Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 15. Вып. 1 • 2017
STUDIA STUDIOSORUM: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Тематический выпуск в рамках года подготовки и проведения XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в России
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
STUDIA STUDIOSORUM: Achievements of Young Researchers
Thematic Issue in the run-up to the year of preparation and holding the 19th World Festival of Youth and Students in Russia Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Band 15, Ausgb. 1.
STUDIA STUDIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher
Thematische Ausgabe im Rahmen des Jahres der Vorbereitung und Durchführung des XIX. Weltfestivals der Jugend und Studenten in Russland.
Achievements in Science of World Cognition:
Успехи в науке о познании мира: History of Philosophical Th°ught the Eyes of
• I w Young Researchers /
истории филОСОфСК.Ои мысли Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt:
глазами молодых исследова телеи die Geschichte des philosophischen Denkens
im Sinne der Nachwuchsforscher
УДК 1(091)[304:316.356.4(=161.1)]Иван Ильин
Вакулинская А.А.
О некоторых особенностях русской нации в понимании
И.А. Ильина
Вакулинская Александра Ивановна, магистр философии, аспирант Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-6751-874X
E-mail: [email protected]; [email protected]
Статья посвящена концептам «нация» в целом и «русская нация» в частности в трудах И.А. Ильина. Источниковедческий подход позволил автору вычленить особенности концепции русской нации, представленной в работах философа, а также сопоставить приводимые в этих трудах характеристики русской и западноевропейских наций. Предпринята попытка осмысления роли данных концептов в политико-философском построении мыслителя.
Ключевые слова: Русская идея; русская нация; западноевропейские нации; патриотизм; русская философия; философия Ивана Александровича Ильина.
Многие русские философы, учёные — и просто мыслящие люди отмечают удивительную способность нашего государства объединить под общим началом всё то множество народов, территории проживания которых, со временем были включены в состав России. Практически ни одно философское направление в России не обходило стороной тему особенности формирования русской нации, подчёркивая её отличительные черты от других (зачастую именно европейских) наций.
Одним из мыслителей ХХ в., в наследии которого осмысление того, что определяется термином «русскость», занимает едва ли не ведущее место, был Иван Александрович Ильин. В наше время этот философ, за редким исключением, не нуждается в отдельном представлении, его имя можно встретить не только на страницах философских журналов, но и на рекламных буклетах с призывом реализовать гражданский долг — как это было на прошедших думских выборах. Зарубежные и отечественные СМИ присвоили Ильину статус любимого философа В.В. Путина [Putin's Might Is White... 2004]. Основания для присвоения такого статуса можно обнаружить на примере высокого уровня цитируемости произведений И.А. Ильина в стране, а также усмотреть в том, что именно патриотизм был провозглашен главой государства в качестве национальной идеи России (на тему патриотизма философ рассуждал практически во всех своих трудах, написанных после событий революции 1917 г.) [Путин: национальная идея... 2016]. Связь понятий «патриотизм» и «нация» достаточно сильна, в связи с чем анализ особенности понятия «нация» в контексте творчества Ильина представляется нам весьма востребованным сегодня.
Такой анализ есть, по сути, идейная реконструкция точки зрения Ильина в отношении феномена русской нации. Это, в
ЭГиО\А ЗТиРЮЭОЯиМ: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Успехи в науке о познании мира:
история философской мысли глазами молодых исследователей
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Вакулинская А.А. О некоторых особенностях русской нации в понимании И.А. Ильина
свою очередь, предполагает ответ на вопрос, что же понимал философ под нацией, и что делает его понимание уникальным. Ответ на данный вопрос становится возможным, если воспользоваться методами источниковедческого анализа и интеллектуальной реконструкции — не столько аналитической, сколько синтетической — хода мысли философа.
