С. Д. Пожарский, Е. А. Юмкина. Проблема кризиса в акмеологии
УДК 159.99
ПРОБЛЕМА КРИЗИСА В АКМЕОЛОГИИ
С. Д. Пожарский, Е. А. Юмкина
Пожарский Святослав Дмитриевич - кандидат психологических наук, профессор, кафедра общегуманитарных дисциплин, Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, Россия E-mail: [email protected].
Юмкина Екатерина Анатольевна - ассистент, кафедра социальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия
E-mail: [email protected]
В статье изложены результаты теоретического анализа проблемы кризиса с точки зрения акмеологического подхода. Вследствие обобщения взглядов на состояние кризиса философов, историков, социологов и психологов выделены признаки кризиса на уровне личности и общества. Определено соотношение понятий «кризис», «акме», «кате», «катарсис». Дано обоснование категории идеала как ключевой при анализе и во взаимосвязи с указанными понятиями. Предложена классификация способов преодоления кризиса, включающая в себя три фазы. Первая - вхождение в кризис, сущность которой в сомнении и критике прежнего идеала; вторая - стабилизация и возврат, в которой происходит поиск первопричины неудач; третья - переоценка и катарсис, где происходит построение нового образа желаемого будущего. Ключевые слова: акмеологический подход, акме, кате, кризис, преодоление кризиса.
Введение
Проблема кризиса является одной из наиболее обсуждаемых в последние годы в связи с глобальным экологическим, экономическим, общественно-политическим, духовным противоречиями и их преломлениями в сознании людей. Центральное место во всех этих аспектах кризиса занимает человек, его отношения с обществом или природой. Постановке проблемы кризиса в фокус акмеологии способствовало осознание нелинейности развития вообще, в котором подъем закономерно сменяется спадом, и того, что эта смена сопровождается явлениями, нарушающими устойчивое существование системы. Таким образом, проблема кризиса в акмеологии сопряжена с рядом вопросов. Один из них: какое положение занимает состояние кризиса относительно точки акме? Другой: каковы признаки, по которым можно распознать это состояние? Третий: каковы причины возникновения кризиса и способы его преодоления?
Теоретический анализ проблемы кризиса с позиций акмеологического подхода
Ответ на первый вопрос возможно дать через сопоставление понятий «акме» и «кризис». Центральная категория акмеологии определяется
как состояние совершенства, наиболее полного раскрытия тем или иным объектом или явлением собственной сущности. В более ранних работах авторов данной статьи было дано обоснование идеала как основного критерия достижения в развитии состояния акме индивидом или обществом. Идеал является и образом желаемого будущего, и ценностным ориентиром, сообразно которому строит свое поведение человек или группа людей. На важную эвристическую роль категории идеала при анализе поведения личности на высших ступенях ее зрелости обращали внимание А. Ф. Лазурский, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, из зарубежных исследователей - З. Фрейд, Э. Эриксон. Следовательно, для индивида или общества акме - это максимально полная реализация идеала. Противоположность акме - кате - это состояние упадка, разрушения, отсутствия идеала или его крушения.
«Кризис» в переводе с греческого означает осуждение, решение, исход. Кризис - это также резкое изменение состояния. Этимологически слово «кризис» родственно греческому глаголу Kptvro (крино) - разделять, отделять. Аристотель в «Никомаховой этике» употребляет кризис в значении - суд, решение. В латинском языке кризису соответствует понятие discrimen, которое имеет несколько значений: разграничение, точка расхождения; разница, различие, критическое положение, риск.
Общее во всех значениях слова то, что они фиксируют некое пограничное состояние, достижение предела, выход за который требует перестройки всей системы отношений. Таким образом, кризис - это момент, отделяющий два противоположных состояния друг от друга, а также момент выбора между двумя возможными направлениями развития. Частным случаем выбираемых состояний или направлений могут быть акме и кате, движение вверх или вниз.
Предпосылки изучения кризиса были еще в античности, но в теоретическом плане эта проблема стала разрабатываться, начиная с эпохи Просвещения, причем с осмысления общественных процессов. Ж.-Б. Вико описывает историю как циклический процесс, в котором периоды прогресса сменяются упадком. Смена направлений развития связана с конфликтами различных социальных групп и поисками оснований для нового восхождения [1, с. 127-146]. Кризис в раз-
© Пожарский С. Д., Юмкина Е. А, 2014
Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
витии человека и общества осмысливали такие выдающиеся философы XX в., как О. Шпенглер, Г. Зиммель, Т. Лессинг, И. Хейзинга, А. Тойнби, П. Сорокин, К. Ясперс, К. Манхейм, М. Бубер, К. Ясперс, Э. Гуссерль и др. [2].
