and spiritual traditions. People's orientation towards surrogate values decreases the society's synergy, brings in destructive and self-injurious forms of behavior (including suicidal attempts) and decreases the level of survivability. The author comes to the conclusion that the main factor that keeps a child away from suicidal behavior is the quality of relations with the natural human environment, primarily with significant adults. The problem of suicidal behavior in children lies in the sphere of collegial responsibility of adults.
Key words: suicidal behavior, anthropological crisis, traditionalism, post-modernism, pedagogical ultimate priority.
References
1. Pavel Astakhov schitaet suitzidy gosudarstvennoy tragediey (Pavel Astakhov considers suicides as
the state tragedy). Sait upolnomochennogo pri Pre-zidente Rossiyskoy Federatsii po pravam rebenka (The Site of the Comissioner for the President of the Russian Federation by the rights of the child), available at: http://www.rfdeti.ru/display.php?id=4735 (in Russian).
2. Doklad YUNISEF «Analiz polozheniya detey v Ros-syskoy Federatsii (UNICEF report «The Analisis of position of children in the Russian Federation»). Sait upolnomochennogo pri Prezidente Rossiyskoy Feder-atsii po pravam rebenka (The Site of the Comissioner for the President of the Russian Federation by the rights of the child), available at: http://www.rfdeti.ru/ files/127020706_analiz_rf.pdf (in Russian).
УДК 159.923+316.6
АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА
И. В. Малышев
Малышев Иван Викторович - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования адаптационного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы. Применение «Методики изучения социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, опросника Мини-Мульт (MMPI) и лРР-опросника Р. Кеттелла, методов сравнительного и корреляционного анализов позволило выявить особенности характеристик адаптационного потенциала выпускников школ 2011 и 2013 гг. (n = 101, в возрасте 16-17 лет). Показано, что одним из существенных факторов социально-психологической адаптации выступает стрессоустойчивость личности. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб, в частности, при осуществлении мониторинга процесса адаптации личности в условиях образовательной среды. Ключевые слова: стрессоустойчивость личности, адаптационные характеристики, социально-психологическая адаптация.
Введение
Сегодня современная личность должна обладать способностями, предполагающими максимально быструю и эффективную адаптацию к разным воздействиям социальной среды. Во многом это обусловлено динамично развивающимся обществом, которое требует от человека готовности к переменам и развитию. В этой связи наибольшую актуальность приоб-
ретает проблема адаптационных возможностей взрослеющей личности и ее стрессоустойчиво-сти - способности противостоять длительным стрессам в процессе дальнейшей социализации, по окончании учебного заведения.
Теоретический анализ проблемы
Устойчивость (стрессоустойчивость) в психологическом плане, по мнению А. А. Реан, отражает функциональные характеристики профессионально значимых психических процессов, качеств и свойств личности [1]. Сюда, по его мнению, относится степень адекватности психологической системы деятельности требованиям конкретных рабочих ситуаций. К. К. Платонов рассматривает анализируемое понятие как взаимодействие эмоционально-волевых качеств личности (степень волевого владения достаточно сильными эмоциями) и характера деятельности; он подразделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-моторную, эмоционально-сенсорную и эмоционально-волевую [2]. Б. Х. Варданян считает, что стрессоустойчивость - особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных [3].
Стрессоустойчивость во многом определяет адаптационный потенциал или возможности личности, успешно или не успешно приспосабливающейся к условиям и требованиям социальной среды. Рассматривая результаты исследования личностного адаптационного потен-
.Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3(7)
циала в экстремальных условиях, А. Г. Маклаков полагает, что «адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды» [4].
По мнению А. А. Ершова, адаптация и преобразование как виды активности человека взаимообусловлены [5]. Адаптация подчиняется не только закону сохранения равновесия, но и законам развития, экономии сил, т.е. для преобразовательной, творческой деятельности человека необходимы такая регуляция и саморегуляция, которые позволяют ему оптимально приспособиться, усвоить диктуемые условия среды, формы, нормы, ценности поведения, поиска, активности, чтобы достичь свободы действия. Из этого следует, что максимально активная личность оптимально приспособлена к социальной среде.
