Научная статья на тему 'Духовно-нравственные ценности вузовского образования в динамичных условиях современного российского общества'

Духовно-нравственные ценности вузовского образования в динамичных условиях современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPIRITUAL AND MORAL VALUES / COMPETENCE-BASED APPROACH / DYNAMICS / GLOBALIZATION / BOLOGNA EDUCATIONAL SYSTEM / VALUES / UNIVERSITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аркова Т.И., Хантурова И.Е.

The article discusses external and internal factors affecting the dynamics of the spiritual and moral values of higher education in modern Russian society. Entry into the Bologna educational system is fraught with the absorption of traditional spiritual and moral values, wide expansion of Western pragmatism in all spheres of society. The necessity of a critical understanding of modernization processes in education and their coordination with traditional spiritual and moral values that have passed the test of time, contributing to the formation of a socially responsible, creative person with high moral and ethical qualities and focused on high professional competence growth is argued. Objective regularities of development characteristic of society and its structural elements, and in particular concerning higher education, its spiritual and moral values are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF UNIVERSITY EDUCATION IN DYNAMIC CONDITIONS OF MODERN RUSSIAN SOCIETY

The article discusses external and internal factors affecting the dynamics of the spiritual and moral values of higher education in modern Russian society. Entry into the Bologna educational system is fraught with the absorption of traditional spiritual and moral values, wide expansion of Western pragmatism in all spheres of society. The necessity of a critical understanding of modernization processes in education and their coordination with traditional spiritual and moral values that have passed the test of time, contributing to the formation of a socially responsible, creative person with high moral and ethical qualities and focused on high professional competence growth is argued. Objective regularities of development characteristic of society and its structural elements, and in particular concerning higher education, its spiritual and moral values are given.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные ценности вузовского образования в динамичных условиях современного российского общества»

DOI: 10.23683/2070-1403-2019-74-3-2-12

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 09.00.11)

УДК 101

Т.И. Аркова, И.Е. Хантурова

Российский университет транспорта (МИИТ) г. Москва, Россия redaction-el@mail .га

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИНАМИЧНЫХ УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

[Tatyana I. Arkova, Irina E. Khanturova Spiritual and moral values of university education in dynamic conditions of modern Russian society]

The article discusses external and internal factors affecting the dynamics of the spiritual and moral values of higher education in modern Russian society. Entry into the Bologna educational system is fraught with the absorption of traditional spiritual and moral values, wide expansion of Western pragmatism in all spheres of society. The necessity of a critical understanding of modernization processes in education and their coordination with traditional spiritual and moral values that have passed the test of time, contributing to the formation of a socially responsible, creative person with high moral and ethical qualities and focused on high professional competence growth is argued. Objective regularities of development characteristic of society and its structural elements, and in particular concerning higher education, its spiritual and moral values are given.

Key words: spiritual and moral values, competence-based approach, dynamics, globalization, Bologna educational system, values, university education.

Динамичные социальные перемены, охватившие все сферы общественной жизни, требуют комплексного анализа социальных и духовных проблем и прежде всего проблему человека. В данном случае использование понятия «динамика» дает нам возможность осуществить не только социально-философское осмысление любых изменений, которые происходят в обществе в целом под воздействием различных факторов и условий, но и выявить объективные закономерности развития, характерные обществу и его структурным элементам, в частности, касающихся вузовского образования, его духовно-нравственных ценностей. Сферу образования относят к социальной и духовной

