Научная статья на тему 'Особенности управленческого процесса и мотивация участников образовательных отношений'

Особенности управленческого процесса и мотивация участников образовательных отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ / УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / СТУДЕНТЫ / МОЛОДЁЖЬ / MOTIVATION / MOTIVATION METHODS / PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY / THE PEDAGOGICAL WORKERS / STUDENT / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольцева Ольга Владимировна

В статье рассматриваются отдельные аспекты мотивации участников образовательных отношений. Автор анализирует некоторые методы мотивации, используемые в образовательных организациях. Особое внимание уделяется мотивации на обучение современной молодёжи и роли педагогических работников в этом процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокольцева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADMINISTRATIVE PROCESS AND MOTIVATION OF PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL RELATIONS

In article, separate aspects of motivation of participants of the educational relations are considered. The author analyzes some methods of motivation used in the educational organizations. The special attention is paid to motivation on training of modern youth and a role of pedagogical workers in this process.

Текст научной работы на тему «Особенности управленческого процесса и мотивация участников образовательных отношений»

%

SISi®'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ВАНИЕ:

УДК 371.2

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

FEATURES OF ADMINISTRATIVE PROCESS AND MOTIVATION OF PARTICIPANTS

OF THE EDUCATIONAL RELATIONS

© Колокольцева Ольга Владимировна

Olga V. Kolokoltseva кандидат социологических наук, доцент, заведующий отделением, Академия управления городской средой, градостроительства и печати (г. Санкт-Петербург).

PhD (Sociological), Associate Professor, Head of Department, Academy of Urban Management, Planning and Printing (St. Petersburg).

И [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные аспекты мотивации участников образовательных отношений. Автор анализирует некоторые методы мотивации, используемые в образовательных организациях. Особое внимание уделяется мотивации на обучение современной молодёжи и роли педагогических работников в этом процессе.

Ключевые слова: мотивация, методы мотивации, участники образовательной деятельности, педагогические работники, студенты, молодёжь.

Динамично развивающийся социум определяет векторы развития социальных институтов и всех управленческих процессов в обществе. Образование как особая институциональная единица не является исключением и постоянно развивается, расширяя сферы взаимодействий и взаимоотношений между субъектами, участвующими в процессах воспитания и обучения, которые выступают по своей сути управленческими процессами.

Управление в теоретическом смысле представляет собой «целенаправленное воздействие на кого-либо или на что-либо» [1, с. 36].

Современная система образования, как известно, отличается многообразием различных участников, вовлечённых в образовательную деятельность. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определил, что в круг этих лиц входят «обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители,

Abstract. In article, separate aspects of motivation of participants of the educational relations are considered. The author analyzes some methods of motivation used in the educational organizations. The special attention is paid to motivation on training of modern youth and a role of pedagogical workers in this process.

Key words: motivation, motivation methods, participants of educational activity the pedagogical workers, student, youth.

организации, осуществляющие образовательную деятельность» (рис. 1).

Любому управленческому процессу, как известно, присущи субъект и объект управления. Субъект управления оказывает воздействие на объект управления с определённой целью и для достижения поставленного результата. Применительно к управлению отношениями между участниками образовательного процесса, объектом управления выступают, прежде всего, обучающиеся, лица, получающие образовательные услуги. Субъектом, точнее, множественным субъектом управления выступают педагогические работники и структурные подразделения образовательной организации, ответственные за воспитание и обучение, как правило, это отдел воспитательной работы, факультеты и отделения, занимающиеся непосредственной работой со студентами, а также руководство образовательной организации. Совершенно очевидно, что субъект управления участников образовательных отношений отличается множе-

ч

босшплнквкк

о

фI". Т*' |"1il.H» lll.lt* 11 р г Л II к г [кполпнтгльиоп власти, органы нсполнйтельноп bJltciu су С ы.1 «\ i u и РФ, u[>j »uiii местного сялюуправлення

Рис.1. Участники образовательных отношений [2]

щ а

п

о

ственностью, где каждый в этом множестве играет определённую социальную роль с целью оказания воздействия на объект управления, то есть на лиц, являющихся потребителями образовательных услуг, прежде всего, это обучающиеся и их законные представители. Такое целенаправленное воздействие субъекта на объект осуществляется через реализацию функций управления, а именно, планирование, организацию, мотивацию и контроль. Эта модель процессного или функционального подхода к управлению применима практически во всех сферах, в том числе и для регулирования деятельности участников образовательных отношений. Образование в современных условиях из-за постоянно повышающихся требований к его организации и качественным характеристикам является достаточно сложной институциональной единицей, которая отличается постоянным усложнением отношений между участниками образовательного процесса, расширение их круга. Это детерминировано рядом факторов как объективного, так и субъективного характера. К объективным факторам можно отнести постоянное изменение правовых норм, регулирующих отношения в сфере образования. К числу субъективных факторов можно отнести самые разнообразные, начиная личным нежеланием получать знания современной молодёжью, отсутствием у неё мотивации к обучению, а со стороны педагогических работников, например

