УДК 81(045)
Проблема мотивации
при изучении иностранного языка
ПУШКИНА ГАЛИНА ГЕРМАНОВНА, доцент кафедры «Иностранные языки-1» Финансового университета. E-mail: anchar21@mail.ru
Аннотация. В статье акцентируется внимание на одном из основополагающих принципов изучения иностранных языков - мотивации обучающихся. Раскрывается зависимость мотивации от ряда факторов, также способствующих успешному изучению иностранного языка. Рассматриваются примеры методов активного обучения.
Ключевые слова: дискуссия; методы активного обучения; моделирование конкретных ситуаций; мотивация учащегося; общение; ролевая игра.
The Problem of Motivation in Learning a Foreign Language
GALINA G. PUSHKINA, Associate Professor, Department of Foreign Languages-1, Financial University E-mail: anchar21@mail.ru
Abstract: The article focuses on one of the fundamental principles of studying foreign languages - the motivation of the students. It reveals the dependence of motivation and a number of factors that also contribute to the successful study of a foreign language. The article discusses examples of methods of active learning. Keywords: active learning methods; communication; discussion; modelling of specific situations; motivation of the learner; role play.
Происходящие в современном обществе изменения обуславливают необходимость модернизации образования в направлении развития личности учащегося, раскрытия его внутреннего потенциала, выработки активной жизненной позиции. В основе личностно-ориен-тированной образовательной парадигмы лежит подход, при котором преподаватель рассматривает учащегося как субъекта учебной деятельности, как личность, стремящуюся к самоопределению и самореализации. Эта важнейшая педагогическая задача определяет приоритет, стратегию и основные направления исследований в разработке методов обучения, помогающих учащимся не только ориентироваться в сложном мире, но и владеть методами самостоятельного извлечения новых знаний.
Современное общество, развитие рыночной экономики предъявляют новые требования к подготовке выпускников высшей школы, их углуб-
ленному образованию, расширению кругозора в профессиональной области и общих вопросах.
Современный специалист обязан хорошо ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, адекватно реагировать на изменения жизни страны, совершенствовать свои профессиональные и человеческие качества.
Открытие границ и выход нашей экономики на мировой рынок послужили причиной создания ряда совместных и частных предприятий, акционирования государственных предприятий, расширения экономических связей с зарубежными партнерами. Естественно, расширяются контакты между отечественными и зарубежными специалистами, различными предприятиями, что вызывает необходимость увеличения количества и повышения качества профессионалов, владеющих иностранными языками как средством непосредственного общения с иностранными партнерами.
86
г.г.Пушкина проблема мотивации при изучении иностранного языка
Отсюда следует, что при изучении иностранного языка одним из важнейших факторов является мотивация учащегося, умение и желание создать языковую атмосферу, имитирующую реальные жизненные ситуации. Мотивация, если можно так сказать, это внутренняя движущая сила, которая подталкивает человека к совершению активных действий. Таким образом, моделирование конкретных ситуаций как инструмент развития коммуникативной компетенции и повышения мотивации, осознание студентами того, что они не только анализируют проблемы, связанные с будущей специальностью, но и обсуждают реальные события, позволяет им поверить в собственные силы и дает дополнительный стимул к изучению языка.
Проблема формирования оптимальной мотивации ставится в зависимость от:
1) академической успешности;
2) интереса к иностранному языку;
3) удовлетворения коммуникативной потребности;
4) способностей к иностранному языку;
5) содержания сообщаемой информации на иностранном языке;
6) личности преподавателя;
7) взаимоотношения преподавателя и учащихся;
8) личностных особенностей обучаемых;
9) взаимоотношений в учебной группе;
10) профессиональной направленности учебной деятельности.
Отсюда, центральным и определяющим компонентом модели мотивации овладения иностранным языком является общение, включающее коммуникативные особенности учащихся, педагога, а также характер их взаимодействия в педагогическом процессе. В частности, общение на иностранном языке, отвечающее профессиональным интересам будущих специалистов и максимально приближенное к условиям естественного общения, способствует формированию и развитию внутренней мотивации овладения иностранным языком, а также переходу внешней мотивации во внутреннюю.
Мотивация представляет собой вывод из развития эмоций и эмоциональных состояний. Эмоции вызывают стремление заниматься какой-либо деятельностью, обуславливают всестороннюю активность. С точки зрения эмоций мотивация может подразделяться на позитивную и негативную (не путать с антимотивацией).
Позитивная мотивация есть накопление позитивных эмоций, с учетом того, что при их значительной интенсивности осуществляется переход от пассивности к целеустремленным действиям [1].
