Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА КООРДИНАЦИИ СЛУХА И ГОЛОСА В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО УЧИЛИЩА'

ПРОБЛЕМА КООРДИНАЦИИ СЛУХА И ГОЛОСА В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО УЧИЛИЩА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
154
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ СЛУХА И ГОЛОСА / ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО УЧИЛИЩА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Янышева Полина Игоревна

Осмысливая собственный практический опыт работы в условиях театрального училища, автор статьи делает вывод об эффективности метода «резонаторных ощущений», разработанного В.П.Морозовым, при решении проблемы координации слуха и голоса у начинающих певцов-актеров и предлагает ряд методических рекомендаций, направленных на развитие слуха при работе над постановкой голоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF COORDINATION OF EAR FOR MUSIC AND VOICE DURING VOCAL-PEDAGOGICAL WORK WITH STUDENTS OF THEATRIC COLLEGE

The problem of coordination of ear for music and voice during vocal-pedagogical work with students of theatric college (by Yanysheva P.I.). Comprehending an own pedagogical experience at the theatric college, the author judges efficiency of a method of «resonator sensations», introduced by V.P.Morozov, at the decision of a problem of coordination of ear for music and a voice at beginning singers-actors and offers some methodical recommendations directed on development of ear for music during voice training.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА КООРДИНАЦИИ СЛУХА И ГОЛОСА В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО УЧИЛИЩА»

Литература

1. Брызгалов И.П. Школа пения для баритона и баса. - Ташкент: Из-во лит. и искусства,

1987.

2. Менабени А. Методика обучения сольному пению. - М.: Просвещение, 1987.

3. Трояновская А.И. 100 вокальных упражнений. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1934.

4. Gretchaninoff А. School of Singing. - Oxford University Press, 1927.

© 2009 г. Янышева П.И.

ПРОБЛЕМА КООРДИНАЦИИ СЛУХА И ГОЛОСА В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО УЧИЛИЩА

Осмысливая собственный практический опыт работы в условиях театрального училища, автор статьи делает вывод об эффективности метода «резонаторных ощущений», разработанного В.П.Морозовым, при решении проблемы координации слуха и голоса у начинающих певцов-актеров и предлагает ряд методических рекомендаций, направленных на развитие слуха при работе над постановкой голоса.

Ключевые слова: координация слуха и голоса, вокально-педагогическая работа, студенты театрального училища.

Постановка голоса для будущих актёров драматического театра, а, зачастую, и актёров театра музыкальной комедии, вопрос крайне актуальный. Во-первых, развитие вокальных данных способствует становлению правильного дыхания и, соответственно, укреплению силы голоса, что является одним из профессиональных требований, предъявляемых к будущим актерам. Во-вторых, что не менее важно, постановка голоса оказывает большое влияние и на развитие других сторон творческой личности. Это и дополнительное высвобождение творческой энергии, и совершенствование собственного облика, и самопознание, и укрепление уверенности в себе.

К сожалению, далеко не каждый студент театрального училища имеет музыкальную подготовку или хотя бы обладает достаточными музыкальными данными. Одной из основных трудностей в такой ситуации является координация слуха и голоса, которая значительно осложняет процесс вокальной работы. Другая проблема заключается в том, что заниматься музыкой многие актеры начинают значительно позже, чем профессиональные певцы. Как известно, музыкальный слух, как и восприимчивость к музыке в целом, естественно необходимые для пения, с возрастом притупляются.

Цель данной статьи - обозначить эти проблемы и предложить возможные пути их решения.

Первым шагом педагога при работе над постановкой голоса у начинающего актера, который оценивает свои музыкальные данные как бесперспективные для занятий вокалом, должно быть формирование у последнего правильных установок. Необходимо объяснить студенту, что пение — врождённое свойство человека, что его голосовой аппарат - это живой «музыкальный инструмент», который всегда с ним, при помощи которого можно многое выразить, о многом рассказать.