игнорирование повышать свой профессиональный научно-педагогический уровень, безразличное отношение к личности обучающихся, их проблемам, что зачастую приводит к так называемому профессиональному равнодушию, осознанному отстранению от решения отдельных проблем, возникающих в образовательной организации. Однако в отдельных случаях это может быть объяснимо материальными причинами, поскольку педагогические работники зачастую вынуждены работать в нескольких учебных заведениях, чтобы достигнуть более или менее достойного уровня жизни.

Задача субъекта управления должна состоять в эффективном воздействии на объект управления (обучающихся) с целью достижения конечного результата, то есть успешного освоения образовательной программы, завершения обучения и получения документа об образовании.

Рассмотрим особенности управленческого процесса и содержание его функций (планирование, организация, мотивация, контроль) применительно к регулированию отношений участников образовательного процесса.

Планирование в образовательном процессе позволяет чётко определить цели участников образовательных отношений, чётко расставить приоритеты в деятельности, определить алгоритмы взаимодействия, задать основной вектор функционального развития воспитания и обучения.

Организация действий участников образовательных отношений предполагает выполнение ими ряда конкретных функций в зависимости от поставленных целей и задач. Прежде всего, для учащейся молодёжи, это посещение всех видов учебных занятий, выполнение заданий, усвоение материала изучаемых предметов,

%

SIS4Ü'

соблюдение дисциплины и правил внутреннего распорядка. Однако на практике происходит иначе. Далеко не все студенты всегда выполняют указанные действия, зачастую полностью игнорируют все вышеперечисленные условия и тем самым не выполняют свою основную обязанность обучающихся, предусмотренную статьёй 43 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно, обязанность по добросовестному освоению образовательной программы. Педагогические работники со своей стороны должны в ходе реализации образовательного процесса установить эффективную коммуникацию со своими студентами, в случае необходимости, с их законными представителями, а также друг с другом. Только в этом случае процесс воспитания и обучения могут достигнуть поставленных целей и быть эффективными. В идеальной модели образовательных отношений педагогический работник эффективно организуют процесс и пространство обучения, сочетая его с воспитательной составляющей, отлаживает постоянный информационный обмен материалами, отслеживает результаты и индивидуальные достижения студентов, анализирует положительные и отрицательные моменты своей работы и работы обучающихся и воспитанников. При реализации данной функции управления очень важно обеспечить так называемое качество образовательного процесса, а это возможно только при условии взаимной заинтересованности сторон, а именно, у студентов должен быть интерес получать знания, а у педагогических работников должен быть интерес эти знания давать. К сожалению, это лишь идеальная модель образовательных отношений, в реальности, это встречается редко. Прежде всего, такое состояние дел в воспитании и обучении современной молодёжи связано с отсутствием должного уровня мотивации участников образовательных отношений, что приводит к снижению качества образования. Под «качеством» в обобщённом смысле понимается совокупность свойств предмета удовлетворять определённым потребностям [3]. Следовательно, качество -комплексная характеристика. По определению профессора Э. М. Короткова [4], «Качество образования ... - это комплекс характеристик профессионального сознания, определяющих способность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями экономики на современном этапе развития» [3].

Мотивация в образовательных отношениях имеет свои особенности в зависимости от специфики и профиля самой образовательной организации. Как отмечает А. В. Калашникова «важным элементом успешности образовательного процесса является мотивация. Очевидно, что в большинстве случаев мы имеем студента, у которого при поступлении в вуз доминируют внешние мотивы. Это может отразиться

на учебной активности, интересе к получению профессионального образования, в крайнем случае - может привести к уходу студентов из вуза, что может повлиять, в конечном счёте, на качество подготовки специалистов. Поэтому педагогу необходимо знать основные теории мотивации, способы влияния на студентов, их сильные и слабые стороны» [3].

