Научная статья на тему 'Особенности психологической адаптации студентов первого курса к условиям образовательной среды вуза'

Особенности психологической адаптации студентов первого курса к условиям образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1070
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / FIRST YEAR STUDENTS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMFORT / COPING STRATEGIES / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО КУРСА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Анна Николаевна, Дулина Галина Сергеевна, Григорьева Нина Владимировна, Петунова Светлана Александровна

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования особенностей психологической адаптации студентов первого курса к условиям образовательной среды вуза. Рассматривается взаимосвязь показателей социально-психологической комфортности для обучающегося в образовательной среде вуза (методика Г.Ю. Авдиенко) с копинг-стратегиями по методике Амирхана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Захарова Анна Николаевна, Дулина Галина Сергеевна, Григорьева Нина Владимировна, Петунова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS OF THE FIRST COURSE TO THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the analysis of the results of an empirical study of the features of the psychological adaptation of first year students to the conditions of the educational environment of the university. The interrelation of indicators of social and psychological comfort for the student in the educational environment of the university with coping strategies is considered.

Текст научной работы на тему «Особенности психологической адаптации студентов первого курса к условиям образовательной среды вуза»

УДК 155.9

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Захарова А.Н., Дули на Г.С., Григорьева Н.В., Петунова С. А.

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования особенностегt психологического адаптации студентов первого курса к условиям образовательного среды вуза. Рассматривается взаимосвязь показателегО согщально-психологическогО комфортности для обучающегося в образовательного среде вуза (методика Г.Ю. Авдненко) с копннг-стратегнямн по методике Алшрхана.

Ключевые слова: психологическая адаптагщя; студенты первого курса: образовательная среда вуза; согщально-пснхологнческая комфортность; копннг-стратегнн.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL

ADAPTATION OF STUDENTS OF THE FIRST COURSE TO THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE HIGHER EDUCATION

ZakharovaA.N., Dulina G.S., Grigorieva N. V, Petunova S.A.

The article is devoted to the analysis of the results of an empirical study of the features of the psychological adaptation of first year students to the conditions of the educational environment of the university. The interrelation of indicators of social and psychological comfort for the student in the educational environment of the university with coping strategies is considered.

Keywords: psychological adaptation; First year students; educational environment of the university; socio-psychological com fort; coping strategies.

Проблема построения системы психологической адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза представляет собой одну из наиболее значимых прикладных проблем для системы образования. В связи с этим актуальным представляется изучение психологических особенностей адаптации студентов на начальных этапах обучения в ВУЗе, разработка системы научно-обоснованного психолого-педагогического сопровождения данного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первокурсников - это система психолого-педагогической деятельности представителей вуза (кураторов, преподавателей, психологической службы, студентов старших курсов), направленная на создание социально-психологических условий для эффективного обучения и психологического развития студентов в образовательном пространстве вуза, имеющая комплексный и целостный характер и учитывающая целый ряд компонентов [3,4,5, 6,9]. Данное направление психолого-педашгического сопровождения студентов вуза должно основываться на современных акмеологических технологиях [7], способствовать достижению будущих специалистов высокой конкурентоспособности [2] при сохранении их психологического здоровья [13].

Анализ научных источников свидетельствует о том, что в настоящее время сложился большой пласт исследований, направленных на изучение процесса адаптации студентов-первокурсников в образовательном пространстве высшей школы. К числу дискуссионных вопросов, по которым пока нет единого сложившегося мнения, относятся: соотношение типов адаптации, их доминирующая роль, сроки адаптации и ее этапы, факторы, влияющие на успешность адаптации.

Одна из наиболее новых работ в данной области, выполненная в Чувашском госуниверситете, посвящена освещению опыта психологического сопровождения адаптации первокурсников в образовательной среде вуза [12]. С 2016 года в Чувашском госуниверситете имени И.Н. Ульянова действует Программа адаптации первокурсников, целью которой является оптимизация процесса адаптации студентов к условиям обучения в университете, обощающая как сложишийся опыт университета, так и новые методы и технологии адаптации [8].

Следует отметить, что зарубежные исследователи R. Lazarus, S. Roth, J. Cohen, M. Zeidner связывают процесс адаптации со стрессом. Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность [11].

В настоящее время наименее раскрыты в научных публикациях клинико-психологические аспекты проблемы адаптации студентов к условиям образовательной среды вуза Проблема взаимосвязи адаптации студентов-первокурсников к условиям высшего учебного заведения и их копинг-стратегий изучена пока явно недостаточно.

Цель исследования - изучение взаимосвязи особенностей психологической адаптации студентов первого курса к условиям образовательной среды вуза с их копинг-стратегиями.

