивов учебной деятельности; зрелостью целей; особенностями эмоций, сопровождающими процесс обучения. Учтем, что все действия обучающегося имели определенные цели и соответственно действия должны были иметь определенное основание.

Проведенный анализ следующих теорий мотивации: бихевиористской (физиологическая основа мотивации - «стимул - реакция»), когнитивной X. Хеккаузена (социальная потребность обучающегося: ожидание успеха и боязнь неудачи), психоаналитической теории и концепции З. Фрейда «Сверх-Я», биологи-заторской теории мот-мобилизации энергии Ж. Нюттена (изменение цели и как следствие -изменение мотивации обучающихся) - позволил сделать вывод о том, что побуждение детерминирует поведение человека [9]. Обратим внимание на то, что многие ученые использовали понятие мотивация для описания процессов, активизирующих поведение человека и дающих направление или цель для конкретного поведения [13]. Другими словами, исследуя такие психические свойства личности, как внимание, концентрация, усилие, настойчивость и инициативность в процессе поведения в учебной деятельности, имеем дело с мо-тивационными процессами, которые активируются и поддерживаются посредством человеческой энергии, одновременно фокусируются на направленный аспект мотивации.

Обращаясь к исследованиям, проведенным учеными того времени, увидим, что проблема формирования мотивации учебной деятельности лежала «на стыке обучения и воспитания» (И.И. Габеркорн) и была важнейшим аспектом обучения. При этом воспитание обучающегося затрагивало весь внутренний мир, в том числе чувства и побуждения именно нравственного характера [14]. В результате изменялись прежде всего мотивы его поступков, и они становились движущими силами

поведения [4]. В соответствии с этим под мотивацией подразумевалось не просто побуждение к действию как таковое, а принятое моральное основание для определенного поведения обучающегося. Европейские ученые, например, МЖ ОаШгайЬ, также характеризовали мотивацию как концепцию, помогающую понять поведение и производительность человека, и в то же время нестабильную конструкцию, которая не может быть непосредственно измерена или проверена с помощью физических или естественных наук [35].

Подводя итоги данного периода, отметим, что смена политического строя в стране привела к кардинальной смене системы среднего профессионального образования, что не могло не отразиться на личности обучающегося. Осознание необходимости менять свою жизнь в соответствии с новыми потребностями общества привело к взаимодействию внутренних и внешних мотивирующих факторов, которые действовали параллельно, одномоментно и независимо. Решение проблем на данном историческом этапе осуществлялось через систему социально-педагогической реабилитации, направленную на физическое и духовное на развитие и саморазвитие обучающихся, воспитание гражданской активности, трудолюбия, здорового образа жизни.

Третий этап (2006 год - настоящее время) ознаменовался созданием многоуровневых образовательных учреждений, которые стали готовить выпускников по программам среднего и начального профессионального образования. Наша страна пережила демографический кризис, который привел к резкому снижению контингента обучающихся СПО. Ситуация усугубилась конкуренцией между образовательными учреждениями. Они были вынуждены зачислять всех абитуриентов без учета результатов вступительных экзаменов и имеющих низкие баллы в аттестате. Безусловно, это не могло не отразиться на мотивации обучающихся. Происходило постепенное снижение ценности образования.

Тем временем педагогика как наука активно развивается: применяется субъект-субъектный подход к образованию, используются методы развивающего обучения (Д.Б. Эль-конин, В.В. Давыдов, А.М. Матюшкин и другие), педагогика становится личностно-ориентированной (И.С. Якиманская, Ю.К. Ба-банский), гуманистически направленной (В.А. Сухомлинский). При этом ученые

(Е.В. Карпова, 8. 8еЬипк, А.В. Бурлаков, З.Р. Галяутдинова, В.К. Пичугина, М.А. Степанова, И.И. Габеркорн, А.А. Вербицкий, Е.Н. Ильина) при взаимоотношении преподавателя и обучающегося ставили в центр личность обучающегося [10, 11], а не мотив получения знаний.

Отметим, что под мотивом на данном этапе понимался инстинктивный импульс, потребность, физическое влечение, переживание эмоций, интерес, желание, жизненная цель, идеалы [29]. А под мотивацией - иерархическая система мотивов, выступающих осознанными побуждениями деятельности, свойствами личности [1].

Проведя итоги анализа, подчеркнем: исторически сложилось так, что учебная деятельность побуждалась только внешними мотивами, поэтому основные мотивационные факторы затрагивали лишь внешнее воздействие на обучающегося, в то время как внутренняя мотивация оставалась неизученной, и поэтому проблема низкой мотивации не была решена. С появлением психоаналитического подхода в педагогике в центре оказались социальные мотивы, что в свою очередь также не решило проблему, поскольку акцент был только на теории «стимул - реакция». Как показывают исследования, это не всегда приводит к желаемому результату и повышению мотивации. И только применение новейших педагогических технологий, например развивающего обучения, где на центральное место становится личность обучающегося, позволило ученым подойти к решению проблемы низкого уровня мотивации.

Мотивация учебной деятельности: противоречия между нормативным уровнем и современной действительностью. Государственный заказ на решение данной проблемы представлен в следующих документах: Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [32]; профессиональный стандарт педагога профессионального обучения [26]; концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; актуализированный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования

четвертого поколения и других документах различных уровней.

Данные нормативные документы диктуют требования к подготовке компетентных выпускников, актуализированных по специальностям ТОП-50, направленных на непрерывное развитие профессиональных навыков и мотивации.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понимает под образованием совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, а под обучением - формирование у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [32]. В действительности динамика такова, что в 2015 году - 12,8 %, в 2016 - 14,6 %, а в 2017 году только 6,97 % выпускников продолжили обучение. Кроме того, наблюдается рост пропусков занятий на 29,7 % в 2016-2017 годах по сравнению с предыдущими периодами, что в три раза превышает областные показатели [27].

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет связь развития образования с мировой фундаментальной наукой, ориентацию на формирование творческой социально ответственной личности [12]. Действительность такова: по результатам тестирования по методике А. А. Реана и В.А. Якунина мотив «добиться одобрения родителей и окружающих» получил 24 голоса из 123 респондентов.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года требует в рамках модернизации системы общего и профессионального образования обеспечить переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации [30]. В то же время тестирование по методике А. А. Реана и В. А. Якунина выявило: 34,5 % обучающихся основным мотивом учебной деятельности считают получение интеллектуального удовлетворения.

Распоряжение Правительства РФ «О государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы основной задачей ставит повышение мотивации студентов к учебной деятельности в связи с ростом требований к компетенциям выпускников. Планируется запуск механиз-

мов стимулирования качественной учебной деятельности [19, 25, 28]. Но тестирование по методике Т.И. Ильиной (102 чел.) показывает снижение мотива получения знаний на 28,4 % по сравнению с предыдущими периодами. Кроме того, наблюдается снижение качественной успеваемости на 9 % в 2016-2017 годах по сравнению с областными показателями.

