Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

РАЗВИТИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОВНИ И ВИДЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ / MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY / LEVELS AND TYPES OF MOTIVATION OF STUDENTS / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MOTIVATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амичба Лилиана Романовна

В статье рассмотрены теоретические и эмпирические аспекты мотивов учебной деятельности студентов, а также выявлены проблемы, имеющиеся у студентов в процессе обучения. Автор делает акцент на учебную мотивацию как на систему факторов, вызывающих побуждение индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками, определяющими общекультурные и профессиональные компетенции. В рамках исследования автором проведена диагностика и социологический опрос студентов, с целью выявления педагогических условий, направленных на мотивацию обучающихся.The article discusses the theoretical and empirical aspects of the motives of students' educational activities, as well as identifies the problems that students have in the learning process. The author focuses on educational motivation as a system of factors causing an individual's motivation, aimed at mastering the knowledge, skills that determine general cultural and professional competencies. As part of the study, the author conducted a diagnosis and a sociological survey of students in order to identify pedagogical conditions aimed at motivating students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

3. Будовская Л.М., Шведова И.Г. Школа - ВУЗ. Проблемы преемственности математических дисциплин. Тезисы докладов Седьмой Всероссийской конференции «Необратимые процессы в природе и технике». М. 2013. МГТУ. ч. III. С. 214-217.

4. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2017. 200 с.

5. Круподерова Е.П. Организация проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0. // Информатика и образование. 2009. № 10. C. 109-110.

6. Круподерова К.Р., Шевцова Л.А. Формирование информационно-образовательной среды на основе облачных технологий. // Педагогическая информатика. 2015. № 2. C. 37-43.

7. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза // Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. № 2 (27). C. 5.

8. Самерханова Э.К. Формирование компетенций в области математического моделирования у педагогов профессионального обучения в условиях информационно-образовательной среды вуза // Вестник Мининского университета. 2019. Том 7. № 2 (27). С. 4.

9. Стародубцев В.А. Создание персональной образовательной среды преподавателя вуза. Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2012. 124 с.

10. Хабибуллина Г.З., Хайруллина Л.Э. Педагогическая целесообразность использования компьютерных технологий в преподавании математики в вузах // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 3 (23)

11. Эргашев Ж.Б. Пути оптимизации преподавания высшей математики с применением информационных технологий // Молодой ученый. 2013. №8. С. 450-452.

12. Ярмахов Б.Б., Рождественская Л.А. Google Apps для образования. С-Пб.: Питер. 2015. 224 с.

13. Marban J., Mulenga E. 2019. Preservice Primary Teachers' Teaching Styles and Attitudes towards the Use of Technology in Mathematics Classrooms. International Electronic Journal of Mathematics Education. Vol. 14, No. 2: 253-263. UK.

14. Wolfram Mathematica. Наиболее полная система для современных технических вычислений в мире [Электронный ресурс]. URL: http://www.wolfram.com/mathematica

Педагогика

УДК 378.1

аспирант Амичба Лилиана Романовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации» Кировский филиал (г. Киров)

РАЗВИТИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и эмпирические аспекты мотивов учебной деятельности студентов, а также выявлены проблемы, имеющиеся у студентов в процессе обучения. Автор делает акцент на учебную мотивацию как на систему факторов, вызывающих побуждение индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками, определяющими общекультурные и профессиональные компетенции. В рамках исследования автором проведена диагностика и социологический опрос студентов, с целью выявления педагогических условий, направленных на мотивацию обучающихся.

Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, уровни и виды мотивации студентов, педагогические условия мотивации студентов.

Annotation. The article discusses the theoretical and empirical aspects of the motives of students' educational activities, as well as identifies the problems that students have in the learning process. The author focuses on educational motivation as a system of factors causing an individual's motivation, aimed at mastering the knowledge, skills that determine general cultural and professional competencies. As part of the study, the author conducted a diagnosis and a sociological survey of students in order to identify pedagogical conditions aimed at motivating students.

Keywords: motivation of educational activity, levels and types of motivation of students, pedagogical conditions of motivation of students.