Хрестоматийным является факт, что И.А. Ильин был убежденным монархистом и настоящим, искренним патриотом России. Это особенно ярко проявляется в статьях, которые он писал, будучи в эмиграции, в последствие они были изданы в сборнике под названием «Наши задачи» (Париж, 1956). В книге «О сущности правосознания», которая была напечатана в Мюнхене по инициативе супруги философа уже после его смерти в 1956 г., целая глава посвящена рассмотрению феномена патриотизма, процесс становления которого И.А. Ильин определял следующим образом:
«...если человек обретает для такой любви предмет, действительно заслуживающий её по своему объективному достоинству, и если этим предметом является духовная жизнь и духовное достояние его народа — то он становится истинным патриотом: он совершает акт духовного самоопределения, которым он отождествляет, в целостном и творческом состоянии души, свою судьбу с духовною судьбой своего народа» [Ильин 1993, с. 25].
Иван Александрович Ильин (1883-1954).
Обложка первых изданий первого тома сборника «Наши задачи» (Париж, 1956; слева) и книги «О сущности правосознания» (Мюнхен, 1956; справа)
Можно резюмировать, что патриотизм для Ильина — это, безусловно, любовь к своему народу, которая проявляется в акте духовного слияния. В свою очередь В.А. Сахаров полагает:
«Патриотизм по Ильину — это, прежде всего, чувство. Чувство любви к Родине. Идея Родины предполагает в человеке живое начало духовности...» [Сахаров 2011].
Такого же мнения придерживается и автор предисловия к десятитомному изданию сочинений философа Ю.Т. Лисица [Лисица 1993].
Помимо этого внутреннего признака духовной связи со своим народом, философ отмечает также существование и внешнего, который проявляется в общности территории, быта, хозяйства, кровных связях, расовой и национальной общности, природе, общности права и государства. Однако вовсе необязательно наличие всех из вышеперечисленных условий жизни, «патриотизм может сложиться при отсутствии любого из этих содержаний». Понятия «патриотизм» и «народ», имеют в понимании философа непосредственную, неразрывную связь, однако под «народом» подразумевается в первую очередь духовная общность. Философ пишет:
«.каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой» [Ильин 1956, с. 43].
При таком подходе к вопросу, различия между понятиями «нация» и «народ» у Ильина не существует, а приведенные выше проявления внешнего признака духовной связи более характерны для понятия «нация» [Дугин 2011]. А.Р. Станкевич
ЭГиО\А ЗТиРЮЭОЯиМ: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Успехи в науке о познании мира:
история философской мысли глазами молодых исследователей
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Вакулинская А.А. О некоторых особенностях русской нации в понимании И.А. Ильина
считает, что понятия «национализм» и «патриотизм», применяемые в работах философа, имеют тождественное значение
[Станкевич 2014].
Именно внутренняя связь, проявляемая в созерцательной любви к народу, позволяет обрести человеку родину. На страницах своего произведения «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» Ильин писал:
«Иметь родину есть счастье, а иметь ее можно только любовью. Не случайно, что люди ненависти, современные революционеры, оказываются интернационалистами: мертвые в любви, они лишены и родины» [Ильин 2005].
В одной из работ, вошедших в сборник «Наши задачи», философ задает русской эмиграции следующую установку:
«Мы должны доказательно вскрыть перед мировым общественным мнением происходящее в Советии: антинациональную, губительную для России политику коммунистов, нерусскость советского империализма, духовную нелепость и разрушительность партийной тирании...» [Ильин 1956, с. 19].
В политике людей, не соотносящих себя со своими народом, государством, не ставящих их интересы выше каких-либо других (мировой революции, построения коммунизма), в конце концов, не любящих их историю и культуру, Ильин усматривал великую опасность для русской нации, предугадывал её разъединение и разобщение, которое и произошло после исчезновения принудительного механизма тоталитарного государства. В своей статье А.В. Калакин сравнивает советские годы с современной Россией:
«.как и во времена И.А. Ильина, так и ныне общество наше находится в кризисном состоянии самосознания. Это кризис менталитета, культуры, которую мы огульно, порой в угоду выгодам модной политической конъюнктуры стараемся скопировать, видя в ней панацею от всех наших бед» [Калакин 2014].