Изучив приказ Министерства образования и науки России от 07.12.2017 № 1196 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», отметим: по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС поколения 3++ 2014 года в последней редакции стандарта добавлены новые общие компетенции, в частности ОК 7 (ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий) и ОК 8 (планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие) [22]. Проведенное тестирование по методике Т.И. Ильиной (102 чел.) показывает снижение мотива овладения профессией на 53,7 % в 2017 году по сравнению с предыдущими годами. Это же подтверждают результаты анкетирования (188 человек): количество обучающихся, которые остались недовольны выбором специальности, выросло от 7 % на первом курсе до 53 % на четвертом курсе обучения.

В соответствии с данными выводами можно сформулировать противоречие между низким уровнем сформированности мотивации учебной деятельности и современными требованиями нормативных документов к подготовке специалистов.

Мотивации учебной деятельности: основные понятия и составные компоненты.

Проблема формирования мотивации учебной деятельности представлена во многих педагогических и психологических теориях, концепциях и подходах указанных выше авторов. Подчеркнем, учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы он обеспечивал переход от учебной к профессиональной деятельности.

Рассмотрим три определения, которые, по нашему мнению, наиболее полно отражают

понятие учебной деятельности. В.Б. Чупина, Л.С. Гавриленко, Т.И. Сердюк под учебной деятельностью понимают «успешное освоение предметного содержания на основе способов действий с ним, которые образуют универсальные учебные действия». Е.Б. Горчакова предлагает следующее определение: учебная деятельность - «индивидуальная познавательная деятельность, характер которой самостоятельно выбирает ее обучающийся» [7]. В.В. Давыдов, А.К. Маркова сходятся на мысли о том, что учебная деятельность - это «деятельность индивида, в процессе которой он овладевает способами учебных действий, при этом она наполнена деятельностным содержанием» [16]. Кроме того, такой вид деятельности направлен на сам субъект (С.Л. Рубинштейн) и помогает личностному развитию и приобретению культурного опыта (Д.Б. Эль-конин). В соответствии с вышеуказанными определениями под учебной деятельностью будем понимать индивидуальную, целепо-лагающую деятельность, которая рождает познавательный интерес и как следствие -потребность обучающегося в самореализации.

Поскольку обучающийся только овладевает умениями решать профессиональные задачи в процессе учебной деятельности, задача современного преподавателя - сформировать ценностное отношение к будущей специальности через предметное содержание профессионального модуля. Под предметным содержанием понимается информация, которую преподаватель будет доносить определенным способом до обучающегося в процессе освоения профессионального модуля. Отметим, что она невозможна без конечного результата, который будет являться реализацией намеченного плана. Он выражается в структуре учебного материала, умении планировать его преподавателем, способе изложения и аксиологии содержания.

Преподаватель должен владеть новейшими образовательными технологиями и применять в своей деятельности большой выбор активных методов обучения: проблемное обучение, игровые технологии и технологии тренингов. Также традиционные формы организации учебной деятельности, такие как лекции и практические занятия, могут обладать моти-вационным потенциалом, если они будут включать разные способы активного обучения. Мотивация учебной деятельности предполагает возникновение у обучающихся во-

проса, проблемы, затруднения в выполнении учебного действия. В процессе освоения предметного содержания обучающийся будет овладевать способами учебных действий, что наглядно демонстрирует определение, данное В.В. Давыдовым, А.К. Марковой. Таким образом, уточним определение: учебная деятельность - это индивидуальная познавательная деятельность, в процессе которой обучающийся осваивает предметное содержание и овладевает способами учебных действий. Д.Б. Эль-конин добавляет, что такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.

А.К. Маркова под мотивом учебной деятельности понимает направленность обучающегося на различные стороны учебной деятельности, то есть все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребность, цель, установка, чувство долга, интерес. Е.П. Ильин определяет мотив в качестве «потребности, цели, намерения, побуждения и свойства личности, детерминирующие поведение человека». Началом любого действия является наличие потребности, которая затем преобразуется в мотив. В. С. Ма-гун под потребностью понимает физиологическое или психологическое ощущение недостатка в чем-то, убеждение в том, что чего-то или кого-то не хватает. H.A. Васильев, В.К. Гербачевский определяют потребность как испытываемую субъектом нужду в знаниях. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что мотивы наделяют учебную деятельность личностным смыслом. Соответственно мотивация учебной деятельности - это совокупность мотивов, формирующих установку на комплекс определенных действий, направленных на достижение результата.

Выделим следующие виды мотивов: познавательный (Л.И. Божович, П.М. Якобсон), социальный (А.К. Маркова), мотив достижения (И. А. Зимняя). Под влиянием последнего обучающийся стремится достичь успехов, высоких результатов. А.Н. Леонтьев связывает с мотивом достижения у обучающихся, то есть соревнования с самими собой, стремление быть профессионально компетентным. П.Я. Гальперин выделяет в качестве наивысшего мотив творческого развития как одну из ступеней развития личности. Социальный мотив, по мнению М.А. Степановой, порождает начало ответственности, которая только есть в обществе. Х. Хеккаузен определяет мотив преодоления неудач как положительное явле-

ние, которое возникает при желании бороться с трудностями в процессе учебной деятельности. В тех случаях, когда обучающийся проявляет активность и настойчивость в достижении учебных целей, он получает большее удовлетворение от достигнутых результатов. Мотивы могут быть негативными, например, связанные со страхом быть наказанным родителями, и позитивными - со стремлением быть полезным для окружающих [6].

Важнейшие мотивы, которые способствуют трансформации познавательной потребности обучающегося в профессиональный мотив, по мнению А.А. Вербицкого, исследуются в рамках проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности, в связи с проблемами профессионального самоопределения и отношения к выбору специальности. Самостоятельный и сознательный выбор обучающимся будущей специальности является залогом самоудовлетворения и будет способствовать формированию профессиональной компетентности в будущем.

В настоящее время большинство исследователей понимают под профессиональной компетентностью «совокупность профессиональных знаний и умений, а также способов выполнения конкретной профессиональной деятельности» (Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова, Ю.К. Черновая, С.В. Некрасова, А.М. Новиков, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и другие). При этом Б.С. Гершунский добавляет, что профессиональная компетентность человека определяется как «мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческое и ответственное отношение к делу». А И.С. Гом-боева, А.В. Цепилова определяют профессиональную компетентность как «личностное качество, выражающееся в готовности к решению профессиональных задач».

Мотивы и потребности взаимодействуют друг с другом и изменяются под воздействием друг друга [16]. Мотивы учебной деятельности изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. Ф. Герцберг отмечает, что внешние факторы способствуют снятию неудовлетворенности, а внутренние мотивируют человека на деятельность при наличии определенной цели и возможности ее достижения. Отметим, что мотивирующие факторы действуют параллельно, одномоментно и независимо, т.е. иерархия потребностей личности весьма условна и требует комплексного,

как предлагает Л.С. Выготский, а не ступенчатого рассмотрения, в котором согласно А.Г. Маслоу все потребности располагаются в иерархическом порядке, отражающем последовательность их активизации. Ученый утверждает, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня.