Общее в понимании кризиса данным мыслителями состоит в том, что это состояние следует за периодом высшего духовного подъема и расцвета того или иного общества. Отличительными признаками социального кризиса являются:
разрушение связей между социальными институтами;
появление новых образований (объединений людей, веяний в искусстве и т. п.);
иррационализм мышления (преобладание мистицизма, полагание на интуицию, озарение);
критика и скепсис в отношении прежнего образа жизни;
дегуманизация общества (укрепление и усиление националистических идеологий).
Философы, размышлявшие над глубинными причинами кризиса, видели их в обострении конфликта между «цивилизацией» и «культурой» (О. Шпенглер), «культурой» и «жизнью» (Г. Зиммель), «искусственным» и «естественным» началами (Т. Лессинг). Так или иначе сущность кризиса также оказывается связанной с проблемой идеала, когда его смыслообразующая функция утрачивается в связи возникновением такой ситуации, в которой обнажается его оборотная сторона. Поясним сказанное на примере: предположим, что некое общество приняло для себя идеал благополучия каждого его члена как основной принцип существования. Экономика, политика, культура строились в соответствии с этим принципом. В условиях благополучия люди стали активнее размножаться, как следствие - больше потреблять различных благ, что медленно и верно вело общество к ситуации болезненного обнаружения изнанки идеала благополучия, а именно - истощения природных ресурсов и вытекающего отсюда экономического кризиса.
В состоянии кризиса общество как бы отрицает само себя, т. е. тот ценностный ориентир, который оно когда-то признало верным курсом собственного развития и, более того, в реализации которого оно пережило кульминацию - акме. Но в состоянии высшего напряжения, каковым является акме, невозможно просуществовать сколь угодно долго, и неизбежен спад в силу того, что прежний идеал начинает подвергаться сомнению и трансформации в изменившихся условиях жизни.
Таким образом, мы подошли к раскрытию механизма возникновения кризиса - это обнаружение противоречий и отрицательных сторон в доминирующей системе ценностей, которая в период стабильности и расцвета придавала уверенность и осмысленность существованию. Обнаружение противоречий происходит не сразу - это длительный процесс постепенно накапливающих-
ся несоответствий нормативов идеала реальности или невозможности его воплотить.
Если философы, культурологи, историки и социологи вскрывали сущности кризиса на уровне сообщества или культуры, то психологи стремились понять закономерности отражения и переживания кризиса конкретной личностью. Среди отечественных психологов Л. С. Выготский впервые дает научное обоснование понятия «критический возраст» как противоположности «стабильному возрасту». Л. С. Выготский отмечает, что критические периоды «с чисто внешней стороны характеризуются чертами, противоположными устойчивым, или стабильным, возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени <.. .> сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка < . > Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса» [3, с. 249]. Как видно, проблема критического возраста напрямую связана с кате и низинным характером развития. Выготский обращает внимание, что в критическом возрасте имеется предельная - кульминационная - точка, в которой «кризис достигает апогея» [3, с. 249]. В нашей терминологии апогей кризиса - это точка кате.
Важное наблюдение сделал Л. С. Выготский в работе «Педология подростка» при изучении патологий высших психических функций, раскрывающих более ранние периоды становления человеческого сознания и личности: при заболевании происходит, в сущности, «как бы обратное движение процесса развития, возвращение его к давно пройденным точкам» [3, с. 164]. Механизм возврата Выготский называет «эмансипацией» или освобождением, когда более низшая функция выходит на передний план в регуляции поведения вследствие распада, «расщепления» более высших, сложных, «синтетических функций».
Другой видный отечественный исследователь возрастных кризисов Д. Б. Эльконин считает эвристически ценным «выделение как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому» [4, с. 6]. На основе анализа научных дневников Д. Б. Эльконина К. П. Поливанова обращает внимание на то, что он «говорит о критическом возрасте, центрируясь на таких его характеристиках, как "расчленение", "выделение Я", "расщепление"» [5]. Понятия «расчленение», «расщепление», о которых упоминал и Л. С. Выготский, существенны при понимании механизмов преодоления катаболе и достижения акме.
