Научная статья на тему 'Проблема личностной самоидентификации в философии И. А. Ильина'

Проблема личностной самоидентификации в философии И. А. Ильина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIAN CULTURE / SENSE OF LIFE / MORAL VALUES / SPIRITUALITY / NATIONAL IDEA / FREEDOM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Финько М.В.

The problem of self-identification of the personality from the point of view of such basic concepts as search of meaning of life and mission of the person is considered. For the modern socio-cultural situation, the appeal to I. Ilyin’s philosophical heritage is rather typical since a lot of ideas formulated by him on the problems of Russian culture such as the search for the meaning of life, spiritual and moral values, are still urgent today when one of the main objectives facing modern Russian society is the problem of unity of all constructive forces for preservation of the cultural, spiritual and moral values inherent to our people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PERSONAL SELF-IDENTIFICATION OF I.A. ILYIN PHILOSOPHY

The problem of self-identification of the personality from the point of view of such basic concepts as search of meaning of life and mission of the person is considered. For the modern socio-cultural situation, the appeal to I. Ilyin’s philosophical heritage is rather typical since a lot of ideas formulated by him on the problems of Russian culture such as the search for the meaning of life, spiritual and moral values, are still urgent today when one of the main objectives facing modern Russian society is the problem of unity of all constructive forces for preservation of the cultural, spiritual and moral values inherent to our people.

Текст научной работы на тему «Проблема личностной самоидентификации в философии И. А. Ильина»

DOI: 10.18522/2070-1403-2017-62-3-45-51

ФИЛОСОФИЯ

УДК 101

М.В. Финько

Донской государственный технический университет г. Ростов-на-Дону, Россия redaction-el@mail .га

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ В ФИЛОСОФИИ И.А. ИЛЬИНА

[Margarita V. Finko The problem of personal self-identification

of I.A. Ilyin philosophy]

The problem of self-identification of the personality from the point of view of such basic concepts as search of meaning of life and mission of the person is considered. For the modern socio-cultural situation, the appeal to I. Ilyin's philosophical heritage is rather typical since a lot of ideas formulated by him on the problems of Russian culture such as the search for the meaning of life, spiritual and moral values, are still urgent today when one of the main objectives facing modern Russian society is the problem of unity of all constructive forces for preservation of the cultural, spiritual and moral values inherent to our people.

Key words: Russian culture, sense of life, moral values, spirituality, national idea, freedom.

В современном обществе наметился явный рост интереса к духовному и нравственному развитию личности. В значительной степени это вызвано тем, что без человека, а каждый человек, прежде всего, личность, без его духовного потенциала, без его ценностных ориентиров невозможно построить бесконфликтное гуманное общество, общество без войн, террористических актов, техногенных катастроф. От возрождения духовности и нравственности личности зависит не только возрождение общества в целом, но и эффективность проводимых реформ в области политики, экономики и культуры.

Анализируя представления И.А. Ильина о нравственных требованиях, предъявляемым к личности, исследователи его наследия отмечают, что по Ильину высшим нравственным принципом любой личности является требование к обладанию истинной верой, религиозным опытом, т.е. опытом духовной очевидности; затем, по его глубокому убеждению, располагаются нравствен-

ные требования к формированию своей личности сообразно таким ценностям как любовь, свобода и совесть. Говоря о справедливости, И.А. Ильин имеет в виду нравственные принципы, направленные на гармонизацию отношений личности как с другими личностями, так и с обществом [1; 7]. Нравственно-этическая проблематика, обращение к таким понятиям, как свобода, совесть, добро, зло, справедливость пронизывают всё творчество И.А. Ильина.

Три работы И.А. Ильина, опубликованные в его книге «Огни жизни» -«Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», «Поющее сердце. Книга таких созерцаний» и «Взгляд в даль. Книга размышлений и упований» - представляют собой глубокий философский труд, посвященный описанию стремления человека понять смысл жизни, проникнуться духовными и нравственными жизненными ценностями. Эта книга по праву может считаться своего рода «пособием» для человека, идущего по своему жизненному пути, где он может встретить и радости, и беды, страдания и душевные муки. В ней И.А. Ильин даёт присущее только ему толкование традиционных нравственных ценностей общества и так определяет общую направленность и смысл своего триптиха: «богатство чувства, постижений, идей, образов, волевых разрядов, призывов, упорядочений, целый кладезь духовности - явное и одновременно скрытое, данность, одновременно наполненная "тайнописью", расшифровать которую дано не многим» [4]. Ильин-мыслитель рассказывает обо всём, что он считает действительно важным и значимым, обо всём том, что он выстрадал, чем он жил и о чем он размышлял. Для того, чтобы вникнуть в суть этих размышлений, от читателя потребуется немало душевных сил и «верная духовная установка». И.А. Ильин, мастерски используя различные жанровые вариации: письма, беседы, старинные предания, разнообразные глубочайшие рассуждения, ведёт свой, на первый взгляд, такой лёгкий, раскованный, но такой жизненно важный и значимый, диалог с читателем о смысле жизни, о духовности и о любви, о природе, о счастье, о сомнениях и страданиях.

