И. В. Арендачук Атеопогтеская компетентность птност
АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 316.614.4
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РИСКУ
И. В. Арендачук
Арендачук Ирина Васильевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: arend-iriiAyandex.m
Содержательно описаны понятия акмеологической компетентности и психологической готовности личности к риску с позиций взаимодействия акме и кате в контексте ее жизненного пути. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке преподавателей высшей школы (N= 51; возраст 31-71 лет; преподаватели вузов г. Саратова - государственного университета им. Н. Г. Чернышевского и государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова) с применением диагностического инструментария: разработанного автором экспертного опроса и методик «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25, Т. В. Корниловой), «Диагностика личностной креативности» (E. E. Туник), «Диагностика мотивации к достижению успеха» (Т. Элерса). Установлены факторы, входящие в систему представлений преподавателей об акмеологической компетентности в зависимости от возраста (продолжительности жизненного пути). Проанализированы динамические изменения в структуре психологической готовности личности к риску в зависимости от ее акмеологической компетентности. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в программах личностного и профессионального развития преподавателей высшей школы, в системе повышения их квалификации.
Ключевые слова: акмеологическая компетентность личности. жизненный путь, вершина (акме) и низина (кате) в процессе развития личности. психологическая готовность к риску, преподаватель высшей школы.
Введение
Проблема акмеологической компетентности личности приобретает актуальность в связи с новыми походами к ее изучению. Традиционно она рассматривалась в контексте профессиональной деятельности личности и ее устремленности к вершинам профессионализма (акме), где уделялось внимание процессам достижения конкретного результатам на данном отрезке жизненного пути (А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова и др.). Однако есть и другие исследования, не только анализирующие акмеологические аспекты развития с позиций свершений личности, но и акцентирующие внимание на выявлении закономерностей этапов достижения результатов в целостном жизненном пути человека. В них развитие рассматривается не как линейная устремленность к акме, а как единство двух процессов - движение к акме (созиданию) и к кате (разрушению) (В. П. Бран-ский, С. Д. Пожарский и др.). В связи с этим возникает необходимость рассмотрения понятия акмеологической компетентности личности как феномена, связанного с жизненным опытом человека, обретенного во взаимосвязанных процессах достижения успехов (вершин) и переживания потерь (низин). И если рассматривать акмеологическую компетентность как формирующуюся в процессе переживания человеком и позитивного, и негативного жизненного опыта, актуализируется и вопрос о том, каким образом она связана с психологической готовностью личности к рискам, связанным с вероятностью низинных линий развития ее жизненного пути.
МАУЧМЫИ
ОТДЕЛ
© Арендачук И. В, 2015
Нзв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Ахмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, выл. 2(14)
Теоретический анализ проблемы
Акмеологическая компетентность личности в современных психологических исследованиях в основном рассматривается в контексте профессиональной деятельности. На основе комплексного анализа публикаций по данной проблеме А. А. Ангеловский указывает, что акмеологиче-ская компетентность рассматривается как характеристика уровня и генезиса акмеологической культуры личности (Е. В. Селезнева), как условие продуктивного личностно-профессионального самосовершенствования субъектов профессиональной деятельности (Л. В. Маркелова), и отмечает аналогичную направленность исследований многих ученых. Автор приходит к выводу, что она складывается как из знаний о закономерностях достижения высоких уровней профессиональных и личностных результатов, так и из психологических качеств личности, достигшей вершин в своем развитии, ее умений различать объективные и субъективные факторы успеха, способности планировать и осуществлять свое прогрессивное профессиональное развитие [1].
Вместе с тем акмеологическую компетентность личности необходимо рассматривать в более широком контексте, чем тот, который обусловлен только профессиональной деятельностью. Она, на наш взгляд, связана с целостным процессом жизнедеятельности личности: формируется и развивается на протяжении жизненного пути и определяет жизненные цели, индивидуальную траекторию движения к вершинам развития (акме), к достижениям и успеху. В связи с этим сошлемся на мнение К. А. Абульхановой-Славской, которая подчеркивает, что при изучении процесса развития личности необходимо искать ответы на вопросы о том, как личность самовыражается в деятельности и как она связывает ее разные виды на протяжении своего жизненного пути [2], а также на мнение А. К. Марковой о том, что достижение каждой новой «вершины» на жизненном пути не означает конца, остановки в развитии, а представляет собой основу для постановки новых задач, открытия новых горизонтов развития [3, с. 48].