Современное образование и наука активно использует разнообразные теории мотивации (теории иерархии потребностей А. Маслоу и Мак-Клеланда, двухфакторная теория Г. Герцберга, теория ожиданий, теория справедливости, мо-тивационная модель Портера-Лоуэра, классификация мотивов М. Берри и М. Морриса и др.). Несмотря на их разнообразие, в основе мотивации всегда лежит процесс побуждения человека к деятельности для достижения конкретных целей [6, с. 37]. «Потребность представляет собой ощущение (осознание) нужды или недостатка в чём-либо. Мотив - это фактор, побуждающий (заставляющий) человека к действиям для достижения определённой цели. Поведение сводится к определённым физическим актам, действиям с целью получить определённый результат» [5, с. 38]. В качестве побуждающих к обучению методов могут применяться самые разнообразные, это зависит от специфики организации, особенностей межличностных отношений и личностного конструкта как педагогического работника, так и обучающихся. Определённые положительные результаты достигаются благодаря сочетанию методов убеждения и методов административного принуждения. «Вторая группа методов применяется, как правило, когда применение первой группы методов не приводит к желаемым результатам, то есть повышению показателей» [6, с. 67], характеризующих достижения обучающихся в образовательном процессе. К таким показателям можно отнести успеваемость студентов, степень их вовлечённости в различные виды внеучебной работ (участие в конференциях, круглых столах, конкурсах, спортивных состязаниях). Учитывая, что, выбирая путь своё будущей профессиональной самореализации, молодёжь совершает это действие вполне осознанно, поэтому личная заинтересованность в результате предполагается изначально заложенной. Однако, в процессе образования, при возникновении определённых трудностей, студенты могут утрачивать свою мотивацию к обучению. Поэтому, задача, прежде всего, педагогических работников, руководства образовательной организации, структурных подразделений, обеспечивающих воспитательную работу состоит в постоянном стимулировании интереса к достижению конечного результата, убеждении в успехе обучения и успешности самого студента, приобретении им определённого социального статуса, открывающего определённые возможности, которые отсутствовали ранее, до получения им образования. Таким образом, «основная задача педагога - это вовлечь студен-

ч

о

щ а

п

о

та в учебный процесс, а не заставлять его участвовать в нём. Принуждения и угрозы порождают равнодушие и неудовлетворённость, формируют низкую производительность труда, нежелание учиться вообще. Учёба - это лишь часть жизни студента, а не вся жизнь» [3].

Своей актуальности не утратили также методы морального и материального поощрения как обучающихся, так и педагогических работников, имеющих высокие результаты в обучении и в своей работе соответственно.

Контроль над участниками образовательных отношений объективно необходим. Особенно это важно в отношении обучающихся. Контроль осуществляется, как правило, в отношении качества работы и наличия каких-либо отклонений в выполнении намеченного плана. Контроль как функция управления представляет собой комплексную категорию, включающую в себя ряд элементов (проверка, сбор информации о показателях, диагностика, прогноз, коммуникация, ориентирование, корректировка, стимулирование, защита ресурсов) [7]. Результативность контроля над участниками образовательных

отношений во многом зависит от эффективного сочетания его составляющих элементов. «При реализации этой функции могут возникать определённые сложности, поскольку контроль влечёт за собой либо поощрение, либо применение определённых санкций в случае невыполнения, некачественного или несвоевременного выполнения плановых позиций» [6, с. 67] в отношении как самих обучающихся, так и педагогических работников.

Таким образом, мотивация участников образовательных отношений является важнейшей качественной характеристикой образовательного процесса, который отличается в зависимости от специфики образовательной организации своими особенностями и множественностью различных субъектов, играющих определённые роли в нём. Позитивные результаты, высокие показатели индивидуальных достижений как педагогических работников, так и обучающихся, зависят, прежде всего, от их личной заинтересованности в своей работе и обучении, поэтому значение постоянного стимулировании мотивации на протяжении всего завершённого цикла образования, является важной задачей в процессе управления образовательной организацией.

Материалы поступили в редакцию 20.03.2019 г.

Библиографический список (References)

1. Стёпин, B. C. Наука [Электронный ресурс] / B. C. Стёпин, Б. Г. Юдин,

B. П. Филатов, А. Н. Симонов, Ф. И. Голдберг // Гуманитарные технологии. ISSN 2310-1792. URL: http:// gtmarket.ru/concepts/686o (дата обращения: 17.03.2019).

2. Требования к структуре, условиям и результатам реализации основной образовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс] / / ИнфоУрок : образовательный портал. URL: https://infourok.ru/federalniy-gosudarstvenniy-obrazovatelniy-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-3219885.html (дата обращения 19.03.2019).

3. Калашникова, А. В. Мотивация педагога как фактор повышения качества высшего образования / А. В. Калашникова // Современные наукоёмкие технологии. 2010. № 7.