И в этом переплетении простого и сложного, конкретного и логического протекает свободный диалог философа и читателя, начинающийся с таких простых, на первый взгляд, вопросов как: «Что бы Вы сказали, если бы у Вас отняли солнечный луч?», «Как ты думаешь, можно ли прожить без любви?» и завершающийся сложнейшими смысловыми вопросами бытия: «Что есть ты во Вселенной?», «Каковы твои деяния перед Отечеством?», «Что воздашь

ты ему, Господу?». Смысл жизни человека, по твёрдому убеждению философа, заключается в свободе, скрывается в глубине души: «Жизнь человека без свободы - бессмысленна или невозможна. Так это и есть на самом деле. Все духовное и великое возникает в жизни таинственным образом из себя самого и через самого себя» [2, с. 861].

Современник Ильина С.Л. Франк в работе, которую он так и назвал «Смысл жизни» так охарактеризовал понятие свобода: «Минимальное условие возможности достижения смысла жизни есть свобода; только будучи свободными, мы можем действовать "осмысленно", стремиться к разумной цели, искать полноты удовлетворенности; все необходимое подчинено слепым силам необходимости, действует слепо, как камень, притягиваемый землею при своем падении» [10, с. 57]. Размышления этих двух философов позволяют нам сделать вывод, что свобода, а именно духовная свобода личности является необходимым условием осознания и реализации смысла своей жизни.

Кроме того, важным условием плодотворного поиска жизни как у И.А. Ильина, так и у С.В. Франка является духовная сосредоточенность на предмете исследования, отвлеченность от повседневных дел и забот, другими словами «сердечное созерцание» первого обосновывается необходимостью кажущегося «неделания» второго [5, с. 30].

Условно содержание трилогии И.А. Ильина можно представить следующим образом: «школа жизни», «мудрость жизни», «смысл жизни». Если же попытаться проанализировать его с позиций трех временных состояний (прошлое, настоящее, будущее), трех уровней размышления и анализа жизни -«восприятия жизни», «искусства жизни», «постижения смысла жизни», то в итоге читатель приходит к пониманию сути словесной, образной и духовной сфер жизни и творчества человека, к осмыслению важнейших законов человеческого существования и факта необходимости следования им.

Творчество Ильина особенно ценно для человека, выбирающего свой особенный жизненный путь. Задача выбора жизненного пути всегда считалась одной из самых трудных задач. У Ортеги-и-Гассета она называется самой трудной поскольку во внешнем мире существует множество траекторий, среди которых надо суметь правильно выбрать одну единственную - свою, так как жить - значит быть «вечно осужденным на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире» [6, с. 66].

«Вглядываясь в жизнь» глазами И.А. Ильина начинаешь всей душой воспринимать непреходящие, вечные ценности земного бытия и духовного смысла жизни человека. Эта книга предстаёт перед нами как своеобразный путеводитель по жизни, описывая и комментируя различные повседневные ситуации, которые встречаются в жизни каждого человека, помогая найти выход из тупиковой ситуации, преодолеть сиюминутные трудности и невзгоды.

Ключевыми для достойного бытия каждого человека должны стать понятия: духовная культура, вера, любовь, совесть, родина и др., которые и составляют истинный облик личности, именно ими он должен руководствоваться в любых, даже самых неожиданных и кризисных жизненных ситуациях. Вера и любовь - вот две незыблемые и самые важные духовные скрепы человека. Ильин говорит нам о вере: «Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает, как самое главное в своей жизни. Скажи мне, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, во что ты веришь» [3, с. 136]; о любви: «Там, где начинается любовь, там кончаются безразличие, вялость, экстенсивность: человек собирается и сосредоточивается, его внимание и интерес концентрируются на одном содержании, именно на любимом, здесь он становится интенсивным, душа его начинает как бы накаляться и гореть» [3, с. 154].

Исключительно важным философ считал умение откликнуться на человеческое чувство, способность сострадать и откликаться на чужое страдание, боль. И здесь просматривается личная нравственная позиция Ильина, в которой явственно проступает его глубочайшая мысль о том, жизнь - прекрасна, в ней бесчисленное множество возможностей для любви, для добра, для самопожертвования и, что для счастья человеку надо лишь всего-то принимать этот мир с любовью, с сердцем, с верой.