В русле психологического изучения кризиса необходимо обратиться и к концепции Э. Эриксо-на. Он выделил восемь критических периодов, в течение всей жизни человека - от рождения и до глубокой старости, в ходе которых человек решает
320 Научный отдел
С. Д. Пожарский, Е. А. Юмкина. Проблема кризиса в акмеологт
ту или иную задачу развития. При этом Эриксон подчеркивал, что в случае, если жизненная задача оказывается неразрешенной, то в следующих периодах развития будет происходить постоянный возврат к этой задаче. Развитие от младенчества до старости представляется движением ко все большей степени целостности и интеграции. Интересно, что первый переживаемый кризис связан с проблемой доверия - безусловного, во многом инстинктивного у маленького ребенка чувства открытости миру. По мере развития человек на качественно ином уровне вновь и вновь решает для себя «верить или не верить» в себя, другим людям, в какие-то значимые смыслы.
Благодаря психологическим исследованиям кризиса мы можем определить признаки этого состояния на уровне личности:
а) внешние проявления - снижение активности, определенная доля регресса в поведении (к более ранним стадиям развития), конфликтность, замкнутость;
б) внутренние проявления - потеря интереса к прежним занятиям, отрицание самого себя, переживание противоречий, нигилизм, потеря веры в себя и доверия к миру.
Существенно, что при затяжном характере кризиса напряжение этой ситуации может привести к катастрофическим последствиям, которые на уровне отдельного человека проявляются как суицид, а на уровне общества - как война (геноцид).
Взгляд на проблему кризиса с точки зрения общества и личности позволяет подойти к ответу на третий из поставленных в самом начале статьи вопросов: каковы причины и механизмы возникновения кризиса с точки зрения акмеологии? Главная причина является сопряженной с проблемой веры и доверия и заключается в утрате веры в идеал. В детском возрасте это может переживаться как разочарование в родителях - главных объектах идентификации (З. Фрейд обращал внимание на то, что родители являются для ребенка как бы идеальными объектами в реальности) или как крушение иллюзий (например, осознание того, что не существует больше сказочного мира). В более старшем возрасте по мере овладения предметной деятельностью может оказаться болезненным осознание невозможности заниматься, скажем, музыкой из-за отсутствия способностей.
Следующая часть вопроса требует выделить способы преодоления критического состояния. Обобщая все вышесказанное, можно выделить следующие этапы развития событий:
1-я фаза - вхождение в кризис: она следует практически сразу за акме. Главный признак на уровне индивида - это появление вначале смутных, а далее все более отчетливых сомнений в верности выбранного идеала. Со временем сомнение перерастает в критику, скепсис. Кульминацией данной фазы является полное отрицание прежнего идеала и даже самого себя, потеря уверенности в себе и доверия к другим людям;
2-я фаза - стабилизация и возврат: на этом этапе личность доходит в сомнениях и скепсисе до предела, за которым при благоприятном течении кризиса наступает принятие себя, своего прошлого. Характерной особенностью здесь является осознание глубоколежащей причины, находящейся в основании крушения и разочарования в жизни. Для того чтобы осознать эту причину, требуется разобрать весь пройденный жизненный путь. Казалось бы, на этом можно было остановиться, но знание первопричины само по себе не дает выхода - это лишь основание, точка кате, фундамента, в которой падение остановилось, но новый цикл восхождения еще не начался;
3-я фаза - переоценка и катарсис: человек приступает к обобщению своего опыта, его переосмыслению и формированию нового образа желаемого состояния, т. е. идеала. При этом сам процесс переоценки, т. е. признания собственных ошибок и несовершенств по драматизму может переживаться не менее остро, чем этап вхождения в кризис (в этом точки кризиса и катарсиса похожи). Разница заключается в том, что в точке катарсиса преобладают тенденции не разрушения, а образования новых связей и отношений в психическом плане личности, что позволяет ей начать движение к очередному акме.
Заключение
Подводя итоги, можно отметить, что постановка проблемы кризиса в акмеологии является вполне закономерной. Состояние высшего напряжения не может длиться сколь угодно долго в силу того, что идеал, являющийся главным критерием акме, не может быть полностью претворен в реальность, потому что формируется вследствие отвлечения от нее. Следовательно, неизбежны противоречия и разочарования, переживаемые как кризисные состояния обществом и отдельным его членом. Пребывание в состоянии кризиса продолжительное время может оказаться губительным для человека и человечества, но в определенной мере кризис способствует выработке более совершенного способа взаимодействия с природой за счет извлечения уроков из прожитой жизни или из истории. Углубление в механизм протекания кризиса позволяют лучше понять взаимодействие противоположностей акме и кате. В рамках представленной работы была предпринята попытка теоретического осмысления этой проблемы, потому что без конкретизации основных понятий, установления их соотношения друг с другом невозможно приступить к конкретным эмпирическим исследованиям.
