Научная статья на тему 'Проблема мотивации при изучении иностранного языка'

Проблема мотивации при изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1044
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУССИЯ / МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ / МОТИВАЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ / ОБЩЕНИЕ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ACTIVE LEARNING METHODS / COMMUNICATION / DISCUSSION / MODELLING OF SPECIFIC SITUATIONS / MOTIVATION OF THE LEARNER / ROLE PLAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкина Галина Германовна

В статье акцентируется внимание на одном из основополагающих принципов изучения иностранных языков — мотивации обучающихся. Раскрывается зависимость мотивации от ряда факторов, также способствующих успешному изучению иностранного языка. Рассматриваются примеры методов активного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MOTIVATION IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The article focuses on one of the fundamental principles of studying foreign languages — the motivation of the students. It reveals the dependence of motivation and a number of factors that also contribute to the successful study of a foreign language. The article discusses examples of methods of active learning.

Текст научной работы на тему «Проблема мотивации при изучении иностранного языка»

УДК 81(045)

Проблема мотивации

при изучении иностранного языка

ПУШКИНА ГАЛИНА ГЕРМАНОВНА, доцент кафедры «Иностранные языки-1» Финансового университета. E-mail: anchar21@mail.ru

Аннотация. В статье акцентируется внимание на одном из основополагающих принципов изучения иностранных языков - мотивации обучающихся. Раскрывается зависимость мотивации от ряда факторов, также способствующих успешному изучению иностранного языка. Рассматриваются примеры методов активного обучения.

Ключевые слова: дискуссия; методы активного обучения; моделирование конкретных ситуаций; мотивация учащегося; общение; ролевая игра.

The Problem of Motivation in Learning a Foreign Language

GALINA G. PUSHKINA, Associate Professor, Department of Foreign Languages-1, Financial University E-mail: anchar21@mail.ru

Abstract: The article focuses on one of the fundamental principles of studying foreign languages - the motivation of the students. It reveals the dependence of motivation and a number of factors that also contribute to the successful study of a foreign language. The article discusses examples of methods of active learning. Keywords: active learning methods; communication; discussion; modelling of specific situations; motivation of the learner; role play.

Происходящие в современном обществе изменения обуславливают необходимость модернизации образования в направлении развития личности учащегося, раскрытия его внутреннего потенциала, выработки активной жизненной позиции. В основе личностно-ориен-тированной образовательной парадигмы лежит подход, при котором преподаватель рассматривает учащегося как субъекта учебной деятельности, как личность, стремящуюся к самоопределению и самореализации. Эта важнейшая педагогическая задача определяет приоритет, стратегию и основные направления исследований в разработке методов обучения, помогающих учащимся не только ориентироваться в сложном мире, но и владеть методами самостоятельного извлечения новых знаний.

Современное общество, развитие рыночной экономики предъявляют новые требования к подготовке выпускников высшей школы, их углуб-

ленному образованию, расширению кругозора в профессиональной области и общих вопросах.

Современный специалист обязан хорошо ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, адекватно реагировать на изменения жизни страны, совершенствовать свои профессиональные и человеческие качества.

Открытие границ и выход нашей экономики на мировой рынок послужили причиной создания ряда совместных и частных предприятий, акционирования государственных предприятий, расширения экономических связей с зарубежными партнерами. Естественно, расширяются контакты между отечественными и зарубежными специалистами, различными предприятиями, что вызывает необходимость увеличения количества и повышения качества профессионалов, владеющих иностранными языками как средством непосредственного общения с иностранными партнерами.

86

г.г.Пушкина проблема мотивации при изучении иностранного языка

Отсюда следует, что при изучении иностранного языка одним из важнейших факторов является мотивация учащегося, умение и желание создать языковую атмосферу, имитирующую реальные жизненные ситуации. Мотивация, если можно так сказать, это внутренняя движущая сила, которая подталкивает человека к совершению активных действий. Таким образом, моделирование конкретных ситуаций как инструмент развития коммуникативной компетенции и повышения мотивации, осознание студентами того, что они не только анализируют проблемы, связанные с будущей специальностью, но и обсуждают реальные события, позволяет им поверить в собственные силы и дает дополнительный стимул к изучению языка.

Проблема формирования оптимальной мотивации ставится в зависимость от:

1) академической успешности;

2) интереса к иностранному языку;

3) удовлетворения коммуникативной потребности;

4) способностей к иностранному языку;

5) содержания сообщаемой информации на иностранном языке;

6) личности преподавателя;

7) взаимоотношения преподавателя и учащихся;

8) личностных особенностей обучаемых;

9) взаимоотношений в учебной группе;

10) профессиональной направленности учебной деятельности.

Отсюда, центральным и определяющим компонентом модели мотивации овладения иностранным языком является общение, включающее коммуникативные особенности учащихся, педагога, а также характер их взаимодействия в педагогическом процессе. В частности, общение на иностранном языке, отвечающее профессиональным интересам будущих специалистов и максимально приближенное к условиям естественного общения, способствует формированию и развитию внутренней мотивации овладения иностранным языком, а также переходу внешней мотивации во внутреннюю.