Д. Макклеланд выделяет 3 вида потребностей: достижения, присоединения и власти. Все они принадлежат к потребностям высшего порядка и называются приобретенными. При этом достижение - это не просто результат, а путь к успеху. Присоединение - чувство взаимодействия и принадлежности к чему-либо, возможность социального общения. Власть является самой приоритетной потребностью человека, поскольку обусловлена обучением человека и наличием у него жизненного опыта в определенной сфере деятельности.

Потребности характеризуются силой, остротой. Л.В. Куликов определяет остроту в качестве субъективного восприятия и оценки уровня неудовлетворенности потребностью. Мотивом учебной деятельности служат именно приобретенные потребности, при этом обучающийся в первую очередь стремится удовлетворить наиболее важную для себя потребность. Определим потребности, которые являются наиболее значимыми для мотивации учебной деятельности, и соотнесем их с профессиональными мотивами и компетенциями, взятыми из актуализированного ФГОС по ТОП-50 по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)». Результатом данного взаимодействия будет целевая ориентация на выпуск компетентных выпускников, направленных на непрерывное развитие профессиональных навыков и мотивации (табл. 1).

Л.С. Выготский утверждает, что основой развития личности подростка в процессе учебной деятельности является коммуникационная потребность. При этом педагог способствует появлению этой потребности. Он создает необходимые условия, побуждающие коммуникативную деятельность, и как следствие - у обучающегося появляется социальный мотив. Продуктом данной деятельности будет являться формирование у обучающегося общей компетенции № 6 (работать

Таблица 1

Соотнесение потребностей, мотивов и компетенций

Потребности Мотивы Общие и профессиональные компетенции (ФГОС СПО 4-го поколения)

Коммуникационная потребность, в общественном признании (А.Г. Маслоу, Л.И. Марисова, А. Г. Ковалев, А.В. Веденов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Т. Усманова) Социальный мотив, стремление быть полезным для окружающих (А.К. Маркова) ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Потребность в самоутверждении (Л.И. Божович, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, В.С. Мухина, Н.Е. Харламенкова, А.Г. Маслоу) Мотив достижения, стремление занять определенное место в обществе (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Д. Макклеланд, Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен, М. Селигман, Э. Скиннер) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей

Познавательная потребность (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, П.М. Якобсон, Е.П. Ильин, К.В. Пичугина, А. А. Вербицкий, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Г.И. Щукина) Мотив приобретения профессиональных знаний, удовлетворение учебной деятельностью (Л.И. Божович, П.М. Якобсон, А.С. Герасимова, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин) ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Потребность в самоопределении (В.Д. Шадриков, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, И.А. Беляев, Д.Б. Богоявленская) Мотив овладения специальностью, ценностные и смысловые установки, мотив самоопределения (Е.П. Ильин, П.В. Симонов, П. М. Якобсон, Э. Фромм, К.Р. Роджерс) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей

Потребность в самовыражении (А. Маслоу, К. Гольдштейн, К. Роджерс) Мотив преодоления неудач, достижения успеха, творческое развитие (Х. Хеккаузен, П.Я. Гальперин, Т.О. Гордеева) ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

Потребность в профессиональной компетентности (К. Роджерс, В. Д. Шадриков, Э. Фромм, Д.А. Леонтьев) Профессиональный мотив, мотив учебной деятельности, познавательный мотив, мотив выбора профессии (В. Врум, Э. Диси, Д. Макгрегор, А. Маслоу, В. Д. Шадриков, Б. И. Додонов) ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями) и как следствие, эффективные профессиональные взаимоотношения в будущем в коллективе, с начальством, с заказчиками, самоопределение в обществе.

Взаимоотношения обучающихся в группе связаны с так называемыми потребностями поведения, одной из которых выступает потребность в самоутверждении [3]. П.В. Симонов относит данную потребность к группе развивающих потребностей человека. Прове-

дя аналогию с классификацией потребностей А. Маслоу, можно поставить знак равенства между потребностями в самосохранении и самоутверждении. При этом подчеркнем, что первая будет преобладать на уровне физиологического развития, а последняя - на более высоком уровне личностного развития обучающегося. По мнению И.А. Зимней, обучающийся выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая в свою очередь определяется мотивом достижения или стремления личности занять свое место в обществе. Данный мотив способствует формированию основ профессиональной деятельности в процессе обучения. В качестве предмета учебной деятельности будут выступать общие и профессиональные компетенции по организации как собственной профессиональной деятельности, так и деятельности подчиненных в будущем. И.А. Зимняя подчеркивает, что мотив достижения подчиняется профессиональной и познавательной мотивации [8].

Современный обучающийся должен владеть навыками приобретения необходимых для него познаний и применять их на практике для решения учебных и профессиональных задач, чтобы стать компетентным специалистом в будущем. Познавательная потребность в процессе реализации должна приносить удовлетворение от процесса учебной деятельности и стать главным мотивом получения знаний. А.К. Маркова отмечает, что учебно-познавательный мотив ориентирован на усвоение способов добывания и самостоятельного приобретения знаний. Таким образом, продуктом будут являться общие компетентности № 4 и 9, связанные с поиском и анализом информации, необходимой для решения профессиональных задач.

Обращаясь к теории Д. Мак Клелланда, заметим, что стремление обучающегося к успеху не ограничивается лишь похвалой со стороны преподавателя. Потребность в достижении удовлетворяется только при наличии личных достижений в процессе профессиональной или учебной деятельности. При этом обучающийся готов нести за каждое свое решение персональную ответственность. Если в основе поведения индивида лежат потребности в реализации способностей, побуждающих его к активности, то направленность его поведения будет определяться таким ведущим мотивом, как, например, мотив самоопределения. Как подчеркивает Е.А. Климов, само-

определение - это деятельность человека, направленная на создание желаемых образов будущего, осознание своего места в обществе. Эта деятельность происходит как на личностном уровне - в виде внутреннего самоопределения, так и на внешнем - в виде учебной деятельности [2]. В результате у обучающегося формируется положительное или отрицательное отношение к будущей специальности (ОК1). Ценностное отношение к будущей специальности является важнейшим фактором, без которого невозможна мотивация. По мнению Е.В. Пестовой, ценностное отношение - это умственный акт обучающегося, по которому он осуществляет выбор между объектами по определенным критериям, при этом часть из них относится к ценностям. Под ценностями О.В. Власенко, М. Рокич, Ю.Ф. Зеер понимают значимые предметы, способные удовлетворять духовные и материальные потребности, а также руководящие принципы жизни, которые определяют желаемое состояние или образ жизни, к которому нужно стремиться. Без ценностей невозможно развитие обучающихся, то есть прогрессирующие количественные и качественные изменения.