Однако этот «инструмент» является сложно координированной системой и в отличие от обычных инструментов находится внутри человека, что вполне закономерно вызывает трудности при его освоении. Как показали исследования Л.Д.Дмитриева, В.П.Морозова, Г.П.Стуловой и др., голосовой аппарат человека - «звукообразующий комплекс, так как он многосоставен и включает в себя дыхательную систему как энергетическую основу пения, гортань как генератор звука и систему артикуляционных органов, работа которых обуславливает резонаторную функцию при голосообразовании» [1, 102]. Все полости

речевого тракта представляют собой систему верхних резонаторов (полости горла, зева, а также ротовые, носовые и лобные), все полости подсвязочного пространства составляют систему нижних резонаторов, куда входят трахея, бронхи, грудная клетка.

Следующим этапом работы является настройка голосового аппарата студента и его подготовка к певческой деятельности. Именно на этом этапе определение способа координации слуха и голоса становится одной из важнейших педагогических задач. Необходимо отметить, что в процессе обучения профессиональных вокалистов подобной задачи не возникает. Развитию координации слуха и голоса посвящена специальная дисциплина «сольфеджио».

Практический опыт работы в условиях театрального училища показывает, что эффективным инструментом решения данной проблемы является метод «резонаторных ощущений», теоретическое обоснование которого осуществил В.П.Морозов в книге «Искусство резонансного пения». Преимущество данного метода по сравнению с обычными методиками развития слуха состоит в том, что он учитывает целостность голосового аппарата, т.е. неразрывную взаимосвязь дыхания с положением гортани и резонаторов во время пения. Кроме того, использование данного метода способствует решению сразу двух задач: во-первых, выявить скрытые вокальные данные у тех студентов, которые, на первый взгляд, воспринимались как бесперспективные для занятий вокалом, во-вторых, достаточно быстро развить слух, благодаря налаживанию координации слуха и голоса.

Вокально-педагогическая практика показывает, что между резонансной зоной и определенной областью звуковысотности существует взаимосвязь, которая зависит от типа голоса (сопрано, меццо-сопрано, баритон, бас и т.п.) Так, например, при вокализации сопрано в пределах звукового диапазона от ми2 до ля2 задействуются лобные резонаторы, а при переходе в более высокий диапазон - резонаторы верхней части головы, которые могут быть условно обозначены как «надлобные». Поэтому студенту необходимо сначала почувствовать место резонатора, а затем соотнести это место с высотой звука. Для понимания и развития резонаторов на начальном этапе развития координации слуха и голоса учащегося очень эффективны и полезны такие упражнения, как «рычание» и «мычание». При этом студенту необходимо активизировать процесс сознательного запоминания резонаторных ощущений.

Особенно эффективно резонаторные ощущения развиваются при правильном применении дыхательной техники. Правильное дыхание — это дыхание носом (а не ртом), глубокое рёберное и диафрагменное. Оно позволяет превратить внутреннюю ротовую полость в резонирующий звуковой сосуд и открыть его так, как бывает при зевании.

Постепенно, путём вокального тренинга, появляется мышечная память, которая позволяет контролировать высотное положение звуков и способствует освобождению мускулатуры горла.

Результативность вокальных занятий напрямую зависит от длительности тренировки, которая в свою очередь определяется индивидуальными вокальными, психологическими и интеллектуальными способностями учащегося.

Эффективность применения метода резонаторных ощущений в условиях театрального училища обусловлена не только его физиологической естественностью, но и психологической целесообразностью при работе с актерами. Использование приема «вокальной метафоры» соответствует эмоциональной подвижности, раскрепощённости, гибкости, творческой активности и свободе воображения учащихся. Им достаточно легко представить воображаемые резонансные зоны — точки на голове, шее, груди или затылке, которые мысленно можно «открыть» или активизировать при звукоизвлечении, что обеспечивает успешность обучения.

Литература

1. Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором. М., 2005.

2. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. М.,

3. Дмитриев Л.Д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.