В исследовании приняли участие 85 студентов первого курса вуза г. Чебоксары (Чувашская республика) в возрасте 17-18 лет (17,7±0,46).

В работе были использованы следующие психодиагностические методики:

1) методика «Индикатор копинг-стратегий Д. Амирхана».

2) методика «Социально-психологическая комфортность среды обучающегося в образовательной среде» [10];

Методика, разработанная Д. Амирханом на основе факторного анализа, предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности - ответов на стрессовые ситуации, выделяет три группы копинг-стратегий: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание [11]. Результаты исследования копинг-стратегий студентов-первокурсников по методике Амирхана приведены в табл. 1.

У большинства студентов оказалась наиболее выражена копинг-стратегия «разрешение проблем», т.е. активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы, что, несомненно, будет способствовать наболее успещной адаптации в вузе.

Таб.тща 1.

Показатели копинг-стратегий по методике Амирхана

Разрешение про- Поиск социальной Избегание

Уровень блем поддержки проблем

Абс., чел. Отн. % Абс., чел. Отн., % Абс., чел. Отн., %

Очень низкий 2 2,35 7 8,24 21 16,47

Низкий 22 25,88 15 17,65 57 67,06

Средний 47 55,29 59 69,41 7 8.24

Высокий 14 16,47 4 4,71 0 0

М±С7 24,6±4,39 20,9±4,43 18,2±3,59

На втором месте по представленности в данной выборке копинг-стратегня «поиск социальной поддержки» - активная поведенческая стратегия, при которой для эффективного разрешения проблемы студент будет обращаться за помощью и поддержкой к окружающей его среде. Если в практике психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников, сложившейся в вузе, студент сможет обратиться к куратору, студентам старших курсов, однокурсникам, то стрессовые ситуации и проблемы также удастся разрешить.

Копинг-стратегия «избегание проблем» как поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем, менее всего присуща исследуемым первокурсникам. Возможно, прибегание к данной копинг-стратегии связано с малой развитостью собственных личностных ресурсов студента и его навыков активного разрешения проблемы. Выделенная «группа риска» может сформировать поведенческую стратегию дезадагггивного, псевдосовладающего поведения, поэтому нуждается в особом внимании в психологическом сопровождении адаптации, участии в социально-психологических тренингах адаптации.

Под социально-психологической комфортностью обучающегося в образовательной среде Г.Ю. Авдиенко предлагается понимать состояние удовлетворения, обеспеченное совокупностью положительных психических ощущений и состояний в процессе его учебной деятельности, порождаемое системой влияний социального и пространственно-предметного окружения, побуждающего к освоению профессиональной деятельности [1].

Социально-психологическая комфортность личности обучаемого в образовательной среде вуза как состояние адаптированности обучаемого к факторам образовательной среды в физическом пространстве вуза, в методике раскрывается через шкалы его идентичности с социальной средой, мотивации к обучению, самооценки, профессиональной направленности и удовлетворением потребности в безопасности [10].

По данным проведенного корреляционного анализа у студентов выявлена положительная корреляционная взаимосвязь итоговой шкалы «Социально-психологическая комфортность среды» с ко-пинг-стратегией «разрешение проблем» (г=0,27; р<0,05) и отрицательная - с копинг-стратегией «избегание проблем» (г=-0,44; р<0,01).

По данным проведенного корреляционного анализа также были выявлены положительными корреляционные взаимосвязи шкалы «разрешение проблем» и «идентичность со средой учебного заведения» (г=0,3; р<0,01), «самооценка» (г=0,25; р<0,05), «уровень профессиональной направленности» (г=0,22; р<0,05).

С копинг-стратегией «поиск социальной поддержки» у исследуемой выборки значимых взаимосвязей не было выявлено ни с одной из шкал методики «социально-психологическая комфортность среды», вместе с тем как копинг-стратегия «избегание проблем» имеет значимые отрицательные корреляционные взаимосвязи со всеми показателями данной методики, в том числе и итоговым, интегральным показателем (г=-0,44; р<0,01).

Таким образом, находясь в начале своей адаптации в вузе, привыкая к учебной деятельности и новому социальному окружению, приступив к обучению на первом курсе, наиболее применяемой и эффективной для студентов оказалась копинг-стратегия «разрешение проблем». Проведенное исследование выявило существование взаимосвязи особенностей психологической адаптации студентов первого курса к условиям образовательной среды вуза, социально-психологической комфортности образовательной среды, с их ко-пинг-стратегиями. Для студентов с высокой степенью адаптации более характерно обращение к эффективным копинг-стратегиям. По итогам исследования была выделена группа студентов, кото-

рые нуждается в особом внимании в социально-психологическом

сопровождении адаптации.