Адаптационные возможности неразрывно связаны с социально-психологической адаптацией личности и ее составляющими, характеризуя в целом преобразовательную активность. В процессе социально-психологической адаптации происходит взаимное приспособление личностей, групп путем усвоения ролей, норм, способов взаимодействия в определенных условиях. Человек вначале «входит» в группу, приспосабливается к ней, разделяя убеждения и представления ее членов, после чего воздействует на них, изменяя их взгляды [6].
В этой связи особое значение приобретает проблема изучения адаптационных возможностей личности будущих выпускников школ в разных условиях социальной активности. И. В. Арендачук, подчеркивая важное значение профессиональной социализации и адаптации личности, отмечает, что на пути профессионального развития субъект должен пройти длительный этап обучения и адаптации к практической деятельности, приобретая необходимый профессиональный опыт и развивая способность демонстрировать высокую результативность и эффективность труда в разнообразных ситуациях. Автор выделяет индивидуально-психологические особенности личности, обусловливающие ее профессиональное развитие, важнейшими среди которых, по ее мнению, являются: самостоятельность в построении своего жизненного пути, постановке целей и профессиональных перспектив,
осмыслении своей деятельности и поиске путей самосовершенствования в ней; активность как способность соотносить свои психические процессы, состояния и свойства, профессиональные умения и возможности с различными условиями деятельности, которую личность делает субъективно и социально значимой, внося в нее созидательный компонент [7].
Выпускники школ на пути самоопределения как будущие активные участники общественных процессов должны быть в наибольшей мере адаптированы к быстро меняющимся условиям социальной среды. Исходя из этого, целью данного исследования является изучение адаптационных возможностей старшеклассников - выпускников школ - в виде показателей социально-психологической адаптации и характеристик стрессоустойчивости личности в сравнении с ранее проведенными исследованиями [8].
Методики и методы исследования
В эмпирическом исследовании применена методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; она включает следующие показатели: «адаптивность», «дезадаптивность», «принятие себя», «непринятие себя», «принятие других», «непринятие других», «эмоциональный комфорт», «эмоциональный дискомфорт», «внутренний контроль», «внешний контроль», «доминирование», «ведомость», «эскапизм» (бегство от проблем). Для изучения стрессоустойчивости и адаптационных составляющих личности старшеклассников был выбран опросник Мини-Мульт (сокращенный вариант MMPI), шкалы которого («ипохондрия-сверхконтроль», «депрессия-пессимистичность», «истерия-эмоциональная лабильность», «психопатия-импульсивность», «паранойяльность-ригидность», «психастения-тревожность», «шизоидность-индивидуалистичность», «гипомания-опти-мистичность») отражают многообразие её проявлений. Дополнительно применялся 16PF-опросникР. Кеттелла (105 вопросов).
Выборку исследования составили учащиеся 11-х классов средних общеобразовательных школ Саратовской области (48 испытуемых в возрасте 16-17 лет). Для сравнительного анализа использованы результаты исследования адаптационных возможностей выпускников школ г. Саратова, выполненного в 2011 г. (п = 53 человека в возрасте 16-17 лет) [5].
Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведенной диагностики социально-психологической адаптации у 50%
выпускников выявлен средний уровень адаптивности, у 29% - высокий и у 21% - низкий, среднее значение адаптивности - 107. У 42% старшеклассников обнаружен средний показатель дезадаптивности, у 58% - низкий (среднее значение - 61). В то же время у 70% учащихся старших классов в 2011 г. отмечен средний уровень адаптивности, у 20% - высокий и у 10% - низкий (среднее значение - 114). Высокий показатель дезадаптивности был характерен для 4% старшеклассников, у 12% - низкий и у 84% он находился в пределах нормы (среднее значение - 93). Таким образом, характеристика дезадаптивности выпускников значительно ниже в настоящее время, нежели ранее, высокий ее уровень не проявляется.
Такая характеристика адаптации как «принятие себя» в настоящее время находится на высоком уровне у 53% испытуемых, на низком - у 8% и в пределах нормы - у 37% учащихся. У 46% испытуемых выявлены средние значения показателя «непринятия себя», у 54% он низкий (среднее значение - 12,6). В то время как в 2011 г. показатель «принятие себя» находился на высоком уровне у 33% испытуемых, на низком - у 4% и в пределах нормы - у 63% учащихся. Высокий уровень «непринятия себя» был выявлен только у 8% испытуемых, у 54% он средний (среднее значение - 18).
