Список литературы на английском языке / References in English
1. Laloux F. Reinventing Organizations: A Guide to Creating Organizations Inspired by the Next Stage of Human Consciousness / F. Laloux. - NewYork: Nelson Parker, 2014. - 381 p.
2. Rifkin J. The Third Industrial Revolution: How Lateral Power Is Transforming Energy, the Economy, and the World / J. Rifkin. - New York: St. Martin's Press, 2013. - 304 p.
3. Haudan J. The Art of Engagement: Bridging the Gap Between People and Possibilities / J. Haudan. - New York: McGraw-Hill Education, 2008. - 272 p.
4. Paponova N. E. Obuchenie personala kompanii: prakticheskoe posobie [Training of the company's personnel: a practical guide] / N. E. Paponova. -M. : Finpress, 2011. - 146 p. [in Russian]
5. Bazarov T. Yu. Novye metody raboty s budushchim [Human Resources: A Textbook for Universities] / T. Yu. Bazarov, B. L. Eremin. -М. : Unity-Dana, 2012. -273 p. [in Russian]
6. Prigozhin A. I. Celi i cennosti. Novye metody raboty s budushhim [Goals and values. New methods of working with the future] / A. I. Prigozhin. - M.: Delo ANH, 2010. - 432 p. [in Russian]
7. Cohen A. R. The Portable MBA in Management / A. R. Cohen. - Hoboken. Wiley, 2002. - 408 p.
8. Konovalova, V. G. Upravlenie vovlechennostju personala: faktory uspehov i neudach [Managing staff involvement: factors of success and failure] / V. G. Konovalova // Kadrovik [Kadrovik]. - 2014. - №9. - P. 74-84. [in Russian]
9. Egorshin A. P. Upravlenie personalom: Uchebnik dlya vuzov [Human Resource management: A Textbook for Universities] / A. P. Egorshin. - 6th edition. - N. Novgorod: NIMB, 2007. - 1100 p. [in Russian]
10. Druker P. F. Management Revised Edition / P. F. Druker. - New York: HarperCollins, 2008. - 608 p.
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.210 Амельченко Д.М.1, Помыткина И.А.2
1ORCID: 0000-0003-0656-3843, студент, 2ORCID: 0000-0002-6973-274X, студент, Томский государственный университет ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПОКОЛЕНИЯ Y
Аннотация
В статье затронут вопрос взаимосвязи теории поколений и системы мотивации персонала в организации. Особое внимание уделено мотивации поколения Y. Показано, какие качества, сформировавшиеся под влиянием различных экономических, политических и социальных факторов, наиболее распространены среди поколения Y России. Представлены факторы, влияющие на мотивацию данного поколения, приведены возможные рекомендации по ее повышению, основанные на опросе сотрудников, принадлежащих к данному поколению. Статья дает понимание необходимости изменения взгляда на систему мотивации персонала организации.
Ключевые слова: поколение Y, миллениалы, теория поколений, мотивация персонала, управление персоналом.
Amel'chenko D.M.1, Pomytkina I.A.2
1ORCID: 0000-0003-0656-3843, student,
2ORCID: 0000-0002-6973-274X, student, Tomsk State University FEATURES OF GENERATION Y MOTIVATION
Abstract
The paper considers the interrelation between the theory of generations and the system of staff motivation in the organization. A particular attention is paid to the motivation of the Y generation. The paper shows which qualities, formed under the influence of various economic, political and social factors, are the most common among the Y generation in Russia. The factors, influencing the motivation of the given generation are presented, the possible recommendations on its increase, based on interrogation of the employees belonging to the given generation are resulted. The article gives an understanding of the need to change the view of the organization of the staff motivation system.
Keywords: Y generation, milleniales, theory of generations, motivation of staff, personnel management.
Наше исследование затрагивает такую тему, как создание системы мотивации сотрудников, принадлежащих поколению Y.
Сейчас в мире повышается интерес к изучению поколений. Данная тенденция объясняется тем, что все поколения взаимосвязаны: через свою деятельность предыдущее поколение сформировало поколение настоящее, которое в свою очередь формирует будущее. Карьерные установки каждого поколения отличны от установок предыдущего. Мотивация и удержание каждого отдельного поколения предполагает индивидуальный подход [10]. Это поможет получить целеустремленных и продуктивных сотрудников, способных вывести организацию к процветанию.
К поколению Y (другое название - «миллениалы») относятся люди, родившиеся в период с 1981 по 2003 год. Считается, что по причине распада СССР и начала перестройки время «игреков» в России началось в 1984 году. Вследствие чего, основными событиями, повлиявшими на психологическое развитие поколения Y в России, были: распад СССР, террористические акты и военные столкновения, увеличение употребления населением страны, в особенности молодежью, алкоголя и наркотиков, появление и совершенствование цифровых технологий, распространение Интернета, социальных сетей и брендов [7].