Результаты исследования нашли свое применение в практике

учебно-воспитательной работы со студентами-первокурсниками вуза.

Список литературы

1. Авдиенко Г.Ю. Концепция социально-психологической комфортности личности в образовательной среде вуза в практике психологической службы факультета // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. №3 (62)].

2. Александров А.Ю., Захарова А.Н., Николаев E.JI. Формирование личностной конкурентоспособности будущего профессионала в условиях классического университета // Проблемы современного педагогического образования. 2016. Вып. 51. 4.5. С. 480-486.

3. Александрова ДА., Димитриев Д.А., Хураськина Н.В. Особенности адаптации студентов педвуза к учебной среде: методология исследования, результаты, перспективы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2009. № 1. С. 60-63.

4. Варнавская Н.В., Дулина Г.С. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса к условиям вуза как фактор качества образования // Качество и инновации в XXI веке: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та. 2016. С. 46-54.

5. Гартфельдер Д.В., Голенков A.B. Адаптация шкалы для оценки удовлетворенности студентов образовательной средой вуза // Совершенствование системы высшего образования: материалы VIII Междунар. учебно-метод. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2016. С. 373-377.

6. Григорьева Н.В. Особенности проявления дезадаптивных форм поведения при тревожности у студентов // Высшая школа России перед вызовами современности: перспективы развития: материалы VII Междунар. учеб.-метод, конф. 2015. С. 206-211.

7. Дулина Г.С., Захарова А.Н. Акмеологические технологии в системе психологического сопровождения управленческого опыта в системе образования//Акмеология. 2014. № S1-2. С. 74-75.

8. Емельянова М.В., Николаев Е.Л., Филоненко В.А. Адаптация первокурсников на факультете иностранных языков Чувашского госуниверситета им. И.Н. Ульянова//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-3. С. 54-59.

9. Захарова А.Н., Дулина Г.С., Петунова С.А. Психологические проблемы адаптации студентов первого курса к условиям вуза // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. Сб. статей. Ялта.: РИО ГПА, 2018. Вып. 58.

10. Маклаков А.Г., Авдиенко Г.Ю. Социально-психологическая комфортность для обучающегося в образовательной среде вуза и методы ее диагностики // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. №1 (60). С. 94-99.

11. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. 2007. № 12. С. 15-25.

12. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников в образовательной среде вуза / А.Ю. Александров, Н.В. Григорьева, E.JI. Николаев и др. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2016. 236 с.

13.Nikolaev E.L., Zakharova A.N., Emelianova M.V. Mental health in changing societies: context of cultural discourse // Theory and reality -Image of a man in the social science. Ostrava, 2015. C. 109-113.

References

1. Avdienko G.Ju. Koncepcija sociarno-psihologicheskoj komfortnosti lichnosti v obrazovateFnoj srede vuza v praktike psihologicheskoj slu-zhby lakul'tcta [The concept of socio-psychological comfort of the individual in the educational environment of the university in the practice of the psychological service of the faculty]. Psihopedagogika г'prctvoohran-itel'nyh organcih. 2015. №3 (62).

2. Aleksandrov A.Ju., ZaharovaA.N., Nikolaev E.L. Fonnirovanie lichnost-noj konkurentosposobnosti budushhego professionala v uslovijah klassich-eskogo universiteta [Formation of personal competitiveness of the future professional in conditions of classical university]. Problemy sovremenno-gopedagogicheskogo obrazovanija. 2016. Issue 51. Part 5, pp. 480-486.

3. AleksandrovaL.A., DimitrievD.A., Huras'kina N.V. Osobennosti adapta-cii studentov pedvuza k uchebnoj srede: metodologija issledovanija, re-

/iil'taty. perspektivy [Peculiarities of adaptation of students of a teacher training university to the learning environment: research methodology, results, prospects]. Vestnik Clmvashskogo gosudarstvennogopedagog-icheskogo universiteta im. I.Ja. Jakovleva. 2009. № 1, pp. 60-63.

4. Vamavskaja N.V., Dulina G.S. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozh-denie adaptacii studentov pervogo kursa k uslovijam vuza kak faktor kachestva obrazovanija [Psychological and pedagogical support for the adaptation of first-year students to the conditions of the university as a factor in the quality of education], Kachestvo i innovacii v XXI veke: materialyXIVMezhdunar. nauch.-prakt. konf. Cheboksary: Izd-vo Chuvash. un-ta. 2016, pp. 46-54.