И.С. Кон отмечает, что самоопределение связано не только с деятельностью, как говорят А.Н. Леонтьев и А.К. Маркова, но и с окружающими людьми. Поэтому в будущем обучающемуся необходимо анализировать результаты деятельности коллектива и его подчиненных, что выражается в требованиях к освоению ПК 3.3.

Развитие общества приводит к смене видов деятельности, и соответственно происходит актуализация основных потребностей человека. Е.А. Омельченко, говоря о самовыражении, представляет его в виде формы выражения личности во внешнем мире и называет его самопредъявлением. Данная потребность возникает у человека при наличии необходимости контролировать общее впечатление, производимое на других людей. Движущей силой этой потребности выступает мотив преодоления неудач. Данный мотив направлен как на отсутствие поражения, так и на достижение успеха. В.А. Якунин подчеркивает, что успешность обучения должна обеспечивать высокие результаты при минимальных затратах. Кроме того, он добавляет, что показателем успешности будет совпадение целей и конечного результата. Поэтому

продуктом данного мотива будут выступать сформированные общие компетенции № 7 и 3, поскольку в будущем обучающемуся предстоит ставить профессиональные цели, принимать решения и организовывать работу не только самого себя, но и всего коллектива.

Конечной целью образовательного процесса служит выпуск компетентного специалиста. Реализация данной цели невозможна без наличия потребности в профессиональной компетентности у обучающегося первого курса, которая в дальнейшем должна перерасти в профессиональный мотив. Кроме того, процесс становления профессиональной компетентности на первоначальном этапе имеет тесную связь с мотивом выбора специальности. Желание в будущем сделать успешную профессиональную карьеру должно служить основным параметром объективного успеха. Критериями профессионального успеха являются престиж специальности, высокий уровень мастерства и хороший материальный достаток в будущем. Совершенствование профессиональной компетенции в течение жизни после окончания учебного заведения невозможно без наличия профессиональной мотивации. ФГОС требует от выпускников умений ставить перед собой профессиональные задачи, заниматься саморазвитием и образованием в течение все своей жизни (ОК 8, ОК 1).

Мотивация является широким понятием, соответственно, анализировать его необходимо с различных позиций. Е.П. Ильин рассматривает мотивацию в качестве психологической основы обучения. По мнению Т.С. Марковой, М.В. Музыченко, она включает в себя эмоциональную устойчивость обучающихся, которая уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий и предупреждает развитие стресса у обучающихся. Поэтому эмоциональная устойчивость является одним из важных факторов надежности, эффективности и успеха в учебной деятельности.

С другой стороны, теории управления рассматривают мотивацию как процесс побуждения, стимулирования себя или других на целенаправленное поведение или выполнения определенных действий, направленных на достижение собственной цели или цели организации. Кроме того, мотивация выступает как готовность приложить все возможные усилия для достижения целей для удовлетворения определенной индивидуальной потребности.

Подводя итог, подчеркнем, что проблема мотивации учебной деятельности прошла долгий путь развития. Современные ученые сходятся на мысли, что мотивация учебной деятельности определяется как внутренний психический процесс человека с применением внешнего стимулирования деятельности через следующие факторы проявления активности: потребности, цель, влияние внешней среды, наличие предмета, установку на достижение, социальные потребности.

Мотивация учебной деятельности: состояние на практике. Современный преподаватель знает, что если обучающийся относится к учебной деятельности без интереса, не осознавая свои приобретенные потребности, то сформировать профессиональную компетентность такого человека практически невозможно. Не все преподаватели уделяют необходимое внимание формированию мотивации, и поэтому качество обучения снижается, субъектная коммуникация отсутствует, появляется высокий уровень беспокойства, а развитие обучающегося находится на продуктивном уровне. В связи с этим необходимо понимать, какие факторы влияют на повышение мотивации обучающихся.

Для проведения анализа мотивирующих факторов были выбраны работы российских и зарубежных ученых за последние десять лет, в которых освещается проблема низкой мотивации обучающихся: студентов СПО, вузов, школьников, аспирантов. Авторы данных статей выделяют восемь основных факторов, которые способствуют повышению мотивации учебной деятельности. По результатам анализа данные факторы были расположены в порядке убывания важности, где 7 баллов - наиболее значимый мотив, а 1 балл - наименее важный мотив (рис. 1) [5, 11, 17, 18, 33-44].

Первым по значимости оказался фактор «создание специальных учебных рекомендаций». Для реализации данного фактора применяется психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с использованием наиболее подходящих педагогических технологий, которые вызывают интерес к профессиональному модулю. Также необходимо поддерживать самостоятельную активность обучающихся.

Вторым по значимости, но не менее важным фактором является благоприятная образовательная среда, которая имеет позитивное и негативное воздействие на внутреннюю мо-

тивацию обучающихся. Чтобы подтвердить данное предположение, в 2018 году был проведен эксперимент (объем выборки ЭГ п = 23), где вместо лекционного материала обучающимся был предложен самостоятельный анализ статей по теме занятия с проведением последующей дискуссии. Для того чтобы избежать психологической замкнутости, при выступлении обучающиеся были разделены на 5 подгрупп. Каждой подгруппе выдано за-

дание, при этом статья для обсуждения выбрана общая для всех обучающихся. После занятия проведен анализ результатов работы обучающихся, полученные данные сопоставлены с контрольной группой прошлого года обучения (объем выборки КГ п = 24), в которой данная тема была дана в традиционном лекционном варианте, и затем проведен опрос знаний. Результаты представлены на рис. 2.

Рис. 1. Значение оценки мотивации (по шкале типа Ликерта)

Рис. 2. Анализ результатов работы обучающихся СПО

Из данной диаграммы видно, что в 2017/2018 учебном году в целом по группе качественная успеваемость выросла на 60 %, а абсолютная увеличилась на 20 %. Поэтому можно сделать вывод о том, что между эмоциями и обучением существуют положительные и отрицательные отношения. Отметим, что в условиях образования психологически позитивная образовательная среда может мотивировать обучающихся, в то время как негативная среда может вызвать отрицательные эмоции и, соответственно, демотивировать. Психологически позитивная образовательная среда влияет на эмоциональное поведение людей в групповой ситуации и, следовательно, на работу всей группы. Это явление называют эмоциональным заражением: «процесс, при котором настроения и эмоции окружающих влияют на наше собственное эмоциональное состояние» (J.R. Kelly).

Следующим фактором является самонаправленность обучающегося. Данный процесс M.S. Knowles, S.B. Merriam, U. Volkening, H.F. Hubner называют «самопланируемое обучение», «независимое обучение» или «автономное обучение».

Прогрессивная оценка и своевременная обратная связь, по мнению ученых (например, оценки за выполненные задания, которые содержат подробные комментарии преподавателя), являются важными для формирования мотивации обучающихся. Они отражают всестороннюю работу обучающихся по профессиональному модулю. Подчеркнем, что своевременная обратная связь должна оперативно отражать и выявлять все изменения, эффективно влиять на повышение производительности обучающегося в процессе учебной деятельности. D. Boud отмечает, что «чем быстрее и точнее обратная связь, тем сильнее влияние на обучение».