Для 29% выпускников характерен высокий уровень показателя «принятия других», у 54% он средний и у 16% - низкий (среднее значение -19). Показатель «непринятие других» находится в пределах нормы у 37% испытуемых и у 63% он низкий (среднее значение - 13). В 2011 г. у 58% школьников был выявлен высокий показатель «принятия других», у 38% он средний (среднее значение - 23). Показатель «непринятие других» у данных испытуемых в пределах нормы у 66% и у 34% он низкий (среднее значение - 17).
Адаптационные возможности, отражающие уровень «эмоционального комфорта», находятся на среднем уровне у 63% учащихся, только у 4% они высокие и у 24% - низкие (среднее значение - 17). У 71% школьников средний уровень «эмоционального дискомфорта», у 12% он низкий и у 17% - высокий (среднее значение показателя - 20). В 2011 г. уровень «эмоционального комфорта» был выявлен у 79% старшекласников, у 12% он высокий и у 9% - низкий (среднее значение - 20). У 46% школьников средний уровень «эмоционального дискомфорта», у 50% - низкий и у 4% - высокий (среднее значение показателя - 16). Можно отметить различия в данных показателях адаптационных возможностей: они стали несколько хуже у сегодняшних выпускников школ.
Высокий показатель «внутреннего контроля» обнаружен у 13% испытуемых, у 79% он средний (среднее значение - 37). У 37% выявлен средний уровень «внешнего контроля», у 64% он низкий (среднее значение - 16). Два года тому назад у 42% испытуемых был обнаружен высокий показатель «внутреннего контроля», у 54% он средний (среднее значение - 47). У 71% отмечался средний уровень «внешнего контроля», у 25% - низкий (среднее значение - 22).
У 25% учащихся в настоящее время высокий уровень «доминирования», у 71% он средний и у 4% - низкий (среднее значение - 10). Низкий уровень «ведомости» обнаружен у 84% испытуемых, а у 16% он средний, среднее значение данного показателя - 8. Бегство от проблем как характеристика социально-психологической адаптации находится на высоком уровне только у 4% старшеклассников, у 67% - средние значения и низкие у 29% (среднее значение - 12). Результаты исследования 2011 г. показали, что у 12% учащихся высокий показатель «доминирования», у 63% средний и у 25% - низкий (среднее значение - 8). Высокий уровень «ведомости» обнаружен у 8% испытуемых, а у 88% - средний, среднее значение данного показателя - 18. «Эскапизм» находился на высоком уровне у 30% старшеклассников, а у 66% были отмечены средние значения.
Из полученных результатов следует, что уровень социально-психологической адаптации сегодняшних выпускников школ средний. Значительное влияние на адаптационные возможности учащихся оказывают все интегральные компоненты адаптации, которые в основном находятся в пределах нормы или имеют хорошие значения. «Адаптивность» значительной части старшеклассников тоже хорошая. Что же касается показателей «эмоционального комфорта» и «дискомфорта», по сравнению с результатами предыдущих исследований, они по ряду позиций хуже. Выявлены статистически значимые различия между результатами двух исследований в следующих показателях социально-психологической адаптации (таблица): «дезадаптивность», «непринятие себя», «принятие других», «непринятие других», «эмоциональный комфорт», «внутренний контроль», «внешний контроль», «ведомость», «эскапизм». Данные сравнительного анализа свидетельствуют о том, что в целом уровень социально-психологической адаптации выпускников школ за прошедший период времени мало изменился и остается средним. Нельзя исключать, что многие интегральные показатели являются сдерживающим фактором адаптации личности учащихся и связаны с ее стрессоустой-чивостью, а также того, что при неблагоприятных ситуациях они могут ухудшиться.
Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3(7) Параметры социально-психологической адаптации выпускников школ 2011 и 2013 гг.
Параметры Уровень адаптации, средние значения /-критерий Стьюдента Степень значимости
старшеклассники 2011 г. старшеклассники 2013 г.
