Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение процессов адаптации первокурсников к образовательной среде вуза'

Психологическое сопровождение процессов адаптации первокурсников к образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
927
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PERSONAL PSYCHOLOGICAL FOLLOW-UP / ADAPTATION / PERSONAL ADAPTATIONAL POTENTIAL / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Людмила Евгеньевна

Изложены данные теоретического и эмпирического исследования проблемы организации социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза. Показано, что развитие адаптационной системы личности обеспечивается не просто совокупностью ее отдельных компонентов (подсистем), а их взаимодействием. Приведены данные эмпирического исследования, выполненного на выборке первокурсников вуза (n = 85) с применением диагностического инструментария: многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, «Социально-психологического опросника комфортности среды» А. А. Реана и методов математико-статистического анализа данных (сравнительный и корреляционный анализы). Установлены специфические особенности варьирования напряженности корреляционных взаимосвязей параметров познавательной и социально-психологической сфер респондентов в условиях психологического сопровождения личности первокурсника. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в оптимизации параметров взаимодействия участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарасова Людмила Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Follow-Up of Processes of the First Year Students Adaptation to the Educational Environment of the University

The article presents data of theoretical and empirical investigation of the problem of socio-psychological organization of first year student’s adaptation to university educational environment. It shows that the development of personal adaptational system is ensured not only by the complex of its separate components (subsystems), but by their interaction as well. The article presents empirical research data. The sample included first year university students (n = 85); the following diagnostic tools were used: A. G. Maklakova and S. B. Cher myanina’s multi-level personality questionnaire «Adapt«AdaptAdaptability»(MPQ AM), A. A. Rean’s socio-psychological questionnaire of environment comfort, methods of mathematical and statistical analysis (comparative and correlation analysis). The article sets specific features of tension variation of correlation interrelations of parameters of respondent’s cognitive and socio-psychological spheres under conditions of first-year student personality’s psychological follow-up. Applied aspect of the problem under study can be realized in the optimization of parameters of interaction of educational process participants.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение процессов адаптации первокурсников к образовательной среде вуза»

Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2(10)

УДК 316.614

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Л. Е. Тарасова

Тарасова Людмила Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, Россия E-mail:let01@mail.ru

Изложены данные теоретического и эмпирического исследования проблемы организации социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза. Показано, что развитие адаптационной системы личности обеспечивается не просто совокупностью ее отдельных компонентов (подсистем), а их взаимодействием. Приведены данные эмпирического исследования, выполненного на выборке первокурсников вуза (п = 85) с применением диагностического инструментария: многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А. Г Маклакова и С. В. Чермянина, «Социально-психологического опросника комфортности среды» А. А. Реана и методов матема-тико-статистического анализа данных (сравнительный и корреляционный анализы). Установлены специфические особенности варьирования напряженности корреляционных взаимосвязей параметров познавательной и социально-психологической сфер респондентов в условиях психологического сопровождения личности первокурсника. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в оптимизации параметров взаимодействия участников образовательного процесса. Ключевые слова: психологическое сопровождение личности, адаптация, личностный адаптационный потенциал, образовательная среда.

Введение

Процессы социального обновления, составляющие суть этапа развития российского общества, обусловливают необходимость опережающей перестройки всей системы учебно-воспитательного процесса, которая в качественно изменившемся социальном контексте призвана не только решать задачи сегодняшнего дня, но и обеспечивать тот личностный потенциал подрастающего поколения, отсутствие которого было бы непреодолимым препятствием на пути хоть сколько-нибудь существенного продвижения вперед уже завтра. Неоценимую помощь в этом отношении может оказать идея сопровождения, основным содержанием которого является помощь молодому человеку в осознании и осмыслении им своей будущей жизни, формировании навыков жизнеустройства и самоопределения в новых жизненных условиях, содействии в развитии способностей успешно исполнять разнообразные роли в быстро меняющемся плюралистическом мире.

Сопровождение - это система профессиональной деятельности взрослого (преподавателя

вуза, психолога, куратора и др.), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития студентов в ситуациях взаимодействия в образовательной среде вуза. На наш взгляд, вновь пришедшим студентам необходимо раскрыть не только положительные, но и отрицательные, представляющие особую сложность моменты предстоящей им деятельности. Это поможет заранее оценить свои силы, выбрать то направление деятельности, которое соответствует интеллектуальным возможностям, уровню знаний и желанию работать именно в этой сфере, что позволит успешно справляться со своими обязанностями в будущем.