Наиболее полно понятие акмеологической компетентности как психологической категории рассмотрено в работах А. К. Марковой, которая определила ее как интегральную готовность и способность зрелой личности строить свое поступательное психическое и профессиональное развитие с постоянным усложнением задач и возрастанием уровня достижений, наиболее полно реализующих имеющиеся у человека психологические ресурсы. По мнению автора, акмеологическая компетентность включает: акмеологические знания (осведомленность о возможных достижениях в сфере психического и профессионального развития, их уровни и варианты); акмеологические умения (способы и технологии этих достижений, приемы различения,
оценивания разных видов акме); акмеологические качества личности, обеспечивающие движение человека к намеченным достижениям (акме-мо-тивация и акме-способности) [3, с. 47, 48].
Отметим, что в приведенном определении речь идет о поступательном «движении» личности - к развитию и реализации своих ресурсов на пути к достижению жизненных целей, а сама акмеологическая компетентность связана с категорией «готовности» как устремленности к высоким результатам. Но если подходить к ее рассмотрению с позиций жизненного пути, то следует говорить не только об устремленности личности к успеху и самореализации, но и о тех трудностях и ошибках в выборе жизненных стратегий, которые предшествуют этим достижениям, а иногда и определяют временную перспективу ее акме-ологического развития. Тогда жизненный путь личности следует рассматривать совокупность как достижений (вследствие движения вверх, к акме), так и неудач от последствий неверных решений, ошибочных выборов (движения вниз, к кате).
С. Д. Пожарский, развивая идею взаимодействия акме как предельного состояния, достижение которого означает реализацию жизненной программы, и кате как предельного состояния разрушения, требующего своего преодоления для нового движения к акме, указывает на необходимость рассмотрения проблемы развития личности как единства «противоположностей верха (более совершенного) и низа (менее совершенного)» [4, с. 210]. С точки зрения исследователя, акмеологический подход к развитию любого объекта предполагает выделение в нем акме и кате как двух полюсов всех возможных проявлений единой сущности совершенствования. По его словам, сущность развития - это общая направленность в сторону более совершенного, продвинутого состояния, реальное движение к которому «представляет собой чередование локальных низин и вершин, но результирующая этих локальных изменений отражает поступательное движение вверх» [4, с. 212]. Оба эти процесса необходимы для «совершенствования - созидание для последовательного воплощения замысла человека, его идеала в конкретный, материально оформленный результат, а разрушение - для того, чтобы отыскать основы для достижения нового результата» [4, с. 240].
Если взять за основу такой подход к процессу развития и реализации личностью своих ресурсов на пути к достижению жизненных целей, то акмеологическую компетентность можно определить как совокупность представлений личности о собственном потенциале и об условиях реализации жизненных стратегий как линий развития жизненного пути, сформированных на основе анализа своего жизненного опыта; а понятие «психологическая готовность» может быть связано с пониманием личностью вариативности линий развития жизни в зависимости от выбора
104
Научный отдел
И. В. Арендачук. Акмеологическая компетентность личности
той или иной стратегии действий в конкретных жизненных ситуациях и ее способностью к осуществлению выбора из альтернатив, наиболее адекватного ситуации, на основе ее представлений в структуре жизненного опыта, т. е. акмеологическая компетентность является фактором психологической готовности личности к принятию решения о направлении своего развития и путях достижения жизненных целей. При этом сама личность, будучи активной по отношению к своему опыту, преобразует и свою действительность, и саму себя, что позволяет говорить о ее креативности по отношению к собственной жизни.
Изучая личностные детерминанты готовности к риску, М. А. Кленова определила наличие взаимосвязи между креативностью и склонностью к риску. По мнению автора, риск сопровождает принятие решений, связанных с выбором, который уже предполагает наличие у субъекта определенной доли креативности, так как одним из ее свойств является способность к быстрому принятию решений в проблемных ситуациях [5, с. 70]. Кроме того, готовность к риску - динамическое образование, определяемое активностью самого субъекта, не только рационально отражающего действительность, в которую он включен множеством связей и отношений, но и эмоционально относящегося к отражаемому в связи с принятием решения, в том числе и в ситуациях риска [6, с. 60].