Адаптивность 114 107 0,8 0,4
Дезадаптивно сть 93 61 4,4 0,000
Принятие себя 38 40 -0,4 0,6
Непринятие себя 18 12,6 3,0 0,004
Принятие других 23 19 2,1 0,037
Непринятие других 17 13 2,6 0,01
Эмоциональный комфорт 20 17 2,0 0,04
Эмоциональный дискомфорт 16 20 -2,0 0,04
Внутренний контроль 47 37 3,2 0,002
Внешний контроль 22 16 2,6 0,01
Доминирование 8 10 -1,5 0,1
Ведомость 18 18 9,8 0,000
Эскапизм 17 12 5,2 0,000
После обработки результатов по методике Мини-Мульт данные были обобщены и выражены количественно в виде средних значений шкал (рис. 1). При изучении стрессоустойчивости и адаптационных возможностей личности учащихся обнаружены следующие характеристики: склонность к грусти и переживаниям по поводу неудач; мотивация направлена на избегание неуспеха; реакция на стресс связана со страхом и неуверенностью, с ориентацией поведения на установку мнения большинства или авторитетной личности; при умении использовать накопленный опыт есть устойчивость к стрессу. Личности
свойственны также впечатлительность, чуткость, глубина переживаний, неудовлетворенность, вдумчивость и аккуратность, обидчивость, соревновательность, упрямство, подозрительность; увлеченность тем, что представляется самым важным делом жизни, умение увлечь других своими идеями; принципиальность, стремление быть лидером, болезненное отношение к критическим замечаниям, повышенное чувство справедливости, упрямство, умение помнить обиды; повышенное чувство независимости, самобытность; оригинальность взглядов, необычность увлечений, выраженный индивидуализм.
Рис. 1. Личностные профили выпускников школ 2011 и 2013 гг. Шкалы: Ь - искренность; Б - достоверность; К - коррекция; 1 - ипохондрия; 2 - депрессия; 3 - истерия; 4 - психопатия; 6 - пара-нойяльность; 7 - психастения; 8 - шизоидность; 9 - гипомания
Личностные особенности испытуемых затрудняют возможность быстрой социальной адаптации, из-за чего возникает высокий риск дезадаптации. В целом при длительном эмоциональном напряжении и серьезных неудачах возможно развитие депрессивного состояния в виде сниженного фона настроения и безразличия ко всему, неверия в свои силы. С учетом усиления внешних требований (например, к учебе в школе) данные риски будут только возрастать. Предыдущие результаты исследования показали проявление раздражительности, повышение невротизации и снижение адаптационных возможностей личности к психоэмоциональным нагрузкам, в 2013 г. заметны также депрессивные тенденции. Как мы видим, в профиле учащихся (шкала гипомании) у них более высокая активность, что является позитивным моментом.
В результате корреляционного анализа по методу Пирсона выявлены положительные связи (уровень значимости р < 0,05 илир < 0,01) между шкалой «ипохондрия» и показателями «адаптивность» (г = 0,467*), «принятие себя» (г = 0,428*) (уровень значимости: * -р < 0,05), «принятие других» (г = 0,414*), «эмоциональная комфортность» (г = 0,548*), «внутренний контроль» (г = 0,475*); отрицательная - с «непринятием других» (г = -0,514*), «эмоциональным дискомфортом» (г = -0,498*) и «эскапизмом» (г = -0,519**) (уровень значимости: ** - р < 0,01). В соответствии с личностным профилем испытуемым свойственно излишнее внимание к своему здоровью, зависимость от мнения окружающих, трудности приспособления в новой обстановке и правильной оценки ситуации, собственного поведения в социальных конфликтах. Несомненно, это находит свое отражение в уровне эмоциональной комфортности, принятия себя, других, внутреннего контроля, которые могли быть значительно выше. Старшеклассники нуждаются в поддержке и сочувствии, что практически исключает позицию «непринятия других». Обнаружены положительная связь между показателем шкалы «паранойя» и такими характеристиками социально-психологической адаптации, как «адаптивность» (г = 0,554**), «принятие себя» (г = 0,635**), «принятие других» (г = 0,451*), «эмоциональная комфортность» (г = 0,556**), «внутренний контроль» (г = 0,481*), «доминантность» (г = 0,526**) и отрицательная - с «дезадаптив-ностью», «непринятием себя» (г = -0,594**) «непринятием других» (г = -0,557**), «эмоциональным дискомфортом» (г = -0,547**), «внешним контролем» (г = -0,418*) и «эскапизмом» (г = -0,519**). Видно, что стремление к соперничеству, настойчивость, упрямство оказывают
положительное влияние на адаптационные возможности личности. То же самое можно отнести и к выявленным положительным взаимосвязям между личностной шкалой «гипомания» и интегральными показателями - «принятие других» (г = 0,410*), «внутренний контроль» (г = 0,405*) и отрицательным - «эмоциональным дискомфортом» (г = -0,417*), «внешним контролем» (г = -0,436*) и «эскапизмом» (г = -0,573**). Приемлемая энергичность, социальная активность и оптимистичность испытуемых позволяют им лучше адаптироваться и противостоять негативному воздействию стрессов.
