УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА Т.Е. Давыдова, канд. экон. наук, доцент e-mail: [email protected] А.И. Попова, студент e-mail: [email protected] А.Е. Распопова, студент e-mail: [email protected] Воронежский государственный технический университет
В статье рассмотрены характеристики потребностей студентов и мотивы их деятельности. Исследована взаимосвязь учебы и занятости учащихся, позиции студентов и работодателей относительно занятости. Рассмотрены варианты усиления мотивации труда студентов при формировании их человеческого потенциала
Ключевые слова: мотивация, студент, человеческий потенциал, занятость
MOTIVATION OF THE STUDENT IN THE FORMATION OF HIS HUMAN POTENTIAL T.E. Davydova, Candidate of Economic Science, Associate Professor
e-mail: [email protected]
A.I. Popova, Student
e-mail: [email protected] E.A. Raspopova, Student e-mail: [email protected]
Voronezh State Technical University
The article describes the characteristics of the students needs and motives of their activities. We investigated the relationship of study and employment, students, positions students and employers regarding employment. The options considered to enhance the motivation of students when forming their human potential
Key words: motivation, student, human potential, employment
Ввиду постоянных изменений, происходящих в В современной литературе мотивация в различ-
различных сферах деятельности человека, все боль- ных ее проявлениях рассматривается достаточно ши-
шее внимание уделяется качеству и непрерывности роко, причем мотивации студентов уделяется отдель-
его образования, являющегося непременным услови- ное внимание. Так, например, с точки зрения И.П.
ем формирования качественного человеческого по- Подласого, мотивация вообще - это внутренняя энер-
тенциала. Человеческий потенциал студентов можно гия, включающая активность человека в жизни и на
рассматривать как потенциал постоянно развивающе- работе [8]. Если же говорить о мотивации студентов,
гося общества с позиции специалистов высокой ква- то, по мнению А.П. Балашова, она представляет собой
лификации, во многом определяющих направление, процессы, методы и средства их побуждения к позна-
динамику и перспективы подобного развития. Пред- вательной деятельности, активному освоению содер-
полагается, что, окончив высшее учебное заведение, жания образования. В качестве мотивов могут высту-
студент будет обладать необходимыми компетенция- пать в связке эмоции и стремления, интересы и по-
ми, ощущать потребность в достижениях и успехе, требности, идеалы и установки [1].
будет уверен в востребованности приобретенных зна- На наш взгляд, мотив является первопричиной
ний и умений на рынке труда. Следовательно, можно деятельности студента. Заметим, что в системе учеб-
утверждать, что одним из наиболее значимых условий ных мотивов вообще выделяют внешние и внутрен-
получения наибольшей отдачи от осуществления ние мотивы. Исходя из этого, к внутренним мотивам
учебного процесса является высокая степень мотива- мы считаем целесообразным отнести саморазвитие в
ции студента. процессе обучения, к внешним - влияние общества 32 ЭКОНОМИНФО. 2017. № 1-2
(родителей, преподавателей, группы, в которой обучается студент и т.д). Решающая роль отводится именно внутреннему побуждению к действию, а не внешнему принуждению, так как истинный источник мотивации в самом человеке [7]. С учетом отмеченной точки зрения полагаем, что для настоящей заинтересованности студента в учебной деятельности необходимо, чтобы поставленные в ходе обучения задачи были поняты и внутренне приняты им, т.е. приобрели для него значимость.
Ценностные ориентации являются неотъемлемой частью взаимоотношений студента и социального мира, они определяют поведение личности, формирование и развитие ее потенциала. Из вышесказанного приходим к выводу, что для организации учебного процесса важно изучение структуры ценностей личности студента. Как известно, в основе формирования ценностей и ценностных ориентаций лежат потребности. Вопрос изучения структуры потребностей с античных времен интересовал человека. Еще Сократ писал, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. А. Маслоу в своей работе «Мотивация и личность» предположил, что потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета [6]. На основе этого были определены следующие уровни:
1. физиологические потребности (в том, что обеспечивает жизнедеятельность человека: в пище, вода, сон и т.д.);
2. потребности в безопасности (в защите от рисков, боли, страха и т. д.);
3. социальные потребности (в общении, дружбе и любви);
4. потребности в самоуважении (в достижении успеха, обретении престижного статуса и т.д.);
5. потребности в самореализации ( в раскрытии своих способностей).