Библиографический список
1. КиссельМ. А. Джамбаттиста Вико. М., 1980. 197 с.
2. Сидорина Т. Ю. Философия кризиса. М., 2003. 456 с.
Теоретико-методологические подходы к исследованию развития психики
321
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
3. Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984. 432 с.
4. ЭльконинД. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. 1971. № 4. С. 6-20.
5. Поливанова К. П. Психология возрастных кризисов. М., 2000. 184 с.
The Problem of Crisis in Acmeology Svyatoslav D. Pozharskiy
St.-Petersburg Institute of Psychology and Acmeology, Russia 120, Obukhovskoy oborony str., St.-Petersburg, 192012, Russia E-mail: [email protected]
Ekaterina A. Yumkina
St.-Petersburg State University, Russia
7/9, Universitetskaya quay, St.-Petersburg, 199034, Russia
E-mail: [email protected]
The article describes the results of theoretical analysis of crisis through the acmeological approach. The integration of different views on a crisis by philosophers, historians, sociologists and psychologists allowed us to define the features of crisis in individual life and social development. There were shown: 1) the difference between crisis,
acme, katabole and catharsis; 2) the foundation of ideal as central concept of this problem; 3) the classification of crisis overcoming stages. On the first stage (entering crisis), person doubts and criticizes his/her previous ideal. On the second stage (stabilization and refund), person tries to find the reasons of his/her fails. On the third stage (reevaluation and catharsis), person creates the new ideal image of his/her future.
Key words: acmeological approach, acme, katabole, crisis, overcoming of crisis.
References
1. Kissel' M. A. Dzhambattista Viko (Jambattista Viko). Moscow, 1980. 197 p. (in Russian).
2. Sidorina T. Yu. Filosofiya krizisa (Philosophy of Crisis). Moscow, 2003. 456 p. (in Russian).
3. Vygotskiy L. S. Sobr. soch. v 61. T. 4. Detskayapsikhologiya
(Collected edition : in 6 vol. Vol. 4. Child Psychology). Ed. by D. B. El'konin. Moscow, 1984. 432 p. (in Russian).
4. El'konin D. B. Kprobleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste (To Problem of Psychological Development Periodization in Childhood). Voprosy Psi-chologii (Voprosy Psychology). 1971, no. 4, pp. 6-20 (in Russian).
5. Polivanova K. P. Psikhologiya vozrastnykh krizisov (Psychology of Age Crisis). Moscow, 2000. 184 p. (in Russian).
УДК 159:316
ДОВЕРИЕ К СОЦИАЛЬНОМУ МИРУ КАКАКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
С. Г. Достовалов
Достовалов Сергей Григорьевич - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии развития и возрастной психологии, Курганский государственный университет, Россия Б-таН: [email protected]
Рассмотрены особенности акмеологического подхода к изучению процесса формирования толерантного сознания личности в студенческом возрасте. На основании проведенного сопоставления критериев акмеологической зрелости личности и сформиро-ванности толерантной личности делается вывод о содержательной близости указанных характеристик. Определена ведущая роль доверия к социальному миру как основы формирования толерантного сознания личности и одного из базовых условий, определяющих уровень акмеологической зрелости личности. В качестве наиболее значимого возрастного периода, актуализирующего процесс формирования толерантного сознания личности, обозначается и обосновывается период обучения индивида в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: личность, доверие, акмеологическая зрелость.
Введение
Процессы глобализации в современном мире, активные социальные контакты между представителями различных социальных, этнических, конфессиональных групп, проблемы интеграции представителей инокультурных общностей в социум и т. д. определяют непреходящую важность изучения толерантного сознания и условий его формирования на протяжении последних десятилетий. Одним из современных аспектов изучения этой проблематики является рассмотрение проблемы формирования толерантного сознания в рамках акмеологического подхода.
Методологическая основа исследования акмеологического подхода в изучении и формировании толерантного сознания
Как отмечается в программной статье «Ак-меология: проблемы теории и практики» [1], ак-
© Достовалов С. Г., 2014