Помимо этого выявлены статистически значимые различия между двумя выборками старшеклассников по следующим шкалам методики: «депрессия», «истерия» и «психастения» .
Как и в 2011 г., результаты корреляционного анализа между интегральными показателями социально-психологической адаптации и свойствами личности, отражающими ее адаптационные возможности, в 2013 г. показывают, что устойчивость личности к стрессам, эмоциональная стабильность, позитивный жизненный настрой, социальная активность, уверенность в своих силах и другие свойства играют важную роль в способности взрослеющей личности эффективно адаптироваться в разных условиях. Сюда относятся процесс социализации и самоопределение личности будущих выпускников по окончании школы, т. е. в выборе своего жизненного пути.
При изучении адаптационных возможностей личности учащихся выпускных классов посредством метода Р. Кеттелла обнаружено (рис. 2), что большинству испытуемых свойственны следующие характеристики: адекватная самооценка, естественность в поведении и общении, яркость эмоциональных проявлений, работоспособность, постоянство интересов, эмоциональная устойчивость; наблюдаются независимость, некоторая самоуверенность, упрямство.
Отличительными особенностями их личности являются жизнерадостность, импульсивность, некоторая беспечность, подвижность и энергичность; отмечены также осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, ответственность, смелость, социальная активность и склонность к риску. В то же время выявлены мягкость, чувствительность, способность к эмпатии, непосредственность поведения. Можно сказать, что эти свойства личности выпускников в новых условиях действительности оказывают позитивное влияние на адаптационные способности, ее стрессоустойчивость.
МД А В С Е Р в Н I I. М N О 01 02 <23 04
Факторы
Рис. 2. Профиль личности выпускника 2013 г.: МД - адекватность самооценки; А - замкнутость/общительность; В - интеллект; С - эмоциональная устойчивость/неустойчивость; Е - подчиненность/ доминантность; Б - сдержанность/экспрессивность; О - подверженностьчувствам/нормативность поведения; Н - робость/смелость; I - жесткость/чувствительность; I - доверчивость/подозрительность; М - практичность/развитое воображение; N - прямолинейность / дипломатичность; О - уверенность в себе/тревожность; Q1 - консерватизм/радикализм; Q2 - конформизм/нонконформизм; Q3 - низкий самоконтроль/высокий самоконтроль; 04 - расслабленность/напряженность
Заключение
Представленные результаты исследования адаптационного потенциала свидетельствуют о том, что выпускники общеобразовательных школ по многим адаптационным параметрам в целом демонстрируют оптимальный уровень адаптационных возможностей. На основании результатов психологического анализа социально-психологических и индивидуальных характеристик профиля личности (Мини-Мульт, Кеттелл) старшеклассников выявлены те особенности, которые в целом характеризуют ее стрессоустойчивость и способность противостоять сложным и стрессовым ситуациям. Так, активная позиция личности, оптимистичность, чувство перспективы, уверенность в себе имеют решающее значение в эффективной адаптации. Однако у большинства учащихся адаптационные возможности к психоэмоциональным нагрузкам значительно снижены, они нуждаются во внимании и поддержке, обнаружено и проявление депрессивных тенденций, снижающих адаптационный потенциал личности. Выявленные корреляционные связи во многом отражают значение стрессоустой-чивости и ее составляющих в адаптационных характеристиках личности выпускников школ. Кроме этого, в профилях личности выпускников были обнаружены и позитивные составляющие, способствующие эффективной адаптации и противодействию стрессам: сюда, в первую очередь, относятся социальная активность личности, упорство и настойчивость в достижении цели.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной средой» (грант № 11-06-00716 а).
Список литературы
1. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с.
2. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. 174 с.
3. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С. 542-543.
4. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журн. 2001. № 1. С. 16-24.
5. Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. М., 1991. 157 с.
6. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989. 204 с.
7. АрендачукИ. В. Проблема психологического анализа профессионального развития личности // Изв. Са-рат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2009. Т. 2, вып. 2. С. 22-27.