Таким образом, принятие решения и выбор жизненной стратегии личности связаны с необходимостью учитывать и случайные факторы, во многом определяемые внешними условиями и ресурсами, учесть которые не всегда представляется возможным. В этом случае личность оказывается в ситуации неопределенности, которая порождает тревогу и анализируется для выявления причин и обстоятельств (факторов), создающих у нее психологический дискомфорт и предчувствие потенциальной опасности. На основе такого анализа продуцируются варианты дальнейшего развития ситуации и альтернативы возможных решений, из которых выбирается то, которое в большей степени соотносится с ее жизненным опытом. Принятое решение порождает поступки и действия, направленные как на самого человека, так и на его внешнее окружение, и отражается в дальнейших событиях жизни. Поэтому психологическая готовность личности к выбору всегда сопряжена с риском, сопровождающим ситуации неопределенности, поскольку если можно спрогнозировать последствия выбора, то точно предсказать конечный результат бывает очень сложно. Вот почему в момент определения вершин и выбора позитивного пути развития в конкретный момент жизненного пути всегда существует вероятность в будущем оказаться в еще худшем положении. Иными словами, правильное решение переводит ситуацию на уровень понятной и определяющей направление достижения цели (движение к акме),
в случае ошибки потенциальный в данной ситуации риск может стать реально существующей опасностью (собственно риском) и выразиться в виде серьезных неприятностей или больших потерь для личности (кате). «При этом сама опасность становится источником риска только тогда, когда субъект принимает решение и начинает действовать - именно его поступки на основе принятого решения определяют процесс развития риска в сторону уменьшения или усиления, вплоть до необратимых последствий» [7, с. 25].
С позиции акмеологии С. Д. Пожарский, анализируя взаимосвязь акме и кате в жизненном пути человека, направленном на достижение совершенства, отмечает взаимосвязь прошлого опыта, настоящего и будущего. В позитивном варианте развития жизни достижения прошлого выступают акме-фильтром для анализа и обобщения вершин настоящего и основой для прогнозирования дальнейших достижений в будущем [4, с. 154]. Кате в опыте личности также создает фундамент для переоценки достижений и поражений прошлого, для определения предела, ниже которого нельзя опуститься. Такое переосмысление прошлых достижений связано с обобщением не только вершин, но и низин, что означает извлечение уроков из прошлого. Если этого не происходит в настоящем, принятое решение может стать источником риска оказаться на дне (кате в будущем) [4, с. 178].
Таким образом, осмысление личностью собственного опыта создает основу для накопления жизненной мудрости и расширения акмеоло-гической компетентности, а основанная на ней психологическая готовность к риску определяет ее творческое отношение к жизни.
Организация и методы исследования
С целью изучения представлений личности об акмеологической компетентности и ее влияния на психологическую готовность к риску в зависимости от жизненного опыта на базе двух вузов г. Саратова (государственного университета им. Н. Г. Чернышевского и аграрного университета им. Н. И. Вавилова) было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 51 преподаватель в возрасте от 31 до 71 года, из них 12% - доктора наук, 78% - кандидаты наук, 10% - преподаватели, не имеющие ученой степени. В основу формирования исследовательских групп был положен возраст испытуемых как показатель продолжительности жизненного пути и косвенная характеристика жизненного опыта личности. В первую группу вошли: преподаватели в возрасте от 31 до 39 лет - 19 человек (средний возраст 35,2 лет, стаж научно-педагогической деятельности 6,7 лет); вторую группу - 15 человек - составили преподаватели в возрасте от 40 до 50 лет (средний возраст 43,5 лет, стаж научнопедагогической деятельности 12,6 лет); третью
Акмеология
образования
105
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)
группу - 17 человек - преподаватели в возрасте от 51 до 71 года (средний возраст 61,5 лет, стаж научно-педагогической деятельности 29,2 лет).
Для выявления системы представлений преподавателей о составляющих акмеологиче-ской компетентности личности был проведен экспертный опрос, в основу которого положены условия, определяющие личностную зрелость и успешность жизненного пути, сформулированные на основе анализа психологических теорий личности, авторами которых являются А. Адлер, Г. С. Салливан, А. Маслоу, К. Роджерс, А. Бандура [8, с. 62-63]. Валидность данных экспертного опроса определялась путем нахождения корреляций между условиями успешности и зрелости личности, предложенными для оценивания, и шкалами опросника личностной ориентации Э. Шострома, основу которого составляет концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу. Результаты корреляционного анализа подтвердили конвергентную валидность опроса, поскольку 100% утверждений достоверно коррелировали как минимум с тремя и более (до 9) из 12 шкал опросника личностной ориентации. В целом выявлена достаточно высокая интегрированность утверждений опроса со шкалами опросника личностных ориентаций (значимые корреляционные связи составляют 54,99% от общего числа).