Введение. XXI век - век высокоскоростных информационных ресурсов дает возможность выпускникам не только успешно адаптироваться к новой социальной среде, но и адаптировать эту реальность к себе, а именно: быть активным, деятельным, самоуправляющимся субъектом в производственной и во вне профессиональной сферах своей собственной жизни.

Однако, мир современных технологий, наполненный переизбытком ежедневно меняющейся информации в сети «Интернет» доказал современному студенту, гипотезу о том, что в своей учебной деятельности необходимо пользоваться материалами научной библиотеки, вопреки непроверенным данным из информационного ресурса сети «Интернет». В своей статье автор не призывает современных студентов быть категорично против ресурса сети «Интернет», а только лишь разъясняет будущим специалистам о том, что именно в учебной деятельности в ходе получения профессионального образования необходимо использовать ресурсы научных библиотек. Таким образом, преподавателям необходимо организовать учебный процесс так, чтобы он мог мотивировать студентов на приобретение знаний, получаемых и добываемых самостоятельным путем в высших учебных заведениях с использованием материалов научных библиотек, как достоверных источников информации.

Изложение основного материала статьи. Качество образовательного процесса студентов определяется уровнем сформированности учебной мотивации. Мотивы различных уровней и видов проходят процесс становления поэтапно, через актуализацию привычных для обучающегося мотивов, на основании чего ставятся новые цели, формируются новые мотивы, появляются новые их качества. В связи с этим мотивационная сфера личности студента должна постоянно изучаться педагогом, поскольку мотив, будучи

основой всей человеческой деятельности, в том числе и учебы, обеспечивает достижение высокой успешности по предмету. Поэтому вопрос мотивации был и остается актуальным по сей день.

Вопросы мотивации и мотивов рассматривались в трудах В.П. Асеева, В.К. Вилюнаса, В.И. Ковалева, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейна и др.

Цель статьи - провести социологический опрос среди студентов и определить педагогические условия, которые будут способствовать повышению уровня сформированности учебной мотивации студентов.

Проблемы и задачи, которые ставит перед собой автор статьи, заключается в том, чтобы изучить теоретические и эмпирические аспекты мотивов учебной деятельности студентов, выявить проблемы, имеющиеся в процессе обучения, и по возможности их устранить с помощью реализации педагогических условий в высшем учебном заведении.

Преподавателю необходимо знать основные формы проявления различных уровней мотивов, поскольку они определяют отношение мотивации учения студента. В данной статье автор делает акцент на учебную мотивацию как на систему факторов, вызывающих побуждение индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками, определяющими общекультурные и профессиональные компетенции. Учебная мотивация является обязательным компонентом образовательного процесса, входит в структуру организации всего процесса обучения.

Положительные результаты обучения, воспитания и развития напрямую зависят от того, какие мотивы студентов являются смыслообразующими. Внешне деятельность всех обучающихся в учебных заведениях похожа; внутренне она очень отличается, определяемая характером, целями учебных мотивов. Образовательный процесс не только развивает, но и постоянно изучает учебную мотивацию студентов. Успешность процесса обучения зависит от очень многих факторов, но прежде всего от желания, интереса, и позитивной мотивации.

Мотивация представляет собой процесс, влияющий на развитие психики и физиологию обучающегося, и одновременно набор элементов, который активирует субъекта учебного процесса, предопределяет направление его деятельности. Вместе с тем учебная мотивация это приемы, инициирующие активность обучающегося субъекта, определяющую направление на освоение общекультурных и профессиональных компетенций. Развивать интеллект, самораскрываться и реализоваться позволяет именно учебная мотивация как элемент психической жизни студента.

Побуждение к обучению достаточно сложный процесс, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивы, стимулирующие студента и побуждающие его к активной деятельности, в данном случае - обучению, могут быть самыми различными. Например, это может зависеть от произошедших за последние годы социально-экономических и политических изменений в нашей стране.