В России, по данным Росстата, 23 миллиона людей относятся к «поколению Y». При этом к 2020 году численность трудоспособного населения снизится до 81 миллиона людей, прогнозирует Минэкономразвития. Таким образом, в будущем более четверти экономически активного населения будут «миллениалами», и это соотношение
будет увеличиваться [5]. Именно поэтому очень важно уже сейчас применять систему мотивации, которая учитывает их особенности для расстановки приоритетов в сфере HR, выделения ключевых факторов, которые замотивируют сотрудников добиваться лучших результатов и приносить пользу организации.
Согласно Теории поколений 1991 года (В. Штраус, Н. Хоув) ценности поколения формируются до 12-14 лет [1, С. 34], поэтому последние представители поколения Y еще находится в поиске себя. Хотя психологический портрет поколения уже существует.
Отсюда проблема, которая выражается в неполноте знаний об особенностях мотивации поколения Y.
Представители поколения Y не готовы мириться с рутинной и неинтересной работой, не хотят отделять работу от самореализации. Они не будут делать что-то сейчас ради будущего, потому что живут настоящим днем. Им хочется оставить свой след в мире. Их главная цель не в заработке денег, а в получении эмоций и саморазвитии. Они готовы много работать - но при условии, что видят, ради чего это делают [8].
«Миллениумы» принимают все решения очень быстро, так как боятся, что другой возможности может и не представиться. Также отметим, что жизнь в динамичном мире вызвала у «миллениумов» склонность к быстрому потреблению и желанию моментально достигать высоких результатов. Для поколения Y не характерен длительный процесс труда в работе [4, С. 292].
События после развала Советского союза и рост криминала вызвали желание родителей из поколения Х оградить своих детей от каких-либо опасностей. Вследствие этого «миллениумы» поздно повзрослели и сейчас неохотно выходят из-под родительского контроля. В большинстве случаев, для «миллениумов» получение образования является не подготовкой к профессиональной деятельности, а ее отсрочкой [2, С. 17].
Также стоит отметить, что каждый «миллениум» начинает чувствовать себя уникальным и неповторимым из-за огромного количества возможностей для самовыражения [9]. По этой причине он тяжело приходит к компромиссам в общении с окружающими, в том числе с работодателями, не желает довольствоваться малым, например, маленькой заработной платой, а считает, что он достоин большего.
В 2014 году компания Hays провела исследование профессиональных устремлений, настроений и ожиданий от карьеры поколения Y в России [6]. В опросе 1000 россиян в возрасте от 18 до 30 лет. Ниже приведена таблица (Таблица 1), в которой обозначены выявленные с помощью опроса факторы в трудовых условиях для сотрудников поколения Y, и предложенные нами рекомендации по повышению мотивации. Рекомендации основаны на опросе среди сотрудников магазина крупной розничной сети по торговле одеждой (Компания Х). Численность сотрудников -28 человек (директор магазина, 4 менеджера, 3 визуальных декоратора, 19 продавцов-консультантов). 27 из 28 сотрудников магазина являются представителями поколения Y.
Таблица 1 - Возможные рекомендации по повышению мотивации на основании важных факторов в трудовых _условиях для сотрудников поколения У_
Важные факторы в трудовых условиях для сотрудников поколения У Возможные рекомендации по повышению мотивации
Интересная (72%) и разнообразная (52%) работа - поручение разноплановых заданий; - предоставлять возможность взаимодействовать с разными людьми; - возможность участия в интересных проектах;
Гибкий график (41%) для возможности успешно сбалансировать работу и личную жизнь (40%) - предоставить возможность свободного графика или удаленной работы; - поощряйте молодых сотрудников дополнительными выходными;
Приобретение опыта и получение новых знаний, возможность развития (64%) предоставление возможности дополнительного обучения; возможность участия в проектах (в особенности международных);
Признание их труда - давайте обратную связь по их работе; - поощряйте успехи «игрека» и не пренебрегайте публичной благодарностью;
Четко прописанный карьерный путь, возможность быстрого продвижения по службе, возможность увеличения личного дохода (66%) - горизонтальная ротация молодых сотрудников (из-за множества интересов они мобильны); - дни карьер в компании; - проводить личные беседы с молодыми сотрудниками с выявлением перспективы их развития в компании (коуч-сессии); - при желании перейти на другую должность прикрепить наставника, который может постепенно передавать молодому сотруднику часть полномочий для адаптации на новой должности; - создать схемы конкурентоспособных гибких поощрений;
Быстрые коммуникации на рабочем месте (мобильные звонки - 60%, мгновенные сообщения - 56%, электронная почта - 48%) - предоставьте свободный доступ в Интернет; - снабдить современными техническими средствами; - развивать корпоративные СМИ, создайте соответствующую группу в социальных сетях;
Идеальный руководитель - директор/ распределитель задач (58%) и лидер (51%) ставьте сотрудникам краткосрочные конкретные задачи (работники будут четко видеть поставленные цели и без труда достигать их); не контролируйте каждый шаг, не приказывайте, а убеждайте;
Справедливость руководителя (52%) - будьте открыты для общения; - постройте доверительные отношения между руководством и молодыми сотрудниками.