Обучение в интерактивном классе помогает преподавателю визуализировать учебный материал, дополнить его. Создание электронных модулей (например на базе Moodle) позволит стратегически направлять деятельность обучающихся в рамках учебной деятельности.

Актуальность и прагматизм. J. Wlod-kowski, J.W. Apps утверждают, что современный преподаватель должен применять изученный теоретический материал для решения различных практических ситуаций и при этом подчеркивать необходимость данных знаний

в будущем. В этом случае обучающиеся чувствуют себя заинтересованными и соответственно их мотивация возрастает.

Современные европейские ученые A.A. Kahler, B. Morgan, G.E. Holmes отмечают, что учебный план является актуальным и качественным только тогда, когда соответствует определенным профессиональным стандартам, потребностям и, следовательно, дает удовлетворительные результаты. Как описано выше, актуальными потребностями для обучающихся считаются приобретенные, в том числе и профессиональные мотивы. Поэтому помимо включения обязательных требований ФГОС и профессиональных стандартов при разработке учебного плана необходимо учитывать мнение работодателей и современные научные достижения.

С целью подтверждения важности для обучающихся вышеперечисленных факторов было проведено анкетирование (объем выборки n = 204 человека). Обучающимся было предложено ответить на вопрос: какие из нижеперечисленных факторов могут привлечь Ваше внимание к предмету? Ответы респондентов были оценены по 5-балльной шкале (где 0 баллов - совсем не важен, 5 баллов -важен) и представлены на рис. 3.

Сравнивая мотивационные факторы, полученные в ходе теоретического анализа исследований и эксперимента, можно сделать вывод о том, что умозаключения современных ученых нашли практическое подтверждение, поскольку наиболее значимым из всех факторов оказалось в обоих случаях «создание учебных рекомендаций». Второй по значимости фактор не получил практического подтверждения и оказался наименее значимым из всех мотивирующих факторов обучающихся. Качество обучения и качественный учебный план не оказались мотивирующими для обучающихся, поскольку являются в большей степени инструментами преподавателя.

С целью определения устойчивости познавательных и профессиональных мотивов, эмоционально-ценностного отношения к будущей специально сти проводилось тестирование по методике Т.И. Ильиной «Мотивация обучения» (объем выборки n = 112 человек). Данное тестирование проводилось двумя этапами - в 2014 и 2017 годах. Для оценки уровня сформированности профессиональной мотивации была разработана шкала и критерии

уровня определения профессиональной мотивации, которые представлены в табл. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе обучающимся специальности и удовлетворенности ею. Результаты сравнительного анализа результатов по данному тестированию за 2014 и 2017 годы представлены на рис. 4.

Результаты показывают, что основные мотивы обучающихся в 2014 году были направлены на овладение профессией (в сред-

нем 7,5 балла на человека). В 2017 году цифра кардинально изменилась (в среднем 3,2 балла на одного человека). Это говорит о том, что обучающиеся колледжа не заинтересованы выбранной специальностью в полной мере. Кроме того, они не имеют ярко выраженного стремления к ее овладению.

Следующим приоритетным направлением для обучающихся 2014 года оказалось получение знаний (в среднем 7,1 балла на человека). Это означает, что мотив приобретения

Рис. 3. Анализ результатов анкетирования обучающихся

Шкала оценки уровня профессиональной мотивации обучающихся

Таблица 2

Критерии/Уровни Высокий уровень (баллы) Средний уровень (баллы) Низкий уровень (баллы)

Приобретение знаний от 4,2 до 12,6 от 3,6 до 4,2 от 0 до 3,6

Овладение профессией от 6,7 до 10 от 3,3 до 6,7 от 0 до 3,3

Получение диплома от 0 до 2,5 от 2,5 до 7,5 от 7,5 до 10

Рис. 4. Результаты тестирования обучающихся по методике Т.И. Ильиной «Мотивация обучения» в 2014 и 2017 годах

знаний в целом по группе выражен на высоком уровне, следовательно, преобладает учебно-познавательный мотив. Но в 2017 году данный показатель снизился до 5,1 балла на человека в среднем, что является отрицательной динамикой для обучающихся.

Последним по балльным показателям для обучающихся 2014 года стал показатель получения диплома (в среднем 5,8 балла на человека), что говорит об адекватном выборе специальности и наличии удовлетворенности данным выбором, поскольку два других показателя оказались выше последнего. В 2017 году данный показатель явился преобладающим для обучающихся (в среднем 5,1 балла на человека), и хотя показатель получение знаний оказался на этом же уровне, можно сказать, что обучающиеся, находясь на последнем курсе обучения, не довольны своей специальностью и не планируют в будущем работать по ней. Это показывает, что у них мотив выбора профессии не трансформировался в профессиональный интерес в процессе обучения. В этом случае даже тщательно спланированные занятия могут не принести желаемого результата.

Кроме того, результаты данного тестирования были обработаны по шкале уровней профессиональной мотивации и представлены в виде рис. 5.

В результате анализа данных тестирования по шкале оценки уровня профессиональной мотивации обучающихся для обучающихся 2014 года было выявлено, что в основном группа имеет высокий уровень профессиональной мотивации - 56 % из числа тестируемых (13 из 23 человек). Средний уровень мотивации получился у 26 % (6 человек) и низ-

кий уровень профессиональной мотивации имеют 18 % (4 человека). В 2017 году картина иная: высокий уровень профессиональной мотивации имеют 33 % (21 из 51 человека), средний уровень мотивации получился у 26 % (13 человек), и низкий уровень профессиональной мотивации имеют 41 % из числа тестируемых (17 человек).

Можно сделать вывод о том, что обучающиеся в 2017 году имеют в основном низкий уровень профессиональной мотивации (41 %) и имеют своей главной целью получение диплома, а не овладение выбранной специальностью.

Для подтверждения данного вывода было проведено в 2018 году тестирование по методу А.А. Реана и В.А. Якунина, направленное на изучение мотивов учебной деятельности (объем выборки п = 123 чел.). Тестируемым необходимо было выбрать наиболее важные для себя мотивы учебной деятельности. Результаты были проанализированы по частоте называний мотива обучающимися и представлены на рис. 6.

Из данной диаграммы видно, что главным мотивом обучающихся (85 называний из 112 человек) является такой же, как и по результатам тестирования по методике Т.И. Ильиной, - мотив получения диплома.