Понятие «созерцательная любовь» является характерным для православной, а именно исихастской традиции [Громов, Мильков 2001, с. 84—91]. Метод познания исихастов принято обозначать как кардиогносию, что означало способ познания путём сердечного созерцания, духовного переживания. Европа не знает нас,
«...потому, что ей чуждо славяно-русское созерцание мира, природы и человека. Западноевропейское человечество движется волею и рассудком. Русский человек живет прежде всего сердцем и воображением и лишь потом волею и умом. Поэтому средний европеец стыдится искренности, совести и доброты как "глупости"; русский человек, наоборот, ждет от человека прежде всего доброты, совести и искренности» [Ильин 1956, с. 54].
Именно так Ильин разграничивает западное и русское сознание.
Титульный лист первого издания труда И.А. Ильина Wesen und Eigenart der Russischen Kultur: Drei Betrachtungen («Сущность и своеобразие (особенность) русской культуры. Три соображения», 1944).
Греческое православие, несомненно, оставило неизгладимый отпечаток на нашей национальной культуре и способствовало становлению нации.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Research ers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15., Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Вакулинская А.А. О некоторых особенностях русской нации в понимании И.А. Ильина
«Рим никогда не отвечал нашему духу и нашему характеру, — писал Ильин. — Его самоуверенная, властная и жестокая воля всегда отталкивала русскую совесть и русское сердце. А греческое вероисповедание мы, не искажая, восприняли настолько своеобразно, что о его "греческости" можно говорить лишь в условном, историческом смысле» [Ильин 1956, с. 19].
Вместе с верой мы восприняли и традицию письменности, заложенную Мефодием и Кириллом Философом. Русский язык, непонятный иностранцам и чуждый Европе (см., напр. [Ильин 2010]), также, по мнению И.А. Ильина, является фактором, оказавшим влияние на оформление нашей нации.
Мыслитель стремился также подчеркнуть разность отношений России и европейских стран к другим народам, которая исторически связанна с теми мерами миссионерской проповеди, которые существовали у Восточной и Западной Церквей:
«Европеец, воспитанный Римом, презирает про себя другие народы (и европейские тоже) и желает властвовать над ними; за то требует внутри государства формальной "свободы" и формальной "демократии". Русский человек всегда наслаждался естественной свободой своего пространства, вольностью безгосударственного быта и расселения и нестесненностью, своей внутренней индивидуализации; он всегда "удивлялся" другим народам, добродушно с ними уживался и ненавидел только вторгающихся поработителей» [Ильин 1956, с. 54].
Бескрайность просторов нашего государства, природа — повлияли на формирование русской души. Широта и обширность русских земель, «ширь ландшафта » способствовали выработке и пониманию чувства свободы, вольности. Если европейцы стремились к власти и требовали формальной «свободы», то русский человек был свободен естественно, лишь по своей природе. Отсюда характерное тяготение к той форме государства или как её именовал Ильин «живой организации народа», которая свойственна для России, а именно — монархии. Однако территориальные размеры, политический опыт и национальный характер — это ещё не все факторы, оказывающие, по Ильину, влияние на форму государства, важно принимать в расчёт и уровень народного правосознания, и климат, и состав населения.
Суровые погодные условия России, «острота климата» закаляли национальный характер, затрудняли организацию народа, осложняли его хозяйственную деятельность. Пёстрый состав населения, зачастую являющийся фактором распада нации, изглаживался «религиозно-культурным преобладанием и успешным политическим водительством численно сильнейшего племени (русского народа), отличавшимся настоящей уживчивостью и добротой» [Ильин 1956, с. 43]. Что касается уровня правосознания русского народа, то Ильин отмечал:
«Европейское правосознание формально, черство и уравнительно; русское — бесформенно, добродушно и справедливо» [Ильин 1956, с. 54].