Изучение особенностей проявления психологической готовности к риску в зависимости от жизненного опыта личности осуществлялось с помощью психодиагностических методик «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25, Т. В. Корниловой), «Диагностика личностной креативности» (Е. Е. Туник), «Диагностика мотивации к достижению успеха» (Т. Элерса).
Анализ и обсуждение результатов исследования
Экспертный опрос преподавателей высшей школы позволил выявить систему их представлений о составляющих акмеологической компетентности личности, при этом были выявлены факторы, которые независимо от жизненного опыта преподавателей являются значимыми для реализации собственного потенциала и достижения личностных вершин (акме):
1) «самомотивация» как необходимое условие целеполагания и «способность решать различные задачи» как когнитивная составляющая акмеологической компетентности (А. Бандуры);
2) «принятие себя, других, их природы» как способность принимать собственные и других людей слабости и недостатки, склонность рассматривать других как добрых по своей природе (А. Маслоу);
3) «высокий уровень проявления творческой способности», определяющий полноту жизни (по К. Роджерсу);
4) «креативное (творческое) Я», которое по А. Адлеру является активным началом челове-
ческой жизни, создающим цель и средства достижения ее смысла.
Вместе с тем были выявлены и различия в системе представлений преподавателей об акмео-логической компетентности в зависимости от их жизненного опыта: в системе представлений преподавателей в возрасте до 40 лет оказалось меньшее число факторов, чем у более опытных коллег. Помимо рассмотренных выше у них значимые позиции заняли еще три фактора: «эффективное восприятие реальности»; «преданность делу, призванию, долгу, любимой работе»; «наличие жизненного стиля (или комплекса личной философии - характерных для личности верований и взглядов на жизнь)». У преподавателей с большим жизненным опытом дополнительно выявились по пять факторов, преподаватели в возрасте 40-50 лет и 51-71 года выделили факторы «способность справляться с жизненными трудностями», «стремление к достижению результата» и «креативность, творческое восприятие мира». В группе преподавателей в возрасте 40-50 лет еще определились - «свежесть восприятия» и «тенденция идентифицироваться со своей работой», когда призвание становится неотъемлемым аспектом бытия и воспринимается личностью как определяющая характеристика Я, с которой она идентифицируется. В группе преподавателей в возрасте 51-71 года значимыми также оказались факторы «преданность делу, призванию, долгу, любимой работе» и «преданность делу как воплощение внутренних истинных ценностей», которые, по А. Маслоу, являются метамотиваторами самоактуализирующейся личности и означают, что человек любит дело и поэтому профессия для него является не функционально автономным образованием, а средством воплощения ценностей.
Примечательно, что все преподаватели, независимо от возраста, не включили в структуру акмеологической компетентности социально ориентированные факторы: «убеждение со стороны», «автономность и относительная независимость от культуры и окружения», «стремление к превосходству», «чувство неполноценности и компенсация», «глубокие межличностные отношения», полагая, что чрезмерная ориентация на эти составляющие жизни в меньшей степени ведет к достижению успеха (акме).
Исследование особенностей проявления психологической готовности к риску в зависимости от жизненного опыта личности показало повышенный уровень мотивации к достижению успеха (устремленность к акме) у всех преподавателей, а также доминирование рациональности над готовностью к риску в структуре личностных факторов принятия решений (соответственно, повышенный и средний уровень выраженности) (рис. 1).
Несмотря на то, что показатели рациональности и готовности к риску у преподавателей увеличиваются по мере накопления жизненного опыта, тенденция доминирования рациональности над
106
Научный отдел
П. В. Арендачук. Акмеологтеская компетентность лнчностн
Рис. 1. Показатели психологической готовности личности к риску в зависимости от возраста (жизненного опыта)
готовностью к риску сохраняется. Полученный результат позволяет говорить о том, что преподаватели вуза ориентируются на свой потенциал на основе оценки прошлого опыта, способны к самоконтролю действий при заведомо неполной или недоступной для ориентирования информации, но при этом им свойственна выраженная направленность к обдумыванию решений и действий в ситуациях риска (они допускают вероятность кате как следствие ошибочного решения и продумывают пути выхода из него) - у более зрелых преподавателей эта тенденция выражена сильнее, а готовность к риску более сформирована.