Мотивация представляет собой вывод из развития эмоций и эмоциональных состояний. Эмоции вызывают стремление заниматься какой-либо деятельностью, обуславливают всестороннюю активность. С точки зрения эмоций мотивация может подразделяться на позитивную и негативную (не путать с антимотивацией).

Позитивная мотивация есть накопление позитивных эмоций, с учетом того, что при их значительной интенсивности осуществляется переход от пассивности к целеустремленным действиям [1].

Негативная мотивация организуется по той же схеме с той лишь разницей, что человек накапливает в своем воображении негативные эмоции, которые логично ведут его к обнулению активности.

Несколько слов об антимотивации. До действий позитивной и негативной мотивации вообще дело может не дойти, если человек накапливает множество негативных эмоций различного рода о предмете деятельности. Например, после конфликта с преподавателем негативные эмоции переносятся на само обучение и предмет «английский язык». Сюда относятся эмоции от неудач, насмешек друзей и коллег относительно произношения и т. п. Подобные эмоциональные состояния могут быть сильнейшим источником отвращения к обучению [2].

Предположим, что ситуации антимотивации у нас не возникает. Наоборот, есть потребность и желание овладеть иностранным языком.

Отсюда вопрос: как изменить систему обучения, чтобы резко повысить качество учебы и добиться значительной эффективности обеих сторон учебного процесса: преподавателя и студента? В чем состоит новая роль преподавателя? Ему надлежит выйти за рамки классического учителя, «кладезя» теоретических знаний, методик, инструкций и других нормативов. Он должен стать современным консультантом, владеющим новейшими приемами разрешения различных профессиональных проблем. В этом случае студент естественным образом превращается в союзника преподавателя и его научного ассистента.

Что же со студентом? Прежде всего, он радикальным образом активизирует свою роль в учебном процессе. Сам формулирует цель, выявляет проблемы, анализирует информацию, вырабатывает критерии и возможные пути решения проблем. Преподаватель лишь направляет процесс обучения, подсказывает современные пути решения актуальных проблем. Таким образом, процесс обучения логично перетекает в процесс совершенствования управления или производства.

Необходимо отметить, что при работе над проблемами студент целенаправленно пополняет те знания, которые связаны с теорией решения той или иной проблемы. Задача преподавателя при

этом — с помощью методов управленческого консультирования побудить его сделать правильный выбор проблемы и определить возможные пути ее разрешения. В роли экспертов по предложенным проектам реализации конкретных проблем также выступают сами студенты [3].

В образовательном процессе очевидно проявляются три вида активности: мышление, действие и речь. К ним примыкает еще один — эмоционально-личностное восприятие информации. Соответствующим образом на занятии может реализо-вываться либо один из указанных видов, либо их сочетание. Степень вовлеченности учащихся оценивается в зависимости от того, какие и сколько из четырех видов активности обучающихся на занятии проявляются. Чисто схоластически можно описать эти процессы следующим образом: например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии — мышление и действие, в дискуссии — мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все виды активности [4].

Эти выводы согласуются с экспериментальными данными, полученными начальником отдела развития и качества образования, С. Н. Тарану-хой: при лекционной подаче материала усваивается не более 30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90% [5].

На основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения личного педагогического опыта можно утверждать, что при изучении иностранного языка наиболее эффективны активные методы обучения, которые «включают» мотивацию, активизируют интеллектуальную самостоятельную работу учащихся, поддерживают внимание и интерес к предмету, развивают речь. Они позволяют не только повышать качество

полученных знаний, но и параллельно решают задачу формирования опыта взаимодействия участников образовательного процесса между собой. Наиболее действенным способом решения этих задач представляется ролевая игра, отражающая типичные социологические ситуации и позволяющая учащимся осваивать характерные социальные проблемы; а также дискуссия, в ходе которой учащиеся стараются аргументировать и отстаивать свою позицию.

литература

1. Гайнутдинова М. Ю. Формирование мотивации изучения иностранного языка // Ярославский педагогический вестник — 2011 — № 3 — Т. II (Психолого-педагогические науки).

2. Плигин А. А., Максименко И. Н. Усиление мотивации к изучению английского языка [Электронный ресурс] URL: http://trenings.ru/ materialy/stati/733-statya-usilenie-motivatsii-k-izucheniyu-anglijskogo-yazyka.html (дата обращения: 02. 12. 2013)

3. Васильев А. А., Применение методов активного обучения в учебном процессе, 2005. [Электронный ресурс] URL: http://vasilievaa. narod.ru/mu/ucheb/StMU2.htm (дата обращения: 02. 12. 2013).

4. Зарукина Е. В., Логинова Н. А., Новик М. М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: Учебно-метод. пособие.— СПб., 2010.

5. Тарануха С. Н. Инновационные образовательные методы и технологии [Электронный ресурс] URL: http://900igr.net/ prezentatsii/pedagogika/Tekhnologii-i-metody-obuchenija/001-INNOVATSIONNYE-OBRAZOVATELNYE-METODY-I-TEKHNOLOGII-Nachalnik-otdela.html (дата обращения: 02. 12. 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.