Воспитанное в течение веков монархическое правосознание, проявлялось не просто в подчинении, а в наличии любви к правителю и государству. Ю.С. Стариков по этому поводу пишет:
«Как и многие другие философы русского ренессанса, Иван Ильин полагал, что Монархия в России имеет сугубо экзистенциальные основания, которые выражались, прежде всего, в «живой очевидности сердца». Это составляло отражение сущности русской идеи в сфере исторически сложившегося общественно-политического строя России. Согласно справедливому замечанию многих исследователей, в творчестве И.А. Ильина, наряду с трудами И.Л. Со-лоневича, М.В. Назарова и Л.В. Тихомирова, теория монархического государственного устройства нашла наиболее полное отражение» [Стариков Ю.С. 2008].
Неизгладимый след на образе жизни и мыслей русской нации оставили исторические события прошлого. Читаем у Ильина:
«Стоит только окинуть взглядом историю России за тысячу лет, и сам собою встает вопрос: как мог русский народ справиться с этими несчастьями, с этими лишениями, опасностями, болезнями, с этими испытаниями, войнами и унижениями? Сколь велика была его выносливость, его упорство, его верность и преданность — его великое искусство не падать духом, стоять до конца, строить на развалинах и возрождаться из пепла.» [Ильин И.А. 2005].
Данную способность автор именует как «духовное терпение», без которого немыслима ни Россия, ни русская культура.
Вакулинская А.А. О некоторых особенностях русской нации в понимании И.А. Ильина
ЭТиР1А ЗТиРЮЭОЯиМ: УСПЕХИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Успехи в науке о познании мира:
история философской мысли глазами молодых исследователей
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1 'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Вакулинская А.А. О некоторых особенностях русской нации в понимании И.А. Ильина
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что И.А. Ильин в своих произведениях часто указывал на факторы, которые оказывали непосредственное влияние на формирование русской нации. К их числу помимо внешних (таких, как условия жизни, быта, родственные связи, язык, зачастую называемые многими мыслителями со времен Монтескьё), философ упоминал и внутренние, к которым относились: способ познания, созерцания, религиозное чувство и др. Ильин отмечает различия между западным и русским менталитетом, усматривая их в религиозной сфере, отличии Восточной и Западной церквей. Имевшие место быть исторические события, связанные с участием народа или проходившие на его территории также, по мнению философа, способствовали выработке уникальных национальных свойств, таких как духовное терпение и щедрость. Особый интерес представляет размышление Ильина о связи национального сознания с исторической формой правления — монархией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дугин А.Г. Этносоциология. М.: Академический Проект, 2011.
2. Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб.: Русский Христианский гумани-
тарный институт, 2001.
3. И.А. Ильин: Pro et contra: Личность и творчество Ивана Ильина в воспоминаниях, документах и оценках
русских мыслителей и исследователей. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 2004.
4. Ильин И.А. Из книги «Сущность и особенность русской культуры» (1944). [С предисловием переводчика
И.В. Кулешовой] // Пространство и Время. 2010. № 1. С. 197-204.
5. Ильин И.А. Наши задачи. Т. 1. Париж: Изд-во Русского Обще-Воинского Союза, 1956.
6. Ильин И.А. О сущности правосознания / Подг. текста и вступит. статья И.Н. Смирнова. М.: Рарогъ, 1993.
7. Ильин И.А. Поющее сердце. М.: ДАРЪ, 2005 [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия «Азбу-
ка веры». Режим доступа: https://azbyka.ru/poyushhee-serdce-kniga-tixix-sozercani].
8. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. / Сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская Книга,
1993-1999.
9. Калакин А.В. Идеи И.А. Ильина о духовной сущности патриотического самосознания [Электронный ре-
сурс] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики 2014. № 9 (47). Ч. I. C. 85 — 88. Режим доступа: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2014_9-1_21.pdf.
10. Лисица Ю.Т. И.А. Ильин: Историко-биографический очерк // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1.
М.: Русская книга, 1993. С. 5—36.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Research ers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Вакулинская А.А. О некоторых особенностях русской нации в понимании И.А. Ильина
11. Путин: национальная идея в России — это патриотизм [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2016. 3 февр.
Режим доступа: https://ria.ru/society/20160203/1369184806.html.
12. Сахаров В.А. Взаимосвязь духовно-нравственного и национального воспитания ребёнка в философско-
педагогическом наследии И.А. Ильина / / Казанский педагогический журнал. 2011. № 5 — 6. С. 147—153.
