%
SISi®'
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ВАНИЕ:
УДК 37
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
FEATURES OF STUDENTS MOTIVATION IN EDUCATIONAL PROCESS
© Колокольцева Ольга Владимировна
Olga V. Kolokoltseva
кандидат социологических наук, доцент, заведующий отделением, Академия управления городской средой, градостроительства и печати (г. Санкт-Петербург).
PhD (Sociological), Associate Professor, Head of Department, Academy of Urban Management, Planning and Printing (St. Petersburg).
© Степанова Людмила Дмитриевна
Lyudmila D. Stepanova
заместитель директора по качеству образовательного процесса, Академия управления городской средой, градостроительства и печати (г. Санкт-Петербург).
Deputy Director for quality of the educational process, Academy of Urban Management, Planning and Printing (St. Petersburg).
Аннотация. В статье рассматриваются особенности мотивации современной молодёжи. Авторы анализируют проблемы мотивации молодёжи в образовательном процессе. Особое внимание уделяется теории поколений в мотивации студентов к обучению.
Ключевые слова: мотивация, молодёжь, мотив, образовательный процесс, теория поколений.
Abstract In article features of motivation of modern youth are considered. Authors analyze problems of motivation of youth in educational process. Special attention is paid to the theory of generations in motivation of students to training.
Key words: motivation, youth, motive, educational process, theory of generations.
Проблема мотивации участников образовательного процесса приобретает всё большую актуальность в деятельности многих образовательных организаций. Особенно остро этот вопрос возникает в отношении мотивации к обучению студентов как основных участников образовательного процесса. Большинство образовательных организаций в современных условиях сталкивается со значительными потерями контингента обучающихся по всем формам обучения, снижением показателей абсолютной успеваемости и качества обучения. А это негативно отражается на образовательной организации в-целом, прежде всего, потеря контингента обучающихся приводит к уменьшению
бюджетного финансирования образовательной организации, снижению её рейтинговых показателей в различных системах мониторинга образования и ухудшает имидж, привлекательность и репутацию образовательной организации.
Именно поэтому мотивация студентов в образовательном процессе является одной из основополагающих задач образования на современном этапе развития социума.
С одной стороны, с точки зрения процессного подхода в управлении мотивация выступает одной из её функций наряду с планированием, организацией и контролем. С другой стороны, мотивация является основополагающим фактором, побуждающим к действиям, активности,
ч
управляющим поведением и детерминирующим, в определённой степени, векторы развития человека, формирование его как будущего профессионала.
По мнению Стародубцевой В. К. «мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу» [1].
Как показывает практика, мотивация современной молодёжи в образовательном процессе является достаточно сложной задачей, требующей значительных усилий со стороны не только административного персонала образовательных организаций, но и социальных педагогов, психологов и самих преподавателей.
Именно поэтому всем участникам образовательного процесса, непосредственно работающим с контингентом обучающихся необходимо постоянно осуществлять поиск новых форм и методов мотивации молодёжи к обучению, а тем самым и сохранению студентов в образовательной организации. Для этого очень важно иметь чёткое представление о возможных мотивах, побуждающих молодёжь к обучению.
В ходе постоянной работы с молодёжью в сфере её мотивации к обучению сложилась определённая классификация мотивов студентов в образовательном процессе:
- мотивы познания, то есть понимание необходимости приращения своих знаний новыми знаниями, повышение собственной эрудиции;
- мотивы статуса, то есть понимание возможности повышения своего социального статуса через получение образования, отнесение образования к одному из главных маркеров соци-
.Ц I альной стратификации;
I - мотивы прагматизма, то есть
^ | понимание возможности получения достойной оплаты труда за наличие профессиональных знаний и их применение в своей профессиональной деятельности;
- мотивы профессиональной ценности, то есть понимание возможности быть востребованным специалистом в своей профессии благодаря получению образования;
- мотивы престижа, то есть понимание возможности занять определён-
щ а
т:
ную должность, благодаря наличию полученных профессиональных знаний;
- мотивы коммуникации, то есть понимание возможности познакомиться с новыми интересными людьми, расширить свой круг общения благодаря своему образованию и вхождению в профессиональное сообщество;
- мотивы значения в профессиональной сфере, то есть понимание возможность стать высококвалифицированным и востребованным на рынке труда профессионалом, благодаря получению образования по определённой специальности или направлению подготовки.