C. 304-307. ISSN 1812-7320.

4. Коротков, Э. М. Управление качеством образования : учеб. пособие для вузов / Э. М. Коротков. М. : Академический проект, 2007. 320 с. ISBN 978-5-8291-0836-6.

5. Кузнецов, А. Г. Социология и культурология в деятельности сотрудников ОВД : учебно-метод. пособие / А. Г. Кузнецов, О. В. Колокольцева, О. Н. Осина. Саратов : Саратовский

1. Stjopin, V. C., Judin, B. G., Filatov, V. P., Simonov, A. N., Goldberg F. I. (2019). Nauka [Science]. Gumanitarnye tehnologii. ISSN 23101792. URL: http://gtmarket.ru/concepts/686o (accessed 17 March, 2019).

2. (2019). Trebovanija k strukture, uslovijam i rezul'tatam realizacii osnovnoj obrazovatel'noj programmy doshkol'nogo obrazovanija [Requirements to the structure, terms and results of the implementation of the basic educational program of preschool education]. URL: https://infourok. ru/federalniy-gosudarstvenniy-obrazovatelniy-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-3219885.html (accessed 19 March, 2019).

3. Kalashnikova, A. V. (2010). Motivacija pedagoga kak faktor povyshenija kachestva vysshego obrazovanija [Teacher motivation as a factor in improving the quality of higher education]. Sovremennye naukojomkie tehnologii. No 7. P. 304-307. ISSN 1812-7320.

4. Korotkov, Je. M. (2007). Upravlenie kachestvom obrazovanija : ucheb. posobie dlja vuzov [Quality management of education: studies. manual for universities]. Moscow. Akademicheskij proekt. 320 p. ISBN 978-5-8291-0836-6.

5. Kuznecov, A. G., Kolokol'ceva, O. V., Osina. O. N. (2011). Sociologija i kul'turologija v dejatelnosti sotrudnikov OVD: uchebno-metod. posobie [Sociology and cultural studies in the activities of employees of ATS]. Saratov. Saratovskij

%

SIS4Ü'

юридический институт МВД России, 2011. 134 с. ISBN 978-5-7485-0649-6.

6. Шестериков, Ю. Б. Особенности управления научно-исследовательской работой в образовательных организациях ФСКН России / Ю. Б. Шестериков // Антинаркотическая безопасность. 2015. № 2(5), ISSN 2308-7366.

7. Цыпленкова, М. В. Основы менеджмента : учеб. пособие / М. В. Цыпленкова [и др.]. М. : Изд. дом Акад. естествознания, 2013. 129 с. ISBN

978-5-91327-231-7.

juridicheskij institut MVD Rossii. 134 p. ISBN 9785-7485-0649-6.

6. Shesterikov, Ju. B. (2015). Osobennosti upravlenija nauchno-issledovatel'skoj rabotoj v obrazovatel'nyh organizacijah FSKN Rossii [Management of scientific research work in educational institutions FSKN of Russia]. Antinarkoticheskaja bezopasnost'. No 2(5), ISSN 2308-7366.

7. Cyplenkova, M. V. [et al.] (2013). Osnovy menedzhmenta : ucheb. posobie [Fundamentals of management: studies. manual]. Moscow. Izd. dom Akad. estestvoznanija. 129 p. ISBN 978-591327-231-7.

РУК z

PfKüMKiiÉ* ИшМрРТГТ

Поволжский кооперативный институт

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ:

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОЧНАЯ ФОРМА

- ИИ б и зе <■? ИЛ,кепи - 7 года 10 иияцев с.-- I 1 классов - 1 под 10 месяц«

ЗАОЧНАЯ ФОРМА

- базе 11 кллооое - 2 года 6 месчцн

У специальностей Прикладная информатика (по отраслям) и Информационные системы (по отраслям)

■ пчнгт hi'j flfiie 9 классов Э года 10 месяцев

■ ь « г ? и -,t И кпйсссе - 2 года \ 0 ммяцев

ВЫСШАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

ОЧНАЯ ФОРМА

- полный срок обучения - а года

-11] ин/и'В^.уа , ■!:■■ "'.'м. плену Ускоренный срок) ■ 3 года

ЗАОЧНАЯ ФОРМА

- полньР срок обучение ■ 5ле:

-по индивидуальному у черному плену (ускоренный срок - а года

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ:

- паспорт;

■ 4 фото 3x4;

- документ об образовании (диплом, аттестат).

СРОКИ ПРИЕМА ДОКУМЕНТОВ:

Высшее очное до 20 август Высшее заочное до ¡2дркг.6рг* СПО очная форма до 1 5 эвгусгг СПО заочная форма да ! " нояйрр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.