В своих исследованиях Ю.В. Богданов отмечает, что существуют различные уровни мотивации студента. Обучающиеся, чтобы остаться в вузе, стараются выполнить минимум, который требует профессорско-преподавательский состав. Они работают не в полную силу и стараются держать баланс между количеством и качеством прилагаемых усилий на занятиях. Большая часть таких студентов не удовлетворены учебными занятиями, процессом обучения, мероприятиями, проводимыми вузом и профессорско-преподавательским составом, а отсюда регулярные пропуски, академические задолженности и в итоге - отчисление. Другие студенты, для которых организованный учебный процесс в высшем учебном заведении является интересным, желанным, получают удовлетворение и достигают поставленных целей.

Автор провел диагностику и социологический опрос среди студентов, чтобы выявить, какие мотивы служат для успешного обучения. Исследование было проведено весной 2019 года. Выборка состояла из 47 студентов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Киров) в возрасте от 17 до 23 лет.

В качестве методов исследования были использованы следующие виды диагностики:

- анкета «Особенности учебной мотивации студентов»;

- методика определения мотивации учения студентов (В.Г. Каташев).

Исходя из полученных данных в ходе проведения методики В.Г. Каташева, можно констатировать, что 71% студентов определяются высоким уровнем мотивации учебной деятельности. Это подтверждает, обучающиеся целеустремленны в получении знаний, проявляют активность и интерес к изучению профессионально направленных дисциплин.

Остальная часть студентов (29%) показали низкий уровень мотивации к учебной деятельности. Здесь можно констатировать, что обучающиеся относятся индифферентно к процессу обучения, если и проявляется активность, то только после предупреждения со стороны преподавателя. Как считают авторы статьи, именно эти студенты в большей степени заинтересованы приятным проведением времени, чем необходимостью заняться процессом обучения.

Вследствие этого можно предложить следующие пути для привлечения студентов к процессу обучения, повышению их учебной мотивации: заинтересовать обучающихся к получению знаний через различные организуемые мероприятия в стенах вуза (профессиональные общества, исследовательские группы, конкурсы, викторины и т.д.).

Интерес к содержанию обучения через проявление умственной самостоятельности и инициативности в проблемных ситуациях может повысить гедонистический мотив. Например: столкновение студентов с трудно решаемой задачей на занятии требует имеющихся знаний и подталкивает к необходимости получения новых знаний. Студенту будет интересна та работа, которая требует концентрированности, напряжения, всплеска положительных эмоций. Кроме того, в процесс обучения необходимо включать фактор эмоциональной окраски при проведении учебного занятия, которая должна достигаться общением с преподавателем.

Для выявления особенностей учебной мотивации было проведено исследование с помощью анкетного опроса «Особенности учебной мотивации студентов».

Первый вопрос: «Соответствует ли выбранная специальность вашим интересам и способностям?».

80% от общего числа опрашиваемых дали положительный ответ, что выбранная специальность соответствует их интересам и способностям. Данный процент студентов прокомментировали, что выбирали специальность исключительно исходя из личных интересов к определенному виду деятельности.

13% ответили - не совсем то, что хотели, и 7% дали отрицательный ответ, обосновав ответ тем, что «на какую специальность хватило баллов, туда и пошли, а она оказалась не интересной».

Основной целью обучения в университете считают получение диплома 54%, желают приобрести профессиональные знания по специальности 33%, и затруднились ответить на данный вопрос 13%. Рассматривая различные методики, направленные на побуждение к учебной деятельности, мы выявили методику «Мотивация обучения в вузе», предложенную Т.И. Ильиной, в которой она дает три шкалы побуждения: направленность на приобретение знаний; направленность на получение профессии; направленность на получение диплома. И, как показывает ряд исследований, большая часть студентов заинтересована в получении именно диплома.

Как считают А.С. Петряева, К.В. Варыханова, студенты, направленные на получение документа образовании, могут быть успешны, так как стремятся к получению высокой оценки, к получению стипендии, но в силу своих убеждений зачастую не хотят этого. В своих действиях такие студенты руководствуются прагматическими побуждениями.

Другая же группа студентов, ориентированная на получение знаний, успешна, поскольку им интересно учиться, познавать что-то новое, они проходят процесс обучения для саморазвития.