сферам жизни общества, поскольку оно способствует формированию объективных знаний об окружающей действительности, духовно-нравственных ценностей на своих уровнях, осознанию социально позитивной деятельности во благо самому себе, семье, обществу, государству и миру. Образование - не только путь к освоению знания, развития интеллектуального и духовного развития, но и путь к самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию, а в идеале - путь к достижению гармонии с самим собой, окружающими людьми, природой - становится конвенциональной и ценностно значимой истиной. Образование является общественно значимым благом, т.е. наиважнейшей ценностью - прописано и в Новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [9, с. 3]. А понятие «ценность» раскрывает общую идею об обладании человеком каким-либо материальным или нематериальным (духовным) ресурсом. Рассматривается специфика духовно-нравственных ценностей вузовского образования, способы их получения, обладания, утраты, появление новых ценностей в связи с изменившимися условиями жизни в обществе. На функционирование и развитие духовно-нравственных ценностей современного российского вузовского образования значительное влияние оказывает совокупность внешних и внутренних факторов, характер и направленность решаемых российским обществом и государством задач. К факторам внешнего характера относятся: глобальные проблемы цивилизации, собственно сам мировой образовательный процесс; ценностное пространство мировой и национальной культуры, претерпевающей серьезные изменения в связи с широкой экспансией массовой культуры. К внутренним факторам следует отнести: существующую систему образования, способы осуществления образовательной деятельности, влияющие на высшее образование; несогласованное управление образованием в соотношении государство-общество; несовершенство подхода к организации и содержанию подготовки специалистов; основные характеристики личности обучающегося, его готовность к самосовершенствованию и самореализации. Вся совокупность данных факторов одновременно и объективна (образование должно отвечать экономическим, политическим и духовным потребностям общества), и субъективна (управляется людьми, занимающими определенные посты в государстве и самой системе образования).

Рассмотрим некоторые из них. Процессы глобализации в российском образовательном пространстве сегодня наглядно обнаруживают себя в первую

очередь в Болонском процессе и в унификации образования. «Эти изменения наглядно свидетельствуют о формировании общечеловеческой цивилизации, которая в глобальном мире с необходимостью пробивает себе дорогу. Это обусловлено и тем, что в условиях расширения всемирной взаимозависимости, увеличивается горизонтальная мобильность интеллектуального и высококвалифицированного труда соотносящимся перемещением товаров и капитала в XX в.» [10, с. 23]. В связи с этим, согласование национальной системы образования с единой рационализированной системой европейского образования становится весьма актуальной, но существует и реальная опасность становления маргинальной личности, для которой присущи: «...распад культурных стереотипов, носителем которых является ее культурная традиция, размывание этнических и национальных границ, ... потеря чувства целостности, кризис идентичности» [7, с. 66]. Вступление России в Болонский процесс связано с мировыми стандартами в системе образования. Общим следствием выбранной парадигмы в вузах является: уменьшение уровня знаний по гуманитарным и техническим дисциплинам, снижение мотивации «быть образованным» за счёт мотивации «быть успешным», связанной, отчасти, появлением наряду с традиционными университетами огромного количества учреждений нового типа - технических университетов, предлагающих короткие программы, колледжей, центров дистанционного обучения, открытых университетов - и все это для удовлетворения растущего общественного спроса, связанных с прикладной, прагматичной направленностью содержания образования.

Весьма существенным фактором внешнего характера, который влияет на динамику российского образования, является ценностное пространство, в котором нельзя не отметить небезопасную тенденцию вхождения западного прагматизма в духовную жизнь современной молодежи, потерю духовной преемственности поколений, вполне способных в будущем привести к утрате культурной национальной идентичности России: «Сегодня в российском обществе распространяются такие негативные явления, как падение уровня нравственных ценностей, в том числе проявление аморализма, пренебрежение к историческим событиям прошлого, в том числе к советскому периоду, а также национализм, эгоизм, возвышение материального над духовным, опасность «расползания» коррупции, правовой нигилизм» [4, с. 7].

Необходимость служения надличностным ценностям раскрыта на главной установке, которая охарактеризована И.А. Ильиным: «Кто бы я ни был, каково бы ни было мое общественное положение... я служу России, ... а не «мамоне» и не «начальству», «не личной похоти», и «не партии», не «карьере» и не просто «работодателю», - но именно России, ее спасению, ее строительству, ее качеству, ее совершенству, ее величию, ее оправданию перед лицом Божиим» [2, с. 183]. Полагаем, что реформы в системе образования необходимо проводить, учитывая единство соотношения обновления и сохранения, подразумевающего развитие на новом социальном витке развития общества таких форм и методов в содержании образования, которые опираются на традиционные духовно-нравственные ценности.