Конечно, приведённая классификация мотивов не является исчерпывающей, можно привести и другие группы мотивов, которые могут побуждать студента к получению профессионального образования. В любом случае побуждение к обучению достигается через понимание и осознание студентом своих новых возможностей через образовательный процесс.
Поэтому главной задачей участников образовательного процесса, и прежде всего, педагогических работников, является обеспечить понимание студентами их возможностей от получения определённого уровня образования. Это может быть достигнуто через эффективное сочетание воспитания и обучения как важнейших взаимосвязанных базовых элементов образования, которые законодательно закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
К сожалению, на практике не всегда педагогические работники уделяют достаточное внимание именно воспитательной составляющей образовательного процесса, а именно, работе по объяснению студентам и внушению им ценности образования. А игнорирование этой работы приводит к резкому снижению качества образования и потере контингента обучающихся.
Нельзя не согласиться с мнением Стародубцевой В. К., которая говорит о том, что не только студенты, но и сами педагоги в своей работе совершают ошибки:
«Первая ошибка - «Голые знания». Преподаватели стараются дать максимально возможное количество «голых» знаний, зачастую без обоснования их нужности. Однако студенту необходимо объяснить, каким образом эти знания ему пригодятся в будущем, иначе обучающийся по понятным причинам теряет интерес к предмету изучения. Студент приходит в учебное заведение не только за знаниями, но и за тем, чтобы стать хорошим работником. Преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности.
Вторая ошибка - отсутствие связки студент-преподаватель.
Если между студентом и преподавателем нет никакого контакта, то ни о какой мотивации говорить не приходится. Студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником.
%
SIS4Ü'
Третья ошибка - отсутствие уважения к студентам. Этим грешат те, которые считают своих студентов лентяями, хотя зачастую у студента просто не получается разобраться в предмете» [1].
Такие ошибки в педагогической работе влекут за собой серьёзные последствия, а именно, отчуждение студента от образовательного процесса, формирование в нём чувства неуверенности в себе, потерю интереса к обучению, и как следствие, отчисление из образовательной организации по собственной инициативе.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р заложена «система духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством». И эта система должна находить свою реализацию, прежде всего в образовательном процессе, в деятельности всех работников образовательной организации, в стремлении сохранить, а не потерять каждого студента.
Как отмечает Мамонтов В. В., «важной составляющей, направленной на сохранение контингента обучающихся, может стать индивидуальная работа со студентами» [2].
Именно в индивидуальной работе со студентами можно выявить группу мотивов, которые способны побудить того или иного студента к обучению.
При планировании и организации индивидуальной работы со студентами, направленной на их мотивацию в образовательном процессе, также важно учитывать и теорию поколений, которая в последнее время приобретает всё большую популярность. Её основоположниками стали американские исследователи Нейл Хоув и Вильям Штраус. «Теория поколений тесно связана с экономическими циклами развития государств. Подъём, стабильность, спад, кризис, потом снова подъём. Развиваются технологии, меняется общество, растут потребности, появляются и вымирают новые профессии и даже целые индустрии, но исторические витки остаются неизменными. Каждый из этих периодов влияет на формирование поколенческих ценностей» [3]. В России данный вопрос начала изучать Евгения Шамис, основатель и координатор проекта RuGeneratюns «Теория поколений в России». Она выделила четыре экономических цикла в теории поколений по временам года. «Предкризисный период - осень, кризис - зима, далее весенний подъём и, наконец, летняя стабильность. Людей, рождённых в тот или иной период, объединяет не только набор ценностей, но и историческая миссия» [3]. Согласно этой теории выделяются последние пять поколений России:
Рождённые с 1923 по 1943 год - Молчаливое поколение. Поколение Зимы. Архетип - Творцы. Это поколение пережило все ужасы Великой Отечественной Войны, послевоенные репрессии. Они возрождали страну, строили, создавали, обеспечивали стабильность в стране, молча переживая и созидая.
Рождённые в 1943-1963 годы - Беби-бумеры. Поколение Весны. Архетип - Пророки. Мировоззрение этого поколения формировалось под влиянием так называемой «оттепели», затронувшей все сферы общественной жизни. Это поколение восхищалось своей страной, её успехами как во внешней, таки во внутренней политике, создавая прочную идеологию, практически полностью завладевшую массовым сознанием.
Рождённые в 1963-1986 годы - Поколение Х. Поколение Лета. Архетип - кочевники. Это поколение склонно к переменам и разрушению прежней идеологии. Миссия этого поколения-изменить существующий порядок, быть некой оппозицией существующим устоям, стремление их подорвать.