В структуре показателей, определяющих творческие проявления личности, ее креативность в решении жизненных задач и достижении жизненных целей, были выявлены следующие закономерности (см. рис. 1):
в группе молодых преподавателей (31-39 лет) наиболее выраженными, в сравнении с более зрелыми коллегами, оказались показатели «склонность к риску» и «любознательность»: именно в этом возрасте личность в наибольшей степени стремится к максимально возможному познанию мира и поиску разных способов решения жизненных задач, и в этом процессе она способна к действиям, содержащим возможности ошибок и провалов, ради осуществления поставленной перед собой цели;
по мере приобретения жизненного опыта (с 40 лет) увеличивается ориентированность на познание сложных явлений, постановку высоких целей и направленность на их осуществление (стремление к акме);
показатель «воображение» как способность к представлению различных вариантов решения жизненных проблем несколько уменьшается к
51-71 годам, т. е. этот показатель креативности снижается, что свидетельствует о большей ориентации личности на собственный опыт в решении жизненных задач и при достижении поставленных целей, чем на предположения о возможных вариантах достижения результата, основанные на анализе опыта других людей.
С целью выявления взаимосвязи показателей психологической готовности к риску и выявления обусловленности готовности и способности к риску личностными свойствами креативности в контексте жизненного опыта преподавателей вуза был проведен кластерный анализ. На его основе было установлено, что креативность как свойство личности является системообразующим фактором, независимо от возраста и жизненного опыта личности (рис. 2). В группе преподавателей в возрасте 31-39 лет склонность к риску связана с мотивацией достижения успеха, а готовность к риску обусловлена совокупностью факторов «рациональность», «сложность» и «воображение» (рис. 2, а).
В возрасте после 40 лет мотивация достижения успеха не связана непосредственно с психологической готовностью к риску, а действует на нее опосредованно. При этом в возрасте 40-50 лет склонность к риску зависит от сложности решаемых личностью жизненных задач, а готовность к риску - с воображением как способностью моделировать варианты возможных жизненных решений (см. рис. 2, б). В возрасте после 50 лет происходит некоторое усложнение взаимосвязей и диада «склонность к риску - сложность» (4050 лет) превращается в триаду «склонность к риску - любознательность - сложность» (51-71 год), а диада «готовность к риску - воображение» переходит в триаду «готовность к риску - воображение - рациональность» (рис. 2, в).
Акмеология
образования
107
Нзв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Ахмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, выл. 2(14)
Рис. 2. Взаимосвязь показателей психологической готовности к риску и личностной креативности у преподавателей вуза с разным жизненным опытом (акмеологической компетентностью): а - 31-39 лет; б - 40-50 лет; в - 51-71 лет
Заключение
Обобщение результатов представленного исследования позволяет говорить о том, что в структуре акмеологической компетентности наиболее значимыми для преподавателей оказались факторы, связанные с творческим самовыражением и существенно влияющие на поведение и продуктивность деятельности личности: целеполагание как способность к постановке целей и самомотивации их достижения; когнитивная компетентность как спо-
собность решать задачи, позитивно воспринимать себя и других. Вместе с тем по мере накопления жизненного опыта в структуре акмеологической компетентности как совокупности представлений об условиях достижения жизненного успеха наблюдаются изменения, связанные с расширением взглядов на составляющие ее компоненты, и с большей ориентацией личности на самоактуализацию. Так, число факторов, определенных А. Маслоу в теории о самоактуализирующейся личности и выделенных преподавателями как значимые для акмеологиче-
108
Научный отдел
П. В. Арендачук. Акмеологтеская компетентность лнчностн
ской компетентности, в первой группе (31-39 лет) было всего три, во второй (40-50 лет) - четыре, в третьей (51-71 год) - пять. В структуре других факторов наблюдалась тенденция к качественной перестройке составляющих акмеологической компетентности, связанной с переносом акцентов от системы требований к себе на устремленность к использованию своего жизненного опыта (мудрости) и способности к достижению результатов (высоких целей) за счет накопившихся в течение жизни умений креативно воспринимать мир.