13. Станкевич А.Р. Система нравственных принципов и категорий в работах И.А. Ильина // Вестник Бурят-
ского государственного университета. 2014. № 6. С. 16 — 20.
14. Стариков Ю.С. Русская идея в творчестве И.А. Ильина [Электронный ресурс] // Возрождение. 2008. № 11 —
12. Режим доступа: http://club-vozrojdenie.ru/publ/russkaja_ideja_v_tvorchestve_ia_ilina/17-1-0-201.
15. Grenier P.R. "Demonising Putin's Favourite Philosophers." Russia Insider. N.p., 30 Mar. 2015. Web. <http://russia-
insider.com/en/opinion/demonising-putins-favourite-philosophers/ri5124>.
16. "Putin's Might Is White." The Spectator Archive. The Spectator (1828) Ltd., 10 Jan. 2004. Web.
<http://archive.spectator.co.uk/article/10th-january-2004/18/putins-might-is-white>.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Вакулинская, А. А. О некоторых особенностях русской нации в понимании И.А. Ильина [Электронный ресурс] / А.А. Вакулинская // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2017. — Т. 15. — Вып. 1: Studia studiosorum: успехи молодых исследователей. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.61.
SPECIFIC CHARACTERISTICS OF RUSSIAN NATION THROUGH IVAN ILYIN'S UNDERSTANDING
Alexandra I. Vakulinskaya, M.Phil., postgraduate student at Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University
ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-6751-874X
E-mail: [email protected]; [email protected]
Famous twentieth century thinker Ivan Ilyin is among the few Russian philosophers who consistently developed the political and philosophical concept of patriotism. At a time when the political elite of Russia and its leader made this concept practically the official doctrine of the state, studying the primary source of this ideology seems me very topical historical and philosophical task.
In this article, I make an attempt to consider concept of the nation defined and developed in Ivan Ilyin's works and the distinction he made between Russian and Western types of national mentality. I believe that to answer questions about what philosopher understood by the term 'nation,' and what makes his understanding unique, is possible if we use the methods of source and textual (discursive) analysis and intellectual reconstruction of the philosopher's stream of thought, not so much analytical as a synthetic one.
Using such approaches, I reveal the role of concepts of 'nation' in whole and 'Russian nation' (and 'Russian nationalism') in particularly in Ilyin's political-philosophical pattern. In his writings, Ivan Ilyin frequently indicated the factors that had the great impact on the formation of the Russian nation. Philosopher mentioned not only external conditions such as living ones, way of life, family ties, and language (often referred to by many thinkers ever since Montesquieu), but also internal, which included a way of understanding, contemplation, religious feeling, etc. Ivan Ilyin points out the differences between the Western and Russian mentality, looking at them through the religious angle, the difference between Eastern and Western churches. The historical events related to the participation of the people or held on site, according to philosopher, contributed to development of unique national characteristics, such as spiritual patience and generosity. He also pays great attention to monarchy as Russian historical form of government.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time volume 15, issue 1
'STUPIA STUPIOSORUM: Achievements of Young Researchers'
Achievements in Science of World Cognition: History of Philosophical Thought the Eyes of Young Researchers
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 15, Ausgb. 1. 'STUPIA STUPIOSORUM: Fortschritte der Nachwuchsforscher'
Fortschritte in der Wissenschaft der Erkenntnis der Welt: die Geschichte des philosophischen Denkens im Sinne der Nachwuchsforscher
Cite MLA 7:
Vakulinskaya, A. A. "Specific Characteristics of Russian Nation through Ivan Ilyin's Understanding." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 15.1 (Studia Studiosorum: Achievements of Young Researchers) (2017). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast15-1.2017.61>. (In Russian).