Стоит отметить, что неминуемое развитие цифровых технологий в мире, повышение популярности Интернета приведет к изменениям подходов к мотивации работников поколения Y. Работодателям необходимо учитывать эти тенденции для повышения эффективности работы молодых работников и модифицировать систему мотивации организаций уже в ближайшее время.
Мотивация персонала оказывает большое воздействие на развитие у персонала таких важных характеристик трудовой деятельности как качество работы, результативность труда, старание, упорность, добросовестность и т.д. [3, С. 208].
Люди поколения Y в современном мире занимают значительный сектор в общей массе трудовых ресурсов. Для эффективной организации труда руководителям старшего поколения приходится подстраиваться и идти на компромиссы, однако знание особенностей данного типа людей дает возможность облегчить работу с этим поколением, действуя на их мотивацию к труду предложенными выше методами.
Список литературы / References
1. Strauss W. Millennials rising: The next great generation / W. Strauss, N. Howe. - New York: Vintage. - 2000.
2. Альбац Е. Они выросли в циничной среде/ Е. Альбац// Новое время. - 2001. - № 02 (197). - С. 15-19.
3. Бухалков М. И. Управление персоналом / М. И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 368 с.
4. Исаева М. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува / М. Исаева // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 3. - С. 290-295.
5. Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.gov.ru/minec/main/ (дата обращения: 12.11.2017).
6. Поколение Y и рынок труда [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hays.ru/cs/groups/hays_common/ ru/content/documents/digitalasset/hays_1142871.pdf (дата обращения: 10.11.2017).
7. Сычева А. Поколение Y: как привлечь и удержать/ А. Сычева. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/988472-pokolenie-ykak-privlech-i-uderzhat (дата обращения 20.11.17).
8. Федулова А. Поколение Y и поколение X - кто они и в чем их разница?/ А. Федулова. - [Электронный ресурс]. - URL: https://moiarussia.ru/pokolenie-y-pokolenie-x/ (дата обращения: 12.11.2017).
9. Шамис Е. Беби-Бумеры уходят на пенсию: о каких проблемах говорит мир (по материалам конференции ASTD, США 2009)/ Е. Шамис. - [Электронный ресурс]. - URL: https://rugenerations.su/2009/06/25/ (дата обращения: 10.11.2017).
10. Шамис Е. Основы теории поколений/ Е. Шамис. - [Электронный ресурс]. - URL: http://rugenerations.su (дата обращения: 07.11.2017)
Список литературы на английском языке / References in English
1. Strauss W. Millennials rising: The next great generation / W. Strauss, N. Howe. - New York: Vintage. - 2000.
2. Al'bac E. Oni vyrosli v cinichnoj srede [«They grew up in a cynical environment»]/ E. Al'bac // Novoe vremja [New Time]. - 2001. - № 02 (197). - P. 15-19. [in Russian]
3. Buhalkov M. I. Upravlenie personalom [Personnel management]/ M. I. Buhalkov. - M.: INFRA-M, 2005. - 368 p. [in Russian]
4. Isaeva M. Pokolenija krizisa i pod'ema v teorii V. Shtrausa i N. Houva [Generations of crisis and recovery in the theory of W. Strauss and N. Howe] / M. Isaeva // Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill.]. - 2011. - № 3. -P. 290-295. [in Russian]
5. Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija RF [Ministry of Economic Development of the Russian Federation] [Electronic resource]. - URL: http://economy.gov.ru/minec/main/ (accessed: 12.11.2017). [in Russian]
6. Pokolenie Y i rynok truda [Generation Y and the labor market] [Electronic resource]. - URL: http://www.hays.ru/cs/groups/hays_common/ @ru/@content/documents/digitalasset/hays_1142871.pdf (accessed: 10.11.2017). [in Russian]
7. Sycheva A. Pokolenie Y: kak privlech' i uderzhat' [Generation Y: how to attract and retain]/ A. Sycheva. - [Electronic resource]. - URL: http://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/988472-pokolenie-ykak-privlech-i-uderzhat (accessed: 20.11.17). [in Russian]
8. Fedulova A. Pokolenie Y i pokolenie X - kto oni i v chem ih raznica? [Generation Y and generation X - who are they and what is their difference?]/ A. Fedulova. - [Electronic resource]. - URL: https://moiarussia.ru/pokolenie-y-pokolenie-x/ (accessed: 12.11.2017). [in Russian]
9. Shamis E. Bebi-Bumery uhodjat na pensiju: o kakih problemah govorit mir (po materialam konferencii ASTD, SShA 2009) [Baby-Boomers retire: what problems does the world say (according to ASTD conference materials, USA 2009)]/ E. Shamis. - [Electronic resource]. - URL: https://rugenerations.su/2009/06/25/ (accessed: 10.11.2017). [in Russian]
10. Shamis E. Osnovy teorii pokolenij [Fundamentals of the theory of generations] / E. Shamis. - [Electronic resource]. -URL: http://rugenerations.su (accessed: 07.11.2017). [in Russian]