Анализ личностных факторов, определяющих психологическую готовность к риску, показывает устремленность преподавателей вуза к акме (успеху и высоким результатам) на уровне мотивации, более сформированную готовность к риску в более зрелом возрасте при выраженной тенденции доминирования рациональности и ориентации на свой прошлый жизненный опыт над спонтанностью в принятии решений и действий в ситуациях риска. Также было выявлено, что чем меньше жизненный опыт личности и ее акмеологическая компетентность (в возрасте до 40 лет), тем в большей степени в структуре личностной креативности выражены показатели любознательности и склонности к рискку, на этом могут быть основаны не всегда продуманные и спонтанные решения, увеличивающие риск развития жизненного пути к кате (в низину), проживание которого может быть связано либо с кризисом развития, либо с поиском вариантов избегания «глубокого падения» на основе анализа приобретенного опыта и движением к акме (вверх). Подтверждением является направленность личности на решение сложных задач, постановку высоких жизненных целей в возрасте после 40 лет, с усиливающейся тенденцией в зрелом возрасте больше полагаться на собственный опыт (мудрость), особенно в ситуациях потенциального риска развития жизненного пути (склонность к риску в пределах нормативных значений).
Данные заключения подтверждаются и результатом кластерного анализа личностных показателей, связанных с психологической готовностью личности к риску: молодые преподаватели в возрасте до 40 лет склонны к риску (спонтанным, не всегда продуманным поступкам и действиям) ради достижения успеха, в середине жизни (40-50 лет) - ради решения сложных жизненных задач; в более зрелом возрасте (после 50 лет) - не только ради решения сложных жизненных задач, но и удовлетворения интереса в решении новых задач, еще не нашедших отражения как в их собственном опыте, так и опыте окружающих. Структура готовности личности к риску как способности к осуществлению выбора из альтернатив на основе ее представлений в структуре жизненного опыта связана с личностным фактором «воображение», однако у молодых преподавателей к нему добавляются «сложность решаемых задач» и «рациональность», у более зрелых - только «рациональность» как готовность
Акмеология образования
личности обдумывать свои решения в ситуациях, связанных с риском.
В целом проведенное исследование подтвердило предположение о том, что акмеологическая компетентность является фактором психологической готовности личности к риску, поскольку чем более зрелыми и обладающими большим жизненном опытом являются преподаватели высшей школы, тем более осознанно они подходят к принятию важных решений в ситуациях риска, опираясь на этот опыт и накопившиеся в течение жизни умения креативно воспринимать окружающую действительность.
Библиографический список
1. Ангеловский А. А. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психо-лого-акмеологический анализ) // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). уфа, 2011. С. 7-13.
2. Абульханова-Славская К. А. Субъект - символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 10-28.
3. Маркова А. К. Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования // Акмеология. 2003. № 3. С. 47-50.
4. Пожарский С. Д. Акмеология и катабология : теория совершенствования человека. СПб., 2013. 266 с.
5. Кленова М. А. Личностная креативность и мотивация достижения как компоненты готовности к риску // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2 (14). С. 69-72.
6. Бочарова Е. Е. Готовность к риску в соотнесении с характеристиками осознанной саморегуляции и субъективного благополучия личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, вып. 4. С. 59-63.
7. Арендачук И. В. Системный психологический анализ рисков профессиональной деятельности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2 (14). С. 23-27.
8. Арендачук И. В. Субъектные условия профессионализма и успешности преподавателя вуза в контексте ведущих теорий личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 61-67.
Acmeological Competence of Personality as a Factor of Psychological Readiness to Risk
Irina V. Arendachuk
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia e-mail: arend-irina@yandex.ru
The article presents the detailed description of acmeological competence and psychological readiness to risk from the points of view of acme and katabole in the context of his/her life path. The authors
109
Нзв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)
show the results of empirical research performed on the sample group of professors (n = 51, age 31-71, professors of Saratov universities: Saratov State University, and Saratov State Agricultural University named after N. I. Vavilova) with the use of diagnostic tools: expert questionnaire and method «Personality factors of making decisions» by the author (Personality factors of making decisions-25, T. V. Kornilova), «Diagnostics of personal creativity» (E. Tunik), «Diagnostics of motivation to success» (T. Ehlers). The authors have found factors included in the system of professors' ideas of acmeological competence depending on the age (life length). The article analyses dynamic changes in the structure of psychological readiness to risk depending on acmeological competence. The applied aspect of the problem under research may be put to practice in the programs of personal and professional development for professors in the system of their advanced training.