Теоретический анализ проблемы

На начальном этапе обучения в вузе многие молодые люди не идентифицируют себя со средой учебного заведения, сталкиваются с проблемой несоответствия своих личных качеств предъявляемым требованиям [1]. Проблема адаптации к образовательной среде вуза обусловливает существенные изменения деятельности индивида, сопровождающиеся трансформациями в его социальном окружении. По мнению Б. С. Братуся, «личность представляет собой своеобразное психологическое орудие формирования и самостроительства в себе человека», из чего следует, что личность также может выступать в качестве некоего психологического средства, обеспечивающего адаптационные процессы на всем протяжении жизни человека [2]. Адаптация студентов к образовательной среде вуза складывается из адаптации отдельных систем, причем разных систем - в разное время [3]. На самых ранних этапах обучения первокурсников необходимо осуществлять психологическое сопровождение процессов адаптации к новым для них условиям образовательной среды вуза.

В первые недели пребывания в вузе студентов направления «Психолого-педагогическое образование» согласно имеющемуся на кафедре плану осуществлялись многочисленные адаптационные мероприятия: при содействии кураторов первокурсники знакомились с новым для многих из них городом, новым местом жительства, осваивали физическое и социальное пространство университета, знакомились с основами будущей профессиональной деятельности, под руководством преподавателей получали представление об изменении

© Тарасова Л. Е, 2014

Л. Е. Тарасова. Психологическое сопровождение процессов адаптации первокурсников

стереотипов учебной деятельности, овладевали первичными навыками и умениями обучения в вузе, знакомились со спецификой избранной специальности, осваивали умения ставить цели учебной работы, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, формировали психологическую готовность к обучению.

Далеко не все были одинаково успешны в этом процессе, поскольку адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в новых для него условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды [4].

Методики и методы исследования

Исследование проводилось на базе Саратовского государственного университета, в исследовании приняли участие 35 первокурсников, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» и 45 - по направлению «Специальное дефектологическое образование».

На первой неделе пребывания в вузе был изучен процесс адаптации студентов к новым условиям обучения в трёх направлениях: в сфере познания, психофизического состояния, общения. Обследованию подверглись: уровень общего интеллектуального развития, показатели образного мышления, такие психические познавательные процессы первокурсников, как зрительная и вербальная память. Кроме этого были изучены параметры, характеризующие социально-психологическую комфортность студентов в образовательной среде, идентичность с социальным окружением, самооценка, профессиональная направленность, коммуникативный потенциал, потребность в безопасности, для чего были использованы методики: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина [5] и «Социально-психологический опросник комфортности среды» А. А. Реа-на [6]. Такие же измерения были проведены в конце ноября, по истечении трехмесячного срока пребывания первокурсников в новой для них образовательной среде. Таким образом, была предпринята попытка осуществить плавный переход срочной адаптации в долговременную с середины первого семестра к моменту начала основной учебной деятельности студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведенного обследования выяснилось, что у студентов первого курса сло-

Психология социального развития

жилось достаточно четкое представление о своей будущей профессии, наблюдается устойчивая профессиональная направленность и мотивация к обучению, но многие из них пока еще не могут идентифицировать себя с новой образовательной средой.

Сравнительный анализ полученных данных позволил увидеть положительную динамику в развитии практически всех познавательных психических процессов. Все исследуемые психические процессы количественно увеличились, качественное изменение претерпели показатели общего интеллектуального развития (р < 0,05), зрительной памяти (р < 0,05), вербальной памяти (р < 0,05), а показатели, характеризующие уровень развития образного мышления, увеличиваются на уровне тенденции (р < 0,1).

Существенного изменения адаптационных характеристик первокурсников в количественном отношении не произошло, но отмечается слабая динамика их улучшения. Так, несколько увеличились количественные параметры, сигнализирующие о социально-психологической комфортности образовательной среды для студентов, идентичность с социальным окружением увеличивается на уровне тенденций (р < 0,1). При этом наблюдается некоторое количественное увеличение параметров, характеризующих социально-психологическую комфортность студентов в образовательной среде, причем параметр, характеризующий идентичность с социальным окружением, увеличивается на уровне тенденций (р < 0,1).

Мероприятия, осуществляемые в рамках психологического сопровождения процесса адаптации, практически не изменили взаимосвязь характеристик социально-психологической комфортности среды и коммуникативного потенциала студентов: связь с профессиональной направленностью, идентичностью с социальной средой, самооценкой, степенью удовлетворения потребности в безопасности остались неизменными (р < 0,1), а между коммуникативным потенциалом и мотивацией к обучению корреляционная связь отсутствует. Параметр, характеризующий взаимосвязь поведенческой регуляции с идентичностью и социальной средой, снизился до р < 0,1 и профессиональной направленностью - дор < 0,05.