Содержание своей будущей профессии представляют лишь 60%; вообще не задумывались над тем, где они будут работать, 13%; студентов, которые считают, что важнее получить образование вообще, то есть содержание будущей профессии для них особой роли не играет, оказалось 13%; имеют смутное представление о будущей работе 7%.

Следующий вопрос: «Определите, какими основными чертами характера должен обладать профессионал по вашей специальности?».

53% анкетируемых считают, что профессионал в первую очередь должен обладать организованностью и дисциплиной, 20% думают, что первоочередной чертой характера является коммуникабельность, столько же процентов считают важными кропотливость и усидчивость, и 7% думают, что высокий интеллектуальный потенциал является основополагающим.

На вопрос «Как вы думаете, сможете ли вы в перспективе найти работу по получаемой специальности?» ответили «да» 60% (в будущем найдут работу по специальности), «нет» - 40%.

В общественной жизни университета принимают участие изредка 38%, постоянно участвуют в общественной жизни 35%, и вообще не участвуют 27%.

Главными причинами низкой успеваемости сами студенты считают несистематическую работу в течение семестра (65%) и неэффективность аудиторных занятий (35%). Основными причинами, способствующими повышению успеваемости, студенты считают регулярное посещение занятий, активную работу на них и методические материалы с типовыми задачами и примерами решений. Однако 6% обучаемых считают, что ничего не может способствовать повышению их успеваемости.

Рассмотрев все полученные результаты анкетирования, сделан вывод, что около 75% опрошенных студентов имеют достаточно высокий уровень учебной мотивации, что показывает неплохой результат, и 25% - низкий уровень. Подчеркнем, что это проявляется в направленности на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознания. Такие студенты, как правило, проектируют свою жизнь, ставя конкретные цели. У таких студентов высокая потребность в сохранении собственной индивидуальности, стремление к независимости. Они оспаривают свою точку зрения, тем самым доказывая свои взгляды, убеждения, свой стиль видения проблемы, тем самым сохраняя свою неповторимость.

Студенты со средним и низким уровнем учебной мотивации составляют вторую группу. Для этой группы большое значение имеет процесс увлечения. Такие студенты не особо задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неинтересным. Можно констатировать, что данная группа обучающихся еще находится в стадии самоопределения.

Можно утверждать, что отрицательное отношение к процессу обучения может быть вызвано следующим: субъективные причины, связанные с особенностями самих студентов; затруднение в реализации положительного мотива; низкий уровень знаний, умений; низкий уровень умственной деятельности; отсутствие соответствующих волевых качеств.

Помимо этого, для сильных студентов основополагающими мотивами являются: хорошо учиться, участвовать в научной работе вуза, получать одобрение преподавателей, интеллектуальное удовлетворение и стремление стать в будущем хорошими специалистами.

У слабоуспевающих студентов более выраженными мотивами являются желания удержаться в высшем учебном заведении, получать стипендию, выполнять минимум требуемого, избежать наказания со стороны родителей.

Выводы. В связи с вышеизложенным, необходимо сделать вывод, что в большей степени на успешность студентов в процессе учебной деятельности влияет развитие устойчивости мотивации: чем устойчивее мотивация, тем выше успеваемость студентов.

Как один из основных выводов проведенного исследования, следует отметить, что мотивацией учебной деятельности не является в чистом виде направленность личности на достижение успеха или на получение диплома, знаний, приобретение профессии. Она представляет собой сложный психофизиологический механизм, на который влияет с кем учиться, на каком курсе, по какой специальности, форма обучения, образ мышления и т.д.

Отметим, что при выполнении интересных дидактических заданий происходит раскрытие личности студента, упор делается на эмоционально-волевую сферу студента, в результате происходит подъем нравственных и физических сил, мобилизация всех необходимых знаний, усвоенных ранее. Студенты тем самым учатся самостоятельности, умению организовать свою деятельность, исчезают многие комплексы, активируется поисковая активность.