Говоря о роли философского наследия И.А. Ильина в воспитании духовно и нравственно здоровой личности, нельзя не сказать о его любви к Родине, о его безошибочной вере в духовное возрождение России, о его выдающемся вкладе в разработку и формирование национальной идеологии. Удивительно, насколько современно, вполне в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, звучат слова великого русского мыслителя, произнесённые им еще в 1934 г. в Белграде в докладе «Творческая идея нашего будущего»: «Мы должны сказать всему остальному миру, что Россия жива, что хоронить её - близоруко и неумно; что мы не человеческая пыль и грязь, а живые люди с русским сердцем, с

русским разумом и русским талантом, что напрасно думают, будто мы с друг другом "перессорились" и пребываем в непримиримом разномыслии...» [8]. В другой статье «Что сулит миру расчленение России?» Ильин пророчески говорит всему миру об ожидающих его бесконечных распрях, столкновениях, гражданских войнах, которые будут постепенно перерастать в мировые конфликты. И процесс этот будет неотвратимым, потому что «державы всего мира (европейская, азиатская и американские) будут вкладывать свои деньги, свои торговые интересы и свои стратегические расчёты в ново возникшие малые государства» [12]. К сожалению, события последних лет в Ираке, Ливии, Сирии, Украине и ряде других стран подтверждают прозорливость русского философа. И, если мы хотим благополучия и процветания нашей стране, национальная идея Ильина должна получить своё развитие в новых условиях современной России, стать государственно-исторической, государственно-национальной, государственно-патриотической [9; 10].

Для того чтобы в каждом россиянине сохранить национальный духовный характер, свою духовность и, чтобы не потеряться в повседневной суете, человеку необходимо всегда находиться в поиске смысла жизни. И поэтому действительно бесценной в современном, таком сложном и противоречивом мире, является возможность познакомиться с отношение величайшего русского мыслителя ХХ века Ивана Александровича Ильина к миру и войне, к русской национальной идее, основным нравственным человеческим ценностям, к поиску главного в своей жизни, её смысла, с его неповторимым видением и анализом различных жизненных проблем, с его оригинальным подходом к их разрешению, что безусловно поможет каждому из нас найти свой достойный путь в нынешней жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапов А.А. Религиозно-философская концепция русской культуры И.А. Ильина // Гуманитарные и социально-экономические науки.2006. №2 5.

2. Ильин И.А. Письма. Мемуары (1939-1954) // Собр. соч. М., 1999.

3. Ильин И.А. Путь к очевидности // Ильин И.А. Почему мы верим в Россию. М., 2006.

4. Ильин И. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т. 3. М., 1993-1999.

5. Камалова О.Н. «Созерцание» в философско-культурологических построениях И. Ильина // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. № 6.

6. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 2000.

7. Станкевич А.Р. Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина//Автореф. дис. канд. филос. наук. Санкт-Петербург, 2010.

8. Творческая идея нашего будущего по И.А. Ильину // URL: http://www.spaspo.narod.ru/bibl/Vozrodim4.htm (дата обращения: 22.03.2017).

9. Финько М.В. Проблема образования в русской религиозной философии // Омский научный вестник. 2007. № 4 (58).

10.Финько М.В. Религиозно-нравственные основы философии культуры Ивана Ильина // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 3.

11.Франк С.Л. Смысл жизни // С нами Бог. М., 2003.

12.Что сулит миру расчленение России? // Встреча с православием. URL: http://www.pravoslavie.ru/put/060731113130.htm(дата обращения:

22.03.2017).

REFERENCES

1. Agapov A.A. Religious and philosophical concept of Russian culture of Ilyn // Humanities and Socio-Economic Sciences. № 5.

2. Ilyin I.A. Letters. Memoirs (1939-1954) // Collected works. M., 1999.

3. Ilyin I.A. The way to evidence // Ilyin I.A. Why do we believe in Russia. M., 2006.

4. Ilyin I.A. Collected works in 10 volumes. Vol. 3. M., 1993-1999.

5. Kamalova O.N. "Contemplation" in philosopho-culturological formations of I. Illina // Humanities and socioeconomic sciences. 2012. № 6.

6. Ortega-y-Gasset H. Selected works. M., 2000.

7. Stankevich A.R. Moral principles and the problem of the formation of personality in philosophy of Ilyin // Abstract of the thesis. St. Petersburg, 2010.

8. Creative idea of our future for I.A. Ilyin // URL: http://www.spaspo.naro-d.ru/bibl/Vozrodim4.htm (date of circulation: March 22, 2017).

9. Finko M.V. The problem of education in Russian religious philosophy // Omsk Scientific Bulletin. 2007. № 4 (58).

10.Finko M. V. Religious and moral foundations of the philosophy of culture of Ivan Ilyin // Humanities and socio-economic sciences. 2007. No 3.

11.Frank S.L. The meaning of life // With us God. M., 2003.

12.What does the dismemberment of Russia promise to the world? // Meeting with Orthodoxy. URL: http://www.pravoslavie.ru/put/060731113130.htm (date of the application: 22.03.2017).

16 июня 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.