5. Gartferder D.V., Golenkov A.V. Adaptacija shkaly dlja ocenki udov-letvorennosti studentov obrazovaternoj sredoj vuza [Adaptation of the scale for assessing the students" satisfaction with the educational environment of the university]. Sovershenstvovanie sistemy \ysshego obrazovanija: materialy VIIIMezhdunar. uchebno-metod. konf. Cheboksary: Izd-vo Chuvash, un-ta, 2016, pp. 373-377.

6. Grigor evaN.V. Osobennosti projavlenija dezadaptivnyh form povedeni-ja pri trevozhnosti u studentov [Features of manifestation of disadaptive forms of behavior in case of anxiety among students]. Vysshaja shkola Rossii pered vyzovami sovremennosti: perspektivy razvitija: materialy VIIMezhdunar. ucheb.-metod. konf. 2015, pp. 206-211.

7. Dulina G.S., Zaharova A.N. Akmeologicheskie tehnologii v sisteme psihologicheskogo soprovozhdenija upravlencheskogo opyta v sisteme obrazovanija [Acmeological technologies in the system of psychological support of management experience in the education system], Akmeologi-ja. 2014. №Sl-2, pp. 74-75.

8. EmeFj anova M.V, Nikolaev E.L., Filonenko VA. Adaptacij a pervokursnikov nafakuFtete inostrannyhjazykov Chuvashskogo gosuniversiteta im. I.N. UFj anova [Adaptation of first-year students at the Faculty of Foreign Languages of the Chuvash State University. I.N. Ulyanova]. Problemy sovre-mennogopedagogicheskogo obrazovanija. 2017. № 55-3, pp. 54-59.

9. Zaharova A.N., Dulina G.S., Petunova S.A. Psihologicheskie problemy adaptacii studentov pervogo kursa k uslovijam vuza [Psychological problems of adaptation of first-year students to university conditions].

Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. Set: Peda-gogika ipsihologija. Sb. statej. Jalta.: RIO GPA, 2018. Issue 58.

10. Maklakov A.G., Avdienko G.Ju. Sociarno-psihologicheskaja komfort-nost' dlja obuchajushhegosja v obrazovaternoj srede vuza i metody ее diagnostiki [Socio-psychological comfort for the student in the educational environment of the university and methods for its diagnosis]. Psi-hopedagogikavpravoohramtel 'nyh orgcmah. 2015. №1 (60), pp. 94-99.

11. Malkina-Pyh I.G. Strategii povedenija pri stresse [Strategies for behavior under stress]. Moskovskijpsihologicheskijzhurnal. 2007. № 12, pp. 15-25.

12.Psihologicheskoe soprovozhdenie adaptacii pervokursnikov v obrazovaternoj srede vuza [Psychological support for the adaptation of first-year students in the educational environment of the university] /A.Ju. Aleksandrov, N.V. Grigor'cva. E.L. Nikolaev et al. Cheboksary: Izd-vo Chuvash, un-ta, 2016. 236 p.

13.Nikolaev E.L., Zakharova A.N., Emelianova M.V. Mental health in changing societies: context of cultural discourse // Theory and reality -Image of a man in the social science. Ostrava, 2015, pp. 109-113.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Захарова Анна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент Чувашский государственный университет им. КН. Ульянова Московский просп.. 15, г. Чебоксары, 428010, Россия zaharova_an(a)mail. ги

Дулина Галина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент Чувашский государственный университет им. КН. Ульянова Московский просп., 15, г. Чебоксары, 428010, Россия didinct. g(d)yandex. ru

Петунова Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент

Чувашский государственный университет им. КН. Ульянова Московский просп., 15, г. Чебоксары, 428010, Россия ре tunovа 75Щтай. ги

Григорьева Нина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент

Чувашский государственный университет им. КН. Ульянова Московский просп.. 15, г. Чебоксары, 428010, Россия gnv2133(сд,таИ. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Zakharova Anna Nikolaevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Chuvash State University named after I.N. Ulvanova 15. Moskovsk)' Ave., Cheboksary, 428010, Russia zaharova_an(a)mail. ru ORCID: 0000-0002-6111-7654

Dulina Galina Sergeevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Chuvash State University named after I.N. Ulvanova 15, Moskovsk)' Ave., Cheboksary, 428010, Russia dulina.g(a)yandex. ru ORCID: 0000-0001-6324-6604

Petunova Svetlana Alexandrovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Chuvash State University named after IN. Ulvanova 15, Moskovsk}' Ave., Cheboksary, 428010, Russia pe tun ova 75(a)mail. ru ORCID: 0000-0002-6835-0467

Grigoryeva Nina Vladimirovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Chuvash State University named after IN. Ulvanova 15, Moskovsk}' Ave., Cheboksary, 428010, Russia gnv2133(a),mail. ru ORCID: 0000-0003-0011-5214

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.