На современном этапе развития общества проблема низкого уровня мотивации учебной деятельности выражена через: требования нормативных документов; наличие государственного заказа на выпуск профессионально компетентных специалистов СПО, актуализированных по специальностям ТОП-50; необходимость рассмотрения проблемы в теоретическом аспекте; низкий уровень мотивации,

низкий

средний

высокий

о ю го зо 40 so ео

■ 2014 ГОД ■ 2017 ГОД

Рис. 5. Уровни профессиональной мотивации обучающихся

13. быть примером для сокурсников 7. быть постоянно готовым к очередным занятиям 11. выполнять педагогические требования 12. достичь уважения преподавателей 15. избежать осуждения и наказания за плохую учебу 9. не отставать от сокурсников 8. не запускать изучение предметов учебного цикла 14. добиться одобрения родителей и окружающих 16. получить интеллектуальное удовлетворение 3. успешно продолжить обучение на последующих курсах 5. постоянно получать стипендию 4. успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» 6. приобрести глубокие и прочные знания 10. обеспечить успешность будущей профессиональной.. 1. стать высококвалифицированным специалистом 2. получить диплом

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 6. Результаты тестирования по методу А. А. Реана и В.А. Якунина

что подтверждается проведенным экспериментом. Рассмотрение проблемы в историческом аспекте позволило выделить три больших этапа развития и подробно остановиться на основных особенностях каждого. Изучение составных компонентов мотивации учебной деятельности в теории и проведение эксперимента на практике привело к следующим результатам: для повышения уровня мотивации учебной деятельности большинство ученых в теории и обучающихся в ходе эксперимента сходятся на мысли о создании учебных рекомендаций с применением актуальных педагогических технологий и современных информационно-коммуникационных средств в процессе обучения. Таким образом, на нормативном уровне теоретически и практически подтверждается необходимость создания учебных рекомендаций по преподаваемым профессиональным модулям для повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности. Применение актуальных на сегодняшний день проектных технологий и разработка электронного модуля на базе МооШе будут способствовать развитию самонаправленности обучающихся на учебную деятельность и осуществлять прогрессивную оценку и своевременную обратную связь с обучающимися.

На сегодняшний день по-прежнему остается актуальным вопрос формирования мотивации обучающихся СПО в процессе учебной деятельности. С этой целью в дальнейшем

исследовании предполагается разработка модели подготовки компетентных выпускников, актуализированных по специальностям ТОП-50, направленных на непрерывное развитие профессиональных навыков и мотивации, и комплекса необходимых педагогических условий. При этом будет осуществляться постоянный мониторинг уровня сформиро-ванности мотивации учебной деятельности на основе соответствующих критериев в образовательном процессе учреждения среднего профессионального образования.

Литература

1. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. -М.: Логос, 2006. - 184 с.

2. Бердникова, А.Г. Взаимосвязь самооценки и структуры учебной мотивации / А.Г. Бердникова // Сборник по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. школьников «Зимний школьный марафон». - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - 140 с.

3. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божо-вич // Вестник практ. психологии образования. - 2012. - Т. 33. - № 4. - С. 65-67.

4. Габеркорн, И.И. Формирование мотивации учителей начальных классов / И.И. Габеркорн //Проблемы современного пед. образования. - 2014. - № 43-2. - С. 67-69.

5. Галкина, Е.Н. Мотивация учебной дея-

тельности в вузе /Е.Н. Галкина //Мир науки. -2017. - Т. 5, № 2.

6. Галяутдинова, С.И. Соотношение компонентов правовой культуры современного подростка / С.И. Галяутдинова // Материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 110-летию со дня рождения П.М. Якобсона, 2012. - С. 312.

7. Горчакова, Е.Б. Теории мотивации, разрабатываемые в психологии зарубежными учеными / Е.Б. Горчакова // Труды Дальневосточного федерал. ун-та, 2005. - С. 83-92.

8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / А.И. Зимняя. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.

9. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.

10. Ильина, М.С. Мотивация как один из факторов успешного обучения иностранному языку /М.С. Ильина, Э.М. Вильданова, Г.С. Мул-лагаянова // Вестник Набережночелнинского филиала Казанского нац. исслед. техн. ун-та им. А.Н. Туполева, 2016. - С. 82-84.

11. Карпова, Е.В. Метасистемный анализ мотивации учебной деятельности в структуре личности / Е.В. Карпова // Сибирский психол. журнал. - 2006. - № 24. - С. 59-64.

12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/2 8c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 13.09.2018).

13. Кочарян, М. Т. Поль Гольбах /М. Т. Ка-чарян. - М.: Просвещение, 1978. - 33 с.

14. Кротов, А.А. Из истории философии образования эпохи Просвещения / А.А. Кротов // Философские науки. - 2014. - № 9. -С. 129-140.

15. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации / Д.А. Леонтьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. - 2016. - № 2. -С. 3-18.

16. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.

17. Осиповская, А.В. К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов / А.В. Осиповская // Эконом. журнал. - 2013. -№ 2 (30). - С. 89-93.

18. Пирумян, А.А. Особенности учебной и профессиональной мотивации слушателей программ переподготовки в процессе получения квалификации психолога / А.А. Пирумян,

Е.Г. Денисова, С.Н. Куденцова // Мир науки. -2017. - Т. 5, № 4.

19. Письмо от 29 декабря 2000 г. № 16-52-138ин/16-13 Минобразования Российской Федерации «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО». - http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base =ЕХР&п =306471#009246080627845976 (дата обращения: 13.09.2018).

20. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)». - http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_78463/(дата обращения: 13.09.2018).

21. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения». -http://www.osu.ru/docs/fgos/spo/15.02.08.pdf (дата обращения: 13.09.2018).

22. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.12.2017 № 1196 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)». -http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/717 41126/ (дата обращения: 13.09.2018).

23. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 831 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)». -http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/717 41126/ (дата обращения: 13.09.2018).

24. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 448 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 27.02.04 Автоматические системы правления». - http://www.consultant.ru/document/

consdocLA W_165766/a92c67d16ec9caa15511 00d5c1c65bf840ba4ffc/ (дата обращения: 13.09.2018).

25. Программа развития Государственного бюджетного профессионального учреждения «Миасский машиностроительный колледж» за 2014-2020 гг. - https://miassmk.ru/ documents.html (дата обращения: 13.09.2018).

26. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования». - http:// base.garant.ru/71202838/ (дата обращения: 13.09.2018).

27. Публичный доклад о результатах деятельности Государственного бюджетного профессионального учреждения «Миас-ский машиностроительный колледж» за 2016-2017 учебный год. - https://miassmk.ru/ documents.html (дата обращения: 13.09.2018).

28. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 № 2148-р. «О государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. -https://normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1&documentId=207425 (дата обращения: 13.09.2018).

29. Степанова, М.А. Проблема личности в научном наследии П.Я. Гальперина /М.А. Степанова //Культурно историческая психология. -2013. - С. 201-109.

30. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. - http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70006124/ (дата обращения: 13.09.2018).

31. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». - http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 13.09.2018).

32. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 13.09.2018).

33. Apps, J.W. Mastering the teaching of adults / J.W. Apps. - Malabar: Krieger, 1991.

34. Deci, E.L. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior / E.L. Deci, R.M. Ryan. - New York: Plenum Press, 1985. DOI: 10.1007/978-1-4899-2271-7

35. Galbraith, M.W. Attributes and skills of an adult educator / M.W. Galbraith // Adult learning methods. - 1990. - P. 3-22.