Можно констатировать, что в результате мероприятий по адаптации студентов первого курса претерпела изменения корреляционная связь личностного адаптационного потенциала с идентичностью с социальной средой вуза от р < 0,001 дор < 0,05, при этом взаимосвязи личностного адаптационного потенциала с остальными элементами социально-психологической среды остались прежними.

Произошло преобразование статистической значимости корреляционных связей вербального логического мышления с: самооценкой ср < 0,01 дор < 0,1, а также с идентичностью с социальной

143

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2(10)

средой с р < 0,001 до р < 0,1. С другими показателями статистически значимая корреляционная связь вербального логического мышления, как до проведения адаптационных мероприятий, так и после, отсутствует.

Отмечаются также изменения статистической значимости взаимосвязей между логичностью мышления и: интегральной оценкой социально-психологической комфортности среды с р < 0,05 дор < 0,1, с идентичностью с социальной средой с р < 0,05 дор < 0,1, а также с самооценкой ср < 0,05 дор < 0,1. Статистически значимой корреляционной связи логичности мышления с другими изучаемыми характеристиками не прослеживается.

Зафиксированы изменения статистической значимости корреляционных связей только между кратковременной зрительной памятью и интегральной оценкой социально-психологической комфортности среды ср < 0,05 дор < 0,1, а также идентичностью с социальной средой ср < 0,05 по р < 0,1. С другими изучаемыми показателями статистически значимых корреляционных связей нет.

Изменения статистической значимости корреляционных связей отмечаются также между уровнем пространственно-образного мышления и: интегральной оценкой социально-психологической комфортности среды ср < 0,1 дор < 0,05, а также с самооценкой с р < 0,1 до р < 0,05 и идентичностью с социальной средой с р < 0,1 до р < 0,05. С остальными характеристиками статистически значимая корреляционная связь пространственно-образного мышления, как до проведения адаптационных мероприятий, так и после, отсутствует.

Претерпела изменения и статистическая значимость взаимосвязей между кратковременной вербальной памятью и идентичностью с социальной средой с р < 0,05 до р < 0,1, а также с интегральной оценкой социально-психологической комфортности среды с р < 0,05 до р < 0,1. Связь кратковременной вербальной памяти с остальными характеристиками не прослеживается.

Отмечается изменение статистической значимости корреляционных связей общего интеллектуального развития с профессиональной направленностью ср < 0,05 по р < 0,1 и идентичностью с социальной средой ср < 0,05 дор < 0,1. Других статистически значимых корреляционных связей с общим интеллектуальным развитием не выявлено.

Заключение

Таким образом, анализ изменений во взаимосвязях между психологическими характеристиками, детерминированными проведением со студентами-первокурсниками многочисленных и разнообразных мероприятий, направленных на их адаптацию к новым условиям обучения,

позволил представить картину динамики адаптации студентов к образовательной среде вуза. Достоверно установлено, что адаптационные характеристики и личностный адаптационный потенциал студентов несколько улучшаются, при этом увеличиваются значения элементов социально-психологической комфортности студентов в образовательной среде.

Освоение студентами общепринятых норм и традиций вуза, общепринятых правил университетской образовательной среды во многом способствует возникновению идентичности с социальной средой вуза, укреплению интереса к освоению избранной специальности, существенному повышению мотивации к обучению в вузе, что, в свою очередь, предполагает повышение личностного адаптационного потенциала студентов и их нервно-психической устойчивости.

Кроме этого, принятие идентичности с социальной средой вуза и развитие адекватной самооценки, ознакомление с основами профессиональной деятельности во многом способствуют самооценке актуализации практически всех психических познавательных процессов студентов.

Варьирование напряженности корреляционных связей свидетельствует о начале формирования у первокурсников адаптации к образовательной среде вуза. Следовательно, осуществление психологического сопровождения в форме проведения разнообразных мероприятий, направленных на адаптацию первокурсников к новым для них условиям обучения и формирование профессиональных качеств специалиста, является очень важным периодом вхождения студентов в образовательную среду.

Библиографический список

1. Григорьева М. В., Шамионов А. Д. Психологическое содержание профессиональных намерений педагогов-психологов на этапе обучения в вузе // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 10. С. 32-35.

2. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997. № 5. С. 3-10.

3. Григорьева М. В., Шамионов Р. М. Временные соотношения субъектных и личностных проявлений в адаптационном процессе // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2009. № 9. С. 127-130.