Вакулинская А.А. О некоторых особенностях русской нации в понимании И.А. Ильина
I come to the conclusion that the attractiveness of Ivan Ilyin's politico-philosophical doctrine for the modern ruling elite of Russia and its leader is due to two main factors. On the one hand, this is a huge (and increasing with the increase of mental and political alienation from the West) political request of Russian society to see a nationally engaged government imbued with a genuine patriotic spirit. On the other hand, the national doctrine of Ilyin is developed in perfection and is set out in the same perfect language that is actually reduced to formulas that are both simple and saturated with meaning and emotional charge. This makes it possible to use this philosophical doctrine as state ideology.
Keywords: Russian idea; Russian nation; Western European nations; patriotism; Russian philosophy; Ivan Ilyin's philo sophy. References:
1. Dugin A.G. Ethnosociology. Moscow: Akademichesky proekt Publisher, 2011. (In Russian).
2. Grenier P.R. "Demonising Putin's Favourite Philosophers." Russia Insider. N.p., 30 Mar. 2015. Web. <http://russia-
insider.com/en/opinion/demonising-putins-favourite-philosophers/ri5124>.
3. Gromov M.N., Milkov V.V. Ideological Currents of Ancient Russian Thought. St. Petersburg: Russian Christian Hu-
manitarian Institute Publisher, 2001. (In Russian).
4. Ivan Ilyin: Pro et Contra: Ivan Ilyin's Personality and Creativity in Memoirs, Documents and Assessments of Russian Thinkers
and Researchers. St. Petersburg: Russian Christian Humanitarian Institute Publisher, 2004. (In Russian).
5. Ilyin I.A., Kuleshova I.V., tr. "From the Work Essence and Feature of Russian Culture (1944). I." Space and Time 1
(2010): 197-204. (In Russian).
6. Ilyin I.A. Our Tasks. Paris: Russian General Military Union Publisher, 1956, volume 1. (In Russian).
7. Ilyin I.A. On the Essence of Legal Consciousness. Moscow: Rarog Publisher, 1993. (In Russian).
8. Ilyin I.A. Singing Heart. Moscow: DAR Publisher 2005. The ABC of Faith: Orthodox Encyclopedia. N.p., n.d. Web.
<https://azbyka.ru/poyushhee-serdce-kniga-tixix-sozercanij>. (In Russian).
9. Ilyin I.A. Collected Works. Ed. Yu.T. Lisitsa. Moscow: Russkaya kniga Publisher, 1993 —1999, volumes 1 —10. (In Russian).
10. Kalakin A.V. "Ivan Ilyin's Ideas on the Spiritual Essence of Patriotic Self-consciousness." Historical, Philosophical,
Political and Legal Sciences, Culturology and Art History. Issues of Theory and Practice 9.1 (2014): 85 — 88. PDFfile. <http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2014_9-1_21.pdf>. (In Russian).
11. Lisitsa Yu.T. "Ivan Ilyin: Historical and Biographical Sketch." Collected Works by Ivan Ilyin. Moscow: Russkaya kni-
ga Publisher, 1993, volume 1, pp. 5 — 36. (In Russian).
12. "Putin's Might Is White." The Spectator Archive. The Spectator (1828) Ltd., 10 Jan. 2004. Web.
<http://archive.spectator.co.uk/article/10th-january-2004/18/putins-might-is-white>.
13. "Putin: The National Idea of Russia Is Patriotism." Russian Information Agency Novosti. MIA Russia Today, 3 Feb.
2016. Web. <https://ria.ru/society/20160203/1369184806.html>. (In Russian).
14. Sakharov V.A. "Interrelation between Spiritual-moral and National Education of the Child in Ivan Ilyin's Philo-
sophical and Pedagogical Heritag." Kazan Pedagogical Journal 5-6 (2011): 147—153. (In Russian).
15. Stankevich A.R. "System of Moral Principles and Categories in Ivan Ilyin's Works." Bulletin of Buryat State Universi-
ty 6 (2014): 16 — 20. (In Russian).
16. Starikov Yu.S. "Russian Idea in Ivan Ilyin's Works." Renewal 11-12 2008. Web. <http://club-
vozrojdenie.ru/publ/russkaja_ideja_v_tvorchestve_ia_ilina/17-1-0-201>. (In Russian).