Рождённые в 1986-2003 годы - Поколение У. Поколение Осени. Мировоззрение этого поколения формировалось в предкризисный период, когда общество охватила аномия, люди дезориентированы в обществе, старые ценности разрушены, а новые ещё не сформированы, поэтому они ищут чего-то нового, хотят совершить перелом для того, чтобы сделать жизнь лучше.
Рождённые в 2003-2024 годы - Поколение Z. Поколение Зимы. Формирование ценностей этого поколения происходит в период кризисных процессов в экономике, политике, культуре, духовно-нравственной сфере. Очень сложно прогнозировать каким будет это поколение, поскольку оно находится в стадии формирования. По сравнению с предыдущими поколениями люди Z считаются особенными, это «дети индиго», «дети, рождённые с гаджетами в руках», у которых своя жизненная философия, понятная только им самим, но остающаяся неразгаданной загадкой для других более старших поколений.
Совершенно очевидно, что все участники образовательного процесса относятся к разным поколениям, мировоззрение, ценностные ориентиры и установки, векторы поведения которых формировались по-разному, иногда исходя из диаметрально противоположных принципов. Администрация, работники, педагогический состав образовательных организаций относятся, как правило, к более зрелым поколениям, а современные студенты в большей своей массе относятся к Поколениям У и Z, у которых мировоззрение до конца ещё не сформировалось, а находится в стадии формирования и не всегда под воздействием только положительных факторов, иногда даже отрицательных. Зачастую эти студенты остаются непонятыми, начинают
ч
замыкаться, происходит отчуждение от образовательной среды в которую он попал.
Методы жёсткого административного воздействия не всегда влекут за собой ожидаемый результат. Конечно, нельзя игнорировать роль контроля посещаемости и успеваемости студентов как одной из управленческих функций, но только этими методами проблему решить не представляется возможным. Поэтому очень важно всем участникам образовательного процесса,
работающим непосредственно со студентами, научиться правильно их мотивировать на получение образования, а это возможно достичь только через желание каждого из нас научиться правильно понимать современную молодёжь, индивидуально подбирать мотивы к получению образования и формировать компетентного специалиста, понимающего ценность своей квалификации и готового занять достойное место в своей профессиональной сфере и соответствующей отрасли экономики.
Материалы поступили в редакцию 26.01.2020 г..
Библиографический список (References)
О
щ а
п
1. Стародубцева, В. К. Мотивация студентов к обучению [Электронный ресурс] / В. К. Стародубцева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/ view?id=i56i7 (дата обращения: 25.01.2020). - ISSN 2070-7428.
2. Мамонтов, В. В. О сохранности контингента студентов и улучшении качества обучения в вузе [Электронный ресурс] / В. В. Мамонтов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 7 (61). -Ч. 1. - [С. 86-88]. - URL: http:// https:// d0i.0rg/10.23670/IRJ.2017.61.081 (дата обращения: 25.01.2020). - ISSN 23039868.
3. Теория поколений: X, Y, Z -кто они. Бизнессосмыслом.рф [Электронный ресурс]. - URL: https:// rulesplay.ru/ articles/teoriya-pokoleniy-x-y-z-kto-oni/https://rulesplay.ru/articles/ teoriya-pokoleniy-x-y-z-kto-oni/ (дата обращения: 25.01.2020).
1. Starodubceva, V. K. (2014). Motivacija studentov k obucheniju [Motivation of students to study]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. No 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/artide/view?id=i56i7 (accessed 25 January, 2020). ISSN 2070-7428.
2. Mamontov, V. V. (2017). O sohrannosti kontingenta studentov i uluchshenii kachestva obuchenija v vuze [On the safety of the student population and improving the quality of education at the University]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. No 7 (61). V. 1. [P. 8688]. URL: http:// https://doi.org/10.23670/ IRJ.2017.61.081 (accessed 25 January, 2020). ISSN 2303-9868.
3. (2018). Teorija pokolenij: X, Y, Z - kto oni. Biznessosmyslom.rf [The theory of generations: X, Y, Z - who are they. Bisnessman.of the Russian Federation]. URL: https://rulesplay.ru/articles/ teoriya-pokoleniy-x-y-z-kto-oni/https://rulesplay. ru/articles/teoriya-pokoleniy-x-y-z-kto-oni/ (accessed 25 January, 2020).
о