Key words: acmeological competence of personality, life path, top (acme) and bottom (katabole) in the process of personality development and psychological readiness to risk, university teacher.
References
1. Angelovskiy A. A. Professional'naya kompetentnost' kak neobkhodimoe uslovieprofessionalizma (psikhologo-akme-ologicheskiy analiz) (Professional competence as necessary condition of professionalism {psychological and acmeological analysis}). Aktual'nye voprosy sovremennoypeda-gogiki: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, iyun' 2011 g.). (Topical issue of modern pedagogy: materials of international scientific conference, {Ufa, 2011 June}). Ufa, 2011, рр. 7-13 (in Russian).
2. Abul'hanova-Slavskaya K. A. Subekt- simvol rossiyskogo samosoznaniya. Soznanie lichnosti v krizisnom obshchestve (Subject - symbol of Russian self-consciousness). Soznanie lichnosti v krizisnom obschestve (Personality's consciousness in crisis society). Moscow, 1995, рр. 10-28 (in Russian).
3. Markova A. K. Akmeologicheskoe soderzhanie profes-sional'nogo stanovleniyapsikhologa v sfere obrazovaniya (Acmeological substance of psychologist's professional formation in educational sphere). Akmeologiya (Acmeo-logy), 2003, no. 3, pp. 47-50 (in Russian).
4. Pozharskiy S. D. Akmeologiya i katabologiya: teoriya sov-ershenstvovaniya cheloveka (Akmeology and katabology: theory of human improving). St.-Petersburg, 2013. 266 рp. (in Russian).
5. Klenova M. A. Lichnostnaya kreativnost' i motivatsiya dostizheniya kak komponenty gotovnosti k risku (Personal creativity and achievement motivation as components of risk readiness). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2011. Vol. 4, iss. 2 (14), pp. 69-72 (in Russian).
6. Bocharova E. E. Gotovnost'k risku v sootnesenii s kharak-teristikami osoznannoy samoregulyatsii i sub "ektivnogo blagopoluchiya lichnosti (Readiness for risk in correlation with characteristics ofthe realized self-control and subjective well-being of the person). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2011. Vol. 11, iss. 4, pp. 58-63 (in Russian).
7. Arendachuk I. V. Sistemnyypsikhologicheskiy analiz riskov professional'noy deyatel'nosti (System psychological analysis of risks at professional activity). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2011. Vol. 4, iss. 2 (14), pp. 23-27 (in Russian).
8. Arendachuk I. V. Sub'ektnye usloviyaprofessionalizma i uspeshnosti prepodavatelya vuza v kontekste vedushchikh teoriy lichnosti (Subject conditions of higher school teacher's professionalism and success in context of leading personality theories) Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2010. Vol. 10. iss. 3, pp. 61-67 (in Russian).
Белых Татьяна Викторовна - доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой консультативной психологии, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: tvbelih@mail.ru
Изложены данные эмпирического исследования, демонстрирующие особенности динамики комплекса субъектных свойств личности студентов в процессе обучения в вузе. Обнаружены существенные различия в структуре субъектной организации у студентов начального и завершающего этапов обучения. Выявлено, что к завершающему этапу обучения у студентов проявляются свойства созидательной субъектности, определяющей не только высокий уровень стремления к самореализации, но и наличие сформированной системы гуманистических ценностей. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке из 50 студентов первого и пятого
курсов с применением диагностического инструментария: «Са-моактуализационного теста» (САТ), разработанного на основе «Опросника межличностных ориентаций Э. Шострома, в адаптации Ю. Я. Алешиной, А. Я. Гозмана, М. В. Кроза; опросник «Диагностика волевого самоконтроля» (ВСК) (А. Г. Зверкова, Е. В. Эйдмана); «Теста смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д. Крамбо, П. Махолик (в адаптации Д. А. Леонтьева); «Опросник уровня субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина с со-авт.; статистический метод - факторный анализ. Полученные данные могут быть использованы для организации и проведения консультативной деятельности студентов начального этапа обучения с целью развития способности к целеполаганию и гармонизации Я-концепции.
Ключевые слова: созидательная субъектность, стремление к самоактуализации, принятие ответственности, смысложизненные ориентации, волевой самоконтроль.
© Белых Т. В., 2015