8. Малышев И. В. Особенности стрессоустойчивости и адаптационных характеристик личности учащихся старших классов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 1. С. 34-38.
М. В. Григорьева, Е. Н. Заболотина. Творческая активность и самоактуализация личности
Adaptational Possibilities of the School Graduates under Conditions of Changing Society
Ivan V. Malyshev
PhD in Psychology, Associate Professor,
the Chair of Educational Psychology, Saratov State University,
83, Astrahanskaya str., 410012, Saratov, Russia
E-mail: [email protected]
The article presents the results of theoretical and empiric research of the adaptational potential of senior school pupils. Utilization of the «Methods of the social and psychological adaptation research» by K. Rogers and R. Diamond, Mini-Mult checklist (MMPI) and 16PF-checklist by R. Cattell, methods of comparative and correlative analyses allowed to single out the characteristics of the adaptational potential among school graduates of 2011 and 2013 (n = 101, 16-17 y.o.). The results showed that one of the most important factors that supports social and psychological adaptation is personal stress resistance. The applied aspect of the problem under study can be realized in the counseling practice of psychological services particularly in case of monitoring of the process of personal adaptation under educational environment conditions. Key words: personal stress resistance, adaptational characteristics, social and psychological adaptation.
References
1. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika (Psychology of personality's adaptation. Analysis. Theory. Praxis). St. Petersburg, 2006. 479 p. (in Russian).
2. Platonov K. K. Kratkii slovar' sistemy psikhologicheskikh ponyatii. (The short dictionary of psychological concepts). Moscow, 1984. 174 p. (in Russian).
3. Vardanyan B. Kh. Mekhanizmy regulyatsii emot-sional'noi ustoichivosti (Mechanisms of emotional resilience's regulation). Kategorii, printsipy i metody psikhologii. Psikhicheskie protsessy (Categories, principles and methods of psychology. Psychical processes). Moscow, 1983, pp. 542-543 (in Russian).
4. Maklakov A. G. Lichnostnyi adaptatsionnyipotentsial: ego mobilizatsiya i prognozirovanie v ekstremal 'nykh usloviyakh (The personal adaptive potential: it's mobilization and forecasting in extreme conditions). Psikhologicheskii zhurnal (The psychological journal), 2001, №1, pp.16-24 (in Russian).
5. Ershov A. A. Vzglyad psikhologa na aktivnost' che-loveka (The psychologist's sight to a person's activity). Moscow, 1991. 157 p. (in Russian).
6. Sardzhveladze N. I. Lichnost' i ee vzaimodeistvie s sotsial 'noi sredoi (The personality and it's interaction with social environment). Tbilisi, 1989. 204 p. (in Russian).
7. Arendachuk I. V. Problemapsikhologicheskogo analiza professional 'nogo razvitiya lichnosti (The problem of psychological analysis of personality's professional development). Izvestiya Saratovskogo universiteta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2009, vol. 2, iss. 2, pp. 22-27 (in Russian).
8. Malyshev I. V. Osobennosti stressoustoichivosti i ad-aptatsionnykh kharakteristik lichnosti uchashchikhsya starshikh klassov (The peculiarities of upper-formers' stress resistance and adaptive characteristics). Izvestiya Saratovskogo universiteta Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2012, vol. 1, iss. 1. pp. 34-38 (in Russian).
УДК 159.6
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
М. В. Григорьева, Е. Н. Заболотина
Григорьева Марина Владимировна - доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии образования, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Заболотина Елена Николаевна - аспирант, кафедра психологии образования, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования творческой активности и ее роли в формировании самоактуализации личности подростка. Применение психодиагностического инструментария (методика «Социометрия», тест «Интеллектуальная лабильность» в модификации С. Н. Костроми-ной, методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга,
В. В. Столина, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири) на выборке подростков, отличающихся уровнем творческой активности, позволило выявить, что подростки, проявляющие значительную творческую активность, занимают позитивное устойчивое положение в школьном коллективе, пользуются уважением сверстников; отмечена их интеллектуальная мобильность (быстро реагируют на предлагаемое задание; учитывают его условие; способны к интенсивным интеллектуальным нагрузкам, обладают хорошим распределением внимания, способны к тонкой дифференциации признаков); в семьях подростков, проявляющих творческую активность, предпочитаемым стилем семейного воспитания является демократический. Ключевые слова: личность, творческая активность, подростковый возраст, самоактуализация.