Полагаем, что, учитывая приоритетные потребности и мотивы студентов, современная система образования может обеспечить более высокую эффективность их учебной деятельности. Так, например, для студента, имеющего приоритетные:
1. физиологические потребности, наиболее важными являются прагматические мотивы (в частности, получать достаточный доход для обеспечения жизненных нужд, то есть студент изначально ориентирован на результат);
2. потребности в безопасности, значительную роль играют профессионально-ценностные мотивы (иметь большой выбор в интересных, надежных, перспективных вариантах трудоустройства);
3. социальные потребности, особенно важны коммуникативные мотивы (иметь больше возможностей в общении благодаря развитию интеллектуальных способностей: в данном случае в приоритете оказывается ориентация на процесс);
4. потребности признания и самоутверждения, имеют значение широкие социальные мотивы (стремление утвердить свой социальный статус через успешное обучение, участие в конкурсах и т.д.);
5. потребности самореализации, особенно важными являются познавательные мотивы (расширение кругозора и эрудиция), творческие мотивы (раскрытие талантов), утилитарно-практические мотивы (стремление к самообразованию).
Для получения возможности удовлетворения большинства своих потребностей студенты в разные периоды учебного процесса приходят к решению о начале осуществления трудовой деятельности. При этом устройство на работу мы склонны считать целенаправленным поиск и рациональным, совершенно осознанным выбором. Статистическими агентствами, социологическими учреждениями, вузами и отдельными учеными регулярно проводятся различные исследования, отражающие непрерывное увеличение численности студентов, совмещающих учёбу и работу. Так, по сведениям обширного исследования, проведенного Д.Л. Константиновским, Г.А. Чередниченко и Е.Д. Вознесенской среди учащихся ВУЗов 22 регионов России, доля работающих и потенциально готовых работать студентов к четвертому курсу обучения достигает 88,5 % [4].
Наиболее содержательное определение вторичной занятости студентов замечаем в работах Мазуни-ной М.В., которая под этим понимает занятость студента в течение учебного года, осуществляемую наряду с получением образования, при которой студенты выполняют различные виды оплачиваемых работ [5]. Можно выделить ряд причин совмещения учёбы и работы студенческой молодёжи. Предлагаем разделить их на позитивные и негативные, а именно: желание и необходимость. К позитивным причинам мы отнесли стремление самореализоваться, развить и проявить свои способности, быть более самостоятельным, адаптированным к трудовой деятельности, расширить круг общения. С негативными причинами связан тот факт, что студенты вынуждены выходить на рынок труда ввиду низкого уровня материальной поддержки, а также необходимости оплачивать своё образование, оказывать помощь родителям
Вторичная занятость оказывает значительное влияние на учебный процесс. Большинство исследователей, посвящающих свои работы изучению трудовой деятельности учащихся, считают, что эффект за-
висит от интенсивности занятости (длительности рабочей недели студентов). Так, отмечено, что с превышением определенного порога (обычно если студенты работают более 24 часов в неделю) наблюдается значимое негативное влияние совмещения учебы и работы на академическую успеваемость [10].
Имеет место вопрос о влиянии профильной и непрофильной занятости студентов на образовательный процесс и развитие профессиональной деятельности. Ведь, зачастую, студенты заняты низкоквалифицированным трудом, не имеющим отношение к их будущей профессии. На наш взгляд, такой вид деятельности не обеспечит студентов знаниями и умениями, требующимися для достижения профессиональных целей, а лишь станет временным дополнительным заработком. В ситуации, когда студент тратит часть своего времени, отведённого на учёбу, на работу по специальности, получая при этом столь необходимый опыт в данном направлении. В этом случае работа в дополнение к обучению может даже усиливать мотивацию к учебе [11].
Важно, что в условиях массового высшего образования и значительных объемов совмещения учебы с работой проблемой для работодателей становится асимметрия информации относительно производительности выпускников. Отобрать наиболее способных оказывается нелегко: академическая успеваемость и наличие высшего образования не являются достаточно надежными показателями способностей работника, качества его человеческого капитала. Способные студенты вынуждены подтверждать высокий уровень своих способностей и квалификации при помощи образовательных сигналов и для этого стараются получить опыт работы. В результате студент оказывается перед выбором: повышать производительность за счет самостоятельного более глубокого изучения профессиональных дисциплин, поступления на более качественные образовательные программы, более высокие ступени образования, или выходить на рынок труда и получать практические навыки и опыт работы, который обеспечит более высокую зарплату в будущем [9].