Одним из внутренних факторов, оказывающим влияние на динамику духовно-нравственных ценностей, является необходимость быстрого реагирования на изменения, происходящие на рынке труда, вызванные новыми требованиями к специалистам высшей квалификации: «В плоскости отношений «образование - социум» можно было бы назвать противоречия между быстро меняющимися требованиями к специалистам на нынешнем рынке труда и негибкостью, запаздыванием реагирования системы образования на эти изменения в прагматическом аспекте; между готовностью субъектов образовательной системы готовить высококвалифицированных специалистов для российского общества и недостаточным обеспечением (финансовым, политическим, организационно-административным) реализации этого со стороны государства» [3, с. 49]. В российском образовательном пространстве введен компетентностный подход (вместо «знаниевого» подхода), реализующийся через Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в которых и предписывается овладение соответствующими компетенциями [8]. Основными проблемами данного подхода являются: широта компетенций, которые государству довольно сложно проконтролировать, например, как измерить, проверить способность действовать в нестандартных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью, или применять полученные знания на протяжении всей жизни, использовать навыки самообразования за пределами организованного образовательного процесса и т.п.? Возникают трудности оценивания результатов освоения и применения компетенций, поскольку образование превращается в деятель-

ность, с пролонгированным результатом. Результаты образования (овладение компетенциями) выпускнику сложно продемонстрировать, а оценить их можно будет в лучшем случае через несколько лет после окончания вуза. Нельзя не отметить и консервативность педагогического состава, психологическую неготовность к работе в компетентностной парадигме, а также ор -ганизационную несогласованность в процессе введения новых ФГОС, при том, что преподаватели не успевают адаптироваться и обеспечить методически образовательные программы по имеющимся стандартам.

Для устранения разного рода несоответствий, необходимы конструктивные усилия по обеспечению реального взаимодействия государства, работодателей, вузов в разработке профессиональных стандартов, в соответствии с которыми будут согласованы ФГОС ВО, определяющие единые требования к результатам вузовского образования, а также - осуществление организационного и методического сопровождения, вводимых в действие стандартов. Важной целью высшей школы является и формирование духовно-нравственной личности, имеющей четкую гражданскую позицию, способной принести пользу обществу, оказать положительное влияние на общественное развитие. Данные цели изложены в Новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [9, с. 3]. Идеи патриотического воспитания заложены в федеральных государственных стандартах высшего образования (в некоторых направлениях подготовки специалитета), а также в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 гг.» [6]. А главное, что в основном законе страны - Конституции прописана ценность патриотизма: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ» [5, с. 10]. Патриотизм - это необходимая ценность, исходящее из глубины души осознание своей родственности с Отечеством, целостное и неискоренимое ответственное отношение к нему. В условиях глобализации, внедрения прозападных ценностей, формирование патриотизма у студентов вуза является наиважнейшей задачей духовно-нравственного возрождения общества. Важнейшим фактором внутреннего характера является несовершенство подходов к организации и содержанию подготовки специалистов. Существующие реалии требуют формирования нового образа специалиста как человека мобильного, не боящегося конкуренции, умеющего создать и развивать собственное дело, обладающего

устойчивой системой ценностных ориентаций, адекватно реагирующего на изменения в социально-экономических условиях. Один из краеугольных камней современной образовательной государственной политики - обеспечение права на образование всем гражданам России. Статья 43 Конституции РФ [5, с. 10], провозглашающая общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в большей степени имеет декларативный характер. Именно от доступности и качества образования зависят модернизационные тенденции страны и социальная стабильность общества. Какие же факторы влияют на доступность и качественность образования? Это [по М.К. Горшкову, Ф.Э. Шереги] социокультурные, территориальные, экономические, статусные факторы [1, с. 176]. Социокультурные характеристики раскрывают социальный и культурный капитал семьи, куда входят образование, сфера занятости и должности родителей, гарантирующие своему ребенку будущее статусное положение, а также возможности для восходящей социальной мобильности после завершения им института профессионального образования. Территориальные предусматривают тип населенного пункта, уровень урбанизации, связанные со следующими выводами, что «.шансы ребенка, проживающего в селе или в поселке городского типа, на получение качественного образования стремятся к нулю, если у него нет возможностей компенсировать территориальную депривацию» [1, с. 178].