Негативная мотивация организуется по той же схеме с той лишь разницей, что человек накапливает в своем воображении негативные эмоции, которые логично ведут его к обнулению активности.
Несколько слов об антимотивации. До действий позитивной и негативной мотивации вообще дело может не дойти, если человек накапливает множество негативных эмоций различного рода о предмете деятельности. Например, после конфликта с преподавателем негативные эмоции переносятся на само обучение и предмет «английский язык». Сюда относятся эмоции от неудач, насмешек друзей и коллег относительно произношения и т. п. Подобные эмоциональные состояния могут быть сильнейшим источником отвращения к обучению [2].
Предположим, что ситуации антимотивации у нас не возникает. Наоборот, есть потребность и желание овладеть иностранным языком.
Отсюда вопрос: как изменить систему обучения, чтобы резко повысить качество учебы и добиться значительной эффективности обеих сторон учебного процесса: преподавателя и студента? В чем состоит новая роль преподавателя? Ему надлежит выйти за рамки классического учителя, «кладезя» теоретических знаний, методик, инструкций и других нормативов. Он должен стать современным консультантом, владеющим новейшими приемами разрешения различных профессиональных проблем. В этом случае студент естественным образом превращается в союзника преподавателя и его научного ассистента.
Что же со студентом? Прежде всего, он радикальным образом активизирует свою роль в учебном процессе. Сам формулирует цель, выявляет проблемы, анализирует информацию, вырабатывает критерии и возможные пути решения проблем. Преподаватель лишь направляет процесс обучения, подсказывает современные пути решения актуальных проблем. Таким образом, процесс обучения логично перетекает в процесс совершенствования управления или производства.
Необходимо отметить, что при работе над проблемами студент целенаправленно пополняет те знания, которые связаны с теорией решения той или иной проблемы. Задача преподавателя при
этом — с помощью методов управленческого консультирования побудить его сделать правильный выбор проблемы и определить возможные пути ее разрешения. В роли экспертов по предложенным проектам реализации конкретных проблем также выступают сами студенты [3].
В образовательном процессе очевидно проявляются три вида активности: мышление, действие и речь. К ним примыкает еще один — эмоционально-личностное восприятие информации. Соответствующим образом на занятии может реализо-вываться либо один из указанных видов, либо их сочетание. Степень вовлеченности учащихся оценивается в зависимости от того, какие и сколько из четырех видов активности обучающихся на занятии проявляются. Чисто схоластически можно описать эти процессы следующим образом: например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии — мышление и действие, в дискуссии — мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все виды активности [4].
Эти выводы согласуются с экспериментальными данными, полученными начальником отдела развития и качества образования, С. Н. Тарану-хой: при лекционной подаче материала усваивается не более 30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90% [5].
На основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения личного педагогического опыта можно утверждать, что при изучении иностранного языка наиболее эффективны активные методы обучения, которые «включают» мотивацию, активизируют интеллектуальную самостоятельную работу учащихся, поддерживают внимание и интерес к предмету, развивают речь. Они позволяют не только повышать качество
полученных знаний, но и параллельно решают задачу формирования опыта взаимодействия участников образовательного процесса между собой. Наиболее действенным способом решения этих задач представляется ролевая игра, отражающая типичные социологические ситуации и позволяющая учащимся осваивать характерные социальные проблемы; а также дискуссия, в ходе которой учащиеся стараются аргументировать и отстаивать свою позицию.
литература
1. Гайнутдинова М. Ю. Формирование мотивации изучения иностранного языка // Ярославский педагогический вестник — 2011 — № 3 — Т. II (Психолого-педагогические науки).
2. Плигин А. А., Максименко И. Н. Усиление мотивации к изучению английского языка [Электронный ресурс] URL: http://trenings.ru/ materialy/stati/733-statya-usilenie-motivatsii-k-izucheniyu-anglijskogo-yazyka.html (дата обращения: 02. 12. 2013)
3. Васильев А. А., Применение методов активного обучения в учебном процессе, 2005. [Электронный ресурс] URL: http://vasilievaa. narod.ru/mu/ucheb/StMU2.htm (дата обращения: 02. 12. 2013).
4. Зарукина Е. В., Логинова Н. А., Новик М. М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: Учебно-метод. пособие.— СПб., 2010.
5. Тарануха С. Н. Инновационные образовательные методы и технологии [Электронный ресурс] URL: http://900igr.net/ prezentatsii/pedagogika/Tekhnologii-i-metody-obuchenija/001-INNOVATSIONNYE-OBRAZOVATELNYE-METODY-I-TEKHNOLOGII-Nachalnik-otdela.html (дата обращения: 02. 12. 2013).