4. Маклаков А. Г. Общая психология : учебник для вузов. СПб., 2005. 583 с.

5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2006. 672 с.

6. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности : учеб.-науч. изд. СПб., 2002. 352 с.

144 Научный отдел

С. Д. Пожарский, Е. А. Юмкина. Акмеологический подход к изучению семьи

Psychological Follow-Up of Processes of the First Year Students Adaptation to the Educational Environment of the University

Lyudmila E. Tarasova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia

E-mail: let01@mail.ru

The article presents data of theoretical and empirical investigation of the problem of socio-psychological organization of first year student's adaptation to university educational environment. It shows that the development of personal adaptational system is ensured not only by the complex of its separate components (subsystems), but by their interaction as well. The article presents empirical research data. The sample included first year university students (n = 85); the following diagnostic tools were used: A. G. Maklakova and S. B. Chermyanina's multi-level personality questionnaire «Adapt-ability» (MPQ - AM), A. A. Rean's socio-psychological questionnaire of environment comfort, methods of mathematical and statistical analysis (comparative and correlation analysis). The article sets specific features of tension variation of correlation interrelations of parameters of respondent's cognitive and socio-psychological spheres under conditions of first-year student personality's psychological follow-up. Applied aspect of the problem under study can be realized in the optimization of parameters of interaction of educational process participants.

Key words: personal psychological follow-up, adaptation, personal adaptational potential, educational environment.

УДК 159.99

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ

С. Д. Пожарский, Е. А. Юмкина

Пожарский Святослав Дмитриевич - кандидат психологических наук, доцент, профессор, кафедра общегуманитарных дисциплин, Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, Россия

E-mail: sdpozharskij@rambler.ru.

Юмкина Екатерина Анатольевна - ассистент, кафедра социальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия

E-mail: ekaterinayum@gmail.com

Определены предмет направления «акмеология семьи» и его отличия от психологии и социологии семьи. Показано, что в предметной области этого направления - закономерности достижения максимального совершенства семьи как целостной системы и образующих ее людей. Выделена система категорий акмеологии семьи в соответствии с принципом раскрытия предметной области; описаны, объяснены и предсказаны явления акмеологии семьи. Даны понятия идеала семьи как важнейшего критерия состояния акме (зрелости) семейной системы и стереотипа семьи как системы объективных признаков, характеризующих взаимодействие семьи с окружающей средой. Представ-

References

1. Grigor'eva M. V., Shamionov A. D. Psikhologicheskoe soderzhanie professional'nykh namereniy pedagogov-psikhologov na etape obucheniya v vuze (Psychological content of school-psychologists' professional intentions at the stage of studying at university). Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya) (The bulletin of the University {The state management university}). 2011, no. 10, pp. 32-35 (in Russian).

2. Bratus' B. S. Kprobleme cheloveka v psikhologii (To the problem of person at psychology). Voprosy psychologii (Voprosy Psychologii). 1997, no. 5, pp. 3-10 (in Russian).

3. Grigor'eva M. V., Shamionov R. M. Vremennye soot-nosheniya sub»ektnykh i lichnostnykh proyavleniy v adaptat-sionnomprotsesse (The time correlations of subjective and personal manifestations at the adaptative process). Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (The bulletin of Volgograd state pedagogical university). 2009, no. 9, pp. 127-130 (in Russian).

4. Maklakov A. G. Obshchayapsikhologiya : uchebnik dlya vuzov. (General psychology : the study guide for universities). St.-Petersburg, 2005. 583 p. (in Russian).

5. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy : uchebnoe posobie. (Practical psychodiagnostic. Methods and tests : the study guide). Ed. by D. Ya. Raygorodskiy. Samara. 672 p. (in Russian).

6. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. (Psychology of personality's adaptation). St.-Petersburg, 2002. 352 p. (in Russian).

лена программа наиболее актуальных исследований в области акмеологии семьи. Прикладной аспект исследования направлен на две сферы, важные на современном этапе семейной ситуации в России: совершенствование семьи как целостной системы и совершенствование личности в семье. Ключевые слова: акмеология семьи, совершенствование семьи, акме семьи, идеал семьи, стереотип поведения семьи.

Введение

Проблема состояния и перспектив развития семьи как в современной российской действительности, так и в глобальном смысле характеризуется повышенным интересом со стороны представителей различных областей социально-гуманитарного знания. Философов волнуют вопросы сущности семьи и различных форм ее бытия, роли семьи в развитии человечества в целом. Социологи исследуют взаимодействие семьи как элементарной

© Пожарский С. Д., Юмкина Е. А, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.