В ходе исследования, автором сделан вывод о том, что правильно подобранные дидактические задания позволяют повысить учебную мотивацию студентов, что, как показывает практика, способствует повышению качества учебно-образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Проанализировав ответы студентов и опираясь на педагогический опыт работы в вузе, нами выявлены педагогические условия, направленные на мотивацию обучающихся: 1) соединение

традиционных и современных подходов в организации учебного процесса; 2) способствование самореализации студента в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности; 3) ориентирование на продуктивное обучение студентов в образовательном процессе вуза; 4) разработка и внедрение авторских курсов с применением интерактивных форм обучения; 5) обеспечение непрерывности в цепи «социальная активность вуза - активность педагога - активность студента - социальная активность квалифицированных специалистов».

В завершении статьи отметим, что на качество усвоения учебного материала влияют многочисленные мотивы, субъективные и объективные обстоятельства, влияние которых можно считать соответствующими рычагами повышения эффективности учебной деятельности обучаемых.

Литература:

1. Андреева А.Д. Изучение учебной мотивации подростков и старших школьников: история вопроса // Психология и школа. - 2009. - № 4. - С. 64-70.

2. Беляева О.С. Динамика мотивации получения высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2013. - № 4. - С. 23-25.

3. Бобровицкая С.В. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз // Психологическая служба образования: матер, докладов конференций в г. Сочи. - СПб., 1997.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., Педагогика, 1991.

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.

6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: МГУ, 1971.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2003. - 352 с.

8. Кузнецова Е.В. Роль и место библиотеки в образовательном пространстве // Образование. Карьера. Общество. - 2013-2014. - № 4-1 (40). - С. 34-35.

Педагогика

УДК 372.862

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Асхадуллина Наиля Нургаяновна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент магистратуры инженерно-технологического факультета Колпаков Евгений Александрович Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); студент бакалавриата инженерно-технологического факультета Алиев Марат Камильевич Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В КОНТЕКСТЕ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ опыта преподавания предметной области "Технология" в контексте ее модернизации. Определены объективные факторы модернизации. Рассмотрены современные подходы к развитию технологического образования в условиях реализации Концепции преподавания предметной области "Технология. Технологическое образование, как один из инвариантных компонентов общего образования, ориентировано на овладение, трансляцию и изменение технологической культуры личности обучающихся. Обоснованы принципы организации дидактического процесса предметной области «Технология». Выявлены компоненты содержания преподавания предмета «Технология», ориентированные на достижение образовательных результатов в становлении целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребности к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию, формирование у обучающихся целостного представления о мире профессий и создание условий для профессионального самоопределения в процессе организации профессиональных проб во взаимодействии с социальными партнерами.

Ключевые слова: предметная область «Технология», технологическое образование, технологическая культура, технологическая грамотность, система общего образования, компетентностный подход, общетехнологическая компетентность, модернизация, постиндустриальное общество.

Annotation. The article presents a theoretical analysis of the teaching experience of the subject field "Technology" in the context of its modernization. Objective factors of modernization are determined. The modern approaches to the development of technological education in the context of the implementation of the concept of teaching the subject area "Technology. Technological education, as one of the invariant components of general education, is focused on mastering, translating and changing the technological culture of the personality of students. The principles of organizing the didactic process of the subject area" Technology "are substantiated. The components of the content of teaching the subject "Technology", focused on achieving educational nyh results in the formation of the whole person, combines the requirements for physical and mental work, continuous learning and self-improvement, the formation of students' holistic view of the world of professions and the creation of conditions for professional self-determination in the process of organization of professional samples in cooperation with the social partners.

Keywords: subject area "Technology", technological education, technological culture, technological literacy, general education system, competency-based approach, general technological competence, modernization, postindustrial society.

Введение. В современную эпоху внедрение новых технологий в производственные процессы обусловили потребность в подготовке профессиональных работников, обладающих высоким интеллектом, целостным системным мировоззрением и способных к продуктивной и рациональной деятельности. В условиях «осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации» перед системой общего образования одной из задач обозначено «совершенствование методов обучения в предметной области "Технология"» [10]. Решение этой задачи требует пересмотра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.