36. Kay, O.S. Competition and extrinsic motivation in the band classroom: A review of literature and suggestions for educational practice / O.S. Kay. - http://scholarworks.uni.edu/hpt (дата обращения: 13.09.2018).

37. Khodashenas, M.R. Role of Motivation in Language Learning / M.R. Khodashenas // International Research Journal of Applied and Basic Sciences. - 2013. - Vol. 6, no. 6. -P. 766-773.

38. Kim, A. Motivations for learning among older adults in a learning in retirement institute / A. Kim, S.B. Merriam // Educational Gerontology. - 2004. - P. 441-455. DOI: 10.1080/ 03601270490445069

39. Krystle, V. Intrinsic motivaiton in the classroom / V. Krystle // Journal of Student Engagement: Education Matters. - 2012. - № 2 (1). -P. 30-35.

40. Schunk, D.H. Motivation in education: Theory, research, and applications / D.H. Schunk, P.R. Pintrich, J.L. Meece. - Upper Saddle River: Pearson Prentice Hall, 2008. - P. 5-20.

41. Sekhar, Ch. A literature review on motivation / Ch. Sekhar, P. Manoj, Kr.S. Rohit // International Network of Business and Management. - 2013. - Vol. 1, iss. 4. - P. 471-478.

42. Stirling, D. Motivation in education / D. Stirling // Learning Development Institute. -2014. - P. 1-24.

43. Wlodkowski, R.J. Enhancing adult motivation to learn: A comprehensive guide for teaching all adults / R.J. Wlodkowski. - San Francisco: Jossey-Bass, 1999. - Р. 2.

44. Zull, J.E. Key aspects of how the brain learns / J.E. Zull // The neuroscience of adult learning. New Directions for Adult and Continuing Education. - 2006. - № 110. - P. 1-10.

Ляшенко Мария Владимировна, аспирант, кафедра безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, asp17lmv314@susu.ru.

Поступила в редакцию 20 декабря 2018 г.

DOI: 10.14529/ped190107

MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY: BASIC CONCEPTS AND PROBLEMS

M.V. Lyashenko, asp17lmv314@susu.ru

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The requirements for the outcomes of professional education in federal state educational standards are high. However, we observe many students who have low motivation for study, as they do not want to master their majors and be good specialists in the future. The reality is that only 15 % of the total number of students are motivated to study. Therefore, the instructor should understand the factors that positively influence the students' motivation.

This article clarifies the definition of student's motivation and its constituent components, analyzes various approaches, concepts, assesses the initial level of student's motivation and highlights the main motivating factors. These factors can contribute to resolving the contradiction between the low student's motivational-value attitude to learning and the modern requirements of regulatory documents for the training of professionals. To solve these problems the questionnaire, the retrospective analysis, tests developed by T.I. Iljina, and diagnostics created by A.A. Reana and V.A. Yakunin were used.

Keywords: federal state educational standard (FSES),4th generation, learning activity, motivation of educational activity, motivating factors, subject content, value attitude, need, motivation, educational environment.

References

1. Bakshaeva N.A., Verbitskiy A.A. Psikhologiya motivatsii obuchayushchiysya [Psychology of Student Motivation]. Moscow, Logos Publ., 2006. 184 p.

2. Berdnikova A.G. [The Relationship of Self-Assessment and the Structure of Learning Motivation]. IIMezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya shkol'nikov "Zimniy shkol'nyy mara-fon" [II International Scientific and Practical Conference of Schoolchildren "Winter School Marathon"]. 2015, 140 p. (in Russ.)

3. Bozhovich L.I. [Problems of Development of the Motivational Sphere of the Child]. Vestnik prakt. psikhologii obrazovaniya, 2012, vol. 33, no. 4, pp. 65-67.

4. Gaberkorn I.I. [Formation of Motivation of Primary School Teachers]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2014, no. 43-2, pp. 67-69. (in Russ.)

5. Galkina E.N. [Motivation of Educational Activities in the University]. World of Science, 2017, vol. 5, no. 2. (in Russ.)

6. Galyautdinova S.I. [The Ratio of the Components of the Legal Culture of the Modern Teenager]. Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 110-letiyu so dnya rozhdeniya P.M. Yakobsona [Proceedings of the All-Russian Scientific Conference Dedicated to the 110th Anniversary of the Birth of P.M. Jacobson]. 2012, p. 312. (in Russ.)

7. Gorchakova E.B. [Theories of Motivation Developed in Psychology by Foreign Scientists]. Proceedings of the Far Eastern Federal University, 2005, pp. 83-92. (in Russ.)

8. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical Psychology]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1997. 480 p.

9. Il'in E.P.Motivatsiya i motivy [Motivation and Motives]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 512 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Il'ina M.S., Vil'danova E.M., Mullagayanova G.S. [Motivation as One of the Factors of Successful Learning a Foreign Language]. Bulletin of the Naberezhnye Chelny Branch of the Kazan National Research Technical University Named after A.N. Tupolev, 2016, pp. 82-84. (in Russ.)

11. Karpova E.V. [Metasystem Analysis of the Motivation of Educational Activities in the Structure of Personality]. Siberian Psychological Journal, 2006, no. 24, pp. 59-64. (in Russ.)

12. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [The Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period up to 2020]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (accessed 13.09.2018).

13. Kocharyan M.T. Pol' Gol'bakh [Paul Holbach]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1978. 33 p.

14. Krotov A.A. [From the History of the Philosophy of Education of the Enlightenment]. Philosophical Sciences, 2014, no. 9, pp. 129-140. (in Russ.)

15. Leont'ev D.A. [The Concept of Motive in A.N. Leontyeva and the Problem of Quality of Motivation]. Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology, 2016, no. 2, pp. 3-18. (in Russ.) DOI: 10.11621/vsp.2016.02.03

16. Markova A.K. Formirovanie motivatsii ucheniya v shkol'nom vozraste [Formation of Learning Motivation at School Age]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1983. 96 p.

17. Osipovskaya A.V. [On the Issue of Motivation of Students' Educational Activities]. Economic Journal, 2013, no. 2 (30), pp. 89-93. (in Russ.)

18. Pirumyan A.A., Denisova E.G., Kudentsova S.N. [Features of Educational and Professional Motivation of Students of Retraining Programs in the Process of Obtaining the Qualification of a Psychologist]. World of Science, 2017, vol. 5, no. 4. (in Russ.)

19. Pis'mo ot 29 dekabrya 2000 g. № 16-52-138in/16-13 Ministerstvo obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii "O rekomendatsiyakh po planirovaniyu i organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov obra-zovatel'nykh uchrezhdeniy srednego professional'-nogo obrazovaniya v usloviyakh deystviya GOS SPO" [Letter Dated December 29, 2000 No. 16-52-138in / 16-13 Ministry of Education of the Russian Federation "On Recommendations for Planning and Organizing Independent Work of Students of Educational Institutions of Secondary Vocational Education in the Context of SES ACT"]. Available at: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=306471#009246080627845976 (accessed 13.09.2018).

20. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18 iyulya 2008 g. № 543 "Ob utverzhdenii Tipovogo polo-zheniya ob obrazovatel'nom uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya (srednem spetsial'-nom uchebnom zavedenii)" [Decree of the Government of the Russian Federation of July 18, 2008 No. 543 "On Approval of the Model Regulations on the Educational Establishment of Secondary Professional Education (Secondary Specialized Educational Institution)"]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78463/ (accessed 13.09.2018).

21. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 18 aprelya 2014 g. "Ob utverzhdenii federal'-nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spe-tsial'nosti 15.02.08 Tekhnologiya mashinostroeniya" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation Dated April 18, 2014 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Secondary Vocational Education in the Specialty 15.02.08 Mechanical Engineering Technology"]. Available at: http://www.osu.ru/docs/fgos/spo/15.02.08.pdf (accessed 13.09.2018).

22. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 07.12.2017 № 1196 "Ob utverzhdenii fede-ral'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 13.02.11 Tekhnicheskaya ekspluatatsiya i obsluzhivanie elektricheskogo i elektromekhani-cheskogo oborudovaniya (po otraslyam)" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 07.12.2017 No. 1196 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Secondary Vocational Education in the Specialty 13.02.11 Technical Operation and Maintenance of Electrical and Electromechanical Equipment (by Industry)"]. Available at: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71741126/ (accessed 13.09.2018).

23. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 28 iyulya 2014 g. № 831 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 13.02.11 Tekhnicheskaya ekspluatatsiya i obsluzhivanie elektricheskogo i elektrome-khanicheskogo oborudovaniya (po otraslyam)" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of July 28, 2014 No. 831 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Secondary Vocational Education in the Specialty 13.02.11 Technical Operation and Maintenance of Electrical and Electromechanical Equipment (by Industry)"]. Available at: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71741126/ (accessed 13.09.2018).

24. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 7 maya 2014 g. № 448 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 27.02.04 Avtomaticheskie sistemy pravleniya" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 7, 2014 No. 448 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Secondary Vocational Education in the Specialty February 27, 2004 Automatic Systems of Management"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165766/ a92c67d16ec9caa1551100d5c1c65bf840ba4ffc/ (accessed 13.09.2018).

25. Programma razvitiya Gosudarstvennogo byudzhetnogo professional'nogo uchrezhdeniya "Miasskiy mashinostroitel'nyy kolledzh" za 2014-2020 gg. [The Development Program of the State Budgetary Professional Institution "Miass Machine-Building College" for 2014-2020]. Available at: https://miassmk.ru/documents.html (accessed 13.09.2018).

26. Professional'nyy standart "Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya, dopolnitel'nogoprofessional'nogo obrazovaniya" [Professional Standard "Teacher of Vocational Training, Vocational Education, Additional Vocational Education"]. Available at: http://base. garant.ru/71202838/ (accessed 13.09.2018).

27. Publichnyy doklad o rezul'tatakh deyatel'nosti Gosudarstvennogo byudzhetnogo professional'nogo uchrezhdeniya "Miasskiy mashinostroitel'nyy kolledzh" za 2016-2017 uchebnyy god [Public Report on the Performance of the State Budgetary Professional Institution "Miass Machine-Building College" for the 2016-2017 Academic Year]. Available at: https://miassmk.ru/documents.html (accessed 13.09.2018).

28. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 22 noyabrya 2012 № 2148-r. "O gosudarstvennoy programme Rossiyskoy Federatsii "Razvitie obrazovaniya" na 2013 - 2020 gody [Order of the Government of the Russian Federation of November 22, 2012 No. 2148-p. "On the State Program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020]. Available at: https://normativ.kontur.ru/ document?moduleId=1&documentId=207425 (accessed 13.09.2018).

29. Stepanova M.A. [The Problem of Personality in the Scientific Heritage of P.Ya. Halperin]. Cultural Historical Psychology, 2013, pp. 201-109. (in Russ.)

30. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [Strategy of Innovative Development of the Russian Federation for the Period up to 2020]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (accessed 13.09.2018).

31. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 13.05.2017 g. № 208 "O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda" [Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208 "On the Strategy of the Economic Security of the Russian Federation for the Period up to 2030"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 216629/ (accessed 13.09.2018).

32. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of December 29, 2012 273-ФЗ "On Education in the Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 13.09.2018).

33. Apps J.W. Mastering the Teaching of Adults. Malabar, Krieger Publ., 1991.

34. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behavior. New York, Plenum Press Publ., 1985. DOI: 10.1007/978-1-4899-2271-7

35. Galbraith M.W. Attributes and Skills of an Adult Educator. Adult Learning Methods, 1990, pp. 3-22.

36. Kay O.S. Competition and Extrinsic Motivation in the Band Classroom: A Review of Literature and Suggestions for Educational Practice. Available at: http://scholarworks.uni.edu/hpt (accessed 13.09.2018).

37. Khodashenas M.R. Role of Motivation in Language Learning. International Research Journal of Applied and Basic Sciences, 2013, vol. 6, no. 6, pp. 766-773.

38. Kim A., Merriam S.B. Motivations for Learning among Older Adults in a Learning in Retirement Institute. Educational Gerontology, 2004, pp. 441-455. DOI: 10.1080/03601270490445069

39. Krystle V. Intrinsic Motivation in the Classroom. Journal of Student Engagement: Education Matters, 2012, no. 2 (1), pp. 30-35.

40. Schunk D.H., Pintrich P.R., Meece J.L. Motivation in Education: Theory, Research, and Applications. Upper Saddle River, Pearson Prentice Hall Publ., 2008, pp. 5-20.

41. Sekhar Ch., Manoj P., Rohit Kr.S. A Literature Review on Motivation. International Network of Business and Management, vol. 1, iss. 4, 2013, pp. 471-478. DOI: 10.1007/s40196-013-0028-1

42. Stirling D. Motivation in Education. Learning Development Institute, 2014, pp. 1-24.

43. Wlodkowski R.J. Enhancing Adult Motivation to Learn: A Comprehensive Guide for Teaching all Adults. San Francisco, Jossey-Bass Publ., 1999, pp. 2.

44. Zull J.E. Key Aspects of how the Brain Learns. The Neuroscience of Adult Learning. New Directions for Adult and Continuing Education, 2006, no. 110, pp. 1-10. DOI: 10.1002/ace.213

Received 2Q December2QÏ8

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Ляшенко, М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы / М.В. Ляшенко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2019. - Т. 11, № 1. - С. 53-73. Б01: 10.14529/реШ90107

Lyashenko M.V. Motivation of Educational Activity: Basic Concepts and Problems. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2019, vol. 11, no. 1, pp. 53-73. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped190107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.