Экономические факторы (уровень материальной обеспеченности семьи) определяются тем, что школы, имеющие повышенный статус и профильные классы, как правило, являются платными, что говорит о том, что общее образование становится все более коммерциализированным. Статусные характеристики основной акцент придают положению в обществе родителей, а тем самым и возможность получения образования в статусной, престижной школе, в будущем возможность поступления в один из престижных вузов не только в своей стране, но и за рубежом. Данные факторы говорят о том, что в принципе школьное образование ученика зависит более от благосостояния и желания родителей, чем от его личностных способностей и усилий. Несомненно, данная ситуация создает сомнения в собственных силах, социальное недовольство представителей «низов», инфантилизм, недостаток актив-

ности и предприимчивости у других. Происходит признание законного унаследования статусных позиций, а по сути, закрепление и воспроизводство неравенства. Задержка, неспешность и безразличие в части принятия незамедлительных и хорошо продуманных мер может привести к тому, что в будущем Россия рискует получить еще более расколотое и неоднородное общество, как по экономическим показателям, так и в образовательном плане. Необходимость общедоступного образования и воспитания, основанных на преемственности духовно-нравственных ценностей и традиций, подлинной культуры своего народа и его истории должно являться насущной задачей на всех уровнях системы непрерывного образования. Сложное и противоречивое становление информационного общества, которое является в целом прогрессивным шагом эволюции социального бытия, сопровождается раз -нообразными проблемами, в том числе и в сфере образования.

По законам диалектики в каждом прогрессивном этапе содержатся и моменты регресса, утраты чего-либо, что является неизбежным. При невозможности изменить, а тем более преодолеть нежелательную тенденцию, ее следует осмыслить и постараться обратить негативные проявления в позитивные. Отход от прежних подходов к функционированию высшей школы в нашей стране должен сопрягаться с кардинальной перестройкой не только образовательных структур, содержания, но и процессов преподавания и воспитания. Во многом от самого преподавателя зависит, каким будет подрастающее поколение. Сегодня в отсутствие некой объединяющей российский социум идеи на преподавателя возлагается еще одна важная задача - крепить пошатнувшуюся веру в высшие нравственные идеалы. Поскольку именно профессиональные качества преподавателя, его интеллектуальный и научный потенциал, лекторское мастерство, его мировоззрение, ценностные ориентации, система убеждений, стремление к самосовершенствованию предстают, как живой пример истинной профессиональной деятельности и всецело оказывают влияние на студента. Сама личность преподавателя зачастую ассоциируется у студентов с изучаемым курсом, поэтому преподаватель может пробудить их интерес к предмету, побудить к углубленному изучению дисциплины. Здесь важна всемерная поддержка и обеспечение государством качественной системы образования, целенаправленная работа по повышению статуса и престижа преподавателя. Самому преподавателю нужно обладать гиб-

костью в данных условиях, поэтому возникает необходимость учета особенностей (отрицательных и положительных) современных студентов, пересмотра методов и содержания высшего образования, стремиться изменить саму атмосферу учебы, чтобы повысить эффективность обучения.

Преподавателю нужно научиться отходить от роли назидательного транслятора знаний, а выступать в качестве координатора, направляя студентов на самостоятельную, творческую и интеллектуальную деятельность. Быть примером для подражания, постоянно совершенствуя свое педагогическое мастерство, формируемое на основе практического опыта, через рефлексивную педагогическую деятельность. Подготовка высококвалифицированных профессионалов остается важнейшей задачей высшей школы, поэтому должна быть усилена соответствующим образом связь между гуманитарной и естественнонаучной составляющей высшего образования, направленной на интеллектуально-духовное развитие личности, поскольку только на этой основе вуз станет способным формировать духовно-нравственные ценности выпускника: патриотизм, ответственность, долг, уважение к историческому наследию и традициям своей культуры, саморазвитие, самосовершенствование, творчество, необходимые ему для плодотворной профессиональной и социально позитивной деятельности в современных условиях. Чем больше будет полноценно образованных людей с устойчивым мировоззрением, сформированной системой духовно-нравственных ценностей, тем будет выше показатель экономического, культурного, социального, цивилизованного развития государства:

1. Преобразования, происходящие в мире, обусловили процесс изменения и реформирования духовно-нравственных ценностей вузовского образования современного российского общества. Конкурентоспособность, мобильность, прагматизм начинают выступать на первый план в обход таким традиционным духовно-нравственным ценностям как совесть, уважение, патриотизм, гуманизм, милосердие.