Так, согласно результатам опросов студентов вузов качественное обучение предполагает, прежде всего, высокую квалификацию преподавателей, информацию об успешном трудоустройстве выпускников, высокий уровень развития информационной и материально-технической базы учебного заведения, наличие международных программ обучения, отзывы обучающихся и их родителей [3]. Согласно же позиции работодателей, критерии качества образования иные. К примеру, по данным интерактивного опроса [2], организованного с целью оценки качества подготовки
студентов специальностей «Документоведение и до-кументационное обеспечение управления», «Прикладная информатика (в менеджменте)», «Менеджмент организации» по направлению «Менеджмент», были выявлены следующие результаты (по специальностям, соответственно).
В опросе приняли участие 39/31/61 тамбовский работодатель (всего 131). При принятии решения о приеме на работу опрошенные работодатели в качестве наиболее значимых выделили следующие факторы:
- окончание образовательного учреждения, имеющего хорошую репутацию (26%/40%/27%),
- личное взаимодействие с выпускником в процессе сотрудничества по организации практик, стажировок (33%/6%/1%),
- потребность в работниках той специальности, которую имеет выпускник (26%/3%/33%),
- удовлетворенность средним баллом по диплому выпускника (6%/29%/33%),
- окончание вуза, с которым сотрудничает организация (4%/19%/3%).
При этом сотрудничество работодателей с вузом осуществлялось в следующем формате и масштабах:
- проведение практики, стажировок студентов 80%/56%/27%;
- преподавание и проведение мастер-классов -/ 11%/27%;
- участие в ярмарках вакансий и встречах с выпускниками 11%/ 24%/2%;
- ранее не сотрудничали 0/ - /71%.
Результаты опроса демонстрируют специфику
подхода к оценке качества подготовки студентов работодателей с учетом специальности учащихся. Подобная специфика ориентирует студентов на достижение конкретных, важных для потенциальных работодателей, результатов, зачастую отличных от исходной точки зрения самих студентов. В данном случае, полагаем, особую значимость приобретает необходимость формирования единой базы данных по результатам опросов представителей корпоративного сектора и обеспечение доступа к этой базе всех субъектов рассматриваемого нами взаимодействия.
Таким образом, проблема мотивации может рассматриваться как одна из центральных проблем во всех сферах деятельности человека, в том числе, в системе формирования и развития человеческого потенциала студента. Рациональный подход к действенной мотивации студенческого труда как в процессе учебы, так и работы, оказывает взаимное положительное, соответствующим образом усиливающееся, влияние на эти процессы, позволяя получать наибольшую отдачу от отмеченного труда. Совмест-
ная же деятельность высших учебных заведений, представителей корпоративного сектора и государства может обеспечить потенциально более полное вовлечение студентов в учебный процесс, задействовав их собственные мотивы, позволяющие трудиться заинтересованно, упорно и качественно.
Литература
1. Балашов А.П. Теория менеджмента: Учеб пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА - М, 2014. -352 с.
2. Каменская, В.В. Качество подготовки выпускников вуза в оценке работодателей: компетент-ностный подход / В.В. Каменская, О.В. Пенькова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №3. -С.350-354.
3. Качество образования в оценках основных участников рынка образовательных услуг. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований, выпуск 1. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - С.1-2. - (Мониторинг экономики образования).
4. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д., Работающий студент: мотивы,
реальность, проблемы. - М.: ФИРО, 2009. -72с.
5. Мазунина, М.В. Вторичная занятости студентов гуманитарного факультета ПНИПУ / М.В. Мазунина // Вестник ПНИПУ. Журнал магистров. - 2014 -№2. - С. 251-257.
6. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - Питер, 2016. - 290 с.
7. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. — Изд. второе, доп. 1 испр. и пере-раб. — М.: Университетская книга;. Логос, 2009 — 384 с.
8. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. Пособие для студентов вузов / И. П. Подласый. - М.: Изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2006. -361 с.
9. Рощин, С.Ю. Совмещение учёбы и работы студентами российских вузов / С.Ю. Рощин, В.Н. Рудаков // Вопросы образования. - 2014. - №2. - С.152 -179.
10. Ehrenberg, R.G. Employment while in college, academic achievement, and postcollege outcomes: A summary of results./ R.G. Ehrenberg, D.R. Sherman // Journal of Human Resources. - 1987. - Vol. 22, №1. P. 142-198.
11. Hakkinen I. Working while Enrolled in a University: Does it Pay? / I. Hakkinen. // Labour Economics. -2006. -Vol. 13. P. 167-189.