2. Данные изменения обусловили к полному отчуждению реального смысла образования как духовной составляющей человека к образованию как сферы услуг, доступ к которой измеряется нынче платежеспособностью ученика.

3. В динамике духовно-нравственных ценностей вузовского образования можно выделить следующие закономерности-тенденции:

• закономерность преобразования духовно-нравственных ценностей вузовского образования, предстающих как взаимовлияющая совокупность изменения и сохранения их сущностных основ, которые проявляются в форме преемственности, т.е. развития нового на базе старого;

• закономерность возрастающего охвата и включения в интенсивные, переломные исторические периоды в содержание духовно-нравственных ценностей вузовского образования общегосударственных интересов;

• закономерность диалектического изменения духовно-нравственных ценностей вузовского образования, обусловливающих их проявление в периоды социальных, политических, экономических и духовных преобразований в стране.

Закономерности-тенденции обнаруживаются в отношениях с другими государствами, с социальными институтами, общностями, но и в насущных задачах и целях развития и совершенствования образовательной системы на всех уровнях в России, а также в обеспечении духовно-нравственной составляющей подрастающего поколения, но пока на достаточно низком удовлетворительном уровне.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010.

2. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // О грядущей России: избранные статьи / Под ред. Н.П. Полторацкого. М.: Военное изд-во, 1993.

3. Климов С.Н. Образование и профессиональная культура: противоречия, проблемы и подходы к их разрешению // Вестник военного университета. 2012. № 1.

4. Ксенофонотов В.Н., Гунибский М.Ш. Духовная жизнь российского общества и формирование личности юриста. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017.

5. Конституция Российской Федерации (с гимном России). М.: Проспект, 2013.

6. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493.

7. Сигнаевская О.Р. Национальная безопасность и гражданское общество в контексте духовно-нравственных ценностей образования // Философия образования. Новосибирск, 2008. № 4 (25).

8. Федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям (направлениям) подготовки, реализуемым образовательной организацией [Электронный ресурс]. URL: http: www.еdu.ru/db/mо/Dаtа/d_09/рrm732-1.рdf (дата обращения 12.12.2018).

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013.

10. Чумаков А.Н. Глобалистика и образование // Мир образования - образование в мире. 2007. № 4(28).

R E F E R E N C E S

1. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Modernization of Russian education: problems and prospects / Ed. M.K. Gorshkova and F.E. Sheregi. M.: TsSPiM, 2010.

2. Ilyin I.A. On the upbringing in the coming Russia // On the coming Russia: selected articles / Ed. N.P. Poltoratsky. M.: Military publishing house, 1993.

3. Klimov S.N. Education and professional culture: contradictions, problems and approaches to their resolution // Bulletin of the military university. 2012. No 1.

4. Ksenofonotov V.N., Gunibsky M.Sh. The spiritual life of Russian society and the formation of the personality of a lawyer. M.: Norma: INFRA - M, 2017.

5. The Constitution of the Russian Federation (with the anthem of Russia). M.: Prospect, 2013.

6. "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020" dated December 30, 2015 No. 1493.

7. Signaevskaya O.R. National security and civil society in the context of the spiritual and moral values of education // Philosophy of education. Novosibirsk, 2008. No. 4 (25).

8. Federal state educational standards for specialties (directions) training, implemented by the educational organization [Electronic resource]. URL: http: www.edu.ru / db / mo / Dat / d_09 / prm732-1.rdf (appeal date 12.12.2018).

9. Federal Law "On Education in the Russian Federation". M.: Prospect, 2013.

10.Chumakov A.N. Global studies and education // The world of education -education in the world. 2007. No 4 (28).

_9 апреля 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.